Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Булавина Мария Александровна

Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке
<
Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Булавина Мария Александровна. Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Булавина Мария Александровна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2008.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-12/405

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Правовое регулирование дсятелыюсги римской католической церкви в России в XVIII веке 13

1.1. История распространения и утверждения католицизма в России, начало его правового регулирования 13

1.2 Устройство римско-католической церкви в Российской империи 38

Глава 2. Особенности правового положения Общества Иисуса как ордена римско-католической церкви в XVIII веке 65

2.1 . Организационные основы деятельности Общества Иисуса 65

2.2. Правовой статус Общества Иисуса и влияние деятельности общества на религиозную политику Российской империи 86

Глава 3. Правовые аспекты регулирования деятельности греко-католической церкви в свете взаимоотношений православия и католичества 117

3.1 Правовое регулирование деятельности греко-католической церкви 117

3.2 Греко-католическая церковь через призму государственной политики воссоединения 130

Заключение 171

Библиография 176

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью восполнения существующего в науке и на практике пробела в комплексном изучении правового положения католицизма как одного из важнейших субъектов церковного и государственного нрава в Российской империи.

В настоящее время, когда государственно-церковные отношения играют всю большую роль, мировое сообщество стремится к свободе вероисповедания, особенно важно оценить исторический опыт регулирования межконфессиональных отношений. Влияние государственной власти во все времена подкреплялось авторитетом духовенства, а на основе общих интересов складывалось политическое сотрудничество церковных и светских кругов, успех которого, в силу значимости преследуемых целей, мог совершенно не зависеть от различий вероисповедания.

Исторический опыт свидетельствует о том, что религия играет важнейшую роль в жизни как отдельного человека так и целого народа, гражданского общества и государства. Христианство существует в мире уже два тысячелетия. Десять столетий назад оно появилось и па Руси. Пожалуй, ни одна из христианских конфессий России не вызывала к себе столь противоречивого отношения, как католицизм.

Было бы ошибочным говорить о наличии па территории Российского государства единой в этническом и национальном смысле католической церкви. Несомненно, российский католицизм был однородным в конфессиональном смысле, но на различных исторических этапах он существовал во всевозможных национальных проявлениях - после присоединения к России части территории Речи Посполитой широкое распространение получил польский католицизм; с конца XVIII века в результате притока иностранных колонистов в Российскую империю началось формирование немецкой католической диаспоры; в

4 XX веке окончательно сформировался католицизм Западной Украины и Западной Белоруссии.

Возведение веротерпимости в ранг официальной политики русского абсолютизма предопределялось как общим политическим господством светской власти, так и обширными территориальными приобретениями второй половины XVIII в., добавившими Российской империи миллионы иноверных подданных. Именно в это время Россия дает пристанище двум католическим орденам — «Обществу Иисуса» (более известному как орден иезуитов) и Ордену Св. Иоанна (иначе - иоанпитов, или Мальтийскому). Но если второй пострадал в результате военной агрессии — занятия Мальты войсками Наполеона, то первый - самый влиятельный из всех католических орденов — задолго до наполеоновских войн подвергся гонениям со стороны всей Западной Европы и был официально упразднен самим Папой Римским. Православная Россия, вопреки требованиям Рима и наперекор собственной политической традиции, не только сохранила у себя членов «Общества Иисуса», но и позволила им окрепнуть настолько, что в первой четверти XIX в. орден был официально восстановлен сначала в России, а затем и по всей Европе.

Итак, наибольшие изменения в правовом статусе западных христианских конфессий произошли в XVIII в, когда был заложен фундамент правового положения церквей и предприняты первые шаги по созданию католической организации в России.

Возникновение догм и предрассудков в отношении истории Римско-католической Церкви в России было связано не только с отсутствием достоверной и полной информации, но и с определенными политическими и идеологическими целями. Изменения в политической жизни страны и в государственно-церковной политике позволили иначе взглянуть па саму проблему и обратиться к возрождению истории Церкви.

