Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея правды в отечественной правовой мысли Уткин Григорий Николаевич

Идея правды в отечественной правовой мысли
<
Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли Идея правды в отечественной правовой мысли
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Уткин Григорий Николаевич. Идея правды в отечественной правовой мысли : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Уткин Григорий Николаевич; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ]. - Москва, 2008. - 150 с. РГБ ОД, 61:08-12/156

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Генезис идеи правды s период формирования русской государственности и правовой культуры

1. Значение идеи права для понимания специфики отечественной правовой культуры 16

2. Православные корни идеи правды в эпоху Средневековья на Руси 23

3. Понятие правды в антиномии закона и благодати 35

4. Соотношение веры и правды в контексте развития идеи самодержавия 43

Глава II. Отечественная философско-правовая мысль XIX века о верховенстве правды над законом

1 . Славянофильство об идеале правды и правдоискательстве как стержне народной жизни 55

2. Связь правды и закона как выражение единства юридического и этического начал в общественной жизни 71

3. Естественное право как правда 94

Глава III. «Государство правды» как модель будущего евразийского государства

1. Абсолютизация государства в синтезе веры, юридического и морального законов 107

2. Идеократическое государство как органическое выражение нации Ц7

3. Русское зарубежье XX века о тупиковости православно-евразийского понимания государства 129

Заключение 144

Список использованной литературы 149

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена рядом факторов. Во всех современных обществах одним из средств, обеспечивающих ограничение эгоцентрических побуждений индивида, является право, закрепленное в юрисдикции. Но нормальное функционирование системы права в любом государстве во многом обусловлено уровнем правовой культуры граждан, которая складывается из таких элементов, как осознание необходимости строгого выполнения законности, вера в право, глубина юридического образования и юридического мышления, развитость чувства права и законности.

Понимание сущности западноевропейского права ассоциируется с возможностью реализации свободы. Право в западной культуре связано с проблемой индивидуальной свободы. Напротив, понимание сущности российского права с идеей свободы не ассоциировалось, зато оно неразрывно связывается с пониманием правды, милости и милосердности, служения, святости и т.д.

История отечественного права свидетельствует о традиционно существующем в России негативном отношении к праву. Сегодня перед нашим обществом встал вопрос о возможностях и границах использования западного опыта. Изучение основных идей, сформировавших русское правосознание, позволит осмысленнее подойти к данному вопросу. Перенос западноевропейского образа жизни на русскую почву не вызывал в истории России и не вызывает ныне однозначного отношения. Отечественная история и правоведение находятся в настоящее время в сложной ситуации выбора пути: заимствовать традиционные западноевропейские образцы и модели правосознания и практического применения права, либо избрать собственный путь создания модели прав и обязанностей, где бы учитывалась и российская традиция. Стремление прийти к нормальной организации общественной жизни, сохраняя исконные традиции русского духа, должно опираться на внимательное изучение достижений отечественной мысли. Исследование нравственно-правовых идей в русской философии является одним из условий, способствующих выработке ясного и определенно-

4 го представления о России, когда речь идет о регулировании социальных отношений.

П.И. Новгородцев отмечает, что если мы хотим охарактеризовать русскую правовую мысль, то должны, прежде всего, обратиться к творящему ее русскому духу, прояснив себе отношение этого духа к вопросам права и государства. Для этого необходимо обратиться к развитию русской духовной жизни и правосознания.

Итак, во-первых, рассмотрение права с культурологической точки зрения позволяет оценить реформы не только с узкопрактической юридической позиции, но и дает возможность осмыслить процесс в полном масштабе, увидеть его «извне».

Второе, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что тема правды имеет уникальное значение в нашей истории. Как неоднократно отмечалось отечественными мыслителями, понятие «правда» соответствует духу российской ментальности. Выделение сущего и должного является фундаментальным для человеческого бытия. Применительно к русской культурной традиции проблема взаимоотношения' сущего и должного связана с понятиями* «истина» и «правда», где истина указывает на сущее, а правда - на должное. Русскому юридическому мировоззрению свойственно отождествление понятия права с правдой (Русская Правда), осуществлением справедливости. Как отмечает Е.Н. Трубецкой, право должно стать правдой - в этом его главная жизненная задача. Евразийцы западным моделям государственного устройства, опиравшимся на теорию «естественного права», противопоставляли древнерусский идеал «государства-правды», в котором государство подчинено «началу вечности» и где на основе понятия «правда», включающего в себя и субъективное право, и нормы справедливости, достигается синтез права и нравственности, единство прав и обязанностей граждан. С идеей правды тесно связана идея справедливости, поэтому посягательство на право рассматривается как нарушение требований правды, справедливости, т.е. неправда.

5 Понятие правды является преемственным выразителем представлений об

идеалах России-Евразии, «потому что никаким развратом, никаким давлением

и никаким унижением не истребишь, не замертвишь и не искоренишь в сердце

народа нашего жажду правды, ибо эта жажда ему дороже всего»1.

В-третьих, исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие правды вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни. С.Л. Франк государство и правду рассматривал как взаимосвязанные понятия: «Государство... есть человеческое - и потому неизбежно искаженное — воплощение божественного начала правды.. .»2.

Организованность и крепость духа русского человека помогут воплотить в жизнь многовековые стремления нашего народа к правде и справедливости. Такие побуждения как черта национального характера наших предков, отмечалась еще в языческие времена. Акт князя Владимира по принятию православия на Руси освятил эти особенности.

Слова св. Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» Н.А. Бердяев считал характерными для отечественной цивилизации. Александр Невский заложил один из краеугольных камней Русской идеи этим своим гуманистическим принципом. «Трагедия русского народов в том, что русская власть не была верна этим словам» .

Первые отечественные сборники правовых норм («Русская Правда» и «Правда Ярославичей»), первая газета большевиков и центральный орган советской печати (газета «Правда») своими- названиями подтверждают преемственное значение данного понятия в многовековой истории государства и культуры России. Следовательно, в-четвертых, стремление к правде и осмысление правды составляет ключевое содержание русской правовой мысли. В выдающемся произведении средневековой Руси «Домострой» приводится комплекс

1 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л.: Наука, 1980. Т. 21. С. 58.

2 Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 С. 89.

3 Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века
//Вопросыфилософии. 1990. № 1. С. 94.

правил поведения для человека, который должен вести праведную жизнь. Виновными в нарушении этих правил объявлялись те, кто «чинит неправду, насилие и обиду, силою отнимает, взяв не отдаст... и на суседстве, кто недобр... или чужую ниву попашет...»'.

Попытку воплотить идею правды в реальную правовую и государственную жизнь предприняли евразийцы. Для евразийского общественного устройства важнейшую роль играла идея «государства правды», которое должно было руководствоваться и подчиняться, высшим ценностям. У них основополагающее место занимает «истина-правительница», формирующая общукн основу, архетип всей культуры. Но одновременно она является фундаментом w идеологии правящего класса.

В-пятых, в российской культуре издавна центральное месте занимало? государство; приоритет его интересов, вмешательство во все сферы жизни, в том числе ив правовую, незыблемость верховной, власти. В' России право отождествлялось с: государством и политикой] что привело к подмене правовых ценностей политическими интересами. Результатом отсутствия правовой культурьЕ-у правительства,. искажения правопониманияг стали тирания, и подавление личности. Бремя* государственности: в России чрезвычайно велико,* как ни в какой другой стране. Она требует полной отдачи, героизма, жертвенности: и аскетизма-. В русском человеке, который привык во і всем полагаться на силу и власть государства, сформировался жесткий автократический этатизм,

Важно, чтобы на уровне теоретического правосознания было выработано верное представление о ценностях правовой культуры, как универсальных общечеловеческих, так и уникальных российских.

Русское правдолюбие оказало глубокое влияние на отечественную государственность, культуру, социально-гуманитарное знание. Поиски справедливости и путей ее достижения были предметом долгих, дискуссий славянофилов и западников, стяжателей и нестяжателей, ортодоксов, и староверов, красных и белых в гражданскую войну, современных споров демократов и державников.

