Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сидорин Вадим Юрьевич

Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси
<
Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сидорин Вадим Юрьевич. Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : СПб., 2004 166 c. РГБ ОД, 61:05-12/632

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Генезис политико-правовой мысли в Древней Руси и его теоретические источники XI - XIV вв. 13

1.1. Истоки формирования политико-правовой мысли Древней Руси 13

1.2. Идеал русской государственности в «Слове о Законе и Благодати» 30

1.3. Представления о предназначении монарха в политических программах Владимира Мономаха и Даниила Заточника 46

ГЛАВА 2. Трактовка природы государственной власти в России XV-XVII вв. 60

2.1. Концепция Филофея «Москва - третий Рим» как обоснование духовных основ российской государственности 60

2.2. Альтернативные трактовки государственной власти в политической полемике XVI в. 81

2.3. Развитие представлений о монархии как форме правления в политико-правовых учениях XVII в. 112

2.4. Эволюция политико-правовой мысли в XIX - нач. XX вв. 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В конце XX века осознание целостности человеческой истории и судьбы обрело свои очертания в различных общественно-политических и правовых теориях. Развитие общественной мысли принято рассматривать в рамках диалога культур, с учетом того, что при всех исторических противоречиях и жестких столкновениях цивилизаций процесс взаимовлияния никогда не прерывался. Вопреки распространенному заблуждению, вся многовековая история государства и права допетровской Руси отличается наличием разнообразных связей с Востоком и Западом. Менялись векторы направления, степень интенсивности, уровень контактов, система приоритетов, однако никогда отечественная правовая культура, а весте с ней и политико-правовая мысль, не развивались в изоляции и вопреки основополагающим тенденциям эволюции мировой цивилизации.

Очевидно, что правовая культура России и правовая культура Западной Европы весьма различны, что находило свое отражение в образцах политической и правовой мысли. Однако не следует забывать, что они имеют общие корни, восходящие к традициям античности, традициям римской государственности и греческой учености. Для русской мысли взаимосвязь с античным наследием была опосредована влиянием византийской культуры, в рамках которой происходил своего рода синтез римской государственности и эллинистической культуры. Для западно-европейской - непосредственным влиянием "первого Рима" и несколько меньшей востребованностью общекультурного и политико-правового наследия греков. Развитие истории политических и правовых учений в современных условиях сложного взаимодействия процессов глобализации и процессов поиска национальной идентичности предполагает конкретизацию наших знаний о первоистоках правовой культуры, что делает особенно актуальной задачу выявления особенностей генезиса, формирования и развития политико-правовой мысли в эпоху средневековья. В условиях поиска оснований для конструктивного диалога с Западом с целью сопоставления и унификации правовых традиций это может задать дополнительные предпосылки для вполне реальной динамики в направлении конвергенции правовых систем.

Актуальной продолжает оставаться задача выявления закономерностей развития в средневековых русских политико-правовых учениях различных концепций организации верховной государственной власти в России, проанализировать исторически сложившиеся теоретические конструкции, предусматривающие возможность ограничения всевластия монарха системой сословно-представительных учреждений. Сохраняет теоретический интерес опыт русских мыслителей по анализу вопросов государственной власти в контексте проблематики исторических перспектив развития российского государства, отношения закона и справедливости, законного и тиранического в системе государственного управления.

Однако при всей актуальности нового прочтения и углубленного анализа истории русской политико-правовой мысли в эпоху средневековья именно здесь отечественная юридическая наука имеет существенные пробелы. Во многом это, видимо, было связано с религиозно-нравственной составляющей средневековой юридической практики и политической мысли, что вызывало определенное отторжение у историко-правовой науки, сформировавшейся на теоретическом фундаменте юридического позитивизма. Сегодня впервые появляется возможность, используя современный инструментарий историко-правовой науки, адекватно, без идеологической предубеждений решать данную научную задачу, а значит, и понять причины того, почему чисто формальное, рассудочное отношение к правовым законам, столь свойственное народам протестантской и католической ветвей христианства, чуждо правовой культуре русского народа.