В силу повышения роли Церкви в решении принципиально важных вопросов в современной России, ученым и практикам в лице юристов, историков,

5 политиков при создании, обновлении и дополнении законодательства, при определении и строительстве политики в отношениях Российского государства и населяющих его представителей различных конфессий необходимо знание истории и правового регулирования этих вопросов. В нашем исследовании мы обращаемся к историко-правовому опыту взаимоотношений Российской империи и католицизма в XVIII веке. Именно этот период отличается наиболее яркими примерами правового регулирования и наиболее переплетающегося религиозного взаимодействия.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время имеется
значительное количество работ, в той или иной мере затрагивающих историю
правового регулирования существования представителей различных конфессий
на территории России. Вместе с тем, правовое положение католической церкви
в полной мере не исследовано. с

Среди исследований, посвященных отдельным вопросам правового положения римско-католической и греко-католической церквей можно выделить работы ученых историков и правоведов: И.К. Смолича, Д.Л. Толстого, М.И. Горчакова, В.А. Цыпина, Л.С. Павлова, Н.С. Суворова, М.О. Кояловича и других. Общим проблемам правового положения римско-католической и греко-католической церквей представляют труды П.В. Знаменского, К. Зноско, А.А. Алова, Н.Н. Бантыш-Каменского, А.В. Карташева, О.А. Лиценберг и многих других авторов. Существенный вклад в исследование отдельных вопросов существования на территории Российской империи Общества Иисуса, как одного из ярчайших представителей католической конфессии внесли М. Ипглот, Г. Гризипгер, Ж. Губер, JI.H. Великович, Г. Бемер, А.Р. Андреев, А. Ильин, В.Б. Лушиай.

В отечественной юридической науке практически не было работ, специально посвященных рассмотрению особенностей правового положения католичества в России. Рассмотрение проблемы взаимоотношений православия и католичества рассматривалось лишь как совокупность исторических фактов через

призму субъективного взгляда либо ярых сторонников католицизма, либо православных защитников.

Вместе с гем, в отечественной правовой науке практически отсутствуют работы, специально посвященные рассмотрению особенностей правового положения Римско-католической и Греко-католической Церквей, аспектов правового регулирования устройства этих Церквей, их правового статуса, взаимоотношения их с Русской Православной Церковью как целостной государственно-правовой системой.

Объектом исследования являются правоотношения в сфере деятельности католической церкви в Российской империи в XVIII веке.

Предмет исследования — это нормы правового регулирования положения римско-католической и іреко-католической церквей в России в XVIII веке, а также нормы, регулирующие проводимую в этот период политику воссоединения греко-католической и русской православной церквей. Кроме того, в предмет исследования вошли нормы, регулирующие особенности правового положения Общества Иисуса, как ордена римско-католической церкви, оказавшего наибольшее влияние на формирование релшиозной политики и ее правового выражения в XVIII веке.

Целью диссертационного исследования является изучение правового положения римско-католической и греко-католической церквей на основе государственно-правовых норм и истории их взаимоотношений с Российским государством.

В соответствии с целью диссертационной работы поставлены следующие задачи:

выявить и проанализировать основные периоды историко-правового развития римско-католической церкви в России;

всесторонне изучить сложный и противоречивый процесс становления и развития Католической Церкви в истории России, а также показать его зависимость от конкретных социально-политических условий;

раскрыть правовое положение Римско-католической Церкви в российском обществе в XVIII веке;

изучить организационные основы деятельности Общества Иисуса как римско-католического ордена, оказавшего наибольшее влияние па политику государства в рассматриваемый период;

проанализировать правовое положение Общества Иисуса в Российской империи и его влияние па религиозную политику государства;

изучить существенные аспекты правового положения Греко-католической Церкви в Российской империи в XVIII в;

- охарактеризовать основные правовые аспекты взаимоотношения право
славия и католичества выражавшиеся в политике воссоединения.

Методологической основой диссертационного исследования служит система общенаучных, частнонаучиых и специально-научных методов познания, способствовавших решению поставленных в исследовании задач. Ведущее место среди общенаучных методов занимает диалектический метод познания, предполагаюцщй объективное и всестороннее исследование правовых явлений в их взаимосвязи, противоречивости и взаимообусловленности. Работа также строилась на таких принципах научного исследования, как историзм, объективность, системность, что позволило представить исследуемый материал в проблемно-хронологической и систематической последовательности. Автором диссертации также использован системный, формально-юридический, сравнительно-правовой подходы, основанные на установлении сходства или различия между изучаемыми правовыми явлениями, и историко-правовой методы. Среди специальных методов важнейшую роль играл сравнительно-правовой и сравнительно-исторический методы, позволивший сформулировать основные направления взаимоотношений между государством и католической церковью в России. Проблемно-хронологический метод способствовал исследованию поставленных проблем во временной последовательности с определением количественных и качественных перемен.

Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют различные группы источников. Диссертант опирался на обширные нормативные и иные документальные источники: указы императоров, касающиеся регулирования правового положения римско-католической и греко-католической церквей, указы, постановления, распоряжения и определения Святейшего Синода, касающиеся взаимоотношений Православия и Католичества, церковное законодательство и другие канонические материалы.

Важным источником явились материалы, находящиеся в Архиве внешней политики Российской империи при МИД РФ (АВПРИ) и Российском государственном архиве древних актов (РГЛДЛ).

Теоретической основой диссертационного исследования, послужили фундаментальные положения, содержащиеся в научных трудах по истории отечественного государства и права, церковному праву: И.К. Смолича, Д.А. Толстого, М.И. Горчакова, В.А. Цыпипа, А.С. Павлова, Н.С. Суворова, М.О. Коя-ловича, П.В. Знаменского, К. Зноско, Н.Н. Бантыш-Камспского, А.В. Карташе-ва, О.А. Лиценберг, М. Ипглота, Г. Гризингера, Ж. Губера, Л.Н. Великовича, Г. Бемера, А.Р. Андреева, А. Ильина, В.Б. Лушпая и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что данное исследование расширило и углубило систему знаний о правовом регулировании меж-кофессиопальпых отношений в истории России в XVIII веке. В диссертационной работе с позиций современных требований историко-юридической науки представлен комплексный анализ правового положения римско-католической и греко-католической церквей в Российской империи в XVIII веке. Впервые специально исследуются нормы государственного регулирования правового положения римско-католической и греко-католической церквей, а также правового

9 положения Общества Иисуса как римско-католического Ордена, повлиявшего на развитие исторических событий этого периода.

Кроме того, научная новизна состоит в авторской оценке как позитивных, так и негативных явлений, наблюдаемых в процессе становления и развития правового регулировании положения католической церкви в России.

Диссертационная работа призвана способствовать интеграции исторического опыта законодательного регулирования государственно-церковных отношений в современную правовую систему России.

Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту и обладающие элементами научной новизны:

на формирование правового положения католиков в Российской империи оказали влияние следующие факторы. Обширные территориальные приобретения XVIII века: присоединение Прибалтики, разделы Речи Посполитой, в результате которых часть католиков оказалась на территории Российской империи. Наличие географических областей размещения католиков: ими были немецкие колонии Поволжья, юга России, Крыма, Санкт-Петербурга, Закавказья и другие области дореволюционной Российской империи. Ограниченный выбор мест поселения для колонистов: значительная их часть была направлена в Поволжье;

на основании анализа источников автором диссертации выявлены принципиально важные факторы, определяющие правовое положение римско-католической Церкви: 1) политические отношения с традиционно католической Польшей; 2) наличие «гибрида» - греко-католической церкви на территории Западной России; 3) традиционное неприятие русской православной церковью «польского» (именно так воспринимался католицизм в Российской империи) католицизма; 4) влияние на правовое регулирование деятельности «уничтоженного», но не в России, Общества Иисуса;

- особенностью изменения правовой базы регулирования деятельности
римско-католической церкви является проведение государственных реформ в
связи с присоединением новых Западных территорий и закрепление правового
регулирования деятельности Римско-католической Церкви в государственно-
правовых источниках;

- регулирование правового статуса римско-католической церкви в Россий
ской империи происходило посредством канонического и государственного
права с преобладанием последнего. В частности, государством определялась
структура и подчиненность еиископств, порядок отчетности и ведения эконо
мических дел в них, разрешения экономических споров. Кроме того, даже Пап
ские буллы и повеления должны были обязательно пройти утверждение в Си
ноде. Основываясь на вышеизложенном, диссертант приходит к выводу о том,
что целью было установление государственного контроля над католической иерар
хией и замещением церковных должностей;

автором диссертации определены и охарактеризованы отличительные черты правового положения греко-католической церкви: 1) греко-каголическая церковь сіала результатом унии православия и католичества и вобрала в себя особенности обеих, а именно организационное устройство римской церкви и обряды православной; 2) правовое положение греко-католической церкви, как правило, отражается в тех же правовых актах, что и положение римско-католической церкви;

особенностью является проводимая политика воссоединения, заключавшаяся в попытках вернуть в лоно православия «отколовшихся» греко-католиков. Данная политика порождает активную реакцию Рима и приводит к интенсивным дипломатическим отношениям, а также к расширению законодательной базы, регулирующей эти отношения;

обобщив архивные данные и нормативно-правовую базу, диссертант приходит к выводу о том, что отношения между православием и католичеством строились посредством светских властей. «Камнем преткновения» здесь была

греко-католическая церковь, которая практически всегда служила «разменной монетой» как в политической игре правительства, так и в борьбе православия и католичества.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется ее новизной, тем, что результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на ряд важных аспектов государственно-конфессиональных отношений. Содержащиеся в диссертационном исследовании обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по проблемам истории государства и права, церковному праву, правовому регулированию государственно-религиозных отношений.

Материалы, выводы и положения диссертационной работы могут быть также использованы в педагогической деятельности, в процессе преподавания общих и специальных курсов по истории государства и права, теории государства и права, церковному праву, религиоведению, истории мировых религий и пр.

Положения диссертационного исследования могут быть привлечены в качестве сравнительного материала при корректировке нормативно-правовой базы по вопросам государственно-церковных отношений.

Диссертационное исследование может помочь более глубокому взаимопониманию и взаимопроникновению двух ведущих мировых религий: православию и католицизму. Преломив исторический опыт через призму современных условий, можно будет добиться не полного слияния, но конструктивного межконфессионалыюго диалога.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре истории государства и права Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Диссертационная работа представляет собой обобщенный результат исследований, проводившихся диссертантом. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных публикациях, а также в докладах па научных конференциях.

Структура диссертации. Предмет, цели и задачи диссертационного исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников и литературы.

История распространения и утверждения католицизма в России, начало его правового регулирования

Если русские государственные законы не допускают образования сект или расколов внутри господствующий православной церкви, то у пас всегда терпимы были, в большей или меньшей мере, другие христианский вероисповедания иноземного происхождения.

Славяне еще в язычестве отличались веротерпимостью. В них можно подозревать даже значительную долю религиозного индифферентизма, которым отчасти объясняется и мирное введение у нас христианства. С принятием христианства не изменился характер отношений русского народа и правительства к иным конфессиям.

Из договора ганзейцев с Новгородом видно даже, что немецкие церкви в Новгороде и Ладоге исстари владели лугами. Конечно, уже первые русские митрополиты, которые все были из греков, вели полемику против этих немцев, т.е. против католиков, но эта полемика пока еще не внушала фанатической нетерпимости. Знаменитый основатель Киево-Печерской Лавры св. Феодосии писал: «Будь милостив не только к своим христианам, но и к чуэ/сим»1. Но в позднейшие времена, под влиянием различных политических и церковных обстоятельств наше духовенство начинает гораздо строже судить о католиках, называя их не иначе, как «погаными» (т.е. язычниками).

Такой взгляд обнаружился уже в начале XV в. но поводу разделения русской митрополии на северную (московскую) и юго-западную (литовскую). Хотя потеря южнорусских епархий и не была потерей для православия, потому что южнорусский митрополит и епископы оставались вполне верными восточной церкви, однако отсюда именно начинается жестокая и упорная борьба русского православия с католичеством. В глазах московской церковной иерархии православный митрополит под верховной властью католического государя не мог быть вполне православным. Взаимная нетерпимость обоих вероисповеданий усиливалась еще постоянными политическими столкновениями Московской Руси с Польшей. Наконец, постоянные попытки римских пап подчинить себе не только западную, но и северную русскую митрополию более и более восстанавливали наших государей и архиереев против католичества.

В XV-XVI веках католическое богослужение в России не допускалось, несмотря на пребывание в Москве значительного числа иностранцев-католиков.

При Иване IV в Москве было много иностранцев: ремесленников, художников и врачей, которые, однако, были преимущественно немцы, т.е. лютеране, но не латиняне, т.е. католики. Папский легат Антоний Поссевип, исполнявший роль примирителя между Баторием и Иваном TV, напрасно домогался, чтобы царь выгнал из Москвы всех лютеран и позволил быть здесь костелу. Ему отвечали, что в русском государстве живут люди разных вер, со своими обычаями, но с условием - не совращать русских в свою веру.

Политике Ивана Грозного относительно иноверных европейцев следовали и все его преемники.

В 1649 г. па Земском соборе было принято Соборное уложение, которое запрещало иноземцам, не принявшим православие, вступать в родственные связи с русскими. Статья 40 главы XIX Уложения не дозволяла иностраи-цам, не принявшим православие, владеть недвижимостью на территории Москвы: «...дворов и дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати... А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавати, и им за то от государя быти в опале»2.

Некоторые авторы не совсем точно указывают на то, что Уложение упоминало смертную казнь за совращение из православия. Статья 24 Уложения 1649 г. предписывала наказывать смертной казнью в виде сожжения виновных в совращении православных только в мусульманскую веру. О совращении в протестантизм, католицизм или в само православие закон умалчивал.

После вступления России в 1686 году в "Священную лигу" (аптитурецкую коалицию католических государств) ситуация стала меняться.

Период Смутного времени, войны с католической Польшей добавили проблем распространению католицизма в России. Правовое положение римско-католической церкви не было законодательно урегулировано в масштабах всего государства. Вследствие окончательного разделения Западной и Восточной христианской церкви существовавшая ранее относительная свобода латинской веры в пределах Русского государства заменилась её полным неприятием.

4 октября 1652 г. Алексей Михайлович издал указ, по которому все иноверцы-христиане, не желавшие перейти в православие и повторно креститься, должны были выселиться в Ново-Немецкую слободу па Кукуе4. Таким образом, государство посредством правовых норм провозглашало неравенство подданных, исходя из их конфессиональной принадлежности.

Католическим священникам - членам ордена иезуитов - вновь было разрешено приезжать в Москву лишь при царевне Софье (1682-1689). Началась новая страница в истории католицизма в России, изменился его статус в русском обществе. В правление Софьи согласно царской грамоте от 21 января 1689 г.э была объявлена полная веротерпимость в России. Грамота обещала свободу тем, кого притесняли у себя на родине, и предлагала ехать «в паше великороссийское царство... безо всякого опасения». В Европе в результате заключения Аугсбургского религиозного мира 1555 г., завершившего войны между католиками и про гестаптами, было установлено право князей определять вероисповедание своих подданных по принципу: «чья страна, того и вера»6.

Устройство римско-католической церкви в Российской империи

В царствования синодальной эпохи, государственные законы, регулирующие церковную жизнь, принимались обычно либо в качестве именных указов высочайшей власти, либо указов Святейшего Правительствующего Синода (далее Святой Синод), который, подобно Сенату, действовал от имени государы-пи, получал от неё к исполнению указы и повеления по всем церковным делам. Все постановления Святого Синода выходили со штемпелем: «По указу его (её) императорского величества».

Изначально, когда количество католиков в Российской империи было невелико, не было необходимости давать какие-либо специальные указания по устройству римско-католической церкви. Регулирование данного вопроса, как правило, ограничивалось актами, относящимися непосредственно к одному территориальному подразделению католиков.

Во второй половине XVIII века правовая база католической церковной организации была представлена следующими нормативными документами. В ноябре 1766 г. был принят указ «О сочинении регламента» Петербургской Римско-католической Церкви". Данный закон был издан для находящейся в Санкт-Петербурге католической церкви в целях соблюдения ее прихожанами и духовенством римско-католического закона, утвержденного светской властью. Поводом для издания Регламента послужили жалобы римско-католических лиц различных национальностей, проживавших в Санкт-Петербурге, на своих священнослужителей, которые, используя не по назначению церковные суммы, «навлекли на себя долги, да такие, что на церковное строение не осталось денег». Указ называл следующие причины случившегося:

1. С момента появления в империи Римско-католической Церкви не было издано ни одного соответствующего закона о приглашении католических священнослужителей в приходы.

2. Государство никогда не утверждало и не публиковало специальных правил, регулировавших обязанности священнослужителей и прихожан «по экономическим вопросам и церковным обрядам».

З.В Российской империи не существовало судебной инстанции, которая могла бы рассматривать подобные жалобы, поэтому духовенство, не опасаясь наказания, присваивало себе собранные приходами средства.

Законодатели пришли к выводу, что, если «в нашей Империи есть церковь для народа римско-католической веры, и так как данные пароды являются нашими гражданами, то и они должны платить и давать деньги, и собираемая с них сумма должна производиться в расходе по их воле и желанию, и чтоб под защитой наших законов всегда оставалась» . Для устранения в будущем подобных недоразумений императрица и повелела издать Регламент.

Так, 12 февраля 1769 года Санкт-Петербургской Римско-католической Церкви была дана жалованная грамота, в которой еще раз было подтверждено, что католики «остаются при пожалованной предками нашими свободе в отправлении их Римского исповедания»59. Также Грамота вторично закрепляла право на место, данное церкви ещё Императрицею Анною Иоанновпою иод строение их кирхи в 1739 году 11 августа и ограждала отведенные земли от любых претензий со стороны третьих лиц, кроме самих прихожан.

Кирха, школа и те дворы, в которых проживали церковные служители в Санкт-Петербурге были освобождены от «полицейских тягостей», по за ними закреплялась обязанность ремонта каменной мостовой и содержания в чистоте улиц напротив кирхи.

Регламент, утвержденный одновременно с Жалованной грамотой подробно расписывал внутреннюю организацию дел в Санкт-Петербургской римско-католической церкви.

Но настоятельной просьбе прихожан присылаемые в Россию священнослужители (пасторы) должны были знать не менее двух языков из четырех, представленных в России католических общин — немецкой, французской, итальянской и польской. Рим же присылал только итальянских пасторов, отозвав рапсе приехавших немецких.

Пасторы должны были называть себя «кураторами душ», а не миссионерами, поскольку «для отправления службы исповедания своего, а не для новой какой проповеди» в Россию призваны.

Весь Санкт-Петербург и округу, включая Ригу и Ревель, должны были обслуживать шесть католических священников, принадлежащих только к Францисканскому ордену. Ранее, пасторы могли находиться при кирхе не более четырех лет, Регламент увеличивает данный срок еще на четыре года, при условии «... ежели прихожане ими довольны и духовные сами пожелают по согласию прихожан остаться...., а сие для того, дабы от перемены 4-х летней всех духовных прихожане излишней тягости для выписывания и на возврат отправления в расходах не имели, а духовные чрез то в лучшем согласии,с ними пребывали»60.

Из шести священнослужителей прихожане должны были выбирать супе-риора. День выборов назначался Юстиц-коллегией. В назначенный день в присутствии одного члена и секретаря от Коллегии при собрании всех прихожан в кирхе, коллежский секретарь оглашал указ о дозволении прихожанам выбрать и назначить себе нового начальника из тех пасторов, которые были определены при кирхе. Выборы проходили по нациям, подачей устных и письменных голосов. Вел запись и подсчет голосов секретарь. Он же, по окончании выбора при члене Юстиц-коллегии объявлял всем прихожанам нового начальника, избранного большинством голосов.

Организационные основы деятельности Общества Иисуса

Документы, касающиеся религиозных сюжетов, полны легенд. Религии всегда были ареной столкновения противоречивых слепых страстей. Слепых потому, что их объекты совершенно ускользали от научного наблюдения и от рационального доказательства и, с другой стороны, всегда были связаны с весьма существенными интересами, духовными и светскими здесь на земле и, чисто духовными - потустороннем мире. Книги, трактующие о религии, являются почти всегда произведениями, защищающими или обличающими предмет своего исследования; они написаны или глубоко верующими, или противниками веры, нападающими на них. Объективные, беспристрастные свидетельства встречаются редко. Очень часто глубокая тайна окутывает в истории религий то, что было бы особенно важно знать. Поэтому в ней так много вопросов, мало или плохо изученных.

Для нашего исследования необходимо выяснить роль Общества Иисуса в истории Российской империи и его влияние на правовую регламентацию жизни католиков на территории России. У римско-католической церкви, как и у православной, имеется развитый институт монашества. Однако, в отличие от православия, для католицизма характерно объединение монашества в особые организации — ордена (конгрегации), исторически сформировавшиеся на основе круга последователей какого-либо христианского подвижника и носящие его имя".

Характерные черты, которые всегда отличали западное монашество от восточного, именно предпочтительно-практическое его направление, между тем как направление восточного монашества может быть названо предпочтительно-созерцательным.

Под «орденом» в католической церкви подразумевается совокупность лиц, которые своими обетами обязаны следовать определенному порядку жизни. Единство практической цели, единство устава и вследствие этого единство орт ганизации обособляют один орден от другого. Число орденов и в средние века и в новейшее время весьма значительно. Право основывать ордена принадлежит Пане112. У. Штутц дает следующее определение ордена: «Ордена — это союзы, получившие как таковые апробацию папы, в которых посредством profession religiosa даются три обета - личной бедности (votum pauperlatis), целомудрия (votum castitatis) и послушания (votum obedientie)»113. Но этим обетам должны сначала предшествовать год испытания, noviciatus. По истечении его — повиций сперва допускается только к простым обетам (vota simplicia), которые хотя и связывают уже на всю жизнь, однако таким образом, что папа еще может дать диспенсацию от них с упразднением всех последствий обетов, или орден может отпустить давшего такие обеты; поэтому у последнего остается право собственности на свое недвижимое имущество, по ограничивается права пользования и управления им. Только после следующих трех лет процедура приема закапчивается торжественными обетами. С этим связывается приобретение прав духовного состояния, устранение delectus natalium, устранение всякого прежнего, хотя бы противоречащего, votum simplex, приобретение пожизненного юридического притязания к ордену на содержание, но и потеря собственного (недвижимого) имущества в пользу ордена, потеря прежней бенефиции и неспособность получить новую, назначаемую для светского духовенства (beneficium saeculare), из чего делается исключение только для папства, карди-нальства и епископства, которые открыты и для принадлежащих к орденам, паконец, неспособность лично делать приобретения и поступать в брак (публично-правовые разрывающие) impedimentum voti sollemnis

Самовольное оставление ордена не упраздняет обязанностей, а дает состав деликта - aposlasia a regula sive a monachatu, за который грозит excommunicatio latae sententious и прекращение общения. Монах, упорно противящийся орденской дисциплине, при установленных уставом предположениях, может подвергаться изгнанию из ордена, но оно не имеет своим последствие освобождение от обетов, а только приостановку обязанности послушания. Обязанности, хотя с соответствующими смягчениями, оставляет и папское дозволение жить в миру, вне монастыря (секуляризация), которое получается скорее, чем полное освобождение от обетов посредством папской диспепсии (лаизация), затрудненное римской практикой насколько только возможно.

Правовое регулирование деятельности греко-католической церкви

Греко-католическая церковь возникла на территории Украины и Белоруссии в 1596 году в результате Брестской церковной унии, смысл которой заключался в союзе (унии) части православной церкви, расположенной на этих территориях, с католической церковью на условиях признания религиозного главенства Паны Римского и католической догматики при сохранении православного культа и традиционного языка богослужения. Как считает А. Карташев: «Уния выросла на почве морального падения русской иерархии, пониженной в своих качествах патроиатской системой обратного, то есть дурного подбора»239. Похожей точки зрения придерживается и Б.Ы. Флоря, который указывает, что «заключение унии с католической церковью было вызвано прежде всего стремлениями православного епископата положить конец кризису православной церкви на территории Украины и Белоруссии, находившим свое наиболее яркое выражение в кризисе деятельности организационных структур этой церкви»2 10.

Здесь имели место более благоприятные условия для долгосрочного сохранения унии, поскольку она явилась результатом длительного, хотя отнюдь не прямолинейного развития241.

Когда в 1569 г. княжества Польское и Литовское сливались в единое целое, в церковной сфере происходила борьба православных епископов с проникновением кальвинистского духа. Недовольные своим патриархом, они направили посольство в Рим. При Клименте VIII и была заключена упомянутая выше Брестекая уния 1596 г. В конце XVII в. (1681 г. и 1700 г.) приняли католичество и представители двух еще остававшихся православными диоцезов — Львова и Перемышля. Однако в том же столетии в Польше снова заняла твердые позиции и новая православная иерархия

Униатская церковь, существовавшая в пределах бывшего Польского королевства никогда не имела самостоятельного и прочного положения, как особое вероисповедание, способное удовлетворить религиозным потребностям своих последователей. Вся ее история есть напряженный труд, неотвратимым последствием которого было разрушение упии и рассеяние униатской паствы. В связи с этим мы наблюдаем постоянную тенденцию объединения правового регулирования деятельности греко-католической церкви и римско-католической церкви. Как уже отмечалось, правовое регулирование деятельности греко-католической церкви в Российской империи отражалось в тех же актах, что и деятельность римско-католической церкви. Отчасти это объясняется тем, что обе эти церкви подчинялись Папе Римскому, и Екатерина II стремилась унифицировать управление этими институтами. ,

После разделов Польши (в 1772, 1793 и 1795 гг.) вопрос о церковной орга-низации отошедших к России земель приобрел большое значение" . Многие верующие, которые не были тверды в унии, вернулись в православие. Часто это бывали целые приходы, так что в распоряжении православной церкви оказывались и церковные здания. Иногда униатские священники силою изгонялись крестьянами из своих приходов. О реакции польских землевладельцев на такие действия можно судить только предположительно. Социальная обстановка поначалу удерживала их от вмешательства в события. Эта оппортунистическая позиция была осуждена католической историографией как поддержка «схизматиков». Уже в 1765 г. униатский-митрополит вынужден был признать, что его Церковь потеряла не менее 80 приходов" . Ответные меры, рекомендованные Мокшицким, уполномоченным митрополита, были направлены главным образом против униатских священников, даже тех, которые оставались верны унии, но теперь из соображений безопасности были не слишком активны в своем служении. Меры эти были такого свойства, что та же польская историография говорит о них исключительно с неодобрением243.

Вопрос унии, как и католичества, тесно связан с политическими отношениями между русским правительством и Святым престолом. И здесь, наверное даже в большей степени, внутреннее правовое регулирование перекликается с внешними взаимоотношениями. В вопросах униатства рука об руку идут политические интриги обеих сторон и как нельзя более ярко отражаются победы и поражения в сфере регулирования правового положения верующих католического исповедания. В правовом отношении нормы посвященные католичеству часто распространялись и па греко-католиков или в одном акте они упоминались параллельно.

Как и большинство современников Екатерины II из православных должностных лиц и последующих православных историков, императрица считала униатскую веру «уродливым гибридом» из догматов одного вероисповедания и обрядов другого, искусственным сооружением, придуманным специально для того, чтобы отвращать население Белоруссии от его приверженности Москве, ведь волку в овечьей шкуре легко сбить доверчивую паству с пути истинно-го246.

Еще до открытого присоединения Белоруссии, Екатерина II старалась дать попять жителям этой страны, что их положение под властью России будет хорошим. Назначая, еще до первого раздела

Похожие диссертации на Правовое положение католической церкви в России в XVIII веке