Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Малышева Наталия Ивановна

Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа
<
Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малышева Наталия Ивановна. Государство и индивид в политико-правовом учении Самуила Пуфендорфа : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 132 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Политико-правовое учение Самуила Пуфендорфа: общая характеристика 14

1. Социально-исторический контекст формирования политико-правового учения Пуфендорфа 14

2. Методолого-теоретические основания концепции взаимоотношений государства и индивида в политико-правовом учении Пуфендорфа 22

3. Оценка творчества Пуфендорфа западноевропейскими мыслителями 41

Глава 2. Концепция взаимоотношений государства и индивида в политико- правовом учении Самуила Пуфендорфа 53

1. Идея прав индивида в концепции Пуфендорфа 53

2. Идея правовой организации системы государственной власти 61

3. Идея гражданского общества 64

4. Идея законности в концепции Пуфендорфа 73

Глава 3. Пуфендорф и российская политико-правовая мысль 79

1. Проникновение идей Пуфендорфа в Россию и их распространение в первой половине XVIII столетия 79

2. Исторические судьбы концепции Пуфендорфа в России в период со второй половины XVIII в. по настоящее время 99

Заключение 108

Список источников и литературы 114

Введение к работе

В последние десятилетия российские исследователи политико-правовых феноменов изучают наследие великих зарубежных правоведов прошлого с новых, адекватных современным условиям позиций. Получена возможность не только критиковать, но и творчески развивать актуальные для России XXI в. идеи авторитетных западных мыслителей. Безусловно, процесс реконструкции взглядов мыслителей прошлого связан с влиянием на него правопонимания интерпретатора. Однако это не снижает ценности данного способа познания, поскольку позволяет в значительной степени приблизиться к познанию истинного смысла исследуемых понятий. Как совершенно справедливо отмечает известный исследователь правовых учений B.C. Нерсесянц, при разработке новых теоретических концепций есть необходимость опираться на опыт прошлого, на исторически сложившиеся и апробированные гуманистические традиции и общечеловеческие ценности.1 Хотя вопрос об универсальных политико-правовых ценностях во многом продолжает оставаться дискуссионным, нельзя не согласиться с тем, что возникновение и развитие юридико-аксиологических исследований тесно связаны с естественно-правовыми учениями.2

Естественно-правовая проблематика отнюдь не исчерпала себя как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Целесообразно рассматривать суть естественного права не только в качестве идеального понятия, но и с точки зрения прагматического подхода в качестве тех норм и стандартов, которые являются общими для значительной части человечества и многих типов человеческих обществ и используются для управления поведением человека в обществе.3

Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. М., 1993. С. 4.

2 См.: Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. B.C.
Нерсесянца. М., 2000. С. 5-16.

3 Ллойд Д. Идея права. М., 2002. С. 86-87.

Как отмечается, естественно-правовые «вкрапления» характерны даже для работ последовательных представителей юридического позитивизма.4 Также следует помнить, что и в новейших правовых учениях очевидны элементы традиционных классических типов правопонимания. В связи с

этим надо подчеркнуть, что как радикальная ревизия, так и попытки полной
4 адаптации классических теорий к современным условиям одинаково

неконструктивны. Одновременно следует иметь в виду, что ретроспективный анализ правовых учений и изучение их истории помогают прогнозировать негативные и позитивные тенденции в возможном использовании идейного наследия прошлого для современного российского общества.

В юриспруденции остается актуальным поиск оптимального
соотношения индивидуальной свободы отдельной личности и интересов
государства, призванного решать общие для всего населения задачи.
Сущность концепции взаимоотношений личности и государства выражается
f прежде всего в определении правильной границы между ними, что и является

одной из величайших политико-правовых проблем прошлого и современности. Для решения этой проблемы долгое время использовались два основных подхода. В рамках первого предлагалось рассматривать совокупность прав отдельного лица как дар со стороны государства и как дозволение государства пользоваться этими правами. Согласно другой точке зрения государство не только предоставляет индивидуальные права, но признает за индивидом известную меру свободы, которую государство может ограничить только в общих интересах. Эту свободу государство отнюдь не создает, а только признает.5 Самой сложной остается проблема определения

и

4 Луковская Д.И. К проблеме универсальности прав человека // Зарубежный
опыт и национальные традиции в отечественном праве: Материалы

всероссийского научно-методологического семинара (Санкт-Петербург, 28-30 июня 2004 г.) / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. С. 271.