В России всегда искали правду жизни, не удовлетворялись полезностью и умозрительностью. Правда не может быть чисто юридической регламентацией поведения граждан, правда - это стремление к справедливости, к истинности человеческих отношений, к добру и совершенству. "Русская Правда" как юридический памятник, открытый В.Н. Татищевым и по истокам восходящий к древнейшей истории Руси, свидетельствует о глубине слияния в России юридических, нравственных и религиозных категорий. Отражение этой взаимосвязи мы находим и в памятниках средневековой правовой мысли. Их анализ позволяет лучше понять современные особенное)и правовой культуры общества, которые являются результатом своего рода исторической проекции национальных традиций, а также позволяет в принципе уточнить пути формирования особенностей правовой культуры. В свою очередь изучение политических и правовых концепций во взаимосвязи с основными этапами государственно-правового строительства дает возможность более точно определить закономерности становления и развития политико-правовой мысли, взаимовлияния политико-правовых идей и общественно-политической практики. Правовая мысль средневековой России является таким же неотъемлемым компонентом общечеловеческого интеллект) алы 1010 наследия, как древнерусская культура - частью мировой цивилизации.

Состояние научной разработки темы. При решении основных исследовательских задач, поставленных в диссертации, были проанализированы и обобщены труды отечественных ученых, внесших значительный вклад в дело историко-правового исследования средневековой русской правовой мысли. Различные аспекты вопроса о природе русского государства и права, о сущности государственной власти в России всегда занимали видное место, активно изучалась и обсуждались. В числе видных российских правоведов, уделявших в своих трудах значительное внимание вопросам сущности государственной власти в истории России, мы видим таких ученых, как И.Е. Андреевский, Г.В. Вернадский, М.Ф. Владимирский-Буданов, В.М. Гессен, А.Д. Градовский, П.Е. Казанский, Г.К. Котошихин, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, Н.И. Лазаревский, Б.Э. Нольде, ЯМ. Магазинер, П.Б. Струве, Л.А. Тихомиров, С.Л. Франк, Б.Н. Чичерин, В.Г. Щеглов и др. Специальное внимание на трактовку данных вопросов в трудах мыслителей допетровской эпохи обращали такие ученые, как Н.Н. Алексеев, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, B.C. Соловьев, Г.Ф. Шершеневич, Б.Н. Чичерин, Г.Г. Шпет и др.

Целенаправленное исследование истории русской политико-правовой и философско-правовой мысли с X в. до XVIJ в. мы найдем в работах В. Вальденберга, И. Ивакина, И. Кириллова, В. Малинина, Г.В. Плеханова, отчасти Е. Трубецкого и др. В их трудах всесторонне и обстоятельно, с разных теоретических и методологических позиций излагаются учения Ярослава Мудрого, митрополита Илариона, старца Филофея, Максима Грека, Ивана Грозного, Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича, А.Л. Ордина-Нащокина и др. Хотя на сегодняшний день актуальной является разработка темы с точки зрения результатов развития юридической науки в XX ст., работы дореволюционных историков права не потеряли своего научного интереса. Следует отметить, что общий объем работ, исследовавших историю правовых идей в России специально с позиций юридической науки, до революции был сравнительно невелик.

К сожалению, на многие десятилетия нашей послереволюционной истории работы идеологи правовой мысли допетровского периода оставались в тени. Их взгляды объявлялись устаревшими, реакционными, не имеющими практической ценности.

Отношение стало меняться, примерно, с середины восьмидесятых годов. Благодаря деятельности крупных ученых, теоретиков и историков права, философии, политико-правовой мысли в последующие десятилетия в свет выходят работы, посвященные русской правовой мысли, выполненные на высоком теоретическом и методологическом уровне, значительной источниковедческой базе, с учетом достижений мировой науки. Исследования историков, философов, филологов (И.У. Будовица, А.С. Демина, А.Ф. Замалеева, Д.С. Лихачева и др.) по древнерусской мысли отличаются, как правило, глубоким знанием первоисточников, самым высоким профессионализмом в работе с ними. Вместе с тем они не используют источники именно с интересующей нас стороны, хотя отдельные мысли и суждения историко-правового плана присутствуют и в их исследованиях.

Поэтому является исключительно важным обращение к данной теме видных отечественных историков и теоретиков правовой науки. Здесь можно указать на работы Ю.Я. Баскина, М.Н. Громова, Н.М. Золотухиной, И.А. Исаева, Д.А. Керимова, В.Б. Кобрина, Э.В. Кузнецова, А.А. Королькова, Д.И. Луковской, Н.И. Матузова, В.В. Милькова, B.C. Нерсесянца.

