Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое воспитание молодежи Семенов Виктор Егорович

Правовое воспитание молодежи
<
Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи Правовое воспитание молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семенов Виктор Егорович. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Ставрополь, 2001. - 195 с. РГБ ОД, 61:02-12/93-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты правового воспитания 19

1. Развитие теоретических аспектов правового воспитания, правосознания 19

2. Организационные формы правового воспитания 34

Глава 2. Особенности правового воспитания молодёжи в советский период 55

1. Идеология правового воспитания советского периода 55

2. Формы и методы воспитания правосознания, правовой культуры 64

Глава 3. Правовое воспитание молодежи в современных условиях 106

1. Особенности формирования правовой культуры в современный период 106

2. Проблемы совершенствования правовой культуры, правового воспитания 135

Заключение 145

Список источников и литературы 159

Введение к работе

Вопросы изучения правосознания в нынешний переходный период развития России имеют, несомненно, актуальное значение.

Первая трудность, с которой сталкивается исследователь в данном контексте, состоит в том, что собственно следует считать переходным периодом для России? В современной юридической литературе справедливо отмечается, что переходный период - это время, когда правовая надстройка претерпевает существенные изменения, в основе которых лежит коренная трансформация экономической, политической и социальной сфер жизни страны1. И если первоначально предполагалось, что переходный период завершится принятием Конституции РФ 1993 г., потом - с окончанием конституционных реформ на базе Конституции 1993 г., то в последнее время все чаще правоведы склоняются к тому, что переходным периодом следует считать тот временной отрезок, в течение которого на практике будут реализовываться положения ст. 1 и 5 Конституции РФ, провозгласившие Россию демократическим, правовым, федеративным и социальным государством. Эти проблемы находятся в центре внимания ученых, юристов, социологов, политологов, философов, историков. В современной науке уже разработаны основы общей теории правосознания и правового воспитания. Среди них необходимо выделить работы следующих авторов: Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гой-мана, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Т.М. Шамба, В.А. Щегорцева,

1 См.: Закон в переходный период: опыт современной России // Круглый стол журнала «ГиП». 1995. №5. С. 28.

Л.С. Явича.

Правосознание выступает в качестве одной из форм общественного сознания, и, «естественно, обладает определенной самостоятельностью». П.П. Баранов определяет правосознание «как систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан Российской Федерации как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям1. При его изучении выделяют гносеологический и социологический аспекты, которые, несмотря на различия между ними, дополняют друг друга.

Структура правосознания, рассматриваемая в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности правовой идеологии и правовой психологии. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием правовой действительности, выступает начальной эмпирической степенью правосознания. Коренным отличием правовой идеологии является то обстоятельство, что она представляет более высокий концептуальный уровень правосознания.

Правовая идеология и правовая психология находятся в органической связи и взаимозависимости, но при этом в существенной степени отличаются друг от друга. Ведущим элементом в структуре правосознания является комплекс правовых идей. При социологическом аспекте анализа правосознания выделяются три компонента: познавательное, оценочное и практическое правосознание. В современной литературе при рассмотрении вопроса о функциях правосознания называют гносеологическую, регулирующую функции и функцию правового моделирования. В.В. Лапаева вы-

1 Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 474-475.

деляет и анализирует познавательную, оценочную и регулятивные функции1. Особое значение имеет определение правовой идеологии.

Автор диссертации полностью разделяет мысль В.Н. Синюкова о том, что основой этой идеологии должна быть идея общенациональной демократической правовой государственности. Ее развитие необходимо увязывать с перспективами правовой политики культурно-исторически ориенти-рованного государства . А.Б. Венгеров дает следующее определение правосознания: «это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания в правовой сфере, ее изменения, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Но это еще и новый этап состояния общественного сознания»3. А у С.А. Комарова находим следующее определение: «Правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни»4. С.А. Комаров дает также следующее определение правосознания: «это сложное явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков положительного правового поведения»5. В ряде других работ можно найти различные определения правосознания. Так, например, в Энциклопедическом юридическом словаре дано следующее определение правосознания: «категория теории государства и права и криминологии, означающая сферу общественного группового и индивидуального сознания, связанную с отражением правозначимых явлений и обусловленную правозна-

1 Лапаева В.В. Конкретно-социологические функции в праве. М., 1987. С. 85.

2 Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 483-484.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 573.

4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М, 1998. С. 326.

5 Там же. С. 327.

6 чимыми ценностями, правопониманием, представлением должного порядка»1.

На наш взгляд, целесообразно определить правосознание как сферу общественного, группового, индивидуального сознания, выражающую не только знание права, но и уважения к нему как к социальной ценности, и усвоенность навыков положительного поведения в соответствии с нормами общества .

