Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление конституционализма в монархической России Виноградов Валерий Валериевич

Становление конституционализма в монархической России
<
Становление конституционализма в монархической России Становление конституционализма в монархической России Становление конституционализма в монархической России Становление конституционализма в монархической России Становление конституционализма в монархической России Становление конституционализма в монархической России Становление конституционализма в монархической России Становление конституционализма в монархической России Становление конституционализма в монархической России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виноградов Валерий Валериевич. Становление конституционализма в монархической России : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01, 12.00.02 : Волгоград, 2002 246 c. РГБ ОД, 61:02-12/1141-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общая характеристика российского конституционализма

1. Понятие и содержание конституционализма: история и современность 13

2. Конституционный строй - центральный элемент конституционализма

Глава 2. Развитие элементов конституционализма в монархической России

1. Зарождение и развитие конституционных идей 53

2. История институционализации и формализации идей конституционализма 82

3. Конституционализация в начале XX века 109

4. От законодательного к практическому утверждению в России конституционного строя 153

Глава 3. Общее и особенное в конституционализме России и других государств в начале XX века 180

Заключение 198

Список литературы 205

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Концепция конституционализма относится к группе универсальных государственно-правовых идей. Проблемы конституционализма были и остаются одними из основных в юриспруденции вообще, и в науке конституционного права в частности. Они имеют исключительно важное значение в теории и практике политико-правового строительства. Построение в современной России правового демократического государства существенно актуализирует научные исследования в этой области.

Конституционализм - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути свободы и социального прогресса. В практическом же преломлении, несмотря на свою универсальность, конституционализм имеет ряд специфических черт, обусловливаемых историческим развитием конкретного общества и государства. В связи с этим сегодня представляется затруднительным однозначно ответить на многие вопросы, возникшие на этапе современных реформ в России, если не анализировать сложные и противоречивые процессы, происходившие в государственной и правовой жизни нашей страны в предшествующее время. Ученые отмечают, что вопросы, связанные со становлением конституционного права как науки и соответствующей отрасли права, т.е. с историей возникновения и развития конституционно-правовых норм и институтов, являются одной из важных сторон предмета науки конституционного права1.

Определенная схожесть формирования российской государственности на современном этапе и в начале XX в., а также некоторая содержательная близость политико-правовых реформ, проводимых сегодня и в указанный исторический период, позволяет говорить о том, что многие проблемы не являются абсолютно новыми. Необходимо учитьгоать опыт их решения в целях неповторения прежних ошибок. Соответственно углубленное изучение становления конституционализма в России с самого его зарождения представляется весьма актуальной темой в рамках современной российской науки конституционного права, а также историко-правовой науки.

Конституционализм является понятием многоаспектным. Каждый из его элементов заслуживает обстоятельного научного осмысления. При этом наиболее продуктивно рассмотрение проблемы во всей совокупности ее составляющих. Изучение только одного из аспектов конституционализма затрудняет раскрытие в полной мере существа вопроса.

Представляется интересным не только юридический, но и политологический анализ развития конституционных идей, их нормативно-правового закрепления как фундамента построения конституционного строя в России в начале XX в. Попытка такого анализа и предпринята в диссертации. В свою очередь, ретроспективный научный взгляд на систему монархического конституционализма, возникших конституционных учреждений и институтов того времени немаловажен для процессов демократизации общественной и государственной жизни в реформируемой ныне России.

Степень разработанности темы. Изучение научных источников свидетельствует о том, что проблема становления консппиггуционализма в России длительное время широко не исследовалась во всем ее многообразии. Специальные работы по данной теме довольно редки. Исходя из того, что проблема конституционализма, помимо юридического, носит также и историко-политологический характер, литературу по обозначенной теме условно можно разделить на три группы: юридическую, историческую и политологическую.

В отечественной юридической литературе различные аспекты конституционализма стали активно разрабатываться в конце ХГХ в. Огромный вклад в разработку и пропаганду конституционализма в России, в развитие российской науки конституционного права в целом в конце XIX - начале XX вв. внесли ученые-государствоведы А.С. Алексеев, В.М. Гессен, А.Д. Градовский, В.В. Ивановский, Н.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Кор кунов, С.А. Котляревский, Н.И. Лазаревский, П.И. Новгородцев, Б.Э. Нольде, Н.И. Палиенко, К.Н. Соколов, Б.Н. Чичерин, Л.А. Шалланд и др.

