Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Каневский Константин Геннадьевич

Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации
<
Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каневский Константин Геннадьевич. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2004 180 c. РГБ ОД, 61:05-12/193

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений 13

1. - Современные государственно-конфессиональные отношения в России

2-Светскость государства.

3 - Свобода совести в светском государстве

Глава 2 Пути совершенствования законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях 77

1 - Проблемы правового регулирования порядка реализации права на свободу совести и правового статуса религиозных объединений .. 77

2- Проблемы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений в судебной практике . 114

Глава 3 Социальное партнерство государствами религиозных объединении - теоретико-правовой аспект . 128

1 - Социальное партнерство государства и религиозных объединений в современной России 128

2- Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений в России 148

Заключение 163

Библиография 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется тем, что за последние полтора десятилетия государственно-конфессиональные отношения в России претерпели существенные изменения. Резко увеличилось количество зарегистрированных религиозных объединений и действующих на территории России конфессий и отдельных направлений внутри конфессий. Расширилась сфера деятельности религиозных объединений, которые в настоящее время активно занимаются благотворительной, образовательной, издательской и- иными видами деятельности. Религиозная составляющая стала, использоваться в политике. В то же время на теоретико-правовом уровне и уровне законодательного регулирования указанные изменения государственно-конфессиональных отношений пока не получили надлежащего отражения.

Теоретико-правовые аспекты свободы совести и светскости государства в российской? юридической литературе освящены недостаточно полно. Широкое: распространение среди российских правоведов получили положения об особом партнерстве государства с традиционными религиозными объединениями, закреплении особого правового статуса последних, необходимости ограничения деятельности иных религиозных объединений. Данные положения недостаточно согласуются с: Конституцией России. Понятия светского государства и свободы совести нередко ограничительно толкуются.

Одновременно интенсивно внедряется в практику кооперационная модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на противопоставлении «традиционных» и. «нетрадиционных» религий, предоставлении привилегий избранным религиозным объединениям и, напротив, ограничении деятельности иных религиозных объединений.

В связи с этим актуальной предстает задача исследования теоретико-правовых основ светского характера государства и свободы совести, правового регулирования допустимых в светском государстве форм сотрудничества государства с религиозными объединениями, выработка конкретных предложений по совершенствованию российского законодательства о свободе совести и религиозных объединений.

Научная разработанность проблемы.

Для понимания роли религии и религиозного мировоззрения в современном мире большую ценность представляют работы религиоведов Е.В. Балагушкина, В.И. Тараджи, К.Н: Костюка, А.О.Морозова, Ю.В. Тихомирова, и др.

Особенности государственно-конфессиональных отношений в России раскрыты в работах Л.И. Григорьевой, Т.А. Кудриной, Р. Лункина, Н. Митрохина, Г.А. Михайлова, А. Солдатова, Н.А. Трофимчука, СБ. Филатова, М.О. Шахова, и др.

Теоретико-правовую базу исследования составили работы А.А. Алексеева, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, Е.Ю. Догадайло, В.В. Ершова, Т.В. Кашаниной, В.В. Лазарева, М.Н.Марченко, B.C. Нерсесянца, Е.Н. Салыгина, В.М. Сырых, А.С. Тагиева, Д.Ю. Шапсугова.

История правового регулирования государственно конфессиональных отношений в России достаточно полно исследована в работах Т.Ю. Архиерейской, В ;В. Клочкова, А.А. Левиной, Л.А. Тюриной, В;А. Федорова, Г.Г. Черемных.

Непосредственно правовым аспектам регулирования государственно-конфессиональных отношений в России посвящены работы С.А. Бурьянова, Г.П. Лупарева, Е.М. Мирошниковой, С.А. Мозгового, Л.А.Морозовой, И.В. Понкина, А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского и др.