Нам представляется, что этот опыт, накопленный за последние годы, позволяет сделать убедительный вывод о перспективности и настоятельной необходимости возвращения к классическому правовому наследию и его переосмыслению с учетом задач построения правового государства в России. Для этого следует продолжить работу по детальному изучению истории отечественной правовой мысли. Хотя в настоящее время нет специальной работы, посвященной трактовке природы и сущности государственной власти в допетровский период, для ее осуществления уже создана достаточная источниковедческая и методологическая база. Ее составляют работы, посвященные общим закономерностям и этапам развития отечественной правовой науки, исследованию творчества отдельных авторов.

Объектом исследования является содержание и внутреннее единство идей, закономерностей и тенденций исторического развития политико-правовой мысли в России в эпоху средневековья, зафиксированное в трудах крупнейших представителей политической и правовой мысли, выдающихся государственных и общественных деятелей России, которые анализируются как в рамках истории правовых и философско-правовых учений, так и с учетом современных юридических проблем.

Предметом исследования является трактовка сущности государственной власти в политико-правовых учениях различных авторов и школ средневековой Руси.

Цель работы заключается в том, чтобы с учетом стоящих перед современным обществом задач проанализировать предпосылки и результаты развития правовых идей русских мыслителей в комплексе существовавших точек зрения и подходов к решению социальных и политико-правовых проблем.

Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:

• раскрыть роль правовой культуры Византии в становлении русской политико-правовой мысли;

• дать оценку трактовке идеала русской государственности в "Слове о Законе и Благодати" митрополита Илариона;

• рассмотреть представления о предназначении монарха в политических программах Владимира Мономаха и Даниила Заточника;

• проанализировать концепцию "Москва - третий Рим" как обоснование духовных основ российской государственности;

• выявить и изучить различные трактовки государственной власти, сложившиеся в политической полемике XVI вв.;

• исследовать процесс развития представлений о монархии как форме правления в политико-правовых учениях XVII в.

• установить основные направления влияния средневековой политико-правовой мысли на развитие русской юридической науки в XIX - XX вв.

Методологическую основу исследования составляют принципы комплексного анализа истории политико-правовых и философско-правовых идей в их взаимном влиянии с учетом обуславливающих предпосылок социального, политического, исторического характера. В диссертации использовался логический, сравнительно-правовой, историко-правовой методы познания. Единство этих методов позволяет раскрыть особенности трактовки важнейших понятий правовой науки (права и ответственность главы государства, закон и справедливость, сущность и границы государственной власти и др.). В процессе работы с текстами европейской и русской философии права активно использовались методологические принципы текстоведения. Возникновение теоретических конструкций, определяющих природу и механизмы осуществления государственной власти в России, выявляется в сопоставлении с социально-политическими условиями и этапами развития государствениосги, а также с учетом традиционной идеологической и философско-правовой базы, на которой складывалось правовое мышление в России.

Научная новизна исследования. В диссертации проводится комплексный и системный анализ правовых учений, отражающих уровень знаний, достигнутый русской средневековой политико-правовой мыслью по вопросам, касающимся происхождения государственной власти, форм ее организации, природы монархической формы правления и пределов власти монарха. Государственно-правовые идеи митрополита Илариона, Филофея, Максима Грека, Ю. Крижанича и др. исследуются в контексте соответствующего направления общественной мысли, с учетом особенностей их становления, развития и выявления форм исторической преемственности.

Проблема государственной власти, рассматриваемая в свете различных категорий правопонимания, таких как "право", "закон", "правда", "справедливость" и др., не являлась предметом специального анализа в истории государственно-правовых учений средневековой России. Результаты исследования этой проблемы позволяют в ряде существенных моментов уточнить содержание и основные тенденции развития русской общественно-правовой мысли.

Было установлено, что в своей совокупности и направленности эти учения содержали политико-правовую теорию, отражающую главные направления в государственно-правовом строительстве, а именно: создание единого государства и централизацию органов государственной власти и управления.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Развитие представлений о сущности государственной власти на Руси прошло шесть этапов: 1) X - начало XIII в. - доминирование идеи единовластия; 2) XIII - начало XV в. - идея национальной независимости и единства общества на основе общенациональных православных ценностей; 3) вторая половина XV - начало XVI в.- идея единодержавия; 4) середина XVI - конец XVI в. - идея самовластия; 5) XVII в. - идея самодержавия; 6) XVIII в. - идея абсолютизма.