В советский период рассматриваемой проблеме уделялось относительно мало внимания. Тем не менее в ряде работ авторам удалось затронуть некоторые стороны конституционализма, правда, через призму марксистко-ленинской идеологии. Среди исследователей здесь можно отметить А.Н. Винокурова, В.К. Дябло, Д.И. Курского, А. Малицкого, П.И. Стучку и др.

Начиная с 1970-х гг. проблема конституционализма в отечественной науке конституционного права вновь становится одной из центральных. Понятие и отдельные элементы конституционализма разрабатываются в работах С.А. Авакья-на, Н.А. Богдановой, Н.Н. Деева, Ю.П. Еременко, В.Т. Кабышева, Н.А. Михалевой, Л.А. Морозовой, О.Г. Румянцева, Ю.И. Скуратова, И.М. Степанова, Л.Б. Тиуновой, В.А. Четвернина и многих других.

В современной юридической литературе среди авторов, предпринявших попытку исследовать проблему возникновения и развития конституционализма, необходимо отметить И.А. Кравеца, А.Г. Пархоменко, Р.А. Ромашова, И.М. Степанова. Между тем в их работах проблема рассматривается, как правило, на весьма большом историческом отрезке времени - от зарождения до наших дней. Это сказывается на глубине изложения отдельных аспектов, связанных именно со становлением конституционализма в России.

В последнее время в юридической литературе большое внимание уделяется осмыслению современного конституционализма в зарубежных странах (В.А. Вла-сихин, С.А. Егоров, В.М. Курицын, В.И. Лафитский, В.В. Лузин, В.В. Невинский и др.). Это объективно должно способствовать дальнейшему развитию теории конституционализма в России.

Лежащие в основе диссертации общетеоретические подходы к понятиям прав личности, правового государства, демократии, гражданского общества, а также их отдельным аспектам разработали отечественные ученые-правоведы С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, A.M. Барнашов, Н.А. Богданова, Н.С. Бондарь, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук, Н.Н. Вопленко, Ю.П. Еременко,

В.Т. Карташов, Д.А. Керимов, Э.В. Кузнецов, В.А. Кучинский, Р.З. Лившиц, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, B.C. Нерсесянц, Л.П. Рассказов, И.В. Ростовщиков, Ф.М. Рудинский, В.П. Сальников, И.М. Степанов, Е.А. Скрипилев, Л.Б. Тиунова, Б.П. Топорнин, В.А. Туманов, В.А. Четверний, Б.С. Эбзеев, Л.М. Энтин и многие другие.

Историко-правовые проблемы, связанные с конституционализмом (развитие либерально-демократических идей, представительство и выборы в России и др.), глубоко осмысливались в исследованиях XIX - начала XX вв. Можно назвать труды И.Д. Беляева, М.Ф. Владимирского-Буданова, Ю.В. Готье, М. Дьяконова, Н.П. Загоскина, А.А. Кизеветтера, В.О. Ключевского, В.Н. Латкина, С.Ф. Платонова, В.И. Сергеевича, Л.А. Тихомирова, Б.Н. Чичерина и др.

Большой вклад в разработку различных аспектов конституционализма внесли исследования отечественных историков XX в. Среди них: Г.Б. Гальперин, Б.Д. Греков, Н.П. Ерошкин, А.А. Зимин, Н.Е. Носов, Н.И. Павленко, Б.А. Рыбаков, A.M. Сахаров, Р.Г. Скрынников, М.Н. Тихомиров, ИЛ. Фроянов, Л.В. Черепнин и многие другие.

Внимание различным сторонам конституционализма, в основном современной России, уделяется и в литературе политического характера. Соединение юридического и политологического подходов к анализу конституционализма в России позволяет глубже и точнее разобраться в проблеме. Среди ученых-политологов, исследовавших эту проблему, необходимо назвать Г.А. Белова, К.С. Гаджиева, М.В. Ильина, А.Н. Медушевского, В.П. Пастухова.

Объектом диссертационного исследования является процесс становления конституционализма в монархической России во всем своем многообразии.

Предметом диссертационного исследования являются идеи и теории конституционного развития России, особенности ее общественно-политического устройства в условиях монархии, а также практическая реализация идей конституционализма в России в начале XX в.

