Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§ 1. Формирование потребности у младших школьников , 39
1)3. Осешнские народные традиции как содержательная основа формирования духовной культуры младших подростков
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСЕТИНСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Введение к работе
Актуальность. Демократизация и гуманизация российского обраювания определили необходимость перехода к новому этапу его развития, одним из главных направлений которого являеіся признание ценностей традиционной культуры в процессе формирования личности ребенка. Современный этап развития человечества характеризуется множеством проблем, разрешение которых невозможно в рамках сложившихся стереотипов мышления, при сохранении существующих ориентиров и ценностей в обществе.
Одной из причин сложившегося положения является технократический характер современной цивилизации и ориентация человека главным образом на маїсриальпьіе факторы существования. Духовное начало в человеке, будучи оюдвинутым, на периферию, заявляет о себе ощущением неудовлетворенности, бессмысленности жизни. Между тем духовность - единственная опора, которая поможет индивиду изжить глубокое заблуждение о том, что зкономика, система производственных отношений есть основа общественной жизни.
Разрушение советской государственной системы отрицательно сказалось на положении образования в обществе, тотальное обнищание большинства людей, потерявших государственную поддержку, повлекло за собой отток учащихся из школы. В школах моральные принципы учащихся формируются на основе случайных впечатлений, вследствие чего не всегда оказываются адекватными общественно заданным, наблюдаются нарушения дисциплины, бездуховность: безразличное отношение к учебе, пессимизм, неверие в собственные силы, циничные оскорбления, агрессия. «Отсутствие духовности в школьной атмосфере не в неумении учителей (они делают поразительно много в наших трудных условиях), а в том, что в нашем российском доме нет согласия в ценностях, на которых нужно воспитывать молодежь. Возникает вопрос, - на каких духовных ценностях и в стремлении, к какому идеалу надо воспитывать подрастающее поколение? Здесь встает проблема соотношения российских ценносіей и общечеловеческих... Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшею окружения. В ст. 29-й Конвенции о правах ребенка (1991) сказано, что воспитание должно быть направлено на «уважение к родителям ребенка, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собсівенной» (Н.Д.Никандров. Духовные ценности и воспитание человека //
Педагогика, 1998 №4, с. 3-8).
В сложившихся условиях необходимо оперативно ответить на запросы практики воспитания научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, нацеленного на формирование здоровой духовности учащихся. Содержательной базой такого воспитания могут быть народные традиционные культуры, народная педагогика. В период переживаемого страной кризиса, когда необходимо противостоять навязыванию американо-европейского o6pata жизни, потоку 11 се вдо культуры, школа должна иметь в резерве научно оооснованную систему воспитания, которая бы восстанавливала историческую память народа, его культуру, преемственность поколений.
Дальнейшее духовное развитие общества требует научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального сознания. В свое время работы по нравственному воспитанию сосредотачивали внимание на проблемах классовой морали и их сравнении, патриотизме, интернационализме, сознательной дисциплине, коллективизму, идеологической борьбе, атеизму. Из сознания людей долі ое время вытеснялись духовные ценности, отраженные в хри-сіианской этике. Сетдня телевидение, доминирующий информационный канал школьников и другие СМИ проповедуют совершенно иные ценности. Практически трудно назвать канал, готорый облагораживающим образом воздействовал бы на психику людей, духовно возвышал их сознание. Не придается должное значение и тому, что в многонациональном и конфессиональном обществе патриотическое воспитание есгь наиболее надежное противодействие разрушительным силам национализма. А ведь воспитательные возможности
телевидения неисчерпаемы. Исследования ученых свидетельствуют, что более 85% детей после школы смотрят телевизор: к моменту окончания средней школы ребенок проводит 18 гыс. часов за просмотром телепередач и 13 тыс. за освоением школьной программы. Дети через СМИ и посредством телевидения наряду с расширением знаний, осуществлением причастности к мировой и oie-чественной культуре, праву, оказываются подверженными воздействию функций негативного свойства: моральному, правовому, духовному разложению.
Современная школа в тесном взаимодейсівии с другими институтами воспитания призвана помочь подрастающему поколению осознать приоритетную роль духовных ценностей в самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей. Путь сохранения духовной стойкости видится в том, чтобы развивать в каждом молодом человеке личность, воспитывать его криш-чески мыслящим, нравственно свободным, ответственным, с высоким художественно-эстетическим вкусом. В этих условиях разработка теоретических основ развишя духовной культуры младших школьников и соответственная научно-методическая обеспеченность школы помогут сформировать духовную культуру школьников, помогут привить гражданское сознание и национальное самосознание на основе традиций народного воспитания, противостоящих праї магизму и меркантилизму. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если мы не можем сами следить за воспитанием своих детей. То не будем мешать делать это простому народу. Для школьного образования в РСО-Алания особенно важны выявление и реализация воспитательных возможности народных традиций в духовном становлении учащихся, так как у осетин духовные ценности на протяжении многих столетий были основой их нравственной деятельности, смыслом существования.
Своевременно начатое воспитательное воздействие приводит к наибольшей результативности. Младший школьный возраст - период, когда ребенок начинает осознавать ценность духовных идеалов, когда у него появляются обя 6
занности, позволяющие не только самоутверждаться как личности, ответственной за свои дела и поступки, но и быть примером для подражания. В го же время, они в сосюянии осознанно и творчески осваивать народную культуру, ее ценности, что позволяет воспитателю целенаправленно использовать -лот культурный пласт в качестве эффективного средства формирования духовной культуры.
Следует отметить, что в осетинской этнопедагогике пока нет монографических работ, которые бы давали научно-методическую оснащенность практическому решению вопросов духовного воспитания младших школьников средствами осетинской традиционной культуры.
Однако в отечественной науке исследователи разных поколений пытались формулировать и изучать условия развития духовной личности. Подробно описаны типы духовности (восточный, античный, христианский и т.п.); выделены и изучены конституанты (религия, миф, философия и т.п.); установлена корреляция между духовными процессами и социально-политическими, экономическими, научно-техническими факторами; определены этапы и стадии развития духовности как таковой (производство, потребление, генерализация, дифференциация, интеграция и т.п.).
Философская сторона проблемы формирования духовного человека нашла отражение в работах Л.П. Буевой, П.П. Гаиденко, Г.А.Смирнова. Сущность и содержание средневековой духовности отражены в работе П.П. Гаиденко и Г.А. Смирнова «Схоластическая философия».
В 90-е годы появились исследования, по-новому осмысливающие основы мироздания и утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании. Этот подход последовательно осуществлен в философских грудах М.К. Мамардашвили, в диссертационных исследованиях Фоминой З.В. «Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты»; Гуляева А.А. «Проблема духовности в русской религиозной философии»; Семеновой О.А. «Гносеология духовного» и др.