2. Основы традиции национального политико-правового мышления были заложены митрополитом Иларионом, автором "Слова о Законе и Благодати". Иларион отстаивал идею свободы, которая спустя много столетий раскрыла себя как центральное понятие правовой теории. Согласно подходу, заявленному в XI в. русским мыслителем, свобода имеет духовное происхождение - она результат воздействия божественной благодати.

3. В XIII - XIV вв. в политической мысли на Руси преобладала идея духовного православного единства общества и государства как формы защиты от иноземных захватчиков, а равно идея сильной княжеской власти (Даниил Заточник).

4. В конце XV - первой половине XVI в. формируется теория "Москва - Третий Рим", утверждавшая единовластие царя не только на политической, но и на религиозной основе (Филофей).

5. Характерной особенностью развития политических и правовых учений России в средние века является исключительное влияние идеи монархической власти. При этом законная власть монарха противопоставлялась тирании. Утверждалось, что тга власті,. божественная по происхождению, имеет ограничения, вытекающие из основ православного мировоззрения. Тирания рассматривалась как наказание Бога за грехи народа (Нил Сорский, Зиновий Отенский и др.), а потому воспринималась как легитимная.

6. Во второй половине XVI в. Иван Грозный пытается утвердить идею самовластия как ответственности царя только перед Богом, и неограниченной власти над всеми подданными. Противоположную позицию отстаивал Андрей Курбский, обосновывавший идею ограничения царской власти.

7. В XVII в., в особенности при царе Алексее Михайловиче, утверждается идея самодержавия, представленная А.Л. Ордин-Нащокиным и Ю. Крижаничем.

Теоретическая значимость исследования. Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории и истории права и государства, истории правовых учений. Исследуемые в диссертации проблемы определяют теоретически важный аспект проблем интеграции различных отраслей знания о природе права, государства, общества и личности. Поднятые в диссертации вопросы о сущности государственной власти, отношения права и нравственности, идейных основ теоретико-правоных исследований посвящены теоретически важному аспекту фундаментальных проблем современной науки о государстве и праве, и их новое теоретическое осмысление обусловливает теоретическую значимость и ценность проведенного исследования.

Практическая значимость исследования. Полученные в диссертации выводы можно использовать при чтении курсов лекций по теории права и государства, истории политико-правовых учений, истории философии. На основе полученных результатов исследования могут быть даны рекомендации по дальнейшим разработкам фундаментальных вопросов права и государства, а также могут быть намечены перспективы развития отечественной юриспруденции в области регулирования отношения личности и государства, в области нравственно-правового воспитания личности.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов истории отечественного права и государства, истории политических и правовых учений.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались автором на кафедре гражданского и трудового права. обсуждались на ряде научных конференций: на совместной междисциплинарной конференции аспирантов и соискателей РАГС-СЗАГС (СПб., 2003 г.); на межвузовской научно-практической конференции Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского университета МВД России "Социально-правовое государство: вопросы теории и практики" (СПб., 2003), на научно-практической конференции "Петербург - окно в Европу", посвященной 300-летию Санкт-Петербурга (СПб., 2003 г.), использовались автором в лекциях и при проведении семинарских занятий по курсам истории правовых учений, истории отечественного права и государства, истории права и государства зарубежных стран в филиале СЗАГС в г. Иванове, нашли отражение в опубликованных диссертантом научных работах.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 7 параграфов, заключения и библиографического списка.

Истоки формирования политико-правовой мысли Древней Руси

В IX - X вв. в процессе формирования государственности на Руси создаются предпосылки для возникновения и развития политической и правовой мысли. Их характер, динамика развития и историческое своеобразие определялись тремя основными факторами: 1) существованием на Руси норм обычного права; 2) влиянием идей и традиций христианства, которое со второй половины IX в. все активнее проникало на Русь; 3) влиянием правовой культуры Византии. экономические, политические, культурные связи с которой были очень тесными.1 Рассмотрим эти факторы более подробно.