При анализе правосознания мы исходим из того, что в его структуре также выделяются и уровни правосознания: обыденный, профессиональный, научный. Особое значение приобретают видовые характеристики правосознания: индивидуального, группового и массового.

Правосознание органически связано с правовой культурой. Последняя опирается на правосознание, но является самостоятельной категорией.

В настоящее время ученые не могут найти единый подход к оценке правовой культуры. Существует множество подходов и определений, их около 250. Так, например, Н.Е. Соколов дает следующее определение: «Правовая культура - совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества». В научной литературе правовая культура характеризуется как совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями; совокупность общественных мнений, оценок содержания действия норм позитивного права и правовой системы в целом; достигнутый уровень накопления владения и пользования информацией3.

1 Энциклопедический юридический словарь. М., 1997. С. 240.

2 По проблемам ценностного подхода см. работу Е.А. Макаровой «Традиции и обнов
ления в праве: проблемы ценностного подхода» // ГиП. 1996. № 5. С. 105.

3 Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 242-243.

В энциклопедии «Общая теория права» под редакцией В.К. Бабаева, В.М. Баранова дано следующее определение правовой культуры общества: «Правовая культура общества - обусловленное социально-экономическим, духовным и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, а также степени гарантированное государством и гражданским обществом свободы поведения личности в единстве соответственности перед обществом». Иными словами, правовая культура общества - совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов, состояний и форм, выполняющих функцию социо-правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации)1. А правовая культура личности - знание, понимание и сознательное выпол-нение требований права в жизнедеятельности человека (индивида) . У Венгерова дано следующее определение правовой культуры: «...характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которую опирается исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она интенсивностью убеждений ценности права»3.

Правовая культура находится в тесной взаимосвязи с законностью, пронизывает процесс укрепления законности, выступает в качестве его метода и необходимого конкретно-исторического понимания правовой культуры, не только не исключает, но и предопределяет понимание правовой культуры как одной из форм общественного сознания. Правовая культура возникает в процессе общественно-правовой деятельности людей, отражает мировоззренческие элементы общественного сознания и идейную сущность правовой системы. Исследования правовой культуры должны опи-

1 Бабаев В.К., Баранов В.Н. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород,
1998. С. 90-95.

2 Там же. С. 91.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 585.

раться на научное знание законов развития государства и права. При анализе состояния правовой культуры молодёжи необходимо выделить уровень развития и процесс развития правовой культуры в тесной связи с уровнем социально-экономического развития общества. Правовая культура является одной из категорий общечеловеческих ценностей и выступает как важнейший критерий становления российской государственности.

Правовая культура является составной частью духовной культуры общества. В нее входят такие элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их применения, формированием определенных вариантов поведения граждан в обществе. Правовая культура определяет принципы поведения каждого индивидуума, систему правовых ценностей, идеалов общества. Ее элементами являются правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества. Однако и по этому вопросу нет пока единства мнений. Так, например, В.Б. Сальников считает, что элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов1. А.П. Семит-ко подчеркивает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния следующих компонентов системы правовой жизни общества:

  1. правовые тексты;

  2. правовая деятельность;

  3. правовое сознание;

  4. субъект - носитель правовой культуры.

В.П. Сальников приводит следующее определение правовой культуры: «Правовая культура общества предстает как разновидность общест-

1 Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаеве. Нижний Новгород, 1993. С. 502.

венной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, составляющей все ценности, которые созданы людьми в области права»1.

В современных условиях становления и развития правового демократического государства особое значение приобретает проблема правового воспитания молодежи. Она определяет будущее любой страны. Важнейшими группообразующими признаками молодежи большинство ученых признают возрастные характеристики и органически связанные с ними особенности социального положения. Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет . Интересно определение, данное И.С. Коном: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности, имеют социально историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации3.

Как составная часть общества, молодёжь является предметом изучения многих наук. Право, история, социология, демография, философия,

1 Там же. С. 500.

2 Литовский В.Т. Методология и методика изучения идеалов жизненных панов моло
дёжи: Автореф. канд. дис. Л., 1968. С. 18.

3 Кон И.С. Молодёжь // Большая советская энциклопедия. 3 изд. М., 1996. Т. 16. С. 478.

психология - вот основной перечень наук, в которых термин «молодёжь» входит в понятийный и терминологический аппарат.

И естественно, что в каждой из этих наук в понятие «молодёжь» вкладывается своё содержание. Это связано с особенностями предмета науки и традиционностью употребления в них данного понятия.

В публикациях 90-х гг. по проблемам молодёжи наметились тенденции формирования целостного представления о молодёжи.

