Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Кравцов Роман Владимирович

Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права
<
Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кравцов Роман Владимирович. Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Челябинск, 2006 168 с. РГБ ОД, 61:06-12/1215

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . Основы теории правового воспитания 13

1. Современные теоретико-методологические подходы к определению правового воспитания личности 13

2. Социализация и правовое воспитание 37

3. Информационная и аксиологическая составляющие правового воспитания личности 58

Глава 2. Ценностное содержание и формы правового воспитания 80

1. Правовые и нравственные ценности в воспитании личности 80

2. Ценностно-ориентирующие средства и формы правового воспитания 103

3. Организационные основы правового воспитания в современной России 128

Заключение 149

Список использованной литературы 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня, в начале XXI века, в России идет активный процесс становления гражданского общества и правового государства, основанных на ценностях свободы, демократии и прав человека. Самым сложным и динамичным в этом процессе являются развитие и модернизация российской правовой системы. Реформирование системы права предполагает, прежде всего, изменение правовой культуры и правового сознания населения. Проблема правовой зрелости людей всегда являлась важнейшим аспектом правовой работы государства, однако в эпоху перемен она приобретает особое значение. Дело в том, что сегодняшнее поколение является свидетелем кардинальной смены ценностей и ориентиров правовой жизни. Происходит слом и отрицание ценностных иерархий целых поколений жителей страны. В этих условиях представляется необходимым по-новому взглянуть на процесс, закладывающий ценностные установки и ориентиры в правовом сознании граждан. Представляется обоснованным мнение о том, что правовое воспитание выступает главным фактором, обеспечивающим успех преобразований в правовой сфере нашего общества. В некоторых случаях правовое воспитание, имеющее ценностный смысл и наполнение, простирается глубже и дальше правового сознания, воздействуя на общую культуру людей, выступая стержнем формирования личности. Это обусловлено тесным взаимодействием правовых и нравственных ценностей в процессе воспитания. Становление новой российской государственности, переход нашего общества к новым социально-экономическим отношениям сопровождаются кризисными явлениями во многих областях жизни людей, высоким ростом преступности, а вместе с этим, увеличением «правовой составляющей» их повседневности. В этой ситуации от всех государственных органов требуется активная и постоянная работа по правовому воспитанию граждан, по обеспечению их прав и свобод. Любое взаимодействие человека с правом оставляет след в его сознании,

4 способствуя формированию его правовой культуры. Поэтому так важны теоретико-методологические основы ценностной составляющей правового воспитания для работников правоохранительных органов, всех юристов. Важнейшим показателем профессионализма юридических кадров должно становиться понимание ценностного содержания правовоспитательной деятельности, умение поддерживать высокий статус правовых ценностей в глазах населения.

Правосознание большого количества наших соотечественников формировалось и продолжает формироваться в период кризиса. Потрясения, которые произошли в российском обществе, привели к существенному изменению качества жизни. Непосредственным результатом недостатков правового воспитания является деформация ценностных ориентиров общества. Ощущение кризиса приводит к недоверию к действующей системе права. Наблюдается негативное отношение к законам, которые не могут обеспечить правовую защищенность гражданина. Результат отсутствия единой в масштабах страны системы правового воспитания ведет к росту преступности, сбою правовых реформ, уменьшению реальной силы права.

Признание Конституцией Российской Федерации

общедемократических ценностей внесло принципиальные изменения в теорию и практику правового воспитания. При этом современное состояние теоретических и организационных основ этого процесса далеко от совершенства. Это означает острую необходимость проведения системных исследований проблем правового воспитания и путей его совершенствования.

Степень разработанности проблемы Активное развитие получает российская ценностно-правовая традиция в воспитании, сформировавшаяся к концу XIX века и нашедшая свое выражение в работах Н.Н.Алексеева, Н.Ивановского, И.А.Ильина, Б.А.Кистяковского, П.И.Новгородцева, А.Островского, Л.И.Петражицкого, Вл.Соловьева и др.

5
Современная теоретическая база для изучения проблем правового
воспитания была создана в 60-е - 80-е г.г. XX в. в работах отечественных
ученых Е.В.Аграновской, В.М.Баранова, П.П.Баранова, А.Б.Венгерова,
Н.В.Витрука, В.И.Гойман, Н.Л.Гранат, В.П.Казимирчука, Д.А.Керимова,
Н.М.Кейзерова, В.Н.Кудрявцева, Э.В.Кузнецова, Б.М.Лазарева,

Е.А.Лукашевой, Н.И.Матузова, А.В.Мицкевич, В.В.Оксамытного, М.Ф.Орзих, Т.Н.Радько, А.Р.Ратинова, И.Ф.Рябко, В.П.Сальникова, А.П.Семитко, В.П.Тугаринова, И.Е.Фарбер, В.А.Щегорцова, Л.СЯвича, а также зарубежных исследователей Д.Гиббсона, С.Гиртца, Г.Канторович, Е.Кон, Ш.Курильски, Ф.Левин, В.Момова, Т.Тайлера, Д.Таппа, Л.Фридмана и др. Начало нынешнего века знаменовалась обращением к проблеме правовых ценностей в условиях постсоциалистических преобразований в процессе становления новой системы ценностей. Наиболее фундаментальные в этом плане работы С.С.Алексеева, В.Г.Графского, Л.С.Мамута, В.С.Нерсесянца обозначают общий контур правовой теории ценностей.

Разработке отдельных проблем теории правового воспитания посвящены работы таких ученых, как А.Н.Бабенко, Г.А.Голубевой, В.С.Кантарь, С.Н.Кожевникова, А.А.Погорадзе, Ф.М.Раянова, В.А.Толстик, В.П.Федорина, О.Р.Шапиевой, а также кандидатские диссертационные исследования В.В.Головченко, О.А.Долгополова, И.А.Крыгиной, однако комплексное исследование проблем правового воспитания с точки зрения ценностной теории в современной отечественной науке отсутствует. Практика осуществления правовых реформ и построения правового государства требует расширения представлений о возможностях правового воспитания в деле формирования пространства современной правовой системы.

Объектом исследования являются социальные отношения, складывающиеся в процессе реализации целей и задач правового воспитания, а также формирования правовой культуры личности.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются основные закономерности ценностного освоения правовой действительности личностью в процессе правового воспитания, а также механизмы, способствующие повышению его эффективности.

Методологической и теоретической основой диссертации
послужили принципы познания социальных явлений в их историческом
развитии и вместе с тем во взаимосвязи, взаимообусловленности с точки
зрения связи теории и практики, истории и современности, соотношения
общецивилизационных и региональных особенностей этих явлений. Особое
значение имеет системный подход к изучаемым явлениям. Проблемы
ценностной составляющей правового воспитания анализировались на основе
комплексного, теоретико-прикладного междисциплинарного исследования. В
работе использовались также такие методы как: диалектический,
исторический, системно-структурный, формально-юридический,

сравнительный, статистический, конкретно-социологических исследований и

ДР-

В процессе исследования проблемы использовались

междисциплинарный подход и комплексный анализ по философии, социологии, психологии, педагогике, а также прикладные и теоретические разработки таких ученых как В.М.Артемов, В.П.Артамонов, В.С.Афанасьев, М.И.Беляева, Т.А.Боголюбова, С.Е.Вицын, Г.М.Воскресенский, Л.Д.Гаухман, А.А.Герцензон, А.И.Долгова, П.П.Дубинин, И.И.Карпец, И.В.Каретников, Н.Ф.Кузнецова, Г.М.Миньковский, В.М.Морозов, Д.К.Нечевин, Э.Ф.Побегайло, Н.А.Стручков, А.Н.Сухов и др.

Цель диссертационного исследования - разработка моделей правового воспитания личности при помощи положений современной теории ценностей. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:

выявление основных теоретико-методологических подходов к определению содержания правового воспитания личности и уточнение формулировки определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования;

раскрытие правового воспитания как механизма правовой социализации личности;

выявление информационного и аксиологического содержания правового воспитания;

установление единства правовых и нравственных ценностей в воспитании личности;

определение основных принципов организации правового воспитания;

определение основных характеристик субъектов правового воспитания;

выявление основных противоречий процесса освоения правовых ценностей и предложение способов разрешения выявленных противоречий.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования образовали Конституция Российской Федерации, федеральные законы и развивающие их положения подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок организации и функционирования отдельных звеньев системы правового воспитания.

Эмпирическую базу исследования образуют данные о процессе и результатах правовоспитательной деятельности различных государственных органов, результаты социологических исследований, экспертные оценки. Кроме того, в процессе подготовки диссертации автор использовал непосредственные наблюдения и выводы об эффективности правового воспитания, основанные на многолетнем личном опыте работы в системе высшего юридического образования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в представленной работе впервые с позиции правовой аксиологии осуществлено исследование проблем теории и практики правового

8 воспитания личности, проведен анализ предпосылок личностного восприятия правовых явлений, разработана в связи с этим система мер совершенствования механизма правового воспитания с целью его оптимизации, а также разработана соответствующая модель правового воспитания личности. Выявлены важнейшие закономерности освоения правовых ценностей в процессе правового воспитания. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт в данной сфере.

В соответствии с предметной областью исследования, его новизной на защиту выносятся следующие положения:

1. Правовое воспитание следует рассматривать как целевое
воздействие, направленное на формирование системы нравственно-правовых
ценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры.
Сущность правового воспитания заключается в целенаправленном
воздействии на структуру иерархии ценностей личности, в результате
которого правовые ценности занимают максимально высокое положение,
которое зависит от ряда факторов субъективного и объективного плана.
Правовое воспитание - сложный субъектно-объектный процесс,
предполагающий слабые, но эффективные воздействия на структуру
личности с целью формирования ее ценностной сферы, стимулирования
самостоятельной активности, мотивировку к овладению правовыми
средствами.

2. Правовая социализация - это процесс признания, интериоризации,
ассимиляции правовых ценностей и иных представлений и знаний о праве
общества с целью воспроизводства субъекта права. Правовая социализация
есть процесс более многофакторный и более многогранный, чем правовое
воспитание. Посредством правового воспитания регулируется механизм
правовой социализации личности, т.е. процесс претворения идей,
представлений, норм и ценностей в реальную социальную практику.
Правовая социализация может иметь положительную или отрицательную

9 направленность, и именно правовое воспитание должно повернуть этот процесс в необходимое русло.

  1. Элементы правового воспитания могут быть сгруппированы в два структурных образования - информационное и ценностное. Ценности пронизывают содержание и процесс правового воспитания, они не только формируют отношение к праву, установку на правомерное поведение, но и определяют способы и методы поиска правовой информации. Информационная составляющая представляет собой «материальное» основание, «базис» процесса правового воспитания. Важнейшей составляющей правового воспитания должен становиться ценностный аспект. В отличие от распространенных в современной науке взглядов, согласно которым правовая информированность выступает основной целью правового воспитания, диссертант считает необходимым, прежде всего, в процессе правового воспитания формировать ценностную установку на правомерное поведение и ценностное отношение к правовым явлениям вообще.

  2. Новая концепция правовоспитательной работы должна исходить из современной системы ценностей. Это воспитание должно быть направлено на идеи правового государства с системой ценностей, в центре которой находится личность. Правовое воспитание предполагает сложное взаимодействие и взаимозависимость правовых и нравственных ценностей. С одной стороны, нравственное воспитание предшествует правовому, а с другой, нравственные ценности поддерживают и обосновывают правовые. Нравственные ценности обладают авторитетом народных обычаев и традиций и тем самым положительно влияют на результат правового воспитания. Максимальное нравственное значение имеет теория естественного права в ее многообразных интерпретациях, значительной моральной ценностью обладают естественные права и свободы людей.

  3. Средства правового воспитания, это своего рода каналы, по которым происходит доставка правовой информации. Сами по себе средства не

10 обеспечивают ценностного наполнения процесса воспитания. Это механизмы передачи, которые определенным образом транслируют сведения о праве. Простое наличие средств не гарантирует усвоение ни правовых знаний, ни правовых ценностей. Для реализации функций воспитания в полном объеме служат формы правового воспитания, которые представляют собой конкретные мероприятия, способствующие восприятию информации, содержащей правовые знания и правовые ценности. Интернет, ролевые игры становятся серьезными факторами правового воспитания, и их роль в этом деле постоянно повышается.

  1. Правовое воспитание должно стать делом каждого юриста в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей. Практик-правовед невольно оказывает воспитательное воздействие на граждан, выступающих субъектами права. Противоречием правовоспитательного процесса является то, что юриспруденция - это корпоративная деятельность, основанная на владении профессиональными знаниями как элементами теоретического уровня правосознания в противоположность обыденному уровню правосознания граждан других (неюридических) видов деятельности. Решение данного противоречия видится в ценностных основах правового воспитания как юристов (правовое образование), так и граждан (правовая пропаганда). В результате освоения высшей ценности субъекта права, правовоспитательный процесс приобретает гармоничный и сбалансированный характер.

  2. Государство должно возглавлять, направлять и координировать правовоспитательную деятельность. В своей правовой политике государство должно учитывать ценностный аспект правового воспитания. При этом основным объектом правового воспитания выступает не только правосознание, а правовая культура личности в целом, включающая и правосознание и правовую деятельность, определяемая правовыми ценностями.

Теоретическая и практическая значимость исследования

определяется новизной полученных результатов. Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней впервые проведен анализ аксиологических процессов правового воспитания в современной России. Сформулировано понятие ценностных составляющих этого процесса. В диссертационном исследовании впервые правовое воспитание исследуется с точки зрения правовой аксиологии, взятое во взаимосвязях с иными сферами правовой жизни.

Обоснован новый научный подход к пониманию правового воспитания, открывающий новые горизонты повышения эффективности этого важного социального явления. В результате были сформулированы теоретически значимые выводы и предложения по совершенствованию процесса правового воспитания на современном этапе развития российского общества.

Практическая значимость исследования предопределяется его направленностью на совершенствование реальных способов правовоспитательной работы, что должно способствовать повышению эффективности механизма правового регулирования, организации правового воспитания в учреждениях и организациях. Предложенные современные методы правового воспитания могут быть использованы в повседневной деятельности лиц, осуществляющих правовое воспитание.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена не только его методикой, но и эмпирической базой, которая опирается на обширный практический материал. Обоснован новый научный подход к пониманию правового воспитания, открывающий горизонты повышения эффективности этого важного социального явления. В результате могут быть сформулированы теоретически значимые выводы и предложения по совершенствованию процесса правового воспитания на современном этапе развития российского общества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены в

12 опубликованной монографии, научных статьях, а также нашли свое отражение в докладах на следующих конференциях: «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина», г. Тюмень, 17-18 ноября 2005 г.; «Правовые проблемы укрепления российской государственности», г. Томск, 27-28 января 2006 г.; «Современные стратегии и образовательные технологии в подготовке кадров для силовых структур», г. Иркутск, 16-17 февраля 2006 г.; «Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2006», г. Челябинск, 30-31 марта 2006 г.

Практические выводы диссертационного исследования были внедрены в деятельность правоохранительных органов и образовательных учреждений.

Структура и объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Современные теоретико-методологические подходы к определению правового воспитания личности

Правовое воспитание — сложное явление, которое нельзя определить однозначно: это либо система социального действия права (общесоциологический аспект); либо функция государства как элемент социального управления. Поэтому правовое воспитание следует понимать как специфический юридический вид организационного и целенаправленного воздействии на сознание и культуру людей.

Одной из первых проблемами правового воспитания начала заниматься Е.А.Лукашева,1 которая выделила такие виды правового воспитания как 1) профессиональное юридическое образование; 2) правовое воспитание руководящих работников; 3) правовое воспитание актива общественности; 4) правовое воспитание широких народных масс; 5) всенародное обсуждение законопроектов; 6) правовое воспитание нарушителей в процессе правоприменительной деятельности государственных органов и общественных организаций.

Затем И.Ф.Рябко в своей работе «Правовое сознание и правовое воспитание масс» выделил следующие направления данной деятельности: 1) юридическое образование в стране; 2) правовая подготовка работников государственного и общественного аппаратов; 3) формы правового воспитания молодежи; 4) формы правого просвещения масс.

Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. определяют правовое воспитание (правовое формирование личности) в широком и узком смысле. В широком смысле - это многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных факторов; в узком смысле - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание предполагает ряд этапов: приобретение знаний, формирование убеждений и ценностных ориентации, формирование навыков и привычек поведения.

Долгова А.И. говорит о правовом воспитании как об организованном, систематическом, целенаправленном воздействии на личность, формирующем правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.4 По мнению В.А.Балюк, правовое воспитание - целенаправленное воздействие и руководство, в результате которого должна быть усвоена необходимая сумма правовых знаний; сформированы нравственно-правовые взгляды и убеждения, нравственно-правовые чувства.5 Г.П.Давыдов определяет правовое воспитание как целенаправленное, систематическое воздействие на личность для формирования правового сознания, выработки навыков и привычек правомерного поведения.6

Выделяются два основных вида правового воспитания: правовая пропаганда и правовое обучение. Первый направлен на разъяснение целей и задач законодательства, содержания отдельных принципов и норм права. Для его проведения используются различные средства: печать, радио, телевидение, беседы, агитация, правовые тренинги и т.д. Правовая пропаганда - это такой вид массовой работы, в ходе которой на основе научной информации о правовой действительности вырабатывается гармоничное эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Пропаганда относится к наиболее важному средству формирования индивидуальной правовой культуры обычных людей. Под ее воздействием в сознание большинства граждан закладываются основные эмоциональные начала осознания правовой деятельности.

Правовое обучение - формулирование полных и систематизированных знаний о праве, правовой деятельности. Обучение праву ведется в школах, ВУЗах, других учебных заведениях.

Правовое воспитание - это целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений; идеалом правового воспитания является юридический всеобуч, но в тоже время главное - это жизненный юридический опыт каждого гражданина, качество законодательства, формы правоприменения, соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина; сочетание знания правовых принципов, и разумных убеждений, как мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере.7

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность сообщества юристов, осуществляемая от лица и по поручению государства, направленная на формирование правосознания субъектов права, которое выражается в определенной правовой культуре - правовом поведении. Правовое сознание — необходимый элемент правового воспитания — состоит в определенных позитивных представлениях, взглядах, ценностных ориентациях, установках, которые лежат в основе правовой культуры. Последняя, в свою очередь, представляет собой практическое соблюдение, исполнение и использование правовых норм. Механизм правовоспитательной деятельности представляет собой систему общественных институтов и взаимодействий, организуемых специальными субъектами в целях достижения оптимально возможного результата воспитательного воздействия субъекта правового воспитания на общество (направленное на формирование правосознания и высокой правовой культуры).8

Социализация и правовое воспитание

Ценностный аспект социализации подчеркивается Л.И.Спиридоновым, который определяет ее как «включение индивида в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладением им культурными ценностями всякого рода»31.

Следует отметить активную роль личности в процессе социализации. «Судьбу внешних воздействий, их действенность в конечном счете определяет сам человек. Делать это он может по-разному. В одном случае он их просто не замечает, в другом, выстраивая свою линию поведения, «вписывает» в нее внешние стимулы, однако отнюдь не механически; наконец, он может слепо следовать таким воздействиям, «растворять в них собственную личность»32.

Важнейшей функцией социализации является общественное воспроизводство. Происходит двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, направленный на формирование индивида в качестве общественно-признанной личности. Социализация выступает в качестве универсального механизма воспроизводства общественной и индивидуальной жизни, с активной ролью как социальной системы, так и индивидуальных начал.33

Общество, включая индивида в систему общественных отношений, тем самым воспроизводит себя. Взаимодействие личности и общества в процессе социализации имеет результатом становление системы взаимосвязанных прав и обязанностей государства и личности, из чего вытекает принцип их юридического равенства.34

Общество должно контролировать процесс социализации личности, подходя к нему дифференцированно, что требует принцип приоритета прав человека. Лишь диалектическое решение вопроса о всеобщем и единичном в процессе социализации может дать возможность выбрать оптимальные механизмы воздействия на этот процесс.

Что же касается механизмов социализации, то Б.Д.Парыгин указывает на значение таких механизмов, как изучение, внушение, адаптация, подражание, пример, заимствование и т.д. В ходе освоения системы социальных отношений важная роль отводится таким механизмам как убеждение, идентификация, руководство и т.д.

В качестве базовых и определяющих элементов структуры социализации З.И.Файнберг выделяет процесс воспитания и образования.

Момов В. представил систему организованных механизмов воздействия общества на человека. Эта система включает в себя информационно-образовательные (образование, профессиональное обучение, массовая пропаганда, идеологическое просвещение и т.д.), стимуляционные (система форм, средств и методов материального и духовного стимулирования), регулятивно-контролирующие (система социальных регуляторов, роль которых исполняют различные виды предписаний, норм, оценочных критериев), организационно-регулирующие (системы социальных статусов, ролей и функций личности) и ряд других элементов.

Возможно ли «выращивать» способности к получению ценностей? Можно ли предположить, что просвещенные люди могут научиться видеть объективную истину - правила и ценности?

Розов Н. приходит к выводу, что это возможно, однако не означает принципиальной схожести ненормативного (классического, научного) знания и нормативного (ценностного) знания в силу того, что последнее имеет иную этимологическую структуру. Определение критерия правильности нормативного знания лежит в плоскости его соответствия взглядам (позициям, решениям) некоторого референтного сообщества. Нет способов обнаружения ценностных суждений в мире без предпосылаемых им авторитетных мнений, в конечном счете, всегда имеющих чье-то авторство. Предмет ценностно-нормативного суждения не может мыслиться вне соотнесения с каким-либо сознанием. Из эмпирического же мира невозможно получить нормативное суждение.

Познание должного и ценного не может происходить без ориентации на суждения о должном и ценном, принадлежащие какому-либо сообществу. Сообщаемые заповеди и ценности всегда присутствуют в качестве авторитета. Ценность рассматривается как часть отношения, другой частью которого являются люди, эту ценность принимающие.

Обучение сознания воспринимать ценности - есть всегда введение их в это сознание. Нормативное обучение (воспитание) не может не быть внушенным. Это обусловлено тем, что индивидуальное сознание со сформированной способностью получать нормативное знание уже несет в себе «правильные» базовые нормативные суждения, опираясь на которые оно и будет получать нормативные знания. Эти базовые суждения были введены в сознание явно или неявно. Носитель этого сознания также явно или неявно для себя входит в соответствующее сообщество со сходными базовыми нормативными суждениями.

Законопослушным человек может стать лишь при наличии в его окружении сообщества законопослушных людей. Чистого опытного созерцания ценностей не существует. Ценности не могут возникнуть «сами по себе» вне зависимости от практики жизни людей.

Это не означает субъективности ценностей. Критерий объективности ценностей состоит в том, что сама жизнь (выживание) этого сообщества предполагает осознанное или неосознанное следование этой ценности. Именно привязка ценностей к сообществам выходит за пределы субъективизма. Ценности являются необходимым элементом жизни данного сообщества - в этом объективный статус ценностей. Это не означает незыблемости ценностей - меняется жизнь, меняются и ценности. Духовная работа над ценностями также меняет жизнь (например, распространение принципов равенства и свободы на различные сословия и расы).

Правовые и нравственные ценности в воспитании личности

Существование долговременных ценностных ориентации в праве становится возможным благодаря солидарному действию права с моралью, обычаями и обыкновениями частносемейной или публичной жизни.74 Право и справедливость всегда тесно взаимообуславливались практически во всех системах права,

В обсуждении взаимосвязи и соотносимости права и морали представляется важной традиция, которая восходит к И.Канту в классической немецкой философии и к В.Соловьеву в русской философии права, которая утверждает идею моральной дополненности правовых требований. Большинство современных ученых не отрицают того, что право исторически всегда находилось под влиянием морали и частично воплощало в себе ее требования. Правовые и моральные ценности чаще всего состоят в отношениях взаимоподдержки и взаимодополняемости. Правовое воспитание происходит значительно позднее закладки нравственного фундамента личности и во многом определяется его качеством. Именно поэтому интериоризация правовых ценностей, прежде всего, зависит от иерархии нравственных ценностей личности.

Представление о праве как об универсальной системе справедливых установлений, создающих условия для осуществления свободной воли, сближает его с моралью, поскольку и право, и мораль являются социальными регуляторами. Понятия справедливости и свободы, будучи основными ценностями морали, объясняют и природу права.75 Правовое и моральное нормирование социальной жизни имеет общие ценностные основания, которые обосновывают безусловную значимость человеческой личности. Однако эти ценностные основания имеют разные содержательные оценки. Право строится на ценностях формального равенства, справедливости, заключающейся в эквивалентности полученного и предоставленного, свободы как условия осуществления правовых отношений. Для морали особенно важны ценности добра, справедливости (не всегда эквивалентной, а чаще сострадательной и милосердной), свободы как обязательного условия для возможности осуществления морального выбора. Таким образом, в процессе правового воспитания нравственные ценности получают «правовое звучание», истолкование в контексте правовой системы общества, они конкретизируются применительно к правовым ситуациям, приобретают общезначимый характер.

Наиболее полно солидарность ценностных оснований морали и права воплощается в этико-правовых конструкциях прав человека. То же проявляется в фактическом совпадении некоторых правовых и моральных норм, которые таким совместным регулированием подчеркивают особую значимость защищаемых ценностей. К ним относятся ценности жизни, свободы, собственности. В этих случаях моральные и правовые нормы выступают как взаимодополняющие ценности.

Правильность указанного положения подтверждается историко-правовыми исследованиями. Правомерность и нравственность поведения человека в Античности оценивались одной общей мерой - «дике» - правом-справедливостью. Ценность права отождествлялась с его огромным нравственным значением, проявляющимся в необходимости «хороших» законов, «справедливых» правителей, «правильных форм правления». Многие древнегреческие мудрецы прямо говорили о законопослушности как о высочайшей добродетели. Можно сказать, что неразделенность и взаимообусловленность правового и нравственного представлялась в то время ценностью, характеризуемой определениями: «хорошее», «должное», «справедливое». Сложившаяся зависимость морали и права носит не причинно-следственный характер, который предполагал бы выведение ценностей права из ценностей морали, а скорее логический характер, когда одно понятие является необходимой частью другого.

Можно поставить вопрос о возникновении новой формы сознания -морали-права, или как еще его называют правосознанием-формой морали, или морали, окрашенной в тона правосознания. Значимость такого взаимодействия в том, что юридические нормы должны опираться на нравственные ценности правды, истины. Если же этого нет, то ценность самих юридических норм катастрофически падает, и с такими нормами перестают считаться, их не выполняют. Значимость рассматриваемой связи возрастает особенно в кризисные моменты развития общества. В этих условиях правосознание настолько тесно переплетается с нормами морали, что фактически выражает именно их, а не нормы права (которые к тому же отсутствуют).

Характер взаимосвязи морали и права определяет взаимодействие нравственности и правового воспитания. Право и мораль, действуя в одном и том же направлении, создают предпосылки приобщения субъекта к правовым и моральным ценностям.

Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей. Возможно направить основное внимание на правовую совесть, силу убеждения, благодаря которой индивид воздерживается от совершения преступлений.76 О единстве правового и нравственного воспитания замечал еще Л.И.Петражицкий, указывая, что родители и воспитатели «должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии, им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права» . Важнейшей задачей при этом является воспитание не только осознания обязанностей, но и прав, сопровождаемых готовностью отстаивать их при любых обстоятельствах.

Нравственно-правовое воспитание должно начинаться в дошкольном возрасте, когда правовые ценности вытесняются в подсознание. Особая роль в этом процессе принадлежит семье. Дальнейшее развитие происходит в дошкольных учреждениях, школах и вузах.

Нравственное и правовое воспитание имеют пересекающиеся поля действий. Нравственное воспитание охватывает все области человеческого общения, тогда как правовое регулирует далеко не все взаимоотношения между людьми. Нравственное воспитание имеет всеобъемлющий, всепроникающий характер, стоит в определенной мере над правовым воспитанием. Нормы нравственности, как уже отмечалось, ориентируют на идеальную модель поведения, требуют не только соблюдать требования права, но и превращать их в личные убеждения.

Только в своем единстве нравственное и правовое воспитание могут обеспечить трансформацию нравственных и правовых ценностей в область реальных отношений субъектов.

Критерием действенности нравственно-правового воспитания служат реальные поступки и действия людей в правовой сфере. Сознание и деятельность людей взаимообусловлены, поэтому именно от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития зависит поведение личности.

Ценностно-ориентирующие средства и формы правового воспитания

Правоведы достаточно определенно разграничивают формы и средства правового воспитания. М.М.Галимов пишет: «Если средства правового воспитания служат каналами передачи идейного содержания правовоспитательной работы, то формы правового воспитания выступают как способ внешнего выражения содержания и предстают, прежде всего, как конкретные мероприятия или как типы конкретных мероприятий по правовому воспитанию трудящихся». Институциализация форм правового воспитания приводит к возникновению специальных учреждений, ставящих целью внедрение позитивных правовых установок в сознание обучаемых. Таким учреждением может выступать, например, правовой лекторий, который относится Б.М.Лазаревым к одной из форм пропагандистской деятельности.113

Вообще, под формой правового воспитания Б.М.Лазарев понимает либо фактически осуществляемые мероприятия, с помощью которых воспитуемым прививаются соответствующие знания и необходимое поведение, либо различные виды организационной деятельности государственных и общественных организаций, либо способ внешнего выражения и конкретные мероприятия по правовому воспитанию.114

Долгова А.И. называет «массовые формы устной пропаганды, разовые формы устной пропаганды и агитации, формы, использующие средства литературы и искусства, формы, использующие средства наглядной агитации и пропаганды»115. По мнению других ученых, под средствами правового воспитания понимается все то, с помощью чего осуществляется целенаправленное воздействие на сознание, волю и поведение людей или с помощью чего воспитываемым передается информация о праве, о законе, о разнообразных событиях или фактах, имеющих юридическое значение, влияющее на формирование активной правовой позиции индивидов. Исходя из такого понимания, средства правового воспитания включают в себя: а) государственные организации, учреждения и иные формирования, б) телевизионное вещание, в) печать, г) радиовещание, д) кино, е) литературу, ж) искусство, з) средства наглядной пропаганды и агитации.

Можно сделать вывод о том, что средства правового воспитания, это своего рода каналы, по которым происходит доставка правовой информации. Сами по себе средства не обеспечивают ценностного наполнения процесса воспитания. Это механизм передачи, который определенным образом транслирует сведения о праве. Простое наличие средств не гарантирует усвоение ни правовых знаний, ни правовых ценностей, например, для человека, не умеющего читать, использовать печатные средства правового воспитания бессмысленно. Для реализации функций воспитания в полном объеме служат формы правового воспитания, которые представляют собой конкретные мероприятия, способствующие восприятию информации, содержащей правовые знания и правовые ценности, объектом.

Правовоспитательными средствами являются: печатные (акты применения, газеты, журналы, и др.), аудиовизуальные (кино, телевидение, лекции, беседы, наглядная агитация, Интернет, и т.п.), устные (аудио, радио, ролевые игры и т.д.). Следует заметить, что некоторые формы предполагают использование нескольких типов средств правового воспитания, например, ролевые игры предполагают как устные, так и печатные средства. В определенной форме «встречаются» субъект и объект правового воспитания, что определяет особую роль субъекта в эффективности правовоспитательного процесса. Именно форма правового воспитания в сочетании с высокопрофессиональной деятельностью субъекта может обеспечить восприятие объектом правовых знаний и ценностей.

В настоящее время довольно редко применяются следующие формы пропаганды: лекции, устные журналы, вечера вопросов и ответов, беседы, консультации. Циклы лекций в свое время были целесообразны при осуществлении знакомства с различными отраслями права. Эти «лекции последовательно раскрывали логику и сущность конкретной отрасли права, позволяли установить продолжительный контакт с аудиторией».

Важнейшая роль здесь отводилась лекторам-юристам, качество работы которых определялось лекторским искусством, внушением убеждения в необходимости и полезности правовых установлений. В.И.Ленин следующим образом выразил мысль о значении личности лектора: «Во всякой школе самое важное идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление лекций? Всецело исключительно составом лекторов. Никакой контроль, никакие программы и т.д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов». Особую роль играла компетентность лектора, включающее знание излагаемого материала, методическое мастерство, умение донести свои знания и убеждения до слушателей. Анализ тематики правовой пропаганды 70-80 гг. показывает доминирование тем уголовного права и процесса, что объясняется приоритетом государственной формы собственности, а также однообразием типов и размеров предприятий.

Повышение эффективности правовой пропаганды виделось в тот период времени в использовании особых методических приемов, вызывающих потребность в правовой информации. В литературе того времени говориться о таких недостатках лекционной пропаганды как общий, поверхностный характер лекций, бесстрастное изложение норм уголовного права, запугивание санкциями.119

Основными методами правового воспитания должны служить методы убеждения и поощрения. Убеждение — это воспитание словом путем обращения к нравственно-правовым взглядам человека, морально-политическим устоям, совести. Метод принуждения в правовом воспитании может применяться лишь к злостным нарушителям.

Похожие диссертации на Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права