Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят
1.1. Формирование индивидуальной культуры личности как психолого-педагогическая проблема 14-53
1.2. Особенности процесса формирования индивидуальной культуры сельских школьников 53-75
1.3. Педагогический потенциал этнических традиций бурятского народа как фактор формирования индивидуальной культуры сельских школьников 76-95
Выводы по первой главе 95-98
Глава 2. Разработка и апробация Программы формирования индивидуальной культуры сельских школьников-бурят (в Одинской средней школе Иркутской области)
2.1. Состояние процесса формирования индивидуальной культуры в практике работы сельской школы 99-116
2.2. Технология формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят 116-142
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 142-158
Выводы по второй главе 159-162
Заключение 163-167
Библиография
- Формирование индивидуальной культуры личности как психолого-педагогическая проблема
- Особенности процесса формирования индивидуальной культуры сельских школьников
- Состояние процесса формирования индивидуальной культуры в практике работы сельской школы
- Технология формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят
Введение к работе
Актуальность исследования. Следуя гуманистическим целям образования и воспитания, школа решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями, культурами, обществом и государством. Именно поэтому педагогическая теория находится в активном поиске концепции, реализующей обе цели - воспитать человека как представителя определенной культуры нации, народности и гражданина мира1.
Решить эту проблему можно в воспитательной системе индивидуально-личностной ориентации2, направленной на формирование человека-индивидуальности, способного быть самим собой, выступать субъектом жизнедеятельности3.
Представители культуро-центрированного направления психологической антропологии определили, что человеческое существо может воплощать в своем поведении культуру, как на индивидуальном, так и на общем уровне. Используя понятие «национально-культурный характер», психологи описывают общие культурные модели в судьбе отдельно взятого человека. Человеческая культура рассматривается как исторически сложившаяся система коммуникации, в каждом случае уникальная, поэтому существует понятие «индивидуальная культура личности».
Индивидуальная культура личности рассматривается нами как совокупность уникальных политических, социальных, нравственных, поли-
1 Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. - М., 1997. - С.21.
2 Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое
пособие. - СПб., 2005. - С 41.
3 Воропаев M.B. Воспитательные системы в социальном институте образования / M.B. Воропаев // Образова
ние: исследовано в мире [Электрон, ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с
библиотекой-депозитарием = oimru; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - Режим
доступа: World Wide Web. URL: .
культурных компетенций, обеспечивающих целостность, самобытность, неповторимость, активность личности в обществе. Индивидуальная культура человека развивается в процессе освоения, воспроизведения и трансляции культурных ценностей, в том числе этнических. Приобщение к культуре родного народа предполагает знание родного языка, особенностей манеры общения с родными и близкими, стиля повседневных отношений, участие в художественных, эстетических мероприятиях4.
Культура сельских жителей, основанная на многовековых традициях, носит черты этничности. Поэтому элементы национальной культуры и педагогики наиболее отчетливо сохраняются в сельской семье, сельской школе.
Вместе с тем анализ учебно-воспитательной работы ряда сельских школ Иркутской области показал, что многие учителя недостаточно четко осознают потенциал народной педагогики. Например, 45% опрошенных нами педагогов не смогли сформулировать воспитательные цели национальных бурятских праздников. На наш взгляд, это вызвано тем, что недостаточно полно и четко определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия эффективного использования этнических традиций бурят в воспитательной системе школы.
Использование опыта традиционного воспитания детей у различных народов является одним из средств сохранения этнической самобытности и фактором обновления педагогических технологий5.
Итак, необходимость разработки воспитательных программ с учетом педагогического потенциала этнических традиций определяется ря-
4 Молонов Г.Ц. Содержание и факторы воспитания учащихся / Г.Ц. Молонов. - 2000. - С 76.
5 Бурыкин А.А. Элементы массовой культуры в традиционной духовной культуре этноса (по материалам ду
ховной культуры и искусства народов Восточной Сибири) [Электронный ресурс] / А.А.Бурыкин. - Режим дос
тупа : httr2i//ajithrorJoJpj>^^ (10 июня 2004).
