Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Ведяхина Клара Владимировна

Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права
<
Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ведяхина Клара Владимировна. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Самара, 2001 255 c. РГБ ОД, 61:02-12/60-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Правовые принципы: основные общетеоретические понятия, суждения ...11

1. Понятие и классификация принципов права 11

2 . Факторы, воздействующие на формирование и формулирование принципов права 37

Глава II. Нравственно-этические принципы права 66

1. Справедливость 66

2 . Гуманизм 92

Глава III. Социально-политические принципы права 122

1. Законодательное обеспечение основ рыночной экономики 122

2 . Демократизм 149

3. Разделение властей 179

4. Федерализм 202

Заключение 222

Список использованной литературы 226

Введение к работе

Актуальность исследования. Категория "принципы права" признается од-
ной из центральных в теории права. Принципы права служат ориентиром пра-
вотворческой и правоприменигельной деятельности государственных органов.
Их соблюдение обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функ-
ционирование правовой системы. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд
РФ, Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях весьма часто ссы-
лаются на необходимость использования общих принципов права. Принципы
права служат источником права при определенных обстоятельствах (например,

в случае пробелов в праве).

В советский период проблемы принципов права исследовались достаточ-
но основательно, причем исследовались как общие принципы права (Н.Г. Алек-
сандров, Л.Я. Берченко. Г-А- Борисов, Л.И. Дембо, Р.Л. Иванов, ЕА. Лукашева.
Г.В.Мальцев, А-А. Матюхин, А-С.Мордовец, В.Д.Попков, Б.В. Шейндлин,
А-И.Экимов и др.), так и отраслевые (С.Н. Братусь, Т.Н. Добровольская, С.Г.
Келина, В.Н. Кудрявцев, Г.А. Свердлык, В.М. Семенов, О.В. Смирнов и др.).
Однако в то время эти исследования в значительной степени находились под
влиянием марксистско-денинской идеологии - на первом плане были такие
принципы, как закрепление в Конституции СССР руководящей роли КПСС,
всестороннее развитие социалистических форм хозяйства и социалистической
собственности, укрепление государства в противовес соблюдению и расшире-
нию общепризнанных демократических прав и свобод и т.д. Кроме того, прин-
ципы права, выделенные учеными в тот период, отражали систему советского
социалистического права, которое, конечно, отличалось от права романо-
германской или англо-саксонской правовых семей. Не случайно социалистиче-
ское право выделялось в самостоятельный вид правовых систем (Р. Давид).

В настоящее время проблеме общих принципов уделяется недостаточное
внимание - за последние 10 лет не было написано ни одной диссертации, ни од-

ной монографии, было лишь опубликовано несколько статей (МИ. Байтин, В.И.
Зажицкий, С.Н. Кожевников, А.П. Кузнецов, Н-С. Малеин и др.), вышло учеб-
ное пособие Н.Н. Вопленко. В основном исследовались отраслевые, межотрас-
левые принципы права, принципы правового регулирования отдельных ком-
плексов общественных отношений и т.д. (В.Н. Баландин, Л-Ю. Викулин, А.Ф.
Ефремов, А.А Макрецова, А А-Павлу шина, В.М. Романов, Г.А. Тосунян и др.).

В свята с тем, что российское право качественно отличается от советского
права, что именно принципы права отражают тенденция, закономерности пра-
вового регулирования общественных отношений, а также в связи с тем, что
проблема общих принципов права недостаточно исследована в современной
юридической литературе, диссертантом выбрана данная тема настоящего ис-
следования. Причем изучаются не все общие правовые принципы, а лишь ос-
новные нравственно-этические и согщально-политические принципы, собствен-
но юридические принципы права в силу своей специфики и учитывая объем
данной работы подлежат самостоятельному рассмотрению.

Объектом исследования являются российская правовая система на совре-
менном этапе развития общества, ее сущность, основные черты, внутрисистем-
ные связи, выраженные в том числе в принципах права.

Предметом исследования служат принципы российского права, прежде
всего, нравственно-этические и социально-политические.

Целые работы является комплексное исследование принципов российско-
го права в условиях формирования правового государства.

Достижение пели исследования потребовало разрешения следующих за-
Д83;

- выявит, природу, сущность принципов права на этапе формирования

демократического правового государства;

- осуществить, исходя из концепции сочетания позитивного и естествен-
ного права и концешщи правового государства, классификацию принципов

права;

- раскрыть содержание нравственно-этических принципов права - спра-
ведливости и гуманизма;

- выявить содержание социально-политических принципов права: зако-
нодательного обеспечения основ рыночной экономики, демократизма, разделе-
ния властей, федерализма;

- исследовать нравственно-этические и социально-политические принци-
пы права на основе анализа российского федерального и регионального законо-
дате
льства с целью выработки рекомендаций по его совершенствованию.

Методологическая и теоретическая база исследования
Учитывая, что некоторые пригопшы права (справедливость, гуманизм,
нравственность) глубоко изучались в дореволюционной российской юридиче-
ской науке, автор в своем исследовании опирался на работы таких ученых-
юристов дореволюционного периода, как Н,Н. Алексеев, П.Г. Виноградов, И-А.
Ильин, Б.А- КистяковскиЙ, ММ Ковалевский, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершене-

ввч, Б.Н. Чичерин, АС. Ященко и др.

Поскольку проблема принципов права связана с необходимостью изуче-
ния других общетеоретических вопросов, в работе используются результаты и
обобщения научных исследований по таким проблемам, как понятие права, по-
зитивное и естественное право (С.С. Алексеев, Н.Г, Александров, В.К. Бабаев,
А.Б. Венгеров, Н.Н, Вопленко, И.Ю. Козлихин, О.Э. ЛеЙст, Е.А. Лукашева, А.В.
Малько, Г.В. Мальцев, B.C. Нерсссянп, В.М. Сырых. В.А- .Четвернин и др.),
источники права (В.М. Баранов, Т.В. Гурова, С.Л. Зивс,. B.C. Нерсесянц, С.В.

Поленвна. В.А, Туманов, Л.С Явич и др.), система права и система законода-
тельства (А.И Бобылев, ПБ. Евграфов, ОС Иоффе. М.Н Марченко, НИ Ма-
тузов, ЛВ. Мицкевич, И.В. Павлов, С В Поленина, В К. Райхер, В Н Синюков,
Р.О Халфина и др ), права и свободы граждан (II С Бондарь, Н В Витрук, Л.Д.
Воеводин, В А Карташкин, С А Комаров, Е А Лукашева, М Н. Малеина, Н.И.
Матузов, А С Мордовец, Р А Мюллерсон, И Л Петрухин. И В Ростовщиков и
др ), право и экономика (В К Андреев, В М Ведяхин- А Б Венгеров, В А До-
зорцев, ЮХ Калмыков, В 11 Камышанский, В П. Мозолин, А.А Павлушина.
Е.А. Суханов, Ю А- Тихомиров, Р О, Халфина и др.)

Философско-правовую основу прежде всего составляют концепция со-
временной гуманистической философии о взаимосвязях общества, государства
и личности в сфере правового регулирования, концепция правового государст-
ва В работе широко используется системный подход, выразившийся в исследо-
вании взаимосвязанных между собой нравстъенно-этическнх и социально-
политических принципов права как на конституционном, федеральном, так и ва
региональном уровнях Диссертант широко использует сравнительный метод
анализа, позволивший сравнить действие отдельных принципов права в совет-
ский и современный периоды В работе использовались также диалектический
метод исследования как основной способ объективного и всестороннего позна-
ния действительности, исторический, логический, конкретно-социологический
и другие методы исследования.

Научная новизна исследования

выражается в том, что впервые в современной юридической науке выяв-
ляются фашоры, воздействующие на формирование и формулирование прин-
ципов праяа Впервые дается классификация и раскрывается содержание ос-
новных нравственно-этических и социально-полкгаческих принципов права,
относимых автором к общим принципам праве.

Научная новизна исследования выражается также в следующих положе-
ниях, выносимых на защиту

- в обоснование классификации принципов права положены концепция о
единстве и взаимосвязи позитивного и естественного права и концепция право-
вого государства,

- выделяются три i-руппы общих принципов права нравственно-этические
(справедливость, гуманизм), социально-политические (законодательное закреп-
ление основ рыночной экономики, демократизм, разделение властей, федера-
лизм) и собственно правовые принципы (законность, соответствие между объ-
ективным и субъективным правом сочетание публично- и частноправовых
форм регулирования общественных отношений, возрастание роли закона в пра-
вовом регулировании, сочетание развития федерального и регионального зако-
нодательства, неогвратимость ответственности),

- справедливость как принцип российского права является критерием со-
размерности, оценки общественных явлений Нормативное определение спра-
ведливости невозможно, поскольку она может выражаться через разные катего-
рии и понятия, порой несовместимые Справедливость чаще всего выражается
через 1акие понятия, как равенство, долженствование, соразмерносгь поступ-
ков, общепринятые нормы нравственности, стремление к поиску компромисса и
т.д Критерии в разных ограслях нрава различные Справедливость может быть
сформулирована в одной, нескольких правовых нормах, может выводиться из
содержания целого ряда правовых норм;

- гуманизм как принцип нрава выражается через общепринятые нравст-
венные требования, через совокупность естественных прав и свобод, через ува-
жительное отношение к человеку, исключающее жестокость, насилие,

- принцип законодательного обеспечения основ рыночной экономики оз-
начает равенство всех форм собственности, антимонопольное регулирование,
социальную защиту граждан, сочетание общедозволительного я разрешитель-

ного типов правового регулирования, публично- и частноправовых начал, им-
перативных и диспозитивных методов регулирования экономических отноше-
ний,

- демократизм как принцип права рассматривается через народовластие,
многопартийность, соблюдение общепризнанных прав и свобод,

- разделение властей как правовой принцип имеет несколько целей:

а)каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функ-
ций государства и не должна заменять, подменять другие ветви власти;

б)создание и функционирование системы сдержек и противовесов, чтобы вла-
сти контролировали друг друга; в)недопущение сосредоточения всей полноты
государственной власти в рамках какой-либо ветви власти, установления едино-
властия;

- раскрывается содержание федерализма как политического правового
принципа. В целях ликвидации юридического и фактического неравенства
субъектов РФ предлагается отказаться от регулирования отношений между
Центром и субъектами РФ ва основе договоров и соглашений, сократить коли-
чество субъектов РФ, разработать средства федерального принуждения,

- в работе формулируются конкретные предложения по совершенствова-
нию российского законодательства в соответствии с нравственно-этическими и
социально-политическими принципами права.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что получен-
ные выводы и обобщения вносят определенный вклад в развитие юории права
В работе предпринимается попытка в современных условиях осмыслить заново
такие понятия, как принципы нрава, позитивное и естественное право, типы и
методы правового регулирования, социальное государство и социальные права
и т.д. Положения диссертационного исследования о справедливости, гуманиз-
ме, демократизме, разделении властей, о правовых основах рыночной экономи-

ки позволяют глубже понять необходимость реализации принципов правового

государства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что, во-первых, ре-
зультаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших науч-
ных разработках по многим проблемам теории права, и, во-вторых, ряд предло-
жений, высказанных автором в диссертации по совершенствованию российско-
го законодательства, может быть использован в правотворческоЙ деятельности
как на федеральном, так и на региональном уровне-

Апробапия работы

По теме диссертации опубликовано 13 статей (общий объем - 9 печ. л.).
Автор принимал участие в 1999 - 2001 годах во внутривузовских конференциях
по результатам научно-исследовательской работы, проводимых в Самарской
государственной экономической академии.

Многие теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссерта-
ции, используются в преподавании курсов "Теория государства и права",
"Проблемы общей теории права", "Философия права", "Теория и реализация
прав человека",
"Конституционное право России"

Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, подразде-
ленных на 8 параграфов, заключения и списка использованной литературы

. Факторы, воздействующие на формирование и формулирование принципов права

Право, как известно, возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность и правовой порядок в обществе. На каждом этапе развития общества существует своя система права, свой правопорядок. Поэтому прежде всего на формирование и формулирование принципов права оказывает влияние тип государства и права. Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, как отмечает М.Н. Марченко, представляет собой необходимый закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права1. Наиболее общепринятым является формационный подход в типологии государства и права. В результате такого подхода становится очевидным, что для феодализма был невозможен принцип всеобщего равенства, и что в этот период принцип господства закона подменялся принципом господства религиозных догм, церкви в конечном счете, что в условиях капитализма прежде всего действует принцип охраны законом частной собственности, принцип формального равенства граждан перед законом и судом, что при социализме основным принципом права был принцип защиты зако 1 Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1996. - С.87. ном интересов господствующего класса, господствующей идеологии. Безусловно, на названных этапах каждой формации можно наблюдать различные изменения в понимании и сущности права и его принципов - например, в годы сталинизма практически не действовал принцип законности, принцип равенства граждан перед законом и судом. В настоящий период, который часто называют переходным, в России действует принцип равенства всех форм собственности, принцип "что не запрещено законом, дозволено", принцип ответственности за вину и т.п., т.е. те принципы, которые отвечают становлению правового государства, социальной рыночной экономики.

Важнейшим фактором, влияющим на формирование и формулирование принципов права, является принадлежность права к той или иной правовой системе, правовой семье. Среди сотни существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются общностью гене-зиза (возникновения и последующего развития), общностью источников, форм закрепления и выражения норм права, использованием общей юридической техники, общностью философских, политических и экономических принципов, на которых строится правовая система, общностью правовых традиций и др. Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт - критериев на отдельные группы или правовые семьи. Правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделяется на основе общности их различных признаков и черт1. Принято выделять следующие правовые семьи: англосаксонская (общее право), романо-германская, мусульманское право, обыч 1 См.: Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую тео рию, - Саратов, 1994. - С. 166. ное право1. Советскую, российскую правовую систему традиционно относят к романо-германской правовой семье2. Одним из принципов этой системы признается деление права на публичное и частное. Но если в Европе и других странах деление права на публичное и частное всегда признавалось опорной осью всей правовой системы, то в СССР оно категорически отрицалось. Огосударствление общественной жизни давало бесспорную победу публичному праву. И лишь сейчас постепенно складывается более или менее согласованное, равномерное соотношение публично-правовых и частно-правовых начал в регулировании общественных отношений.

Другой принцип континентального права - господство закона. В отличие от англо-саксонской правовой семьи, где прецедент признается источником права, для романо-германской системы характерна неопределенность и внутренняя противоречивость статуса прецедента, проявляющаяся в признании его источником права в одних странах и непризнании таковым в других, в относительно широком применении его в одних национальных правовых системах и весьма незначительном его использовании в других

. Гуманизм

Гуманизм как одно из направлений в философии возник в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) и достиг наивысшей точки в работах просветителей XVIII века, которые не только выражали уважение к человеку, но и требовали создания благоприятных для него условий общественной жизни. Политические требования, проникнутые духом гуманизма, нашли свое воплощение в так называемых буржуазных правах и свободах, которые были завоеваны в ходе длительных гражданских и религиозных войн, сопровождавших в Европе эпоху Реформации. Новый юридический статус был нужен человеку для утверждения и развития своей "естественной" природы.

С точки зрения марксизма, чтобы создать действительно гуманные отношения между людьми, надо изменить те условия, которые порождают бесчеловечность. С этой позиции гуманизм как последовательно проведенный принцип социальной политики - это, во-первых, осуществление социалистической революции, в ходе которой уничтожаются эксплуататорские классы, и, во-вторых, упразднение частной собственности, то есть упразднение труда в условиях частной собственности, когда рабочий отдален от продукта собственного труда.

С точки зрения современных общественных наук гуманизм - одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помочь окружающим. В связи с этим В.Н.Турченко считает, что определение гуманизма как "совокупности" взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, утверждающих человечность в отношениях между людьми1, отражает только одну -субъективную сторону. Самое главное, по его мнению, состоит в практическом гуманизме - обеспечении реальных, достойных человека материально-технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности, а также соответствующих объективных общественных отношений. Поэтому сущность гуманизма В.Н.Турченко определяет как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Его основное проявление, реальное бытие -общественно-полезная деятельность, свободный труд, сознательно отдаваемый на пользу другим людям2.

В дореволюционной России обращалось значительное внимание на гуманную, человеческую сущность права. Так, Е.Н.Трубецкой отмечал, что правовые предписания заключают в себе часть нравственности, что предписания естественного права есть предписания нравственные. Естественное право есть синоним нравственно должного в праве. Всякое позитивное право может требовать от людей повиновения не иначе, как во имя нравственного права, хотя он прекрасно осознавал, что множество правовых норм безнравственны3.

Б.Н.Чичерин подчеркивал, что юридический закон и нравственный имеет один и тот же источник, корень обоих лежит в признании человеческой личности. Право и нравственность имеют один корень - духовную природу человека, они действуют на одном и том же поприще человеческих отношений, внешние действия и внутренние побуждения тесно связаны друг с другом, а потому тут необходимо оказывается взаимодействие двух начал, а вместе и потребность привести их к соглашению. Он также отмечал, что в собственной своей сфере юридический закон может отказать в помощи действиям формально правомерным, но по существу безнравственным1.

М.М.Ковалевский считал, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности -человеческой солидарности . А.С.Ященко отмечал, что при всех колебаниях положительного права следует признать, что в действительности в истории происходит через право неустанная реализация современных праву нравственных убеждений3. В.С.Соловьев давал определение права в его объективном отношении к нравственности: "право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла"4.

В советский период как само разумеющееся наше право рассматривалось как самое гуманное в мире, поскольку социализм, а, следовательно, и социалистическое право считались самыми прогрессивными и самыми гуманными явлениями в мире. Гуманизм советского права виделся учеными прежде всего в ликвидации классовых и социальных антагонизмов, а также в формально провозглашенных во всех советских конституциях основных правах и свободах советских граждан.

При этом в советский период теоретические разработки велись с позиций сугубо классовых, были чрезвычайно идеологизированы. Подчеркивалось, что только социалистический гуманизм является истинным и, более того, единственным5. Например, М.П.Карева писала, что классовая сущность советского права обусловливает также подлинный, то есть социалистический гуманизм, подлинную заботу о человеке, немыслимые в буржуазном праве, ибо подлинный гуманизм и эксплуатация человека человеком несовместимы1. Однако, несмотря на сильное идеологическое давление, в советский период в общей теории права были сформулированы основные положения, характеризующие содержание правового принципа гуманизма, которые представляют интерес и в настоящее время.

Так, Г.З.Анашкин считал, что применение наказания имеет две стороны: не только гуманное отношение к лицу, совершившему правонарушение, но и защиту общества и его граждан от различных посягательств . Б.С.Никифоров утверждал, что принцип гуманизма - это минимум и мягкость репрессий, совместимые с задачами охраны общества и граждан от нарушений3. В.Е.Квашис находил, что гуманизм - это человеколюбие не только к одному индивиду, к лицу, совершившему правонарушение, а, прежде всего, ко всем членам общества4, а В.Д.Попков определял принцип гуманизма в праве как выражение в правовых формах признания высшей ценности человека, стимулирование подлинно человеческих отношений между людьми5

. Демократизм

В литературе большинство ученых-юристов выделяют демократизм как принцип российского права. Однако содержание этого принципа раскрывается по-разному. Так, О.И. Цыбулевская под демократизмом понимает принадлежность всей власти народу. Она подчеркивает, что демократизм как многоаспектная категория проявляет себя в политике, экономике, реализуется не только через государственные, но и правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.1. С точки зрения В.И.Гоймана, демократизм означает, что право, законодательство адекватно отображает волю народа (общую волю), формируется через демократические институты народовластия2. А.В. Малько рассматривает демократизм как закрепленные в правовых нормах механизм и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и обязанности. Таким образом, под демократизмом понимается прежде всего порядок и формы участия граждан в организации и осуществлении государственной власти.

С моей точки зрения, такой подход к пониманию принципа демократизма носит ограниченный, узкий характер. Для определения содержания демократизма обратимся к пониманию демократии. Демократию принято рассматривать как вид, форму политической системы, политического режима. В литературе принято выделять два контрастных типа политических систем -политическая система либеральной демократии и политическая система талитаризма. Основные функции политической системы в демократических странах сводятся к выявлению существующих в обществе интересов и их согласованию, приведению к общему знаменателю, к демократическому и цивилизованному разрешению конфликтов.

В научной литературе называются разные признаки демократических политических систем. Американские исследователи Л. Дайэмонд, Х.Линц и СМ. Линсет сводят их к трем существенным условиям: значительная и все-облемщая соревновательность среди личностей и организованных групп (особенно партий) за ключевые позиции во власти: высокий уровень политический партиципации (участие всех групп общества в выборе лидеров и политики); осуществление свободы печати, собраний, объединений, достаточной для обеспечения политической справедливости и участия1. Некоторые российские ученые-политологи так проводят различие между демократическими и авторитарными политическими системами: если в политической власти перевешивает контроль граждан над государством и политические организации имеют большую степень независимости и самостоятельности, то такую систему можно относить к демократическим политическим системам; если же степень контроля государства над гражданами выше или отсутствует вовсе, либо минимальны самостоятельность и независимость политических организаций, т.е. нет политического плюрализма, то такую систему следует относить к авторитарным политическим системам. В них резко ограничены либо вообще отсутствуют представительные и непосредственные формы демократии2.

Эти признаки выделены с точки зрения политологии и не всегда соответствуют правовым признакам демократической политической системы, ко торые прежде всего закрепляются в конституции того или иного государства. Если же обобщить основные законы демократических стран, то можно выделить следующие принципы демократической политической системы: власть народа; политический и идеологический плюрализм; разделение властей; соревновательность в политическом процессе на базе равноправия и равных возможностей для лиц и их организованных групп; независимость суда; господство права, наличие общепризнанных прав и свобод и др.1 Причем в зарубежной литературе демократию рассматривают не как простой принцип организации государства, а как неотъемлемую часть всей общественной жизни, как принцип, исходно определяющий собой конституционный порядок2.

Таким образом, под демократией понимают самые различные элементы политического, государственного устройства общества. Политический режим, как правильно отмечает Л.И. Спиридонов, характеризует всю политическую систему: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима разворачиваются именно в сфере политической системы3. Демократический режим характеризуется прежде всего конституционным признанием социально-экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных нормами международного права. Государство не только признает эти права формально, но и осуществляет конкретные меры по их реализации4. Кроме признания и соблюдения общепризнанных прав и свобод человека, к признакам демократического политического режима относят самые различные явления: свободные и регулярные выборы, правовое государство и гражданское общество, господство закона во всех сферах общественной жизни, политический плюрализм и многопартийность, разделение властей и т.д.1

С моей точки зрения, в приведенных выше признаках демократического политического режима содержатся признаки демократии как формы политической системы общества (например, свободные и регулярные выборы как форма выражения народовластия), что вполне понятно и естественно, поскольку "политическая система" и "политический режим" взаимосвязанные категории; во-вторых, некоторые перечисленные признаки либо значительно шире понятия "демократический политический режим" (например, совершенно понятно, что правовое государство, гражданское общество не могут существовать без соблюдения демократии) либо могут существовать при определенных условиях (например, господство закона может признаваться одним из признаков демократического режима лишь в том случае, если эти законы являются правовыми законами, т.е. справедливыми, гуманными, разумными), либо пригодны для характеристики прежде всего других явлений и процессов (например, принцип разделения властей обычно рассматривается как обязательный элемент правового государства).

Мне представляется более логичным под демократизмом как принципе права понимать и осуществление народовластия, которое прежде всего выражается в выборах, референдуме, и в существовании многопартийности, которая позволяет отражать политические интересы разных социальных групп, и в наличии и соблюдении общепризнанных прав и свобод граждан. При этом надо учитывать, что демократия, демократизм - оценочные понятия, с помощью которых можно оценивать действующую государственную власть, действующую политическую систему в целом. Демократия, как правильно подчеркивает Ф.М. Раянов, не может быть ни социалистической, ни буржуазной, она не может быть ни французской, ни российской. Она представляет собой совокупность определенных требований, с позиции которых следует оценивать то или иное общество и государство1. Если рассматривать действующий политический режим в России и использовать при этом категории "демократия", "демократизм" как оценочные понятия, то его можно охарактеризовать, как верно замечает С.А.Киреева, в качестве переходного режима2. Для него характерны такие черты, как конституционное закрепление основных демократических институтов, прав и свобод человека, легализация многопартийности, проведение свободных и альтернативных выборов и в то же время наблюдаемые авторитаризм Президентской, губернаторской власти, нарушения прав и свобод граждан, коррупция и др. Та модель демократии, которая утверждается сейчас в России, указывает В.Н.Синюков, вряд ли способна обеспечить политическую стабильность страны в новом веке, поскольку для нее характерны непомерная политизированность властей, включая судебную, постоянная внутрення непродуктивная борьба и состояние раскола в правящей элите, слабость конституционных механизмов взаимодействия властей, сосредоточение реальной власти в исполнительных органах и т.д

Разделение властей

Идеи разделения государственной власти можно встретить в каждой эпохе истории политических и правовых учений, однако именно в Новое время принцип разделения властей получает наибольшую актуальность. Возникновение этой теории было обусловлено прежде всего борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Обычно концепцию разделения властей связывают с именами английского мыслителя Дж. Локка и французского мыслителя Ш.-Л. Монтескье. В своей фундаментальной работе "О духе законов" Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что и свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга1. Целями данной теории являлись создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, защита неотъемлемых прав человека от посягательства государства. Разделение властей основано на идее ослабления власти для того, чтобы последняя не посягала на индивидуальные и общественные свободы. С этой целью ее надо расчленить так, чтобы одна часть (ветвь) ограничивала другую и в результате совокупная власть была бы ограничена и строго определена2.

Российскому государству на протяжении всей его истории принцип разделения властей был чужд. Он отвергался самодержавной природой власти монарха. Всевозможные реформы системы государственных органов в лучшем случае приводили к весьма расплывчатому разграничению функций государства между его органами, о разделении же политической власти не шло и речи. Лишь после революции в 1905г. стало усиливаться влияние новой политической и социальной силы - буржуазии, которая стремилась освободиться от тормозящей развитие общества абсолютной монархии. В результате возникла Государственная Дума - первый российский парламент, был закреплен ряд основных политических прав и свобод граждан. В работах В.М. Гессена, А.И. Листратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н.Чичерина в конце XIX - начале XX века в России поддерживалась идея разделения властей.

В СССР концепция разделения властей была отвергнута полностью как буржуазная, классово чуждая. Сначала была провозглашена диктатура пролетариата, что прямо противоречило идее разделения властей, затем стал реа-лизозываться принцип "Вся власть - Советам!" Такой подход, кстати, основывается на работах тех мыслителей, ученых, кто отстаивал идею единства власти. Так, Ж.-Ж. Руссо, отвергавший теорию разделения властей, утверждал, что вся власть должна принадлежать народу и формой ее осуществления должны стать народные собрания (для больших государств он допускал и существование представительных органов). В российской дореволюционной юридической науке далеко не все положительно относились к концепции разделения властей. Так, А.С. Ященко отстаивал принцип единства и нераздельности государственной власти. Единство власти есть единство синтеза различных функций власти. Государственная власть не может быть в точном смысле разделена на самостоятельные и обособленные сферы. Только целостность всех органов власти, взятых в их конституционном взаимодействии, образует суверенную власть1. Концепция единства власти может быть использована в целях оправдания установления жесткого контроля со стороны государственной власти за всеми сторонами жизни в обществе, поэтому не случайно она была воспринята всеми тоталитарными режимами, в том числе и СССР2.

Вместе с тем нужно различать понятия "единство власти" и "единовластие". В тоталитарных государствах концепция единства власти истолковывается как концепция единовластия, что мы и наблюдали в СССР, когда законодательно было закреплено единовластие Советов, хотя фактически страной руководил партийный аппарат. Власть в России едина изначально, т.к. ее единственным источником согласно ст.З конституции РФ является многонациональный народ РФ. Разделение властей направлено не на отрицание единства власти, а на отрицание единовластия.

В современный период развития России концепция разделения властей стала господствующей и получила закрепление в Конституции РФ. Конституция РФ предусматривает разделение властей по горизонтали (разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную - ст. 10) причем это разделение осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, и по вертикали (ст. 12 различает государственную власть и власть органов местного самоуправления)3

Следует заметить, что некоторые авторы включают в число властей не только законодательную, исполнительную и судебную, но и власть средств массовой информации. Так, Ю.Г. Сумбатян полагает, что в демократических государствах "четвертая власть" - это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, она является необходимой частью системы государственных органов, средства массовой информации играют очень важную роль в системе сдержек и противовесов, сдерживая действие органов государства1. Во-первых, ни о какой "четвертой власти" в лице средств массовой информации ни в Конституции РФ, ни в каких-либо других нормативных актах речи не идет; во-вторых, как показывает отечественный опыт, органы государственной власти и средства массовой информации находятся далеко не в равном положении - государственная власть всегда, когда ей нужно, сумеет "поставить на место" любые средства массовой информации (об этом свидетельствует, например, недавняя история с НТВ); в-третьих, средства массовой информации при благоприятных для них условиях могут лишь оказывать влияние ни степень демократизации общества, государства.

Похожие диссертации на Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права