В частности, С.А. Мозговой исследовал военно-религиозные отношения . С.А. Бурьянов разрабатывает проблемы понятия и реализации свободы совести . Также С.А. Мозговой и С.А. Бурьянов в ряде работ проанализировали тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в России3. Большой научный интерес представляют идеи F.IT. Лупарева о теоретических основах свободы совести и: светского государства4. В работах Е.М. Мирошниковой рассматриваются правовые аспекты введения в российское законодательство элементов кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений5. Л.А.Морозова исследовала основные модели правового статуса религиозных объединений6. А.В: Пчелинцев и В.В. Ряховский исследовали проблемы применения законодательства о свободе совести и религиозных: объединениях. И.В. Понкиным рассматривается понятие светскости государства и его реализация в российском законодательстве8.

В то же время нуждаются в дальнейшем исследовании понятия свободы совести и светского государства; особенности правового обеспечения реализации права граждан на свободу совести; возможные пути и принципы гармонизации государственно-конфессиональных отношений в России и совершенствования соответствующего законодательства.

Цель диссертационной, работы - разработка теоретико-правовых основ свободы совести и светского государства, выявление недостатков действующего российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях и практики его реализации, а также выработка предложений по совершенствованию названного законодательства.

Объект исследования - государственно-конфессиональные отношения в России, под которыми диссертант понимает взаимоотношения государства и религиозных объединений, а также индивидуальные формы реализации права на свободу совести.

Предмет исследования — теоретико-правовые аспекты свободы совести и светского государства, теория и практика правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть особенности государственно-конфессиональных отношений\ как предмета правового регулирования (их понятие, пределы их регулирования в светском государстве);

- выявить основные принципы научной концепции свободы совести и светского государства;

- проанализировать правовые аспекты реализации права каждого на свободу совести в России, выявить особенности правового статуса религиозных объединений в России,, основные тенденции развития российского законодательства о религиозных объединениях;

- установить особенности судебной практики российских судов, по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций;

- выявить особенности социального партнерства религиозных организаций и государства на современном этапе России и определить оптимальный путь его развития.

Методологическая основа исследования.

Диссертант использовал общенаучные (сравнение; классификация; системный подход) и специально-юридические (сравнительно-правовой; юридический и лингвистический анализ нормативных правовых актов) методы познания.

Использование указанных методов позволило как выявить теоретико-правовые основы свободы совести и светского государства, так и проанализировать действующее законодательство и практику его? применения, выявить их недостатки и выработать предложения по их совершенствованию.

Научная новизна исследования.

Дан анализ теоретико-правовых аспектов понятий свободы совести и светского государства, сформулированы предложения по развитию данных понятий и обеспечению их более полной реализации на практике в России.

Исследованы актуальные проблемы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России, в том числе теоретико-правовые аспекты правового регулирования сотрудничества государста и религиозных объединений на современном этапе, правовое регулирование взаимодействия светской школы и религиозных объединений, тенденции развития законодательства о религиозных организациях.

Выявлены недостатки законодательства о свободе совести и религиозных объединениях и обоснованы конкретные предложения по совершенствованию законодательства.

Положения, выносимые на защиту:.

1. Содержание понятия светского государства включает в себя два взаимосвязанных признака:

- нейтральное отношение государства к религии и иным мировоззренческим системам;

- гарантированность государством соблюдения права каждого на свободу совести.

2. Предлагается; рассматривать свободу совести как единство сферы ее действия и состава прав, выражающих данную свободу. Соответственно, свободу совести, взятую во взаимосвязи со свободой мысли, следует понимать как свободу каждого придерживаться любых соответствующих действующему законодательству взглядов, которые имеют ценность сами по себе, а не как одна из форм отношения к религии, а также свободу действия в соответствии с этими взглядами и их пропаганды в рамках действующего законодательства.

3! Диссертантом в развитие понятия: «государственно-конфессиональные отношения» предложено их определение как совокупности двух блоков общественных отношений: взаимоотношений государственных органов, организаций и учреждений, с одной стороны, с религиозными объединениями, с другой, а также индивидуальных форм реализации права на свободу совести.

4. При правовом регулировании деятельности религиозных объединений на современном этапе можно выделить три основные группы общественных отношений с участием религиозных объединений контроль их деятельности со стороны государства, свободное социальное служение религиозных объединений и их партнерские отношения с государством.

5. Принцип светского характера государственной и муниципальной системы образования означает, что преподавание в любой форме религии в государственных и муниципальных школах с конфессиональных позиций недопустимо и что преподавание. знаний о; религии в указанных школах должно проводиться исключительно с культурологических внеконфессиональных позиций.