1 Домострой по Каншинскому и подобным. М., 1917. С.73.

7 «Понятие правды для русского человека весьма многогранно. - Отмечает

Е.С.Троицкий. — Ее достижение в той или иной мере тождественно реализации национальной идеи, материального благосостояния, величия и державного достоинства Руси, обеспечения верховенства законов, личной свободы, семейного счастья, соборного единства соотечественников, гармоничных отношений с другими народами, особенно соседними и т.д.»1.

В кризисной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XXI в., особую важность представляют исследования, способные выработать концептуальные рекомендации для выбора путей развития государства, общества и права. Философский анализ идеи правды в отечественной правовой мысли позволит выявить наиболее важные факторы и закономерности культурных процессов, происходящих в нашей стране.

Актуальность темы «Идея правды в российской правовой мысли» определяется так же и тем, что изучение этой темы необходимо для понимания природы права и правовых явлений в нашей стране.

Степень научной разработанности проблемы. Обращение к теме правды в русской правовой мысли начинается практически с самого ее зарождения. По мере становления правовой мысли тема эта не утрачивает своего значения, особенно в ракурсе противопоставления права и нравственности, что является традиционным для русской правовой литературы. Большое значение имеет понятие правды для российских правоведов периода расцвета русской культуры в целом, начиная с конца XVIII вплоть до середины XX столетий, когда отечественная правовая мысль уходит в эмиграцию, но при этом сохраняет как интерес к проблемам России и ее будущего, так и приверженность своим дореволюционным приоритетам. В трудах Б.Н. Чичерина, Е.Н. Трубецкого, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, Н.Н. Алексеева, Ф.А. Степуна, П.Б. Струве, Б.П. Вышеславцева, С.Н. Булгакова, К.В. Флоров-ского, Н.К. Михайловского и многих других в той или иной степени происхо-

Троицкий Е.С. Русский народ в поисках правды и организованности. М.: ГП «Полиграфист, 1996. С.8.

8 дит обращение к теме правды в контексте анализа правовой и нравственной жизни России в прошлом и настоящем. В нашей отечественной истории правовой мысли пока не уделялось большого внимания разработке этой проблемы, практически нет обстоятельных трудов, посвященных ее разработке. В целом можно констатировать, что в русской зарубежной правовой и философской мысли понятие правды рассматривалось в рамках христианской парадигмы, но не в рамках догматического богословия. По-разному относясь к Советской власти, русские мыслители первой эмигрантской волны были-единодушны в осуждении антирелигиозной деятельности советского государства, которое в целях воплощения утопической идеи хотело изжить из жизни народа то, что- составляло его сущность. В работе «Свет во тьме» С.Л. Франк пишет, что христианская правда требует от человека «содействия добру и противодействия злу именно теперь, в конкретной реальной ситуации, ибо ценность нравственного акта никогда не лежит в каком-либо общем абстрактном принципе, а всего лишь в его подлинном соответствии реальной жизненной нужде»1. Мыслитель отмечает, что социальная реальность требует постоянного совершенствования,, реформирования, чтобы «христианские принципы святости человеческой личности, равноправия и солидарной ответственности всех могли получить, еще дальнейшее, более последовательное применение» . С.Л. Франк призывает людей руководствоваться идеалами Христовой правды в целях совершенствования мира.

В советский период развития правовой мысли идея правды была не столь актуальна, хотя и присутствовала в названиях средств-массовой информации; и в обыденной жизни людей. Достаточно назвать центральный орган печати - газету «Правда», которая была органом ЦК КПСС, и от которой пошли названия' газет региональных партийных органов - «Московская правда», «Ленинградская правда» и т.д.

1 Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М.: Изд-во
Республика. С. 248.

2 Там же. С. 249.

На современном этапе развития правовой мысли интерес к теме правды

значительно возрос в силу отхода от узконормативистского понимания права и в связи с возрастанием интереса к некогда забытым работам из истории отечественной правовой мысли, особенно когда это касается религиозных подходов к пониманию права и его проблем. Но понятие правды выходит за рамки права и правопонимания. В современной литературе отмечается; что понятие правды имеет много граней. Ее достижение подчас отождествляется с реализацией национальной идеи, материального благополучия, величия страны, обеспечения верховенства закона, личной свободы и личного счастья, гармонии отношений с другими народами. Исследователи пишут, что Россию не возродить, если будут игнорироваться её духовные корни, традиции, богатство накопленной духовной культуры.

В коллективной монографии «Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /Отв.. ред. Рябов А.В., Кур-бангалеева Е.Ш1» рассматриваются, русские мифы в современном контексте. Авторы исходят из определения мифа как составляющей коллективного бессознательного. Миф является устойчивым-образованием, он обобщает и фиксирует стихийный коллективный опыт, задает отдельные особенности модели восприятия и освоения окружающего мира: Для анализа были отобраны некоторые мифы,.связанные,с культурными и историческими особенностями россиян и, по мнению авторов книги, могли влиять на поведение и деятельность граждан России. Были, отобраны следующие мифы: миф о Правде, миф: о героях, миф о государстве.

По мнению авторов, наиболее архаичным мифом в традиционной русской культуре является миф о Правде - «национально-историческая версия общечеловеческого мифа об абсолютной правде»1. При исследовании в рамках «Томской инициативы» был составлен вопросник, в котором «правда» рассматривалась в трех аспектах:

1 Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /Отв. ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 98.

1) как доступная немногим сокровенная истина о мире и людях.

Авторы данное понимание называют «эзотерической правдой»;

2) как социальная справедливость;

3) как регулятор повседневной жизни (правда-порядочность).
При анализе ответов выяснилось, что большинство респондентов (почти

60%) предпочитают понимание правды как порядочности, чуть больше 27% респондентов предпочли правду-справедливость, и только 5,1% - выбрали эзотерическую правду.

Больше половины опрошенных отметили неуниверсальность поня
тия правды, ее относительный характер. Отсюда авторы книги сделали вывод,
что «будучи регулятором повседневной жизни, правда-порядочность вряд ли
способна выступать нравственным идеалом для» общества в целом»1. Два дру
гих варианта понимания правды не показали себя как общезначимые, что яви
лось выводом для утверждения, что миф о правде, который долгое время в рос
сийской истории занимал ключевое место, утрачивает свою общезначимость и
общенациональный статус. ^

Авторы делают вывод, что отказ россиян от мифа о единой Правде говорит о растерянности населения, когда оно оказывается перед вопросом о носителе этой правды как идеала. Лишь пятая часть опрошенных ответила, что носителем правды является русский народ в целом, на втором же месте оказался ответ «никто». Значительная часть современного общества ощущает свою потерянность, отсутствие смысложизненных ориентиров, размытость привычной картины мира.

Авторы доказывают, что согласно исследованиям, миф о правде в основном характерен для субкультуры левого консерватизма, который ориентируется на традиционное сознание. Имеется в виду «советский фундаментализм», представители которого чаще других признают, что «для русского человека важно не материальное преуспеяние, не карьера, а жизнь по правде и справедливо-

Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /Отв. ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 98.

сти», что «русские честнее других народов»1. Но эта группа не оказывает решающее влияние на общество в целом, поэтому и ценности «традиционалистского» типа оказываются вне рамок общенациональных ценностей. Альтернативой пути, предложенному традиционалистами, авторы книги считают путь либеральной идеологии с ее мифологией, ядром которой служит идея абсолютной ценности западного цивилизационного пути развития и соответственно отрицание традиционных российских особенностей. Вместе с тем ценностью для россиян все же остается некая сакрализация государства, хотя и придерживаются ее по большей степени люди старшего возраста, которые не составляют большинство населения. Л.Г. Вызов утверждает, что «начиная с 1998 г. в России происходит «неоконсервативная революция», которая существенно изменила вектор общественного запроса и основные парадигмы массового созна-ния» . Рассуждая о мифе о Правде, автор замечает, что большинство респондентов поддержали мнение, что «единой правды вообще нет, у каждого она. своя. Для него это является свидетельством и подтверждением «кризиса монотеизма», поскольку отсутствие единой правды как выразителя божественной, истины является показателем большой религиозной толерантности современного россиянина. Он отмечает, что в настоящее время наблюдается кризис-христианства, поскольку как россияне, так и западные люди все больше отходят от христианской традиции, а Бог для них ассоциируется с неким личностным целым, религия же в целом - с традицией, культурой, моралью. Именно понимание правды позволяет автору сделать вывод, что приверженцы-православной системы ценностей мало чем отличаются от более рационалистических и прагматичных протестантов.

Вызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и перспективы формирования неоконсервативной субъективности // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /Отв. ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 49.

2 Вызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и перспективы формирования неоконсервативной субъективности // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 49.

12 Развернутое исследование философии правды приводит М.В. Черников в

книге «Искания Правды: русский путь». Рассматривая понятие правды в контексте развертывания русской культуры, автор выделяет три мировоззренческих парадигмы, которые существуют не обособленно, но накладываются друг на друга и не исчезают при смене ведущих парадигм. Он рассматривает понятие «правда» в языческой, мифологической парадигме, в христианской мировоззренческой парадигме и затем в научно-рационалистической парадигме. Автор отмечает, что в современной мировоззренческой системе существует некая неопределенность, которая сопровождается так знакомой в иных отрезках нашей истории тоской по правде.

В русской культуре понятия «правда» и «истина» не являются синонимами. По мнению автора, они выражают различный вид знания. Понятие «правда» связано со знанием нормативного характера, а понятие «истина» - со знанием дескриптивным, в котором исследуется* и создается некая модель сущего. Таким-образом, «правда указывает на должное, истина указывает на сущее»1. Отсюда автор делает вывод, что вопрос о взаимоотношении правды и истины должен рассматриваться в плане взаимоотношения сущего и должного.

В книге В.П. Малахова «Философия права» рассматриваются мировоззренческие и методологические предпосылки философского постижения природы и сущности права. В связи с этим автор отмечает, что специфику правовой жизни и правосознания определенного общества определяет духовная культура в совокупности всех ее сторон, куда входят и системообразующие' правовые идеи, формирующиеся в рамках духовности того или народа, являющиеся смысловыми константами, присущими правовой мысли на всех этапах ее развертывания. По мнению автора, они образуют парадигмальный строй общественного правосознания. В отечественной ментальносте автор выделяет следующие смыслообразующие идеи правовой культуры: милости, служения, мучения и правды. Как отмечает автор, «идея правды представляет собой россий-

1 Черников М.В. Искания Правды: русский путь: Монография. Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2005. С. 15.

13 ский вариант закрепления духовной установки на противостояние государства

и гражданского общества^ а точнее — на противостояние государства и общины

(или общества и общины)» .

Психологические аспекты понимания правды рассматривает В.В. Знаков.
Он отмечает, что для русской духовной традиции поиски истины в обществен
ной, а, следовательно, и в правовой сфере, неотделимы от представлений о до
бре и зле. С точки зрения автора, в российской ментальносте истина -эта кате
гория не столько формальной логики, сколько нравственной философии2. В-
книге «Психология понимания правды» В'ЛЗ'- - Знаков рассматривает русские и
западные культурно-исторические традиции в понимании истины.и правды. Он
отмечает, что для русской культуры характерно пренебрежительное: отношение
к, безличной истине, что имеет христианские истоки. Правда - это духовная
потребность русского1 народа, она.всегда принадлежала к миру идеальных цен
ностей: Будучи компонентом российского самосознания, правда; основана: на
двух источниках формирования. Первый; источник-это определенные государ
ством рамки дозволенного; Второй - нравственная рефлексия личности. Итак,
по мнению автора, «правда как элемент духовного облика россиянина имеет
моральные и интеллектуальные свойства идеала»3. .....

В' ряде работ понятие правды рассматривается как элемент правовой культуры. И;Н. Фалалеева: рассматривает понятие правды в контексте отечественной правовой культуры. Автор обращает внимание, что совпадение в рус-ском слове: «правда» значений правды как объективной' истины и правды как; справедливости нашло отражение в истории:отечественной;правовой' мысли и в современном правопонимании4.

Малахов В.П. Философия права. - Учебное пособие. - М.: Академический;Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2002. С. 414.

Знаков В.В: Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М.: РАН. Ин-т психологии, 1993. G. 13.

3 Знаков В.В. Психология понимания правды. - СПб.: изд-во «Алетейя», 1999. С. 57.

4 Фалалеева И.Н. Истоки отечественного правопонимания // Актуальные проблемы совре
менной юридической науки (некоторые аспекты): сб. научн. статей. Вып. 2. Волгоград, 2000.
С. 40.

14 А.П. Семитко также обращает внимание, что важной предпосылкой формирования правовой культуры этноса является развитие его духовной сферы. В древнерусскую культуру проникли славянские мифологически образы и представления о порядке, гармонии, воздаянии, нормеи т.д., все то, что представляет собой предправовой материал, на котором впоследствии стала формироваться собственно правовая культура. Закрепляясь в языке, эти представления сформировали понятия «правда и кривда», «суд» и «ряд», «преступление» и т.д. Славянские понятия «правда» и «кривда» близки символу Доли, которая понималась, как некая.трансцендентная сира, предопределяющая всю жизнь человека1.

С.Ф. Денисов, напротив, отрицает языческое происхождение понятия правды, которое тесно связано с совестью. Голос совести есть рок, речь правды, поэтому когда человек отклоняется от правды, в нем заговаривает голос совести. Понятие правды есть результат развития цивилизации и формирования человека как личности2.

В отличие от С.Ф. Денисова, Н.А. Панова раскрывает понятие «справедливость» через понятие «правда», где последняя есть как высший принцип бытия. Автор отмечает, что в понимании справедливости можно выделить две позиции: справедливость как равенство и справедливость как правда. Второе понимание справедливости характерно для русского народа, для которого «зов правды — это зов онтологический, а не гносеологической истины»3, что характерно для Запада. По мнению автора, идея правды имеет сугубо нравственное содержание. Аналогичную позицию-занимает СВ. Ефимова, которая отмечает два основания в представлениях о правде в российском менталитете: ветхоза-

Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. М., 1992, № 10. С. 109.

2 См.: Денисов С.Ф. Правда и рождение совести // Гуманитарные исследования: Ежегодник.
Омск, 1995. Вып. 4, кн. 2. С. 5-11.

3 Панова Н.А. Справедливость как равенство и как правда // Школа мысли. Воронеж: Воро
нежский университет. С.133.

ветное, рассматривающее правду как закон, и новозаветное, рассматривающее правду как внутреннее нравственное начало и нравственный закон1.

На этическую ценность понятия правды для русского мировоззрения обращает внимание К.В. Арановский, который считает, что правда не противопоставлена праву, правопритязанию или закону. Автор отмечает, что если правда понимается только как относительная правовая ценность, тогда взаимодействием между людьми может управлять не только правда, но и деятельная вражда, которая выводит людей из конституционных взаимоотношений2.

В аспекте тетрахотомии всеобщее - общее - особенное - единичное» рассуждает о концептах правды и истины А.В. Пузырев. На материале большого числа русских пословиц и поговорок автор делает вывод об отсутствии тождества концептов «правда» и «истина» в русском языковом сознании3.

В современной литературе понятие правды рассматривается в каком-то определенном учении или направлении правовой мысли4. Так, Л.И. Новикова и

1 Ефимова СВ. Смыслы правды как формы социальной справедливости (на материалах рус
ской культуры)//Международные юридические чтения. Ч. 1. Омск, 2003. С. 95-102.

2 Арановский К.В. Аксиология правды в русском мировоззрении и государственное право /
правоведение. Известия высших учебных заведений. № 6 (2003). СПб.: изд-во юрид. ф-та,
2004. С.185-193.

