Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Семашко Анна Геннадьевна

Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века
<
Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семашко Анна Геннадьевна. Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века: историко-правовой аспект : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Семашко Анна Геннадьевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ин-т]. - Москва, 2007. - 217 с. РГБ ОД, 61:07-12/1733

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования государственно-церковных отношений в России XIX в 16

1. Методологические подходы к анализу правового регулирования государственно-церковных отношений в XIX в 17

2. Государственный механизм Российской империи и его структура в XIX столетии 43

ГЛАВА II. Взаимоотношения государственной власти и РПЦ в XIX в 87

1. Иерархическая структура, правовой статус и взаимоотношения РПЦ с государственными органами Российской империи XIX в 87

2. Правовые основы реализации церковью делегированных ей полномочий в XIX в 123

Заключение 159

Приложения 166

Использованные источники и литература 190

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Российская Федерация - светское государство, в котором, согласно Конституции, «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»1. Русская Православная Церковь (РПЦ) отделена от государства, однако, она не отделена от общества и востребована его значительной частью. Поэтому регулирование отношений между государством и церковью, церковью и обществом, обществом и государством - актуальная задача современности.

Обращение к избранной теме определяется также тем, что, РПЦ является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

В разные исторические периоды РПЦ как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность - это объективный фактор нашей жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня РПЦ, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны. В этом смысле опыт государственно-церковных отношений в синодальный XIX век, может быть использован как предупреждение. Именно в этот период Церковь с правовой точки зрения являлась государственным институтом. Это в наибольшей степени деформировало многие стороны канонической деятельности церкви, а делегированные ей государством полицейские и другие функции вызвали недовольство общества. Отчасти в результате такого правового положения церкви общественно-политические процессы отчасти привели к революционным событиям XX века.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в следующем:

Во-первых, значимость места и роли вероисповедного компонента в государственной и общественной жизни России определяет необходимость с

1 Конституция Российской Федерации, 1993. - Ст. 14, п.1.

точки зрения юриспруденции концептуально совершенствовать взаимодействие государства и РПЦ в современных условиях, а также совершенствовать законодательство, касающееся вероисповедной политики, свободы совести, деятельности религиозных организаций в России с учетом современных требований законодательного регулирования этих вопросов. Необходимость решения данных задач детерминирует обращение к исследованию определенных этапов истории права применительно к проблеме государственно-церковных отношений в России.

В-вторых, изучение правовых основ совместной деятельности РПЦ и государства в XIX веке в области образовательной и воспитательной политики приобретает особую значимость в условиях отсутствия общенациональной идеи в современном российском государстве на этапе преобразований начала XXI века.

В-третьих, наряду с правом религия является важным социальным регулятором поведения не только отдельных людей, но и народных масс, способным определять линию развития событий в том или ином регионе, в межнациональных конфликтах и т.д. Об этом свидетельствует живой интерес международных организаций, а также различных государственных и общественных структур к проблемам конфессиональной политики и положения Церкви в государстве и в обществе. Этим возлагается на юристов ответственность за всестороннее взвешенный подход в законодательном регулировании религиозной составляющей общественной жизни

В-четвертых, процесс возвращения РПЦ в жизнь общества, начавшийся стремительно и активно на рубеже 80-90-х годов XX века, имеет как любое социальное явление не только положительные, но и отрицательные стороны. Так, например, в условиях демократизации российского общества, утраты им ценностной системы советского периода, возникла опасность от экспансии на территорию России различного рода сект. В этой ситуации религиозные духовно-нравственные ценности теоретически видятся возможной альтернативой в выборе жизненных ориентиров.

От юристов в значительной степени зависит духовная безопасность гражданского общества, создание совершенной законодательной базы, способной защитить граждан страны от экспансии сектантов, а также от религиозного экстремизма.

В-пятых, в настоящее время РПЦ является активным участником многих государственных, общественно-политических, культурных мероприятий, акций, событий и процессов, происходящих в стране. Это делает необходимым всестороннее учитывать имеющийся опыт государственно- и общественно-церковных отношений при выработке концепций и моделей этих взаимоотношений в начале XXI века с учетом современных требований законодательного регулирования.

В-шестых, для того, чтобы обеспечить устойчивое существование общества, необходимо учитывать новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом модели государственно-церковных отношений должны быть учтены при формировании общей цивилизационной картины. В связи с этим необходима обоснованная, взвешенная политика государства в религиозном вопросе при сохранении его светского характера.

Таким образом, законодательное регулирование религиозного вопроса в XIX веке, роль РПЦ в государственной и общественной жизни, сложность и противоречивость государственно-церковных отношений в разные периоды, в том числе в Синодальный век, а также начавшийся в конце XX столетия возврат культурно-нравственных и духовных ценностей обоснованно вызывают непреходящий научный интерес юристов - историков и юридической общественности к этим событиям сегодня и подтверждают актуальность выбранной темы для научного исследования.

Данная тема имеет не только познавательное и научное значение, но, с точки зрения юриспруденции, определенную злободневность и практическую направленность.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросам теории государства и права уделялось большое внимание в XIX веке. Концепцию правового государства разрабатывали известные российские правоведы.