Практика внедрения религиозных факультативов в государственных и муниципальных школах во многих регионах России в соответствии с пунктом 4 статьи 5 закона «О свободе совести» приводит к нарушению светского характера государственной системы образования. В связи с этим необходима отмена либо корректировка указанной статьи и отмена принятых в соответствие с ней подзаконных нормативных правовых актов.

6. Развитие системы соглашений о сотрудничестве религиозных организаций с государственными органами не позволяет восполнить пробелы законодательства и создать правовые гарантии прав религиозных организаций по следующим причинам.

Во-первых, заключая соглашения с наиболее влиятельными религиозными организациями, государство создает более благоприятные условия для их деятельности, что не соответствует статье 14 Конституции России, гарантирующей равенство всех религиозных объединений.

Во-вторых, при заключении; указанных соглашений контроль соблюдения; законодательства религиозным объединением, осуществляемый государственным органом, неизбежно подменяется «партнерством особого рода».

7. Для реализации одного из важнейших требований светского государства — обеспечения правовой формы государственно- конфессиональных отношений - необходимо установление четкого порядка реализации права на свободу совести во всех сферах - армии, медицинских учреждениях и др. - путем установления порядка и сроков принятия соответствующего решения, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т.п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Предложенный путь позволит гарантировать права каждого верующего, обеспечить соблюдение прав религиозных объединений и создать законодательную основу для развития социального служения религиозных объединений.

8. В целях обеспечения единообразия судебной практики и решения конфликтных вопросов государственно-конфессиональных отношений целесообразно принять специальное постановление Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, в котором необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

- основания и порядок возврата государственного имущества религиозным организациям;

- основания и порядок ликвидации религиозных объединений;

- вопросы финансового контроля и применения налогового законодательства в отношении религиозных объединений.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей научной разработке понятий свободы совести и светского государства, исследовании проблем и путей совершенствования государственно- конфессиональных отношений, в процессе преподавания религиоведческих и правовых дисциплин.

Выявленные исследованием недостатки правового регулирования реализации права на свободу совести и правового статуса религиозных объединений могут быть учтены при совершенствовании действующего законодательства России.

Апробация результатов исследования.

Основные положения исследования были обсуждены на научно-практических конференциях в Российском новом университете в 2000 и 2001 годах и опубликованы в журналах «Религия и право», «Право и жизнь», «Российская юстиция», «Право и образование», а также в сборниках научных статей аспирантов Российского Нового Университета.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Российского Нового Университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации.

Структура диссертации определяется логикой: исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основные положения диссертации? отражены в следующих публикациях:

1. Проблемы формирования политики государства в области религии в Российской Федерации//Право и жизнь, 2002, № 49 (6), с. 124-133.

2. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации//Религия и право, 2002, № 1 (26), с. 30-32.

3. Проблемы правового регулирования организации религиозного обучения в школах//Право и образование, 2002, № 2, с. 70-74.

4. Понятие государственно-конфессиональных отношений//Сборник научных статей аспирантов Российского нового университета. Выпуск 1, Часть II «Юриспруденция».: - М., МФТИ, 2002, с. 6-Ю.

5. Религиозный ренессанс в России. Проблемы государственно- конфессиональных отношений/УРоссийская юстиция, 2002, № 11, с. 62-65.

6. Социальная концепция Русской православной церкви. Институт государства глазами православных христиан//Российская юстиция, 2003, № 2, с. 53-56.

7. Социальная программа российских мусульман: ислам и светское право//Российская юстиция, 2003, № 4, с. 59-61.

8. Социальная доктрина Католической церкви// Российская юстиция, 2003, № 6, с. 69-72.

9. Институциональный аспект реализации государственной религиозной политики//Сборник научных статей аспирантов Российского нового университета. Выпуск 2. «Юриспруденция», «Экономика». - М.: РосНОУ, 2003, с. 26-32.