3 Пузырев А.В. Опыты целостно-системных подходов к языковой и неязыковой реальности.
Пенза, 2002.

4 См.: Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998; Шиф-
ман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М.: Политиздат, 1987; Иванов В.В., Топоров В.Н. Правда
и кривда // Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Научн. изд. «Большая Российская эн
циклопедия», 1998. Т. 2; Иванов В.В., Топоров В.Н. Древнее славянское право: архаичные
мифоэпические основы и источники в свете языка // Формирование раннефеодальных сла
вянских народностей. М.: Наука, 1981; Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники.
Очерки по истории русской общественно-политической мысли сер. XVI в. М.: изд-во АН
СССР, 1958; Бернацкий Г.Г. Е.Н. Трубецкой: естественное право и религия. СПб.: Изд-во
СЗАГС, 1999; Днепровская И.В. Правда как политический идеал в философии славянофилов
/Славянская культура. Традиции и современность. М, 2003; Философские и богословские
идеи в памятниках древнерусской мысли /РАН. Ин-т философии: отв. ред. Громов М.Н.,
Мильков В.В. М.: Наука, 2000; В.А. Томсинов. История русской политической и правовой
мысли. X - XVIII века. М.: Издательство «Зерцало», 2003; Сакетти А.Л. Политическая про
грамма И.С. Пересветова / Вестник Московского университета, № 1. 1931. С. 107 - 117; Ржи-
га В.Ф. И.С. Пересветов, публицист XVI в. М.: Синодальная типография, 1908; Пустарнаков-
ков В.Ф. Философская мысль в Древней Руси. М.: изд-во «Кругь», 2005; Пащенко В.Я.
Идеология евразийства. М.: Изд-во МГУ, 2000; Осипов И.Д. Философия русского либера
лизма (XIX - начало XX в). СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996; Ор
лов 10. «По стезе правды и законов» (Генерал-прокурор Г.Р. Державин) // Законность. М.,
1993. № 8. С. 42 -46; Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб.: Алетейя,

И.Н. Сиземская не занимаются специально рассмотрением понятия правды. В курсе лекций «Русская философия истории» авторы отмечают, что в русской социально-философской мысли понятие правды впервые появляется в трудах русского публициста, дворянина И.С. Пересветова в XVI столетии, который противопоставлял правду вере1, с чем трудно согласиться, о чем свидетельству- . ет обширная религиозная литература, касающаяся в том числе и правовых вопросов.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что понятие «правда» не нашло разностороннего, обстоятельного анализа как категория правовой культуры и идея отечественного права. Часто оно рассматривается в культурологическом, философском, социологическом, этическом аспектах, но остается неразработанным именно в контексте развития права и правовой культуры России. В нашей юридической литературе все еще недостаточно работ, посвященных рассмотрению права как феномена культуры, его связи с менталитетом народа и религией. Мы все еще недостаточно прорабатываем идею соотношения истории отечественного права, правовых учений и его современного состояния. Подчас забывается, что начало правопонимания в России тесно связано с нормами обычного права и теоцентристскими установками. В деле формирования форм государственного устройства распространенными были идеи русской православной церкви как элемента отечественной культуры, важнейшего фактора становления русского народа как нации.

В России идея правового государства так и оказалась невостребованной, поэтому даже осуществление в начале XX века первых попыток конституционализма не дали положительных и сколько-нибудь значимых результатов в отношении легитимации власти, потому что как в народе, так и среди интеллигенции отсутствовало понимание права как ценности. В России мораль всегда ставилась выше права, и чрезмерное увлечение нравственными идеалами при-

2000; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1995 и т.д.

1 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 38.

17 водило к недооценке правовых идеалов. Н:А. Бенедиктов в связи с такой установкой отмечает: «Русское мировоззрение отличается от всех прочих большим доверием к людям и меньшей любовью к законам»1.

В России понятие правды всегда тесно связывалось со справедливостью, добром и смыслом жизни. Считалось, что поиск и нахождение смысла жизни человека — это жить по правде и справедливости, по совести, что выше закона, установленного государством.

Объект исследования; Объектом исследования являются российские правовые учения, которые за годы становления российского государства прошли долгий путь своего развития; в ходе которого сформировались специфические черты и самобытные особенности оригинальных, правовых, доктрин России, впитавшие в себя национальные черты народа.

Предмет исследования. Предметом исследования является идея правды,
которая является* фундаментальной, смыслообразующей; идеей В; российской'-
правовой культуре и правосознании^ определяющей^ наряду с другимш идеями
их своеобразие. f:-

Цель, исследования - расіфьіть механизмы формирования идеи «правда» в российской правовой мысли, начиная с истоков до XX века, ее-значение для* формирования отечественной правовой культуры и правосознания с момента зарождения российской государственности до современности. Достижение данной цели диссертационного исследования предполагает решение целого ряда задач; а именно:

раскрыть самые первые представления о справедливом и несправедливом, о правом и неправом, которые возникли еще в, родоплеменном строе древних славян, с присущими им социально-правовыми установлениями и мифологическими представлениями;

выявить специфические черты идеи «правда», которая после принятия православия на Руси стала формироваться под влиянием православной культуры и религиозного мировоззрения. Показать, что идея* правды имеет в право-

1 Бенедиктов Н.А. Русские святыни. М.: Алгоритм, 2005. С. 216.

18 славной культуре божественное содержание и выступает как общественный

идеал, к которому следует стремиться;

- исследовать идею правды и закона в творчестве киевского митрополи
та Илариона;

- выявить значение развития понятия правды в контексте развития идеи
самодержавия на Руси в эпоху средневековья;

- определить роль идеи правды в развитии российской правовой мысли в XIX века;

раскрыть славянофильскую концепцию правды, которая понимается как стержень народной жизни;

определить роль B.C. Соловьева в постановке проблемы соотношения правды и закона как воплощении единства юридического и этического начал;

- выявить вклад Е.Н. Трубецкого в формирование теории естественного
права как правды; <

охарактеризовать модель идеократического государства-правды евразийцев как попытку практического воплощения идеи правды в России.

Осуществление поставленных задач требует адекватной им методологии исследования. Рассмотрение исторических документов, анализ правовой культуры и правосознания в тот или иной промежуток времени требует обращения к герменевтическому методу, в котором главное - это проблема понимания, которое осмысливается не как постижение объективной истины, а как постижение субъективного смысла. Герменевтика исследует методологию и практику толкования, интерпретации. Она интегрирует все знания об интерпретации - юридические, логические, лингвистические, психологические, социально-политические, исторические и др. Герменевтика обладает большими методологическими возможностями, поскольку теория интерпретации является способом постижения опыта, поиска истины, в котором главную роль играет человек и его понимание мира.

Первоначально этап теоретико-правового познания осуществляется при помощи формально-логического метода. Он позволяет формулировать понятия,

19 отражающие общие стороны, выявлять свойства правовых явлений. С помощью

формально-логического метода выявляются наиболее очевидные аспекты правовых явлений без проникновения в сущностные стороны и связи. Формальнологический метод выступает эффективным средством построения научной теории, придавая ей доказательную силу, устанавливая субординацию её предложений, понятий, обнаруживая основополагающие принципы и исходные понятия теории, конструирую её в такую форму, которая наиболее адекватно познает истину.

В диссертационном исследовании используется историко-правовой метод, который служит выяснению сущности и природы государства и права определённой исторической эпохи, тенденций развития, закономерностей смены одного исторического периода истории другим. Историко-правовой метод является основным способом познания истории государства и права, истории политических и правовых учений, закономерностей становления и развития права. В основе историко-правового метода лежит принцип историзма, согласно которому общественные явления требуется рассматривать в историческом ракурсе и перспективе.

Одним из важных методов научного познания, который также используется в данном диссертационном исследовании, является системный метод, базирующийся на принципе системности, что позволяет рассмотреть право как системное образование.