5 См., напр.: Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. 2-е издание,
пересмотренное / Пер. с нем. под ред. А.Э. Вормса. М.: Типография
Товарищества И.Д. Сытина, 1905. С. 79-80.

границ этой признанной свободы. Ее разрешение пытались предложить представители естественно-правовой теории.

В XVII в. понятие естественного (изначального) права индивида во многом выросло на религиозной основе. Свобода вероисповедания начинает рассматриваться как прирожденное свойство человека. Поскольку это свойство не даровано земной властью, то не может быть ею и ограничено. Другим прирожденным свойством людей называют равенство. Аналогичный статус имеют право на жизнь, собственность.

При разработке концепции оптимальных взаимоотношений личности и государства в контексте проблем современной России возникает вечный вопрос: положить ли в основу этой концепции западноевропейские идеалы с культом прав отдельного человека или создавать свою особую российскую модель взаимоотношений личности и государства. В связи с определенным разочарованием, которое испытывает российское общество в отношении многих реформ, ориентированных на западноевропейский вариант развития, достаточно часто можно услышать критику индивидуалистически истолкованного естественного права. Признавая идеологическое значение естественно-правовых теорий в первую очередь для западного общества, некоторые ученые ставят под сомнение научное значение концепции естественных прав человека для современной России. Подчеркивается, что в России относительная распространенность естественно-правовых веяний в значительной степени определялась западной ориентацией официальной российской идеологии и государственности.6 Отмечается, что концепция прав человека универсальна прежде всего в рамках системы западных ценностей. При этом звучит справедливая критика по поводу навязывания всему миру западных представлений о правах человека.7

6См.: Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 43-53. 7 См.: Честнов И.Л. Универсальны ли права человека? (Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека) // Правоведение. 1999. №1.

В то же время следует учитывать, что так называемый «международный кодекс прав и свобод человека», сформулированный в XX в., явился результатом длительного поэтапного исторического развития идеи естественного права.8 Россия активно входит в мировое и европейское сообщество. Являясь частью Европы, Россия «обречена» на усвоение

4 западных ценностей. Значительное число молодых россиян отнюдь не

отвергает западную культуру, образ жизни, а идеализирует их и с ними западную государственную и правовую систему.9 Известно, что реалии конца XX - начала XXI в. потребовали переосмысления многих авторитетных политико-правовых концепций, в том числе естественно-правовой и договорной, что совсем не означает списание их в архив, тем более что эти идеи позитивированы в действующих конституциях многих государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

К числу сторонников естественного права, которые не обходили своим

*. вниманием практически ни один серьезный политико-правовой вопрос,

относится представитель раннего немецкого Просвещения Самуил Пуфендорф (1632-1694). Тот факт, что и сегодня его произведения читают, обсуждают, критикуют, говорит о серьезном авторитете Пуфендорфа в историко-правовой науке. Достаточно вспомнить международный симпозиум, посвященный 350-летию со дня рождения Пуфендорфа (Лунд, 1982 г.), многочисленные публикации в зарубежных источниках.10 И

См. об этом, напр.: Сальников В.П., Цмай В.В. Современная система защиты прав человека // Правоведение. 1999. № 1. С. 82-85.

9 Панков И. Обаяние либерализма // Российская газета. 2003. № 2 (3116).

10 См., например: Pufendorf-Studien. Beitrage zur Biographie Samuel von
Pufendorf und zu seiner Entwicklung als Historiker und theologischer
Schriftsteller von Detlef Doring. Berlin, 1992 (далее: Pufendorf-Studien);
Saasnamoinen K. The morality of the fallen man: S. Pufendorf on natural law.
Helsinki, 1995.

наконец, в России после многолетнего отсутствия специальных исследований творчества Пуфендорфа интерес к нему возрождается.11

Величайшей заслугой Пуфендорфа является то, что он не только
констатировал противостояние государства и индивида и определенное
несоответствие существовавшего позитивного права складывающемуся
4 новому общественному порядку, но и осмелился на критику государства с

позиций рационализма, предложил пути реформирования государственно-правовой системы. Понимание права Пуфендорфом во многом детерминировано конфликтом между государством и индивидом.

Три столетия назад Пуфендорф пытался определить, каковы пределы
ограничения государством индивидуальной свободы личности, каким
образом индивид может обеспечить себе защиту от злоупотреблений
государственной власти, каковы пределы вмешательства государства в сферу
принадлежащих человеку от рождения прав, даже если это вмешательство
«. осуществляется под лозунгами «общей пользы» и «общего блага».

