Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности Абдуллаев Закир Иса оглы

Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности
<
Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абдуллаев Закир Иса оглы. Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности : ил РГБ ОД 61:85-9/260

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Народные театры - исторически новая, развитая форма художественной теат -ральной самодеятельности .

I. Социально-экономические и культурные предпосылки становления и развития народных театров .стр. 13- 25

2. Народные театры, их общие и отличительные черты с предыдущими формами театральной самодеятельности стр. 25- 42

Глава II. Народные театры и эстетическое развитие личности .

I. Народные театры и проблемы свободного времени стр. 42- 52

2. Народные театры и формирование эстетических потребностей стр. 52- 63

3. Самодеятельные народные театры и эстетическое воспитание трудящихся стр. 63- 70

4. Актеры-любители,как объекты эстетического воспитания стр. 70- 87

Глава III. Роль народных театров в идейно-нравственном воспитании личности .

I. Познавательное значение деятельности актеров-любителей в коллективах народных театров стр. 88-100

2. Влияние эстетической активности актеров-любителей на их идейно-нравственное развитие стр. 100-128

Заключение стр. 129-136

Библиография стр. 137-149

Введение к работе

Актуальность темы. На современном этапе поступательного развития социалистического общества одной из главных задач,стоящих перед КПСС и Советским государством, является воспитание нового человека,формирование всесторонне,гармонически развитой личности.

"... Задач здесь - как это отмечается на ХХУІ съезде КПСС-стоит перед нами немало. И успех воспитания обеспечивается лишь тогда,когда она опирается на прочный фундамент социально-эконо -мической политики".

Социально-политические,экономические и культурные предпосылки, создающие широкие возможности для,всестороннего развития нового человека,одновременно способствуют росту его социальной активности в реализации величественных задач коммунистического строительства. Именно поэтому КПСС в своей научно-практической деятельности уделяет особое внимание коммунистическому воспитанию советских людей.

Это обуславливается так же и тем,что, во-первых, у нас в стране все делается во имя человека, для блага человека; все другие задачи социалистического общенародного государства служат росту благосостояния народа, созданию более благоприятных условий для всестороннего развития личности.

Во-вторых,всесторонне развивающийся на основе социально-экономических, культурных и политических преобразований,новый человек,в свою очередь, проявляет еще больше высокую социальную активность в деле осуществления грандиозных задач строительства нового общества, во имя превращения коммунистического общест -

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.,1981,с.63.

_ 4 -венного идеала в действительность.

Вопросы формирования нового человека с особой актуальностью ставились и на июньском (1983г.) Пленуме Щ КПСС,где было специально подчеркнуто, что "Партия добивается того,чтобы чело -век воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний,но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами,высокой культурой труда и поведе-

т ния".

Таким образом, в условиях совершенствования развитого социализма "... наша партия исходит из того,что формирование нового человека - не только важнейшая цель,но и непременное условие коммунистического строительства".

Объективной основой формирования нового человека является советская действительность,социалистические общественные отношения. Сама жизнь,новые общественные отношения,трудовая и общественная деятельность советских людей способствуют их всестороннему развитию.

КПСС и Советское государство придают этому объективному процессу планомерный,целенаправленный характер,повседневно управляют становлением и развитием советских людей. С этой целью они используют разнообразные методы,средства и формы.

Одним из действенных средств воспитания нового человека является искусство и литература.

Будучи отражением реальной и социальной действительности, искусство и литература способствуют познанию этой действитель -ности в своеобразной форме, в художественных образах, приобщению

  1. См.:Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня 1983г.:- М. .-Политиздат, 1983,с. 18.

  2. Там же, с.27.

людей к красоте, формированию и развитию их эстетических вкусов и идеалов.Эстетическое развитие, являясь,в свою очередь, одним из компонентов духовного становления личности, находится в органической взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами ее внутреннего мира. В силу этого эстетическое развитие посредством искусства и литературы и единстве со всеми другими компонентами духовного мира человека ведет к формированию всесторонне развитой личности.