Современные государственно-конфессиональные отношения в России

Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации на современном этапе является одной из самых дискуссионных проблем развития законодательства. Отчасти это связано с тем, что на решение данной проблемы оказывают серьезное влияние политические, идеологические т иные факторы, а собственно правовые нормы, в том числе нормы Конституции о светском характере государства и праве на свободу совести (статьи 14 и 28), нередко отступают на второй план при: решении; проблем государственно-конфессиональных отношений. Поэтому перед исследованием проблем собственно правового регулирования данных отношений диссертант в настоящем параграфе рассмотрит особенности и основные проблемы государственно-конфессиональных отношений; которые оказывают существенное влияние на развитии законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

В начале исследования определим важнейшие понятия, которые составляют теоретическую основу данного исследования - понятия правового регулирования и государственно-конфессиональных отношений.

С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как «осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными отношениями»9. Сырых В.М. дает следующее определение понятию правового регулирования - «деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права; их реализации в конкретных правоотношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе порядка»10. В.В. Лазарев определяет правовое регулирование как совокупность «специфической деятельности государства (его нормотворческих органов), связанной с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности» и «деятельности непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств правового регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением)»11.

- Механизм правового регулирования- по-разному трактуется теоретиками права. В.М. Сырых, включая в правовое регулирование подготовку и принятие норм права, их реализацию в конкретных правоотношениях и применение государственного принуждения к правонарушителям, тем самым включает в понятие правового регулирования стадии правотворчества и реализации права как государственными І органами и их должностными лицами, так и иными физическими и юридическими лицами.

В .В. Лазарев рассматривает механизм: правового регулирования как длящийся процесс, который включает две стадии — определение правового положения субъекта права (то есть стадию нормотворчества) и: возникновение правоотношений. Вторая стадия в ряде случаев «требует вовлечение в механизм действия права специальных субъектов — правоприменительных органов (должностных лиц) ...» .

С.С.Алексеев и А.С. Тагиев придерживаются иной точки зрения. С.С.Алексеев рассматривает механизм правового регулирования как совокупность - юридических норм; - правовых отношений, субъективных прав и обязанностей; - актов реализации прав и обязанностей; актов применения права, индивидуальных актов, правоположений практики13.

А.С. Тагиев рассматривает правовое регулирование как «одну из форм воздействия права на общественные отношения при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации»14. Правовое воздействие им определяется как «результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)»15. Данный подход в большей степени отражает важнейший признак права — формальную определенность, то есть установление норм права в нормативных актах, судебной практике и иных принятых в конкретном обществе источниках права. В то же время он позволяет при рассмотрении воздействия права на общественные отношения учитывать влияние правосознания, правотворчества и иных правовых явлений.

В соответствии с данным подходом диссертантом в настоящем исследовании будут рассматриваться действующее законодательство, практика его применения, в том числе судебная практика по делам, связанным со свободой совести и деятельностью религиозных объединений. Также в необходимых случаях диссертант обращается к проблемам правотворчества и восприятия действующего законодательства верующими и религиозными объединениями. Это позволит более полно раскрыть, пробелы и иные недостатки действующего законодательства, возможные пути его совершенствования.

Особенности правового регулирования государственно конфессиональных отношения определяются? особенностями предмета регулирования. В литературе при описании отношений государства и религиозных объединений; применяются разные термины «государственно-церковные отношения», «государственно конфессиональные отношения», «отношения государства и религиозных объединений». И любой из этих терминов не является идеальным. Термин «государственно-церковные отношения» некорректен, так как церковь как тип религиозной организации характерна только для христианства. В связи с этим в литературе в настоящее время, он практически перестал употребляться.. Термин «государственно-конфессиональные отношения» соотносит понятия разного рода. — «государство» как институт и «конфессия» как религиозное направление. Термин; «государственно-религиозные отношения», который пока не нашел признания, также соотносит разнопорядковые понятия — государство как институт и религию как; форму мировоззрения. В последние годы употребляется термин «отношения Государства; и религиозных Объединений», основным; недостатком которого является: исключение индивидов из данных отношений. Далее в работе диссертант использует наиболее распространенный термин «государственно-конфессиональные отношения». Далее рассмотрим его более подробно.