Таким образом, предметом исследования являются политико-правовые идеи Самуила Пуфендорфа, составляющие сущность концепции взаимоотношений государства и индивида, и ее исторические судьбы.

Целью диссертационного исследования является реконструкция и анализ концепции Пуфендорфа, посвященной взаимоотношениям государства и индивида, определение места данной концепции в западноевропейских политико-правовых учениях и характера ее влияния на развитие российской политико-правовой мысли.

Для достижения поставленной цели в диссертации решались
* следующие задачи:

г< п См., напр.: Курзенин Э.Б. Политико-правовое учение Самуэля

Пуфендорфа: Дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1999. 12 В Новое время активно велись поиски средств защиты частного права от публичного, защиты граждан от государства, понимаемого в качестве абстрактной властной силы, которая может представлять угрозу для индивида. См. об этом, напр.: Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб.: Изд-во С. Петербургского университета, 1996. С. 111-112.

- охарактеризовать социально-исторические предпосылки
формирования политико-правовых взглядов Пуфендорфа;

реконструировать основные политико-правовые идеи Пуфендорфа в контексте правопонимания мыслителя;

систематизировать разнообразные оценки творчества Пуфендорфа западноевропейскими мыслителями;

выделить политико-правовые идеи, составляющие основание концепции взаимоотношений государства и индивида, и дать их детальный анализ;

определить оптимальную с точки зрения Пуфендорфа границу между сферами публичных дел государства и частных дел индивида;

установить характер влияния концепции Пуфендорфа на развитие политико-правовой мысли России.

Говоря о степени научной разработанности проблемы, следует отметить, что концепция взаимоотношений государства и индивида в политико-правовом учении Пуфендорфа не рассматривалась в качестве специальной темы ни в зарубежной, ни в отечественной научной литературе. В то же время в зарубежной науке философскому и политико-правовому наследию Пуфендорфа посвящено значительное число работ. Например, в XVII-XVIII вв. в западноевропейской науке оценку его творчества можно найти в трудах Альберти, Барбейрака, Канта, Лейбница, Локка, Монтескье, Руссо, Томазия. В XIX - начале XX столетия о политико-правовых идеях Пуфендорфа писали Виндельбанд, Генрицы, Гуго, Еллинек, Ландсберг, Шталь и др. Среди современных западноевропейских исследователей творчества Пуфендорфа особо выделяется Э. Вольф, утверждавший, что Пуфендорф внес решающий вклад в придание естественному праву значения правовой идеологии Нового времени.

Проникновение идей Пуфендорфа в Россию связано с именем Петра I, по личному поручению которого переведена на русский язык книга немецкого правоведа «О должности человека и гражданина по закону

естественному». Среди дореволюционных российских мыслителей интерес к
произведениям Пуфендорфа проявили В.А. Гольцев, СЕ. Десницкий, В.Т.
Золотницкий, А.П. Куницын, П. Лодий, К.А. Неволин, Н.М. Коркунов, И.А.
Покровский, Ф. Прокопович, Е.В. Спекторский, В.Н. Татищев, В.К.
Тредиаковский, Б.Н. Чичерин и др.
4 В советский период взгляды Пуфендорфа характеризовались прежде

всего в рамках учебной литературы. Своей содержательностью выделяется анализ политико-правовых взглядов Пуфендорфа, данный Л.С. Мамутом.13 С конца 90-х гг. прошлого столетия учение Пуфендорфа становится предметом пристального внимания Э.Б. Курзенина.14

Методологическую основу диссертации составляют общенаучные
принципы исследования (объективность, всесторонность, системность).
Методы, используемые диссертантом, в значительной степени обусловлены
предметом исследования. В целях проведения интерпретации идей
с Пуфендорфа проводится их реконструкция на основе логического и

системного анализа источников. При проведении исследования использованы исторический метод, метод моделирования.

Особое место в исследовании заявленной темы занимают сравнительно-правовой метод, синхронное и асинхронное сравнение политико-правовых идей и концепций.

Теоретической основой диссертационного исследования явились, в первую очередь, труды Самуила Пуфендорфа. Автор проводит анализ концепции взаимоотношений государства и индивида, разработанной Пуфендорфом в рамках западной традиции права, и ее влияния на

13 См.: Мамут Л.С. Политические и правовые теории немецкого Просвещения
'« // История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М.: Наука, 1989.

С. 171-191.

