Содержание к диссертации
стр,
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКШЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЗБЕКСКОГО
НАРОДНОГО ТЕАТРА 22
I. Историческое своеобразие искусства узбекского народа и особое место в нем театра ..... 22
2. Место и роль узбекского народного театра в
системе эстетического воспитания школьни
ков 39
ГЛАВА П. ПУТИ, 0РМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ
УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 58
I. Психолого-педагогические условия эстетиче
ского воспитания старшеклассников средства
ми театрального искусства 58
2. Организационно-методические основы опытно-
экспериментальной работы 70
3 Эстетическое воспитание учащихся в процессе
приобщения к народным традициям узбекского
театра ' 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ 148
ПРИЛОЖЕНИЯ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Введение к работе
Актуальность исследования. Формирование всесторонне развитой личности - одна из главных задач общественного развития в условиях совершенствования развитого социализма.
В материалах ХХУІ съезда КПСС особо подчеркивается важность дальнейшего улучшения "идеологической, политико-воспитательной работы", что вооружает методологической и научно-теоретической установкой идейно-воспитательную работу и ставит перед педагогической наукой весьма актуальную задачу - исследование проблемы содержания, форм, путей, методов и средств совершенствования и повышения эффективности коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Курс партии на повышение качества учебно-воспитательного процесса осуществляется в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Так, одной из важнейших задач коммунистического формирования личности школьника реформа предусматривает значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. В этом исторически важном процессе огромную роль играет эстетическое воспитание, являющееся неотъемлемой составной частью коммунистического воспитания.
Значительную роль в постановке и решении вопросов коммунистического, в частности, эстетического воспитания средствами искусства сыграли классики марксизма-ленинизма.
Эстетическое воспитание марксистско-ленинской эстетикой определяется как часть коммунистического воспитания, преследующего цель формирования гармонически развитой личности, как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и созда-
4 вать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве. Его цель -содействовать прежде всего политическому и нравственному развитию членов обшества, совершенствовать в них чувство прекрасного, вызывать способности творить по законам красоты.
Эстетическое воспитание признано идеологическим оружием, формирующим у молодежи коммунистическое научно-материалистическое мировоззрение, воспитывающим их духовно богатыми, гармоничными,цельными, всесторонне развитыми людьми в духе преданности коммунистическим идеалам, народу, партии, идеям интернационализма. Оно пронизывает все стороны жизни и деятельности подрастающего поколения и играет огромную роль в становлении гражданских качеств, нравственного потенциала личности.
В основе эстетического воспитания заложена концепция идеоло-го-партийной сущности искусства и его идейно-нравственной направленности. В этой связи основой следует считать высказывания В.И. Ленина о партийности искусства, о том, что оно служит духовному обогащению и подлинному коммунистическому воспитанию, и его утверждение о принципе единства искусства и жизни, в том числе общественных явлений - политических, философских, нравственных. Исходя из этого, определение идейно-нравственного и нравственно-эстетического содержания произведений сценического искусства, как нерасторжимого единства явления и сущности, должно приниматься за исходное в работе по приобщению школьников к искусству театра.
В.И.Ленин неоднократно высказывал мысли о роли искусства в жизни человека, признавая за ним большое общественно-преобразующее значение. В беседах Владимира Ильича с Кларой Цеткин, Бонч-Бруевичем, Луначарским и другими видными государственными и
I. См.1 К.Цеткин. Воспоминания о Ленине. - М.:Советская Россия, 1Уо7» — с.138.
А.В.Луначарский.Ленин и искусство. - М.: Художественная лите-
5 общественными деятелями содержатся ценные положения о месте и роли искусства в эстетическом воспитании юного поколения. В ряде высказываний В. И.Ленина об искусстве делается упор на идейно-тематическую сторону произведений, их партийность, художественные качества. Реалистическое изображение жизни, высокая идейность, народность, партийность, сила обличения старого и реакционного, утверждение нового, прекрасного, глубокая художественность - вот основные принципы, определяющие отношение Ильича к произведениям искусства, в том числе и театрального.