Актуальность изучения правового воспитания молодёжи в современных условиях не вызывает сомнения. В ходе реформирования России произошла коренная переоценка ценностей. Сегодня она протекает в условиях острой борьбы, выступает составной частью поисков исторического пути развития демократической России. Углубление представлений о противоречивости самого переходного периода, осознание нерациональности и неадекватности складывающимся общественным отношениям временных законодательных решений, заведомо рассчитанных на короткий срок действия, поверхность и неубедительность бытующего на протяжении последних лет оптимизма, всё это предопределяет возрождение интереса учёных к проблематике правосознания и связанной с этим правовой культуры. Проблема правосознания в переходный период многоаспектна, налицо и позитивные, и негативные тенденции его развития.

С одной стороны, можно констатировать уже при сопоставлении Конституции РФ 1993 г. с ранее действовавшими основными законами страны значительную гуманизацию закона, ориентированную на человека. Такая посылка закреплена в ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а признание и соблюдение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, обязанностью государства.

Наиболее характерными примерами гуманизации закона, его ориента-

11 ции на человека можно назвать снятие запретов на инакомыслие, проведение забастовок, демонстраций, митингов, ограничение смертной казни, признание государством не только политической, но и юридической ответственности перед гражданами. Вместе с тем заметна и другая трансформация, соотношение элементов правовой регуляции и саморегуляции субъектов права в пользу последнего. Это связано с общей гуманизацией права, его ориентированностью на человека и как следствие - расширением свободы усмотрения субъектов права в качестве необходимого условия функционирования правового демократического государства.

С другой стороны, выявляются существенные дефекты законодательной деятельности в переходный период, связанные с недостаточной ориентацией законодателя на глубинные закономерности регулируемых законом отношений. Это проявляется, например, в желании максимально быстро перейти к рыночным отношениям, ограничиться в принимаемых законах и подзаконных актах чисто рыночным правовым механизмом в сфере экономики и социальной жизни, не принимая в расчет монополизма производителя, слабого контроля за выполнением законов, уровнем правосознания и правовой культуры населения.

По данным социологических исследований, проведенных недавно по заказу Российского фонда правовых реформ, подавляющее большинство граждан страны - 68% - ничего не знают о содержании действующего законодательства о выборах, из них 26% вообще не слышали о том, что такие законы существуют, и только 5,3% граждан назвали право участвовать в выборах в числе главных необходимых прав, которые должно гарантировать государство .

Актуальность этой темы объясняется и необходимостью системного

1 Комсомольская правда. 1999. 20 августа.

изучения процесса правового воспитания молодёжи в современных условиях. Нынешнее поколение будет определять будущее России в XXI веке. От того, какие позитивные качества заложили мы в сознание молодёжи, зависит успех демократических преобразований в России. Развитие России как демократического и правового государства настоятельно требует формирования высокого уровня правосознания молодёжи, воспитания у неё чувства ответственности за судьбу Родины, гражданственности и патриотизма. Правовая культура, являясь частью духовной культуры, составляет её важнейшую часть. Ныне этот процесс происходит в сложных условиях переходного периода.

Произошло существенное обновление всех отраслей права в связи с принятием Конституции РФ 1993 г. Это обстоятельство с особой силой диктует необходимость совершенствования правового воспитания молодёжи с учётом новых социально-экономических, политических и духовных реалий. Глубокие изменения происходят и в российской правовой системе. Их всесторонний глубокий анализ позволит выяснить узловые точки этого процесса. Изменения, происходящие в правовой системе, отражают введение в право России норм международного права, международных стандартов.

Актуальность темы определяется и изменением ценностных ориентации в постсоветский период. Переход к плюрализму в области политики и идеологии привёл к размыванию привычных социальных оценок, в значительной степени осложнил процесс правового воспитания. Россия в XX веке пережила крупнейшие изменения в области государственного устройства и правовой системы. Происходящие ныне процессы требуют более глубокого и детального изучения.

Актуальность темы обусловливается и преобразованиями в экономике страны, признанием многообразия форм собственности.

Необходимость более глубокого исследования темы определяется также задачами социального управления процессами, происходящими в правовой культуре молодёжи в целях предотвращения нежелательных вариантов развития, потребностями социального прогнозирования и научной оценке происходящих изменений.

Теория правового воспитания разрабатывается учёными, представителями различных наук: юристами, философами, социологами, педагогами, психологами.