Проблемы правового регулирования порядка реализации права на свободу совести и правового статуса религиозных объединений

При рассмотрении проблем развития; и совершенствования правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России можно: выделить два крупных блока проблем — обеспечение права; каждого на свободу совести и совершенствование правового статуса религиозных объединений. В; настоящем параграфе мы обратим внимание на те актуальные вопросы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений по обоим вышеуказанным блокам проблем, которые были установлены и обоснованы в 1 главе, при рассмотрении теоретико-правовых основ правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также основных нерешенных проблем данных отношений.

Рассмотрение проблем развития; и совершенствования правового регулирования государственно-конфессиональных отношений тесно связано с проблемами реализации свободы совести. В соответствии; со з статьей 2 Конституции России признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. Следовательно, одна из основных целей правового регулирования государственно-конфессиональных отношений - это обеспечение права каждого на свободу совести.

Статья 2 8 Конституции России гарантирует каждому право на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В части 1 статьи 3 закона «О свободе совести» дословно воспроизводится статья 28 Конституции России. В иных статьях закона устанавливаются особенности реализации свободы совести при конкретных обстоятельствах (в исправительно-трудовых и образовательных учреждениях и т.п.).

В то же время в действующем законодательстве России даже на уровне федеральных законов нередко понятие свободы совести сужается по сравнению с Конституцией России и законом «О свободе совести». Например, часть 1 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гарантирует право осужденных исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, а также свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними . Приведенная формулировка не соответствует статье 28 Конституции России и делает основной акцент на праве граждан-придерживаться религиозных взглядов, действовать в соответствии с ними и распространять их. Также признается право придерживаться атеистических взглядов, но не распространять их. Иные нерелигиозные взгляды в данной статье вообще не упоминаются.

В Уголовном кодексе статья 148 «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповеданий» предусматривает наказание только за воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов, то есть за воспрепятствование осуществлению отдельных правомочий, вытекающих из права на свободу вероисповедания. Вызывает вопросы и понятие «религиозный обряд». В случае, если религиозный обряд, проведению которого было незаконно воспрепятствовано, совершался не религиозным объединением, а гражданином или религиозной группой, необходимо сначала установить религиозный характер учения, а затем и то, что действия, основанные на данном учении, носили характер религиозного обряда. Необходимость выяснения в процессуальном порядке указанных вопросов требует, как минимум, проведения судебно-религиоведческой экспертизы. Это затрудняет привлечение к уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению религиозных обрядов, если они совершались религиозной группой или гражданами, а не религиозной организацией. Таким образом, фактически остается только одно основания для привлечения к ответственности по данной:статье - воспрепятствование деятельности религиозных организаций.

Выявленная особенность, статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации отражает тенденцию развития российского законодательства - большинство действующих нормативных правовых актов регулируют деятельность религиозных организаций, а не порядок реализации права каждого на свободу совести. К настоящему времени во исполнение закона «О свободе совести» приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок регистрации российских религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций; порядок проведения религиоведческой экспертизы, порядок передачи І государственного и муниципального имущества религиозным организациям 13. Также принят указ Президента России от 14 января 2002 года № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу», во исполнение которого Правительством России 23 января 2003 года было утверждено Положение о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу114. В то же время остаются- открытыми многие вопросы реализации права на свободу совести военнослужащими, учениками при введении в школах факультативного обучения религии, пациентами, находящимися на стационарном лечении. Никак не решает проблемы то, что права и свободы человека и гражданина, установленные в Конституции России и Федеральных законах,, имеют прямое действие. Без определения порядка их реализации,, то есть определения ответственных должностных лиц за обеспечение права, порядка и сроков принятия решения данными лицами, ответственности должностных лиц за несоблюдение права на свободу совести, соблюдение прав и свобод реально не гарантировано.

Рассмотрим подробно проблему обеспечения, права каждого на свободу совести на примере сотрудничества светской! школы и религиозных объединений; К настоящему времени в литературе достаточно подробно рассмотрены правовые аспекты введения; в школьную программу конкретного курса - «Православной культуры» в соответствии с программой,, содержащейся в І приложении к письму Минобразования России от 22 ноября; 2002 года № 14-52-876ин/16115. Однако правовое основание введения подобного курса - часть 4 статьи 5 закона «О свободе совести», которая предусматривает возможность введения; в светских школах религиозных факультативов, - требует дополнительного исследования.

