Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1. Нравственная культура личности в контексте миропонимания якутов 13
1.2. Народная этика, народная педагогика и нравственная культура саха в их взаимодействии 44
1.3. Особенности нравственной культуры младших школьников в связи с ее компонентами 67
ГЛАВА II. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Учебно-воспитательная работа по формированию нравственной культуры младших школьников. Условия оптимизации процесса формирования нравственной культуры младших школьников 78
2.2. Формирование нравственного сознания у младших школьников на традициях народной педагогики 91
2.3. Воспитание навыков и привычек нравственного поведения у младших школьников 113
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности процесса формирования нравственной культуры младших школьников 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
- Нравственная культура личности в контексте миропонимания якутов
- Учебно-воспитательная работа по формированию нравственной культуры младших школьников. Условия оптимизации процесса формирования нравственной культуры младших школьников
- Формирование нравственного сознания у младших школьников на традициях народной педагогики
Введение к работе
Актуальность исследования проблемы формирования нравственной культуры детей обусловливается изменяющейся социокультурной функцией воспитания в условиях длительного кризиса общества и сохраняющейся в стране социально-экономической нестабильности. Обращение к проблеме воспитания детей младшего школьного возраста на традициях народной педагогики Саха (якутов) делает тему исследования еще актуальной.
Перед школой, как и перед всей образовательной системой, встали особо ответственные задачи подготовки подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях. С начальных классов необходимо формировать у школьников такие интегративные нравственные качества и черты, как осознанное уважение к любому виду полезного труда, любовь к родной земле и своему народу, доброту и милосердие, правдивость и честность, стойкость, смелость и принципиальность, неприятие негативных явлений в окружающей жизни. Все более актуальным становится формирование культуры межнационального общения, воспитание гражданского сознания и национального самосознания.
Важным компонентом современного воспитания является процесс формирования нравственной культуры личности, его моральных целевых установок. Необходимость воспитания в подрастающих поколениях высокой нравственности, уважения прав человека, свободы личности, толерантности, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов особо подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Все это свидетельствует о том, что частью системы современного воспитания является нравственное воспитание, а при широком его толковании - формирование нравственной культуры личности.
В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ведет к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовно-
нравственных сокровищ, восстановления лучших народных традиций и обычаев, сохранения и развития прогрессивных сторон присущего этносу менталитета. Любое обращение к национальным культурам выполняет спасительные функции для всей многовековой уникальной полиэтнической российской цивилизации, ибо «Воспитание, если оно хочет быть всесильным, должно быть народным», «Каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания», «В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих» (К.Д. Ушинский). Особенно важно для разработки основ современного образовательного процесса авторитетное утверждение К.Д. Ушинского: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». При этом надо иметь в виду, что воспитательные идеи прежде всего ориентированы на нравственное воспитание, на формирование нравственной культуры как решающей части воспитания и развития личности.
Там, где сохранены корни национальной культуры, традиции и обычаи, где происходит глубокое распознание культурных ценностей родного народа, возможно освоение, достойная оценка и уважение культуры других народов. «Чем больше ты узнаешь о культуре других народов, тем больше узнаешь о себе».1 Побывавший в 1843-1844 гг. в Якутской области А.Ф. Миддендорф обратил внимание прежде всего на толерантное отношение якутов к культурам других народов, он писал: «Этот даровитый народ обладает такою необыкновенною способностью приноравливаться к естественным условиям и к обычаям других стран и других народов». В контексте этого тезиса можно по-настоящему понять и оценить благоговейное отношение якутов к русской и общероссийской культуре, включая, естественно, и нравственную культуру.
Возвращение к коренным истокам, народным традициям, обычаям и их своевременное этнопедагогическое осмысление может помочь полнее раскрыть важные аспекты исследуемой проблемы. В то же время такой подход требует
1 Barnhardt, R., 1997. Teaching/learning across cultures. Strategies for Success. Center for Cross-cultural Studies. Uni
versity of Alaska, Fairbanks- p. 4-25. (10).
2 Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири: В. 2 ч. - СПб., 1877. - Ч. II, отд. VI: Коренные жи
тели Сибири. - С. 782-786.
особой осторожности и корректности, соблюдения чувства меры, сохранения баланса между народной и академической педагогикой, межэтнической гармонии, нацеленности на укрепление духовно-нравственной связи школы с народной мудростью и укладом жизни народа.
В настоящее время обращение к народной педагогике, к опыту культурного прошлого приобретает особенно актуальное значение, так как именно народная педагогика, являющаяся средоточием духовной жизни народа (В.А. Су-хомлинский) сохранила, исторически выверив, традиционные средства воспитания, которые не потеряли своей значимости в наши дни. Народная педагогика получила широкое признание и распространение благодаря научным трудам Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, В.М. Григорьева, М.Б. Гуртуевой, Е.П. Жиркова, А.Э. Измайлова, К.Ж. Кожахмето-вой, В.М. Коротова, Н.А. Корякиной, A.M. Леонова, Б.Т. Лихачева, Ш.А. Мир-зоева, Т.Н. Петровой, И.С. Портнягина, В.А. Разумного, Я.И. Ханбикова, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова и др., раскрывающих в своих исследованиях педагогические традиции разных народов и предлагающих пути использования их воспитательных ресурсов.
«Заслуживает всяческой поддержки пропаганда народной педагогики, традиционных народных методов воспитания... Накопленный народом опыт, выстраданные им ценности становятся главными ориентирами, нормами в общении людей» (Г.Н. Волков). «Несомненно, вековой духовно-нравственный опыт нации, прогрессивные идеи, лучшие методы и приемы этнопедагогики необходимо использовать в практике учебно-воспитательной работы школ» (К.К. Корякин). Реализация этнопедагогической концепции Республики Саха в школьном образовании имеет самостоятельную ценность. Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО Колин Пауэр признал международное значение якутского опыта, особо отметив после посещения сельских школ всемерное «расширение этнопедагогического пространства». Профессор Центра кросс-культурных исследований Университета Аляски Фербенкс (США) Рэй Барнхардт писал, что
этнопедагогические исследования, а также концепция развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) прекрасно соответствуют начинаниям коренных народов и представляют огромный интерес для тех, кто занимается проблемами образования коренных народов на Аляске. Крупный американский этнопедагог считает очень актуальным «продолжения работы, которая просвещает все народы».3
Этнопедагогические традиции требуют особого внимания к семье как основе процесса оздоровления общества, к семейному воспитанию, поскольку народные воспитательные традиции в наиболее чистом, незамутненном виде сохранились именно в семейно-родовых отношениях. Поэтому изучаемая нами проблема естественным образом направила наш исследовательский интерес к работам О.И. Волжиной, А.А. Григорьевой, СВ. Дармодехина, Б.Н. Попова, П.А. Слепцова, Э.И. Сокольниковой, К.Д. Уткина и др.
Общетеоретическое представление о сущности нравственной культуры, ее месте в системе общей культуры, а также понятийный аппарат определены с опорой на труды И.С. Когана, Н.Д. Никандрова, В.А. Разумного, P.M. Роговой, Г.Н. Филонова, А.И. Шемшуриной, исследующих проблему в контексте, близком к теме нашей диссертационной работы. Вопросы формирования нравственной культуры у школьников, их приобщение к национальным ценностям освещаются в работах О.С. Богдановой, Н.С. Дежниковой, И.А. Каирова, С.А. Козловой, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькина, Т.Н. Петровой, И.С. Портнягина, Л.И. Федоровой, З.Б. Цаллаговой, И.В. Цветковой и др.
Но несмотря на то, что есть уже много работ, посвященных различным аспектам традиционной культуры воспитания, сохраняется противоречие между социальным заказом к формированию нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики и недостаточной разработанностью этой темы как в педагогической теории, так и в школьной практике (недостаточная разработанность содержания, технологии, отсутствие модели, проекта
3 Федорова Л.И. Этнопедагогика коренных народов штата Аляска (США). - Москва, 2000. - С. 3-4.
процесса формирования нравственной культуры, педагогических условий и т.п.).
Изученный нами материал показал, что формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха в учебно-воспитательном процессе до сих пор не являлось предметом специального педагогического исследования.
Все это ставит перед исследователями задачу не только выяснения основных детерминант и практики нравственной культуры, ее места и роли в общественной жизни, всестороннего изучения формирования, функционирования и развития нравственной культуры как на уровне общества, так и отдельной личности, но и поиск средств воспитания нравственности у детей.
Все вышесказанное и определило проблему нашего исследования: каковы условия, необходимые для формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха. Научно-теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование ответа на этот вопрос составляет цель настоящего исследования.
С учетом возрастающей актуальности рассматриваемой проблемы и была определена тема научного исследования: «Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха».
Объект исследования: учебно-воспитательная работа якутской школы по формированию нравственной культуры младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха.
Задачи исследования:
определить сущность и содержание нравственной культуры младших школьников на основе анализа литературы по теме исследования;
выявить народные традиции саха как эффективные средства формирования нравственной культуры младших школьников;
- осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности их
включения в современный учебно-воспитательный процесс;
-разработать практические рекомендации для учителей и родителей по формированию нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха будет наиболее успешным, если:
целенаправленно осуществляется этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение школьников в системе нравственных, культурных и социальных ценностей;
прогрессивные идеи, традиции и опыт народной педагогики целенаправленно включаются и интегрируются в содержание и формы учебно-воспитательного процесса школы;
содержание нравственного воспитания школьников ориентируется на уровень развития представлений детей о взаимосвязях «человек - человек», «человек - общество», «человек - природа»;
учащийся приобщается к доступным, нравственно ориентированным формам и видам деятельности, при этом воспитатель выступает примером носителя и проводника нравственной культуры.
Методологическую основу исследования составили философские, культурологические и психолого-педагогические подходы к проблеме нравственной культуры, положения психологии и педагогики об особенностях развития личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают ведущие идеи о деятельностном подходе к формированию нравственной культуры (К.А. Абульханова-Славская, Л.А. Зеленов, М.С. Каган); культурологический подход, позволяющий рассмотреть нравственную культуру как одну из составляющих культуры и цивилизации (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин,
Й.Хейзинга, А.Швейцер, К.Ясперс); современные философско-культурологические теории и исследования (А.К. Адамов, А.И. Арнольдов, А.А. Гусейнов, П.С. Гуревич, Ю.В. Рождественский, К.В. Кулаев); современные исследования о значении принципа соединения теории и практики (П.Р. Атутов, В.А. Поляков, М.Н. Скаткин); работы по теории социализации личности, понимаемой как включение ребенка в систему общественных отношений (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, А.В. Мудрик).
Методы исследования:
-теоретический анализ педагогической, философской, социологической, культурологической, этнопедагогической литературы с целью создания теоретического представления планируемой деятельности;
-изучение реально складывающегося опыта (наблюдение, тестирование, интервьюирование, анкетирование, беседа) с параллельным привлечением школьной документации, материалов Музея народной педагогики в селе Оросу Верхневилюйского улуса, а также архивных и полевых материалов, собранных во время этнопедагогических экспедиций с целью оценки состояния практики;
-теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми и научное обобщение материалов исследования с целью выхода на создание практических рекомендаций для родителей и учителей.
Базой исследования явились Якутская городская национальная гимназия и Антоновская средняя школа Нюрбинского улуса.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе исследования (1995-1999 гг.) осуществлялось предварительное ознакомление с актуальными проблемами воспитания и образования, анализировалась философская, культурологическая, этнографическая, социологическая, психолого-педагогическая и этнопедагогическая литература. Определились основные направления научного поиска. Проводился сбор первичного фактического материала в Якутской национальной гимназии и в городских
якутских семьях. Выполнялась дипломная работа. Дипломная работа и ее материалы хранятся в библиотеке Оросунского музея народной педагогики: ими пользуются студенты, учителя и научные работники. Основные положения дипломной работы опубликованы в массовом научно-педагогическом журнале «Народное образование в Якутии».
На втором этапе (1999-2001 гг.) разрабатывалась структура научного исследования, определялись ее методологические положения. Основное место заняла разработка научного аппарата и обоснование теоретической концепции диссертационного исследования. Проводилась опытно-экспериментальная работа, позволившая осуществить проверку выдвигаемых теоретических положений.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) была осуществлена апробация полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- раскрыты сущность и содержание нравственной культуры в контексте ее
формирования у младших школьников на традициях народной педагогики саха;
-теоретически и экспериментально обоснованы методы и особенности процесса формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха, проанализированы аспекты этнопедагогиче-ского диалога культур как эффективного средства нравственного формирования личности;
-обоснована и реализована на практике система мер, направленная на формирование диалогической позиции учителей в работе с учащимися;
- определена совокупность условий, обеспечивающих эффективность
взаимодействия учителей и учащихся в процессе формирования нравственной
культуры.
Практическая значимость исследования заключается в создании возможностей познать многовековую мудрость воспитания нравственной культуры якутов на идеях и традициях народной педагогики; в обеспечении использо-
вания материалов исследования педагогами в учебно-воспитательной работе с учащимися начальной школы, в работе по педагогическому просвещению родителей.
Результаты диссертационного исследования открывают широкие перспективы для обновления содержания обучения гуманитарным дисциплинам, и могут быть использованы в разработке учебных планов, программ и пособий нового поколения для дальнейшего научно-методического и организационно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школах Республики Саха (Якутия).
Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории этно-педагогики Государственного НИИ семьи и воспитания, на семинарах, научно-практических конференциях института, на заседании кафедры этнопедагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Отдельные аспекты исследуемой проблемы обсуждались и получили одобрение на республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференциях в городах: Москва (1999-2002 гг.), Санкт-Петербург (2001-2002 гг.), Якутск (1999, 2000, 2002 гг.), Чебоксары (2002 г). Результаты исследования и отдельные рекомендации докладывались на семинарах, встречах-беседах, симпозиумах, «круглых столах» с работниками систем образования и культуры, использовались в выступлениях перед учащимися и родителями. Своеобразной формой апробации явилась обращение к старшему поколению общественности (родители, дедушки, бабушки, дальние и близкие родственники учащихся): анкетирование, интервьюирование, собеседование, оценочные суждения о результатах исследования по докладам диссертанта.
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, адекватной проблеме, предмету, задачам и логике работы, опытной работой и личной педагогической деятельностью автора в качестве учителя начальной школы, а также
соблюдением таких важных общенаучных принципов, как достоверность и объективность фактов, связь истории с современностью, системный подход к анализу явлений воспитания и образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
традиции народной педагогики саха как конструктивный опыт и средство формирования нравственной культуры младших школьников приобретают особую значимость в условиях всеобщей глобализации и модернизации системы образования в России;
овладение в условиях диалога культур нравственными национальными ценностями, приобщение учащихся к празднично-игровой культуре, народным художественным промыслам, национальной обрядности и символике, исконным видам трудовой деятельности и усвоение традиционного стиля межличностного общения - все это позволяет нам рассматривать нравственную культуру человека как культуру педагогическую;
нравственная культура актуализируется в образе жизни младших школьников и становится ориентиром их нравственного самосовершенствования в ходе проведения уроков нравственности, где широко используется народная педагогика как один из основных компонентов развертывания этнопедагогиче-ского диалога культур;
педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования нравственной культуры младших школьников на народных традициях, включают в себя этнопедагогизацию семьи и школы, единство содержания учебной и внеучебной деятельности; повышение уровня общей и педагогической подготовки учителей, соответственно, педагогической культуры и родителей.
Нравственная культура личности в контексте миропонимания якутов
В новом веке человечество заново осмысливает место и роль конкретного человека в сообществе людей, ведет борьбу за право жизни на земле и ищет просветы будущей судьбы, одним словом, делает «самовыбор пути» (Уткин К.Д.), человек поворачивается к самому себе, а общество оборачивается к нему, когда главным мерилом становится сам человек, его смысл жизни и судьба. Все это происходит в сфере динамической системы социальной среды и культуры, в то время как человек обретает самоценность, охватывает «пространство общественного и индивидуального бытия».4
Термин «культура» (от лат. - «culture») первоначально означал возделывание, обработку почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры, иначе говоря, должного возделывания.5 Таким образом, в этом первоначальном содержании термина выражена важная особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности. Позже римляне этот термин перенесли на человека, и он стал означать воспитание и образование человека. Культуру Цицерон понимал как умственную деятельность. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля сказано: «культура - обработка и уход, возделывание; образование умственное и нравственное».6 Русский философ Н.А. Бердяев говорил: «Всякая культура (даже материальная культура) - есть культура духа; всякая культура имеет основу, она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».7 Согласно наиболее распространенному сегодня пониманию этого термина, культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными.
Понятие «культура» относится к числу наиболее широких гуманитарных понятий. Многие ученые отмечают его многозначность, многоаспектность использования и применения в различных смыслах (А.И. Арнольдов, В.Е. Давы-дович, Ю.А. Жданов, Ю.В. Рождественский, Я. Щепанский и др.). Культуру определяют как систему, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит природе, как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и т.д. Ряд авторов (А.Н. Леонтьев, B.C. Давидович, В.П. Зинченко, М.С. Каган и др.) рассматривают культуру как специфический способ человеческой деятельности, включающий в себя процесс творческой саморегуляции личности как индивидуального и неповторимого субъекта. Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, предопределяет направленность того или иного вида деятельности. Для нас важно, что культура как интегративная характеристика деятельности предопределяет приоритетные, особо важные для ее развития направления и сферы деятельности в обществе, в том числе и в сфере образования. Такое многообразие трактовок объясняется, прежде всего, тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик, пестр и противоречив сам человек - ее творец и потребитель, многогранна, многоаспектна и культура. Понятие «культура» в переносном значении изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации (лат. civilis - гражданский, государственный), - совокупности социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений, - которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т.д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка. Культура возникает как результат устремления к единству. Только после сформированного единства возможно разобщение, материализация или то, что мы называем «цивилизацией». Культура определяет непрерывное духовное обновление народа, а цивилизация преимущественно работает на физическое обновление. Культура создает цивилизацию, но на определенном этапе цивилизация начинает отрицать и разрушать культуру.9
Учебно-воспитательная работа по формированию нравственной культуры младших школьников. Условия оптимизации процесса формирования нравственной культуры младших школьников
В народной педагогике саха одной из центральной проблемой является нравственная культура и ее формирование. На основе представлений о воспитании как объективном явлении, его социокультурной обусловленности, о целостности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, единстве формирования, воспитания и развития личности, в настоящем исследовании сформировано понимание воспитательного процесса в общеобразовательной школе как педагогического воздействия на социально-нравственное развитие личности учащегося, осуществляемого во всем многообразии взаимодействий педагога и ребенка в школе (как на уроке, так и во внеурочное время). Данная трактовка подразумевает единство воспитательной деятельности педагогов (непосредственного педагогического воздействия на школьников) и деятельности по формированию в школе воспитывающей среды. Соответственно, организация учебно-воспитательного процесса рассмотрена как создание условий для эффективного педагогического воздействия на формирование у младших школьников нравственной культуры, социокультурного опыта, обеспечивающие их готовность к жизненному самоопределению.
В рамках предмета «Национальная культура народов Якутии» введутся занятия по специальным программам «Кыыс Куо» («Красна девица»), «Урун Уо-лан» («Добрый молодец»), «Ураанхай саха о5ото» («Дитя племени саха»), которые раскрывают самобытность национальной культуры, целостность всех ее элементов, обеспечивают преемственность в приращении культурологических знаний и умений, формируют ценностные понятия, нравственную культуру, развивают у детей ценностно-эмоциональное отношение к национальной культуре. Учебно-воспитательной работы по формированию нравственной культуры младших школьников способна осуществлять нравственное просвещение и воспитание учащихся, аккумулировать и развивать в них нравственные знания и объединять все структурные компоненты жизнедеятельности школы: урок, этнопедагогическое пространство, внеурочную деятельность в единый учебно-воспитательный процесс.
Приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям обеспечивается содержанием и педагогической технологией системы воспитания нравственной культуры у школьников. Все компоненты системы позволяют педагогу последовательно, через сферу эмоционально-чувственного и рационально осознанного восприятия в их единстве и взаимосвязи погружать младших школьников в сферу нравственных проблем жизнедеятельности человека и в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным нравственным опытом детей формировать и развивать их нравственную культуру.
Эффективность включения школьников в процесс нравственного воспитания способствует педагогическая технология системы воспитания нравственной культуры младших школьников с ее основополагающим принципом воспитательного влияния на учащихся - обеспечение единства и взаимосвязи знания, чувства, поведения. Этот принцип воплощен в разнообразных приемах сочетания методических форм просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, психологическими тестами, экспериментами, педагогическими задачами, упражнениями и другими формами жизнедеятельности детей.
Результатом включения системы воспитания нравственной культуры младших школьников в учебно-воспитательный процесс школы является нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизни и другого человека как наивысшей ценности, проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпатии, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, знание всего, чем он живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Педагогу важно знать, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка: чем заняты его мысли, сердце, куда уходит его энергия, о чем он думает, что чувствует, переживает, что движет его поступками, к чему он стремится.
В настоящее время этнопедагогизация учебно-воспитательной работы школы осуществляется неравномерно в разных территориях: в одних местах она развертывается в качестве целенаправленной политики федерального и регионального уровней, в других она проходит стихийно, благодаря инициативе мыслящих педагогов, патриотов, отдельных школьных коллективов. И тем не менее, этнопедагогизация получила довольно широкое распространение благодаря тому, что обладает возможностями реально изменить воспитательную ситуацию в лучшую сторону, увеличить гуманистические начала в организации жизнедеятельности обучаемого и воспитуемого.
Формирование нравственного сознания у младших школьников на традициях народной педагогики
Следует уточнить понятия «развитие» и «формирование». Под развитием понимается взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических убеждений. Формирование же выступает как результат развития, воспитания и самовоспитания личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь... устойчивость, закончен-ность, определенный тип». Формирование структурно как бы включает в себя возникновение (начало, исток), становление и развитие.
В Якутии происходит возрождение духовной культуры народа саха. Философы осмысливают основные тенденции национально-духовного возрождения культуры народов Республики Саха (Якутия). В центр общественных интересов выдвигается проблема человека, его сознание, деятельность, его место в мире. Через него просвечивается узловые вопросы Севера, на него направляются государственные и научные интересы. На этапе коренных преобразований всех сфер общественной жизни необходимость разработки проблемы взаимоотношений общих норм нравственной культуры и индивидуального нравственного сознания и поведения стала особенно остро ощутима.
Проблема изучения сущности и явления, содержания и формы народных традиций является одной из важнейших проблем современной науки. Проведены исследования прогрессивных традиций разных народов в работах: Г.С. Виноградова (русских), Г.Н. Волкова (народов России, Советского Союза во взаимосвязи с народами мира), А.Ш. Гашимова (азербайджанцев), А.Э. Измайлова (казахов и других народов Средней Азии), A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева (дагестанцев), А.К. Минаварова (узбеков), Т.Н. Петровой (чувашей), К. Пир 57 Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1940. - С. 1103. лиева (туркмен), X. Рахимова (таджиков), Н.В. Силистрару (молодован), Г.Д. Сундуй (тувинцев), СИ. Фоминой (мари), Я.И. Ханбикова, З.Г. Нигматова (татар), И.А. Шорова (адыгов), И.С. Портнягина, А.А. Григорьевой, Л. И. Федоровой, К.Д. Уткина (якутов) и других.
Традиции и обычаи закрепляют социально значимые достижения народа. Они выступают хранителями прошлого, материальных и духовных ценностей, выработанных народом. Они передают новым поколениям ценности старших поколений, воспроизводят в жизни молодежи нравственный опыт народов. Усвоение духовно-нравственных ценностей и достижений, воплощенных в традициях и обычаях, имеет глубокий смысл, так как именно через него реализуется живая связь времен, упрочивается нравственная ориентация личности, формируются его социальные качества, чувства, поведение. Таким образом, традиции, обычаи, народные праздники являются важным фактором становления личности, формирования ее нравственного сознания.
«Прогрессивные идеи, традиции, обычаи, связанные с опытом воспитания человека, вытекают из духовного наследия народа. Сущность этих идей мы находим в трудах первых исследователей истории якутов - А.Е. Кулаковского, Г.В. Ксенофонтова, В.В. Никифорова, С.А. Новгородова, П.А. Слепцова-Ойунского. Они рассматривали натурфилософские взгляды якутского народа на реальную действительность, представления о вселенной, о мудрецах-айыы, создателях материального и духовного мира народа саха».58
Народные традиции обладают блестящей силой психологического воздействия, огромным воспитательным зарядом. Они гармонически сочетают в себе мысли и знания народа с его настроением и чаяниями. В значительной степени она определяется и тем, что в них масса, коллектив, личность выступает не пассивно воспринимающей средой, не зрителем, но активным участником процессов и событий. Эту особенность традиций, дающую каждому возможность про Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: педагогические мысли, идеи и взгляды. - Якутск, 2002. - С. 43. явить свою инициативу, способности, таланты, важно учитывать при их использовании в качестве средства формирования нравственности личности.
Отличительной чертой народных традиций является то, что они опираются не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус. Но именно благодаря этому они приобрели огромную устойчивость и неискоренимость. Традиции и обычаи народа закрепляют в себе социально значимые достижения культуры и морали и доносят до новых поколений в качестве элементов действия, мысли и чувств. А во время разных катаклизмов традиции и обычаи способны сохранить и передать молодежи достижения культуры и морали.