дом несогласованностей в существующей образовательно-воспитательной практике:
между потенциальными возможностями национально-этнической среды как средства формирования индивидуальной культуры личности и отсутствием технологии реализации ее образовательно-воспитательной функции;
- между осознанием педагогами значимости потенциала этнических традиций в образовании, воспитании школьников и отсутствием у них четких представлений о сущности и особенностях этнических традиций.
Отсюда сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного использования этнических традиций в воспитательной деятельности школы и отсутствием научного, организационно-методического обеспечения этого процесса, которое на теоретическом уровне выражается в форме педагогической проблемы: каковы педагогически целесообразные условия использования этнических традиций бурят в воспитании сельских школьников?
Для проведения экспериментальной работы нам следовало определить содержание Программы воспитательной системы школы индивидуальной культуры. Изучив ряд историко-краеведческих источников по теме, мы выяснили, что в середине XIX века распространенной была большая патриархальная бурятская семья с очень сильными традициями, формировавшими основы нравственной культуры подрастающего поколения. Анализ работ Н.В.Абаева, К.Д.Басаевой, О.В.Бураевой, М.С.Васильевой, Л.В.Санжеевой, Б.Сэрсэгмаа, А.Т.Тумуровой, Б.-Х. Ж. Цырендоржиевой позволил нам рассматривать семейно-бытовые традиции бурят в качестве содержательной части технологии, направлен-
ной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников.
Степень разработанности проблемы. В рассмотренной нами научно-педагогической литературе мы не нашли подробного анализа использования возможностей этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников. Как видим, эта проблема не являлась предметом специального исследования.
Различные аспекты обозначенной проблемы исследовались
Л.А.Амагаевой, Э.Ш. Ангановой-Бадмажаповой (нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций, 1996),
Г.И. Батуриной (народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе, 2001),
Ц.Б. Будаевой (этноэкологические традиции: история и современность, 2003),
Г.Х.Валеевой (патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики),
А.Б. Григорян (формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях, 1999),
З.К. Дахужевой (этнокультурное ориентирование образовательной системы региона, 2003),
Т.В.Доржиевой (психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей, 2000),
Т.Д.Дугаровой (бурятские традиции как средство умственного воспитания младших школьников, 1994),
И.А.Малановым, В.М. Мантыковым (моделирование образовательно-воспитательной системы бурятской национальной школы в условиях автономного округа, 2005),
И.В.Махаловой (воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа, 2003),
А.А. Михайловым (инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема, 2000),
О.И. Микалевой (педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего школьного возраста (на материале дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), 2003);
Е.М. Михалевой (этническое воспитание будущих первоклассников в поликультурном пространстве, 2006),
Г.Ц. Молоновым, Н.Ж. Санжиевым (школа как системообразующий центр на селе в современных условиях, 1999);
М.Н. Очировым (этнопедагогический компонент в преподавании математики),
Т.К. Солодухиной (педагогика традиции в этнокультурном образовании русских школьников Бурятии, 2004);
Н.Н. Цурцилиной (поэтический текст как средство развития индивидуальной культуры подростка, 2005).
На основе обзора научных исследований с учетом фактов педагогической действительности нами сформулирована научно-педагогическая проблема: исследование содержания, методов, условий формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников на этнических традициях бурят и определена тема исследования: «Формирование индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят».
Цель исследования: разработать и апробировать модель воспитательной системы, направленной на использование этнических тради-
ций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников.
Объект исследования: процесс формирования индивидуальной культуры школьников.
Предмет исследования: использование этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников.
Гипотеза исследования: Индивидуальная культура личности как совокупность уникальных компетенций личности может формироваться в условиях воспитательной системы школы. Системообразующим ядром воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников, могут являться этнические традиции. Освоение этнических традиций наиболее эффективно осуществляется, если воспитательная деятельность будет организована с позиций комплексного подхода, обеспечивающего преемственность воспитательных воздействий школы и семьи. Одними из показателей индивидуальной культуры личности могут рассматриваться нравственная воспитанность и приобщенность школьников к этническим традициям.
Задачи исследования:
уточнить понятия «индивидуальная культура личности», «этнические традиции»;
выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры личности;
изучить особенности формирования индивидуальной культуры сельских школьников-бурят в процессе освоения традиций родного народа и влияние этнических традиций на уровень их нравственной воспитанности;
разработать стратегию, этапы формирования индивидуальной культуры сельских школьников с использованием этнических традиций бурят;
апробировать модель воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников;
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
исследования по этнопсихологии, психологической антропологии (СМ.Арутюнян, Э.А.Баграмов, Ю.В.Бромлей, В.Вундт, Л.Гумилев, ИСКон);
концепция факторов индивидуально-психологических различий (В.СМерлин, В.Д.Небылицин, Б.М.Теплов), психогенетическая концепция индивидуальности (И.В.Равич-Щербо);
концепция развивающейся личности (А.В. Петровский);
- философия и педагогика индивидуальности (О.С Гребенюк,
Н.Б.Крылова, И.И.Резвицкий);
- культурологический подход в педагогике (И.В.Балицкая,
С.Н.Батракова, Е.В.Бондаревская, И.Е.Видт);
принципы гуманистической (постнеклассической) теории воспитания (Г.Б. Корнетов, СВ. Кульневич), - педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, О.Л.Подлиняев, В.А.Прудникова, В.В.Сериков);
концептуальные основы современного воспитательного процесса (Л.А.Абрамова, А.А.Муронов, Е.Н.Степанов, Т.И.Шамова, Н.Е.Щуркова),
основы семейной педагогики (Л.В.Байбородова, Р.В.Овчарова, Л.Я.Шамес),
- особенности организации воспитательной системы сельской
школы (А.В.Ефремов, В.ПЛобанов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования:
анализ философской, педагогической, этнопедагогической, психологической, этнографической, социологической, исторической литературы;
изучение материалов деятельности национально-культурных бурятских объединений в Иркутской области («Центр бурятской культуры», «Всебурятская ассоциация развития культуры», «Бурятский культурный центр «Туя»);
сбор и обработка исторических очерков по результатам деятельности детско-молодежного клуба «Ангарский исток»; изучение опыта сельских школ Республики Бурятия по формированию личности школьников на этнических традициях;
социолого-педагогические методики (наблюдение, опросы, анализ школьной документации), метод монографических характеристик.
педагогический эксперимент.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования является Одинская средняя общеобразовательная школа Иркутской области.
Этапы исследования.
Первый этап (2002-2003 гг.): изучение научной литературы о путях повышения эффективности деятельности по формированию личности школьников, передовой и массовый опыт использования этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.
Второй этап (2003-2005 гг.):
- разработка и экспериментальная проверка эффективности моде
ли воспитательной системы, направленной на формирование индиви
дуальной культуры сельских школьников (совместно с коллективом
Одинской средней школы); компоненты этой модели проверялись не
только в воспитательной работе школы, но и в семье; проводились опро-
сы педагогов, родителей, школьников в целях сбора данных для констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап (2005-2006 гг.) - оформление текста диссертационного исследования, консультирование педагогической деятельности в Один-ской средней школе.
Научная новизна исследования состоит в том, что
этнические традиции бурят рассматриваются как целостная система, способная содействовать процессу формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников;
нравственная воспитанность и приобщенность сельских школьников-бурят к этническим традициям рассматриваются как показатели индивидуальной культуры личности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
разработана модель воспитательной системы, включающая стратегию, этапы, основные направления и задачи формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников на этнических традициях бурят;
определены особенности формирования индивидуальной культуры сельских школьников, выявлен педагогический потенциал семей-но-бытовых традиций бурят;
проанализирована сущность понятий «этническая память», «этнические традиции», «индивидуальная культура личности».
Практическая значимость исследования состоит в том, что
на основе описания этнических традиций бурят произведен отбор содержания и методов воспитательной деятельности, способствующих формированию индивидуальной культуры личности;
обоснованы возможности эффективного использования семейно-бытовых традиций в воспитательном процессе сельской школы;
- выявлены оптимальные условия воспитания индивидуальной
культуры школьников.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются
методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях философов, педагогов, психологов,
репрезентативностью выборки обследуемых учащихся,
реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и цели исследования.
Апробация и внедрение результатов работы в практику: материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях, проводившихся в Ангарской государственной технической академии, Бурятском госуниверситете, Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, Восточно-сибирском государственном техническом университете) в гг. Ангарск, Пермь, Улан-Удэ, изданы в Вестнике Бурятского государственного университета «Серия. 7. Педагогика»6. На защиту выносятся следующие положения: 1) индивидуальная культура личности проявляется как совокупность уникальных компетенций личности, важнейшей из которых является нравственная воспитанность - интегратив-ное качество личности школьника, включающее в себя нравственное осознание и осмысление, нравственное поведение, нравственные чувства, нравственно направленную волю, нравственно ценностную ориентацию личности;
6 Вестник Бурятского госуііиверситета включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» (2006 г.). Индекс в общероссийском каталоге -18534.
личностный, знаниевый, деятельностно-творческий, эмоционально-волевой компоненты индивидуальной культуры личности проявляются на высоком, среднем, низком уровнях; критериями оценки уровня индивидуальной культуры личности выступают отношение к миру, ценностям, повседневные действия личности;
модель воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников на основе этнических традиций, представляет собой систему, включающую стратегию, этапы, цели, содержание, педагогические условия, ожидаемые результаты воспитательной деятельности;
важнейшим педагогическим условием эффективного формирования индивидуальной культуры личности является разработка и реализация комплексной программы, обеспечивающей преемственность школы и семьи в использовании этнических традиций.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения.
Формирование индивидуальной культуры личности как психолого-педагогическая проблема
В этнонациональной сфере постиндустриального общества наблюдается возрастание интеграционных процессов, создаются межнациональные региональные сообщества, образуются суб-, супер-, мега-этносы. Примером может послужить объединение Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью или, как пишут средства массовой информации, «поглощение округа областью».
Накануне референдума по вопросу объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью, бурятская интеллигенция разделилась на два лагеря.
Представители противников объединения были обеспокоены сохранением национального языка и культурных традиций бурятского народа. Говоря об угрозе растворения бурят, средства массовой информации рассматривали создание образовательного центра по поддержке и развитию бурятского этноса как «плату за объединение».
Аргументы сторонников объединения таковы: объединяемся не по национальному признаку, т.к. в области и округе проживают представители других национальностей. Во-вторых, в составе Иркутской области есть территории, на которых компактно проживают буряты (в Ольхонском районе - 52%), где оказывается поддержка культуре, обычаям и традициям бурятского народа со стороны областной власти. В составе экономически сильного региона для этого появится гораздо больше ресурсов. В объединенном регионе бурятская культура и язык получат поддержку не только на территории округа, но и в Иркутске, во всех районах области, где компактно проживают представители бурятского этноса.
В условиях экономической и политической глобализации обостряются процессы осознания самобытности народов, поэтому актуальным направлением педагогической науки является исследование форм сопровождения этнических процессов в трансформирующейся России и возможных путей использования этнической активности в позитивном плане, в частности в формировании индивидуальной культуры личности.
Современный этап развития социума характеризуется глобальной тенденцией усиления этнических процессов, роста значимости этнических факторов в жизнедеятельности человеческого сообщества, повышения роли этнических общностей в социальной жизни, актуализации проблем социокультурной и этнической идентичности для отдельных личностей.
Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентации в обществе требуют осмысления особенностей социализации личности в условиях меняющихся общественных отношений, диктуют необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.
Возникает потребность формирования человека национальной культуры, сочетающего в себе системные знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. Все это требует целенаправлен ных действий по организации процесса формирования человека национальной культуры в системе национального образования.
Современное общество нуждается в человеке, сориентированном на диалог в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Мы попытаемся найти источники формирования индивидуальной культуры личности в этнических традициях, исходя из этой задачи в начале первого параграфы первой главы будут соотнесены понятия «национально-этническое» и «индивидуальное».
В исследованиях ряда научных школ понятие "национальный характер 7 относительно слабо связано с индивидуальной человеческой личностью (М. Мид и Р.Бенедикт): и культура, и личность отражают конфигурацию поведения, которое демонстрируется индивидом, но является характеристикой группы.
Передача культуры поколениям является, с точки зрения М.Мид1, процессом коммуникации, в котором многие аспекты культурного окружения растущего индивида получают форму адресованных ему обращений. Индивид приобретает свой "культурный характер", интериоризируя2 (присваивая) сущность этих постоянных сообщений. Первая серия сообщений передается ему родителями в младенчестве и раннем детстве. Родители входят в коммуникацию с ребенком, выражая определенные (заданные культурой) реакции на его крик, на исполнение им телесных функций, его попытки говорить. Многие из этих коммуникаций являются невербальными и имплицитными. Детское воспитание лежит в основании формирования "культурного характера", но оно есть только первый формирующийся опыт.
Представители культуроцентрированного направления психологической антропологии занимаются исследованием того, каким способом человеческое существо может воплощать в своем поведении культуру и на индивидуальном, и на общем уровне. Используя понятие «национально-культурный характер», психологи-антропологи описывают общие культурные модели в судьбе отдельно взятого человека. Итак, если человеческая культура может рассматриваться как исторически сложившаяся система коммуникации, в каждом случае уникальная, то есть место понятию «индивидуальная культура личности».
Концепция развития индивидуальной культуры основана на представлении о человеке как раскрывающейся возможности. Родившийся человек несет в себе новое, еще не освоенное культурой знание о мире. В процессе освоения и применения собственного творческого опыта человек превращает данный опыт в индивидуальную культуру. Познавая мир и существующий культурный опыт, личность пользуется индивидуальным инструментарием (ощущения, воображение, мышление, интуиция, воля) в естественном для него индивидуальном режиме.
Особенности процесса формирования индивидуальной культуры сельских школьников
Глобальной функцией образования является приобщение людей разных национальностей к общечеловеческой культуре и передача уникального этнокультурного наследия, сохранение национальной идентичности культур.
Возникает объективная социальная потребность в формировании подрастающих поколений как носителей национальных культур, налаживании каналов трансляции этнокультурного наследия, необходимость развития системы национального образования. В этой связи педагогической науке необходимо продолжить разработку теоретико-методологических основ проблемы формирования национальной культуры личности, ориентированных на обеспечение адекватного самоопределения и самореализации субъекта в современных условиях кризиса идентичности и ценностных ориентации.
В условиях постиндустриального общества происходит перемещение устремленности педагогического идеала от социально ориентированной (конструирование нового человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели воспитания и образования к индивидуально ориентированной (конструирование человека для самого человека и только опосредованно для общества). При этом как бы происходит перенос акцента с интересов общества на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбу общества. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанных с признанием самоценности личности, формирование ее самосознания, созданием условий для ее самореализации. В то же время актуализируется группа проблем, требующих преодоления эгоизма и возможного антисоциального поведения. По существу можно говорить не об индивидуально-, не о социально-, не об индивидуально-социальной, а об антропоориентироваиной педагогической парадигме.
Реализация антропоориентироваиной педагогической парадигмы происходит в соответствующей воспитательной системе школы. Воспитательная система школы - это область согласованного личностного влияния коллектива педагогов на учеников, которое лишь подкрепляется воспитательными мероприятиями и системой организационных условий. Теории воспитательных систем (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин, Н. Л. Селиванова) принадлежит заслуга введения в научный оборот строго научного понятия "воспитательная система" и разработки соответствующей теории. Конец 70-х - первая половина 80-х годов XX в. -время, в которое оформляются основы теории воспитательных систем. Это связано с важнейшим этапом научного развития - интеграцией идей системного подхода (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, А. Т. Куракин). Воспитательная система школ имеет сложную структуру: - цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых система создается); - деятельность, обеспечивающая реализацию целей; - субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий, - рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; - среда системы, освоенная субъектом, - управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, - развитие этой системы. Заметим, что в научно-педагогических публикациях разделяют понятия «воспитательная система», «педагогическая система», «система воспитательной работы». Педагогическая система - это более узкое понятие, чем воспитательная система, но она - костяк воспитательной системы, ее остов. Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели. В лучшем случае, это подсистема в общей воспитательной системе школы, в худшем - набор мероприятий, проводимых "для галочки", нередко под давлением извне. Мы в своей работе будем придерживаться этого разграничения.
Воспитательная система - это постоянно развивающийся феномен. "Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные деятельности, ор ганизационные структуры; усложняется и упоминается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация... .
Исходя из того, что каждая общность имеет собственную уникальную внутреннюю жизнь, которая должна быть оценена и должна быть понята, чтобы соответственно понять поведение ее членов. В этой связи в школе необходимо атмосферу сообщества, проникнутого духом взаимной заботы. Так, в школе формируется самостоятельное осознание ответственности, самоконтроль, способность к творческому эксперименту, уважение к индивидуальным различиям других... Фактически воспитательная система становится педагогически управляемой школьной культурой.
Серьезная попытка интегрировать теорию воспитательных систем с концепцией школьной культуры принадлежит Г.А.Филиппову, который рассматривает воспитательную систему школы как своеобразный транслятор культуры социума и своеобразный "педагогический фильтр"38.
Связывая содержание понятия "воспитательная система", с одной стороны, с особенностями концептуальной позиции теории воспитательных систем, а с другой - с особенностями самого объекта изучения - образовательного учреждения, автор считает, что воспитательная система - это особый предмет изучения такого объекта, как образовательное учреждение.
Существует собственная, оригинальная культура каждой воспитательной системы, которая опосредует взаимодействие индивидуальных культур школьников и культурной среды. Таким образом, можно говорить о феноменологической уникальности воспитательной системы образовательного учреждения. Среди последних исследований, продолжающих это направление необходимо отметить работы Н. Б. Крыловой, которая вводит понятие культурной модели школы: а) тип организации школьной жизни, в котором находят выра жение совокупность идей и ценностей, выработанных школьным со обществом, благодаря чему каждый ребенок получает возможность и гарантированные условия для своего свободного культурного разви тия, б) такая форма школьной жизни, в которой соорганизуются школьные сообщества, группы взрослых и детей, складывающиеся на основе свободно развивающихся взаимоотношений. Пожалуй, в этом определении наиболее ярко проступает рядо-положенность понятий «школьная культура» и «воспитательная система». Для разработки технологии школы индивидуальной культуры необходимо определить тип проектируемой воспитательной системы школы. Рассмотрим несколько классификаций воспитательной системы школы. На основе анализа пространства ценностно-смыслового самоопределения развития воспитательных систем некоторые авторы выделяет четыре типа воспитательных систем (Е.Н.Барышников): 1) рационально-познавательной ориентации; 2) культурно-нравственной ориентации; 3) социальной ориентации; 4) индивидуально-личностной ориентации.
Состояние процесса формирования индивидуальной культуры в практике работы сельской школы
Информационная справка о школе. Одинская средняя школа началась с «ходящих школ», когда политические ссыльные ходили по домам и обучали детей местных жителей. Учителя жили в семьях своих учеников, в качестве платы за обучение было проживание, питание, содержание приходящего учителя.
Одинская средняя школа имеет статус «школы с изучением бурятского языка». В школе с 1990 г. преподается бурятский язык (2 часа в неделю). Всего бурятский язык изучают 101 учащихся, в том числе 37 учащихся 2-4 классов, 64 учащихся 5-9 классов. Также ведется факультатив «Фольклор бурятского народа» (3-4 кл., 10-11 кл.).
- В соответствии с темой воспитательной работы (1999-2004 гг.) «Возрождение бурятского языка, обычаев, традиций» в школе: S была организована студия бурятского танца, S проводились фольклорные занятия (изучение бурятских песен, сказок, пословиц, поговорок, загадок и др.); S начал работать музей «Быт бурятского народа»; S стали ежегодно проводиться праздничные мероприятия «Са-гаалган» («Символика, атрибуты жизни бурят»), «Сурхар-бан», в том числе командные конкурсы улиц села Одинск. Анализ состояния и прогноз тенденции изменения внешней среды школы. Социокультурная среда Одинской средней школы включает: сельский дом культуры, сельскую библиотеку, детский сад, фельдшерский пункт, почту, столярный цех ОАО «Одинск», пилораму, лесничество. К тому же реально существующее поликультурное образовательное пространство Иркутской области, по нашему мнению, может выступить в качестве эффективной среды для успешного формирования индивидуальной культуры школьников.
