Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные особенности правового сознания граждан Кочесоков Заурбек Хамидбиевич

Национальные особенности правового сознания граждан
<
Национальные особенности правового сознания граждан Национальные особенности правового сознания граждан Национальные особенности правового сознания граждан Национальные особенности правового сознания граждан Национальные особенности правового сознания граждан Национальные особенности правового сознания граждан Национальные особенности правового сознания граждан Национальные особенности правового сознания граждан Национальные особенности правового сознания граждан
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кочесоков Заурбек Хамидбиевич. Национальные особенности правового сознания граждан : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ростов н/Д, 2000 136 c. РГБ ОД, 61:00-12/573-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Национальные аспекты в содержании и структуре правового сознания граждан 10

1.1. Фактор национального в правовом сознании 10

1.2. Национальное в структуре и функциях правового сознания ... 44

Глава 2. Роль национального самосознания в формиропапим правового сознания граждан (па примере народов Северного Кавказа) 64

2.1. Национальные особенности становления правового сознания . 65

2.2. Национальное самосознание и проблемы развития правового сознания 94

Литература 124

Приложение. Результаты социологического исследования 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Позитивно изменившаяся общественно-политическая ситуация в стране, необходимость формирования правового государства и коренного решения проблем национальных и межнациональных отношений требуют повышенного внимания властей, науки ко всем проявлениям и путям развития национального начала, которое, в зависимости от степени удовлетворенности национальных интересов и потребностей в системе общественного развития, получает в процессе эволюции разные очертания, многогранно влияющие на разрешение, упорядочение указанных сложных проблем.

Правовое самосознание - закономерный результат в развитии любого народа, следствие роста национального в содержании правосознания. Правовое самосознание существенно изменяет отношение народа, нации к своему правовому состоянию во взаимосвязях с другими народами, нациями с точки зрения справедливости, нравственности, гуманизма. Это, по сути, актуализация национального правового самосознания, т. е. правового исторического прошлого.

История правового развития РФ показывает, что правовое развитие народов России в достаточной степени никогда не обеспечивалось. Отсутствие взвешенной политики по отношению к нациям всегда было характерно для национальной политики государства как в имперский, советский, так и в постсоциалистический периоды.

При существующей межнациональной напряженности в официальной национальной политике федерального центра до сих пор не выработано ни одного концептуального программного документа по стабилизации межнациональных отношений, в котором учитывались бы национальные особенности правосознания пародов, населяющих Россию, включая народы Северного Кавказа. Этот фактор никогда не учитывался в правовой сфере развития

нации: в правотворческом процессе, в правовоприменительной деятельности, в деятельности правоохранительных органов и во многих других сферах юридической практики.

Необходим целенаправленный, конструктивный, гибкий, взвешенный подход к разрешению национальных проблем с учетом всех объективных и субъективных причин, влияющих на их характер и особенности. Ведь стабилизация и координация национальных и межнациональных отношений - это весьма сложный процесс, требующий учета специфики многих факторов, включая становление и развитие самобытности и своеобразия национального в правовом сознании общества и индивидов.

Сложившаяся в национальной правовой жизни народов сложная ситуация вызывает необходимость тщательного анализа национальных особенностей в содержании правового сознания народов, требует существенной корректировки проводимой национальной политики в сфере права, юридической практики. Указанные обстоятельства и продиктовали необходимость выбора данной темы в качестве актуального диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования - показать место национальных особенностей в правосознании в соотношении с общими аспектами общественного правосознания, охарактеризовать значение правосознания в современном общественном развитии, показать его роль в развитии национальных и межнациональных отношений, в решении межнациональных конфликтов и противоречий. Для этого определяются следующие задачи:

провести анализ методологических подходов к определению сущности права и правосознания, их влияния на национальное правовое развитие и отношения между народами;

изучить национальные особенности правосознания, выявить характер их влияния на структуру, функции, динамику правового сознания;

- показать развитие национального фактора в правосознании, его влия
ние на национальное правовое развитие и межнациональные отношения на
примере народов Северного Кпвкпчп;

- указать на причины обострения межнациональных конфликтов на Се
верном Кавказе с позиций права и правосознания; выявить механизмы опти
мизации деятельности властных структур в плане решения национальных
проблем;