Часть 4 статьи 5 закона «О свободе совести» предусматривает, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений; по согласованию с соответствующим? органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательнойsпрограммы. Сразу после:принятия закона «О свободе совести» Морозовой Л .А. было отмечено, что данная норма не вполне корректна; ш может привести к отступлению от светского характера государства11б. И практика ее применения подтвердила это.

Реализация приведенной нормы в настоящее время вызывает много споров, и поэтому данное положение закона «О свободе совести» и официальные документы Минобразования России, разъясняющие ее применение, заслуживают пристального внимания. О5 значимости проблемы свидетельствует то, что в І настоящее время сотрудничество» светской? школы и РПЦ по введению факультативного? преподавания; православных предметов переросло рамки небольшого эксперимента. Не; менее чем в 20 субъектах Российской? Федерации к 2002 году по инициативе и за счет региональных властей было введено преподавание православного вероучения в светских школах. В частности, губернатор Курской области А. Руцкой постановлением № 675 в 1996 году утвердил специальную областную программу, в соответствии с которой в= 300 государственных школ области было введено преподавание православной культуры. Губернатором Смоленской области В.Н. Масловым 26 мая 2003 года было издано распоряжение о мерах по реализации договора со Смоленской и Калининградской епархией РПЦ от 15 января 2002 года.

Проблемы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений в судебной практике

Важная роль в обеспечении светского характера государства и права каждого на свободу совести принадлежит судам разного уровня. Российские суды рассматривают различные категории дел, связанных с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных объединений. Ряд дел получили громкую огласку, как, например, «дело о хиджабах», о ликвидации московской организации Свидетелей Иеговы. И то, что роль российской судебной власти в обеспечении прав и свобод верующих и религиозных объединений в последние годы существенно возросла, можно только приветствовать. Это является одним из признаков того, что Россией сделаны определенные шаги на пути построения демократического государства. Кроме того, после признания Российской Федерации юрисдикции Международного суда по правам человека необходимо обратить внимание и на практику данного суда по вопросам, связанным со свободой совести и деятельностью религиозных объединений.

Из всех решений судебных органов наибольшую роль в формировании правоприменительной практики законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в России имело Постановления Конституционного суда России от 23 января 1999 года. Это Постановление решило две важнейшие проблемы, возникшие при применении закона «О свободе совести» от 1997 года. статьи 9 закона устанавливалось, что условием регистрации религиозных организаций является:

- либо наличие выданного органами местного самоуправления подтверждения о существовании организации на данной территории в течение 15 лет

- либо подтверждения о вхождении в состав централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное этой централизованной организации.

Предыдущий закон подобных требований не предусматривал, и абсолютное большинство религиозных организаций не могло подтвердить 15-летний ценз существования на соответствующей территории. Разумеется, общины РПЦ, крупных мусульманских и протестантских объединений путем получения подтверждения о вхождении в соответствующую централизованную религиозную организацию обходили этот барьер. Но очень многим религиозным организациям, которые не имели подобной защиты, в основном представляющие различные направления протестантизма и новые религиозные движения, в перерегистрации было отказано.

2. Часть 3 статьи 27 ограничивала права уже зарегистрированных религиозных организаций, которые не могли подтвердить 15-летний срок действия на соответствующей территории. Они лишались права на:

- получение отсрочки от призыва священнослужителям (пункт 4 статьи 3 закона),

- создание образовательных учреждений и преподавание знаний о вероучении в форме факультатива в государственных и муниципальных школах (пункты 3 и 4 статьи 5),

- открывать при себе представительство иностранной религиозной организации (пункт 5 статьи 13),

- проведение религиозных обрядов в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей (часть 3 статьи 16),

- производство, приобретение, экспорт, импорт и распространение религиозной литературы, печатных аудио- и видеоматериалов и иных предмет в религиозного назначения (часть 1 статьи 17),

- создание образовательных организаций и средств массовой информации (часть 2 статьи 18), создание учреждений профессионального религиозного образования (статья 19), приглашение иностранных граждан для занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью (часть 2 статьи 20).

Разумеется, со столь серьезными ограничениями прав деятельность религиозных организаций существенно затруднялась.-В связи с этим Религиозное общество свидетелей Иеговы в городе Ярославле и Христианская церковь Прославления из г.Абакан Ярославской область подали жалобу в Конституционный суд Российской Федерации, в которой просили признать неконституционным часть 3 статьи 27 закона «О свободе совести».

Данные проблемы были разрешены в указанном Постановлении № 16-П Конституционного суда России. В нем было признано, что зарегистрированные до вступления в силу закона «О свободе совести» 1997 года религиозные организации при перерегистрации освобождаются от обязанности подтверждать пятнадцатилетний срок своего существования независимо от того, имели ли они свидетельство о вхождении в централизованную религиозную организацию или нет. Данным Постановлением также было установлено, что существенные ограничения правомочий религиозных организаций, которые не имели подтверждения о 15-летнем сроке своего существования, установленные частями 3 и 4 статьи 27 закона «О свободе совести», не распространяются на религиозные организации, зарегистрированные до вступления данного закона в силу.

Такая позиция основывалась на том, что «законодатель не мог лишить определенную часть учрежденных и обладающих полной правоспособностью религиозных организаций возможности пользоваться уже принадлежавшими им правами», так как это нарушает принцип равенства религиозных объединений (статья 14, часть 2 Конституции России) и «является недопустимым ограничением свободы совести..., а также свободы учреждения и деятельности общественных убеждений»-62.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 13 апреля 2000 года №46-0 также была подтверждена позиция Конституционного суда Российской Федерации, согласно которой на уже зарегистрированные религиозные организации до вступления в силу закона «О свободе совести» 1997 года ограничение прав, которыми названные религиозные организации уже обладали, не распространяется.1

В итоге, по словам А.В. Пчелинцева и В.В; Ряховского, «буквальное прочтение закона, («О свободе совести» - прим. К.К.) заменяется выявленным Конституционным судом "конституционно-правовым смыслом", значительно смягчающим закон, если даже не изменяющим его суть»164. Оно позволило очень многим религиозным объединениям перерегистрироваться и продолжать нормально функционировать.

Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений в России

Проблема перспектив развития социального партнерства государства и религиозных объединений является одной из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. В предыдущем параграфе было отмечено, что в настоящее время система взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на их тесном сотрудничестве, порой противоречит светскому характеру государства. В тех случаях, когда такое сотрудничество допустимо в. светском государстве, оно не имеет должного правового основания.

При правовом урегулировании проблем государственно-конфессиональных отношений, как на законодательном, так и на правоприменительном уровне;. нередко приоритет отдается интересам религиозных объединений, а не интересам личности. Тем самым, отсутствуют правовые гарантии прав и личности, и религиозных объединений. В то же времяЇ гармоничное развитие правового регулирования в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений невозможно без учета прав как личности, так ш религиозных объединений, четкого решения в законодательстве всех основных вопросов регулируемых отношений.

В связи с этим представляется, что актуальна задача обеспечения четкого правового регулирование: на уровне законов" и подзаконном уровне порядка реализации права- каждого на;; свободу совести и создания благоприятных условий для осуществления благотворительной деятельности религиозными объединениями: Обеспечение права каждого верующего является неотъемлемой частью обеспечения права религиозных объединений; так как через реализацию права верующих граждан, которые в случае необходимости в установленном порядке могут обращаться за содействием к религиозной организации, государство создает возможности: для активной деятельности религиозных объединений.

Четкое закрепление порядка реализации; права на свободу совести во всех сферах и осуществления социального служения религиозных организаций предполагает определение механизма его реализации;. Должны быть определены конкретные должностные лица,, которые обязаны обеспечить соблюдение данного» права, сроки и порядок принятия ими решения,, основания для принятия? решения? (заявления, обращения и? т.п.), ответственность за невыполнение ими? обязанностей. И в этом: случае представители религиозных объединений и верующие граждане будут четко знать, что при выполнении определенных условий в установленные сроки они смогут реализовать свои: права, организовать работу по? поддержке: малоимущих. Если: же установленный порядок будет нарушен, то появится возможность в: случае: его нарушения обращаться, в суд: за защитой і своего права. W в этом; случае: появится возможность \ оспаривать действия конкретных должностных лиц со ссылками на нормы права.