Но для этого необходимо выполнить следующие условия: - отражать в учебном материале идею, ядром которой является сохранение этнической самобытности бурят; - изучать уникальные, самобытные черты в культуре бурятского народа; - раскрывать в культуре бурятского народа элементы традиции, способствующие формированию индивидуальной культуры личности.
Анализ достижений школи в плане формирования индивидуальной культуры личности (организация творческой деятельности учащихся). Педагогический процесс в Одинской средней школе направлен на вовлечение учащихся в творческую деятельность. Дети участвовали в фестивале монголоязычных народов «Алтан дурал» (1993 г., Усть-Орда, Иркутская область): конференции, посвященной 1000-летию народного эпоса «Гэсэр» (1995 г., Улан-Удэ); международной конференции в г. Улан-Баторе и т.д.
Вероятно, привлекая своих воспитанников к таким мероприятиям, педагоги интуитивно понимали, что дети осваивают культуру (в том числе народную) не механически, а творчески3. Осваивая народную культуру, культурно-исторический опыт, дети обретают свой индивидуальный опыт, индивидуальную культуру. И тогда творчество становится главной движущей силой развития личности.
Освоение народной культуры происходит в процессе участия школьников в кружках художественной самодеятельности, которые рассматриваются нами как вид проектно-художественной деятельности, процесс последовательного создания человеком культурной формы собственного внутреннего знания.
В проектно-художественной деятельности школьник актуализирует «архив» культурного опыта, усваивает открытия и законы, осваивает информационно значимые виды деятельности.
Например, разучивая танцевальные движения, школьник развивает важнейший компонент индивидуальной культуры - ощущения. Представим этот процесс схематично: проблема (задача) - освоение возможностей собственного тела метод - сенсорный диалог с миром (через танц. движения), самовыражение через непосредств. контакт действия - визуальные, тактильно-пластические результат - впечатление, переживание впечатления
Как видим, участие школьников в художественной самодеятельности может способствовать формированию их индивидуальной культуры. Однако, проведенное нами анкетирование среди педагогов школы позволило выявить, что: - 57% учителей проводят этнокультурные мероприятия в классе только потому, что они запланированы на общешкольном уровне; - лишь 28% специально изучали статьи, пособия по этнопедаго-гической тематике; - только 15% участвовали в научно-практических конференциях; - 45% не смогли четко сформулировать воспитательные цели бурятских национальных праздников; - только 20% сами участвовали в художественной самодеятельности и т.д.
Эти факты свидетельствуют о том, что многие педагоги недостаточно четко осознают потенциал этнических традиций в воспитании школьников. При этом хочется заметить, что в этнопедагогике недостаточно полно и четко определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия эффективного использования этнических традиций бурят в формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников.
В педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного использования этнических традиций в воспитательном процессе современной сельской школы и отсутствием научного и организационно-методического обеспечения этого процесса.
Поэтому определяющим параметром моделирования воспитательной системы школы в нашей работе служит приобщенность учащихся Одинской средней школы к народным традициям бурят, степень их востребованности в воспитательном процессе.
Начиная экспериментальную работу по моделированию воспитательной системы Одинской школы, мы исследовали уровень приобщенности школьников к этническим традициям, выявляли нравственную воспитанность как системообразующий элемент индивидуальной культуры личности. С этой целью на диагностическом этапе эксперимента различным видам стандартизированных и свободных опросов было подвергнуто 12 учителей и 33 школьника. Для изучения содержания и уровня осведомленности и приобщенности учащихся к народным традициям использовались различные методы: анкеты, беседы, сочинения: «Моя семья», «Мой род», «Мой край», «Моя родина».
Технология формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят
Этнические традиции создают особые условия для формирования и развития творческих способностей растущей личности. Поэтому использование возможностей этнических традиций в воспитании составляет предпосылку оптимизации процесса личностного становления школьников.
Нравственно-этические ценности любого народа являются ядром, стержнем духовной культуры этноса, оказывающим непосред ственное воздействие на духовность индивидуума, его моральный облик. Семья является универсальной ценностью для всех народов и национальностей, а также для жизни и социализации отдельной личности, для воспитания новых поколений граждан и поддержания общественной стабильности и гражданского мира. Поэтому важно сохранять и развивать традиционные духовные ценности и нормы в семье, направлять усилия образовательных учреждений на борьбу с деструктивными влияниями (наркомания, алкоголизм, беспризорность и безнадзорность детей и др.) на институт семьи, обеспечить в качестве важнейшего приоритета социальной политики - крепкую и здоровую семью.
В этой ситуации сельской школе необходимо ориентироваться на защиту традиционных нравственных ценностей семейного образа жизни народов и этносов; оптимальное использование конкретного поликонфессионального опыта по формированию дружной и духовно здоровой семьи в культурном пространстве мировых и национальных религий.
Для реализации этих идей сельской школе необходимо предпринять несколько шагов. Первый шаг - осуществить переход от знаниевой парадигмы к парадигме деятельностной, отказаться от доминирования информационной составляющей в программах. А это значит, что необходимо: - определить ориентиры развития субъективных личностных свойств (какими качествами должен обладать современный сельский школьник?); - исследовать мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного пола и возраста; - изучить индивидуально-личностные свойства школьников; - акцентировать внимание на национальное своеобразие воспитания, в воспитании опираться на этнические традиции народа, его культуру, обрядность, привычки; - организовать общественно-ценную жизнедеятельность школьников, направив ее на освоение национально-этнических традиций народа; - гуманизировать межличностные отношения; активизировать познавательную и мотивационно-потребностную сферы учащихся в плане изучения этнических традиций народа, - отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом индивидуального опыта детей, родителей и педагогов, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса; - использовать в воспитательной деятельности различные варианты взаимодействия школы с семьей. Второй шаг - развитие системы дополнительного образования. Задачи: S воспитание чувства любви к своей родной земле и людям, живущим рядом, S овладение искусством общения, S формирование нравственно-духовной основы личности с опорой на народные нравственные идеалы. Формы и средства воспитательной работы: - преподавание бурятского языка, - фольклорный кружок, - конкурсы на знание истории родного края, своей родословной, - сбор и выставка старинных атрибутов жизни бурят, работа краеведческого музея при школе, - семейные конкурсы, - турниры по национальной борьбе, - конкурсы юных красавиц «Дангина», - знакомство с экологическими представлениями бурят, - помощь престарелым, чествование старейшин и ветеранов, - участие в республиканских и областных семинарах по теме «Этнокультурный компонент в школьной программе», - участие окружных, областных конкурсах и фестивалях, спортивно-культурных праздниках. Направления воспитательной работы: - Патриот, - Здоровье, - Семья, - Труженик.
Например, патриотическое воспитание предполагает: - воспитание любви к Малой Родине - ТООНТО - месту, где ты родился, уважение стариков и родителей; - воспитание гражданина-патриота, готового к защите своей родины, уважающего историю своей страны; - экологическое воспитание; - формирование законопослушного гражданина. Индивидуальная культура личности, вне сомнения, предполагает достойное, законопослушное поведение будущих граждан. Поэтому особое место в воспитании индивидуальной культуры школьников занимает работа по профилактике правонарушений. Ниже, в таблице 17 приведены данные о состоянии этой проблемы. Из таблицы видно, что: - на учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоят учащиеся II и III ступени; - совершили преступления около 2% учащихся II ступени; - наметилась тенденция роста девиации от 1-ой к II-jpx ступени (от 4,3% до 17,2%). Отсюда, основные задачи в профилактической работе с педагогически запущенными подростками: - выявление причин отклоняющегося поведения; - формирование адекватной самооценки; - развитие коммуникативных и поведенческих навыков. Преодолению девиантного поведения школьников посвящена Программа «Семья», целями и задачами этой программы являются: - организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания, беседы, индивидуальные собеседования; - сближение интересов семьи и школы по формированию социально развитой личности; - организация и проведение совместного досуга родителей и детей в плане освоения семейно-бытовых традиций бурятского народа.