Например, почетный член Петербургской Академии Наук профессор Б.Н.Чичерин явился основоположником государствоведческой школы в российской историографии и являлся сторонником конституционной монархии. Российский религиозный философ Е.Н.Трубецкой - правовед стремился соединить учение В.С.Соловьева о «всеединстве» с православием. Профессор Московского университета С.А.Муромцев работал в области истории римского и гражданского права, а также общей теории права. Н.М.Коркунов - профессор Петербургского университета разрабатывал теорию государства и права, в частности, международного права.

Первые научно-юридические работы, в которых нашли отражение различные аспекты интересующей нас проблемы, появились в 1-ой половине XIX века. Они носят скорее обзорно-исторический, чем правовой характер. В работах представлен фактический материал по церковной истории, однако, практически отсутствуют обобщения и анализ данных законодательного обеспечения функционирования РПЦ в государстве1.

2-ая половина XIX века характеризуется ростом интереса научно-юридической общественности к проблемам Церкви. В этот период было положено начало масштабным исследованиям по проблемам, касающимся положения РПЦ в российском государстве2.

См.: Митр. Платон (Левшин). Краткая российская церковная история. - СПб., 1805; киевский митр. Евгений Болховитинов. История российской иерархии. - 1815; епископ Иннокентий (Смирнов). Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII в. - М., 1817; митр. Макарий (Булгаков). Введение в историю русской церкви. - 1846.

См.: Скворцов И.М. Записки по церковному законоведению. - 3-е изд., испр. - Киев: Унив. тип., 1861; Павлов А.С. О Кормчей; Об участии мирян в делах церкви // Записки Казанской Университета, 1864. - №2; Очерк секуляризации церковных земель в России // Записки Новороссийского университета, 1871. - № 4; Суворов Н.С. Курс церковного права. -Ярославль, 1889-1890; Бердников И.С. Церковное право как особая самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права. - Казань,1885; Заозерский Н.А. Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольническом браке. - 1896; Соколов Н.К. Краткий курс церковного права Православной Греко-Российской Церкви. - Казань, 1888; Знаменский П. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра. - Казань, 1873; Прокошев П. Л. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895; Барсов Т.В. О приходских попечительствах при православных церквах. - М., 1896; Об управлении русским военным духовенством. - СПб., 1879; Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. - СПб., 1894; Розанов Н.П. История Московского епархиального управления. - М., 1876; Остроумов М. Введение в православное церковное право. Т. 1. Харьков, 1893.

В начале XX века интерес юристов-исследователей сосредоточился на проблемах внутрицерковной жизни, а также на оценке правового положения РПЦ в российском государстве. Также в указанный период активизировалась научно-исследовательская работа по правовым аспектам данной темы студентов духовных Академий1.

В 50-80 годах XX века появились исследования юристов-историков по вопросам законодательного регулирования благотворительности; правовому анализу религиозного вопроса в российской армии монархического периода; по проблемам формирования духовного* сословия в России; эволюции законодательства по церковным вопросам .

В последнее десятилетие XX - начале XXI веков создано значительное количество работ в различных областях научных знаний о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, а также о месте, роли и статусе РПЦ в современном обществе и государстве.

Исследователи права И.Н.Вишнякова, А.А.Дорская, Н.В.Шингарева,

' Красножен М.Е. Иноверцы на Руси. Т. I. Положение неправославных христиан в России. - 3-е испр. и доп. изд. Юрьев, 1903; Красножен М. Е. Профессор А. С. Павлов. Юрьев, 1909; Суворов Н. С. Из истории развития церковно-правительственной власти (Разбор сочинения П. В. Гидулянова «О восточных патриархах в период четырех первых Вселенских Соборов»). М., 1907; Рейснер М. А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПб., 1905; Титлинов Б.В. Вопросы о приходской реформе в царствование Александра II. - Пг., 1917; Бердников И. С. Открытия в области церковного права, сделанные современным так называемым обновленческим движением. Вып. 1. Казань, 1908; Сильвестр, архимандрит. Современные искатели полной свободы совести перед судом Православной Церкви. Опыт критического решения этого вопроса. Харьков, 1903; Нольде А.Э. К.П. Победоносцев и судейская реформа. - Пг., 1915; Глинский Б.Б. К.П. Победоносцев: Материал для биографии // Ист.вестник. - 1907; Milash Nicodemus. Orthodox Church Law. Belgrade, 1926; Smolitsch I. Zur Frage det Periodisierung der Geschichte der Russischen Kirche If Kyrios. Viertefur Kirchen und Geistesgeschichte Osteuropas II Hrsg. Von Hans Koch. 1940. - 4.1. Jahrgang 5. Heft 1-2. * Здесь (и далее по тексту) См. Приложение № 1 «Словарь терминов». 2 См.: Бабинская СП. Детские воспитательные учреждения в деревнях России конца XIX века // Уч. записки МОПИ им. Н. Крупской, 1964. - Т.145. - Вып.10; Kartachev A. Histoire de l'Eglise russe. Paris, 1959; Титов Н.Ю. Церковь в политической системе России 1 половине XIX века: Дис. ... канд.юрид.наук. М., 1985; Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). - Новосибирск, 1981; Talberg N. History of the Russian Church. Jordanville, N. Y., 1954; Schmemman A. The Historical Road of Eastern Orthodoxy. N.Y., 1954; Kartachev A. Histoire de l'Eglise russe. Paris, 1959.