Используемые методы не выступают в чистом виде, а находятся в сложных переплетениях друг с другом, применяются в комплексности. Их сочетание определяется многими факторами: природой исследуемого объекта, этапами, уровнями процесса познания, субъективными особенностями познающего субъекта и др.

Новизна исследования. Исследование является попыткой устранить те пробелы, которые имеются в истории правовой мысли в связи с анализом идеи правды, которая является в ней сквозной, имеет большое значения для формирования всей совокупности правовых ценностей, как в прошлом, так и в. на-

20 стоящем. Осознание идеи правды-как основополагающей идеи отечественной

правовой культуры имеет смысложизненное содержание, поскольку вселяет

надежду, оптимизм, является средством преодоления устойчивого правового

нигилизма в нашем обществе.

В диссертационном исследовании идея правды рассматривается на большом историческом отрезке времени, начиная от язычества до современности. Право предстает не только как система общеобязательных для исполнения норм, а явление общественной жизни, имеющее экзистенциальное значение для человека и общества в целом, как явление культуры, которое выстрадано всем развитием правовой мысли, отражающей реалии правовой действительности своего времени. Исходный пункт исследования — показать совокупность причин и условий, приведших к развитию данной идеи. Конечно, позитивное право может вступать в противоречие и столкновение с правдой. Получая при этом преимущество. Но когда правопослушание построено на отрицательных чувствах, таких как страх, тогда право начинает восприниматься как нечто отчужденное от человека, только как внешняя сила, не соответствующая внутренним мотивах и чувствам человека. А это уже неизбежно может привести к отрицанию права, к правовому нигилизму и негативному отношению к правоохранительным органам.

В отличие от западноевропейской правовой мысли, в которой теория естественного права получила разностороннее развитие и получила воплощение в правоприменительной деятельности, в России естественное право было неким идеалом, который долгие годы оставался заветной мечтой наших правоведов. Да и в СССР оно декларировалось, постоянно при этом нарушаясь. Неудивительно поэтому, что именно те мыслители, который развивали идеи естественного права обращались в связи с ней к идее правды, каик, например, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П'.И. Новгородцев и др.

В евразийской концепции государства-правды осуществлена попытка практического соединения идеи правды и государственного устройства. Не удивительно поэтому, что при всей односторонности евразийского подхода,

'21 идея эта оказалась живучей и используется в настоящее время некоторыми политическими движениями.

Новизну исследованию призваны придать и основные теоретические положения* выносимые на защиту:

  1. Анализ православной культуры Руси позволяет сделать вывод, что вплоть до XVIII века, то есть до эпохи Просвещения, идея правды возникала в контексте религиозного мировоззрения, поэтому истоки данной идеи тесно связаны с развитием православия на Руси. Благодаря византийской православной традиции идея правды стала выражать высший нормативный порядок: закон: и законность, правоту и справедливость. Правда выражает должное, то; что должно быть, поэтому проблема, поиска правды выливается в процесс поиска идеала, должного, что определяется Богом, который; определяет правду и судит по ней:

  2. Первое теоретическое воплощение идея, правды получаете в тракте Киевского- митрополита Илариона, который рассматривает закон как средство? постижения благодати. Благодать понимается им в ее ориентации на правду-справедливость в отличие законов, которые применяются формально. Нравственно-правовая парадигма Илариона, в которой правда выражает высокое нравственное состояние, оказалась основополагающей для многих правовых сочинений в России. Исходя из этого, мы можем утверждать, что специфика правовой культуры России создавалась в оппозиции;правды — закону.

  3. В эпоху становления российской государственности идея правды-становится^ компонентом российского самосознания, что исторически тесно связано с религиозностью россиян. В'правовой культуре средневековой Руси идея правды становится центральной в иерархии высших ценностей'жизни. Ві это время идея правды выражает не столько совесть или истину, сколько справедливость и справедливое правление. Справедливость трактуется; как жизнь по правде, под которой понимается высший порядок бытия и человеческих отношений. Правитель рассматривается как носитель правды, который подчас не знает о самоуправстве бояр; о том зле, которое они творят на местах. Эта идея

22 надолго сохраняется в российском правовом сознании и находит воплощение в

современности.

4. В правовой концепции славянофилов выделяется внешняя и внут
ренняя правда, под которой, прежде всего понимается совесть. Внешнюю
правду выражает закон, устанавливаемый государством. Высокое предназначе
ние человека заключается в следовании нравственному закону, который во
площается во внутренней правде. Преобладание внешнего закона притупляет
совесть человека и заставляет его поступать не в соответствии с внутренней
правдой и нравственным долгом, а в согласии с требованиями внешнего при
нуждения. В отличие от западного человека, у которого преобладает формаль
ное понимание права и индивидуализм, что является отрицательным следстви- -
ем господства рационализма, русский человека не имеет склонности к фор
мально-юридической свободе, что позволяет ему сохранить нравственную сво
боду, основанную на внутренней правде. , ';

5. В правовой концепции B.C. Соловьева право и государство должны
соединять нравственные идеалы и практическую жизнь общества. Выступая
против правового нигилизма, он доказывает, что нравственная свобода не мо
жет реализовываться без гарантий со стороны права и государства. Право есть
синтез свободы и равенства, оно есть минимум добра. Добро же предстает у
B.C. Соловьева как правда, которая есть высший принцип организации челове
ческой жизни и обязательно ведет нас к Богу. В концепции B.C. Соловьева
правда не противопоставляется закону, они представляют собой единство эти
ческого и юридического начал при верховенстве-нравственного начала, кото
рый воплощается в идее правды. Итак, при анализе всех человеческих поступ
ков, общественных институтов и учреждений, в том числе и государственно-
правовых, B.C. Соловьев руководствовался принципом высшей правды, кото
рая есть синтез сущего и должного.

6. В правовой концепции Е.Н. Трубецкого большое место занимает
теория естественного права, которая основывается на идее прогресса в праве
при незыблемости принципов нравственности. Мыслитель отмечает, что вые-

23 шее предназначение права в том, чтобы стать правдой. Естественное право и

есть правда, оно составляет совокупность нравственных норм, которые определяют наше правовое поведение в обществе и оценивают существующее позитивное право. Е.Н. Трубецкой рассматривает естественное право как воплощение нравственно должного, отсюда и идея правды выражает у него нравственный идеал и основу конкретного правопорядка. Представления людей о правде и справедливости изменчивы и развиваются вместе с человечеством, зависят от Божьей правды и вечного нравственного закона. Следовательно, естественное право, по Е.Н. Трубецкому, составляет нравственную основу и критерий положительного права.

7. Развивавшаяся на протяжении многих столетий идея правды, на
шла свое практическое воплощение в евразийской концепции «государства
правды», в котором первостепенное значение имела божественная воля и бо
жественное предопределение. В евразийской модели государство осуществля
ло задачи укрепления, православия, возвращения правды на землю, выполняло'
функцию защиты народа от внешней угрозы. Государственный строй в этой
концепции является частным проявлением православной культуры. Отсюда
вытекает и понимание человека как симфонической личности, которая обретает
смысл только в высшей сущности. Евразийцы продолжают и усиливают тради
цию абсолютизации государства, которое должно выполнять божественное
предназначение, соединяя правовые и нравственные начала.