Цель диссертации состоит в комплексном историко-правовом и конституционно-правовом исследовании проблем, связанных с зарождением и становлени ем конституционализма в монархической России: от формирования конституционных идей до их закрепления в законодательстве России и утверждения общественно-государственных отношений на конституционных началах. Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

- определить понятия «конституционализм» и «конституционный строй», выявить содержание и природу этих правовых категорий, а также их соотношение;

- охарактеризовать элементы конституционализма в их историко-правовой динамике;

- проследить эволюцию идей российского конституционализма в монархической России;

- выделить различия между конституционными идеями и государственно-правовыми идеями;

- выявить и показать наличие в законодательстве монархической России отдельных универсальных конституционных идей;

- дать общий анализ конституционной реформы в России в начале XX в. и в этом контексте раскрыть содержание Основных государственных законов 1906 г., ряда других нормативно-правовых актов;

- исследовать практику осуществления конслшуционного законодательства 1906 г. и показать реальность начала утверждения в России конституционного строя;

- дать типологическую характеристику конституционализма, определив общее и особенное в его практическом воплощении в России и других государствах в начале XX в.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологической основой диссертации является общий диалектический метод научного познания и связанные с ним принципы историзма и объективности исследования. Помимо общенаучных методов применяются и специальные (частнонаучные): сравнительно-исторический, конкретно-социологический, системный, структурно-функциональный, формально-логический и др. Использование методов в их

сочетании позволило осмыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях и в разнообразных деталях и ракурсах, что в конечном итоге дало возможность решать поставленные автором задачи.

Теоретическую основу исследования составили политико-правовые концепции прошлого и современности, гуманистические философские и этические учения. Использовались многочисленные работы отечественных и зарубежных правоведов прошлого и настоящего времени.

Нормативно-правовую основу исследования составили отечественные законы, международные документы, нормативно-правовые акты других государств. Использован фактический материал из практики, данные социологических исследований.

Научная новизна диссертации состоит в том, что с современных демократических позиций впервые в отечественной юриспруденции предпринята попытка комплексного конституционно-правового и одновременно историко-правового анализа вопросов, связанных со становлением конслитуционализма в монархической России в совокупности всех его элементов.

Осуществлен оригинальный сравнительный анализ российского конституционализма начала XX в. с конституционализмом других стран, что позволило предложить его общеправовую типологическую характеристику.

Положения, выносимые на защиту:

1. Идея конституционализма представляет собой не национальную или региональную, а универсальную, общечеловеческую, несмотря на специфику ее воплощения в тех или иных странах.

2. Конституционализм является многоаспектным понятием. Во-первых, его следует понимать как политико-правовую теорию, обосновывающую необходимость установления конституционного строя. Он также выступает в виде формально установленных, зафиксированных в важнейших конституционно-правовых актах конституционно-правовых принципов, норм и политических учреждений. В-третьих, это такое состояние общественных отношений, которое достигается в результате точного соблюдения конституционных предписаний, т.е. при построении конституционного строя. Первые два аспекта конституционализма являются одновременно его предпосылками, ибо конституционализм, как полноценное политико-правовое явление, достигается при наличии всех трех компонентов.

3. Конституционный строй фактически выступает в качестве центрального элемента конституционализма. Данной категории в своей основе присуще нормативно-правовое содержание. Она отражает конкретное устройство государства и общества, т.е. обращает теорию в юридическую и политическую реальность. Под конституционным строем следует понимать конституционное состояние общественных отношений, их соответствие конституционным принципам и нормам.

4. Основы конституционного строя, в отличие от конституционного строя, закрепляемого всей системой правовых норм, регламентируются непосредственно лишь нормами конституционного права. Термин «основы» подчеркивает особенности конституционного регулирования общественных отношений, указывает на то главное, на чем базируется общественная жизнь. Одновременно свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах, т.е. можно с определенной условностью говорить о принципах основ конституционного строя.

5. Начало содержательного развития собственно идеологии конституционализма в России датируется второй половиной XVHJ в. Первоначально формировались основные положения, раскрывающие ценности и идеалы приверженцев либерально-демократического развития России. В последующем выработанные принципы и идеалы переводились в программы, лозунги и требования политической элиты. Уже далее формировалась нормативно-правовая основа конституционализма. К сожалению, власть и большинство подданных России не проявили глубокой приверженности идеям конституционализма.

6. В своем втором аспекте (как формально установленные, зафиксированные в важнейших конституционно-правовых актах конституционно-правовые принципы, нормы и политические учреждения) конституционализм стал институционализироваться в России значительно ранее принятия конституционного законодательства в начале XX в.