Не случайно в материалах июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается, что "Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры".1

Одной из особенностей современного социалистического искусства является то, что оно вес больше и больше приобретает массовый характер. И эта особенность проявляет себя не только в увеличении и расширении возможностей идейно-воспитательного воздействия профессионального искусства на широкие слои народных масс, но и в непосредственном деятельном участии самих масс в создании и обогащении художественно-культурных ценностей."Социализм, - как было отмечено еще на ХХІУ съезде КПСС, - не только открыл трудящимся массам широкий доступ к духовным ценностям, но и сделал их непосредственными творцами культуры. Одно из ярких свидетельств того - необычайный размах художественного народного творчества. Художественное творчество народа - одна из характерных черт нашей советской действительности, нашей жизни".

  1. См. Материалы Пленума Щ КПСС, 14-15 июня 1983г.:- М.: Политиздат,1983, с.17

  2. Материалы ХНУ съезда КПСС.М., 1971, с.89

Коренные социально-экономические и политические преобразования, осуществляемые в ходе социалистического и коммунистического строительства в нашей стране, создам реальные условия для проявления творческих сил народов, активного участия масс в формировании искусства коммунизма и возрастания роли художественной самодеятельности в деле коммунистического воспитания трудящихся. Благодаря неуклонному улучшению материального благосостояния, повышению уровня духовной жизни и увеличению свободного времени трудящихся самодеятельное художественное творчество в последние годы получает все

больший размах. В СССР наряду с профессиональным искусством всемер-

т

но поощряется и развитие народного художественного творчества.

Современный этап развития нашей страны - этап зрелого социализма - характеризуется еще более расширением социальной активности трудящихся масс. Творческая деятельность и инициатива трудящихся пронизывает все сферы жизнедеятельности развитого социализма и проявляет себя е самых разнообразных формах.

В Программе КПСС, где рассматривается перспектива всестороннего расцвета духовной жизни нашего общества, подчеркивается, что " ... В условиях перехода к коммунизму творческая деятельность во всех областях культуры становится особенно плодотворной и доступной

для Есех членов общества".

КПСС и Советское правительство всячески поощряет и обере-

b гает самодеятельное творчество широких масс. На июнском (1983г.)

Пленуме ЦК КПСС специально подчеркивается, что:"Необходимо проявлят:

постоянное внимание к развитию самодеятельного творчества, приоб-

щению масс к ценностям культуры".

1.См.:Конституция (Основной Закон)Союза Советских Социалистических Республикам.,I977,c.I3

2.См.^Программа Коммунистической партии Советского Союза.М.: Политиздат,1975, с.130

3.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. - М.:Политиздат,1983, с.76

Подобную же заинтересованность и озабоченность в расширении сети художественного творчества широких масс,роста их творческой активности не трудно обнаружить и в Постановлении ЦК КПСС " 0 60"й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик", где так лее подчеркивается,что: "В стране созданы широкие возможности для проявления талантов и дарований,расцвета культуры всех наций и народностей, для творческой деятельности масс в области науки и искусства".

В области художественной самодеятельности одной из новых форм проявления творческого почина трудящихся являются народные театры. Деятельность народных театров,возникших по инициативе самих масс в конце 50-х годов в нашей стране,направлена на удовлет -ворение художественно-эстетических потребностей,расширение куль -

турного кругозора трудящихся,пропаганду театрального искусства и

о выявление новых талантов. Исключительно велика роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании самих участников этой новой формы художественной театральной самодеятельности,которая в нас -тоящее время объединяет десятки тысяч рабочих,колхозников,представителей интеллигенции,работников сферы обслуживания и т.д.