Н.К.Крупская уделяла большое внимание вопросам эстетического воспитания молодежи, глубокого приобщения ко всем видам искусства, в том числе и театра. Эстетическое воспитание рассматривалось Н.К.Крупской в непосредственной связи с общим учебно-воспитательным процессом. При этом подчеркивала, что "нужна только правильная марксистско-ленинская оценка произведений искусства как продукта идеологического творчества данного класса в определенный истори-
ческий период"х.
Она утверждала, что надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать, уметь видеть, замечать. Поэтому, - говорила она, - нужно хотя бы элементарно изучать историю и грамоту данного вида искусства в средних и старших классах общеобразовательной школы. Н.К. Крупская считала, что необходимо решить проблему широкого, целенаправленного использования произведений искусства в процессе обучения на основе глубоких знаний теории и искусства данного вида искусства. Исходя из этого, особое место в нашем исследовании уделяется историческому ракурсу изучения учащимися народных тради-
I. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. - Л.-М.: Изд-во Искусство, 1963.-с.125-126.
ций узбекского театра. Такая постановка вопроса требует глубокого подхода. Сложность решения этой проблемы заключена в совокупности философских, психологических, социальных и субъективно-личностных основ педагогической науки в целом и ее эстетического раздела в частности.
В последние годы появляется ряд крупных монографических исследований, в которых выясняются сущность, цели и задачи эстетического воспитания личности и роли искусства в этом процессе. Среди них работы А.И.Бурова, М.А.Верба, И.Ф.Гончарова, А.Г.Егорова, Е.В. Квятковского, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, В.К.Ска-тершикова, В.А.Разумного и др. В таких исследованиях, как "Вопросы эстетического воспитания" Н.А.Дмитриевой, "Эстетическое воспитание. Оушность. Формы, Методы" В.А.Разумного, "Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР" Н.И.Киященко, "Искусство и эстетическое воспитание" И.Ш.Гончарова и др. обращается большое внимание на выявление сущности, целей и задач эстетического воспитания и роли искусства в этом процессе в обшей системе коммунистического воспитания.
В современной педагогической литературе вопросы эстетического воспитания рассматриваются на основе системного, комплексного подхода, в единстве с идейно-политическим, трудовым и нравственным воспитанием. По этому поводу, например, И.Л.Любинский пишет, что "воспитательно-педагогическая задача школы - руководство идейной направленностью становления эстетического идеала и художественных вкусов учащихся в плане утверждения их на марксистско-ленинских позициях в личной жизни и общественной деятельности. Уроки человекознания, которые дает искусство, могут и должны стать
7 идеологической ориентацией в современном мире . Автор намечает важнейшие пути коммунистического воспитания школьников в процессе эстетического воспитания. Он подчеркивает, что раскрытие эстетической сущности мировоззренческих идей, познание духовного богатства человеческой личности через эмоциональное переживание, эмоциональное восприятие идеи произведения, мыслей художника - важнейшее орудие в руках воспитателя. Все это входит в школьный учебно-воспитательный процесс и может стать достоянием ученика на уроке, во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Опираясь на концептуальные положения И.Л.Любинского, при изучении произведений сценического искусства в школе, показывали учащимся идеологическую и воспитательную ценность любого явления в области театрального искусства, учили^старшеклассников вносить эстетическое начало в общественные отношения и трудовую деятельность. На произведениях театрального искусства, с которыми учащиеся встречались в школе, воспитывался художественный вкус,качество предпочтений, умение выделять важнейшие эстетические, мировоззренческие и нравственные проблемы. А это, в свою очередь, способствовало формированию эстетического идеала, что и составляло конечную цель эстетического воспитания старшеклассников.
Специфической особенностью эстетического воспитания являлась способность развивать творческое воображение, мышление в художественных сценических образах, что в свою очередь позволило глубже проникать в идейно-художественные особенности каждого драматургического произведения.
Для того, чтобы наслаждаться красотой во всех ее проявлениях
I. Любинский И.Л. Проблемы идейности в эстетическом воспитании школьников. - В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. - М.: АШГСССР, 1975. - с.170.
8 и создавать ее по мере своих сил и способностей, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Анализу этой проблемы посвящена работа М.А. Верба "Эстетическое воспитание в школе , где рассматривается структура эстетической культуры личности с выделением таких ее элементов, как эстетическое чувство, кругозор, вкус, способности. Автор считает, что первоосновой эстетической культуры личности является эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Однако в полной мере воспринять прекрасное или проявлять себя в художественном творчестве можно лишь при наличии теоретических и конкретных знаний, на основе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, т.е. эстетический кругозор. Известно, что непосредственным отражением позиций человека в искусстве, его взглядов и идеалов служит эстетический вкус. Выделив элементы эстетической культуры личности, М.А.Верб показывает и пути их формирования: обогащение эмоционально-эстетического опыта, художественно-образовательная работа, активизация творческой деятельности в области искусства и т.д.
Элементы эстетической культуры личности и пути их формирования, определенные М.А.Вербом, положены в основу формирования театральной культуры старшеклассника, особенно в процессе приобщения к традициям узбекского театра.
Проблеме формирования гармонически развитой личности посвящена работа И.Ф.Гончарова "Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников . Автор останавливается на расшире-
Верб М.А. Эстетическое воспитание в школе. - В кн.: Педагогика школы. Под редакцией Г.И.Щдсиной. - М.: Просвещение, 1977.-с.150-163.
Гончаров И. і. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1978.- 160с.
9 ний наших традиционных представлений о границах и формах эстетического воспитания, при этом активным средством эстетического воспитания автор считает научное познание, которое соединяет познавательный и эстетический критерии, - и это правомерно, поскольку формирование гармонической личности немыслимо без расширения границ и форм эстетического воспитания.
Таким образом, в нашей стране осуществляется научно обоснованная постановка эстетического воспитания.
Эта социально-историческая необходимость получает свое конкретное воплощение в многогранной практической деятельности, выдвигается как одна из основных задач развитого социалистического общества. В системе эстетического воспитания, где основным средством воспитательного воздействия является искусство, особенно его комплексное использование, важное место занимает отношение школьников к культурному наследию и народным традициям. (Тем более, что национальные формы становятся адекватными социалистическому содержанию и в таком качестве не устаревают, играя свою полезную вос-
питательную рольх).
Советская педагогика в этом вопросе опирается на марксистско-ленинский принцип содействия развивающихся национальных форм культуры "развитию социалистических наций в целом", а также на задачи, выдвигаемые ЦК КПСС относительно глубокого изучения специфического (характерного тому или другому народу) в процессе идеологической работы. Так, в докладе К.У.Черненко "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" на Пленуме ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года отмечалось: "Ццеологическая работа в условиях нашей страны, объединяющей свыше 100 наций и народностей,
I. См.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. М.: Политиздат, 1972в-с.230.
немыслима без внимательного изучения их специфических интересов,
особенностей национальной психологии и культуры .
Большой вклад в решение этих задач может внести продуманная
и систематическая работа по приобщению школьников к искусству. Эта
работа может осуществляться на уроках литературы непосредственно
при изучении драматургии, на факультативных занятиях (по програм-
р ме "Основы театральной культуры" ), во внеклассной и внешкольной
работе по приобщению учащихся к театральному искусству. При этом, как показывает опыт, в национальных республиках в приобщении школьников к театру большое значение имеет ознакомление их с историей и традициями народного театра, что способствует формированию ' и развитию стойкого интереса к изучаемому предмету, стимулирует познавательный интерес к сравнительному изучению истории и традиций театра других народов, а это в свою очередь расширяет театральный кругозор учащихся, может стать эффективным фактором их нравственно-эстетического воспитания.
Как известно, первоначальные формы народного театра более доступны для изучения, так как отражают знакомые школьникам быт и нравы родного народа. Это предполагает возможность не самоцельного изучения народных театральных традиций, а использования этого процесса в творческом развитии учащихся, в активном практическом освоении ими этих традиций. Таким образом совершенствуется и повышается эффективность эстетического воспитания в школе средствами театрального искусства.
Обращаясь к определению роли и мест национального театра в
Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983.-с.58.
Программа факультативного курса. Основы театральной культуры (для 7-Ю классов средней общеобразовательной школы). - М-во просвещения СССР. - М7, 1976. - 84 с.
эстетическом развитии школьников в школах УзССР, мы прежде всего учитываем и используем специфику складывания узбекской художественной культуры. Советский узбекский театр является неотъемлемой составной частью многонационального советского театра, несет в себе все лучшее, что обретено народом за годы Советской власти, обеспечившей гигантский исторический скачок от темноты рабства к расцвету экономики и культуры.
Влияние узбекского театрального искусства на эстетическое воспитание учащихся в Узбекистане базируется, прежде всего на исторических особенностях этого искусства, на его связях с лучшими традициями классической национальной литературы, с русским прогрессивным и советским театром.
Определяя закономерности формирования и развития узбекской советской театральной культуры как части всей многонациональной культуры советского народа, важно также вычленить черты национального своеобразия как в процессе формирования, так и в функционировании специфических жанров традиционного профессионального узбекского искусства, вошедших в качестве слагаемого в современную национальную театральную культуру.
Постижение исторического пути театра, сложного и интересного, поможет школьникам понять социальную структуру искусства, его значение в общественной жизни, усилить воспитательно-эстетические функции. Все это позволяет ставить театр на особое место в ряду других искусств узбекского народа и акцентировать такие его особенности, как: близость к народной традиции; элементы народного театра; теснейшая связь с русской классической и советской театральной культурой.
К сожалению, указанные аспекты изучения истории национального театра до сих пор не привлекли внимания исследователей - ни в
12 области искусства, ни в общефилософском плане, ни в области педагогики.
Эстетическое воспитание учащихся в школах Узбекистана в условиях внеклассной работы по театру может быть положительно решено при обращении к узбекскому театру (от его истоков - к современному), особенно,когда возросла воспитательная роль театра в нашем обществе, когда партия поставила перед советским народом практическую цель гармонического и всестороннего развития личности советского гражданина.
Приобщение старшеклассников к истории узбекского театра в целях эстетического воспитания требует не просто теоретического проведения занятий, но и чисто творческого решения проблемы. Важность и актуальность проблемы неоспоримы, однако ее исследование до настоящего времени не получило развития.
Большим тормозом в совершенствовании эстетического воспитания и высоком качестве проведения внеклассных занятий по театральному искусству является отсутствие конкретных методических разработок и рекомендаций по приобщению школьников к театру с учетом местных условий и особенностей.
Учителя, руководители кружков, клубов и факультативных курсов по театру располагают литературой по общим вопросам художественно-эстетического воспитания, где раскрываются лишь некоторые аспекты использования театрального искусства.
В книге "Эстетическое воспитание школьников" (под обшей редакцией А.И.Бурова и Б.Т.Лихачева1) рассматриваются весьма важные разделы ("Социологический анализ художественных интересов школьника", "Воспитательные функции искусства", "Искусство в эстетическом
I. Эстетическое воспитание школьников. (Под общей редакцией А.И. Бурова и Б.Т.Лихачева. - М.: Педагогика, 1974. - 203с.
ІЗ воспитании" и др.), однако не затрагиваются вопросы эстетического воспитания учащихся средствами театра с учетом специфики местного материала.
К проблеме эстетического воспитания школьников средствами искусства обратились и психологи (Л.С.Выготский, В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин, А.М.Якобсон и др.). Однако в их трудах вопросы приобщения школьников к истории и народным истокам театра в целях эстетического воспитания не ставятся.
Воспитательное значение театра не раз раскрывали в своих трудах такие видные театроведы, как В.Пименов, Ю.Юзовский и др., но и они не касались целесообразности и эффективности изучения народных театральных традиций в эстетическом воспитании.
За последние годы появился ряд исследований, в которых затрагивается и частично решается проблема приобщения школьников к театру . Вопросами влияния театрального искусства на обшее и художественное развитие школьников многие годы занимается лаборатория театра и кино для детей Научно-исследовательского института художественного воспитания АПН СССР.
І. Ахмедова М. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра (на материалах Узбекского Республиканского ШЗа им.Ю.Ахунбабаева и узбекских школ г.Ташкента): Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ташкент, 1978. - 23с. ;
Баранова А.И. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами театрального искусства (на материале школ Белорусской ССР): Автореф. дисс . на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук. - М., 1977. - 19с- В надзаг: НИЙ обшей педагогики АПН СССР;
Гевлич Л.Я. Узбекская драматургия для детей как фактор патриотического и интернационального воспитания школьников (1967-1977 гг.): Автореф.дисс . на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1982. - 20с;
Никорова С.Д. Театральное творчество младших подростков как средство нравственного воспитания (на материалах бурятской сельской школы): Автореф.дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1974. - 24с- В надзаг.: НШ общей педагогики АПН СССР.
В работах Ю.И.І^гбиной интересно раскрываются вопросы воздействия театрального спектакля на школьника, дается градация возрастных особенностей зрителя - школьника, рассматривается эстетическое воздействие спектакля и др. В лаборатории под редакцией Ю.И.Руби-ной создана программа факультативного курса "Основы театральной культуры", где в разделе УП класса указаны вопросы зарождения театра и народные истоки театральной культуры, но они раскрываются лишь в общетеатроведческом плане,и в дальнейшем изучении курса в старших классах авторы к ним не возвращаются.
Пробел, существующий в изучении театральных интересов школьников, в значительной мере восполняет работа лаборатории социологических исследований Института художественного воспитания АПН СССР, исследования которой показали существенную роль и большую эффективность приобщения школьников к театру в их общеэстетическом развитии, хотя в сфере интересов школьников театр занимает
т '
лишь третье место после литературы и кино . В работах других исследователей интересам школьников к театру уделяется сравнительно недостаточное внимание. При этом основной акцент сделан на литературные интересы учащихся при изучении на уроках драматургических произведений .
В НИИПН Узбекистана исследователи проблемы эстетического воспитания школьников республики средствами театра рассматривают вос-
1. См.: Художественные интересы школьников Узбекской ССР (рекомен-
ации для учебных заведений органов народного образования).-.: Просвещение, 1977.-с.44.
2. Зепалова Т.С. Изучение драмы в ее художественной специфике
(на уроках и внеклассных занятиях): Автореф.дисс . на соиска
ние ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1975,
- 24с.
Маранцман В.Г. Изучение биографии писателя и эстетическое воспитание учащихся старших классов средней школы: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1975. - 23с.
15 питательное воздействие на учащихся современной узбекской советской драматургии и пути приобщения старшеклассников к современному узбекскому театральному искусству (М.Ахмедова, Л.Я.Гевлич).
В республике изыскиваются другие возможности приобщения школьников к театральному искусству. Так, в 4-х годичной программе по курсу эстетики, изданной Министерством просвещения УзССР , значительное место уделяется таким вопросам, как эстетическое свойство различных видов искусств, их общность и специфика, свойства и функции в эстетическом воспитании на примерах различных видов искусства. Однако на изучение театрального вида искусства отводится всего лишь б часов, да и то на изучение театра как вида искусства.
Министерством просвещения УзССР издана и вторая программа по
о факультативному курсу "Основы эстетики и искусствознания , рассчитанная на два года обучения, более глубоко раскрывающая вопросы изучения искусств в их комплексе. Но и она не отвечает задачам эстетического воспитания школьников Узбекистана обращением к истории и народным традициям узбекского театра.
Анализ проблемы эстетического воспитания школьников через приобщение их к истории и традициям народного театра показывает, с одной стороны, признание важной роли и эффективности театра в эстетическом воспитании, а с другой - отсутствие специальных исследований, необходимой научно-методической литературы по приобщению учащихся к его истокам, по использованию народных театральных традиций узбекского национального театра в эстетическом вос-
См.: Программа для средней школы. Основы эстетики (7-Ю классы). Факультативный курс. - Ташкент: Укитувчи, 1975. - 36с.
См.: Программа факультативного курса. Основы эстетики и искусствознания (для 9-Ю классов общеобразовательных школ УзССР). -Ташкент: Укитувчи, 1978. - 92с.
питании школьников.
Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать целесообразность и эффективность изучения народных традиций узбекского театра в эстетическом воспитании учащихся, разработать конкретные пути, формы и методы их использования в свете современных требований теории и практики эстетического воспитания школьников.
В качестве исходного материала исследования в основном использован местный материал - история узбекского театра, его народные традиции в прошлом и на современной сцене.
Предмет исследования - процесс изучения народных традиций узбекского театра школьниками, осмысление ими идейно-художественной и нравственно-эстетической сторон произведений театрального искусства (на примере традиционно-народных зрелищ и современных спектаклей), стимулирование проявлений их творческого потенциала, имеющего непосредственное отношение к изучаемому материалу, при условии, что весь этот процесс протекает одновременно, в сочетании с овладением обшей историей и основами театрального искусства и в сопоставлении с традициями других национальных театров народов СССР.
Гипотеза. В решении избранной проблемы опирались на следующую гипотезу: если театр в Узбекистане,в силу специфики своего исторического развития, является действенным средством эстетического воспитания, то эту его особенность необходимо использовать в воспитательной работе, вводя в учебно-воспитательный процесс определенный исторический материал, применяя специально отобранные пути, формы и методы работы во внеклассных занятиях по театральному искусству.
Поставленная цель и предмет определили следующие основные задачи исследования:
изучение состояния приобщения учащихся к истории театра, его истокам, использования народных традиций узбекского театра в эстетическом воспитании школьников;
выявление уровня знаний учащихся об узбекском театре, его истории, народных традициях;
определение места и роли театрального искусства Узбекистана в эстетическом воспитании учащихся;
отбор исторического, теоретического и учебно-практического материала для занятий;
определение условий, путей, форм и методов эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства с использованием материала о народных традициях узбекского театра;
разработка практических рекомендаций для руководителей кружков и факультативных курсов по театральному искусству.
Методологической основой исследования послужили исходные положения, сформулированные в основополагающих произведениях классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и Пленумов КПСС и КП Узбекистана, труды и выступления руководителей Коммунистической партии и советского государства, другие директивные документы, постановления и решения директивных органов Министерства просвещения СССР и УзССР по вопросам коммунистического воспитания учащихся; специальная научная литература по проблеме, театроведческая, психологическая и педагогическая литература. В работе хорошо использовались статистические данные и результаты конкретно-социологических исследований, проведенных Институтом художественного воспитания АПН СССР в Узбекистане в городских и сельских школах республики.
В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение литературы по избранной теме (трудов Маркса, Энгель-
18 са, Ленина; директивных документов КПСС и постановлений советского правительства, постановлений Министерств просвещения СССР и УзССР); трудов видных государственных деятелей и советских педагогов о коммунистическом воспитании молодежи;
изучение и теоретический анализ литературы по эстетике и искусству, философской, социологической, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме;
изучение школьной документации и статистических данных Министерства просвещения СССР и УзССР;
изучение и анализ программ, учебников и методических пособий по литературе, факультативному курсу по театру, эстетике и искусствознанию;
обобщение передового опыта учителей, анализ собственной десятилетней педагогической практики - преподавания старшеклассникам факультативного курса по театру и руководства школьным театральным клубом;
опытно-экспериментальная работа, проведенная лично и с привлечением учителей-экспериментаторов;
беседы с учителями и учащимися, анкетирование учителей и учащихся (до и после эксперимента); наблюдение за ходом занятий факультативных курсов и работой клуба "Любитель театра"; целенаправленное наблюдение за учащимися;
статистическая обработка, сравнение, анализ и обобщение качественных и количественных данных контрольных и экспериментальных процессов и их результатов;
сопоставительный анализ теоретических положений и практических результатов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в старших классах школ №№ 103, 184, 164, 163 и др. города Ташкента. В экспери-
19 менте принимали участие преподаватели факультативных курсов по эстетике, искусствознанию и театру, руководители кружковой работы по театру.