8. В евразийской концепции государство подчиняется правде, которая
включает субъективное право и справедливость, является синтезом права и
нравственности, единства прав и обязанностей граждан. В таком государстве
индивид является частью общественного целого, что определяет его долг и
обязанность как гражданина. Государство, выражая правду, должно осуществ
лять справедливость, но только в рамках и на пользу целого. В евразийской
концепции «государство правды» может существовать только как идеократиче-
ское государство, основывающееся на «идее-правительнице», благодаря кото-

24 рой из общественной жизни вытесняются ложные идеологии, одной из которых является коммунистическая идеология.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проблемы правды имеет междисциплинарный характер. Она имеет большое значение для понимания отечественного правосознания и выявления причин правового нигилизма, характерного для российской действительности. Понятие правды неразрывно связано с пониманием российского права как такового, с механизмами формирования правопорядка, с институтом законности. Выявление сущности этого понятия в контексте отечественной правовой реальности позволит понять, почему в России всегда право считалось чем-то низшим по отношению к нравственности, как бы навязанным извне, вынужденным, а, следовательно, тем, что со временем должно исчезнуть или принять иные формы. Включение в систему категорий правосознания понятия «правда» может сыграть существенную роль в правовом воспитании граждан. Кроме того, эта проблема имеет, как уже отмечалось, междисциплинарный характер, поскольку тесно соприкасается с целым рядом социально-гуманитарных наук, таких как политология, культурология, психология, этика, социология, история и т.д. Рассмотрение данного понятия, как важного элемента социально-гуманитарного знания, имеет большое значение для развития юридической теории и практики, для становления правовой культуры гражданина России.

Судьбоносные события в России начала XX века привели к расколу русской культуры и общественного сознания, когда выдающиеся русские мыслители оказались в эмиграции, другая же часть, оставшаяся в СССР, могла работать только в узких рамках марксизма-ленинизма, где практически все социально-гуманитарное знание было поставлено на службу аппарату коммунистической партии и могло развиваться исключительно в рамках этой парадигмы. Все это привело к тому, что отечественная мысль развивалась в стороне от общего цивилизационного потока в условиях, когда партийный прессинг накладывал запреты на многие темы, проясняющие особенности отечественного менталитета, в том числе и в области правовой жизни. Только Коммунистиче-

25 екая партия могла решать и определять, что есть правда. Но при этом заявки на

«светлое будущее», провозглашение незыблемости прав человека оставались декларативными, не привязанными к конкретной жизни конкретного индивида, к реальному существованию человека. Правда Коммунистической партии все больше отдалялась от правды реальной жизни, и советский человек должен был приносить в жертву себя, свою свободу, растворяться в огромном целом государственного организма. Те идеи, которые провозглашались в отечественной правовой мысли в связи с понятием правды, отбрасывались, как ненужные и даже вредные, поскольку мешали построению земного рая, для чего использовались любые средства.

Мы не должны забывать, что являемся наследниками колоссальной духовной традиции, в которой поиск правды всегда занимал одно из важнейших мест. Знакомство с этой традицией может быть залогом успешной реализации наших устремлений, подлинного творчества на пути установления истинной правды.

Практическое значение диссертации обусловлено конечной целью исследования: выявлением тех смысложизненных категорий и ценностей, которые могут стать ключом для понимания многих явлений современной правовой жизни, правосознания и правовой культуры России в целом. Отрыв современного права от его культурной традиции негативно сказывается как на законодательной, так и правоприменительной деятельности, препятствует научной разработке и совершенствованию права. Без учета традиций, обычаев, коллективного бессознательного и его архетипов, культурологических аспектов невозможно осуществить построения реального правового государства, установить действительный правопорядок, внушить доверие к власти.

Те идеи, которые сформировались в отечественной правовой мысли на протяжении всего ее существования, имеют большое значение и в наше сложное время, когда потеряны жизненно важные ориентиры и цели, когда растет отчаяние людей и страх перед будущим, увеличивается экзистенциальный вакуум и растет склонность прежде всего молодого поколения ко все усложняю-

26 щимся формам различных зависимостей, что также является способом уйти от

реальности. Социологические опросы показывают, что значительное число респондентов уже не верит в правду и возможность ее реализации. Уяснение смысла идеи «правда» в ее связи с развитием права направлено на совершенствование правового воспитания, активное внедрение в практику элементов правовой культуры, в том числе и при подготовке высококвалифицированных кадров российской милиции.

Результаты диссертационного исследования в течение ряда лет апробировались в научной области, а также в системе юридического образования и в системе повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в опубликованных автором статьях; они обсуждались на методологических семинарах в Московском университете МВД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на три параграфа (всего 9 параграфов), а также заключения и списка использованной литературы.

Значение идеи права для понимания специфики отечественной правовой культуры

В аспекте тетрахотомии всеобщее - общее - особенное - единичное» рассуждает о концептах правды и истины А.В. Пузырев. На материале большого числа русских пословиц и поговорок автор делает вывод об отсутствии тождества концептов «правда» и «истина» в русском языковом сознании3.

В современной литературе понятие правды рассматривается в каком-то определенном учении или направлении правовой мысли4. Так, Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская не занимаются специально рассмотрением понятия правды. В курсе лекций «Русская философия истории» авторы отмечают, что в русской социально-философской мысли понятие правды впервые появляется в трудах русского публициста, дворянина И.С. Пересветова в XVI столетии, который противопоставлял правду вере1, с чем трудно согласиться, о чем свидетельству- . ет обширная религиозная литература, касающаяся в том числе и правовых вопросов.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что понятие «правда» не нашло разностороннего, обстоятельного анализа как категория правовой культуры и идея отечественного права. Часто оно рассматривается в культурологическом, философском, социологическом, этическом аспектах, но остается неразработанным именно в контексте развития права и правовой культуры России. В нашей юридической литературе все еще недостаточно работ, посвященных рассмотрению права как феномена культуры, его связи с менталитетом народа и религией. Мы все еще недостаточно прорабатываем идею соотношения истории отечественного права, правовых учений и его современного состояния. Подчас забывается, что начало правопонимания в России тесно связано с нормами обычного права и теоцентристскими установками. В деле формирования форм государственного устройства распространенными были идеи русской православной церкви как элемента отечественной культуры, важнейшего фактора становления русского народа как нации.

В России идея правового государства так и оказалась невостребованной, поэтому даже осуществление в начале XX века первых попыток конституционализма не дали положительных и сколько-нибудь значимых результатов в отношении легитимации власти, потому что как в народе, так и среди интеллигенции отсутствовало понимание права как ценности. В России мораль всегда ставилась выше права, и чрезмерное увлечение нравственными идеалами при водило к недооценке правовых идеалов. Н:А. Бенедиктов в связи с такой установкой отмечает: «Русское мировоззрение отличается от всех прочих большим доверием к людям и меньшей любовью к законам».

В России понятие правды всегда тесно связывалось со справедливостью, добром и смыслом жизни. Считалось, что поиск и нахождение смысла жизни человека — это жить по правде и справедливости, по совести, что выше закона, установленного государством.

Объект исследования; Объектом исследования являются российские правовые учения, которые за годы становления российского государства прошли долгий путь своего развития; в ходе которого сформировались специфические черты и самобытные особенности оригинальных, правовых, доктрин России, впитавшие в себя национальные черты народа.

Предмет исследования. Предметом исследования является идея правды, которая является фундаментальной, смыслообразующей; идеей В; российской правовой культуре и правосознании определяющей наряду с другимш идеями их своеобразие.

Цель, исследования - расіфьіть механизмы формирования идеи «правда» в российской правовой мысли, начиная с истоков до XX века, ее-значение для формирования отечественной правовой культуры и правосознания с момента зарождения российской государственности до современности. Достижение данной цели диссертационного исследования предполагает решение целого ряда задач; а именно: - раскрыть самые первые представления о справедливом и несправедливом, о правом и неправом, которые возникли еще в, родоплеменном строе древних славян, с присущими им социально-правовыми установлениями и мифологическими представлениями; - выявить специфические черты идеи «правда», которая после принятия православия на Руси стала формироваться под влиянием православной культуры и религиозного мировоззрения. Показать, что идея правды имеет в право-славной культуре божественное содержание и выступает как общественный идеал, к которому следует стремиться; - исследовать идею правды и закона в творчестве киевского митрополи та Илариона; - выявить значение развития понятия правды в контексте развития идеи самодержавия на Руси в эпоху средневековья; - определить роль идеи правды в развитии российской правовой мысли в XIX века; - раскрыть славянофильскую концепцию правды, которая понимается как стержень народной жизни; - определить роль B.C. Соловьева в постановке проблемы соотношения правды и закона как воплощении единства юридического и этического начал; - выявить вклад Е.Н. Трубецкого в формирование теории естественного права как правды; охарактеризовать модель идеократического государства-правды евразийцев как попытку практического воплощения идеи правды в России.

Православные корни идеи правды в эпоху Средневековья на Руси

Становление и развитие отечественного права и правовой культуры подчиняется общим законам, по которым развивалась правовая культура любого другого народа, но общее не исключает единичного, поэтому в русской правовой культуре, как, впрочем, и в любой другой конкретной правовой культуре имеются свои особенности и специфические черты. Наша задача и заключается в том, чтобы определить эти особенности, в частности, обращаясь к идее правды, которая возникла еще в языческий период развития нашего отечества, пронизывала обыденное правосознание, а в дальнейшем нашла выражение в юридической и правовой литературе, в трудах выдающихся мыслителей России.

Самые первые представления о справедливом и несправедливом, о правом и неправом возникли еще в мифологии, в которой каждый народ в образно-эмоциональной форме осмысливает природную и социальную действительность и свою личную вовлеченность в это бытие. В.В. Иванов и В.Н. Топоров отмечают, что «при всей специфичности жанра юридических текстов в ряде важных отношений они очень сходны с текстами народной устно-поэтической традиции (наличие параллельных конструкций, образные элементы и/т.п.). Это, сходство свидетельствует о единстве истоков юридических и фольклорных текстов, принадлежавших некогда к единой устно-поэтической сфере»1.

Нельзя не согласиться с мнением некоторых исследователей, считающих, что «...в правовую культуру через юридические тексты проникли не только те или иные языковые формулы и конструкции, но и наиболее устойчивые и глубокие мифологические образы и представления древних людей о порядке, гармонии и дисгармонии, нарушении порядка и его восстановлении, о деянии и воздаянии, норме, обычае и последствиях их нарушения и т.д., т.е. все то, что может рассматриваться как некоторый предправовой материал, на котором базировалась в период становления правовая культура, из которого складывались юридические традиции». Поскольку у каждого народа были свои собственные языковые конструкции и мифологические образы, традиции и обычаи, постольку и первые правовые представления и идеи осознавались в своих понятиях. Так, в древнерусской культуре эти идеи выражались словами «суд» и «ряд», «правда и кривда», «преступление». Чего не скажешь, например, о древнегреческой культуре, в которой на заре античной цивилизации появляются такие термины, как «номос» (впервые встречается у Гесиода в VIII в. до н.э.), который обозначал закон, установленный богами для людей; «дике» - божественный порядок; «темис» - то, что предписано и установлено. Сравнивая славянскую и древнегреческую мифологию, нельзя-не обратить внимание на то, что в славянской мифологии мы вряд ли найдем некие идеи и сюжеты, образы и представления, которые воплотились в древнегреческих мифах о Фемиде - богине правосудия и ее дочерях Эвномии («благозаконие»), Дике («справедливость») и Ирене («мир»). Не найдем мы в славянской предправовой культуре и-такой символ как весы, воплощающий меру, соразмерность деяния и воздаяния за него. Вместе с тем в славянской предправовой культуре часты упоминания: правды и кривды, суда (усуда), доли. Причем все эти понятия находятся в одном ряду и подчиняются некой непостижимой, трансцендентной, а не социальной силе, предопределяющей всю жизнь человека. Это говорит о слабо выраженном понимании человеком своей социальной значимости, подчиненности природным и потусторонним силам. Конечно, нельзя сказать, что в древнегреческом мире существовала полная свобода личности. Свобода личности понималась древними греками узко, поскольку человек воспринимался, прежде всего, как гражданин, который обладал не частноправовой, а политической свободой. Вместе с тем уже такое понимание свободы приводило к появлению у древних греков смелости и независимости суждений, к стремлению в установлении порядка и законности.

В целом можно сказать, что русский народ не столкнулся с правовыми формами раннеклассового общества, что нашло отчетливое выражение в славянской мифологии, они не сохранились в мифологической памяти этноса. Этот краткий экскурс в мифологическое прошлое русского народа позволяет сделать вывод, что уже на первых этапах развития нашего этноса мы сталкиваемся с отсутствием правовых форм в общественном сознании, что создает в дальнейшем благоприятную почву для их осмысления как навязанных извне и не соответствующих духу русского народа, вполне заменимых другими регуляторами общественных отношений (религией, моралью, обычаями, патриархально-семейными традициями). Фактически в правовой культуре укореняется представление о большей значимости других социальных норм, нежели правовых, которые в принципе тоже необходимы, но не в силу экзистенциальной потребности человека, а по внешней необходимости и в силу принуждения. Как отмечает В.Н. Синюков, «ценность права в русском правосознании не в обеспечении формальной законности, а в достижении ею тождества с глубинным образом собственного жизнепонимания: Поэтому массовое правосознание в России может легко отказаться от правовой формы, если она перестает быть формой именно его жизненного уклада» . В период становления государства на Руси такое правопонимание только начинает формироваться и огромное влияние на это процесс оказывает христианство, принятое на Руси в X веке.

Славянофильство об идеале правды и правдоискательстве как стержне народной жизни

Мысль основателя славянофильства А.С. Хомякова развивалась на историософском фоне взаимоотношений Востока и Запада, которые рассматрива-лись им как взаимодействие в истории двух начал: свободы и необходимости, принципасоборности и индивидуализма. Из положения о соборности вытекала идея славянофильства о том, что допетровская Русь содержала в себе подлинно самобытные начала и потому была идеалом. В целом славянофилы не отрицали тот факт, что Европа опережала Россию, особенно в сфере удовлетворения материальных потребностей. Однако прогресс в развитии западных государств славянофилы рассматривали как отчужденный от религиозно-соборных первооснов, пронизанный духом формализма и утилитаризма, практицизма. Свои ожидания в духовном- развитии личности они связывали с возрождением соборного, духовно-целостного мировосприятия, которое представлено в православном христианстве и носителем которого является русский народ, прежде всего крестьянство с его психологией и общинный бытом.

Критикуя западный рационализм, А.С. Хомяков считает, что рассудок пытается найти духовную истину путем логического анализа действительности, но она для него недоступна, зато очевидна для верующего. Притом церковь для - это не папское учреждение, а духовное сообщество, которое отвергает логическое постижение истины и обладает целостным характером, что не допустимо для латинства.

А.С. Хомяков не отрицает полностью западную цивилизацию, наоборот, указывает на ее положительные черты. Он считает, что Запад многое сделал для развития науки и искусства, государственного законодательства и цивилизации, для практического осуществления чувства правды. Однако полунравственное религиозное начало, заключенное в рационалистическую форму, постепенно исчезнет, а тогда наступит крах западной цивилизации.

А.С. Хомяков рассматривает утилитаризм и прагматизм западной цивилизации как следствие кризиса католицизма. Вера определяет у него народный характер и путь цивилизации, а потому рационализация религиозного мировоззрения воспринимается как причина духовного кризиса. Все противоречия социальной жизни он связывает с формализованной верой, тогда как положительные достижения европейской культуры, приписываются духовно-целостному характеру религиозного сознания. В связи с этим В.В. Зеньковский пишет: «Западное христианство имеет, по их мнению (славянофилов- авт.),- неоценимые исторические заслуги в создании и развитии европейской культуры, но оно же повинно в глубочайшей духовной болезни Европы, в ее религиозной трагедии. Анализ этой трагедии невольно переходит в обличение неправды в западном христианстве и так же естественно заканчивается раскрытием целостного и гармоничного понимания жизни на основах Православия»1.

Религиозная вера формируется во взаимодействии свободного духовного стремлениям всеобщему разуму, а духовную свободу А.С. Хомяков отождествляет с религиозной соборностью. Утилитарный характер социальных процессов объявляется им результатом извращений религиозного сознания, которые привели человеческий дух в зависимость от природы.

А.С. Хомяков считает, что в российских патриархальных отношениях, которые сложились в дотатарский период, скрывается настоящий «закон взаимной любви», который идет от русского православия и отождествляется с обыденной соборно-религиозной нравственностью. Благодаря-этому закону в России сохранился «деревенский мир с его единодушною сходкою, с его судом по обычаю совести и правде внутренней», а также «полюбовное» решение вопросов между помещиками и крестьянством. Он пишет: «При всем том перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые..На нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания. Кровь и вражда не служили основанием государству Русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта, почти патриархального»1.

В русском православии наиболее ярко проявилось очарование: раннего христианства, которое пришло на Русь из Греции через Византию. Поскольку в Греции духовность преобладала над материальным началом, то она сохранила-христианство в чистоте. Византия же погибла в результате противоречий между нравственной свободой и необходимыми законами государственных учреждений.

Анализируя российскую историю, А.С. Хомяков отмечает, что противоречия между государством и народом привело в раздробленности Руси на отдельные княжества. Государство стремилось к внешнему объединению всей страны, а мирские общины— к единству на началах нравственности. Для нормального развития Руси было необходимо политическое объединение при сохранении «внутренней свободы народа», но общины не уступали своей обособленности. Натиск татар послужил стимулом для объединения Руси, но раздвоенность между народом и властью сохранилась. Только в 1612 году после избрания на престол Михаила Романова произошло «проникновение» власти и нравственной «правды народа», и в результате этого Россия стала как единая община. Власть была освящена целостной верой, дремавшей в народном сознании, и этим закладывались прочные основы развития национальной культуры.

Будучи лидером славянофилов, А.С. Хомяков отрицательно относился к петровским реформам, но при этом указывал на их неизбежность. Но Петр I не понял главного: тяготея к протестантизму, а, следовательно, практицизму и утилитаризму, он не смог осознать, что истинная сила Россия заключается в соборной христианской нравственности, законе любви и внутренней свободы. Он принял и стал насаждать в России внешние формы западноевропейского общежития, поработил вещественными средствами русского человека во имя государства. Однако европейское влияние не коснулось народной жизни с ее соборной верой и общинным бытом. Кромеьтого, петровские преобразования пробудили в народном сознании чувство своей мощи и привлекли к России внимание иностранных государств. По мнению А.С. Хомякова, это является положительным фактором и может способствовать воссозданию самобытной национальной культуры. А.С. Хомяков не приемлет западные формы правовой и политической жизни, например, принятие решений путем свободного голосования,, так как «мудрость и правда» принадлежат «приговору единогласному», а не формальному большинству голосов. Бытие русского народа также подверглось изменениям под влиянием Запада с его формализмом и рациональностью, но начала православного единения сохранились в общине. Крестьянская община представляет собой целостный, нравственно здоровый организм, которому ведома «внутренняя правда». А соединение западной образованности и русского «неразвитого» просвещения поможет преодолеть кризис мировой цивилизации и возродить новую культуру.

Абсолютизация государства в синтезе веры, юридического и морального законов

Рождение всякой национальной культуры, по определению евразийцев, происходило в определенном географическом ландшафте и при определяющей роли религии. Народ, разбросанный на обширной территории, могла, консолидировать только идея сакральной государственности. История свидетельствует, что наибольшей силы евразийское государство достигло в периоды, когда такая идея-доминировала в духовной жизни России. Историческим идеалом государства для евразийцев являлось «государство правды», где существовало народное самоподчинение религиозно-государственной правде1.

Время возникновения евразийского движения было уникальным в своем роде, и эта.уникальность требовала принципиально новых подходов:и переосмыслений той общественно-политической ситуации, в которой оказалась отечественная интеллигенция. Требовались новые нетрадиционные учения, которые уже не укладывались в рамки славянофильства и западничества, дух кото-" . рых не прекратил своего существования, несмотря на прекращение существо-. вания самих течений. Прозападнически настроенной- творческой? интеллиген- . ции стало все труднее отстаивать свои рационалистические традиции, тем более в условиях эмиграции,.когда в тех странах, куда были заброшены волею судеб русские мыслители еще с XIX.столетия, все.отчетливее формируются новые методологические подходы и иррационалистические установки. Как отмечает В.Я. Пащенко, «Закат Европы» Шпенглера - тяжелый «теоретический удар» не только по неосуществленным западноевропейским: идеалам, но и по их российским апологетам»2. Н.С. Трубецкой; говоря о западном влиянии на Россию; обращал внимание современников, что если русские люди будут продолжать преклоняться-перед европейской культурой и видеть в ней идеал и образец для подражания;, она никогда не сможет найти своего, самобытного пути развития и отделиться от Европы с целью создания самобытной культуры Он пишет: «Евразийство отвергает безапелляционный авторитет европейской культуры».

Одновременно ослабла привлекательность и притягательность панславизма с его лозунгами и призывами к славянскому единству, тем более, что в период Первой мировой войны и после Октябрьской революции эти народы оказались по разные стороны баррикад с ярко выраженными полярными интересами: В Советской России идеологический вакуум был заполнен коммунистической идеологией, в русском зарубежье эту роль стало выполнять евразийство.

Евразийцы хотели осмыслить место русского человека, его корни и культуру, происхождение в мировом общечеловеческом бытии, их интересовали особенности русского менталитета, происхождение государственности и видение будущего. В связи с этим В.Я. Пащенко пишет: «Три взаимосвязанные идеи, в различных вариантах, задолго до евразийцев обсуждались в широких кругах российской интеллигенции: идея полинародности субъекта российской, истории и его целостности, идея глубокой взаимосвязи жизни народа и государства с естественными природными условиями их местонахождения, а также идея генезиса российской государственности, утверждающая приоритет в нем татаро-монгольской империи Чингисхана»".

Эти традиции евразийцев развивали до этого славянофилы, которые пытались восстановить идею религиозно-этического провиденциализма, утвердившуюся в России еще в XV в., когда национальное сознание восприняло идею Москвы - Третьего Рима. Последующие столетия Московской Руси были самым ярким временем государства, базирующегося на религиозности, сросшейся с бытом. Евразийцы повсеместно подчеркивают величие России, связывают ее особую судьбу с особенным евразийским психическим укладом, специфическими чертами которого, по мнению П.П.Савицкого, являются осознание органичности социально-политической жизни и ее связи с природой, мате риковый размах и русская широта материкового национального самосознания, что ведет к известной условности исторически устанавливающихся государственно-политических форм, столь характерных для европейского традиционализма.

Главная идея «государства-правды», вышедшая из религиозно-положительного опыта, состояла в подчинении государства «началу вечности». В «государстве правды» иерархическое строение имело второстепенное значение, а первостепенное значение имела божественная воля и божественное предопределение. Принцип беспрекословного подчинения распространялся до самых верхов социальной пирамиды: верхи также должны были подчиняться чему-то абсолютному. Единственным непреложным законом Древней Руси была вера, закон не устанавливался произвольно, князья только составляли указы. Правда древнерусского идеала не требовала ослабления абсолютной власти, так. как содержание власти предполагало не единичную власть царя, а указы, принятые совместное Земским собором и Боярской думой1. В евразийской,модели государство осуществляло задачи укрепления православия, возвращения правды на землю, выполняло функцию защиты народа от внешней угрозы. Государственный строй с его иерархической лестницей являлся в таком государстве-лишь частным проявлением православной культуры, управляющим принципом которой оставалась православная вера. Именно этот высший принцип православия, единый для каждого подданного и для самого царя, сплотил Русь в единое целое в эпоху Московского царства. «Историческое задание евразийства, -пишет П.Н. Савицкий, - принести в существующее, в его наиболее насущные и передовые процессы - религиозную правду. И как раз религиозное и связанное с ним нравственное содержание евразийства есть наиболее ценная и важная его часть.

Похожие диссертации на Идея правды в отечественной правовой мысли