Члены коллективов народных театров,участвуя в самодеятельном театре,расширяют сферу своей общественной активности, в своей художественно-эстетической деятельности всесторонне и глубоко воспринимают произведения литературы и искусства, у них интенсивно развивается способность чувствовать и анализировать эти духовные ценности,расширяется мировоззрение и взгляды по отношению к окружающей реальности и искусству,усовершествуются эстетические вкусы

  1. 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик.Постановление ЦК КПСС, Баку, 1982, с.15.

  2. См.: Рамиз Агаев. Народные театры - новая форма самодеятельного театрального искусства ( на азерб.яз.). Баку,1973, сб.

и идеалы, формируется потребность соблюдения законов красоты не б искусстве, т.е. на сцене, но и на производстве и семейно-бытовой жизни. Поэтому исследование этого нового явления в культурной жизни социалистического общества - деятельности народных театров, закономерностей их становления и развития, специфики и социальных функций, в особенности места и рож народных театроЕ в идейно-эстетическом воспитании советского человека приобретает большую актуальность.

Степень разработанности темы. Следует отметить, что в последние годы в ряде работ советских философов и социологов, посвященных исследованию различных аспектов художественной самодеятельности народных масс, в той или иной степени затрагиваются отдельные вопросы непосредственно связанные с деятельностью народных театров.

Деятельность же народных театров в целом до недавнего време-

ни исследовалась преимущественно искусетеОЕедами. Между тем, это

новое явление в социально-культурной жизни нашего общества, наиболее развитая и совершенная форма художественной самодеятельности.

1. См.:А.М.Ахундов.Самодеятельное художественное творчество и его
роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся.Автореферат
кандидатской диссертации.Баку.1964г.; А.И.Косарева.Роль само
деятельного художественного творчества в эстетическом развитии
личности.М.,1965;Д.Н.Катышева и Т.С.Титкина.Художественная
самодеятельность - средство идейно-эстетического воспитания
трудящихся. М., 1967;А.С.Севастьянов.Самодеятельное искусство
как средство эстетического воспитания рабочего класса.Авторефе
рат кандидатской диссертации.М., 1967;ХГ.СафоноЕ.Природа и
социальные функции художественной самодеятельности. Автореферат
кандидатской диссертации. Воронеж,1973;Ю.А.Лукин.Художествен
ная культура в системе идейно-воспитательной работы.М.,1979;

Н.П.Толченова,Б.Г.Лукьянов.Художественная самодеятельность и эстетическое воспитание трудящихся.М.:Знание,1983, №3.

2. А.А.Казимиров. Усовершенствование сценического мастерства ак
тера самодеятельного театра.Києе,і964;И.Юрьев.Народный театр.
1968;А.Мирзоев.Народные театры Азербайджана.Баку,1968;Н.Савуш-
кина.Русский народный театр.М.-.Наука, 1976;Р.АгаеьСовременные
народные театры Азербайджана.Баку.1979 и др.

народных масс,выдвигает ряд философских и социологических вопросов,решение которых приобретает особую практическую и теоретическую, значимость. Цель и задачи исследования.

С целью теоретического осмысления художественно-эстетических проблем народных театров в условиях развитого социализма,их социальной активности и воспитательно-преобразующей функции,в ра -боте решаются следующие задачи.

  1. Социально-экономические и художественно-эстетические предпосылки развития и формирования народных театров в Азербайджане.

  2. Роль и значение народных театров в системе эстетического воспитания.

  3. Познавательно-преобразующая и воспитательная функция народных театров как высшей формы художественной самодеятельности масс.

  4. Народные театры и проблемы свободного времени и эстетической потребности широких масс в условиях развитого социализма.

  5. Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и самодеятельного театрального искусства.

  6. Степень участия представителей различных социально-возрастных групп и специальностей в коллективах народных театров республики.

Новизна исследования. Новизна предпринятого диссертационного исследования заключается в комплексном решении одной из органических сторон художественной деятельности широких масс - народных театров.

В свете решений ХХУ и ХХУІ съездов КПСС значение подобных исследований особенно возрастает,ибо,различные стороны духовного мира советских людей, в частности и участников художественной

самодеятельности формируются не изолированно друг от друга, а представляют собой целостную систему, в которой все его стороны и элементы находятся в тесной взаимосвязи и глубоком взаимопроникновении.

- В данной работе впервые основное внимание уделяется спе
циальному исследованию намеченной проблемы в отличие от уже сущест
вующих работ, искусствоведческой направленности, в историко-эстети-
ческом плане, что одновременно обуславливает новизну исследования

и естественно, объекта его научного осмысления.

В диссертации в историко-социологическом плане исследуется процесс становления и развития художественной театральной самодеятельности народных масс, рассматривается социально-экономическая и культурная обусловленность возникновения народных театров, что одновременно требует специального осмысления проблемы нравственности и их роли е развитии данного социально-культурного явления.

Учитывая обстоятельный анализ роли профессиональных и самодеятельных театров в эстетическом воспитании широкого круга зрителей в философской и искусствоведческой литературе, в диссертации вопрос этот рассматривается бегло, тогда как главное внимание уделяется изучению и обобщению места народных театров в эстетическом развитии самих членов коллективов народных театров - десятков тысяч актеров -любителей.

Руководствуясь указаниями ХХУ и ХХУІ съездов КПСС о комплексном подходе к делу Боепитания, в диссертации к становлению духовного мира участников народных театроЕ проявляется системный подход и предпринимается попытка раскрыть механизм диалектического взаимодействия познавательно-эстетической, творчески-воспитательной

I. Л.М.Петрова. Самодеятельный театр и формирование гармонически развитой личности. Автореферат кандидатской диссертации.М., 1972 г.

- II -

и социально-воспитательной функции народных театров.С этой целью рассматривается динамика формирования научно-материалистического мировоззрения членов коллективов народных театров, их трудового, идейно-политического,нравственного и атеистического воспитания с помощью эстетических средств театрального искусства.

Теоретико-методологическая основа работы. При написании диссертации автор руководствовался основополагающими положениями творцов марксистско-ленинской теории о культуре и искусстве,методологическими указаниями,выдвинутьми в решениях и постановлениях съездов и пленумов ЦК КПСС об идейно-эстетическом воспитании трудящихся .

Широко пользовался автор также и трудами видных советских эстетиков и деятелей художественной культуры, глубоко связанных с социально-эстетическими проблемами самодеятельного искусства широких масс.

Практическая ценность работы. В диссертации теоретические проблемы народных театров используются преимущественно на материалах Азербайджанской ССР. Автор, в частности, с целью конкретного изучения проблемы провел анкетный опрос среди членов народных театров, организовал собеседование с актерами-любителями города Сумгаита, познакомился с необходимыми материалами,посвященными деятельности народных театров различных городов и районов Азербайджана. Все эти материалы были обработаны, обобщены и использованы в диссертационной работе.Они имеют ярко выраженное практическое значение и могут быть использованы как в деле создания новых самодеятельных театральных коллективов,росте их профессионального мастерства и социальной активности, так и в лекционно-пропаган-дистской работе,в процессе лекций и семинарских занятий по марк-

систско-ленинской эстетике, в частности в разделе "Эстетическая культура развитого социалистического общества".

- ІЗ -

Социально-экономические и культурные предпосылки становления и развития народных театров

На протяжении всей истории общества народ являлся не только производителем материальных благ, но и создателем и носителем всех духовных ценностей, в том числе и эстетических. Ученые,писатели и поэты всех времен и наций отмечали,что творили на созданном,обогащаемом, с охраняемом и передаваемом народом из поколений в поколение языке.

Народ является автором многих и многих легенд,сказок,сказаний и песен, в которых находили свое выражение его думы,чаяния, мечты и идеалы.

Составляющее одну из важных форм художественного творчества театральное искусство также берет свое начало из древних народных обычаев, обрядов,праздников, игр и питается ими.

Как говорил великий пролетарский писатель М.Горький, -"Народ - не только сила, создающая все материальные ценности, он -единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных,первый по времени, красоте и гениальности философ и поэт,создавший великие поэмы,

все трагедии земли и величайшую из них - историю всемирной культуру ры". Однако в эксплуататорском обществе, в силу своего социально--экономического положения, он не находит благоприятных условий для того,чтобы по-настоящему усваивать духовные ценности и принимать активное участие в их создании и обогащении. При капитализме господствующий класс "мял,давил,душил" талант,творческую энергию народных масс. В условиях ожесточенной эксплуатации трудящиеся массы не только не имели возможности и времени для проявления своих творческих способностей, но даже были лишены элементарных прав приобщения к культуре и искусству. Характерная для капитализма социально-экономическая, политическая и национальная дискриминация проявила себя и в области культуры. В условиях капитализма театр,как и все другие сферы культуры,выражает и защищает интересы буржуазии. Он, в основном служил и служит привилегированным слоям общества. Профессиональный театр здесь приобретает все более закрытый,антидемократический характер. В условиях капитализма трудящиеся не имели ни времени, ни возможности посещать профессиональные театры. Постановки этих театров,выражающие, в основном, интересы и взгляды господствующего класса, не отвечали потребностям,думам и чаяниям народных масс.

Царское правительство всячески препятствовало ознакомлению трудящихся масс с произведениями классической мировой и русской драматургии,носящих общечеловеческий,демократический характер. Показ этих произведений на сцене театров запрещался официально.

Например, указанием цензуры от 19 января 1906 года был запрещен показ пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад", а решением главного управления печати от 15 сентября 1916 года пьесы Н.В.Гоголя "Ревизор" и А.М.Горького "Мещани".

Однако царское правительство не могло долго препятствовать приобщению трудящихся масс к художественно-эстетическим ценностям. Вступление пролетариата на историческую арену борьбы против эксплуатации и социальной несправедливости открывает простор и для народного творчества.Думы и чаяния борющихся масс находят свое выражение в их поэтическом,песенном и зрелищном творчестве. Говоря о значении художественного самодеятельного творчества рабочих, В.И.Ленин писал: "Никакие полицейские придирки не смогут помешать тому,что во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетарская песня о близком освобождении человечества от наемного рабства".

Художественная самодеятельность трудящихся масс начинает складываться с момента перехода рабочего класса от покорного повиновения эксплуататорам к массовому протесту.

В это время она своим острием была направлена на разрушение старого, эксплуататорского общества.Для подтверждения нашей мысли приведем некоторые факты из духовной жизни азербайджанского народа.

Известные азербайджанские деятели просвещения и культуры в конце XIX века получившие образование в городах России и Европы по возвращении на Родину часто участвовали в просвещении своего народа. При этом они наряду с другими средствами идейно-художественного воздействия, широко пользовались и эмоциональной силой воз -действия самодеятельного драматического театра трудящихся.Такие известные представители литературы и искусства как Гасан бек Зар-даби, Наджаф бек Везиров, Абдуррагим бек Ахвердиев,

Народные театры, их общие и отличительные черты с предыдущими формами театральной самодеятельности

Как уже было сказано,первые народные театры возникли в конце 50-х годов по инициативе самих масс.

В 1959 году в районах Бутурлиновка и Никольск Воронежской области, Нариманова и Красного Яра Астраханской области,в селе Бессонон Пензенской области были организованы первые в стране народные театры. В I960 году самодеятельный театральный кружок ав р томобильного завода имени Лихачева в Москве стал народньм театром .

В дальнейшем к этой инициативе присоединились передовые самодеятельные театральные коллективы Москвы,Ленинграда,Баку,Минска, Ташкента, Тбилиси, Еревана и других городов.

Партия одобрила эту инициативу и перед соответствующими организациями поставила задачу широкого ее внедрения.В постановлении ДК КПСС от II марта 1959 года отмечалась необходимость "оживления опыта создания самодеятельных народных театров".

В свете этого указания партии за сравнительно короткое время в нашей стране получила широкий размах организациях народных театров.Так, если в 1959 году в стране насчитывалось всего 100 народных театров,то в настоящее время их количество перевалило за 2000.

Весьма показателен рост народных театров в Азербайджанской ССР. В 1959 году в Азербайджане функционировало всего 4 народных о театра, а ныне их число возросло до 41.

Значение народных театров в деле приобщения широких слоев населения к искусству, в их идейно-художественном воспитании объясняется и тем,что они в основном создаются в рабочих поселках, районных центрах и селах, где нет профессиональных театров.

Так, в Азербайджане, наряду с крупными промышленными и культурными центрами республики (Баку,Кировабад,Сумгаит,Мингечаур), народные театры созданы также в таких сельских районах,как Агдам, Куткашен,Куба,Закаталы и др.

Народные театры завоевали уважение широких слоев масс республики.Для подтверждения этой мысли просмотрим,так сказать,"служебный листок" некоторых народных театров Азербайджана.

В Куткашенском районе народный театр создан в 1962 году. Руководит коллективом народного театра выпускник Азербайджанского Государственного Института Искусств Ширин Абдуллаев.Постановки этого театра вызывают большой интерес у зрителей. В репертуаре Куткашенского народного театра,наряду с произведениями азербайджанских драматургов важное место занимают и сочинения зарубежных, русских и советских писателей и поэтов.

Зрители с большим интересом смотрели на сцене этого театра пьесы," как "Айдын", "Завялые цветы", "Октай Эльоглы","Яшар", Дж.Джабарлы, "Дурна" С.Рустамова, "Улдуз" С.Алескерова,"Разбойники" Ш.Шиллера, "Мать" Г.Джавида, "Хороший человек" М.Ибрагимова, "Ширинбала набирает балл" С.Кадирзаде, "Абидосская невеста"Бай-рона, "Мертвецы" Дж.Мамедкулизаде, "Земляки" А.мамедова и др. Коллектив народного театра к 100-летию В.И.Ленина подготовил постановку пьесы белорусского драматурга А.Махнача "За свободу и счастье".

Коллектив Куткашенского народного театра объединяет более 60 актеров-любителей. Выступления актеров-любителей инспектора милиции Айдына Юсифова, колхозника Али Керимова, учителя школы Самеда Гусейнова, бригадира колхоза Фарруха Акперова,работницы Билгене Курбановой, повара Габиба Рустамова, работника торговли Мамеда Бакиханова всегда встречают положительные отклики зрителей. Куткашенский народный театр организует гастрольные поездки в Аг -дашский, Геокчайский,Варташенский,Уджарский,Шекинский,Зардобский и другие районы Азербайджана.

Своеобразный творческий путь прошел также организованный в 1962 году народный театр Али-Байрамлинского района.

В репертуар Али-Байрамлинского народного театра прочно вошли такие пьесы, как "Севиль", "Алмас", "Яшар", "Айдын" Дж.Джабарлы, "Гнездо сокола" С.Ахундова, "Шейх Рахматулла","Горный цце-ток" Ш.Ализаде и др.

Народные театры и проблемы свободного времени

На июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС специально было подчеркнуто, что в развитом социалистическом обществе рост жизненного уровня благосостояния советских людей не возможен без эффективного и рационального, в том числе духовно-эстетического использования свободным временем. И не случайно, поэтому ныне живой интерес ученых и социологов различных мировоззренческих ориентации вызывает изучение проблемы свободного времени.Это обусловлено еще и тем, что мы живем в условиях огромных социально-экономических преобразований, небывалых ранее достижений в области науки и техники, совершенствования всей системы развитого социализма. В результате подобных динамичных перемен в значительной степени изменяется и отношение к свободному времени. В настоящее время трудно найти область науки или производства,где проблема свободного времени не стояла бы в центре внимания.В нашей стране,как известно, благодаря научно-технической революции, усовершенствованию производственных процессов и эффективности труда последовательно уменьшается продолжительность рабочего времени, что отражается в увеличении свободного времени и создает огромные возможности для всестороннего,грамоничного духовно-эстетического развития личности и всего общества.Именно поэтому в развитом социалистическом обществе особенно возрастает роль бережного отношения к свободному времени,рациональное и разумное пользование им в целях культурной организации отдыха трудящихся, повышения их художественно-эстетической культуры. Не случайно, в 41-й статье Новой Конституции СССР читаем: " Граждане СССР имеют право на отдых... созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени".

В развитом социалистическом обществе развитие массового культурного движения трудящихся требует эффективную, целесообразную организацию свободного времени, соответствующую духовным потребностям народа. В настоящее время вопрос этот особенно занимает как специалистов, так и широкую общественность.

Данные Института Социологических исследований Академии наук СССР свидетельствуют о том,что советским людям предоставлено свободного времени больше, чем людям, проживающим в США и других высокоразвитых капиталистических странах. Вместе с тем,интенсивный рост свободного времени все еще не есть единственный показатель его значимости и ценности. Основоположники научного коммунизма не случайно считали свободное время общественным достоянием. К.Маркс например,отмечал, что при социализме необходимо интенсивно и эффективно пользоваться свободным временем на благо всестороннего развития личности.

В социалистическом обществе свободное время, как обычно используется для организации содержательного отдыха советских людей, повышения их образования и культуры, укрепления здоровья и общего физического развития, гармонического воспитания детей и подростков и т.д.

Материалы социологических исследований,проведенных как у нас, так и в социалистических странах, свидетельствуют о том,что свободное время трудящиеся социалистического лагеря в отличие от капиталистических стран проводят намного содержательнее и разнообразнее. Например, большую часть свободного времени советские люди расходуют на самообразование,повышение культурного уровня, развитие художественно-эстетического вкуса и потребностей.Так, например, если в СССР трудящиеся (мужчины) на повышение своего образования и знания тратят в неделю 4,6 часов,то напротив, во Франции на это расходуется - 1,3, в США - 0,8 часов.Хотелось бы развить данную мысль на примере коллективов народного театра химиков и металлургов гор.Сумгаита,которые особенно содержательно проводят свободное время,посвящая его художественно-эстетической деятельности.Необходимо отметить,что эти творческие коллективы не мало времени отдают репетиции и художественному совершенствованию поставленных спектаклей. В народных театрах гор.Сумгаита за год проводится около 160 репетиций,что примерно равняется 650 часам рабочего времени.Репетиция народных театров Сумгаита,как обычно начинается в 18 часов и кончается в 22 часа.Рабочий, занятий на производстве 7 часов, три раза в неделю получает возможность по 4 часа заняться искусством, художественным творчеством, обогащать свою художественно-эстетическую культуру.

Все это лишний раз свидетельствует о том,что время расходуемое ныне советскими людьми на самообразование все более возрастает. В процессе эффективного использования свободного времени молодежь формируется как личность,совершенствуется.его художественно-эстетическая культура,нравственные качества характера..

Не случайно, в материалах ХХУІ съезда КПСС призывается к тому,чтобы: "Более рационально использовать рабочее время,сокращать его непроизводительные затраты и потери, увеличивать свободное время трудящихся на основе развития сферы обслуживания,облегчения работы в домашнем хозяйстве, совершенствовать формы и организацию досуга, особенно молодежи".

В настоящее время вопрос об эффективном использовании свободного времени и его важнейших направлениях превращается в важ -нейшую социальную проблематику. Ибо,умение экономить и беречь свободное время, его правильное распределение и умелое,рациональное использование, является одним из важнейших черт социалистического образа жизни.

Познавательное значение деятельности актеров-любителей в коллективах народных театров

Выше было отмечено,что участие народных театров способствует активному приобщению личности, при посредстве данного синтетического вида искусства, театра, к прекрасным, к эстетическим отношениям вообще, и искусству, в частности. В процессе активной творческой деятельности в народных театрах дальнейшее развитие,совершенствование получают эстетические чувства, эстетические идеалы, эстетическую вкус личности.

Вместе с тем, эстетическое воспитание не является самоцелью. Оно служит претворению в жизнь задач,которые стоят перед коммунистическим воспитанием в целом.

Известно,что формирование нового человека,коммунистическое воспитание советских людей включает в себя несколько взаимосвязанных, взаимодействующих направлений.

На современном этапе развития нашей страны - в условиях развитого социализма - ведущим из этих направлений является идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание. ХХУ съезд КПСС, обобщая опыт коммунистического воспитания,выдвинул новую задачу в области идеологической работы. "Современные условия, - отмечалось на съезде - выдвигают новые задачи перед идеологической деятельностью партии.Практика партийных организаций подсказывает нам путь, следуя по которому мы можем добиться ее эффективности. Это - комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечения тесного единства идейно-политического,трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся".

Необходимость комплексного подхода к идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию обуславливается тем,что эти ведущие на современном этапе строительства коммунистического общества направления коммунистического воспитания находятся в органической взаимосвязи. В.И.Ленин, еще в первые годы советской власти, разрабатывая программу нравственного воспитания,указывал, что нравственно то,что служит делу построения коммунизма. Поэтому и в условиях современности идейно-политическая направленность нравственного воспитания определяется этой главной задачей,стоящей перед советскими людьми. В то же время идейно-политическое воспитание, т.е. воспитание людей в духе преданности идеалам коммунистического общества,носит самый глубокий нравственный характер. Ибо идеалы коммунистического общества, в духе преданности которым воспитываются советские люди,выражают смысл жизни,счастья всего советского народа,каждого человека, характеризуются своей реальной гуманностью.

Идейно-политическое и нравственное воспитание, в свою очередь, в своем единстве тесно связаны с трудовым воспитанием.Именно в труде, в этой сердцевине жизнедеятельности советских людей ярче и глубже проявляется их идейно-политическая и нравственная зрелость. С другой стороны,трудовая деятельность каждого члена социалистического общества приобретает большую социальную значимость тогда,когда она побуждается идейно-политическими мотивами, осознается и переживается человеком как его моральный долг.

Идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание в единстве с формированием научно-материалистического мировоззрения, воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма, эстетическим и физическим воспитанием составляют систему коммунистического воспитания.

Если понятие "коммунистическое воспитание" рассматривать как систему, то "формирование коммунистического отношения" к "труду", "нравственное воспитание", "эстетическое развитие" и др., будут являться структурными элементами этой системы.

В таком рассмотрении "коммунистическое воспитание" предстает как видовое понятие, а каждый из его структурных элементов в отношении к нему как родовое понятие.

В целом система "коммунистическое воспитание" и ее структурные элементы, а также сами структурные элементы,относительно самостоятельные компоненты системы, находятся между собой в многоплановой, многоаспектной взаимосвязи и взаимодействии.

"Эстетическое воспитание", как один из структурных элементов системы "коммунистическое воспитание", занимает в этом процессе взаимосвязи и взаимодействия свое специфическое место. В целом искусство, в особенности такой его вид,как театр (а,следовательно, и народный театр),наряду с остальными своими функциями служит и эстетическому воспитанию трудящихся, приобщению их к прекрасному. Однако социальная функция искусства этим не ограничивается.

Похожие диссертации на Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности