Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии) Савина Светлана Григорьевна

Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии)
<
Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии) Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии) Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии) Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии) Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии) Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии) Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савина Светлана Григорьевна. Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии) : ил РГБ ОД 61:85-9/5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Место киноискусства в системе средств духовно-нравственного развития советского человека. 13

I. Роль киноискусства в борьбе за утверждение социалистических идеалов ... 13

2. Идейно-просветительская и нравственно-формирующая функции киноискусства 35

ГЛАВА II. Нравственное воспитание личности средствами киноискусства в условиях развитого социализма 66

I. Роль системы "художник-зритель" в нравственном воспитании личности 66

2. Нравственный идеал в современном кинообразе как средотво формирования нравственной позиции человека 89

3. Перспективы развития нравственно-гуманистических традиций советского киноискусства 121

Заключение 138

Библиография

Введение к работе

Каждый новый период в развитии советского общества выдвигал свои социальные задачи, но формирование нового человека было и остается среди них первостепеннейшей по своей важности* Искусству как форме общественного сознания, а в его рамках киноискусству, в решении этой задачи принадлежит важная роль* Отображая в художественно-образной форме социальную действительность с точки зрения передовых общественных идеалов, социалистическое искусство оказывает всестороннее влияние на человека, активно и целенаправленно развивает и организует его мысли и чувства, его мироощущение и миропонимание* Благодаря своим основным принципам - партийности и народности, революционному гуманизму и глубокому проникновению в социальную действительность - оно способствует воспитанию человека в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма* Все это в полной мере относится и к искусству кино, которое имеет целый ряд специфических характеристик - массовость, доступность, способность транслировать свои идеи сразу в большую аудиторию* Исследование особенностей нравственно-формирующего воздействия киноискусства на личность каждого конкретно-исторического этапа развития общества обусловлено потребностями научного знания закономерностей воздействия на личность всех сторон общественной жизни.

Роль киноискусства и его нравственно-формирующее воздействие анализируется в диссертации в трех аспектах - историческом, гносеологическом и аксиологическом, каждый из которых относится соответственно к определенному аспекту киноискусства. Проведенное в таком направлении исследование способствует углублению изучения всего сложного комплекса коммунистического воспитания личности нового типа.

Идейно-нравственное воспитание личности средствами искусства кино связано с его спецификой, направленностью к зрителям, отражением социально-исторических потребностей, запросов и интересов* В свою очередь совершенствование идейно-нравственного воспитания личности способствует более оптимальной организации труда и быта людей, их культурного досуга, формированию и совершенствованию советского человека. Тем самым научный анализ идейно-нравственного воздействия киноискусства на личность тесно связан с практикой коммунистического воспитания в целом, что представляется особенно важным в свете решений ХХУІ съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС.

Социальный опыт, ряд специальных исследований показывают, что процесс усвоения нравственных идей и эталонов, превращение эмоционально-личностных переживаний в моральные убеждения происходит наиболее успешно, при условии гармонии этико-эстетиче-ского восприятия социально-значимых идей и содержания фильма. Это еще раз подтверждает целесообразность анализа нравственно-формирующей роли киноискусства в условиях развитого социализма.

Актуализация исследований идейно-нравственного воспитания личности средствами киноискусства вызвана также обострением идеологической борьбы, в которой искусство кино способно глубоко воздействовать на различные сферы человеческого сознания, формировать чувства и разум, является ценностным источником познания человека, что может быть использовано как для духовного обогащения личности, так и против нее. Советское многонациональное киноискусство на протяжении всей истории своего существования последовательно пропагандирует образцы истинно-человеческих моральных ценностей, подлинно нравственного поведения личности,

5 впервые в истории получивших реальное воплощение в условиях социалистического общества*

Степень разработанности проблемы. Возрастание роли искусства, различных его видов, в том числе и искусство кино,в идейно-нравственном воспитании личности зрелого социалистического общества является объективной предпосылкой повышения интереса представителей различных областей гуманитарного знания к этой проблеме

Среди работ, посвященных проблеме нравственного воспитания, в многоаспектном его проявлении можно выделить работы Л.Архангельского, Е.Бабосова, М.Боровского, О.Дробницкого, В.йвано- ва, А.Гусейнова, А.Титаренко, А.Харчева и др.

А так как проблема влияния киноискусства на нравственное сознание личности является "пограничной", то наиболее близкими к научным интересам диссертанта являются работы В.Баскакова, Е. Громова, И.Вайсфельда, В.Демина, Е.Добина, И.Зака, В«їдана, 1 Архангельский ЛЛ. Социально-этические проблемы теории личности. - М.: Мысль, 1974. - 221 с; Архангельский A.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978. - 64 с; Архангельский Л.М., Архангельская Н.А» Этическая тема в современной советской художественной литературе. -М.: Знание, 1980. - 64 с; Бабосов Е.Ш. Учение КЛаркса о человеке и реальный социализм. - Минск: Наука и техника, 1983. -ПО с; Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. - Минск: Беларусь, 1983. - 334 с.;БоровскиЙ М.й. Детерминизм и нравственное поведение личности. - Минск: Наука и техника, 1974. -224 с; Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1982» - 208 с; Дробницкий 0.Г. Моральное сознание и его структура. - Вопросы философии, 1972, Ш 2; Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: Наука, 1974. - 387 с#; Иванов В.Г. Коллективизм или конфоризм?: Пробл. взаимосвязи коллектива и личности в современной идеологической борьбе. - Л.: Лениздат, 1980. - 167 с; Титаренко А*й. Критерий нравственного прогресса. Критические очерки. - М.: Мысль, 1967. - 190 с; Титаренко АЛ. Нравственные основы общения. - М.: Знание, 1979.-64 с; Харчев А«Г*, Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. - М.: Политиздат, 1977. - 143 с.

А.Караганова, Л.Мамонтовой, В.'' Толстых, А.Федорина, С.Фрейлиха и др.1

В работе А.В.Караганова "Советское кино: проблемы и поиски" раскрывается идейно-эстетическое воздействие кинематографа на массовую зрительскую аудиторию. В работе М.М.Кузнецова "Кино и время" анализируются проблемы современного положительного ки-ногероя, понимания гуманизма, как основного нравственного принципа советского киноискусства. Федорин А.В. в работе "Тема морали и нравственных исканий в советском киноискусстве" на примере последних советских фильмов показывает многообразие нравственных проблем, выдвинутых современной жизнью.

В сборнике статей "Экран и идеологическая борьба" авторы ведут полемику с буржуазными теоретиками и кинокритиками против искажения исторического опыта многонационального советского киноискусства.

Своеобразие изучения воспитательных возможностей киноискусства состоит в том, что фактически каждое исследование, посвященное вопросам киноискусства, в той или иной мере затрагивает различные аспекты исследуемой проблемы. В той или иной мере

ВаЙсфельд И.В. Наше многонациональное кино и мировой экран. - М.: Знание, 1975. - 135 с: Вейцман Е. Очерки философии кино.-М.: Искусство, 1978. - 232 с; Громов Е.С. Экран единства. - М.: Знание, 1977. - 63 с; Кузнецов М.М. Кино и время. М.: Знание, 1977. -.63 с; Караганов А.В. Советское кино: проблемы и поиски. - М.: Политиздат, 1977. - 213 с; Демин В.П. Воспитание чувств. М.: Знание, 1980. - 55с: Мамонтов Л.Х. Многонациональное .советское киноискусство, г М.: Знание, 1982. -160 с; Федорин А.В. Тема морали и нравственных исканий в советском кино. - М.: Знание, 1979. - 48 с; Фрейлих СИ. Чувство экрана. -М.: Искусство, 1972. - 269 с: Экран и идеологическая борьба. - М.: Искусство, 1976. - 288 с. она нашла освещение и в работах белорусских авторов Е.Л.Бондаревой, А.В.Красинекоро, О.Ф.Нечай, Е.И.Смаля1.

В монографии Б.Л.Бондаревой "Время, экран, критика" рассматриваются проблемы белорусского кино и кинокритики на всех этапах их развития; работа этого же автора "Кинолента длиною в живнь" посвящена основоположнику белорусского кино В.В.Корш-Саблину; творчеству другого виднейшего деятеля белорусского кинематографа Ю.Тарича посвящена монография А.В.Красинского "Юрий Тарич".

Аспекты нравственного воспитания средствами кино рассматриваются в работах В.й.Смаля "Беседы у киноэкрана", "На экране - герой и народ", "Человек. Война. Подвиг".

Имеющиеся диссертационные исследования в основном обобщают процесс эстетического воспитания средствами кинематографа, рассматривают семантику и видовую специфику искусства кино2. 1 Бондарева Е.Л. йэемя, экран, критика. - Мн.: Изд-во БГУ им.В.И.Ленииа, 1975. - 255 с; Бондарева Е.Л. Кинолента длиною в жизнь. - Мн.: Йзд-во БГУ им .В .И. Ленина, 1980. - 280 с; Кра- синский А.В. :Юрий Тарич. - Мн.: Наука и техника, 1971. - 147с; КрасинскиЙ А.В. фильмы..герои, время. - Мн.: Наука и техника, 1975. - 127 с; НечаЙ О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства.- Мн.: Вышэйшая школа, 1978. - 257 с; Смаль В.И. Беседы у кино экрана.- Мн.: Народная асвета, 1973. - 112 с; Смаль В.й. На : экране г герой и народ. - Мн.: Наука и техника, 1974. - 199 с; Смаль В.И. Человек. Война. Подвиг. - Мн.: Наука и техника, 1975. - 136 с. и др. 2 Баскаков В.Е; Западный кинематограф и духовный кризис кино ведения. - М., 1978; Гращенкова И.Н. Проблема быта и морали в советском киноискусстве 20-х годов. - Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - М., 1973; Дьяченко Н.П. Критика буржуазных концепций личности в современном кинематографе Франции. - Авто- еф. дис. ...канд.искусствоведения. - М., Ї977;Жуковский И.М. -сихогносоологические проблемы восприятия произведений киноискусства. Автореф. дис. ...канд.филос.наук. - М., І977; Игнатов B.C. Роль и место советского киноискусства в нравственном воспитании воинов социалистической армии. - Автореф. дис. ...канд. филос.наук. - М., 1979; Котельников М.В. Методологические вопросы социально-эстетического изучения аудитории кино и телевидения. -Автореф. дис. ...канд.филос.наук. - М., 1977; Купар-нина Т.А. Проблемы нравственного воспитания в фильмах для детей и юношества. (Тема современности, 70-е годы) - Автореф. дис. ...канд.искусствоведения. - М., 1981; Мехтиев Н.В. - Возможности

Влияние киноискусства на идейно-нравственное воопитание личности, формирование интеллекта, углубление и определение мировоззренческих позиций при всей его значимости еще не получило в философском плане достаточно целостного освещения. В данном исследовании предложен один из возможных способов изучения нрав ственно-формирующего воздействия киноискусства на духовный мир личности. В нем ставится задача рассмотреть процесс формирования нравственных позиций человека, превращения нравственных установок в убеждения, стимулы, регуляторы поведения с помощью художественной информации, в данном случав - киноискусства, а сам процесс нравственного воспитания личности средствами киноискусства как управляемый.

Цели и задачи исследования. Целью предпринятого в диссертации исследования является обоснование с позиций научно-исследовательских, общественно-практических и идеологических потребностей роли киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности. Рассмотрение специфики искусства кино как некоторого социально-организованного комплекса, обладающего рядом внутренних закономерностей, в его нравственно-формирующем воздействии на сознание личности, осуществлялось через реализацию ряда исследовательских задач: и границы семиотического подхода в эстетическом анализе кинематографа. - Автореф. дис, ...канд.филос.наук. - Баку, 1978; Огородников Ю.Л. Природа и функции эстетического в учебном кинофильме. - Автореф. дис. ...канд.филос.наук. - М., 1978; Соколова СВ. О формировании элементов эстетического восприятия (на материалах киноискусства). - Автореф. дис. ...канд.филос. наук. - й., 1970; Стоилов Г .д. Некоторый проблемы борьбы социалистического киноискусства против буржуазной идеологии. - Автореф. дис. ..канд.филос.наук. - М., І973; Третьяк Е.И. Героический образ в современном советском кино и некоторые проблемы актерского творчества. - Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - М., 1979; Усов Ю.Н. Анализ фильма в эотетическом воспитании старшеклассников. - Автореф. дис. ...канд.филос.наук. -М., 1977 и др. характеристику особенностей отражения эволюции нравственных ценностей в советском киноискусстве; раскрытие взаимосвязи нравственного и эстетического в киноискусстве как условия эффективности его формирующего воздействия на личность; выяснение особенностей системы "художник - зритель" и ее роли в нравственном воспитании личности; выявление специфики восприятия кинообраза как условия нравственного обогащения зрителя; раскрытие роли киноискусства в борьбе идей на современном этапе.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет марксистско-ленинская теория отражения, положения классиков марксизма-ленинизма по проблемам морали и искусства, Постановления партии и правительства* Важнейшей методологической установкой, имеющей концептуальное значение, является положение о комплексном подходе к коммунистическому воспитанию с акцентом на специфику киноискусства в этом процессе.

Эмпирической базой для диссертации явились кинопроизведения белорусской киностудии, материалы и отчеты Союза кинематографистов БССР, в которых нашли отражение вопросы, связанные с темой исследования.

При раскрытии значения советского кинематографа в борьбе идей на современном этапе, вытекающим из задач исследования, в рамках темы диссертации, проводится анализ западного киноискусства.

Научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования заключается: - в изучении искусства кино как существенного элемента

10 духовной культуры социалистического общества, выполняющего в отношении личности важную идейно-воспитательную функцию, связанную с практическим обеспечением преемственности нравственных традиций, отображением и пропагандированном моральных идеалов, высоконравственных отношений между людьми; в выяснении динамично-изменчивого характера специфических художественно-выразительных средств и видовых особенностей искусства кино в отображении нравственных ценностей и их формировании в широкой зрительской аудитории; в определении целостности всех специфических видовых особенностей искусства кино при достижении нравственно-воспитательного эффекта, неотрывного от эффекта художественно-эстетического; в выявлении нравственно-формирующих особенностей динамично развивающейся системы "художник-зритель"; в раскрытии внутренних источников эстетически-нравственной целостности кинообраза.

Научная и практическая значимость проделанной работы заключается и в том, что результаты исследования: способствуют расширению научных представлений о специфической роли идейно-нравственного воздействия киноискусства на сознание, самосознание и поведение личности; содержат положения рекомендательного плана по совершенствованию нравственного воспитания молодежи, которые представляются в систематическом и целенаправленном включении киноискусства в комплекс коммунистического воспитания молодежи, утверждении высоких нравственных начал в ее сознании, трудовой деятельности и повседневном поведении; дают представления о динамике процесса восприятия кино- образа от эмоционально-чувственного к рационально-логическому как условию обогащения художественно-образного и логического мышления зрителя, содействующего формированию нравственной позиции*

Положения, выносимые на защиту:

I* Киноискусство выступает социальным аккумулятором и тран слятором нравственных ценностей в силу своей видовой специфики. Отражая из&енчивую жизнь советского человека в конкретно-исторических условиях послереволюционного периода, периода строительства социализма и его совершенствование, главным образом через художественное отображение и оценку его духовно-нравственных исканий, киноискусство, благодаря своим аудиовизуальным, коммуникативным особенностям, а также способности передавать свои идеи в большую аудиторию, стало существенным элементом духовно-нравственного возвышения личности, регулятором ее нравственного сознания и повседневных поступков. Интегрируя изобразительно-выразительные средства других искусств и приобретая в силу этого синтетический характер, экранное творчество в каждый конкретно-исторический период своего развития отражает нравственные ценности своими специфическими средствами, имеющими изменчивый характер*

2. Процесс специфического художественного отражения действительности и его нравственно-формирующее влияние средствами киноискусства идут не параллельно и тем более не изолированно друг от друга, а в органическом единстве, что существенно усиливает вследствие этого сильное эмоциональное воздействие на зрителя, на его оценочные суждения и ценностные ориентации, в том числе и в сфере морали. Эта особенность предполагает концентрацию всех видовых, художественно-выразительных средств в едином направлении донесения эстетических и нравственных ценностей к восприятию зрителя.

Особенно важным в этом единстве с воспитательной точки зрения представляется взаимосвязь идейно-просветительской и нравственно-формирующей функций. Идейно-просветительская функция не только обогащает представления зрителя об окружающей действительности, но и придает нравственным идеям конкретно-чувственную образность, нравственно-формирующая - обогащает индивидуальное моральное дознание личности, приобщая его к нравственным ценностям общества, побуждая совершать нравственно значимые поступки.

Суть нравственно-формирующего воздействия на личность состоит в организации чувственных представлений зрителя о нравственном (или безнравственном) в законченный кинематографический образ, созданный по законам искусства кино и приобретающий художественно-эстетическое и нравственное воздействие кино-произведений на зрителя, на его духовный мир.

5» Под нравственным воспитанием средствами киноискусства в период развитого социализма понимается изменение сознания, чувств, взглядов, намерений и поведения личности в соответствии с принципами социалистической нравственности.

Роль киноискусства в борьбе за утверждение социалистических идеалов

Оценивая значимость киноискусства, В.И.Ленин отмечал, что "Из всех искусств самым важным для нас является искусство кино" . Это определение имело прямое отношение к нравственно-формирующему воздействию искусства кино на широкие трудящиеся массы. После Великой Октябрьской социалистической революции поиски путей воспитания масс в духе социалистической нравственности приобрели конкретный и практический характер. Для осуществления этой задачи пролетариат должен был "переделывать" на новый лад не только своих союзников-крестьян, но и себя. Перевод нравственных норм новой социалистической морали на язык киноискусства, с учетом его видовых особенностей, позволял запечатлить характерные приметы нравственного прогресса, ввести зрителя в образный мир новой жизни, помочь реально воспринять прошлое, расширить и углубить понимание современности, заглянуть в будущее.

Ориентация общества, строящего социализма, на всестороннее развитие личности создала самые благоприятные условия для развития всех видов искусства, подготовила почву для создания новых. Наступило время новаторства, пора открытий, ошеломляющих своей новизной, гуманистической направленностью, нравственной убежденностью.

Искусство советского кино, рожденное в эту пору, стремилось утвердить свой общественный статус, согласуясь со временем. Революционные преобразования рождали художников-новаторов, экспериментаторов, которые в разнообразной стилевой манере отобразили в своем творчестве нравственный пафос революции, ее героев. Качественно новая социальная жизнедеятельность личности, как итог социалистической революции, влекла за собой перестройку ее нравственного самосознания. Выявление нравственного смысла жизни человека в конкретно-исторических условиях - первостепенная задача искусства кино послереволюционного периода.

Революция дала художникам, положившим начало школе советского киноискусства» не только новую тематику, новые человеческие образы, но и нового зрителя. Перед лицом этого зрителя молодое искусство кино должно было стать величайшим орудием культуры, искусством глубоких идей, большой человеческой правды. Зрители ждали от кинематографа правдивого разговора о недавнеш-нем героическом прошлом о бесконечно волнующем настоящем с его новой социалистической нравственностью. Искусство кино, имея в своем художественно-изобразительном арсенале приемы регуляции поведения человека, в доступной форме показывало зрителю его ценностные перспективы.

Бесспорен тот факт, что утверждение коммунистической нравственности связано о победой Великого Октября, с возникновением и развитием-: нового социалистического общества. Однако этот глубочайший переворот в сознании и поведении людей не был легким и мгновенным актом перехода от старой морали к новой. Наряду с утверждением новых норм и моральных принципов трудящимся массам необходимо было освободиться от сложившихся веками нравственных привычек и взглядов старого мира. Мораль строящегося социалистического общества была направлена на созидание и утверждение нового строя, новых нравственных норм. Ядром формирования такой нравственности была и остается революционная пролетарская нравственность, доминантой которой были лучшие общечеловеческие нравственные нормы. Формирование моральных норм новой социалистической нравственности происходило в условиях общественной йизни,не имеющей аналога. Художественно-образное отражение этого процесса средствами искусства кино не имело строго научного обозначения нравственных императивов. Это вытекало из самой сути художественного отражения. Но сам поиск путей отражения нравственных ценностей имел большую социальную значимость.

Задача киноискусства этого периода состояла в том, чтобы в наглядно-образной форме отразить эти непреходящие нравственные ценности. Эта задача включала в себя глубокое проникновение в суть новых нравственных отношений, а не декларированное выражение моральных норм, правил и идеалов. Прежде всего, нужно было создать подлинный образ Великой Октябрьской социалистической революции. Революционное движение масс к светлому будущему запечатлел фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" (1925 г.). В нем полно и глубоко воспроизведен собирательный образ революционно настроенных трудящихся. Судьбы людей в фильме показаны через призму эволюции их революционного и нравственного сознания. Несмотря на то, что логика доказательств социальных потрясений времени зачастую эмоциональна, однако эпизоды дикой расправы над трудящимися на Потемкинской лестнице в Одессе, вызывают у зрителей справедливое чувство ненависти к классовым врагам. Автор сознательно не конкретизирует героев, сконцентрировав внимание на обобщенном образе масс, революционный порыв которых сочетался с нравственным опытом революционной борьбы. Тем самым режисоер подчеркивает справедливость революционного разрыва с продолжающимся тысячелетия антагонизмом классового общества, подчинив все изобразительно-выразительные средства фильма этой задаче. Духовно-формирующая сила этого произведения оказала свое воздействие не только на зрителей, но и на самого автора, "Если революция привела меня к искусству, - писал С.ЭйзенштеЙн, - то искусство целиком ввело в революцию. Углубление в историю партии и революционное прошлое русского народа давало то идеологическое наполнение, без которого невозможно большое искусство"

Идейно-просветительская и нравственно-формирующая функции киноискусства

Проведенный анализ искусства кино периодов зарождения и становления показал, что оно является существенным элементом духовной культуры социалистического общества, выполняет чрезвычайно важные функции как в практическом обеспечении преемственности этапов развития нашего общества, так и в открытии новых нравственных граней в развитии личности и общества. К основным функциям этого вида искусства применительно к теме исследования следует отнести: идейно-просветительскую, нравственно-формирующую и функцию образа для подражания. Последняя вытекает И8 конечной цели "игрового" фильма - побуждение человека к определенному нравственному поведению (подражание тому, что показано в фильме). Гармоническое единство названных функций подчинено цели - нравственному воспитанию личности средствами искусства кино.

Аудиовизуальная природа кино создает особо благоприятные условия для развития идейно-просветительской функции в масштабах многонационального социалистического государства. Революционная новь захватила широкие массы трудящихся, раскрыла в них новые грани, стала содержанием самых разнообразных проявлений народного творчества. Проблема формирования нового нравственного сознания с особой остротой стала перед трудящимся населением бывших царских окраин. Ленинская национальная политика открыла перед народами нашей страны широкую дорогу к художественному творчеству, интенсивному обмену духовными ценностями. Достижения советского многонационального кинематографа в плане целенаправленного его идейно-просветительского и нравственно-формирующего воздействия результат последовательной, научно обоснованной политики Коммунистической партии, которая на всех этапах развития киноискусства направляла его деятельность на пути раскрытия современной проблематики, воспитания человека - достойного гражданина социалистического общества. Во многих партийных документах проводилась мысль о конкретных задачах киноискусства в возрастании роли общественного сознания, нравственном воспитании нового человека, формировании коммунистического мировоззрения.

ЦК Компартии Белоруссии всегда придавал принципиальное значение вопросу идейно-нравственного воспитания трудящихся средствами массовой коммуникации и, прежде всего, кино. Первое представительное совещание деятелей белорусского искусства кино состоялось в ЦК КПБ/б/ 14-21 марта 1928 года, з резолюции которого говорится, что искусство кино должно стать сильнейшим орудием партии в воспитании народных масс1. Идейно-просветительской функции киноискусства было посвящено заседание ЦК КПБ от I февраля 1930 года, где было обращено внимание на кинофикацию деревни и поставлена задача, чтобы в 1932-33 гг. одна стационарная киноустановка приходилась на 20 тысяч человек и одна кинопередвижка-на б тысяч сельского населения1 Координационная и направляющая роль Коммунистической партии в плане функционирования искусства кино способствовала развитию этого вида искусства.

В августе 1938 года Бюро ЦК КПБ признало необходимым перевести республиканскую студию из Ленинграда в Белоруссию.

Исходя из ленинского определения значения искусства кино, Центральный комитет КПБ в период зарождения и становления кинодела в республике предъявлял высокие требования в кинематографу и ставил перед ним большие задачи. Безусловно, все это отразилось на творческом процессе, способствуя созданию высокоидейных и высокохудожественных произведений. Как уже отмечалось, марксистско-ленинское учение не только не отрицает национальной самобытности в развитии культуры, а наоборот предполагает взаимное влияние и обогащение культуры различных наций. Будучи частью советского киноискусства, интернационального по сущности и многонационального по форме, белорусское национальное :киноискусство не утратило своей самобытности. Соотношение национального и интернационального подтвердило ленинское определение: "...Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном и через отдельнов. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее"1.

Роль системы "художник-зритель" в нравственном воспитании личности

Процесс все более глубокого, всестороннего и полного развития личностных начал, связанный с нравственными исканиями современного человека - процесс объективный, выражающий закономерность развитого социализма. Духовный мир советского человека с каждым днем становится все богаче - растет его образовательный уровень, развивается интеллект, накапливаются нравственно-эстетические ценности.

Художественная экранная культура играет важную роль не только в отражении названного процесса, но и в способности оказать воспитательное воздействие на современника, отвечающего нравственным критериям общественного прогресса.

Задача идейно-нравственного воспитания средствами киноискусства на современном этапе связана с задачей его максимальной направленности к зрителю, знанию его нужд, запросов жизни. А это, в свою очередь, связано с достоверностью, т.е. условием воспитания правдой. Между экраном и зрителем устанавливается система отношений. Эта система "художник - зритель" означает, что каждый художественный эксперимент должен быть понятен миллионам, соотнесен с реальными моральными запросами, духовными потребностями зрителя. В этой динамичной системе нравственный потенциал художника выступает исходной отправной точкой всего творческого процесса. Исследование частных компонентов морального сознания художника представляется целесообразным для постижения нравственно-формирующей идеи самого произведения.

Искусство кино, будучи элементом духовной культуры социалистического общества, рассматривает этот процесс в неразрывной связи с формированием коммунистической нравственности, научного мировоззрения, задачей всестороннего развития личности на основе социальных изменений.

Творческий процесс в искусстве - это движение через познание, завершающееся созданием художественного произведения. "Цель искусства - формирование социально-полезных чувств, мыслей, взглядов и вкусов человека. Эта цель достигается не только богатством познавательного материала, содержащегося в произведении искусства, но и его воспитательной значимостью и соответствен конкретно-историческим задачам общества"1.

Советское социалистическое искусство всегда оценивало личность с позиции способности быть выразителем общественных умонастроений. В условиях развитого социализма такая оценка приобрела самые четкие и конкретные очертания. В настоящий период неизмеримо возросла и ответственность художника за свои произведения, способные воспитать человека, достойного гражданина своей страны и своего времени. В этих условиях художник отвечает не только за свою собственную позицию, но и за реальное отражение изменений в социальной активности его героя. Воспитательная значимость произведений искусства представляет интерес лишь в том плане, в котором она соответствует потребностям нашего общества, объективным законам социалистического общественного прогресса. Социалистическая действительность влияет на искусство кино непосредственно и опосредованно - через нравственно формируемого ею зрителя, через детерминированное ею сознание художника. И вместе с тем исторически детерминированная основа нравственности в марксистско-ленинском ее понимании не снимает ответственности художника перед собой и обществом, ибо "только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка..." .

Личность художника выступает не только как первооснова его творческого процесса, но и как производное сложной системы объективных отношений. Определяющим в этом производном будет мировоззрение художника. Именно оно является идейной основой нравственной позиции и взглядов художника. Так как мировоззрение есть выражение отношения личности к природе, социальной действительности и человеческому мышлению, то правильность жизненной позиции художника определяется его идейно-нравственной убежденностью. Идейное в данном случае предстает как духовное отражение социального, построенное на классовых критериях. Именно идейная доминанта поведения художника определяет нравственную направленность его деятельности. Талант художника дает ему возможность предельно полного,умелого отображения действительности.

Идейная направленность произведения зависит от того, как воспитала художника социальная среда, какие взгляды на жизнь и на искусство она привила ему. Средства и способы формирования мировоззрения художника также всецело зависят от социальной среды. К.Маркс писал: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений" . Однако формирование мировоззрения художника в целом имеет свою специфику, свои отличительные стороны. Искусство как форма общественного сознания отличается от других форм миром обобщенных эмоциональных характеристик. Разумеется, что эта черта получает свое преломление и в мировоззрении художника.

"Активность мировоззрения зависит от уровня интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений личности, от степени ее стремления к познанию и самопознанию, от ее способности чутко реагировать на все сущее в революционном преобразовании мира", - писал Т.Яковлев . Материальные и духовные стороны жизни общества формируют определенный стереотип мышления. Мировоззрение художника в конечном счете обусловлено социальной средой, творчество его как итог имеет такую же обусловленность.

Нравственный идеал в современном кинообразе как средотво формирования нравственной позиции человека

Первичной формой отображения, а стало быть и восприятия зрителем художественной информации искусства кино, является кинообраз. Научное обоснование художественной специфики и процесса создания образа в искусстве дал В.И.Ленин. Развивая идеи К.Маркса и Ф.Энгельса о сущности творческой деятельности, он на основе теории отражения создал современное диалектико-ма-териалистическое учение о творчестве. Так, например, любой художественный образ любого вида искусства можно толковать либо с позиции правдивого отображения социальной действительности (объективное начало, воспитывающее правдой), либо с невольным или преднамеренным искажением действительности в искусстве, ставшей художественной неправдой. В марксистско-ленинской эстетике довольно точно определилось понятие литературного, живописно-изобразительного, музыкального и других художественных образов. Кинематографический же образ не имеет пока еще четкого структурного определения. Художественный кинематографический образ рождается из взаимодействия между непосредственным и опосредованным мышлением. Нам представляется, что художественный образ киноискусства - это сложный диалектический процесс отражения идей в сознании художника и воплощение их в реально образной форме. Такая конкретно выраженная образная форма воспринимается как нечто готовое, цельное, как итог. Нравственный идеал в киноискусстве также передается в конкретно-образной форме.

Гносеологический основой правильного понимания кинообраза является специфика его отражения. Процесс создания кинообраза оформляется в сознании творца еще до его взаимодействия с выразительными средствами. Начальной ступенью появления кинообраза является замысел. И как начальная ступень он не имеет пока еще четких очертаний. В процессе же вызревания внутренней структуры образа эти очертания конкретизируются. "При этом отдельные понятия получают непосредственную наглядную интерпретацию, а остальные - косвенную", - пишет А.Славин1. В воображении законченный, кинематографический образ представляет собой неразрывное единство чувственного и логического, сущности и явления, случайного и необходимого, индивидуального и общего. На основе диалектического единства этих противоположных сторон художник при помощи специфических выразительных и изобразительных средств стремится воплотить художественный образ в жизнь. Однако, тем не менее, между художником и выразительными и изобразительными средствами, как инструментами воплощения образа, возможны противоречия. Так, конкретно вырисованный в воображении художника кинообраз иногда приводит к дополнительным и трудным поискам актера, способного адекватно раеализовать идею художника. Поэтому художник должен подчинить своему замыслу, своей идее весь арсенал выразительных и изобразительных средств. Конфликт либо соглашательство приводит к неполной реализации идеи, а, следовательно, подлинно художественного произведения не получается. Правда жизни заключается в постоянных поисках идеалов. Художник усиливает воспитательное воздействие, включая в идеал-образ собственные намерения, стремления и мечты, и сообразовывая свои педагогические цели с общественно-историческими условиями, природой, культурой, т.е. жизнью общества в целом. Принципиальным завоеванием советских художников кино стали положительные герои, тесно связанные со своим классом, народом, партией, интересами государства. В характере такого героя отражены материальные и духовные завоевания советского общества. Положительный герой нашего времени - активная личность, твердо знающая ради какой цели она живет, борется, трудится. Воплощая в себе достижения современности, идеалы будущего, положительный герой современного киноискусства обладает большой силой эмоционального воздействия на мысли и чувства зрителя, будит творческое воображение, помогает преобразовывать жизнь.

Нравственный идеал, выраженный посредством кинообраза, способствует зрителю в осуществлении нравственного выбора в различных ситуациях. Такой идеал, выраженный в материалтзован-ном продукте духовной культуры, становится общественным и находит свое выражение в отношении к людям, коллективам, группам, классам, ко всему обществу.

Кинообраз, порождая идею идеала, стимулирует тем самым познание путей его осуществления. Кинообраз включает в себя постижения обвекта не только таким, каким он существует в данное время, но и во всех его потенциальных возможных формах. Идеал выражает уже назревшие потребности социального развития и одновременно великую цель нравственного прогресса, активизирует человеческую деятельность. Правда жизни., отображаемая с позиций передового нравственно-эстетического идеала, - вот точка отсчета моральной ценности киноискусства.

Похожие диссертации на Роль киноискусства в идейно-нравственном воспитании личности (на материалах Белорусской киностудии)