Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников 15
1.1. Проблема патриотического воспитания в отечественной педагогике 15
1.2. Традиции народной педагогики в области патриотического воспитания 39
1.3. Особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях 79
Выводы первой главы 95
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики 96
2.1 Организация и содержание опытно-экспериментальной работы 96
2.2 Система патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики 110
2.3 Анализ полученных результатов в опытно-экспериментальной работе 124
Выводы второй главы 131
Заключение 132
Список литературы 13 5
Приложения 145
- Проблема патриотического воспитания в отечественной педагогике
- Традиции народной педагогики в области патриотического воспитания
- Организация и содержание опытно-экспериментальной работы
- Система патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретет сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, способных отстаивать её интересы, заботящихся о ней. Воспитание гражданина-патриота сегодня - есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.
В то же время современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентации значительной части сегодняшней молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку - молодому и взрослому - стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне. И как результат - рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ молодых людей от службы в Вооруженных Силах.
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения, ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, нежелание ее участ-вовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения — все это угрожает национальной безопасности
страны.
Особую актуальность приобретает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Со времен «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» воспитание на Руси мыслилось, прежде всего, как воспитание защитника и радетеля родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания. Неслучайно К.Д. Ушинский отводил патриотическому воспитанию- в нравственном развитии ребенка ведущую роль. Идея народности стала определяющей в становлении отечественной педагогической мысли. В обогащении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина (В.Г. Белинский, Н.А.Бердяев, Н.Ф.Бунаков, В.П. Вахтеров А.В.Водовозов, И.А.Ильин, П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, А.А. Мусин-Пушкин, Н.И. Новиков, Н.И.Пирогов, С.А. Рачинский, В.В.Розанов, И.А. Сикорский, В.Я. Стоюнин, В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой, К.Д, Ушинский и др.).
Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пре-делах. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (К.Ш. Ахияров, Г.И. Батурина, И.И. Валеев, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В:А. Сухомлинский, В.Ю. Троицкий, В.Д. Шадриков, В. К. Шаповалов и др.).
По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, и особенно в молодежной среде, отмечается повышенный спрос на патриотическую идею для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного
образования (Е.В. Белоусова, Г.Х. Валеева, А.Н. Вырщиков, Т.А. Ильина, Н.В. Ипполитова, Л.В. Кокуева, О.В.Коротких, И.В. Кострулева, М.Б. Кус-марцев, Н.А. Левина, Л.М. Мищенко, О.М. Омаров, Н.П. Орлова, И.А. Пашкевич, Е.Н. Поддубный, Л.Ю. Савкина, Н.А. Свиблова, Н.А. Сысоева и др.).
Между тем усиливающиеся процессы глобализации и информатизации продуцируют новый вызов национальным устоям общества. Происходит частичное размывание существующих границ и этнических барьеров, усиливается гомогенизация народов в единую безликую массу десоциализирован-ных, не помнящих родства индивидов и превращения мира в «глобальный человейник», как заметил А.А. Зиновьев [42, 76].
Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа, в опыте патриотического воспитания. Осознание данного факта получило отражение в двух государственных программах, патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы. В последнем документе констатируется, что в России в основе своей сложилась система патриотического воспитания. Однако необходимо продолжить ее разработку содержания, форм, методов и средств воспитания и реализацию для различных категорий граждан. Потенциал отечественной педагогики позволяет реализовать эти планы.
Огромный жизнеутверждающий потенциал научного и методического обеспечения патриотического воспитания открывается в исследованиях в рамках этнопедагогики. В работах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.З. Измайлова, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибид-зе, В.К. Шаповалова и др. раскрывается своеобразие разных культур, богатство воспитательных средств устного и изобразительного фольклора, традиций, обрядов, ритуалов.
Сегодня растет осознание необходимости обновления многонациональной школы в соответствии с принципом этнокультурной направленности об-
разования, обеспечивающего развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению и плодотворной деятельности в динамичных условиях современной цивилизации. (Т.А. Бадяева, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, А.П. Величук, Т.С. Саидбаев, Х.Х. Сукунов, А.Ю. Черников, В.К. Шаповалов и др.).
Результаты современных исследований показывают универсально- бла-готворную роль народных традиций в деле патриотического воспитания школьников (Г.И. Батурина, И.И. Валеев, Г.Х. Валеева, Г.Н. Волков, М.М. Громыко, А.Н. Духнович, А.Р. Еникеева, Ж.Г. Коидзе, Т.Ф. Кузина, Д.И. Ла-тышина, Ш.А. Мирзоев, Н.П. Орлова, Н.А. Сиволобова, И.И. Шангина и др.).
При этом особо отмечается важность как можно более раннего включения компонента народной педагогики в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже с первых дней обучения в школе. В работе по патриотическому воспитанию с младшими школьниками необходимо учитывать психолого-возрастные возможности и особенности. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы - эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в ходе приобщения к народной культуре. Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному - к глубинам народной культуры.
В целом, анализ практики патриотического воспитания школьников по-зволяет констатировать следующие противоречия:
- между обстоятельным теоретическим анализом и обоснованием эф-
фективности технологий, методик и практикой реализации патриотиче-
ского воспитания в образовании;
между естественным стремлением юных граждан знать культуру своего народа, овладеть её достижениями и неготовностью значительной части педагогов обеспечить целостное включение ученика в этническую культуру своего народа и других народов России;
между необходимостью углубленной, систематической работы по патриотическому воспитанию младших школьников и существующей поверхностной, эпизодической практикой этой работы в начальной школе, её ограниченностью рамками внеклассной деятельности;
между значительным воспитательным потенциалом народных традиций и их недостаточной востребованностью, научно-методической обоснованностью организации патриотического воспитания школьников.
Существующие противоречия в практике патриотической работы в школе и её начальной ступени воспитания школьников обусловили наше обращение к теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы, структура, содержание и система патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики в современных условиях?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - процесс патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики.
Гипотеза исследования. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики станет эффективным, если будут обеспечены:
- гармоничное сочетание основных ценностно-образующих групп тра
диций народной педагогики в учебно-воспитательном процессе;
- методика и содержание учебно-воспитательной работы на принципе
приоритетности освоения школьниками регионального культурного насле-
дия; .
системная организация патриотической работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную и другие сферы жизнедеятельности младших школьников;
использование многообразных форм и активных методов приобще-ния к патриотическим ценностям в самобытной народной культуре;
педагогическое взаимодействие школы и семьи в освоении народных традиций патриотической направленности. і
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы выявить формирующий потенциал традиций народной педагогики в организации патриотического воспитания младших школьников.
Определить особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях.
Обосновать группы ценностно-образующих традиций народной педагогики, способствующих эффективному патриотическому воспитанию младших школьников.
Разработать и экспериментально апробировать систему работы по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики в условиях региона.
Раскрыть структуру компонентов1 патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики и обосновать показатели патриотической воспитанности.
Методологической основой исследования явились:
основные философские положения культуры о диалогическом характере сознания и субъект-субъектный подход к педагогическому взаимодействию (Ш. А.. Амонашвили, А.Г. Асмолов,; М.М. Бахтин, В.С.Библер, М. Бубер, O.G. Газман, М.С. Кагану Э.Ш. Камалдинова, В.А. Караковский, В.В. Краевский, А.В; Мудрик, А.Н. Тубельский, Л.В. Романюк, В.А. Ситаров, Н.Е. Щуркова и др.); \
работы классиков; отечественной педагогики о народном воспи-тании (Н'Ф. Бунаков, А.Н. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, С.А.Рачинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, и др.) и теории, утверждающие гуманистический подход к личности (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.М. Рогачев, M.AJ Свердлин и др.);
основные положения гуманистической психологии (Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин и др.) и деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А.Б. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сла-стенин и др.);
концепции народной педагогики как основы становления гражданина, патриота своей Родины (К.Ш. Ахияррв, И.И. Валеев, А.Г. Виноградов, Г.Н. Волков и др.); І
проблемы традиций народной педагогики в патриотическом вос-
питании младших школьников (Г.И. Батурина, Г.Х. Валеева, Д.И. Латышина, Т.Ф. Кузина и др.);
- положения о коллективистическом характере культур российских
народов (Н.М. Лебедева; О^В. Лунева, T.F. Стефаненко и др:).
В исследовании проблемы патриотического воспитания; младших
школьников на традициях народной педагогики реализованы ряд подходов:
аксиологический (В.И. Андреев, В.А. Сластёнин и др.), этнопедагогический
(Г.Н. Волков, Н.М. Лебедева, А.Ф. Харламов и др.), личностно-
ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Е.ВІ Бондаревская, Л.В. Романюк,
у
И.С. Якиманская и др.), деятельностный (Л.И; Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), рефлексивный (Л.С. Выготский, Г.Г. Гранатов и др.).
Теоретической основой исследования явились: принцип народности в воспитании (Н.Ф. Бунаков, А.Н. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, С.А.Рачинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский и др.); учение о целостном педагогическом процессе (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В.В; Краевский, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.); диалогический и субъект-субъектный подход в образовании (Ш.А.. Амонашвили, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, О.С. Газман, М.С. Каган, Э.Ш. Камалдинова, В.В. Краевский, А.Н. Тубельский, Л.В. Романюк, В.А. Ситаров, Н.Е. Щуркова и др.); признанные в психолого-педагогической науке положения о роли коллективно-коммуникативных и творческих форм деятельности в формировании социокультурных навыков (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Б. Запорожец, В.П. Зинченко, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Н.Ф. Талызина, Б.Д. Эльконин , Д.Б. Эльконин и др.); принципы ненасилия, природосообразности, культуросообразности, культурно-этнического опосредования в ' построении педагогического процесса (Г.Н. Волков, Н.М. Лебедева, Я.А. Коменский, В.Г. Крысько, В.А. Ситаров, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Л.Н. Толстой и др.).
Для решения поставленных задач использованы методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, историко-педагогической, этнологической, учебно-методической литературы, наблю-
дение за деятельностью учащихся с целью осуществления патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики, устные и письменные опросы, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов детской творческой деятельности, проведение опытно-
экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №1, №2 города Белинского, МОУ СОШ с. Лермонтово, МОУ СОШ с. Пушанино Пензенской области.
Исследованием было охвачено 310 младших школьников, 200 родителей и 30 учителей начальных классов. Всего в эксперименте участвовало 540 респондентов.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2004-2005) изучалось' состояние проблемы в теории и практике психолого-педагогических исследований, проводился теоретиче-ский анализ проблемы, формулировались цель, задачи, гипотеза, разрабатывались методики опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2005-2006) осуществлена опытно- эксперименталь
ная работа, проводилась проверка основных положений выдвинутой гипоте
зы. '
На третьем этапе (2006-2007) выполнен заключительно обобщающий анализ материалов исследования, апробированы полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проведено литературное оформление диссертации.
Наиболее существенные результаты,- полученные лично автором, их научная новизна:
аргументирована актуальность, определена сущность и предназначение традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников в современных условиях (урбанизация, интенсификация, ин-форматизация процессов, динамичность времени и др.);
выделены группы патриотически-центрированных традиций народ-ной педагогики: фольклорные (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказок, песен, пословиц, загадок и др.); празднично-
11 ,
игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для ребёнка родной); природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края); ремесленно-трудовые!(воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для данной местности);
- реализован системный подход использования традиций народной пе
дагогики в деле патриотического воспитания младших школьников в совре
менных условиях, охватывающий учебную, досуговую, трудовую, спортив
ную и другие сферы их жизнедеятельности, а также соединяющий семью и
школу в данном направлении воспитания. !
Теоретическая значимость исследования:
представлена историография вопроса,! обосновано четыре основных периода развития идеи патриотического воспитания;
дано определение патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики; і
выявлены, особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях; '
- выявлены и обоснованы показатели патриотической воспитанности
младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования ориентированы на практическое решение проблем патриотического воспитания младших школьников, на совершенствование воспитательной работы в системе начального образования. Разработанная авторская комплексная экспериментальная црограмма «С чего начинается Родина?» и методические рекомендации к ее! реализации, могут эффективно использоваться в качестве реальной основы педагогического обеспечения патриотической работы* с младшими школьниками на базе разностороннего их приобщения к традициям народной педагогики.
Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью ис-
12 !
ходных положений работы, использованием] методов исследования, релевантных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезы. На защиту выносятся следующие положения:
Патриотическое воспитание младших школьников, основанное на традициях народной педагогики, есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.
Среди традиций народной педагогики, наиболее отвечающих патриотическому воспитанию младших школьников, выделяются четыре группы: фольклорные (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказок, песен, пословиц, загадок и др.); празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре,' являющейся для ребёнка родной), природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для людей, проживающих в данной местности).
Эффективность патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы,, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, героико-мемориальное, дидактическое.
4. Компонентами патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики выступают эмоционально-чувственный, когнитивно-интеллектуальный, деятельностно-практический. Выявленные
критериальные характеристики позволили увидеть результативность патриотического воспитания младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством периодического обсуждения материалов в образовательных школах города Белинского и Белинского района Пензенской области. Результаты исследования были изложены в выступлениях на Всероссийской межвузовской научной конференции «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях» (г. Москва, 2006 г.), на конференции по итогам научно-исследовательской работы в МИГУ по итогам за 2007 год (март 2008 г.) на кафедре педагогики начального обучения МПГУ, на кафедре профессиональной педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии. Материалы исследования использовались во время проведения практики внеучебной воспитательной работы студентами ГОУ СПО педагогического колледжа имени {В.Г.Белинского города Белинского, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах»; при чтении лекций и проведении семинаров для учителей начальных классов МОУ СОШ №1,2 г. Белинского и Белинского района Пензенской области, где была организована опытно-экспериментальная работа.
На основе материалов исследования подготовлены и изданы методические рекомендации по организации патриотического воспитания школьников: «Гражданином быть обязан», «Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики». Результаты исследования отражены в шести публикациях.
Структура и объём диссертации определялись логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 120 источников. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами, схемами.
Проблема патриотического воспитания в отечественной педагогике
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоззрении. Сегодня это чувство каждого человека под вергается серьёзным испытаниям. Изменилось отечество, переосмысливается его прошлое, тревожит настоящее и настораживает своей неопределённостью будущее. Современное развитие России остро поставило перед обществом задачу духовного возрождения нации. В этом случае не лишено основания обращение к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена. Именно эта идея является тем фундаментом, на котором во все вре мена консолидировались все слои русского общества. На протяжении столе тия в России складывались нравственные устои, развивалась и формирова лась культурная сторона жизни людей. С течением времени определились основы воспитания детей, которые передавались из поколения в поколение и определялись самим народом.
Первые упоминания о патриотизме встречаются в литературных па-мятниках, относящихся к Х-ХІ векам. В них имеются такие понятия, как «Русская земля», «родная сторона», «Мать-земля», здесь же прославляются русские князья Ярослав Мудрый, Владимир .Святославович, Владимир Мо-номах, Мстислав Великий, которые являются воплощением любви к Отечеству. Русский философ Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» рассматривает воспитание молодого поколения на героических традициях, образах героев как общественно-государственную задачу. Он высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира, славит силу и мужество рус ских князей, впервые выдвигает идею о равноправии народов, указывает на вселенский характер христианства.
В основе этико-педагогической концепции «Повести временных лет» Нестора лежит борьба Добра и Зла. Добро отождествляется с патриотизмом, стремлением к процветанию родной стороны, любовь к ней, готовность защищать ее.
В образах русских князей более всего показывались особенности жизни Древней Руси, борьба за родную землю. Все русские богатыри наделены великой силой, которая всегда сокрушает самые сложные препятствия героизмом, который побуждает сознание к защите своей родной стороны. В «По-вести временных лет» ярко описывается патриотизм русского народа, боровшегося за независимость родины против многочисленных ее врагов. Уже здесь проявляются черты русского народа, вырабатывается боевая доблесть, характерной чертой русского воинского духа становится скромное мужество: воинам довольно и одной общей победы на всех.
Особенностью исторического развития. России XVI-XVII века становится оформление великоросской народности, которая впервые объединилась в единое политическое целое, включив в ісебя многие этносы. В это время российский патриотизм подпитывается общей идеей, которая восприни-мается гражданами многонациональной страны как целостный стержень, как смыслообразующий фактор. В нём сочетаются личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности), и общественное начала. Государственные реформы XVIII положили начало специальной подготовке военных и гражданских государственных служащих, именно патриотизм был путеводной нитью и основным идеалом в нрав-ственном и профессиональном облике выпускников тех учебных заведений, в которых воспитывали и обучали так, чтобы молодой человек «не жалел жи вота своего» для блага Отчизны, должен был служить ей преданно и честно.
В начале 18 века происходило обновление национальной государственной идеи: на смену религиозному мировоззрению пришли светские принципы, главные из которых - служение Отечеству, своим близким. «Быть русским» означало быть «слугой- Отечеству». По сравнению со средневековьем новый этикет стимулировал личностное развитие, но]деятельность человека опреде-лялась не его свободными порывами, а нуждами государства. Новое общественное сознание привело к изменению педагогического идеала. Вместо средневековых целей воспитания - «приготовлять1 Богу благочестивых служителей» - теперь формируется новая цель - растить гражданина, патриота, бескорыстно служащего на благо России. Общие закономерности развития образования в России в I половине XVIII века оригинально отразились в педагогических взглядах В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова. В воззрениях В.Н.Татищева отражен прагматичный характер петровской эпохи — идея практицизма и рационализма.
Педагогическая система воспитания М.В.Ломоносова основывалась на формировании человека-патриота, стержневыми качествами которого должна быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбию, бескорыстное служение на благо Родины.
М.В.Ломоносов полагал, что добрые дела следует совершать, прежде всего, ради Отечества, осуждал того, кто не приносил пользу обществу: «Кто рассуждает здраво, тот не будет думать, чтобы от какого-нибудь злоключения умаляться надлежало для благосостояния общества, но всегда- в таком мнении остается, что за Отечество в самую крайнюю напасть тщательно вступить должно» [65, 144].
Главным для ученого-педагога были национальная гордость и достоинство, бережное отношение к русской культуре, ее приумножение.
В.Г.Белинский дал очень точную характеристику просветительской деятельности передовых людей России того периода: «Знаете ли, в чем состоит отличительный характер века Екатерины II, этой великой эпохи, того светлого момента русского народа? Мне кажется, в народности. Да, в народности, ибо тогда Русь старалась по-прежнему подделываться под чужой лад, но как будто назло самой себе оставалась Русью» [12, 56]. М. В. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опирающейся на национальные традиции. Он не противопоставляет воспитанию опыт наций и народностей, входивших в состав России, а предлагает использовать прогрессивное в нем. Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка. Его изучение, по мнению ученого, способствует формированию патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.
Традиции народной педагогики в области патриотического воспитания
На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. В ходе развития человеческого общества сменялось несколько исторических периодов. На каждом,новом этапе народ стремился использовать всё ценное, что было накоплено ранее. Приобретённые в ходе развития человеческого общества знания, умения, навыки, привычки поведения старшее поколение стремилось передать подрастающему поколению.
Поначалу это происходило стихийно, но на более поздних этапах цивилизации — целенаправленно в ходе специально организованного процесса воспитания. Под их влиянием социальные ценности передавались от поколения к поколению, обогащаясь новым содержанием.
До нашего времени дошли традиционные основы народной культуры, частью которой является традиционная культура. Существуя со времён образования человеческого общества, она выработала систему требований по воспитанию подрастающего поколения. Народное воспитание обладает мно-жеством эффективных способов воздействия на растущего человека.
Система принятых в данной местности Данным народом приёмов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и ус ваиваются ими, прежде всего как определённые знания, умения и навыки, приобретённые людьми в процессе жизни, называется народной педагогикой. Долгое время народную педагогику понимали как практику традиционного народного воспитания и поэтому не связывали с педагогической теорией, і с педагогикой как наукой.
Постепенно практика народного воспитания вошла в педагогическую науку и во всю сферу педагогической культуры. Понятие «народная педагогика» стало многозначным, обозначающим не только практику народного воспитания, но и рождённые в ней знания, идеи, принципы.
Сделать народную педагогику предметом специально теоретического изучения хотел Г.С. Виноградов в своей работе «Народная педагогика» (1926г.). Но реальное оформление самостоятельной теории народной педагогики развернулось лишь в связи с выходом в 1974 г. «Этнопедагогики» Г.Н. Волкова. Здесь он дал понятие народной педагогики, изложил исходные положения, теории и подобрал специальные термины.
Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, идей той или иной идеологии. В основе народной педагогической теории лежит патриотическое воспитание.
У В. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина, он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожа-ление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит, не гаснет тоска по родине... Родина - это всё: прежде всего язык, природа, древняя история своей страны,1 ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям.. .»[8, 126].
Педагогические воззрения народа, сложившиеся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь-эмпирических знаний, носили лишь стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. По крупицам отбиралось все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента.
Поговорки, сказки, пословицы пробуждают чувство оптимизма, прививают людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человече ские качества. Многие поговорки, пословицы, сказки стали неписаными за конами воспитания, своего рода моральным кодексом. На протяжении веков в народе выкристаллизовывался опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость. Разнообразие народных национальных средств воспитания заложены в народной педагогике.і
Под народной педагогикой чаще всего понимают воспитательные традиции конкретной этнической группы. Народная педагогика при кажущейся стихийности представляет целостную систему и включает обобщенные зна ния в области народного воспитания, способы педагогического воздействия, формируемые отношения, многовековой опыт любого народа. Воспитание на народных традициях - сложная и многогранная проблема, изучение всех ее аспектов включает в себя широкий круг вопросов.
Стержневыми понятиями отечественной народной педагогики являются «гуманизм», «милосердие». Они обусловлены русской добротой, гуманностью в отношении ко всему окружающему миру. В основу гуманизма положено убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты личности, идея о праве человека на счастье, удовлетворение его потребностей и интересов [52, 201].
Организация и содержание опытно-экспериментальной работы
Теоретические положения исследования проверялись в ходе экспериментальной работы, которая осуществлялась в условиях образовательного процесса и внеклассной работы в начальной школе и семейного воспитания.
Экспериментальное исследование проводилось с 2005 по 2007 года в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперимент было привлечено: 310 младших школьников, 30 учителей начальных классов, 200 родителей. Всего в эксперименте участвовало - 540 респондентов. Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ №1 и 2 города Белинского, села Лермонтово, села Пушанино Пензенской области.
Целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности предлагаемой системы работы по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики. Данная цель позволила нам выделить следующие задачи экспериментальной работы: - определить возрастные возможности младших школьников в патриотическом воспитании; - выявить критериальную оценку показателей патриотической воспитанности у младших школьников; - разработать методику развития эмоционально-чувственного, интеллектуально-когнитивного, деятельностно-практического компонентов патриотического воспитания младших школьников; - проверить эффективность авторской комплексной экспериментальной программы патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики; - проанализировать результаты реализации программы патриотического воспитания младших школьников. В соответствии с целью и задачами, поставленными в исследовании, экспериментальная работа проводилась в 3 этапа. Г этап - констатирующий. На этом этапе были определенны задачи эксперимента: - определить компетентность педагога по реализации проблем воспитания патриотизма; - выявить первоначальный уровень воспитанности патриотизма у испытуемых; - проанализировать формы, методы и приёмы, используемые педагогами в процессе воспитания патриотизма у младших школьников; - разработать и апробировать диагностическую программу изучения уровня патриотизма у младших школьников; - провести качественный и количественный анализ полученных результатов.
Анализ понятия «патриотизм» и его структуры позволили определить психолого-педагогические компоненты воспитанности патриотизма, к которым были отнесены: эмоционально-чувственный, интеллектуально-когнитивный, деятельностно-практический.
Интеллектуально-когнитивный компонент включает в себя объем знаний младших школьников о жизни своего народа, о социальном обустройстве общества, истории родного края и страны в целом. Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у младших школьников патриотических чувств. Он проявляется в любви к родному краю, селу, гордости за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством, природой родного края. Деятельностно-практический компонент включает уровень овладения младшими школьниками практическим умениями и навыками, проявления в деятельности знаний и отношений к народной культуре (владение родным языком, выполнение традиций уважительного отношения к старшим, родителям, участие в народных праздниках, играх, владение ремеслом, деятельность по благоустройству своего села, горда).
Данные компоненты легли в основу диссертационного исследования. Были выявлены показатели патриотической воспитанности младших школьников: высокий, средний и низкий.
Высокий показатель патриотической воспитанности младших школьников характеризуется: - устойчивым интересом школьников к истории Родины, к народным традициям; - сознательным и активным участием ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях в жизни села, школы, класса; - знаниями о жизни своего народа, его культуре, родном языке; почитаемых людях: писателях, поэтах, художниках; - уважительным отношением к другим народам, их обычаям и культуре; - любовью к своему краю, своей семье, близким людям, глубоким переживанием за родной город, село, страну, гордостью за трудовые успехи народа, восхищением народным творчеством. Средний показатель патриотической воспитанности младших школьников характеризуется: - интерес к Родине, к родному краю проявляется под руководством учителя, воспитателя; - ребенок обладает неглубокими знаниями жизни своего народа, желает изучать родной язык, историю Родины и своего родного края; - понимает суть народных средств, культурные особенности других народов, доброжелателен к ним; - выполняет поручения взрослых без особой охоты и желания, только по их требованию участвует вместе со всеми в массовых мероприятиях; - переживает за свой город, село, страну; - любит свою семью, свой родной язык, гордится трудовыми подвигами и боевыми успехами народа; - народные традиции не всегда вызывают у него эмоциональный отклик. Низкий показатель патриотической воспитанности младших школьников характеризуется: - интерес к Родине, к жизни народа проявляется слабо, не интересуется культурой других народов; - имеет поверхностные знания об истории своего края и Родины; - переживания за свой город; село, страну не проявляет; - не участвует в массовых мероприятиях, мало интересуется народными праздниками.
При организации педагогического эксперимента была учтена готовность педагогов и родителей к патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики. Для получения информации об особенностях патриотического воспитания детей в семьях был использован комплекс разнообразных методов научно-педагогического исследования: проводились индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания по обмену опытом семейного воспитания, различные внеклассные мероприятия, связанные с народными обрядами и праздниками. Специальная работа проводилась и с учителями начальных классов.
Система патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики
II этап опытно-экспериментального исследования был формирующим. Результаты, констатирующего эксперимента позволили определить конкретные задачи формирующего эксперимента. Как было? выявлено ранее, глубоким потенциалом в; патриотическом воспитании школьников обладает на-родная педагогика. В связи с этим, на данном этапе эксперимента осуществлялось патриотическое воспитание младших школьников на традиции народной педагогики.
Диссертант исходил из того, что результативность опытно экспериментального исследования возможна при последовательном и четком обеспечении системности работы по патриотическому воспитанию младших школьников: В соответствии с этим была, определена в целостном единстве соответствующая структура: цель, задачи, содержание,! формы, компоненты, диагностика; показатели патриотической воспитанности (Рис. 2).
Данная, система воспитательнойфаботы; строилась на основе концептуальных подходов: системном, личностно-ориентированном, культурологическом, деятельностном. Системный, подход позволяет рассматривать процесс патриотического воспитания как единую систему, для которой характерно наличие связей между её компонентами и предполагает преемственность, поэтому в диссертационном исследовании вопросы патриотического! воспитания; рассматриваются в единстве и взаимодействии семыг и школы. Личностно-ориентированный подход позволяет реализовать природную; биологи-ческую и «социальную сущность личности» (Э.Ф: Зеер). Характеризуя данный подход, необходимо выделить личностные структуры, предложенные Е.В; Бондаревской: проявление деятельности Iсознания, которые регулируют, управляют мыслительной деятельностью человека, определяя его поведение на личностном уровне. Личностно-ориентированный подход к системе патриотического воспитания младших школьников включает развитие природных способностей ребенка — ума, нравственных и эстетических чувств, по требностей в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой, искусством. Деятельностный подход даёт возможность организовать работу по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики в виде активного взаимодействия субъектов воспитательного процесса. Культурологический подход способствует включению детей в изучение культуры своего народа и других народов, населяющих данный регион.
Целостность и единство концептуальных подходов (системного лично-стно-ориентированного, культурологического, деятельностного) явились основой системы работы по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики, которая осуществлялась на принципах приоритетности регионального культурного наследия. В опытно-экспериментальной работе использовались традиции народов, населяющих Белинский район Пензенской области: мордвы, татар, русских.
В связи с поставленной целью были определены задачи формирующего эксперимента: - разработка программы по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики («С чего начинается Родина?»); - погружение ребенка в народную культуру, передача ему «из рук в руки» народных традиций; - развитие творческих способностей учанщхся через знакомство с многообразием народной культуры; - педагогическая организация деятельности учащихся, направленная на развитие патриотизма младших школьников на традициях народной педагогики.
Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики рассматривается как основная задача семьи и школы.
В воспитании ребенка необходимо использовать национальную самобытность, культуру, обычаи, традиции своего народа. В дошкольный период основная роль в патриотическом воспитании личности отводится семье, в младшем школьном возрасте - отводится школе. Согласованная, планомерная работа школы и семьи на основе преемственности может дать свои положительные результаты в воспитании патриота своей Родины. Особенно велико влияние этнической культуры для приобщения детей к народным традициям, она способствует формированию таких качеств личности как национальное самосознание, достоинство, гордость за свой народ.
Педагогическая практика, основанная на подлинно народной системе образования, укрепляет связи между поколениями, формируют интерес к изучению истории своего народа и др. На основе этих и. других положений ( строился формирующий эксперимент, который- предполагал создание целенаправленной, систематической работы, включающей материал по истории родного города, особенностях природы родного края, выдающихся людях, семейных традициях, народных праздниках, и обычаях различных народов, проживающих на территории Белинскогорайона Пензенской области.
В процессе патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики применялись различные способы, так что- каждый-вид работы был направлен в большей,степени на развитие того или.ино-го компонента патриотизма: эмоционально-чувственного, интеллектуально-когнитивного, деятельностно-практического. В ходе формирующего этапа эксперимента предстояло провести специальную работу с учителями начальных классов: знакомить их с традициями народной» педагогики, с историей и традициями бытования народов в регионах России.