А.А.Левина освещают проблему свободы совести в ее эволюции и развитии. Особенный интерес представляет монография А.А.Дорской «Государственное и церковное право Российской империи: проблемы взаимодействии и взаимовлияния» (М., 2004), в которой исследуется церковное право Российской империи конца XVIII - начала XX в., его место в системе права, а также соотношение государственного и церковного элементов в правовом регулировании общественных отношений в России,

Вышли в свет юридические исследования, посвященные теоретическим основам взаимодействия государства и церкви, а также светского и церковного законодательств. Данные проблемы входят в круг научных

интересов исследователей Е.Н.Салыгина, Е.П.Гарановой, А.А.Гайдерова .

Работы по юриспруденции авторов В.Л.Ефимовских и Н.С.Федосовой, посвящены проблеме религиозных преступлений в России3.

Также в этот исследовательский период появилось значительное количество работ, посвященных правовым аспектам отношений государства, общества, религии и церкви в России на различных исторических этапах4.

См.: Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания: Дис...канд.юрид.наук. М.: МГУ, 2000; Дорская А.А. Проблема законодательного закрепления свободы совести в России в начале XX в.: Дис....канд.юрид.наук. М., 2002; Шингарева Н.В. Роль МВД Российской империи в разработке и реализации законодательства о веротерпимости и свободе совести во 2-ой пол. XIX в. - феврале 1917г.: Истор.-правовое исслед.: Дис. ... канд,юрид.наук. М., 2006; Левина А.А. Институт свободы совести и вероисповедания: истор.-правовой опыт России. Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2003.

2 См.: Салыгин Е.Н. Теократическое государство: Теоретическо-правовой аспект: Дис. ... канд,юрид.наук, - М,, 1997; Таранова Е.П. Церковное право в правовой системе российского общества (Общетеоретический и исторический аспекты): Дис.... канд. юрид. наук, - Кострома, 2004; Гайдеров А.А. Традиционные и религиозные факторы в формировании правовой системы России: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.

См.: Ефимовских В.Л. Религиозные преступления в русском праве Х-нач.ХХ в.: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002; Федосова Н.С. Уголовное право и религия: Проблемы взаимовлияния и взаимодействия: Дис.... канд. юрид. наук. Владивосток, 2003. 4 Салтыкова С.А. Государственная защита православной веры и церковной организации в России (X - XVII вв.): Дис...канд.юрид.наук. М., 2004; Муравская Е.А. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII - XX вв,: Дис.... канд.юрид.наук. Ставрополь, 2002; Арсеньева Г.В. Государство и церковь во 2-ой пол. XVI - 1-ой четв. XVIII вв.: Истор.-правовое исслед.: Дис...канд.юрид.наук, Саратов, 1999; Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: Истор.-правовое исслед.: Дис,..кандлорид.наук. Казань, 2001; Шатуев Н.В. Государственно-правовое регулирование религиозных отношений в Забайкалье во 2-ой пол. XVII - нач. XX вв.: Дис...канд.юрид.наук. М., 2006 и др.

Интерес представляет политологическая докторская диссертация А.В.Логинова, защищенная в РГСУ в 2006 году: «Государственно-церковные отношения: исторические и цивилизационные модели (политологический анализ), в которой автор обосновывает кооперационную модель государственно-церковных отношений, основанную на сочетании законодательного и консенсуального выделения традиционных конфессий и способную обеспечить конструктивное партнерство государства и вероисповедных сообществ в самых разнообразных сферах.

В целом, работа, проведенная исследователями права в разные периоды, охватывает широкий спектр юридических вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. Однако анализ степени научной разработанности проблемы свидетельствует о необходимости продолжения исследовательской работы юристов в данном направлении. Тема диссертационного исследования до настоящего времени не получила достаточного освещения в правовой литературе.

Правовое положение РПЦ и ее функционирование в государственном механизме Российской империи на протяжении XIX синодального века не являлись до сих пор предметом исследований по юриспруденции. Данная юридическая проблема нуждается в разработке с точки зрения правовой теории.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывавшиеся в результате подчиненного положения РПЦ в структуре разветвленного государственного механизма Российской империи XIX века.

Предметом исследования стали нормы права, регламентировавшие взаимоотношения государства и РПЦ в XIX в., а также практика их применения.

Цель исследования - анализ эволюции органов церковного управления и правового статуса РПЦ как структурного звена государственного механизма Российской империи в XIX веке.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

- дать характеристику государственного механизма Российской

империи в XIX веке,

охарактеризовать на протяжении XIX века правовое положение и роль РПЦ в структуре разветвленного государственного механизма,

рассмотреть вопрос о взаимодействии РПЦ с высшими светскими государственными учреждениями и выявить степень ее влияния на светский законотворческий процесс;

проанализировать с точки зрения правовой теории функционирование церковных учреждений по основным направлениям деятельности, делегированным им государством;

исследовать правовой опыт XIX века в области конфессиональной политики;

проследить тенденции законодательных изменений в Российской империи XIX века в отношении лиц духовного сословия;

сформулировать практические рекомендации по использованию накопленного положительного опыта социального служения РПЦ в XIX веке с учетом современных требований законодательного регулирования этой деятельности.

Источники исследования. Основным юридическим источником для данного исследования стало законодательство Российской империи по вопросам государственно-церковных отношений в XIX веке. Особое место также занимает «Полное собрание законов Российской империи», издававшееся с 1830 года под руководством М.М.Сперанского с использованием материалов «Собрания первого с 1649 г. по 12 декабря 1825 г.» и «Собрания второго с 12 декабря 1825 года по 1 марта 1881 г.».

Другим источником законодательства о РПЦ явились более удобные, на наш взгляд, «Руководящие для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода 1721-1878». Важными источниками исследования являются также «Свод Законов Российской Империи» и «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания».

Кроме того, в работе были использованы: «Духовный регламент»

(издание 4-е, М., 1897), «Городовое положение» 1870 г., «Уставы Духовных консисторий» в различных редакциях, «Извлечение из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1843 г.», «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1856 г.», «Всеподданнейшие отчеты Санкт-Петербургского Попечительного Совета заведений общественного призрения за 1876-1880 гг.», «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода» за разные годы, «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания», «Устав Общества для призрения малолетных бедных» (СПб., 1817), «Уставы Московского и Санкт-Петербургского домов трудолюбия» (СПб., 1830-1831), «Учреждение и штат странноприимного в Москве дома» (СПб., 1803) и проч.

Существенное место в данном историко-правовом исследовании занимают материалы государственных архивов: отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) - Фонды: 213,214 -Оптина Пустынь, 230 - К.ПЛобедоносцев, 275 - протоиерей Н.Скворцова, 280 - проф. МДА С.Н.Смирнов, 668 - Симонов монастырь в Москве, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) - Фонды: 109 -III отделение императорской канцелярии, 122 - Главное тюремное управление при Министерстве юстиции, 123 - Общество попечительное о тюрьмах, 1750 - Московский славянский благотворительный комитет, 640 - Александра Федоровна, жена Николая II, 663 - Мария Федоровна, жена Павла I. Российского государственного исторического архива (РГИА) - Фонды: 802 -Учебный комитет Св. Синода, 908 - личные фонды П.А.Валуева.

К исследованию были привлечены труды дореволюционных авторов по церковному праву, в которых рассматривается сущность государственно-церковных отношений1.

Заозерский Н.А. Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольническом браке; Результаты полемики по вопросу о раскольничьем браке // Православная энциклопедия. - М., 2000; Суворов Н.С. Учебник церковного права. -Ярославль, 1898; Павлов А.С. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. - М, 1887; Павлов А.С. Курс церковного права. - М, 1902; Зазыкин М.В. Патриарх Никон. - Варшава, 1938; Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. - М.: Унив. тип., 1875.

Также были использованы работы зарубежных исследователей, обращавшихся к проблеме отношений государства и церкви1.

Методологическую основу диссертации характеризует применение
общенаучных методов исследования: объективности, всесторонности,
диалектики, единства логической и исторической системности, а также
методы анализа и синтеза. Из специальных методов исследования в работе
использованы: формально-юридический, историографический,

компаративный (сравнительно-исторический, сравнительно-правовой), диахронный. Это позволило автору выявить с позиции права основные тенденции в эволюционном процессе взаимодействия РПЦ со светскими органами власти, а также проанализировать основные направления ее деятельности в качестве структурного звена государственного механизма Российской империи XIX века.

Научная новизна заключается в следующем:

  1. проведен комплексный анализ нормативно-правовых источников, регламентирующих место и роль РПЦ в системе государственного механизма Российской империи на протяжении XIX века;

  2. в свете современных требований к юридической науке определен уровень разработанности проблемы, введены в научный оборот новые материалы;

  3. с позиции юридической науки исследованы функции РПЦ в государстве на основе новых архивных источников, что позволило сделать новые выводы;

  4. на основе научной методологии проанализирована роль «синодальности» XIX века в подготовке революционных событий в России;

1 Freeze G. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Princeton, 1983; Amburger E. Geschichte der Behbrderofganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, 1966; Kartachev A. Histoire de l'Eglise russe. Paris, 1959; Organizacja spoleczenstwa socjalistycznego w Poisce. Pod red. Lopatki. Warszawa - Poznari, 1970; Smolitsch I. Russisches Monchtum. -Wurzburg, 1953; Torke H. Des russische in der erste halfte des 19 Jahrhunderts. - "Soderdruck aus Forschungen des Osteneuropischen Geschichte". Bd 13, Berlin, 1967; Milash Nicodemus. Orthodox Church Law. Belgrade, 1926.

5. даны практические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы различных аспектов государственно-церковных отношений.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд положений, которые выносятся на защиту:

  1. На протяжении всего XIX века государственная власть России контролировала и законодательно ограничивала деятельность РПЦ, превратив ее в структурное звено государственного механизма и преобразовав высшие органы ее управления таким образом, что они по своему правовому положению и функционалу приравнивались к министерствам. Следует рассматривать данные действия в отношении РПЦ как нарушение ее канонических функций.

  2. Проводимая государством политика «секуляризации» в отношении РПЦ была направлена на поднятие духовно-нравственного авторитета церкви, а также на решение тех социальных проблем, с которыми государство самостоятельно не справлялось. В Своде Законов Российской Империи значится: «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная кафолическая* восточного исповедания». Таким образом, в XIX в. государственная власть, превратив РПЦ в структурное звено государственного механизма, опиралась в своей политике на церковь, признавая широкие возможности влияния ее на граждан. Однако, на самом деле, навязывание церкви несвойственных ей функций (особенно полицейских) фактически подрывало ее авторитет в обществе и минимизировало возможность положительного влияния на него.

  3. Давая оценку с позиции истории права эффективности основных функций государства в XIX веке, включение РПЦ в структуру государственного механизма имело некоторые объективно положительные стороны. А именно: заслугой РПЦ являлось массовое обучение народа грамоте, создание сети государственных и частных социальных учреждений для нуждающихся в помощи, осуществление контроля за морально-нравственным состоянием общества (включая трудовую деятельность

духовенства* в качестве руководителей тюремных комитетов), а также поддержание стабильно положительных отношений с иноверцами и представителями других конфессий.

4, Делегированные Церкви различными законодательными актами
полномочия по регистрации актов гражданского состояния, отправлению
правосудия по широкому кругу вопросов, полицейские функции, а также
расширение полномочий церкви в области образования и воспитания
граждан свидетельствовали о превращении ее в публично-правовое
учреждение.

5. Громоздкая, разветвленная , структура государственного
механизма России в XIX веке, с включением в него РПЦ, которая была
лишена высшего церковного главы - Патриарха, с точки зрения истории
права обнаружила необходимость законодательных изменений в религиозной
политике государства: требовалось реформировать синодальный строй,
восстановить институт Патриаршества, выстроить новую нормативно-
правовую систему отношений с неправославными вероисповеданиями.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных выводов в процессе дальнейшей научной разработки проблем теории и истории отечественного государства и права, а также продолжения юридических исследований по вопросам взаимоотношений государства и церкви.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования выводов, полученных на основе анализа историко-правового материала, для дальнейшей разработки путей совершенствования законодательства, регулирующего различные области жизнедеятельности церкви и государства. В частности, таких, как свобода совести и свобода вероисповедания; религиозное воспитание и образование, взаимодействие духовной и светской образовательных систем; деятельность религиозных объединений на территории Российской Федерации и защита от сектантов; налогообложение религиозных организаций и правовой режим церковного имущества; национальная политика.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционно-практических учебных курсов, в том числе, по истории государства и права России, и при подготовке соответствующих учебно-методических материалов и пособий.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры теории и истории государства и права РГСУ, на заседании кафедры гуманитарных дисциплин филиала РГСУ в г. Люберцы; изложены в 5-й научных публикациях и выступлениях автора на международных научных конференциях «Высшее образование для XXI века», «Язык и общество», на VII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе РГСУ, а также на межвузовских научно-практических конференциях «Социальное образование в контексте реформ» и «Глобализация: настоящее и будущее России».

Структура работы определяется логикой проведенного исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, 17 приложений, списка литературы и источников.

Методологические подходы к анализу правового регулирования государственно-церковных отношений в XIX в

История государственно-церковных отношений в России подтверждает важность и значимость религиозного компонента для государственной политики и для жизни общества на протяжении всей его истории и на современном этапе. Отметим, что методология исследований, касающихся правового регулирования государственно-церковных отношений, не рассматривалась ни в одной диссертационной работе. Этим определяется особая важность поставленной задачи: изучить методологические подходы к анализу правового регулирования государственно-церковных отношений в XIX в. Наиболее целесообразно при рассмотрении вопроса государственно-правового регулирования государственно-церковных отношений в XIX веке использовать диахронный и хронологический методы, то есть последовательное рассмотрение любых изменений государственно-правового регулирования этих отношений. Представляется также уместным использование компаративного метода, который позволяет показать в развитии государственно-церковные отношения в разные периоды XIX века, а с другой стороны, провести сравнительный анализ конкретных аспектов правовой базы взаимодействия государства и церкви в XIX веке и в современной действительности. Юридической и исторической науке известны различные периодизации этапов правового регулирования отношений государства и церкви. Автору исследования по юриспруденции в целях наиболее полного анализа проблемы представляется целесообразным рассмотреть вопросы правового положения РПЦ в Российской империи XIX в., а также особенности правовых основ ее деятельности в связи с эволюцией государственного механизма: рассматриваемый период условно разделяется на 2 части - 1-ую половину XIX века - период абсолютной монархии - и 2-ую половину XIX века, характеризовавшуюся первыми шагами на пути к установлению буржуазной монархии в России. С точки зрения методологии исследования автор считает обоснованным при изучении вопроса государственно-правового регулирования государственно-церковных отношений применение диахронного метода, т.е. изучение государственно-правового регулирования отношений государства и церкви в контексте истории. Изучение деятельности РПЦ с правовых позиций началось сравнительно недавно - в начале XIX века, однако за прошедшие два века учеными была проделана значительная работа по сбору и систематизации историко-правовой информации о церковной организации в России. Автор предлагает периодизацию имеющихся трудов по проблемам взаимодействия государства, права, церкви и религии: I период - с начала XIX века до его 70-х годов. II период - с 70-х годов XIX века до 1917 года. III период - с начала 20-х годов до середины 50-х годов XX века. IV период - с середины 50-х годов до конца 80-х годов XX века. V период - с начала 90-х годов XX века до настоящего времени. В / период (с начала XIX века до его 70-х годов) в свет вышли работы, косвенно касающиеся правовых основ государственно-церковных отношений, а также являющиеся основополагающими классическими работами по истории права. Среди них были "Краткая российская церковная история" (1805) московского митрополита Платона (Левшина), "История российской иерархии" (1815) киевского митрополита Евгения (Болховитинова), "Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII в." (1817) епископа Иннокентия (Смирнова), "История русской церкви" (1848) архиепископа Филарета (Гумилевского), "Введение в историю русской церкви" (1846) московского митрополита Макария (Булгакова). Проделанная учеными XIX века работа по систематизации существовавших ранее лишь в летописной форме материалов заслуживает внимания, однако данные труды напрямую не касаются рассматриваемого в диссертации периода. Следует отметить, что в первую очередь, были собраны и опубликованы материалы, имеющие характер исторических очерков, справочных данных, Уставов различных заведений общественного призрения . Работы, относящиеся к середине XIX в., содержат аналитические материалы, составленные на основании фактов, собранных и систематизированных в предыдущие периоды. Так, в трудах А. Прыжова и И.Н. Бочечкарова анализируются причины появления нуждающихся в социальной помощи, а также описывается система церковной благотворительности XIX века. Второй период (с 70-х годов XIX века до 1917 года) характеризуется обострением внимания к вопросу государственно-церковных отношений, что нашло свое отражение в систематизации и публикации официальных документов и фактических материалов .

Государственный механизм Российской империи и его структура в XIX столетии

Как научная проблема юриспруденции государственный механизм России XIX в. имеет большую практическую значимость. Это определяется тем, что перед юридическим сообществом современной России стоит важная задача формирования государственности. Проблема оптимизации и повышения эффективности деятельности государственного механизма Российской Федерации в этой связи требует особого внимания к себе. С позиции правовой науки, государство, с учетом его многоаспектной деятельности, - это социальный феномен, изучение которого ведется учеными-юристами многопланово и всеохватно. Исследуется правовая сторона его сущности, внутренней структуры, территориальной организации власти, а также функции, формы, механизм и другие характеристики. По справедливому утверждению российского государствоведа начала XX в. А.Паршина, «без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им»1. Правильное, с точки зрения правоведов, управление государством означает и эффективное влияние на социальную жизнь. В западной правовой литературе принято считать, что термин «государственный механизм» (или в дословном переводе словосочетания «machinery of government» с английского языка - «механизм государства») был введен Джоном Стюартом Милом в труде «Размышления о представительном правлении» в 1861 году. По мнению автора, с правовой точки зрения, словосочетания «государственный механизм» и «механизм государства» возможно определить как синонимичные. В правовой учебной и научной литературе примерно в равном соотношении употребляются оба словосочетания. Например, в учебнике для вузов «Теория государства и права»1 автора М.Н.Марченко используется словосочетание «государственный механизм» (стр. 79). В учебнике «Основы права» под ред. В.В.Лазарева (стр. 86) при описании тех же процессов и явлений применяется словосочетание «механизм государства». В настоящее время данный термин воспринят в качестве официального в таких странах, как Австралия3, Канада4, ЮАР5, Великобритания6 и других. Эволюцию теоретических подходов к определению понятия государственного механизма отечественными правоведами следует рассматривать в контексте социально-политических условий того периода развития права, когда появилось то или иное определение. В связи с этим, автором предложена следующая периодизация этапов научно-теоретической разработки понятия «государственный механизм» российскими учеными-правоведами: Первый период (20-е гг. XX века) характеризуется единичными упоминаниями понятия «государственный механизм» в отечественной правовой литературе. Первые упоминания термина «государственный механизм» в трудах отечественных юристов относятся к 20-м годам XX в. и связаны с провозглашением лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Научная разработка вопроса о точности этого термина в России начинается только в середине XX века.1 В этот период в отечественной юридической литературе получили распространение . термины, как «политическая организация общества», «механизм политической организации общества», «государственный механизм», «система организации социалистического общества» , объяснявшие структуру социалистического классового общества в связи с соответствующей социально-экономической формацией. Второму периоду (50-е - 80 гг. XXв.) характерна дискуссия правоведов по вопросу сущности понятия «государственный механизм». В начале 50-х годов прошлого века ученым-правоведом Б.Л.Хесиным были предложены 2 основных подхода к пониманию термина «государственный механизм»: трактовка в «узком» и «широком» смыслах. «Узкий» смысл подразумевал тождественность государственного механизма государственным органам. В «широком» смысле Б.Л.Хесин определял данное понятие как «механизм диктатуры рабочего класса, объединяющий в себе Коммунистическую партию, Советы с их многочисленными разветвлениями в центре и на местах в виде различных государственных организаций (административных, хозяйственных, культурных); профсоюзы; комсомол и даже кооперацию» . Подобное толкование понятия государственного механизма являлось естественным продуктом советской эпохи и служило теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни. В оценке данной трактовки понятия «государственный механизм» наша точка зрения совпадает с позицией ученых-правововедов Л.Л.Григоряна2 и С.Л.Комарова\ утверждающих» что данная теория полностью утрачена в современной юридической науке, а также, что государство и его институты нельзя отожествлять со всей политической системой: его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы; оно входит в эту систему не как совокупность разрозненных органов, составляющих государственный механизм, а как целостное образование. Во 2-ой половине 50-х гг. XX в. наметился отход от классовой трактовки понятий и явлений в юридической науке. Новые научные подходы правоведов к определению понятия нашли отражение в работах профессора Л.И.Спиридонова, который определяет государственный механизм как систему органов, «посредством которых оно [государство] осуществляет государственную власть и реализует свои функции» . Данную точку зрения разделяет ученый В.МСырых. Отметим однако, что данное определение исключает из системы государственного механизма законодательные и судебные органы. Вызывает также сомнение утверждение о тождественности терминов «государственный аппарат» и «государственный механизм». Данной точки зрения придерживаются также ученые-правоведы Н.И.Матузов, М.И.Байтин, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и другие. Адептами другого подхода к определению понятия «государственный механизм» в данный исследовательский период являются ученые-правоведы В.В.Лазарев, В.С.Афанасьева, Ю.М.Козлов, В.В.Копейчиков, М.К.Искакова и др., внесшие существенные дополнения в дефиницию понятия государственного механизма, отделив его от понятия государственного аппарата. По мнению профессора Ю.М.Козлова, включение общественных организаций в государственный механизм значительно расширяет его по сравнению с понятием государственного аппарата, подразумевающего под собой только систему государственных институтов.

Иерархическая структура, правовой статус и взаимоотношения РПЦ с государственными органами Российской империи XIX в

XIX век с позиции оценки государственно-церковных отношений справедливо называть «синодальным» ввиду того, что этот вековой период является в своем роде единственным: РПЦ возглавлял не Патриарх, а Правительственный Синод, являвшийся одним из государственных органов управления.

Отношения светской и духовной власти в России XIX столетия в первую очередь характеризовались абсолютным контролем государства над жизнью Церкви. Ни один серьезный вопрос по управлению церковной организацией, материальному обеспечению духовенства, возможностям для него получения образования, а также морально-нравственного воспитания населения не мог быть решен без одобрения императора, а на местах - без согласования со светской администрацией губерний и земель.

РПЦ в XIX веке являлась одним из институтов государственной власти, важным структурным звеном государственного механизма (см. Приложения №8,11-13).

Св.Синод, руководивший деятельностью РПЦ, возглавлял обер-прокурор, которого называли «око государево». Данный чиновник исполнял роль передаточного звена в исполнении воли императора (см. Приложение №6).

Регулирование правоотношений государства и церкви осуществлялось частным, публичным и церковным (каноническим) правом как особой отраслью права. О последнем следует сказать несколько слов отдельно ввиду того, что оно регламентировало внутреннее устройство РПЦ и ее жизнедеятельность наряду с государственным законодательством, которое само по себе было вторично по отношению к церковному.

Государственные законы и нормы церковного права находились в отношениях неразрывной связи и взаимовлияния, при этом церковное право с историко-правовои точки зрения оказало определенное влияние на формирование норм государственного законодательства. Современный российский профессор церковного права В.А.Цыпин так определяет место церковного права в системе юридических наук: «Как юридическая дисциплина церковное право входит в систему юридических наук, особенно тесно соприкасаясь с римским правом, с обычным правом славян, германцев и других христианских народов, с историей публичного и частного права, а также с ныне действующим правом тех государств, в которых есть поместные Православные Церкви, и, наконец, с теорией права»1. О несовершенстве канонического права митрополит Филарет (Дроздов) писал в Уставе духовных училищ 1809 г.: «Каноническое право православной церкви требует особого внимания, ибо менее всего разработано» .

Согласно Полному Православному Богословскому энциклопедическому словарю "обычное церковное право" определяется как "совокупность правилъ, которыя, не будучи установлены положительнымъ закономъ, соблюдаются въ жизни съ убежденіемь въ ихъ правоте" . Основой церковного права является перечень обычаев, относящихся к самым первым десятилетиям церковной жизни. В XIX в. оно играло заметную роль в отправлении правосудия в России, занимая определенную нишу в правовом пространстве российского общества, существуя наряду с другими отраслями и разновидностями права.

Источником законодательных актов Св.Синода являлась государственная власть: одной из самых распространенных форм были указы императора, а также указы Св.Синода, изданные «по указу Его Императорского Величества». В Собрании Законов Российской империи они накапливались в виде указов, уставов или законов. Именно так возникли Уставы духовных учебных заведений 1809-1814, Уставы духовных консисторий 1841 и 1883 гг., 1867-1869, 1884, 1910-1911 гг., закон о содержании духовенства, закон о правах белого духовенства и духовенства военного флота и проч. Таким образом, Св.Синод не пользовался законодательной автономией. Каждое постановление утверждал император, после чего оно превращалось в именное повеление, принятое при участии Св.Синода. В ряде случаев сама разработка постановлений в Правительственном Синоде инициировалась государственной властью. Зачастую церковное законодательство являлось следствием не церковных нужд и интересов, а личных представлений об общегосударственных интересах самого государя или его уполномоченного в Св.Синоде - обер-прокурора.

С точки зрения истории права, либеральные тенденции эпохи Александра I повлияли на принятие Уставов духовных учебных заведений 1808-1814 гг. Личные взгляды Николая I и его обер-прокурора графа Н.А.Протасова (см. Приложение №6) сыграли важную роль при разработке законодательства 2-ой четверти XIX в. Реформаторские настроения в обществе и тенденции государственной политики 60-х гг. повлияли на Уставы духовных учебных заведений 1867-1869 гг. Согласовался с переменами в этой политике при Александре III курс К.П.Победоносцева, направленный на лишение Церкви прав, предоставленных ей в предшествовавшее царствование. Законы, касавшиеся церковных дел (например, положение старообрядцев, монахов или вообще духовного сословия), издавались в рамках внутренней политики государства. При этом содержание законов предварительно не согласовывалось со Св.Синодом.

Правовые основы реализации церковью делегированных ей полномочий в XIX в

Результатом создания в XVIII веке Св. Синода явилось уничтожение института Патриаршества и передача управления церковью государственной верховной власти. Для членов Синода был составлен следующий текст присяги: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии бытии самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего». В «Духовном регламенте» недвусмысленно провозглашалось, что «Коллегиум правительственное под державным монархом есть и от монарха установлено». Несмотря на то, что Св. Синоду воля императора часто навязывалась, монарх никогда не. посягал на корректировку православного вероучения -этого Церковь в лице Синода не потерпела бы. Подпись членов Св. Синода была залогом авторитетности законодательных актов в церковной сфере. Гриф «По указу Его Императорского величества» придавал синодальным указам статус государственных законов. С юридической точки зрения представляет интерес разработанная в синодальный период форма клятвенного обещания, произносившаяся русскими архиереями вместе с исповеданием веры перед хиротонией (рукоположением в иереи )- Помимо традиционных для греческой и древнерусской практики обещаний соблюдать церковные предания, священные каноны, охранять церковный мир, управлять паствой в духе евангельской кротости и т.д., в синодальный период этот список был дополнен следующими обещаниями: 1) никого не предавать анафеме и не отлучать от Церкви по личным побуждениям; 2) с отпадшими поступать миролюбиво, кротко и благоразумно; 3) монахов держать во всей строгости монашеских уставов; 4) не строить церквей без надобности и не ставить церковнослужителей сверх надобности; 5) ежегодно или по крайней мере один раз в два года обозревать свою епархию; 6) мертвых тел, формально не освидетельствованных, не выдавать за святые мощи; 7) притворно беснующихся (кликуш) наказывать духовными мерами и предавать светской власти; 8) не допускать вымышленных чудес от икон и источников; 9) не вмешиваться в мирские дела.1 Следует отметить тот факт, что духовная клятва сопровождалась государственной присягой на верноподданническое служение императору и повиновение исходящим от него законам, что означало фактический прием священника на государственную службу. Как высшие духовные сановники, архиереи имели ряд государственных отличий. Так, согласно «Табели о рангах», введенной в России в 1722 г., митрополиты , архиепископы и епископы приравнивались к трем первым классам военных и гражданских чиновников. При этом согласно Закону о состояниях2, тот, кто вступал в духовное сословие должен был сложить с себя все гражданские и военные чины, чтобы они не числились в формуляре. Дворянин терял в духовном звании свое дворянское звание и приравнивался к простолюдину. В случае увольнения из духовного звания священнослужитель оставался на правах податного состояния. Дети дворянина или чиновника сохраняли свои права во всех ведомствах, но если отец поступал в священнослужители, они утрачивали эти права. В случае выхода священнослужителя из духовного ведомства в светское и ненахождения в течение года места в гражданской службе, его дети должны были приписываться в одно из податных состояний. Закон о состояниях гласил, что «в белое духовенство могут поступать лица всех вообще состояний, кроме крепостных, пока не будут отпущены узаконенным порядком на волю» .Этим законом пользовались крайне редко - об этом свидетельствуют отчеты синодальных прокуроров, из которых видно, что число светских лиц, определявшихся в духовное звание, ни в один год не превысило 91 . Укрепление и оказание поддержки государством разветвленной сети местных органов церковной власти в XIX в. было продуманным шагом государственных властей. Данная политика имела целью на законодательном уровне закрепить делегирование Церкви некоторых полномочий государства, в том числе в части: 1) контроля за морально-нравственным состоянием и политическим климатом в обществе; 2) отправления церковного правосудия по широкому кругу вопросов в отношений как лиц духовного звания, так и простых граждан; 3) регистрации актов гражданского состояния; 4) образования и воспитания народа; 5) брачно-семейных отношений. Рассмотрим последовательно основные механизмы выполнения Церковью вверенных ей государством полномочий, которые перечислены выше. Контроль за жизнью общества в XIX веке осуществлялся в соответствии с четкой схемой. В обязанности руководителя благочиния (благочинного) входило дважды в год объезжать свой округ (около 10-15 приходов, а в случае, если приходов было более 15, благочинному назначался помощник) и представлять архиерею доклад о положении дел на вверенной ему территории. Благочинный осуществлял надзор за исполнением обязанностей духовенством в отношении богослужений, распоряжений церковным имуществом и т.д. Им также велась воспитательная работа с приходским духовенством в случае выявления нарушений и проступков, а также назначались наказания (такие, как, например, поклоны в храме) диаконам и церковнослужителям . Кроме того, о всяком нарушении благочинный обязан был докладывать архиерею.

Похожие диссертации на Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века