В работах ряда ученых рассматриваются различные аспекты правового воспитания вообще и молодежи в частности. Эти вопросы рассматривались в различных аспектах в трудах ученых П.П. Баранова, В.М. Баранова, В.П. Сальникова, С.Н. Комарова, А.Г. Бережнова, Е.В. Татаринцевой, В.А. Щегорцова и ряда других, В ходе исследования правового воспитания автор опирался на работы С.Н. Кожевникова, Н.И. Матузова, Р.Е. Лившица, П. Новгородцева, И.М. Кейзерова, В.Н. Кудрявцева, Г.В. Мальцева, В.П. Тугаринова. Значительный вклад в разработку проблем правового воспитания внесли ученые, представители социологической, философской, педагогической, психологической науки. В своей работе автор использовал ряд социологических исследований, проведенных учеными института социологии Российской Академии наук, Московского государственного университета и ряда других.

Автором в течение ряда лег проводилось собственное исследование по данной проблеме. Особый интерес представляют научные разработки, проведенные Институтом социологии РАН, в контексте выявления качественных изменений жизненных притязаний и стратегий различных групп молодежи. В связи с изменением ценностных ориентации молодежи автор опирался на работы Ю.А. Красина, Н.Н. Моисеева, И.Ф. Пригожина, А. Ахиедера, А. Уткиной, В. Комаровского, В. Нерсесянца, В. Ильина, А. Па-

нарина, П. Симуша, В. Согрина.

Перечисленные проблемы неоднократно становились предметом обсуждения научной общественности. В этой связи обращают на себя внимание материалы ряда конференций: «Россия и Запад: взаимодействие культур», «Советское общество и советский человек - точка зрения Александра Зиновьева» (1992 г.), «Российская ментальность» (1994 г.) и другие. Несмотря на бесспорность выводов и результативность этих исследований, отметим, что они рассматривают лишь отдельные аспекты правового воспитания молодежи или рассматривают ее в изоляции от проблем изменения ценностных ориентации молодежи. К сожалению, пока отсутствуют работы, посвященные исследованию правового воспитания молодежи с точки зрения новых методологических подходов.

Глубокие качественные преобразования, связанные со сменой политического устройства нашего государства, социально-экономических приоритетов на макроуровне, ценностных ориентации различных групп молодежи предопределяют необходимость обновления методологического инструментария по предложенной проблематике при эффективном использовании уже привычных подходов.

В целом же можно сказать, что проблема изучения особенностей правового воспитания молодежи остается малоисследованной.

С учётом вышеизложенного, объектом исследования выступает правовое сознание молодёжи в его развитии. Предмет исследования детерминирован изменениями ценностных ориентации, обусловленных трансформацией правовой системы России.

Одновременно в фокусе внимания автора новые факторы, определяющие процесс формирования правовой культуры молодёжи в современных условиях.

Особый аспект исследования связан с аналитическими обобщениями

тенденций в изменяющейся правовой культуре молодежи в связи с изменением жизненных стратегий, перехода страны к рыночному хозяйству. Данные обобщения связаны как с прогрессивными, так и с регрессивными явлениями, характеризующими многогранное содержание феномена правосознания молодёжи.

Цель данной диссертации состоит в том, чтобы комплексно исследовать проблемы правового воспитания молодёжи, выявить её специфику, прогнозировать формы и методы этой работы Существенным элементом данного исследования является моделирование возможных вариантов правового воспитания молодежи.

Эти цели предполагают рассмотрение проблем правового воспитания молодёжи в различных аспектах. Во-первых, требуется рассмотреть специфику правового воспитания молодёжи как части российского общества, определяющую будущее развития страны. Это предполагает возможность анализа этой проблемы с позиций новых методологических принципов. Во-вторых, представляется необходимым выяснение теоретического смысла переоценки идеологии правового воспитания, ее связи с более общей проблемой социальных изменений, социальных переходов, что позволило бы наметить подходы к выяснению природы этих изменений, их места и роли в процессе развития правового государства. В-третьих, требуется углубление процессов изменения формы и содержания правового воспитания молодёжи, способов его реального осуществления. Это предполагает анализ взаимодействия субъективных и объективных факторов, определяющих процесс правового воспитания молодёжи, их рассмотрение через призму новаций и традиций. Кроме этого требуется решение целого ряда других конкретных задач.

1. Обосновать сущность новых подходов к процессу правового воспитания молодёжи в условиях совершенствования российского за-

16 конодательства.

  1. Разработать практические рекомендации по совершенствованию этой работы в условиях нового качественного состояния правовой системы нашего общества.

  2. Рассмотреть отражение правового воспитания в современной юридической науке.

  3. Выявить специфические проблемы правового воспитания молодежи в нынешний переходный период развития России.

  4. Проиллюстрировать основные положения диссертации результатами конкретно-социологического изучения ценностных ориентации молодежи в области права в настоящих условиях.

Научная новизна диссертации состоит в самой постановке проблемы правового воспитания молодежи в условиях реформ в России. Впервые ставится проблема комплексного исследования правового воспитания молодежи как составной части российского общества в современных условиях. В соответствии с целями исследования проведен ретроспективный анализ ряда устоявшихся положений по вопросу о правовом воспитании молодежи в советский и постсоветский периоды, определены рамочные принципы новых ценностных ориентиров молодежи в условиях экономических и политических реформ в России. Проанализированы формы и методы правового воспитания молодежи в условиях перехода от моноидеологической системы к плюралистической. На основе обращения к опыту правового воспитания молодежи в советский период раскрывается механизм перехода к новым ценностным ориентациям.

Теоретическим фундаментом для анализа феномена молодежи являются данные различных наук, в том числе - социальной философии. Она позволяет вскрыть роль молодежи и зависимость ее положения от характера общественного строя, политического режима, формы государственного

устройства, политического и экономического положения в стране. В разных странах в зависимости от экономического и политического положения проводится различная политика по отношению к молодежи. Большинство исследователей проблем молодежи исходит из необходимости учета не только возрастных особенностей молодежи, но и ее социального положения. В то же время доминанта социально-исторического, классового подхода, господствующая в работе ученых советского периода, не позволяла в полной мере выяснить особенности становления молодежи как особой возрастной группы. Автор диссертации считает необходимым использовать в диалектической связи и взаимозависимости оба эти подхода. В социальной философии молодёжь рассматривается и как объект воспитания, и как субъект активного действия. Процесс формирования молодёжи, её жизненно важных качеств не может представлять собой лишь пассивное отражение окружающей действительности. Необходимо всесторонне и глубоко анализировать происходящие изменения, учитывать то новое, что вносит в жизнь общества каждое новое поколение. Такой подход позволил бы более глубоко и всесторонне исследовать круг данных проблем.

Вместе с тем с уверенностью можно констатировать наличие большого числа разнообразной научной продукции, в т.ч. работ юристов, философов, социологов, междисциплинарных исследований по вопросам общей теории правосознания. Углубление представлений о противоречивости, осознание нерациональности и неадекватности самого переходного периода складывающимся общественным отношениям временных законодательных решений, заведомо рассчитанных на короткий срок действия, поверхностность и неубедительность бытующего на протяжении последних лет оптимизма, что «всё само собой образуется», обусловившие крен в сторону уступок в пользу саморегуляции субъектов права, предопределяют возрождение интереса учёного к проблематике правосознания и

связанной с этим правовой культуры. Проблема правосознания в переходный период многоаспектна, налицо и позитивные, и негативные тенденции его развития.

Развитие теоретических аспектов правового воспитания, правосознания

Анализ правовой культуры молодежи имеет принципиальное значение. Для анализа выяснения значения воспитания правовой культуры молодежи особую роль играет ее теоретическое осмысление. Процесс ее развития и формирования в современных условиях должен быть связан с положением Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1. Эта характеристика имеет принципиальное значение для современного развития России. В отечественной философской, а также юридической науке долгое время идея правового государства считалась выдумкой теоретиков Запада и не признавалась учеными ряда школ, хотя существовали интересные работы в этом направлении. В настоящее время эта точка зрения принята и у нас.

Отвергнута точка зрения, отождествляющая право с законом, которая открывала путь к подмене права, обязательного для законодателей в их законотворческой деятельности, законом, принимаемым произвольно в соответствии с точкой зрения законодателя.

Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это государство, признающее право как исторически развивающееся в общественном сознании, меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и в практике реализации прав и свобод человека, демократии.

Ведь идея господства права в жизни общества и государства - это синтез тысячелетних поисков источника права для законотворчества. Итак, права человека - абсолютная ценность, установленная и охраняемая Основным Законом. Их абсолютность состоит в том, что они являются необходимым условием достойного существования человека, Права человека переводят содержание этих ценностей на конкретный уровень отношений, складывающихся между человеком и обществом, гражданином и властью, между людьми. Степень достижения этих ценностей, претворения их в жизнь - показатель гуманности общества. Изменение концептуального подхода законодателя к правам человека с неизбежностью детерминируют преобразование самого подхода к правовому воспитанию молодежи.

Верховенство права собирательно символизирует наиболее важные аспекты демократической формы правления. Его суть состоит в том, что правительственные решения должны быть основаны на согласии народа и действовать только через структуры и процедуры, разработанные для предупреждения индивидуальных притеснений или государственной тирании, защиты общих фундаментальных прав и свобод, являющихся объектом оценки независимых судов, выносящих приговоры, основанные на законе. Главные устои верховенства права отражают многообразный спектр мнений по этому вопросу. Однако в юридической литературе справедливо выделяют пять наиболее важных принципов верховенства права: 1) правительство, управляемое народом и существующее для народа; 2) разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью; 3) представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц (зашита личной свободы и личного достоинства); 4) федерализм; 5) независимая судебная система.

Идея господства права в Конституции РФ выражается в том, что государство не создаёт, не дарует людям их права, являющиеся неотчуждаемыми и принадлежащими им с рождения, а государство только признает, соблюдает и защищает человека - носителя этих прав и свобод как высшей человеческой ценности. А права и свободы человека и гражданина определяют глубинный смысл содержания законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются и защищаются правосудием.

Само же государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующее под его контролем. Одним из важнейших принципов правового государства является провозглашение человека, его прав и обязанностей высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности располагаются по отношению к этой ценности на более низкой ступени и не могут ей противоречить Провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является весьма важным принципиальным достижением конституционного права России и отражает требование международных норм. Это высшие правовые принципы выработаны демократическими движениями и закреплены конституционным опытом Франции, Германии, Италии и многих других стран.

Организационные формы правового воспитания

Практические меры, средства, формы и методы, посредством которых государственные органы воздействуют на процесс развития правовой культуры молодёжи, составляют механизм управления. Научное управление процессом предполагает систематическое воздействие на сознание молодых людей в целях выработки у них высокой правовой культуры. Научное управление процессом формирования и развития политической культуры требует соблюдения таких основных принципов, как конкретность, связь с жизнью, организованность и непрерывность, системность и систематичность. От знания специфики молодёжи как социально-демографической группы, места и роли занимаемого ею места в обществе, её интересов, запросов, настроения, жизненных планов зависит правильный выбор средств, форм и методов воспитания правовой культуры. Управление процессом развития и воспитания молодёжи зависит от определения её места в обществе, прав, свобод. Принципиальное значение имеет анализ условий протекания процесса воспитания правовой культуры, выяснение как позитивных, так и негативных детерминантов, степень их влияния, выявление и определение мер по их усилению или преодолению. Подобный подход позволяет прогнозировать и планировать роль правовой культуры. Управление этим процессом во многом зависит и определяется гибкостью применяемых форм воспитания правосознания. Во всей работе, направленной на воспитание высокой правовой культуры, первостепенная роль принадлежит воспитанию высоких гражданских качеств, качеств патриота-гражданина. Для успешного решения задач формирования и развития правовой культуры молодёжи необходим научный подход, гибкая и стройная система, предусматривающая прочное соединение всех звеньев, форм и методов работы в единое целенаправленное действие, обеспечение комплексности воспитательного воздействия, учёт полной совокупности всех его элементов, учёт влияния объективных и субъектных факторов, дифференцированный подход к воспитанию молодежи. Мы, формулируя и определяя эту задачу, исходим из того, что ни одно из средств воспитания, взятое в отрыве от других, изолированно, не принесет успеха. Для успеха этой работы мы должны исходить из того, что необходимо: 1) добиваться целей и основных направлений этой работы, выделяя в ней главные цели и показатели, которые должны быть реализованы в определённый период; 2) обеспечивать полный и всесторонний успех объективных и объективных условий; 3) сочетать воздействие средств массовой информации с деятельностью лекторов, учителей; 4) учитывать при проведении этой работы образовательный уровень различных категорий молодежи; 5) постоянно изучать потребности юношей и девушек, их интересы и настроения, учитывать их социальный опыт, особенности ментальносте.

При этом необходимо помнить, что важно также обеспечить единство коллективных и индивидуальных средств воспитания, различных методов воспитания - методов принуждения и убеждения. В последние годы по проблемам правового воспитания молодежи широко дискутировался вопрос о критериях эффективности этой работы. Эффективность чаще всего рассматривается как характеристика либо как ее результат. Необходимо при этом не только определять полученный результат, но и сравнивать его с запрограммированной целью, определить, насколько он приблизился к этой цели. Воспитательный процесс нельзя точно измерить.

Правовое воспитание является одним из важнейших в направлении процесса воспитания личности молодого человека, гражданина новой свободной демократической России. Правовое воспитание органически связано и определяется развитием социальных условий, экономическими, политическими, духовными факторами. Понятие правового воспитания, как и воспитания в целом, анализируется в научной литературе в двух смыслах: в широком и узком. Под воспитанием в широком смысле понимается воздействие всех факторов, формирующих и определяющих жизнь человека. Проанализируем специфику принципов правового воспитания: научности и объективности. Принцип научности правового воспитания требует всестороннего и глубокого анализа реальной действительности с позиций познания объективных законов развития российского общества и применения этих законов в правовой практике. Научность правового воспитания основывается на использовании достижений не только юридической науки, но и философии, педагогики, психологии, социологии, учете характера взаимодействия всех средств на духовный мир молодого человека. Большая роль принадлежит ученым-юристам, разрабатывающим теорию правового воспитания, целью которого является воспитание уважения к законам новой демократической России. Сегодняшний этап развития России выдвинул принципиально новые задачи, требующие новых приемов в правоохранительной работе. Они коренным образом должны отличаться от тех, которые использовались в советское время, от устаревших приёмов и подходов. Строительство правового государства накладывает определенный отпечаток на методы правового воспитания молодежи, которые требуют современного наполнения.

Идеология правового воспитания советского периода

Как известно, советский период характеризовался особенностями организации правового воспитания молодёжи в условиях доминировавшего марксистско-ленинского мировоззрения. Происходила абсолютизация этого принципа, в ряде ситуаций она доводилась до крайних форм выражения. Принцип партийности носил ярко выраженный классовый характер и был направлен на формирование у молодёжи марксистско-ленинского мировоззрения. Вся система воспитания правовой культуры молодёжи строилась на воплощении этого принципа в жизнь. Высший уровень развития культуры молодого человека предполагал соответствующую степень сформированное ценностных характеристик молодого человека, в том числе и таких значимых, как чувство ответственности, гражданского долга. Воспитание социалистического правосознания базировалось на марксистско-ленинской идеологии. Оно выступало в качестве идеологической базы правовых взглядов всех классов и социальных групп советского общества. В условиях многопартийности ставилась задача, чтобы идеи социалистического права знали все трудящиеся, все советские люди, в том числе и молодёжь. Л.И. Брежнев подчеркивал: «Наше отношение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека»1. Главным теоретическим постулатом этой деятельности был комплексный подход к постановке всего дела коммунистического воспитания, обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп населения. Правовое воспитание являлось составной частью всего процесса коммунистического воспитания молодёжи. Правовое воспитание базировалось на закономерностях коммунистического воспитания. И оно характеризуется общими чертами, относящимися к коммунистическому воспитанию вообще. Марксизм-ленинизм рассматривал процесс воспитания молодёжи в тесной органической связи с экономическим, социальным и политическим фактором развития советского общества. Правовое воспитание являлось классовым. На первом месте находился классово-партийный, идеологический аспект воспитания. Идеологическое влияние должно было обеспечивать формирование социалистического правосознания. Это понимание правового воспитания как целенаправленного идеологического воздействия было отражено в документах КПСС: в Программе Коммунистической партии Советского Союза, в материалах XXIV-XXVII съездов КПСС, в работах советских ученых. Обратимся к мысли М.И. Калинина, который писал о том, что воспитание происходит «только в порядке повседневного незаметного воздействия на основе товарищеского общения в течение всего периода школьной жизни»1. В.И. Ленин в своем выступлении на III съезде комсомола говорил о необходимости воспитания коммунистической нравственности. В воспитании нравственных позиций молодого человека особое значение имело воспитание уважительного отношения к законам социалистического государства, к социалистической законности, к правопорядку. Партийность правового воспитания молодежи исходила из принципа классового подхода к проблемам формирования правосознания молодежи. Считалось необходимым рассматривать право с точки зрения защиты интересов трудящихся нашей страны. Особая роль отводилась революционному правосознанию. Большое место отводилось связи с жизнью, практикой коммунистического строительства. Считалось, что связь правового воспитания с практикой служит делу укрепления советской государственности, тесной связи с жизнью. Предполагалось, что только на личном опыте участия в практической реализации норм социалистического права вырабатывалась убежденность советской молодежи в правильности и необходимости развития правопорядка в стране. Большое внимание уделялось широкому вовлечению трудящихся, в том числе и молодежи, в процесс обсуждения наиболее важных, имеющих для страны принципиальное значение законопроектов. Так, например, молодежь Краснодарского и Ставропольского краев принимала участие в обсуждении проекта Конституции СССР 1977 г. На открытых комсомольских собраниях было высказано много предложений по совершенствованию обсуждаемого проекта, часть из которых была учтена. Всего по официальной статистике в обсуждении приняло участие около 140 миллионов человек, было высказано около 400 тысяч предложений, часть из которых была учтена при выработке основного закона государства. Анализируя состояние правового воспитания молодёжи в данный период, необходимо отметить, что особое значение уделялось изменению подходов и приёмов правовоспитательной деятельности. Они естественно изменялись в соответствии с требованиями различных этапов социалистического строительства. В решениях целого ряда съездов определялся комплексный подход в качестве главного подхода в постановке всего процесса коммунистического воспитания, в том числе и правового. Этот комплексный подход в постановке воспитания предполагал раскрывать положения по развитию советской социалистической демократии и совершенствованию социалистической законности, упрочнению социалистического правопорядка, демократизма и гуманизма советского общества. Определяя задачи правового воспитания, исходили из указания В.И. Ленина о необходимости связывать дело коммунистического воспитания с текущими задачами коммунистического строительства.

Особенности формирования правовой культуры в современный период

Особое значение имеет изучение особенностей формирования правовой культуры в современный период. Становление и развитие рыночных отношений вызвали у большинства молодых россиян ожидание скорого наступления жизни с более высоким материальным достатком, приобщение к тому уровню жизни, которого достигли западные демократии. Рост необоснованных ожиданий породила приватизация. Пробелы же в законодательстве сделали возможным возникновение различных финансовых пирамид. Первый крах этих необоснованных ожиданий привел к панике и растерянности среди молодых людей. Надежда на быстрое и легкое обогащение исчезла как дым. Увеличилось число субъектов права, которые хотели бы удовлетворить свои непомерные потребности, не вкладывая соответствующего труда. В работе с такой категорией молодежи государство вынуждено идти путем угрозы применения соответствующих санкций по отношению к молодому человеку. Конечно, угроза применения - это один из многочисленных способов воздействия на молодого человека. И это влияние на молодого человека строится на психологической основе. Угроза применения санкций вызывает у человека чувство страха, тревоги, беспокойства. Естественно, что различные интересы никогда не преодолеваются полностью, а лишь подчиняются побеждающему интересу. Изучая проблему воспитания у молодежи правовой культуры, мы провели ряд социологических исследований, В этой связи мы использовали основополагающие методологические принципы и конкретные методы исследования. Был проведен ряд исследований при помощи студентов юридического факультета Ставропольского государственного университета и лично автором, деканом юридического факультета Ставропольского государственно го университета. Исследование включало в себя ряд этапов:

1) подготовительный, на этом этапе изучались данные отчетности правоохранительных органов; на основании наблюдений и экпрес-сопросов проводились наблюдения среди сельской молодежи Ставропольского и Краснодарского краев, рабочей и интеллигентской молодежи г. Ставрополя, Краснодара и Сочи, студентов юридических вузов г. Краснодара и вузов г. Ставрополя, Кисловодска; 2) определение методологии (выбор объектов исследования, определение цели исследования и конкретных методов получения, отбора и анализа информации); 3) получение информации; 4) количественный и качественный анализ полученной информации.

В работе Б.А. Щегорцова «Социология правосознания» методы анкетирования и интервьюирования описаны достаточно полно. Мы в своём исследовании достаточно широко использовали как метод анкетирования, так и метод интервьюирования. Огромную помощь в проведении метода интервьюирования исследователю оказали студенты юридического факультета Ставропольского государственного университета, которые провели более 10000 интервью. Кроме того, мы использовали и такой метод, когда студент-интервьюер беседовал с респондентом только по вопросам анкеты. При этом особую роль сыграли технологические обобщения, сделанные с помощью оценочных подходов. С этой целью использовался экспертный опрос, в последующем результировавшийся в экспертных оценках. Экспертный опрос мы, как правило, разбивали на два этапа. Первый включал в себя беседы с работниками правоохранительных органов, второй - с лицом, склонным к совершению правонарушений. Для того чтобы контролировать мнения различных лиц, было предложено заполнить анкеты. Для анализа приводятся некоторые результаты исследований.

Если провести анализ факторов, приводящих к правонарушениям, то их можно подразделить на группы: разлагающее влияние быта, роскоши на класс складывающихся «новых русских», безработица, неумение и нежелание найти работу, отрицательное влияние средств массовой информации, безнадзорность. Определяющими в этом случае были обстоятельства, формирующие личность молодого человека, юноши или девушки. Эти обстоятельства в последнее время изменились и на первый план выделились такие, как безработица, неумение и нежелание найти работу, безнадзорность, отсутствие организации жизни молодёжи по интересам, разлагающее влияние быта, роскоши на класс «новых русских». В проведенных автором исследованиях анкетирование применялось главным образом в сочетании с интервьюированием этих же субъектов. Для определения уровня правовых знаний подростков и молодых людей с ними были проведены беседы, а затем и анкетирование. Исследование проводилось в городах Ставрополе, Кисловодске, Сочи, в ряде сёл Ставропольского и Краснодарского краёв. Для школьников была составлена анкета, состоящая из «открытых» вопросов. В их число входили следующие.