Говоря о практике русской государственности, следует отметить, что она формировалась под влиянием двух основных традиций: собственно славянской, складывавшейся вокруг городских центров (Ладога, Киев, Новгород и др.), и скандинавской, утвердившейся на Руси вместе с династией Рюрика, но, видимо, имевшей определенное влияние и раньше (в определенной мере нельзя исключать также и результатов знакомства славян с государственным устройством стран Востока, прежде всего - Хазарского каганата). Данные традиции основывались исключительно на принципах обычного права.2 Наряду с этим X столетие отмечено постоянным, нарастающим ростом взаимодействия Руси с Византийской империей. К концу этого века Русь официально приняла христианскую веру и с этого периода она постоянно испытывает влияние всего опыта государственно-правового регулирования общественных отношений, накопленного к этому времени христианскими государствами. Определяющее влияние Византии объясняется самими обстоятельствами принятия христианства, близостью территорий, сложившимися политическими, культурными и религиозными связями, а главное - комплексом черт, сближающих эти две столь разные и в то же время похожие культуры.

Влияние Византии на славянский мир прошло через три этапа.4 Первый - появление славянских переводов - связан с деятельностью великих славянских переводчиков и первоучителей Кирилла-Константина (826-869) и Мефодия (820-885), их ближайших учеников и охватывает приблизительно время 60-80-х гг. IX в.

Нужно отметить, что в целом кириллово-мефодиевская традиция, ее значимость и роль в истории русской мысли, неоднозначна. С одной стороны, она помогла войти древнерусским мыслителям в мировой процесс, познакомиться с достижениями византийской богословской, философской и правовой мысли и, как следствие, развить свои концепции. С другой стороны, она, сосредотачивая внимание русских книжников на переводах, удаляла от их внимания тексты на языке оригинала и непереведенные.5

Идеал русской государственности в «Слове о Законе и Благодати»

Представления о сущности государственности и права на Руси всегда были очень близки представлениям о власти монарха как основного носителя государственной власти. Сам процесс становления и развития института монархии в России начинается с IX века, поскольку тогда закладываются основы династической преемственности великокняжеской власти Древнерусского государства и царской власти московского периода отечественной истории. Но нужно иметь В ВИД} , что лишь для отдельных этапов развития российской государственности можно говорить о раннефеодальной монархии (княжения Владимира, Ярослава, Святополка, Мономаха, Мстислава). Форма эта неустойчива,

и с ее распадом Русь представляла собой средневековую федерацию союз князей, оформленный договорными отношениями на началах сюзеренитета-вассалитета. При князьях отдельных земель существовали боярские советы, или думы, которые выполняли важные властные функции. При феодальных республиках (Псков, Новгород) выборные князья вообще выполняют весьма ограниченные функции, по преимуществу военного характера.

Вместе с тем уже в эту эпоху становятся актуальны вопросы исторических перспектив, которые имеются для власти монарха, оправданности этой формы правления на Руси, природы и задач монархической власти. Эта проблематика отчетливо прослеживается в самом первом национальном памятнике политико-правовой, богословской и философско-политической мысли - в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Эту работу пресвитер киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого, а затем первый русский митрополит, написал и, вероятно, публично произнес примерно между 1037 и 1050 г. Неизвестно, в какую книгу первоначально входило «Слово». До нас дошел лишь пергаментный лист XII - XIII вв. с фрагментом «Слова» и полные списки «Слова» в сборниках XIV - XVI вв.19

В первой части своего трактата Иларион излагает общее понимание "Закона" и "Благодати" и их взаимосвязей, рассуждает о взаимосвязи "закона" и "истины". Постижение "истины" и связанного с этим фактом достижения "благодати" воспринимается Иларионом как некий абсолютный идеал совершенства. Под истиной Иларион понимает совокупность и теологических, и юридических правил. Четко различает закон, как внешнее проявление того или иного установления и истины, которая выражается в высоком нравственном состоянии человека, уже не нуждающегося, в силу своего совершенства, в регулятивной деятельности закона. Иларион не дает классификацию законодательства и не разделяет законы на божественные и человеческие. Вся схема его рассуждений основана на противопоставлении закона, как выполнения обязательного предписания (из какого бы источника она не исходила), истине, как результату реализации свободной воли человека, содержание которой определяется внутренним сознанием человека, воспитанного морально-этическими заповедями Нового Завета.

Иларион различает понятие "закона", как внешнего предписания, регулирующего посредством запретов поведение человека в обществе, и "истины", с постижением которой он связывает постижение высокого нравственного статуса христианином, не нуждающегося, в силу своего совершенства, в регулятивной деятельности Закона, относительность которого и его приходящий характер очевидны. "Закон бо предтеча, бо и слуга Благодати и Истине." Иларион сравнивает Закон со светом луны, а Истину - с лучами солнца. Он полагает, что Истина явилась не сразу, а постепенно открывалась человечеству через Благодать, получаемую при крещении, но затем «озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших».

Подзаконное состояние он выводит из дикого взаимоистребляющего существования людей, оно рассматривается автором как временное, доставляющее людям только оправдание, т.е. возможность поступать по закону. Но оно не делает людей свободными, ибо заложенное в его основание подчинение чужой воли (исполнение внешний предписаний еще не является свободой.) Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения и личную ответственность за свои действия с наличием свободы воли.

Важно отметить, что Закон и Истина у Илариона не противопоставляются друг другу: "Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему, ибо и Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а, напротив, исполнить его".

Концепция Филофея «Москва - третий Рим» как обоснование духовных основ российской государственности

XVI век стал значимой эпохой в развитии отечественной государственности и культуры в рамках средневековых отношений. Россия превратилась в одну из мировых держав. Сбросив ордынское иго, Россия проводила настойчивую политику по собиранию древнерусских земель, захваченных после падения Киевской Руси. Отвоевывая земли на западе, Россия продвигалась и на восток. В се состав вошли Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь, а само Российское государство стало многонациональным все более охватывающим огромные просторы Евразии.

Политическим, культурным, идеологическим центром этого процесса была все более возвышавшаяся Москва. Не случайно поэтому в начале XVI в. складывается ставшая широко известной одна из важнейших доктрин отечественной государственности — «Москва — Третий Рим». Она имеет глубокие истоки. Как мы видели, уже в раннем русском летописании, в «Слове о законе и благодати» Илариона и других источниках раннефеодальная держава с центром в Киеве сравнивалась с Византийской империей, а великий князь Владимир с императором Константином. Причем, как тонко замечает дореволюционный автор, «название Москвы третьим Римом стало вполне возможным, когда сравнение ее с Константином-градом уже достаточно примелькалось в умах тогдашних русских людей».

Речь, фактически, идет о том, что подобный подход к толкованию сущности русской государственности становится элементом общественного правосознания, чему, без сомнения, способствовала религиозная окраска последнего.60 Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, именно после разделения христианства на православие и католицизм, стало принято называть «вторым» или «новым» Римом, причем подчеркивалось единство его политической и сакральной власти. После захвата турками Константинополя в 1453 г. в русском обществе постепенно формируется во все более устойчивую концепцию идея о перемещении политического и духовного центра восточно-христианских стран и народов в Москву, что привело к официальному утверждению в XVI в. доктрины «Москва — Третий Рим». Одновременно формируется представление о власти московского государя как самодержавной власти, свободной от золотоордынского гнета (а также, по мнению, В. Сергеевича и «по отношению к боярам, вельможам и к духовенству»61) и подражающей византийским образцам государственной власти. В XVI в. это представление и сам термин «самодержавие» закрепляется также в российской политико-правовой литературе.62

Среди теоретических источников средневековых учений о государстве и государственной власти на Руси следует назвать концепцию Августина Блаженного. Хотя отношение к Августину как к религиозному мыслителю в православной церкви было неоднозначным, влияние его политических идей явно ощущается творчестве создателей концепции «Москва - Третий Рим».

Самое важное из того, что внес Августин в учение о государственности, касается трактовки его сущности. По Августину, суть государственного состояния общности состоит в наличии политического, т. е. властно-принудительного, управления сообществом; необходимость такого управления Августин обосновывает заповедью любви к ближнему. Государством является лишь та общность, где среди сословий выделяется слой людей, которые отправляют политическую власть и возвышаются над подвластным плебсом как душа над телом. Наконец, нормальное существование государства связывается с необходимостью согласия в вопросах осуществления власти, а порядок в государстве заключается в упорядоченности отношений повеления и подчинения.6

Похожие диссертации на Сущность государственной власти в политико-правовых учениях средневековой Руси