- сформулировать рекомендации по более эффективному управлению
нациями и национальными отношениями в системе общественного развития
с позиций права и правового сознания.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются: развитие национальных особенностей правосознания народов России и их влияние на национальное правовое развитие и отношения между народами; основные политические и правовые факторы, оказывающие влияние на развитие национальных особенностей правосознания народов в современных условиях; правовой механизм стабилизации межнациональных конфликтом в современных условиях; методы оптимизации деятельности властных структур по устранению возникающих межнациональных конфликтов на основе права и правового сознания.

Предметом исследования выступают: история развития национального в правосознании народов России; отношение властей к национальным особенностям правосознания народов (на примере народов Северного Кавказа); юридическая, историческая, политическая и иная научная литература, касающаяся проблем становления и развития национальных особенностей правосознания.

Научили новизна работы состоит в том, что автор, учитывая современные тенденции развития российского общества в отношении прав человека, наций, получивших закрепление в Конституции РФ, в качестве теоретико-методологической основы правового развития народов использует доктрину естественного права, согласно которой правовое развитие любого общества происходит с учетом национальных особенностей правосознания всех народов в него входящих. По мнению автора, основные принципы этой теории: свобода, равноправие, неприкосновенность собственности, защита от произ-

вола властей, «дозволено все, что не запрещено законом» и т. п. - как ничто другое соответствуют позитивным изменениям, происходящим в обществе. В новых исторических условиях рассмотрение проблемы развития национального в правосознании с указанной точки зрения поможет глубже оценить уровень развития народов и возросшие требования национального правового самосознания.

В научной литературе проблемы сущности, структуры, функции правосознания в соотношении с его национальными особенностями на базе идей, норм и принципов естественного права в контексте их влияния на национальную правовую жизнь и межнациональные отношения практически не рассматривались.

Проблемы развития общественного правосознания достаточно глубоко и обстоятельно исследованы в работах П. П. Баранова, К. Т. Вельского, Н. Л. Бура, Е. Л. Лукашевой, Г. С. Остроумова, И. Ф. Покровского, Д. Л. Пото-нсйко, И. Ф. Рябко, В. Л. Сырцева, И. Е. Фарбера и др. Тем не менее в период существования тоталитарного государства национальные аспекты становления и развития общественного правосознания по разным причинам оставались малоизученными в юридической науке. В связи с ростом национального правового самосознания, его влияния на национальную правовую жизнь и на межнациональные отношения проблема изучения национальных особенностей правосознания становится сегодня одной из весьма актуальных.

В исследовании автор дает характеристику роли национального в правосознании народов и обосновывает необходимость использования правосознания в сфере стабилизации национальных отношений и разрешения межнациональных конфликтов, показывает необходимость использования национальных особенностей правосознания в национальной политике; в правової"! сфере развития нации; в правотворческой и правоприменительной деятельности. При этом в работе определяется механизм воздействия национального по сущности правосознания народов на общественную жизнь с целью:

- содействия искоренению националистических и шовинистических тен-

денций;

- утверждения принципов межнационального согласия, сотрудничества,
взаимодоверия и т. п.;

- воспитания высокой правовой культуры населения.
Методология и методика исследования. Методологической основой

исследования является материалистическая диалектика как общенаучный метод познания. В сборе информации, фактического и теоретического материалов использовались социологический, исторический, сравнительный, логический и иные методы исследования.

В ходе исследования автором были использованы работы отечественных и зарубежных ученых по теории права, истории, социологии, социальной психологии и национальной политике.

Эмпирической основой работы являются результаты анкетного опроса 1020 жителей республик Северного Кавказа.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Изложенные в диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы, как нам представляется, в:

  1. практической работе по стабилизации и более эффективному регулированию межнациональных отношении и конфликтов, по выработке соответствующей национальной политики на Северном Кавказе;

  2. правотворческом процессе и в правоприменительной практике;

3) процессе повышения правовой культуры населения Северо-
Кавказского региона России; улучшения правового воспитания личности на
основе принципов справедливости и нравственности; повышения в целом
уровня эффективности научного управления обществом в национальной и
межнациональной сферах;

4) учебном процессе - в лекциях, семинарских занятиях по теории права
и государства.

Научная апробация результатов исследования.

Материалы исследования и основные положения диссертации неодно-

кратно обсуждались на научных конференциях. Автор выступал с докладами: "К вопросу о национальном правосознании" - на межвузовской научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, в 1997 г.;"Диалектика национального и интернационального в правосознании" - на межвузовской научной конференции адъюнктов, соискателей и слушателей в г. Ростопе-на-Дону, в 1997 г.; "Национальная психология и правосознание" - на межвузовской научной конференции адъюнктов, соискателей и слушателей в г. Ростове-на-Дону, в 1997 г.; "Роль обычаев и традиций в становлении национального правосознания" - на межвузовской научной конференции адъюнктов, соискателей и слушателей в г. Ростове-на-Дону, в 1997 г.; "Национальная правовая психология и национальные отношения" - на межвузовской научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, в 1997 г.; "Правосознание в системе национальных отношений (на примере народов Северного Кавказа)" - на научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, в 1998 г.; "Правоприменительная деятельность и национальные особенности правосознания" - па ежегодной научно-практической конференции слушательского научного общества и г. Краснодаре, в 1998 г.; "Национальное правосознание российского общества и проблемы совершенствования правовой системы" -на научно-теоретической конференции в г. Ростове-на-Дону, в 1998 г. Тезисы этих докладов опубликованы в сборниках РЮИ МВД РФ "Проблемы соотношения международно-правовых и внутригосударственных механизмов обеспечения прав и свобод личности" (1997 г.), "Милиция. Право. Личность (1997), "Проблемы борьбы с преступностью в условиях Северо-Кавказского региона" (1997 г.), "Актуальные проблемы борьбы на Северном Кавказе" (1998), "Российская государственно-правовая идеология" (1998 г.), в сборнике К'ЮИ МВД РФ "Актуальные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов" (1998 г.), в сборнике НЮИ СПбУ МВД РФ «Деятельность ОВД по локализации преступности в условиях Северо-Кавказского региона» (1999 г.).

Результаты исследования используются автором при чтении лекций и

проведении всех видов занятий по курсу теории государства и права.

Структура и содержание диссертации определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложении.

Фактор национального в правовом сознании

Современная практика национальной жизни и межнациональных отношений подтверждает тот факт, что влияние национальных особенностей на правовое развитие народов и на правовое сознание индивидов значительно возросло. Влияние национальных особенностей на становление и развитие правосознания народов и каждой личности представляет научный и практический интерес в условиях демократизации общественной жизни, ее многогранного реформирования.

Национальные особенности развития каждого народа формируют

самобытные мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение, определяющие образ жизни, культуру, духовность, поведение, волю, характер людей, специфику межнациональных отношении. Национальный фактор обусловливает своеобразие и самобытность многих сущностных черт человеческой деятельности, влияет иа мышление и психологию людей, затрагивая их правовые аспекты жизнедеятельности. Как известно, нация - это исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание. Нация характеризуется жоиомичеекой и социальной общностью, единой и многообразно проявляющейся системой политической жизни, сложным тгнопсихологическим характером. Важной особенностью нации является то, что она обладает особым складом, стилем мышления, специфическим менталитетом, чувством собственного достоинства1

Такое своеобразие характеристик нации не может не учитываться при осмыслении свойств и качеств правового сознания на его общественном, групповом и индивидуальном уровне.

Национальные особенности каждого народа в значительной степени облекаются в многообразные формы культуры, традиций и обычаев и тем самым приобретают стабильный и устойчивый характер, фиксируясь it сотаний и психологии людей, что имеет непосредственное отношение к оценке права, как важнейшего социального регулятора общественных отношении, к характеристике юридической практики и к становлению и формированию соответствующего правового сознания как ведущей формы общественного сознания.

Правовое сознание аккумулирует в себе не только общесоциальиые факторы жизни (экономические, политические, идеологические и т. д.), но и в значительной степени национальные особенности бытия людей, человеческого общежития, что носит многоаспектный, глубокий, весьма заметный характер.

Обусловленность особенностей, свойств, качеств и содержания правового сознания национальными чертами предопределяется во многом характером процессов происхождения этносов. Первоприрода национальных особенностей правового сознания закладывается, как в мышлении народов, так и в процессе исторического формирования этносов в целом.

Современная наука выделяет четыре модуса этногенеза. Первый - это способ миграций, который является результатом переселения народа пли его многочисленной группы, и в процессе смешения с местным населением складывается новая культурная общность людей, т. е. этнос. Второй - модус расселения, когда в зоне достаточно плотного заселения нескольких этносов происходит их взаимное проникновение, возникают двуязычие, смешанная культура, смешанный антропологический тип. Третий тип - это модус этнп ческой непрерывности, при котором этносы переходят один в другой, и отличаются друг от друга только живущие в отдаленности, через несколько этносов. И последний - автохтонного развития, когда при географической изоляции или же других факторах происходит относительно обособленно, что и приводит к образованию этносов1.

Процесс возникновения, становления и развития этносов предполагает также формирование соответствующей культуры, определенного образа жизни, основывающихся на складывающихся духовных ценностях 11 закрепляющихся в традициях, обычаях, нормах морали и других социальных регуляторах.

С момента внедрения в общественную жизнь правовых нормативных регуляторов накопленный людьми, обществом духовно-ценностный потенциал, сложившаяся система правил, норм и принципов поведения, традиций, обычаев в том числе, соответствующим образом преломляются в требованиях права и в конечном счете фиксируются в сознании люден, в котором начинают отражаться идеи, взгляды, представления, чувства, эмоции людей, характеризующие и оценивающие складывающуюся юридическую среду.

Включенные однажды и в национальное сознание оценочные критерии права с помощью национальной культуры, традиций и обычаев, иных нормативно духовных средств складываются в устойчивую, стабильную форму общественного сознания - правовое сознание во всех его ипостасях.

Национальное в структуре и функциях правового сознания

Исследовать закономерности развития и внедрения национальных особенностей в правовое сознание и его влияния на межнациональные отношения важно не только со стороны его динамики, но и со стороны структуры, без учета которой невозможно в полной мере понять его сущность и специфику, назначение.

В. Г. Афанасьев справедливо отмечает: «Чтобы всесторонне познать систему, нужно изучить прежде всего ее внутреннее строение, то есть установить, из каких компонентов она образована, каковы ее структура и функции»1.

В философской литературе отмечается, что классификацию структурных элементов правосознания невозможно проводить по одному признаку, скажем, формально-логическому, а необходимо учитывать различные аспекты его структуры, связи и взаимодействия элементов, место и роль каждого из них в общей системе социальных отношений2.

Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. При этом необходимо учитывать и то, что структурный анализ национальных особенностей в правосознании в гносеологическом плане обязательно должен проводиться по гносеологическому, а в социологическом плане - но социологическому основанию. Если же проводить этот анализ на разной плановой, изолированной основе, то неизбежно встанет вопрос об алогичном, не соответствующем сути структурном подразделении изучаемого объекта. Национальные особенности в правосознании в таких искусственно вычлененных структурах могут предстать в качестве механического набора различных компонентов, которые не только не смогут раскрыть сущность и специфику изучаемого явления, но и фактически не отразить истинность, реальность системного характера объекта научного поиска.

Относительно структуры правового сознания, включающего в себя компоненты национальной самобытности, следует иметь в виду, что она по формально-теоретически показателям не отличается от структуры общесоциального, общественного правосознания, различие может усматриваться лишь в содержании соответствующих структурных подразделений, что адекватно различиям между общесоциальным правовым сознанием и его содержанием с компонентами национальных особенностей. Поэтому все дискуссии, споры, разноплановые суждения, касающиеся общетеоретических подходов к осмыслению структуры правосознания в такой же мере касаются и анализа структуры правосознания с его национальными особенностями. Сказанное означает, что было бы неправомерным влияние национальных особенностей на структуру правосознания рассматривать в отрыве от достигнутых общетеоретических результатов осмысления структуры общественного правовою сознания.

В то же время не следует и приуменьшать значение специфических национальных особенностей, влияющих на содержание структурных элементов правосознания. Вот почему важно всю динамику, насыщенность научных воззрений и взглядов по проблемам структуры правосознания переносить и на понимание правосознания и его структуры, обусловленных национальной спецификой.

Вокруг структуры правосознания давно ведутся оживленные дискуссии. Так, В.А. Демичев делит общественное правовое сознание на правовую идеологию и правовую психологию, теоретическое и практическое сознание, вычленяет обыденно-логические и эмоционально-волевые компоненты. Однако определенная расплывчатость основы, на которой происходит подраз деление правосознания на структурные элементы, ведет к нечеткости, к неполноте содержания именно структурной схемы, что, в частности, выразилось в том, что автор теоретическое правосознание и законодательство относит исключительно к правовой идеологии1. В. Б. Никитин, анализируя структуру общественного правосознания, выделяет в нем правовую идеологию, общечеловеческое правосознание, правовую психологию и обыденное сознание. Отсутствие четких критериев дифференциации правосознания на структурные элементы ведет к тому , что исследователь относит к правовой идеологии все правовые теории, идеи и принципы, а обыденное правосознание отождествляет с эмпирическими знаниями, что затрудняет определение того уровня правосознания, на котором происходит правовое осознание действительности", отсутствие четкости относительно структурных элементов, некоторая громоздкость предложенной схемы затрудняет поиски каналов наполнения должным содержанием правового сознания как цельного общественного явления.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в ходе научного поиска достигнуты и несомненные позитивные результаты по вопросу выделения основных структурных компонентов правового сознания. Так, А.В. Грошев четко отмечает, что основными элементами в структуре правового сознания являются правовая идеология и правовая психология, как факторы, «участвующие в осуществлении всех функций правосознания3».

Наиболее логично, аргументированно вопрос о структуре правосознания определяет П.П. Баранов. По его мнению, в основе изучения структуры правосознания должны лежать гносеологический и социологический аспекты. С позиций гносеологического подхода правовое сознание рассматривается как отражение, как одна из особых форм познания действительности, а в рамках социологического подхода правосознание изучается с позиций его места в системе общественных явлений и роли в общественной жизни.

Национальные особенности становления правового сознания

Северный Кавказ является той географической территорией России, которая обладает насыщенной пестротой национального состава населения, включающего в себя множество национальных меньшинств, разнообразием языков, многообразием вероисповеданий при мощном преобладании ислама и христианства, сложной историей. Несмотря на явное многообразие, характеризующее жизнь народов, наций, народностей, проживающих в этом регионе в качестве коренного населения, Северный Кавказ обладает той специфической особенностью, что воспринимается в качестве единого географического, экономического, культурно-историчского, правового образования, т.е. "характеризуется единством в многообразии»1, что оказывало в прошлом и продолжает оказывать в современных условиях значительное и постоянно подтверждаемое влияние (позитивного и негативного толка) на жизнедеятельность всего российского общества.

В жизни народов Северного Кавказа, в происходящих там порой острых событиях, в противостоянии различных подходов, политических установок, программ на интегрированном, сжатом микроуровне прослеживается и все те проблемы, которые в той или иной степени захлестывают всю российскую действительность, но в северо-кавказском регионе они проявляются более рельефно, более болезненно и имеют наибольший общественный резонанс. Это связано с тем, что проживающее здесь население давно исторически утратило веру в благие намерения государства и с подозрением относится к любым политическим нововведениям, экономическим и культурным реформам, элементарным обещаниям властей.

Историческая память народов Северного Кавказа вплетена и в современную действительность. Тоталитарный режим драматически сказался и на судьбах всего населения, проживающего в этом регионе. По воле сталинско-бериевского режима в 1941-1944 гг. «подверглись департации в восточные регионы СССР балкарцы, ингуши, карачаевцы, калмыки, крымские татары, советские немцы, турки-месхетинцы, корейцы, курды, греки, др... Список депортированных народов на 1/3 состоит из народов Северного Кавказа1. В этот период была упразднена Чечено-Ингушская автономная республика, ликвидирована автономия карачаевского и балкарского народов, были ликвидированы либо переименованы многие национальные районы краев и областей Северного Кавказа, части территорий упраздненных автономий были переданы под юрисдикцию Грузинской ССР, Дагестанской АССР, Ставрополь-ского края, Северо-Осетинской АССР , что стало «миной замедленного действия» на многие десятилетия и продолжает будоражить этот регион и в условиях современной российской государственности.

Все это накладывает серьезный отпечаток и на современное состояние правовой действительности на Северном Кавказе, усложняет проведение правовой реформы на подлинно демократической основе, вносит серьезные коррективы в процессы формирования правовой государственности, в обеспечение законности и правопорядка, в совершенствование и развитие должного уровня правового сознания.

Вот почему важное теоретическое и практическое значение имеет научное уяснение проблем становления и развития правовой психологии, правового сознания в целом именно на примере народов Северного Кавказа.

Национальные и межнациональные отношения в такой многонациональной стране, как Россия, имеют свои существенные особенности. Так, Северный Кавказ представляет собой один из самых многонациональных регионов не только России, но и всего мира. И здесь, как ни в одном другом национальном регионе, решение национальных проблем требует особого подхода, политической тонкости.

Исторически этнические процессы, происходящие на Северном Кавказе, имеют ряд особенностей как в своем возникновении и становлении, так и во взаимоотношениях народов. Эти особенности являются на наш взгляд, одним из определяющих факторов, позволяющих объяснить специфику и самобытность развития национального содержания в правосознании проживающих здесь народов, наций.

Национальные особенности правосознания имеют глубокие исторические корни, т. е. содержание национального в правосознании составляют элементы, опыт исторического развития народов, эти особенности правосознания проявляются как в правовом поведении людей, так и в отношениях представителей одних наций с другими народами.

Научный анализ взаимоотношений народов Северного Кавказа и России указывает на множество причин, вызвавших, например, современные события в Чечне и регионе в целом. Называются причины экономические, политические, религиозные; некоторые рассуждения указывают даже на криминальную природу проживающих здесь народов. Обычно малоизученность любой проблемы и недостаток или отсутствие информации порождают множество слухов, легенд и т. п. Малообоснованные аргументы, как правило, легко развенчиваются посредством строгого научного объяснения. Причина же этих событий - рост национального правового самосознания как истори ческого явления, что тесно связано со спецификой формирования национального содержания правосознания проживающих на Северном Кавказе народов. Исторический подход служит кодом к объяснению современного состояния и национального правового самосознания народов.

В северокавказскую ветвь рода человеческого входят носители кавказских языков: абхазо-адыгские народы, вайнахские и дагестанские, ираноязычные осетины и тюркоязычные балкарцы, карачаевцы и кумыки - все они относятся к модусу автохтонного развития; формирование этой ветви происходило в V-11-м тысячелетиях до н. э. С этого времени здесь формируются общие антропологические признаки населения региона, а также единая в многообразии особенностей культура. Известный специалист по теории этногенеза В. П. Алексеев пишет, что «антропологические наблюдения однозначно демонстрируют непрерывную последовательность поколений от местных популяций древности, говоривших, бесспорно, на каких-то кавказских языках, к современным тюркоязычным народам Северного Кавказа и осетинам»1.

Национальное самосознание и проблемы развития правового сознания

Национальное самосознание складывается из совокупности представлений, традиций, обычаев, понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Национальное самосознание возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная Функция состоит в создании ментального и социально-политического единства национальных образований1.

Национальное самосознание - это достаточно сложное культурно-интеллектуальное явление, интегрирующее в себе не только традиции, обычаи, переживания, но и элементы бессознательного, различные архетипы и стереотипы, отражающие особенности национальной жизни, национального общежития. В содержание национального самосознания включаются определенные моменты идеологического и сверхнационального характера, что вносит специфику в особенности данного национального феномена. Соответствующие аспекты идеологии подчеркивают национальную исключительность, дифференцируют, отделяют представителей данной национальности от всех других. Моменты сверхнационалъного ориентируют людей на осознание данной нации во взаимосвязи, в единстве с внешним окружением.

Национальное самосознание проявляет себя во всех основополагающих сторонах общественной жизни, отражает сущностные стороны бытия данной национальности, напоминает каждому представителю нации о его принадлежности к единому целому, о его качестве как носителе национальных культурных ценностей. Социализация человека как представителя определенной национальности, его включенность в разнообразные общественные связи, национальные и межнациональные отношения в конечном счете обусловлены всем потенциалом самосознания нации.

В условиях современного развития российского общества национальное самосознание приобрело исключительно актуальное значение, стало проявляться в новых формах и измерениях и нашло отражение, в частности, в том, что практически все нации, национальные образования встали на путь обретения государственности, автономии и самоопределения. Так, в Конституции Кабардино-Балкарской Республики (ст. 1.1.) провозглашено: «Кабардино-Балкарская Республика есть суверенное демократическое правовое государство в составе Российской Федерации»1. «Карачаево-Черкесская Республика -демократическое, социальное и правовое государство с республиканском формой правления» ,- говорится в ст. 1.1. Конституции Карачаево-Черкесской Республики.

Однако практика свидетельствует, что национальное самосознание не всегда обеспечивает единство, социальную целостность; на его основе не во всех ситуациях возможно разрешать возникающие конфликты и противоречия. Это связано с тем, что в содержании самосознания нации могут проявлять себя различные национальные интересы, в том числе взаимоисключающие друг друга, что обусловливается соответствующими политическими и идеологическими моментами.

Сказанное в равной степени касается и отражения национальным самосознанием правовой действительности, правотворческой и правоприменительной деятельности, становления, формирования и развития правовою сознания. Между национальным самосознанием и правовым сознанием в совокупности с его национальными особенностями существует прямая, непосредственная связь, выявление механизма этой взаимосвязи представляет несомненный научный интерес.

Изменившаяся в Российской Федерации общественно-политическая ситуация объективно благоприятствует росту национального самосознания народов, различным его проявлениям. Находившиеся долгие годы под жестким прессом национальные потребности и интересы, а также не подготовленные ко всякого рода изменениям механизмы управления нациями и национальными отношениями испытывают сегодня большие трудности. В условиях нестабильного развития государства возникает множество ситуаций, в которых различные проявления национального приобретают противоречивые черты. К примеру, доминирующее влияние мусульманского права на правовое самосознание народов Северного Кавказа - факт очевидный. Свидетельством этого является сложившаяся в Чечне на основе мусульманского права практика осуществления судопроизводства, уголовного процесса и других правовых акций. Влияние мусульманского права на национальную правовую жизнь перестало быть проблемой внутринациональной. В республике Чечня национальные правовые интересы проявляются во множестве искажении, которые, по нашему мнению, чреваты пагубными последствиями их переноса в межнациональные отношения.

Чеченские руководители апеллируют к устаревшему национальном) правосознанию. Особый акцент они делают на возрождение мусульманского права. Данное обстоятельство является одним из дестабилизирующих факторов в межнациональных отношениях, в правовом положении в этом регионе России. И тем не менее обращение к мусульманскому праву, с нашей точки зрения, является результатом растущего национального, общесоциального правового самосознания народов, следствием развития демократических институтов, пришедших на смену тоталитарным учреждениям.

В истории правового развития народов Северного Кавказа мусульманское право, как мы уже отмечали, являлось одним из основных компонентов национального правосознания проживающих здесь народов.

В настоящее время национальное правовое самосознание, основанное на мусульманском праве, создает межнациональную и социальную напряженность в указанном регионе. В связи с этим существует острая необходимость выработки четких механизмов стабилизации обстановки. Но, к сожалению, как показывает жизнь, предпринимаемые федеральным центром попытки стабилизации терпят неудачи. Сложившееся правовое состояние не позволяет строить социальные отношения, отношения между народами на основе разумного правового сотрудничества и поступательного развития, как это должно было бы быть, а дестабилизирует обстановку в целом в регионе.

Использование возросшего правового самосознания в Чечне проявляется в реальных конкретных действиях некоторых социальных и политических групп, которые в качестве идеологической подоплеки своих действий выбирают самые изощренные методы обострения и создания социальной, межнациональной напряженности.

Похожие диссертации на Национальные особенности правового сознания граждан