14 См., напр.: Курзенин Э.Б. Политико-правовое учение Самуэля
Пуфендорфа: Дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1999; Курзенин Э.Б.
С. Пуфендорф об общественном договоре // Англия и Европа: проблемы
истории и историографии: Межвузовский сборник научных трудов. Арзамас:
Тип. АГПИ, 2001.

российскую политико-правовую мысль, привлекая работы таких современных российских исследователей, как Ю.Я. Баскин, В.Г. Графский, Ю.И. Гревцов, Н.М. Золотухина, И.Ю. Козлихин, Э.В. Кузнецов, Э.Б. Курзенин, Е.А. Лукашева, Д.И. Луковская, Л.С. Мамут, B.C. Нерсесянц, А.В. Поляков, Р.А. Ромашов, В.П. Сальников, Е.В. Тимошина, И.Л. Честное, В.А. Четверний и др.

В представленном диссертационном исследовании впервые осуществляется анализ концепции взаимоотношений государства и индивида в политико-правовом учении Пуфендорфа в контексте западноевропейской политико-правовой мысли.

Впервые в отечественной и зарубежной литературе выявлены также причины несоответствия идеологической, включая идейно-теоретическую, и социальной востребованности концепции Пуфендорфа в России.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту.

  1. Пуфендорф, используя в своем политико-правовом учении элементы антропологического подхода, пытался соединить идеи, характерные для рационалистического естественного права, с идеями этатистской направленности. Сосредоточив внимание на государственно-правовом бытии индивида не только в рамках универсальной системы естественного права, но и в условиях конкретной социальной действительности, Пуфендорф в определенной степени предвосхитил социологическое правопонимание. Плюрализм правопонимания Пуфендорфа обусловил противоречивость в оценке его творчества западноевропейскими мыслителями.

  2. Концепция взаимоотношений государства и индивида в политико-правовом учении Пуфендорфа складывается из ряда идей. Центральное место занимает в ней идея прав индивида. Каталог таких прав в значительной степени выводится из «общежительной» природы человека, а также из реалий бытия индивидов в конкретном обществе. Пуфендорф, провозглашая в качестве высших ценностей принадлежащие человеку от рождения права на жизнь, свободу, собственность, в то же время не абсолютизирует

индивидуалистические ценности и рассматривает в качестве гарантий от вседозволенности и произвола со стороны отдельной личности «государственный резон» и «общее благо».

3. Особое значение в концепции Пуфендорфа придается идее правовой
организации системы государственной власти. Соответствующая

4 требованиям естественного права организация государственной власти

должна исключить злоупотребления со стороны этой власти в отношении отдельного индивида. Немецкий мыслитель выступает как сторонник централизованного и одновременно специализированного по различным отраслям государственного управления с разграничением компетенции между отдельными ветвями власти, что, однако, не означает приверженности Пуфендорфа теории разделения властей.

4. В политико-правовом учении Пуфендорфа осуществлена попытка
различения гражданского общества и государства. Пуфендорф предложил

<* сложную конструкцию договорных отношений между государством и

индивидом. В силу первого договора отдельные индивиды соединяются

вместе, учреждая особого рода гражданское общество, которое еще лишено специальной организации и руководящей власти и уполномочено определить форму будущего государства. Государственные органы, получившие властные полномочия в результате заключения второго договора, должны обеспечить членам гражданского общества незыблемость естественных прав и свобод.

5. Согласно концепции Пуфендорфа граница между абсолютной
властью государства и сферой индивидуальных прав человека относительна,

* причем государство играет в ее определении существенную роль.

Государство во многом ассоциируется с его главой, и соответственно

гарантом соблюдения прав индивида признается высший орган государства (как правило, единоличный). Дополнительной гарантией соблюдения прав индивида является реализация идеи законности как в деятельности государственных органов, так и в действиях самих индивидов. Прежде всего

речь идет о «законности» самих законов государства, их соответствии естественному праву, а также формально-юридическим требованиям. В идеале именно в законе должна быть определена граница между публичной и частной сферой жизни индивида. Как индивид, так и государство связаны принятыми законами. Однако для верховной государственной власти (государя) Пуфендорф не установил конкретной меры ответственности за несоблюдение законов.

6. Право выступает в концепции Пуфендорфа связующим и
организующим началом в отношениях между государством и индивидом.
Оно выступает у Пуфендорфа как право объективное и как право
субъективное. Объективное право возникает путем предоставления
государству права издавать предписания, основанные на разумности и
справедливости, и контролировать соблюдение таких предписаний.
Субъективное право возникает через рациональное установление
естественности определенной меры свободы, вытекающей из
«общежительной» природы человека. Дуализм естественного и позитивного
права в концепции Пуфендорфа преодолен не был.

7. Идеологическая востребованность учения Пуфендорфа в России в
XVIII в. во многом обусловлена позицией верховной власти, связанной с
естественно-правовой легитимацией самодержавия. Концепция
взаимоотношений государства и индивида в политико-правовом учении
Пуфендорфа сформировалась в рамках западной традиции права на основе
протестантской идеологии, что явилось одной из причин несоответствия
идеологической, включая идейно-теоретическую, и социальной
востребованности концепции Пуфендорфа в России.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы развивают и дополняют ряд разделов истории учений о праве и государстве, теории права и государства, а также философии права, посвященных проблеме взаимоотношений индивида, общества и государства. Полученные выводы могут быть положены в основу

дальнейшего изучения политико-правового наследия Пуфендорфа. В практическом аспекте выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы в преподавании курсов таких учебных дисциплин, как история учений о праве и государстве, теория права и государства, философии права, а также в разработке и преподавании спецкурсов по перечисленным дисциплинам.

Социально-исторический контекст формирования политико-правового учения Пуфендорфа

Жизнь и творчество ученого-правоведа приходятся на XYII в. - век грандиозных перемен, когда человечество вступило в эпоху Нового времени, когда зародились совершенно новые социальные и международные отношения, идеи о природе человека. Этот век насыщен значительными историческими событиями, среди которых Английская буржуазная революция и казнь короля Карла I Стюарта, 30-летняя война и Вестфальский мир.15 Заключение Вестфальского мира явилось результатом длительной работы (1642-1648) выдающихся дипломатов и юристов того времени. На первой международной конференции была сформирована сохранившаяся в основном и до наших дней номенклатура государств. Пуфендорф, критически осмысливший идеи Гроция и Гоббса и создававший свою теорию после Вестфальского мира, подчинил войну как политическое средство требованиям обеспечения мира и стабильности в Европе.16

Современные Пуфендорфу государства существовали в самых различных формах: это и итальянские города-республики, и республика Соединенных провинций Нидерландов, и абсолютные монархии, и Священная Римская империя Германской нации, не игравшая к этому времени на европейской арене серьезной политической роли и метко названная Пуфендорфом в книге «О состоянии Германской империи» политическим «чудовищем». Пуфендорф отмечает, что Германию невозможно классифицировать по принятым в политике критериям: с точки зрения формы правления Германия не является ни монархией, ни республикой, в качестве формы государственного устройства вряд ли ее можно квалифицировать как федерацию.17 В небольшой по объему книге, написанной в сатирической форме, Пуфендорф позволил себе критиковать политику австрийского императорского дома, в первую очередь преследовавшего свои династические интересы. Он осуждал раздробленность страны и провинциальную узость взглядов немецких государственных мужей. Германия не являлась в этот период целостным государственным образованием и состояла из огромного количества (около 300) суверенных государств с различным политико-социальным устройством, культурным, а также экономическим уровнем развития. Их правители (светские или духовные) имели право заключать союзы с иностранными державами, устанавливать таможенные границы, вести самостоятельные войны с другими государствами.18 По сути Германию можно рассматривать как разновидность конфедерации с аристократическим правлением, суверенитет которой формально осуществлялся Рейхстагом. Император являлся всего лишь руководителем этой аристократии и сюзереном князей Империи, во многом чисто номинально облеченным царскими регалиями. Пуфендорф в своей книге «О состоянии Германской империи» подверг критике господствовавшую тогда в Германии правовую школу, основанную на схоластической доктрине, одним из основных авторитетов которой был Аристотель.19 Для такого поступка требовалась большая смелость, поэтому книга вышла под итальянским псевдонимом Severinus de Monzambano. Причем, достаточно долго истинное авторство не было установлено. Вскоре книгу причислили в Германии к рангу запрещенных, что не помешало в течение двух лет после первого издания в 1667 г. перевести ее с латыни на немецкий и французский языки.21 Окружающая правоведа действительность давала огромный фактический материал для осмысления и обобщения, поэтому указанная книга может служить источником для уяснения состояния культурной, социально-экономической и политико-правовой обстановки в Германии того времени.

Несмотря на последствия войны в Германии наблюдался подъем экономической жизни с одновременным постепенным разрушением феодальной системы. Серьезные позиции в общественной жизни заняли социальные группы, состоявшие из близких к церковным кругам представителей интеллектуальной элиты, получивших образование на юридических и философских факультетах университетов. В качестве важного факта следует отметить преобразование университетов из исследовательских и образовательных заведений в национальные центры, где осуществлялось обучение княжеских чиновников. Такое преобразование разрушало универсальную юридическую науку и тенденции к общему европейскому законодательству, хотя данный процесс и сдерживался сильным влиянием римского права. По мнению Э. Аннерса, появление национальных государств повлекло необходимость «национализации» юридической науки и законодательства.22 Требования времени не могли не повлиять на собственную теорию естественного права, созданную Пуфендорфом во многом применительно к условиям национально-территориального государства.23

Методолого-теоретические основания концепции взаимоотношений государства и индивида в политико-правовом учении Пуфендорфа

Самуил Пуфендорф считается одним из родоначальников рационалистической концепции естественного права. В рамках данной трактовки естественное право выступает как право постоянное и неизменное, совершенное, универсальное, существующее независимо от государства, общества и сознания человека, открывающееся человеческому разуму из самой природы человека.44 В XVII в. идеи естественного права получили обоснование в трудах голландских и английских мыслителей. Во взглядах Г. Гроция и Б. Спинозы выразились политико-правовые идеи прогрессивных бюргерских кругов. Теоретическое осмысление интересов различных общественных групп в Англии осуществлено Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. Потребности эпохи обусловили интерес к естественно-правовым идеям представителей немецкого Просвещения.

Генезис идеи естественного права неоднократно становился предметом анализа. Особое внимание к этой идее проявлялось в периоды коренных изменений самих основ правосознания. Все исследователи отмечают важность для естественно-правовой школы идеологического наследия античности. Естественно-правовая теория Пуфендорфа восходит своими корнями к Аристотелю и римским теоретикам права.47 На его взгляды оказало определенное влияние и схоластическое естественное право. Например, Й.А. Шумпетер называет Пуфендорфа протестантским схоластом,48 что вряд ли соответствует действительности с учетом длительной полемики Пуфендорфа с представителями схоластического направления. Такая оценка взглядов Пуфендорфа связана с его стремлением внести рационалистическое начало в сверхъестественные религиозные истины,49 что было достаточно характерно для рационализма XVII столетия. В научной литературе также указывается на определенную связь взглядов Пуфендорфа и Лютера.50

Необходимо отметить, что идейные источники политико-правовых взглядов Пуфендорфа уже являлись предметом серьезного исследования.51 Значительное влияние на становление взглядов немецкого мыслителя оказали идеи Никколо Макиавелли (1469-1527) и Жана Бодена (1530-1596). Гуго Гроция (1583-1645) также не без оснований считают идейным предшественником Пуфендорфа. Часто отмечают влияние на взгляды Пуфендорфа идей Томаса Гоббса (1588-1679),53 причем это влияние часто преувеличивают без учета критики, хотя и умеренной, Пуфендорфом многих положений автора «Левиафана».54 Сравнительный анализ политико-правовых взглядов великих современников, например, на возникновение государства, позволяет утверждать, что именно в полемике с Гоббсом складывалось собственное учение Пуфендорфа о государстве и праве.55 Философские взгляды Пуфендорфа во многом сформировались под влиянием идей Рене Декарта (1596-1650), на что также неоднократно указывалось исследователями. Во времена Пуфендорфа на общественную мысль имело влияние пиетистское движение,57 выражавшее оппозицию довольно широких демократических сословий немецкого общества к официальной церкви и феодально-княжескому режиму в целом. Как и Пуфендорф, представители пиетизма (Филипп Якоб Шпенер (1635-1705), Август Герман Франке (1663-1727)) призывали людей прислушиваться к собственному разуму. В Иенском университете лекции читал предвестник мощного рационалистического направления в немецкой философии Эрхард Вейгель (1625-1699), которого называют духовным наставником Пуфендорфа. Особое место среди немецких ученых того времени занимал Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), критически отзывавшийся по поводу некоторых идей Пуфендорфа.

Политико-правовая мысль XVII в. была представлена весьма разнообразными течениями. Рационалистическое естественное право активно укрепляло свои позиции, хотя свои взгляды продолжала отстаивать каноническая школа права, которая в XVII в. окончательно раскололась на ряд течений в зависимости от конфессиональных особенностей. Значительную роль в Европе играли практические специалисты (так называемые камеральные юристы).

Идея прав индивида в концепции Пуфендорфа

Не подлежит сомнению, что право не может уповать только на силу закона. К сегодняшнему дню накопилось значительное количество нормативного материала, регулирующего различные сферы жизни человека и призванного обеспечить его права и свободы, однако такая юридизация бытия человека вовсе не означает, что его права свято соблюдаются государством и обществом. Более того, можно увидеть определенное отчуждение объективного права от отдельно взятого конкретного человека.

Идея прав человека занимает центральное место в теории естественного права. Современные последователи данной теории уже не идеализируют некие абсолютные и недоказуемые человеческие ценности и вытекающие из них права, якобы присущие всем временам и народам. Достаточное распространение получила теория естественного права с меняющимся содержанием. Но по-прежнему в качестве ценностной системы выступают основные права и свободы человека, понимаемые в рамках западной традиции права. Устойчивость этой традиции связана и со всесторонней глобализацией современного мира, и с универсализацией, а зачастую и банализацией многих мировых культур под влиянием западного «культурного империализма».157 В итоге западная идея прав человека оказывает существенное влияние на правовое бытие значительной части людей на нашей планете.

Одновременно путем признания прав человека в качестве основной социально-правовой ценности и позитивации данного положения в законодательстве многих государств в определенной степени состоялось примирение позитивистского и естественно-правового подходов к пониманию права. Необходимо отметить и связь позитивного права с жизнью современного общества, включая его основные ценности. При этом социальные обычаи зачастую становятся непосредственным источником содержания нормативных правовых актов.

В концепции Пуфендорфа особое внимание уделено человеческим должностям, или обязанностям. В трактовке Пуфендорфа, обязанности тесно связаны с правами. Однако обратим внимание на то, что философ делает акцент на обязанностях, а не на правах, так как для него именно обязанности первичны. Из проведенного выше анализа классификации обязанностей и прав человека по отношению к Богу, к себе самому и к другим людям можно сделать вывод о выделении Пуфендорфом неотчуждаемых прав, принадлежащих любому человеку от рождения, наряду с правами гражданина (подданного), производными от государственной власти. На первое место немецкий правовед ставит право на жизнь, аргументируя эту первичность не только естественным законом, но и волей Бога. Пуфендорф подчеркивает, что чувство самосохранения и любовь к себе вытекает из самой человеческой природы.161 Человеческую свободу в первую очередь он трактует как свободу вероисповедания. Он не подвергает сомнению существование Бога, считает Богопочитание естественным, осуждает атеизм.162 Одновременно Пуфендорф выступает за свободу вероисповедания, защищает индивидов, отступающих от церковной обрядности, аргументирует право человека на исповедование религии в рамках различных религиозных конфессий.163 У Пуфендорфа можно встретить и иное понимание человеческой свободы как возможности совершать или не совершать отдельные действия, руководствуясь собственным разумом и волей.164 К важнейшим правам он относит и право собственности. Он анализирует полномочия собственников, выделяет разнообразные основания приобретения права на вещи.165 Пуфендорф указывает, что не все взаимные обязательства людей по отношению друг к другу определяются естественным законом. Важное место он отводит гражданским (государственным) законам, в которых могут быть определены действия известных лиц, находящихся в юридической связи с конкретным государством.166 Например, именно в государственных законах определяются права и обязанности должностных лиц в государстве (министров, судей и т.д.) В то же время следует подчеркнуть, что строгого деления прав индивида на врожденные, неотчуждаемые и приобретаемые, производные от государства, Пуфендорф не проводит. Он весьма осторожен и в определении приоритета тех или иных прав. Немецкий мыслитель считает, что именно государственное состояние создает возможности для успешной реализации любых прав.

Проникновение идей Пуфендорфа в Россию и их распространение в первой половине XVIII столетия

Одной из наиболее популярных теорий, составляющих ядро общеевропейского мировоззренческого движения, остается теория естественного права. Для России широкое проникновение идей естественного права связано с именем Самуила Пуфендорфа.

Для истории политико-правового развития России характерно заимствование европейских идей и использование зарубежного опыта в различных юридических сферах жизни. При анализе влияния любых западноевропейских образцов на российскую политико-правовую действительность следует обратить внимание на ряд аспектов, выделенных исследователями данной проблемы. В частности, особое внимание целесообразно уделить анализу влияния европейского политико-правового опыта на развитие российской общественно-политической и правовой мысли. Не менее важным представляется учет той или иной степени ориентированности верховной власти на заимствование западноевропейского опыта политико-правового развития. Не следует игнорировать и роль государственных деятелей в использовании этого опыта.240 Указанные аспекты будут учтены и при анализе влияния концепции Пуфендорфа о взаимоотношениях государства и индивида на политико-правовое развитие России.

В России основной интерес был проявлен к труду Пуфендорфа «О должности человека и гражданина по закону естественному». Перевод этой книги на русский язык был лично поручен Петром I Святейшему Синоду и вышел в 1726 г.241 тиражом 600 экземпляров. Впрочем, еще задолго до издания книги в «Наказе о воспитании цесаревича Алексея Петровича» Петр I велел «перевести Пуффендорфову малую книжицу «О должности человека и гражданина» на французский язык и в Голландии напечатать, дабы оное употреблять яко введение в право всенародное и яко преддверие Гроция и Пуффендорфа же «О праве естественном и народов», из которого основание всех прав». Непосредственный перевод выполнен Иосифом Кречетовским, служившим в Санкт-Петербургской типографии. Редакция перевода была возложена Петром I на широко известного в России Гавриила Бужинского, будущего архимандрита Троице-Сергиева монастыря. Первые десять глав первой книги Петр прочел до издания сразу после перевода и внес в них собственноручные исправления. С прочитанными десятью главами он собственной императорской персоной прибыл в типографию, чтобы немедленно начать печатать книгу Пуфендорфа. С трудом его уговорили дождаться полного перевода.

Следует отметить, что произведение Пуфендорфа «О должности человека и гражданина» оказало серьезное влияние на процесс формирования юридической терминологии в России, о чем свидетельствует словарь латинских терминов в «Реестре памятствуемых речений», переведенных на русский язык, которыми предваряется перевод труда Пуфендорфа.245

Другой труд немецкого мыслителя «Введение в историю знатнейших европейских государств с примечаниями и политическими рассуждениями» стал первым учебником всемирной истории в России. Эта книга была впервые издана в России в 1718 г. тиражом 600 экз. по повелению Петра I.246 В свое время Пуфендорф писал о том, что у русского народа не так много качеств, достойных описания. Он отмечал, что у русских нет той культуры, которая имеется у других европейских народов, высшей степенью учености у них признается умение читать и писать, что русские имеют склонность к рабству.247 При первом переводе на русский язык переводчик опустил в статье о России нелестный отзыв Пуфендорфа о русских. При просмотре Петр I велел восстановить в переводе текст подлинника.248 Следует, впрочем, заметить, что к моменту издания книги в России отношение к ней в Европе стало медленно меняться.249 Недаром переводчик «Введения» указывал, что в период царствования Петра «народы европейские... недавно недостойно о государстве Российском и глаголаху и расуждаху... худые мнения на лучшие перемениша».250 Уже в 1723 г. увидело свет второе издание «Введения». При Анне Иоанновне в 1731 г. последовало распоряжение изъять данную книгу в связи с неприемлемой характеристикой царя Иоанна Алексеевича. При Елизавете Петровне с ноября 1743 г. книгу Пуфендорфа вновь разрешили продавать.251 В 1767-1777 гг. вышло третье издание, причем тираж его был для своего времени значительным и составил более 2400 экземпляров.252

Переведено на русский язык и издано в С.-Петербурге в 1815 г. в типографии В. Плавильщикова еще одно произведение Пуфендорфа «Политическое рассуждение о согласии политики истинной с религией христианскою».

Идеи Пуфендорфа были использованы в целях естественно-правовой легитимации российского самодержавия, перед которым в то время стояли вопросы усиления государственной власти. Здесь следует отметить, что в качестве идеологии Петр I избрал протестантскую философию и этику, поскольку именно они, по мнению великого реформатора, могли обеспечить скорейшее переустройство всех сфер деятельности на европейский лад. Петр, видимо, не сразу принял решение использовать протестантскую идеологию. Он не мог не рассматривать в качестве одного из возможных вариантов католическую схоластику, учитывая серьезное влияние Симеона Полоцкого (1629-1680). Этот выдающийся общественный деятель и богослов являлся воспитанником Киево-Могилянской академии. В 1664 году его пригласили в Москву на должность наставника царских детей. Царь Алексей Михайлович, зная широкую образованность Полоцкого, назначил его учителем к наследнику престола царевичу Алексею, а после смерти Алексея — к царевичу Федору. Позже Полоцкому поручили надзор за обучением царевны Софьи и малолетнего Петра.