Исследование основывается на:
изучении истории проблемы и ее современного состояния в теории и практике;
системном подходе к образованию (расширение кругозора старшеклассников в области театральной культуры и развитие конкретных навыков восприятия и оценки спектаклей);
единстве образования, обучения и эстетического воспитания;
межпредметной связи и переносе знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках литературы, на внеклассных занятиях по теат-
ру;
усложнении занятий по принципу "от простого - к сложному", "от близкого и знакомого - к далекому и неизвестному";
изучении учащихся, составлении их психолого-педагогической характеристики;
исследовании процесса приобщения старшеклассников к истории театра, его зарождению и народным традициям (на примере узбекского театра в сопоставлении с театрами братских республик).
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые определены, проанализированы теоретические основы психолого-педагогического процесса приобщения учащихся к узбекскому.театру через использование его истории и народных традиций, разработаны и экспериментально проверены содержание, принципы, пути, формы, методы и частные методические приемы эстетического воспитания старшеклассников во внеклассной работе (факультатива по театру и школьного театрального клуба с опорой на межпредметные связи (русская и узбекская литература, история) в свете современных требований теории и
20 практики эстетического воспитания школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержания педагогической системы путей, условий и научно-обоснованных форм, методов и приемов воздействия на школьников, а также форм методов и приемов педагогического руководства теоретико-практической и творческой работой школьников, направленных на совершенствование уровня их эстетической культуры.
На зашиту выносятся:
теоретическое обоснование роли народных традиций узбекского театра в эстетическом воспитании старшеклассников;
обоснование, разработка и экспериментальная проверка содержания, системы, форм, методов и приемов эстетического воспитания
старшеклассников средствами народных традиций узбекского театра;
- модель системы эстетического воспитания старшеклассников
на народных традициях узбекского театра.
Практическая ценность исследования состоит в том, что научно обоснованные педагогические рекомендации по содержанию системы и руководству процессом эстетического воспитания старшеклассников с учетом специфики местного материала и применение его в школах Узбекистана, а также по исторической, теоретической и практической подготовке учащихся могут быть использованы в работе по повышению эффективности не только театрального образования, но и общего художественно-эстетического развития учащихся руководителями факультативных курсов по эстетике, искусствознанию, театру и в работе театрального школьного клуба, театральных кружков, классными руководителями в проведении тематических вечеров и других внеклассных мероприятий по узбекскому театру. Разработанные в диссертации пути, условия, формы, методы и приемы работы со старшеклассниками на соответствующем материале могут быть реализованы в условиях
21 других братских республик.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на ІУ Всесоюзных педагогических чтениях в г.Киеве (1976 г.); на X, XI, ХП, ХШ Республиканских педагогических чтениях в г.Ташкенте (1977, 1978, 1981, 1984 гг.); на Республиканских научно-практических конференциях по эстетическому воспитанию в г.Андижане (1977 г.), в г.Самарканде (1980 г.), в г.Джизаке (1981 г.), в г.Г"улистане (1984 г.). Нашли отражение в б опубликованных научных работах.
Практически ценные положения исследования и рекомендации использованы в лекциях и беседах, проведенных в школах Ш 161, 163, 184, 167, 103, 97, 170, 204 и других г.Ташкента, №№ I, 3, 17 г.Ургенча Хорезмской области.