В настоящее время во? многих случаях порядок: реализации права каждого на свободу совести и реализации религиозными организациями І ИХ прав отсутствует или определен: недостаточно? четко,, что дает возможность, должностным лицам решать вопросы, по своему усмотрению и лишает пострадавших от их действий граждан и религиозных объединений оспаривать действия t (бездействия) должностных лиц. Так, Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный: Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года, содержит ряд общих положений" о необходимости обеспечения; прав военнослужащих. Статья=75 устанавливает, что командир принимает меры; по обеспечению: правовой» т социальною защиты, военнослужащих. В соответствии со статьей 98 заместитель командира: полка по воспитательной части? при проведении воспитательной: работы учитывает религиозные убеждения военнослужащих. Статья 143 обязывает заместителя: командира роты по воспитательной части заботиться об удовлетворении духовных потребностей личного состава. Механизм» реализации:этих обязанностей командования: в: Уставе не определен:. И? именно- это предопределяет, что характер

взаимодействия армейских структур с религиозными объединениями зависит от конкретного командира. Если же будут четко установлены процедуры и сроки; принятия решения! командиром, то- верующие военнослужащие: и религиозные объединения будут четко знать, в каких формах и в какие сроки; будет обеспечено их право на свободу совести, а в каких случаях ходатайство может быть отклонено.. Данный вопрос может быть урегулирован І как путем? внесения изменений в Устав; так и принятием приказа Минобороны России в установленном порядке.

Также- в настоящее: время" развивается! сотрудничество религиозных объединений; и государственных медицинских: учреждений!20. Правовое: основание такого» сотрудничества? - пункт 13: статьи 30» Основ; законодательства об охране здоровья, который і гарантирует право пациентов -. на допуск к нему священнослужителя; а в. больничном і учреждении? на предоставление условий для; отправления І. религиозных обрядов, в том І числе на предоставление отдельного помещения; если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Необходимо; принятие на уровне соответствующего министерства І приказа; в котором конкретизировался бы«порядок реализации; данного права і пациентом; с учетом? требований и стандартов конкретного типа стационарного5 медицинского: учреждения. ЕН таком приказе можно? предусмотреть возможность сотрудничества- медицинских, учреждений! с сестрами? милосердия; ш т.п. вопросы. Это позволит наладить, более: плодотворное сотрудничество? медицинских учреждений: со ВСЄМИ религиозными организациями;

Пока: же; взаимодействии- РПЦІ № медицинских; учреждений; превалирует миссионерская составляющая, а объем реальной- помощи пациентам крайне мал221. При; этом реальная; помощь медицинским? учреждениям; со стороны! иных конфессий? нередко? наталкивается на; препятствия.- Так, как: только на краснодарском» телевидении«прошел сюжет об успешной программе католической благотворительной) организации Каритас «Защита жизни» по предотвращению абортов, тут же от помощи сотрудников католического центра отказались по формальным основаниям .

Следовательно,. только при условии; четкого правового регулирования права каждого на свободу совести и установления в законодательстве гарантий свободного социального служения религиозных объединений могут быть гарантированы права- последних. Если будут гарантированы права каждого верующего, то тем самым будут гарантированы права и религиозных объединений, необходимые для обеспечения прав своих последователей: Тем самым не только будут гарантированы.права каждого на свободу совести но и реализован один из важнейших принципов светского государства -установление: правовой формы. государственно-конфессиональных: отношений.

Особо отметим, что гарантирование права\ каждого на свободу совести f и прав религиозных объединений; подразумевает использование всего комплекса способов правового - регулирования т включает в \ себя наряду со способом? дозволения использование способові запрещения; и установления позитивных обязываний . Это означает, что при предоставлении личности или религиозному объединению конкретных прав; государство вправе установить определенные запреты или обязать физическое или юридическое лицо для реализации права совершить определенные: действия (подать заявление, соблюдать правила поведения в соответствующей организации и т.п.).

Похожие диссертации на Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации