Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Правовая культура в правовой системе общества 11
I. Методологические предпосылки исследования правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы 11
2. Основные концепции правовой культуры в отечественной правовой науке 25
3. Профессионально-правовая культура: понятие, виды и структура 56
Глава 2. Профессиональная правовая культура сотрудников пенитенциарной системы в их профессиональной деятельности 82
1. Специфика профессионально-правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы 82
2. Структура и классификация элементов профессиональной правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы 105
3. Организационно-правовой механизм формирования правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы 123
Заключение 144
Библиографический список 156
Приложения 178
- Методологические предпосылки исследования правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы
- Основные концепции правовой культуры в отечественной правовой науке
- Специфика профессионально-правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы
- Структура и классификация элементов профессиональной правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена обстоятельствами практического и теоретического характера.
Объявление Конституцией 1993 г. России правовым государством и закрепление в ней положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российского государства, стало поворотным пунктом в отечественной правовой политике.
Вместе с тем одного лишь юридического закрепления ценностей правового государства недостаточно, поскольку право «живет» только посредством реализации. В связи с этим нельзя не согласиться с С.С. Алексеевым, считающим, что «возвышение прав человека как юридического принципа -не кульминация права, а всего лишь его начальный пункт»1.
Утверждение высоких гуманистических начал в юридической практике Российского государства невозможно без обеспечения должного уровня правовой культуры как в целом, так и в деятельности отдельных звеньев механизма государства, прежде всего правоохранительных органов, особое место в системе которых принадлежит органам и учреждениям, исполняющим уголовные наказания.
Гуманизация, ставшая основным приоритетом в уголовно-исполнительной политике, влечет за собой необходимость не только пересмотра сложившихся подходов, стереотипов, форм и методов деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, но и выработки эффективных средств их правового воспитания и в конечном итоге повышения уровня правовой культуры. Сотрудники пенитенциарных учреждений в значительной степени испытывают на себе влияние криминальной субкультуры, что в ряде случаев приводит к деформациям правового сознания и снижению уровня их профессиональной правовой культуры.
В этой связи правовую культуру сотрудников пенитенциарной системы можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок формирования правового государства, как фактор усиления борьбы с преступностью.
Необходимость исследования профессионально-правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы продиктована и иными обстоятельствами. В отечественных работах, посвященных правовой культуре, пенитенциарная профессиональная культура, как правило, рассматривалась фрагментарно, как часть профессиональной правовой культуры сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем своеобразие пенитенциарной деятельности и соответственно пенитенциарной правовой культуры вполне очевидно.
Таким образом, в современных условиях усиливается потребность в теоретическом осмыслении и изучении профессиональной правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы для выявления общих тенденций ее формирования, а также разработки этой проблемы применительно к современным социально-экономическим и культурным условиям.
Степень научной разработанности темы. Проблемам правовой культуры и ее ценностей посвящено множество исследований, проводившихся с различных позиций. Она анализировалась с точки зрения соотношения с политической культурой , смежными правовыми явлениями (правосознанием и правами человека)2; в связи с психологическими аспектами применения права3 либо в социологических исследованиях правовых проблем4.
В 80-90-х гг. прошлого столетия разработана общая концепция правовой культуры1 и намечены основные направления научной деятельности в этой области.
В настоящее время научный интерес к проблематике правовой культуры не ослабевает. В последнее десятилетие появилось немало интересных работ, посвященных как правовой культуре общества в целом2, так и отдельным ее разновидностям .
Однако, как свидетельствует анализ источников, сегодня в общей теории права нет монографических исследований, посвященных проблемам правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы и учитывающих как тенденции, характеризующие современное состояние правовой культуры современного российского общества, так и специфику пенитенциарной системы.
Таким образом, несмотря на достаточно высокую степень разработанности проблем правовой культуры общества, обращение к профессиональным аспектам правовой культуры продолжает оставаться теоретически и практически актуальным.
Указанные выше и иные причины обусловили выбор темы и структуру исследования.
Объект исследования - комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования пенитенциарной системы в современном российском обществе.
Предмет исследования - правовая культура сотрудников пенитенциарной системы.
Цель настоящей работы - создание необходимых теоретических предпосылок для формирования научно обоснованной концепции правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы.
Цель и предмет диссертационного исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
- проведение общетеоретического анализа категории «правовая культура»;
- осуществление многоаспектного, комплексного анализа профессиональной правовой культуры;
- выявление и классификация факторов, детерминирующих состояние профессиональной правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы;
- изучение организационно-правового механизма формирования правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы;
- разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы.
Методологической основой исследования стал диалектический подход в сочетании с системным и различными видами анализа и структурным синтезом.
Использованы также частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и др.). Достижению цели работы и решению исследовательских задач способствовало применение принципа взаимодополняемости различных методологических приемов, разработанных в рамках разнообразных областей знания, а именно социологического, психологического, культурологического и философского.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы философской и культурологической направленности, так или иначе затрагивающие рассматриваемую проблему (Выготского Л.С, Выжлецо-ва Г.П., Ионина Л.Ш., Кагана М.С., Уледова А.К. и др.), а также имеющие общеметодологическое значение для настоящего исследования; труды по общей теории государства и права (Алексеева С.С, Бабаева В.К., Баранова В.М., Вопленко Н.Н., Карташова, В.Н., Кожевникова С.Н., Лазарева В.В., Лейста О.Э. и др.).
Диссертант опирался также на идеи, представленные в специальных исследованиях по проблемам правовой культуры, правосознания и правового воспитания личности (Аграновской В.М., Баранова П.П., Боера Е.А., Гранат Н.Л., Зорченко С.А., Каминской В.И., Комбарова B.C., Кочетова Г.М., Крыловой КБ., Модель ИМ., Ратинова А.Р., Сальникова В.П., Семитко А.П.).
Особо ценными для решения задач, связанных с уяснением сущности, роли и места правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы, стали диссертационные исследования, посвященные правовой культуре сотрудников органов внутренних дел (Арсеньева А.Г., Боештяна К.М., Зубрицко-го В.И, Маркова А.И., Павлова О.Ф., Тапчияна Н.М.).
Эмпирическую базу исследования составили нормы российского права, регламентирующие деятельность уголовно-исполнительной системы, публикации в средствах массовой информации, отражающие оценки общественного мнения и специалистов в области формирования пенитенциарной профессиональной правовой культуры и ход проводимой реформы уголовно-исполнительной системы, а также материалы конкретно-социологических исследований, проведенных автором среди практических работников уголовно-исполнительной системы, курсантов и слушателей ряда образовательных учреждений ФСИН.
Научная новизна исследования. В работе впервые на общетеоретическом уровне проведен комплексный общеправовой анализ правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы:
- дано ее авторское определение;
- выявлены ее признаки и специфика;
- исследованы ее сущность и содержание;
- осуществлено разграничение со смежными понятиями: «пенитенциарная культура», «пенитенциарная правовая культура», «профессиональная культура»;
- обоснована концепция ее структуры;
- предпринята попытка классификации факторов, детерминирующих ее состояние в современном российском обществе;
- описан организационно-правовой механизм ее формирования;
- предложены пути достижения ее оптимального состояния. Основные положения, выносимые на защиту:
1. В условиях становления правового государства правовую культуру сотрудников пенитенциарной системы следует рассматривать как необходимую составляющую системы государственных гарантий прав личности.
2. Пенитенциарная культура представляет собой сложно детерминированное образование, включающее в себя: культуру уголовно-исполнительного законодательства, культуру исполнения наказаний, культуру правореа-лизации в пенитенциарной деятельности, профессионально-правовую культуру и пенитенциарную криминальную культуру (криминальную субкультуру в местах лишения свободы).
3. Правовая культура сотрудников пенитенциарной системы (пенитен-циарно-профессиональная правовая культура) является стержневым, системообразующим компонентом пенитенциарной культуры.
4. Правовая культура сотрудников пенитенциарной системы представляет собой социокультурное образование, проявляющееся на мировоззренческом и поведенческом уровнях, выступающее как совокупность ценностей, норм, профессионально значимых качеств, мировоззренческих установок, а также степень их освоения, позволяющая эффективно выполнять задачи в процессе профессиональной деятельности.
5. Повышение уровня правовой культуры сотрудников пенитенциарных учреждений следует рассматривать в качестве одного из направлений укрепления кадрового потенциала уголовно-исполнительной системы.
6. Концепция структуры правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы.
7. Классификация факторов, детерминирующих состояние правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы.
8. Предложение путей повышения уровня профессиональной правовой культуры сотрудников пенитенциарных учреждений.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью, новизной, научно обоснованными выводами и предложениями.
В теоретическом плане положения работы позволяют получить цельное представление о структурно-системных и функциональных связях профессиональной правовой культуры сотрудника пенитенциарной системы. Материалы диссертационного исследования дополняют и развивают отдельные разделы теории права и государства.
В практическом плане сформулированные выводы могут быть использованы для совершенствования профессионализма, ответственности и гражданской активности сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, т.к. кадровый потенциал является ключевым фактором, определяющим эффективность уголовно-исполнительной политики Российского государства.
Отдельные положения диссертации могут быть учтены при совершенствовании деятельности уголовно-исполнительной системы, в процессе профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений.
Дидактическое значение данного исследования заключается в том, что полученные автором результаты могут помочь уяснению сущности пенитенциарной правовой культуры, профессиональной правовой культуры не только сотрудника пенитенциарной системы, но и любого субъекта.
Положения диссертации могут быть использованы в учебном курсе «Теория государства и права» при изучении следующих тем: «Правовое сознание», «Правовая культура общества» и «Правовое поведение». В учебном процессе анализ проблем формирования правовой культуры, профессиональной правовой культуры сквозь призму исследуемой в работе темы наглядно демонстрирует слушателям значение пенитенциарной профессиональной правовой культуры в построении правовой государственности, иллюстрирует ее детерминированность системными и структурными связями с другими элементами правовой системы общества. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ, а также для модернизации учебных программ по общей теории государства и права, профессиональной юридической деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации нашли отражение в десяти публикациях автора, сообщениях и докладах на научных конференциях; внедрены в учебный процесс юридических факультетов Сибирского филиала Международного института экономики и права, Кузбасского филиала ВЮИ ФСИН России.
Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на кафедрах государственно-правовых дисциплин Сибирского филиала Международного института экономики и права, Кузбасского филиала ВЮИ ФСИН России.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Методологические предпосылки исследования правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы
Право - одно из немногих явлений современной цивилизации, которое получило общее признание в качестве непременного условия цивилизацион-ного порядка, достижений человечества, его культуры. Именно в таком качестве оно переходит в третье тысячелетие и призвано «...по-прежнему играть достойную, высокозначимую роль в жизни человеческого сообщества» .
Ключевыми понятиями нашего исследования выступают категории: «культура», «культура личности», «правовая культура личности», «правовая культура сотрудника», «профессиональная культура», «профессиональная правовая культура».
Понятие «правовая культура» является видовым по отношению к более общей категории - «культура». В связи с этим, по нашему мнению, нельзя понять сущность и пути формирования правовой культуры, не рассмотрев предварительно основные характеристики культуры в целом. Это обусловлено в первую очередь тем, что количество определений культуры неуклонно растет.
Сложно найти понятие, которое имело бы столько значений, как «культура». По мнению А.Г. Спиркина понятие «культура» насчитывает более двухсот различных толкований, и с каждым фиксируется огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию1. Так, если, по подсчетам Альфреда Кребера и Клайджа Клакхона, с 1871 по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 г. они насчитали 157 определений этого понятия2. К середине 1970-х, по данным А. Моля, их существовало уже свыше 2503. Позже количество определений значительно увеличилось, Л.Е. Кертман зафиксировал уже более 4004.
Термин «культура», по мнению ученых лингвистов5, берет свое начало от латинского слова «cultura», которое означало функцию, связанную с приобретением знаний, опыта, с целенаправленным воздействием человека на природу. Очень интересна на этот счет версия немецкого ученого В.Вундта, согласно которой за основу берется латинский глагол colore, что означает «возделывать, обрабатывать землю». Отсюда cultus agri, или cultura agri, -сельское хозяйство6.
Впервые в литературе слово «культура» как теоретический термин использовано в работе римского оратора и философа Цицерона «Тускуланские депутаты» в 45 г. до н.э. В средние века появились понятия «духовная культура», «умственная культура», они ассоциировались с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения слово «культура» связывали с совершенством отдельных индивидов, соответствием человека гуманистическому идеалу.
Феномен культуры отличается чрезвычайной сложностью, многомерностью и противоречивостью и является открытой категорией, к толкованию которой имеется множество подходов. Философы, культурологи, педагоги, юристы, другие ученые и практики, занимающиеся ее разработкой, исходят из различных мировоззренческих и методологических позиций.
С точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико, Иоганн Готфрид Гердер, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и создании политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства . Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Эта уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической (эвдемонизм - этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни).
Э. Тайлор рассматривал культуру как комплекс знаний, верований, искусств, законов, морали, обычаев и других способностей и привычек, обретенных человеком как членом общества2. Культура - это механизм социального наследования и обобщенный образ жизни народа; сверхорганический универсум, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодей-ствие и взаимоотношения ; социальные формы и способы облагораживания биологических потенций человека4; формы коллективного поведения человека, группы, общности ; совокупность текстов, знаковых систем и механизмов их создания, а также социально наследуемая система запретов и предписа-ний ; процесс и результат сублимирования Эроса и т.д.
В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа1.
В русском языке слово «культура» известно с середины 30-х годов XIX в. Так, в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова в 1846 г. его содержание охарактеризовано «как деятельность для пробуждения дремлю-щих в человеке сил» . Позднее В. Даль указывает два направления определения этого понятия: с одной стороны - обработка и уход, возделывание, с другой - умственное и нравственное образование4.
В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла слова культура:
- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
- обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово «культура» совпадает с одним из значений слова «цивилизация»;
- абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности .
Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории и перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Для ее изучения формируется самостоятельная область науки - культурология.
В культурологии нет единого мнения по толкованию термина «культура». При анализе исследователи выдвигают различные аспекты этого неоднозначного понятия.
В ряде случаев, культура понимается как определенная область человеческой деятельности, как творчество. По мнению Н.С. Злобина, культура - социально значимая творческая деятельность, предполагающая «освоение богатства и опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов...» .
Под культурой также понимается и определенная «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей...»2. По мнению Ю.М. Лотмана, культура - явление не только общественное, но и знако-во-коммуникативное в первую очередь3.
Дальнейший анализ литературных источников показывает, что «...культура есть явление историческое - возникнув вместе с возникновением человечества, она изменяется в процессе развития человеческого общества, принимая на разных этапах истории все новый и новый вид»4.
В рамках настоящей работы анализ всех существующих определений культуры не входит в число задач, однако приведенные точки зрения достаточно ярко иллюстрируют тот факт, что данный феномен находится на предельно высоком уровне абстракции и охватывает широкий и разнообразный мир явлений .
Основные концепции правовой культуры в отечественной правовой науке
Термин «правовая культура» в юридической науке и практике интерпретируется весьма неоднозначно. До настоящего времени отсутствует единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и ее структурных элементов, в силу того, что данное понятие многоаспектно. Процесс формирования феномена правовой культуры в Российском государстве проходил так же тернисто и драматично, как и вся русская история.
Необходимой предпосылкой для разработки условий формирования правовой культуры у сотрудника пенитенциарной системы является уяснение вопроса: «Что такое правовая культура и в чем ее сущность?». Однако при всестороннем анализе данного правового явления необходимо отметить следующие существенные обстоятельства.
1. Основные дефиниции термина «правовая культура» были даны в 1960-80-е гг., и интерпретировались в основном через категорию «социалистическая правовая культура». В более же поздний период к данной проблеме практически не обращались, хотя общественные отношения претерпели значительное изменение и ранее выработанная концепция социалистической правовой культуры перестала соответствовать российским реалиям.
2. Разработка данного понятия проводилась в основном с прикладных позиций без учета социально-философского аспекта обозначенной проблемы. В силу этого отсутствует комплексное определение правовой культуры, которое соответствовало бы аксеологическому содержанию данного понятия, рассматривало бы ее в контексте с такими понятиями, как «менталитет», «духовность» и пр., а также характеризовало бы ее именно как философское, правовое и социальное явление государственно-правовой действительности, не исключая при этом приоритетного правового содержания данной категории.
3. В настоящее время в отечественном правоведении хотя и активизировался процесс по исследованию проблем правовой культуры, при этом, однако, последние исследования носят все более узкоприкладной характер.
Следует отметить, что правовая культура является частью культуры общества, в связи с чем к определению ее понятия возможно применение подходов, которые имеются в науке относительно общего понятия «культура».
В отечественной литературе используются в основном три концепции: антропологическая, социологическая, философская.
В рамках антропологического (деятельностного) подхода правовая культура рассматривается как проявление самых разнообразных сфер правовой жизни1. По мнению Н.Н. Вопленко, правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей. Правовая культура не имеет собственной предметности, а представляет собой один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившейся в праве и юридической практике. Творец, носитель и реализатор правовой культуры - личность2.
Э. Ион и М.С. Каган определяют культуру как явление, производное от деятельности, а духовную культуру понимают как ее часть3.
Правовая культура в рамках социологического подхода изучается в общественном и личностном контекстах. «Правовая культура - это совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере». Правовая культура - это сфера человеческой практики, представляющая собой «...совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации)»4.
По словам С.С. Алексеева, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу .
В.Н. Карташов рассматривает правовую культуру в широком и узком смысле слова. Правовая культура в широком понимании, по мнению В.Н. Кар-ташова, это все то, что создано людьми, их коллективами и организациями в правовой сфере (законодательство, судебная и правоохранительная системы, акты применения и т.п.). В узком смысле слова правовая культура - это определенный уровень знания и понимания права, активного и законопослушного поведения людей, их коллективов и организаций1.
По мнению B.C. Нерсесянца, правовая культура - это достигнутый уровень развития в правовой организации жизни людей2. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов под правовой культурой понимают обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированно-сти государством и гражданским обществом свобод и прав человека3. Представленные трактовки являются примером философского подхода.
В.П. Сальников считает, что правовая культура есть «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям»4. Правовую культуру личности и общества он рассматривает «как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний прогрессивного человечества»3.
Развитие правовой культуры общества немыслимо без человека и его деятельности, а правовая культура личности является компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной. Данные утверждения обосновывают необходимость целенаправленного формирования правовой культуры личности для развития правовой культуры гражданского общества.
Среди существующего многообразия определений правовой культуры следует обратить внимание на те, которые не являются антропологическими, философскими или социологическими.
«Правовая культура - часть общей культуры общества. В ее содержание входит состояние правовой жизни общества, уровень правовых актов и правовой деятельности, правосознание личности, поведение личности и правовая деятельность государства и др.»1.
Правовая культура система «общественных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Сюда входит само право как система норм, правоотношения (система общественных отношений, регулируемых правом), правовые учреждения» .
Специфика профессионально-правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы
Оценки и характеристики, полученные в процессе определение методологических основ исследования правовой культуры, профессионально-правовой культуры, в своей совокупности представляют соответствующий инструментарий и для выявления сущности, структуры, функций профессионально-правовой культуры (пенитенциарной культуры) сотрудников пенитенциарной системы.
Нам представляется, что именно связь культуры с государственностью предопределяет требования к сотрудникам, которые должны быть людьми нравственного долга, высокой правовой культуры и высокого профессионализма. Поэтому необходимо остановиться на особой роли правовой культуры в формировании пенитенциарной культуры. Мы отмечали, что механизм профессионально-правовой культуры весьма сложен, и формируется она в различных сферах правовой деятельности определенного рода. При этом даже в отношении сотрудников пенитенциарной системы, когда мы говорим об их профессионально-правовой культуре, наряду с общим следует иметь в виду и особенное, а именно правовою культуру, связанную с родом служебной деятельности сотрудников пенитенциарной системы, их должностными правами и обязанностями.
Категория «пенитенциарная культура» рассматривается нами после проведенного анализа категории «культуры общества» в качестве одного из ее сегментов. Она выступает сложным социокультурным образованием, включающим материальные, идеологические и поведенческие элементы, характеризующие специфический срез социального бытия, связанного с право реализующей деятельностью, складывающейся в процессе исполнения наказаний в местах лишения свободы.
Пенитенциарную культуру необходимо рассматривать и как компонент правовой культуры российского общества, и именно последняя как единое целое определяет мировоззренческую направленность профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы.
Основанием для определения сущностных характеристик пенитенциарной правовой культуры являются особенности профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарной системы.
Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто работает в органах, исполняющих уголовные наказания, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями.
Пенитенциарные учреждения России призваны осуществлять изоляцию от общества и перевоспитание осужденных. Несмотря на то, что Уголовно-исполнительный кодекс1 закрепил идею принудительного исправления, нормы самого кодекса и последующих федеральных законов ориентирует сотрудников уголовно-исполнительной системы на проведение в жизнь ведущих принципов права - законности, демократизма и гуманизма, опираясь на внутренние стремления самого осужденного стать тем, чем он потенциально может стать, опираясь на помощь и поддержку его усилий в освоении навыков позитивного социального общения. Уголовно-исполнительная, или пенитенциарная (от лат. poenitentiarius - исправительный), система должна исправить преступника, а значит осуществить его глубинную личностную переориентацию. Поэтому сотрудник пенитенциарной системы должен видеть в заключенном не только осужденного, отбывающего наказание, но прежде всего человека, волей обстоятельств оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Такое понимание сущности и целевых установок пенитенциарной культуры сотрудников пенитенциарной системы формируется, если ведущие принципы права становятся принципами их профессиональной деятельности. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 29.06.2004)1 уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
В соответствии со статьей 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к органам, исполняющим наказания, относятся: 1) учреждения, находящиеся в ведении Министерства юстиции РФ (уголовно-исполнительные инспекции, колонии-поселения, воспитательные колонии, исправительные колонии, тюрьмы, следственные изоляторы и др.); 2) находящиеся в ведении Министерства обороны РФ дисциплинарные воинские части и гарнизонные гауптвахты; 3) суд.
Сотрудники пенитенциарной системы относятся к категории профессий, связанных с условиями деятельности, приближенными к экстремальным. Деятельность в системе исполнения наказаний предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям, анализ которых проведен в другом параграфе, но и личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний».
Успешность профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарной системы, в том числе и совершенствование пенитенциарной культуры, способность переносить тяготы службы, сознательно соблюдать служебную дисциплину во многом зависят от того, по какой причине молодой человек пришел на службу в уголовно-исполнительную систему, какими личностными, коммуникативными и профессиональными качествами он обладает, каков его потенциал самоанализа и саморазвития.
С.Л. Рубинштейн выдвинул один из аспектов принципа детерминизма -взаимосвязь внешних и внутренних условий . В самом общем виде этот принцип определяется следующим образом: внешние причины действуют через внутренние условия. «Эффект воздействия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано; иначе говоря, эффект воздействия одного явления на другое опосредствуется природой последнего»2.
Структура и классификация элементов профессиональной правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы
Профессиональная правовая культура сотрудников пенитенциарной системы по своему составу неоднородна, поэтому подход к структуре исследуемого феномена «со стороны значимости для общества» предполагает опору на глубину функционирования культурных феноменов. В этом случае структуру пенитенциарной правовой культуры сотрудника пенитенциарной системы составляют три группы элементов, соответствующие трем уровням культуры: поведенческая, мировоззренческая и генетическая.
К первой группе элементов мы относим те, которые определяют содержание поверхностного слоя пенитенциарной правовой культуры: ценности, нормы и правила военной службы, традиции и ритуалы, профессиональный этикет, специфическая профессиональная лексика, навыки и умения профессиональной деятельности, сложившаяся система профессионального образования, социальные чувства, связанные с собственной профессиональной деятельностью, ее общественной значимостью.
Поведение и поступки сотрудников пенитенциарных учреждений регулируются определенными правилами и нормами. При этом деятельность сотрудника пенитенциарной системы не ограничивается требованиями, заложенными в уставах. Как гражданин он должен придерживаться и тех норм поведения и ценностей, которые действуют в обществе.
Ценности, определяющие деятельность сотрудника пенитенциарной системы, выступают в трех видах: ценности-нормы, ценности-цели, ценности-качества.
Понятие «ценность» является предметом оживленных дискуссий . Преобладает взгляд, что ценности - это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие человеческие потребности. Ценность - не вещь, не явле-ниє, взятые сами по себе, безотносительно к человеку . Ценность - значение, придаваемое социальной общностью различным явлениям . Ценности - это вещи, обращенные к человеку. Вот почему некоторые авторы утверждают, что ценность характеризуется известной диалектической двойственностью, что она есть объект-субъект, равнодействующая объекта и субъекта4.
Ценности-нормы (правовые ценности) - это определенные, сложившиеся в обществе правила, нормы поведения, т.е. они имеют регулирующее значение . В них закрепляется достигнутый уровень нравственного развития, при их помощи регулируются отношения между индивидами. В их основе лежит объективная необходимость сочетания личных и общественных интересов.
В ценностях-целях выражается нравственная ориентация, мечты, устремления человека. Ценности-качества - это устойчивые элементы морального сознания и повседневного поведения личности. Моральные ценности сотрудника пенитенциарной системы - это широкий спектр его лучших нравственных качеств, идеалов, норм6.
Следует отметить, что деятельность сотрудников пенитенциарной системы всегда находится под пристальным вниманием общества.
На основе вышеизложенного можно предложить следующую систему ценностей сотрудника пенитенциарной системы:
1. Функциональные ценности - это ценности, выделенные с точки зрения содержания уголовно-исполнительной деятельности по определенной специальности, возможности постоянного повышения образования, квалификации и т.д. 2. Ценности материальные: оплата труда, пользование бесплатным вещевым и другими видами довольствия, различные социальные льготы и т.д. 3. Ценности нравственно-эстетические: красота формы, уважение сограждан и т.д.
Частично эти ценности и нормы перечислены в воинских уставах. С учетом специфики служебных отношений уставы закрепляют комплекс принципов, на которых строятся взаимоотношения между военнослужащими. К ним относятся единоначалие, командирская требовательность,# воинские субординация, коллективизм, товарищество и дружба, вежливость и гуманизм.
Правила взаимоотношений между различными категориями сотрудников регулируются нормами воинского этикета. Этикет - это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе1. Правила этикета воплощают внешнюю культуру общения. Характерной особенностью правил этикета является их конвенциональность, иначе говоря, они вырабатываются людьми по взаимному соглашению2.
В деятельности большинства профессиональных групп служебный этикет выступает как своего рода соглашение между людьми о том, что принято и что не принято в данной профессиональной среде, что является правильным и неправильным. Нарушение соответствующих норм поведения вызывает со стороны общества определенные санкции в основном морального характера. В военно-профессиональной среде служебный этикет регулируется не только моральными нормами, соответствующие правила взаимоотношений между военнослужащими закреплены и в правовом порядке: в законах и общевоинских уставах.
В основе военно-профессионального этикета лежат общечеловеческие ценности и принципы: гуманизм, уважение человеческого достоинства, вежливость и тактичность. Истинный профессионал немыслим без обладания этими качествами.
Для военнослужащего следование сложившимся правилам поведения, нормам этикета всегда носило обязательный характер. Подобная обязательность и есть традиция. Вне зависимости от чина, возраста, вида войск военнослужащий непременно должен своим поступком выразить собственное достоинство и уважение к достоинству другого. Ошибки, игнорирование традиций каралось в русской армии жестоко: товарищи по полку, члены офицерского собрания переставали подавать оступившемуся руку, что означало уход в отставку.
Повышению пенитенциарной правовой культуры способствует и строгое соблюдение воинских ритуалов. Ритуалы принятия присяги, вручения оружия, дипломов об окончании военно-учебных заведений, военные парады, встреча и прощание с Боевым знаменем части и другие, наполненные торжественностью, строгостью, красотой и выступающие как традиции, оказывают сильное воздействие на военнослужащих, формируют у них чувство гордости, вырабатывают эстетические потребности, побуждают действовать по законам красоты, заставляют глубже задумываться над такими нравственными категориями, как воинский долг, честь.