7. К моменту политического реформирования общества в России в начале XX в. реально не сложилась система демократических постоянных ограничений государственной власти. Фундаментальные гражданские и политические права и свободы личности, как неотъемлемая часть конституционализма, не были юридически закреплены и, так или иначе, часто попирались властью. Вместе с тем уже были заложены экономические и иные условия для введения в стране конституционного строя.

8. Основные государственные законы 1906 г. были фактически конституцией Российской Империи, хотя официально так не именовались. Они наделялись особой юридической силой и содержательно соответствовали конституционным актам многих других стран. Подтверждением правильности вывода о формировании конституционного строя России выступает тот факт, что российским подданным законодательно (т.е. формально) предоставлялся достаточно широкий перечень прав и свобод. Было проведено заметное разделение законодательной и исполнительной властей, обеспечена независимость судебной власти.

9. В России начала XX в. только началось формирование конституционного строя. Как следствие в административной практике обнаруживаются существенные отклонения от конституционных предписаний. Тем не менее, исходя из тенденций развития общества и государства, нельзя не заметить существенных демократических изменений. Они нуждались в дальнейшем укреплении в законодательной и правоприменительной практике. Однако этому помешала первая мировая война и связанное с ней усиление реакции.

10. Несмотря на отставание в развитости конституционных отношений от многих стран западной демократии, российский консгатуционализм следует рассматривать как одну из оригинальных конституционных моделей. Она имеет наряду с чертами, присущими всем конституционным государствам (с дуалистической монархией в особенности), также и ряд самобытных черт, что обусловлено спецификой развития российского общества и государства.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные выводы и сделанные обобщения развивают ряд разделов науки конституци онного права, а также теории и истории государства и права, истории правовых учений. Это касается, в частности, тех разделов, которые посвящены вопросам становления теории конституционализма, практического конституционного развития России, основам конституционного строя России, а также в целом вопросам демократии, правового государства, политического режима, формы государства.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут способствовать дальнейшим исследованиям по данной проблематике в рамках теории и истории государства и права, конституционного права, иных отраслевых наук.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования процесса демократических преобразований в переходный период российской истории могут быть использованы в научно-исследовательской работе и в законодательстве. Они могут способствовать изучению положительного опыта государственно-правового строительства и обеспечению преемственности конституционного развития. Это немаловажно для успешного реформирования современной России в реально демократическое, федеративное, правовое и социальное государство.

Материалы диссертации можно использовать в процессе преподавания курсов конституционного права, прав человека, муниципального права, теории государства и права, истории государства и права, истории правовых учений, политологии и др.

Апробация результатов исследования получила выражение в опубликованных автором научных работах, а также в выступлениях: на Всероссийской конференции «Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России» (Екатеринбург, 2000 г.); Межвузовской научно-практической конференции «Юридическая ответственность в современном российском праве» (Волгоград, 2000 г.); Всероссийской научно-теоретической конференции «Правовая культура на рубеже столетий» (Волгоград, 2001 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Зашита субъективных прав: история и современные проблемы» (Волжский, 2001 г.); Межвузовской научно-практической конференции «Пути развития российской юридической науки и образования в XXI веке» (Волгоград, 2001 г.). Отдельные положения диссертации были использованы в учебном процессе при преподавании курса «История отечественного государства и права» в Волгоградской академии государственной службы.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав с подразделением на параграфы, заключения, а также списка использованных источников.

Понятие и содержание конституционализма: история и современность

Разработка понятия «конституционализм» имеет методологическое значение, как для науки конституционного права, так и для других юридических наук. Это имеет выход и непосредственно на практику правового развития общества. Вопроса конституционализма приобрели особую значимость в современной России, идущей по пути становления правовой государственности, формирования гражданского общества.

В целях систематизации знания науки конституционного права разделяются на понятия и категории, где под категориями науки конституционного права понимаются наиболее общие понятия объединяющие знание о конституционно-правовых явлениях и процессах на более высоком, «надпонятийном» уровне1. Исходя из этого необходимо говорить не просто о понятии «конституционализм», а о категории «конституционализм».

Понятие «конституционализм» играет роль системообразующей категории, которой присущ наиболее высокий уровень обобщения. Сферой обобщения, как хорошо отмечается учеными-юристами, здесь выступает предмет науки конституционного права в целом и во всем своем многообразии, что и предопределяет объем категории «конституционализм». Иначе говоря, данная категория «объединяет все другие категории конституционного права, а любое понятие этой науки в ней проявляется».

Категория «конституционализм» становится одной из наиболее часто употребляемых в российской науке конституционного права понятий, используемых в виде статусных и оценочных характеристик государства, способов организации государственной власти, как по отношении к российской, так и по отношению к зарубежной конституционной практике.

Проблема конституционализма и его составных элементов для отечественной науки конституционного права является относительно новой, хотя обращение исследователей к его понятию имело место в научной литературе в конце XIX -начале XX в. Для того периода характерен некоторый терминологический беспорядок. Различия в понимании и употреблении понятий «конституция», «конституционный», «конституционализм» можно было наблюдать у представителей различных общественно-политических сил («либерально-бюрократический», либеральный, социалистический и др. лагеря). Не было полного единства во взглядах на данную проблему, и в правительственных кругах, что приводило к приданию в вышеперечисленные понятия неоднозначного смысла.

В юридической литературе монархической России встречалось понятие «конституционализм». Однако при этом четкого определения ему не давалось. В энциклопедических словарях, например знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона, понятие «конституционализм» не раскрывалось. По существу происходило отождествление понятия «конституционализм» с целым рядом других понятий, таких как «конституция», «конституционная монархия», «конституционное государство», «конституционное движение», «парламент», «представительный строй», «представительные учреждения» и т.д.

Либеральный историк права Н. Кареев (в своей философии истории исповедовал позитивизм и эволюционизм) в работах, посвященных истории индивидуальной свободы, гражданского равноправия и народного представительства Европы, употребляет почти как равнозначные следующие термины: «конституционализм», «конституционный режим», «конституционное государство», «конституционные формы и идеи»1. В работе, посвященной истории и теории парламентарного строя в Европе и Северной Америке, К.Н. Соколов рассматривает парламентаризм как своеобразную систему конституционализма, а понятие «конституционализм», в свою очередь, отождествляет с понятиями «конституционная система», «представительный строй», «представительное государство»2. Это связано с присущим многим в то время взглядом на государственный строй Англии, как на определенный идеальный тип, пример для подражания. Потому «принципы самого подлинного конституционализма» приводятся им по английскому Биллю о правах 1689 г. Принципы эти назывались: объявление «незаконными притязания короны на право своей властью приостанавливать действия законов или устанавливать диспенсации из них»; недопустимость «взимания податей и сборов и содержание армии в мирное время, без согласия парламента»; обеспечение «поданным права петиций»; гарантирование парламенту «свободу парламентских выборов, свободу парламентских прений и периодичность созыва парламента»3. Встречается и ряд других понятий в работах дореволюционных авторов, которые отождествляются с понятием «конституционализм». Так, например Н.И. Лазаревский в своих работах использует термин «конституционная форма правления»4.

В связи с тем, что сферой обобщения понятия «конституционализм» выступает собственно предмет науки конституционного права в целом, необходимо отнести начало разработки различных проблем конституционализма наукой конституционного права к моменту ее формирования как самостоятельной юридической науки. Как таковая, она сложилась около двух веков назад, что было непосредственно связано с появлением в конце XVIII в. первых писаных конституций и иных систематических конституционно-правовых актов. При этом понятие «конституционализм» не сводилось к наличию конституции, к формальному соответствию нормативных актов и действий властей нормам конституции. В содержание понятия «конституционализм», помимо формального соблюдения конституции, включался ряд мер обеспечения реального ограничения государственной власти: разделение властей, признание естественных и неотъемлемых прав и свобод человека, установление демократического политического режима, многопартийности, идеологического плюрализма. Наиболее лаконично все это было сформулировано во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»1.

В России наука конституционного права формировалась в рамках науки государственного права, и утвердилась на рубеже XDC-XX вв. Она достигла относительно высокого уровня развития и была представлена блестящей плеядой ученых. Уже в XVIII в. в условиях абсолютизма под влиянием просветительских идей происходит обращение к различным идеям конституционализма. К числу первых работ относят работу В.Т. Золотницкого «Сокращение естественного права, вы-бранное из разных авторов для пользы Российского общества» 1764 г. В ней утверждается, что права и обязанности государей происходят из явного или неявного договора с подданными. Монархия обозначалась ограниченной, если в ней способ правления определен «основательными законами», в которых нашли свое отражение естественные права человека. Но не делался вывод, что монарх должен каким-то образом зависеть от подданных.

Конституционный строй - центральный элемент конституционализма

Понятие «конституционный строй», наряду с понятием «конституционализм», играет роль системообразующей категории науки российского конституционного права и практики конституционно-правового строительства.

Данное понятие является наиболее общим по уровню логического обобщения понятием науки конституционного права. Многие обобщаемые в нем объекты изучения совпадают с предметом познания науки конституционного права в целом. Все это позволило ученым совершено правильно охарактеризовать «конституционный строй», как «основную интегрирующую» и «предельную» категорию науки конституционного права2.

Консппйггуционнь1Й строй» выступает составной частью «конституционализма», являющимся более широким понятием. Он отражает конкретное устройство государства и общества и «означает обращение теоретической модели в политическую и правовую реальность»3.

О «конституционном строе» говорят в двояком смысле: формальном и содержательном. В первом случае под этим термином видится сам по себе факт наличия в обществе и государстве устройства базирующегося на конституции, которой следует государство. Такой подход означает, что любое общество и государство, основывающееся на конституции, могут называться конституционными и имеющими конституционный строй, безотносительно к содержанию имеющейся у них конституции.

В науке конституционного права понятие «конституционный строй» используется чаще в ином, - содержательном смысле, когда под ним понимается лишь такой общественный и государственный строй, который соответствует определенным требованиям. Прежде всего, речь идет о признании и гарантирован-ности прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, демократической форме правления и т.д.

Конституционньїй строй не следует отождествлять с государственным строем. Последний есть явление более узкое. В отличие от государственного строя конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве конституции. Если необходимыми признаками конституционного строя являются народный суверенитет, выборность власти, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека, то государственный строй может и не содержать всех этих признаков.

В науке проблемы конституционного строя не были лишены внимания. Им уделялось пристальное внимание и в начальный период советской истории. Более конкретно вопрос о понятии и конституционном содержании общественного строя с особой остротой встал после принятия Конституции СССР 1936 г. Она, как известно, открывалась главой «Общественное устройство»1.

В последующем в Конституции СССР 1977 г. уже весь первый раздел был посвящен этому и назывался: «Основы общественного строя и политики СССР»2. Соответственно консггитуции союзных республик дублировали структуру Конституций СССР и также начинались с аналогичных глав или разделов.

Таким образом можно судить о том, что с точки зрения составителей советских конституций именно основы общественного строя являются главным, основным в конституционных положениях. Из них вытекало все остальное, включая права и свободы советских граждан.

В науке понятие «конституционный строй» стало достаточно активно использоваться через призму «общенародного государства». Одним из первых разработчиков данной проблемы был Ю.П. Еременко. В его понимании конституционный строй представляет собой «систему господствующих экономических, политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которые воплощают полновластие (суверенитет) ... народа и определяют сущность и основные черты ... общества в целом». В основе этого определения лежит характер и виды составляющих содержание конституционного строя общественных отношений в правовой форме их проявления. Поэтому он совершено прав говоря о возможности рассматривать понятие «конституционный строй» и «как совокупность конституционно-правовьгх отношений».

Конституционньш строй органично входит в общественный строй, который непосредственно связан с его конституционной регламентацией, реализацией и охраной конституционных предписаний2. Иначе говоря, конституционный строй есть та часть общественного строя, которая непосредственно связана с его конституционными основами.

Так как вся история конституционного законодательства убедительно свидетельствует о том, что в нем воплощаются лишь определенные стороны общественного строя, Ю.П. Еременко говорит о необходимости установить специфику конституционного (государственно-правового) содержания общественного строя. Назначение конституционного законодательства при этом им не сводится к закреплению одних лишь отношений государственного властвования. «Совершено очевидно, что власть оказывает регулирующее воздействие на все элементы общественного строя и потому воплощает основные его черты.

Зарождение и развитие конституционных идей

Конституционализм, как уже отмечалось, первоначально возник как политико-правовая теория, обосновывающая необходимость демократического устройства государства на основе конституции. Подчеркнем, что система конституционных идей, являясь одним из элементов конституционализма, выступает также и его предпосылкой. Данные идеи заслуживают особого внимания. Термин «идеология» древнегреческого происхождения и означает «учение об идеях»1. В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых яв ляется функциональная связь с интересами и стремлениями общественной груп пы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического опыта и к условий жизни и условий жизни определенной социальной общности, которые особым образом отображают и оценивают действительность. Хотелось бы предварительно сделать несколько замечаний о соотношении понятий «конституционализм», «либерализм» и «демократия». Эти понятия во многом близки друг другу, но далеко не тождественны. Между ними не всегда прослеживается и четкая грань. «Демократия» представляет собой наиболее широкое понятие, под которым понимается власть болыпинства народа при защите и учете интересов меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие фундаментальных и особенно политических прав и свобод граждан, равноправие граждан, верховенство закона, осуществление принци-па разделения властей . Понятие «либерализм» в сравнении отличается большей конкретностью содержания. Центральной идеей либерализма со времени его возникновения является свобода, а системообразующим - понятие прав человека.

Достижение обществом демократии возможно в рамках этого общественно-политического течения лишь при условии наличия свободы в экономике, общественной сфере, политических отношениях.

Либерализм и демократия обуславливают друг друга. Демократия выступает как форма власти. Либерализм же подразумевает границы этой власти1. При этом имеется в виду любая власть. Как верно заметила И.Н. Сиземская, «демократия не сводится к либерализму уже по одному тому, что либерализм базируется на приоритете самоценности человеческой личности, а демократия предполагает суверенитет, верховенство народа, т.е. приоритет большинства»2. Что же касается понятия «конституционализм», то оно охватывает еще более конкретную реальность. Оно представляет собой правовую (политико-правовую) идеологию либерализма.

Свое начало конституционализм как идеология, берет со времени утверждения концепции либерализма в XVTI-XVIH вв. И то и другое было органически связано с развитием капитализма в Европе и на ранних этапах представляло собой средства борьбы буржуазии как «третьего сословия» против абсолютизма.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации. Несомненный вклад в его формирование внесли представители Просвещения. У истоков этого мировоззрения были идеи таких разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В Гумбольт, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Б. Констан, А. де Токвиль и др.

Заметим, что конституционализм в целостном своем содержании и смысле не был известен ни античности, ни средневековью. Вместе с тем представления о конституционализме не возникали и не развивались в теоретическом и социальном вакууме. Несмотря на то, что конституционализм (являющийся по определению стремлением к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества) как самостоятельное понятие в употребление вошло лишь в XVIII в., а общераспространенным стало только в XIX в., стремления к конституции восхо- 55 дят к древности. Так, греко-римская политическая наука выработала понятия «субъективное право» и «правовая личность». Именно тогда впервые возникли и некоторые учреждения, в рамках которых граждане участвовали в управлении государством, особенно в законодательной деятельности. Тем не менее, древний «конституционализм» не отрицал рабства, не отстаивал прав и свобод личности. В Новое время конституционализм был как бы заново «открыт» и значительно обогащен западноевропейской мыслью. Основной идеей становится «реализация свободы личности» путем устранения факторов, угрожающих индивидуальной свободе .

В российской науке конституционного права уже предпринимались попытки дать наиболее полный перечень основных конституционных идей. Между тем не всякая государственно-правовая идея относится учеными к конституционным идеям. К примеру, по мнению С.А. Авакьяна, к главным конституционным идеям следует отнести: идеи глубокого почитания связанности государства и общества правом, законом; идеи приоритета человеческой личности, уважения ее достоинства; идеи участия непосредственно народа в осуществлении функций власти; идеи обеспечения прав и свобод граждан процессуальными механизмами, деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления2. Нельзя не согласиться с К.С. Гаджиевым в том, что краеугольным камнем идеологии конституционализма являются идеи ограничения власти (установления рамок правления, утверждение определенных путей и средств реализации правительственных действий, установление прерогатив правительства и фиксированных процедур, по которым оно действует)3. Здесь необходимо уточнить, что эти ограничения государственной власти направлены на признание и обеспечение государством существующих независимо от него естественных, неотъемлемых прав человека.

Общее и особенное в конституционализме России и других государств в начале XX века

При обращении к теории и практике конституционализма в России недостаточно определить понятие конституционализма. Следует выделить его тип и тем самым показать общее и особенное в российском конституционализме в сравнении с другими странами.

Выведение типологии (классификации) конституционализма способствует установлению закономерно существующих связей между его различными видами, определению их места. Это помогает лучше различать его виды, сопоставлять их между собой, уяснять их особенности. Типология конституционализма облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире. В то же время она, как и любая классификация, носит отчасти условный характер, поскольку конституционализм отличается друг от друга спецификой формирования, особенностями соотношения политических сил в период его становления и дальнейшего развития, историческими и национальными традициями и т.д. Типология позволяет точнее определить природу и особенности конституционализма, глубже вникнуть в его содержание и ведет к более четкому оформлению наших знаний о нем.

От прежнего классового подхода к проблеме типологии конституционализма в нашей стране отказались в начале 1990-х гг.1 Встала задача разработки новых подходов. Непосредственно юридической наукой в этом направлении в последнее время было сделано не мало. Еще больше этой проблеме уделено внимания в работах по политологии и социологии. Вместе с тем остаются научные пробелы.

Конституционализм увязывается зачастую исключительно с идеологией либерализма2. Это представляется не совсем верным, так как идеи конституции (являющейся политико-правовой основой конституционализма) не были чужды и другим идейно-политическим течениям. Соответственно они могли быть реализованы в той или иной степени при различных политических режимах. Другое дело, что конституционализм в полном смысле этого слова представляет собой не что иное, как правовую (или политическую) идеологию либерализма1. Следовательно, когда конституционализм увязывается исключительно с либерализмом, речь идет о конституционализме в его подлинном классическом понимании. Он присущ исключительно странам западной цивилизации, и, по справедливому замечанию В.Б. Пастухова, его необходимо рассматривать не изолировано, а вместе с другими важными «проявлениями цивилизационной природы Запада». Этими проявлениями являются позитивизм и капитализм, которые, как и конституционализм являются следствием «рационализации общественной практики», складывающейся не по отдельности, а всегда вместе. Отсюда делается вывод, что под конституционализмом следует понимать рационализацию государства. Именно конституционализмом, сущностью которого является самоуправление индивидов, с точки зрения В.Б. Пастухова, заканчивается эволюция государственности в государство2.

Исходя из либеральной сущности конституционализма, можно соотнести тип конституционализма с этапами исторического развития либерализма, традиционно делящегося на два периода: «классический» и «новый»3. Соответственно, можно говорить о двух типах конституционализма - «классическом» и «новом» («неолиберальном»). Ключевым различием между ними является степень участия государства в регулировании экономики и общественной жизни. Если «классический конституционализм» исходит из традиционного для ранних буржуазных государств невмешательства государства в экономику и в сферу индивидуальной свободы человека, то «неолиберальный конституционализм», напротив, активно регулирует эти сферы с целью их лучшего функционирования.

Исходя из степени использования государством иммунитетов и инерции, Я.- Э. Лэйн проводит различие между «слабым» и «сильным» конституционализмом. «Сильный конституционализм» характеризуется множеством иммунитетов, и, прежде всего в области, связанной с частной собственностью. Помимо этого имеется институционализированная конституция. Ее трудно изменить. Она строго защищена посредством судебного надзора. «Слабому конституционализму» присущ относительно небольшой набор иммунитетов, «не столь значительная конституционная инерция и мягкий судебный надзор» (без права объявлять недействительными законы)1.

В политологии и социологии применительно к России активно разрабатыва-ется тематика мнимого конституционализма. Именно так определяется образ правления Российской империи до февраля 1917 г. рядом зарубежных и российских авторов3.

«Мнимый конституционализм» - это «некоторый гибрид новых (конституционно-правовых) политических форм и старого (абсолютистко-монархичского) политического содержания». Главной исторической особенностью мнимо-конститущюнного типа правления, по мнению А.Н. Медушевского, является то, что «конституция здесь - не инструмент социального контроля, а средство легитимации традиционных носителей власти по образцу упрочившихся уже демократических режимов». Из этого следуют «своеобразные социальные функции данного политического мутанта - он выступает не столько как переходная форма от абсолютизма к демократии, сколько как реакция на слишком быстрый, радикальный (революционный) переход от авторитарного режима к демократии, средство стабилизации общества, попытка выхода из порожденного модернизацией соци ально-политического кризиса в интересах традиционного правящего класса»1.

Российский вариант конституционной монархии является, с точки зрения А.Н. Медушевского, типичным примером «мнимого конституционализма . Его характерной чертой является то, что «политические и юридические формы западноевропейского монархического конституционализма были использованы здесь для легитимации сугубо традиционалисткого института - самодержавия». При этом противоречие «легитимирующей формулы и реального политического содержания данного режима оказалось неразрешимым»2. Своеобразным антиподом «мнимому конституционализму»3 выступает конституционализм «подлинный» (или «истинный»). В российской юридической литературе начала XX в. под «подлинным конституционализмом» понимался английский конституционализм, т.е. конституционализм в его классическом виде4. Однако, по мнению М.В. Раца, оставаясь в пределах юридической действительности, принципиально невозможно различить подлинность и мнимость конституционализма. Можно «различать кон-спгапуционализм совершенный, несовершенный и незавершенный».

Похожие диссертации на Становление конституционализма в монархической России