Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Багоян Елена Гриневна

Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков
<
Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Багоян Елена Гриневна. Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : М., 2005 208 c. РГБ ОД, 61:05-12/2021

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Идея правового государства в российской дореволюционной науке (конец Х1Х-начало XX веков): теоретико-методологические аспекты 21

1.1. Правовое государство: история, теория и методология исследования. Научная мысль о правовой государственности: историко-правовой анализ 21

1.2. Правовое государство в либерально-правовой мысли России (конец Х1Х-начало XX веков) 48

ГЛАВА 2. Проблема правового государства в трудах правоведов либерального толка Чичерина Б.Н., Новгородцева П.И., Кистяковского Б.А . 79

2.1. Б.Н. Чичерин о правовом государстве 79

2.2. Развитие идей правовой государственности в трудах П.И. Новгородцева 114

2.3 Правовое государство Б.А. Кистяковского 145

Заключение 178

Список использованной литературы 181

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования.

Становление правового государства, как философско-правовой теории и практики организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из решающих этапов в развитии общечеловеческой цивилизации.

Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Эти призывы появлялись, как правило, на гребне либерализации общества, т.е. тогда, когда оно стремилось освободиться от тормозивших его развитие оков. Именно поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов.

И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и весьма эффективный практический институт обеспечения защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия.

В Конституции РФ записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».1 Провозглашение государства Российского в качестве правового является очень важным фактом, так как далеко не все конституции

даже развитых демократических государств содержат подобные положения. Вместе с тем, признание Российского государства правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать скорее не как состоявшееся явление, а как одну из первостепенных задач, которую еще предстоит решить в ходе реформирования России и создания свободного гражданского общества.

«Главной политико-идеологической задачей считаю развитие России как свободного, демократического государства. Мы довольно часто произносим эти слова, однако, глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности - в их практическом преломлении в нашей жизни раскрываем достаточно редко...Мы должны найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства»,- заявил Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 года1

Представляется, что приведенное выше высказывание президента Российской Федерации проливает свет на достигнутое главное - окончательный выбор России на путях строительства нового государства и ясность в предстоящей деятельности всех институтов государственной власти и гражданского общества для ускорения этого процесса с целью приближения к уровню, достигнутого мировой практикой.

Для России, пережившей периоды государственного волюнтаризма и тоталитаризма, вопрос становления правового государства - один из важнейших научных и практических вопросов.

Курс на формирование правового государства в реалиях пост коммунистической, посттоталитарной эпохи есть выражение движения к сильному государству, где торжество закона является не альтернативой, а необходимым условием свободного развития личности.

«...только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. И без сомнения, обеспечение прав и свобод человека является критически важным, как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России.»1

В связи с реформой политической, правовой системы России необходим теоретически обоснованный, концептуальный подход в понимании правового государства. Важные положения и пути формирования теории правового государства в связи с конкретно-историческими условиями были изложены современными учеными-правоведами в трудах Алексеева С.С., Баглая М.В., Зорькина В.Д., Кутафина О.Е., Мальцева Г.В., Нерсесянца B.C., Станкевича З.А., Четвернина В.А. и др. 2

В настоящее время в юридической науке сформулированы основные положения о соотношении права и государственной власти в правовом государстве. Они выражаются в том, что преобладающую роль должно играть право по отношению к государству. Право, прежде всего, должно закреплять максимум прав и свобод граждан, регулировать взаимную ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством, закреплять высокий авторитет закона и гарантировать строгое соблюдение его всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, должностными ли ми, общественными организациями и гражданами, обеспечивать эффективную работу правоохранительных органов.

Правовое государство не существует и не может существовать вне связи с экономикой страны, ее социальными, культурными, нравственными и

правовыми условиями, которые оказывают большое влияние на его формирование и функционирование.

Экономической основой правового государства признается многоукладная экономика, действующая на основе рыночных законов, равенство всех форм собственности, частнопредпринимательская деятельность.

Социальной основой является саморегулируемое гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, создаваемые ими общественные, религиозные и иные организации, способствующие обеспечению общественного порядка и прогресса.

Культурной основой выступает достаточно высокий уровень образования населения, знание им законодательства, строгое выполнение требований закона государственными и иными органами и организациями, гражданами, умение использовать право защиты своих интересов в суде и другими законными способами.

Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, уважения ее прав, честности, порядочности.

Правовой основой выступает совершенное законодательство, соответствующее интересам большинства населения, полностью регулирующее подлежащие правовой регламентации общественные отношения, поведение и деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан.

В любом государстве существует опасность, с одной стороны анархии, с другой - диктатуры. Поэтому, чтобы не допустить ни того, ни другого разработана теория правового государства и господства права, реализация которой обеспечит возможность избежать этих двух опасностей.1

Правовое государство как содержательная идея (теория, концепция), а затем и как политическая практика имеет свою историю. Уже в древности

начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимосвязанности государственной власти, нрава и гражданского общества. Главным в построении правового государства как управленческой структуры общества становится разработка принципов организации внутренней структуры и функционирование государственной власти. За всю историю своего существования теория правового государства обозначила целый ряд основополагающих принципов построения правового государства. В процессе развития общества непременно происходит процесс обновления заложенных в ней идей.

Реалии общественно-политической жизни России свидетельствуют и о том, что у нас мало и недостаточно эффективно используется исторический опыт и теоретическая база либеральной мысли прошлого века, которые являются, по сути, первым опытом адаптации либеральных идей в Российском государстве.

Теория правового государства нашла свой отклик именно в конце XIX-начало XX века в либеральной мысли России и по сути являлась программой, реализация которой могла предотвратить все последующие революционные преобразования государственной власти. Конец века, насущная необходимость в переменах, напряжение в гражданском обществе, стремление государствоведов к теоретическому осмыслению и практическому осуществлению реформ - вот то, что роднит рассматриваемый исторический период с настоящим и делает актуальным обращение к правовому наследию либеральных государствоведов конца XIX- начало XX века.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются изучение идейного наследия правоведов либерального толка Бориса Николаевича Чичерина, Павла Ивановича Новгородцева и Богдана Александровича Кистяковского, которые разработали и развили основные постулаты правовой государственности либерального направления в конце XIX - начала XX вв.

Потребность в исследовании идейного наследия выдающегося русского мыслителя, правоведа Бориса Николаевича Чичерина (1828 - 1904), внесшего весомый вклад в разработку правовых оснований целого ряда направлений

общественного и гуманитарного знания (право, мораль, социология, политология и т.д.), объясняется, в первую очередь, созвучием проблем, рассматриваемых в его произведениях, с теми проблемами, которые вновь, столетие спустя, с особой остротой обсуждаются в современной теории государства и права, не говоря уже о том, что они чрезвычайно важны для понимания процессов развития и становления российского общества.

В свое время они представляли явление исключительное в русской научной литературе и выдвинули Б.Н. Чичерина в ряды наиболее выдающихся представителей не только русской, но и общеевропейской мысли.

Научные работы Б.Н. Чичерина поражают богатством и разнообразием.

Его интересы как мыслителя охватывают столь многообразные сферы научного и теоретического знания, что его можно с полным основанием назвать ученым-энциклопедистом.

По мнению диссертанта, теоретическое наследие Чичерина в области истории, теории и философии государства и права является наиболее актуальными в настоящее время.

Конец XIX и начало XX веков - это период наиболее полно нашедший отражение в широкой научной практике Чичерина Б.Н., определяются существенным сходством ситуаций в общественно-политической и духовно-культурной областях состояния общества.

Концепция либерализма Б.Н. Чичерина сложилась в условиях острого социального, экономического и политического кризиса абсолютизма, апогеем которого стало позорное для России поражение в Крымской воине. Эта концепция получила апробацию в период Великих реформ и выдержала проверку в условиях реакции конца века. Чичерин был одним из первых отечественных мыслителей, которые почувствовали и попытались осмыслить и оценить это кризисное состояние. И ныне она не утратила своего концептуального значения с учетом сегодняшней социально-исторической реальности.

Однако общественно-политические взгляды Б.Н. Чичерина тесно связаны с его научными концепциями и неоднозначны в разные периоды его жизни: умеренный либерал, поклонник реформ Александра II и, вместе с тем, горячий поборник прав дворянского сословия; убежденный проповедник законности и борец против революционного развития общества, прослывший «красным» в высших сферах, находившийся всю свою жизнь под подозрением.

В то же время Б.Н. Чичерин осознал истинные масштабы кризиса общества, охватившего, по сути, все сферы человеческого бытия и сознания. Следствием многолетних размышлений и научных разработок Чичерина явились постановка и поиск решения им ряда кардинальных проблем, таких как: соотношение морали, права и политики, сущность демократии и правового государства, роль личности в государстве.

Все теоретическое наследие Б.Н. Чичерина пронизывает своеобразная сверхзадача - исследование перспектив и путей развития русского общества, русской государственности. Накопленный в современной практике строительства нового государства, а также в перспективе, очевидно, найдут свое место наиболее прогрессивные начала в учениях Чичерина Б.Н. Однако, несмотря на очевидную значимость всех этих проблем в их осмыслении и содержательной трактовке Б.Н. Чичериным, в современной правовой, философской, социальной и общественно-политической мысли выдвинутые и разработанные Чичериным идеи оказались в значительной степени невостребованными, что, со своей стороны, определяет актуальность их исследования.

Тот факт, что к анализу указанных выше проблем Б.Н. Чичерин подходил не столько с точки зрения идеологической конъюнктурности и сиюминутности, сколько с позиций научности и даже академичности, делает его наследие актуальным по сей день. В условиях абсолютизации тех или иных политических, национальных или духовных форм общественного устройства, особую актуальность приобретает изучение эволюции взглядов Б.Н. Чичерина и критика им разных форм социального утопизма.

Рубеж века и вновь необходимость поиска путей развития российского общества, сходство проблем и ситуации подводит многих исследователей к поиску аналогий. Российской политической истории свойственна цикличность, движение по спирали.

В данном контексте особенно актуально звучит обращение к недавней истории современной России и подведению итогов прошедшего десятилетия сложного пути становления новой российской государственности. Процесс демократизации общества длится в России уже более десяти лет.

Вопрос о путях дальнейшего развития государства возникает с особенной остротой, т.к. уже имеется негативный опыт, из которого нужно сделать необходимые выводы.

В свете вышесказанного изучение теоретического наследия Б.Н. Чичерина, особенно вопросов, связанных с идеей правовой государственности, является актуальной насущной необходимостью правоведов.

Выбор диссертантом Новгородцева П.И. для дальнейшего изучения теории правового государства в русской либеральной мысли не случаен.

Основу правопонимания Новгородцева П.И. - главы московской школы «возрожденного естественного права» - составлял принцип безусловного значения личности.

Однако, в отличие от Б.Н. Чичерина, систему аргументации он выстраивал на основе иной методологической школы - неокантианской.

П.И. Новгородцеву принадлежит существенная роль в обосновании концепции правового государства новейшего времени. Учение о нравственной личности как высшей норме права и подлинной основе построения правового государства - основополагающий концепт этой теории.

Созданная П.И. Новгородцевым система нравственного идеализма, с одной стороны показала несводимость права и нравственности друг к другу. С другой - раскрыла взаимосвязь обоих начал на почве естественно-правовой идеи.

Как верно отмечает Г.В. Мальцев, к концу своего жизненного пути Новгородцев пришел «к радикальному для юриста выводу: право само по себе

не в силах осуществить полное преобразование общества, правовое государство не есть венец истории, не есть последний идеал нравственной жизни, оно не более чем «подчиненное средство, входящее как частный элемент в более общий состав нравственных сил». И, наконец, вывод о том, что право «не способно воплотить чистоту моральных начал» в корне подрывает его собственную прежнюю схему соотношения естественного позитивного права»1.

Именно поэтому представляется актуальным сопоставить правовые взгляды и развитие их в условиях изменения и слома общественно-политических реалий классического либерала Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева, пережившего идейный кризис; определить их подлинное место в истории российской правовой мысли, вклад в изучение вопроса правовой государственности.

Выбор Богдана Александровича Кистяковского в рассмотрении проблем правовой государственности данного периода обусловлен его радикальным подходом к идее правового государства, что помогает понять трансформацию данной идеи в рамках либерального правопонимания в связи со стремительно меняющейся исторической обстановкой и возможностью применения некоторых конструктивных положений в рамках государственного строительства. В теоретическом наследии Кистяковского Б.А. не просто вычленяются основные принципы правового государства, но и увязываются с идеей социализма. Впервые это делается на конкретных юридических реалиях. У Б.А Кистяковского мы находим наиболее сильную разработку тактических аспектов теории демократии в ее конкретно-юридическом преломлении. В отличии от теоретиков данной тематики Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева, которые разрабатывали стратегическое проблемы с точки зрения истории и теории правовых идей.

Степень изученности проблемы.

Творчество Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, а особенно Б.А. Кистяковского находится в процессе изучения, хотя значение их философско-правовых взглядов осознавалось еще их современниками и велось в нескольких направлениях.

Исследования научного наследия Чичерина было предпринято его современниками1.

С конца 20-х гг. и до конца 60-х гг. о Чичерине практически ничего не писали; те оценочные характеристики, данные Чичерину эмигрантской литературой (Н.О.Лосский История русской философии), В.В.Зеньковский (История русской философии Т.2) являются весьма лапидарными. Лишь с конца 60-х годов имя мыслителя стало проявляться в советской философско-правовой, политико-правовой литературе2.

В этот период в отечественной философии принимаются попытки дать общие оценки жизни и творчеству Б.Н. Чичерина в некоторых учебных и энциклопедических изданиях Материалы, посвященные творчеству как Б.Н Чичерина, так и П.И. Новгородцева содержатся почти во всех изданных в этот период справочно-энциклопедических и учебных изданиях3.

Широта спектра философских, правовых, юридических, этических вопросов, рассматриваемых Чичериным, обусловила интерес к ним со стороны исследователей различных направлений науки и общественной мысли и различные подходы к его идеям.

Необходимо отметить, что только в последнее десятилетие творчество этого мыслителя получила вторую жизнь. Многие работы его переизданы1.

Проведены фундаментальные исследования либерализма в России и определена значимость вклада и место как Чичерина Б.Н, так и Новгородцева П.И. в истории либерализма в России2.

Предпринимаются попытки систематизировать учение Чичерина, познакомить читателя с его биографией, изданы его воспоминания.

Научное наследие Б.Н.Чичерина обсуждается на конференциях, посвященных его творчеству3.

Определенный интерес к наследию Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева проявляют и западные авторы исследователи развития либеральной идеи в России4.

Интерес к творчеству П.И. Новгородцева при его жизни было особенно большим5. Главный интерес вызывала его фундаментальная работа «Об

общественном идеале», которая стала предметом обсуждения многих известных мыслителей. В отдельную группу можно выделить работы, которые появились как некрологи; в них была сделана попытка дать некую общую характеристику жизненного и творческого пути П.И.Новгородцева1.

С конца 60-х годов имя мыслителя стало появляться в советской философско-правовой, политико-правовой и социологической литературе. В этот период в отечественной философии предпринимаются попытки дать общие оценки жизни и творчеству П:И. Новгородцева в некоторых учебных и энциклопедических изданиях2.

Широта спектра философских, правовых, юридических, социологических, этических вопросов, рассматриваемых П.И. Новгородцевым, обусловила интерес к ним со стороны исследователей различных направлений науки и общественной мысли и различные подходы к его идеям. Однако характер многих работ о ГШ. Новгородцеве таков, что они в основном говорят о нем как философе права, стороннике «возрожденного» естественного права. К тому же некоторые из них рассматривают его идеи в системе идей других авторов или направлений мысли3. Лишь работы А.В. Полякова и В.А. Савельева посвящены непосредственно анализу концепции естественного права П.И. Новгородцева. Существует ряд работ, включающих характеристики социологических и философско-политических взглядов П.И. Новгородцева4. Интересны работы, в

которых анализируются политические взгляды и политическая деятельность П.И. Новгородцева1.

Необходимо специально отметить, что только в последнее десятилетие творчество этого мыслителя получило вторую жизнь. Многие работы его переизданы. Первый после смерти П.И. Новгородцева сборник его сочинений, в который вошел наиболее известный его труд «Об общественном идеале» и некоторые другие работы, вышел в 1991г. В 1995 г. вышел второй сборник произведений П.И. Новгородцева («Сочинения»). Вступительные статьи к этим двум сборникам (авторы: А.В. Соболев - 1991г., Н.С. Плотников, М.А. Колеров - 1995г.)

Исследование правового наследия Кистяковского Б.А. осуществлялось в основном в общих исследованиях либеральной мысли. Однако в последнее время усилился интерес к данному исследователю. Можно разделить работы, посвященные Кистяковскому Б.А на философские1; правовые2; исторические3

Предмет исследования.

Предметом диссертационного исследования является развитие идей правой государственности в русской либеральной мысли конца XIX - нач. XX века в трудах консервативного либерала Бориса Николаевича Чичерина, в основных его произведениях, главы московской школы «возрожденного естественного права» Павла Ивановича Новгородцева, в связи с его концепцией

«нравственного идеализма», Богдана Александровича Кистяковского в связи его концепцией правового социалистического государства.

Цель и задачи исследования.

Основной научной целью диссертации является комплексное изучение и анализ теоретических взглядов о правовом государстве Чичерина Б.Н., Новгородцева П.И., Кистяковского Б.А., выявление общих тенденций и частных определений, их обобщение и изучение, раскрытие общих закономерностей развития идеи правового государства в условиях политического кризиса, решение вопроса о сущности правового государства, определение общих параметров либеральной модели правового государства, содержащееся в трудах данных мыслителей;

Реализация поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

• обобщить зарубежный и отечественный исторический опыт развития идеи правового государства;

• рассмотреть отражение идей правовой; государственности в: трудах представителей русской либеральной мысли конца XIX -начала XX века;

• исследовать сущность либеральной модели правовой государственности;

• выявить теоретическую платформу идеи правового государства;

• проанализировать теорию правового государства в рамках теории государства и права в произведениях Чичерина Б.Н. Новгородцева П.И., Кистяковского Б.А., а также выявить их вклад в современную теорию правового государства;

• рассмотреть практику воплощения идеи правовой государственности в рассматриваемый период.

Методологическая основа исследования.

Методологическая основа диссертации представлена системой современных методов научного познания, среди которых основополагающими

являются методы системного анализа и диалектики, благодаря которым изучение правового государства в либеральной мысли рассматривается в структуре знаний о государстве и праве в рамках философско-правовой мысли. В ходе данного исследования использованы общенаучные и частнонаучные методы, такие как сравнительно-правовой и конкретно-исторический. В проблемно-теоретическом подходе в рамках данного исследования нашли свое отражение правовые взгляды и мысли ряда ученых-правоведов, представителей отечественной юридической науки.

Основным методом, которым диссертант руководствовался в данном исследовании, является метод системно-структурного анализа, который предполагает изучение правового государства в либеральной мысли во взаимодействии и функционировании государства и общества. Этот подход позволяет показать процесс становления правового государства как результат изменяющейся политической системы и общественных отношений в целом. Этот метод позволяет выявить как составные части учений мыслителей и их связи, так и его внутреннего «ядро», базовую идею и проявление ее в сферах правосознания. Использованы традиционные методы философско-правового исследования: демонстрации, реконструкции, объяснения. Важное значение имеет использование в работе логического, системного и сравнительного метода. Вместе с науковедческим широко использовался культурно-исторический метод, одним из родоначальников которого считается Б.Н. Чичерин. В своем исследовании диссертант опирался на определенные методологические идеи и положения как классиков отечественной и зарубежной мысли, так и ряда современных правоведов.

Объектом исследования является правовая государственность в российской либерально-правовой мысли на рубеже XIX - XX веков.

Предмет исследования составляют либеральные концепции правового государства и эволюция их в трудах Чичерина Б.Н., Новгородцева П.И. и Кистяковского Б.Л.

Научная новизна диссертационного исследования. Проведенное автором исследование является целостным анализом идеи правового государства в трудах концептуальных представителей школы естественного права России. Впервые автор диссертационного исследования рассматривает развитие идеи правового государства от теоретических начал до ее кардинальной трансформации на основе комплексного анализа основных положений теории государства и права основоположников различных направлений школы естественного права Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева и Б.Л. Кистяковского в условиях социального, экономического и политического кризиса в России конца XIX - начала XX вв.

Системный подход к анализу правовых учений дал возможность впервые включить в поле теоретико-правового исследования анализ идеи правового государства в трудах Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева и Б.А. Кистяковского, объединенных теорией естественного права, рассмотреть исторические и логические основы, вскрыть взаимовлияние идей различных направлений школы естественного права.

Исследование формирования и развития в России идеи правового государства, выявило степень влияния данной идеи на становление системы права в России и своеобразие ее осмысления в условиях реформирования правовых институтов.

Особое место в исследовании занимает право в его взаимосвязи с моралью, роль права в воспитании личности как фактор социального прогресса и государственного строительства. Развивая ранее известное положение о том, что категории закона и благодати, свободы и справедливости характерны для русской правовой традиции, автор пришел к выводу о приоритетности идеи личности в процессах становления правовых и социальных систем России, определившей своеобразие русской школы естественного права.

Автором представлен детальный анализ учения Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, В.М., Б.А. Кистяковского о правовом государстве и его своеобразии в рамках либерализма, раскрыта целостность учений как в ее сущности, так и применительно к различным проблемам.

Автором диссертационного исследования проанализированы и представлены на защиту ряд выводов, несущих в себе элементы научной новизны, которые состоят в следующем:

- предложенные юристами школы естественного права; либерального направления концепции идеи правовой государственности определили, основные различия в типах правопонимания, позволили выявить неспособность позитивизма решить насущные вопросы отечественного государственного строительства, вывели школу естественного права на передовые позиции юридической науки. Историческая функция школы естественного права состояла в выражении соответствующих духу эпохи правовых идеалов.

- осмысление права в его взаимосвязи с моралью выявило основополагающую роль права в воспитании личности как движущей силы социального прогресса и государственного строительства, стали важным этапом в становлении нового взгляда на роль нравственности и права, дав новое направление развитию юридической мысли России, определив своеобразие русской школы естественного права

- переломный период российской; истории отразился в основных течениях, как в научной, так и в общественной жизни прогрессивно-настроенной интеллигенции, самого либерального движения, трансформировав теорию правового государства в рамках либерального движения от классического либерализма (Чичерин Б.Н.); к «новому либерализму» (Новгородцев П.И.) и правому социализму (Кистяковский Б.А.)

- буржуазные реформы конца XIX - начала XX вв. обогатили русскую юридическую науку, юристы получили возможность практического применения своих идей, последовательное осуществление которых на

государственном уровне могло решить насущные проблемы государственного строительства и предотвратить последующие революционные преобразования государственной власти.

- историко-правовое исследование идеи правового государства позволяет выявить основные тенденции в развитии теории государства и права и права; способ организации права и правовой сферы, их взаимосвязь с обществом, государством, личностью, динамику становления и развития гражданских отношений с институтами права.

- исследование единства сущности, содержания и формы правового государства в трудах правоведов конца XIX - начала XX вв. позволяет юристам адаптировать исторический опыт и использовать его в современном государственном строительстве.

Научная и практическая значимость исследования определяется его новизной, системностью анализа, заключается в возможности использования его результатов как при научной разработке проблем теории государства и права, концепции преподавания истории правовых учений, так и для определения перспектив построения правового государства в современной России, реформирования правовой системы России на современном этапе. Апробация результатов исследования.

Диссертация выполнена на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте российской Федерации, прошла апробацию на методологическом семинаре данной кафедры. Основные выводы нашли свое отражение в научных публикациях автора.

Структура диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Правовое государство: история, теория и методология исследования. Научная мысль о правовой государственности: историко-правовой анализ

Правовым называется государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина. Это понятие с исторически изменяющимся содержанием. Оно отражает обусловленное историческим опытом прогрессирующее знание о том, в каких формах и в какой мере власть в государстве может быть ограничена свободой подвластных. Понятие правовое государство возникает в Новое время и применяется к наиболее развитым формам государства индустриального общества. Именно в последнем достигается господство права, преимущественно правовое регулирование общественных отношений, всеобщее правовое равенство - в отличие от доиндустриального общества, для которого характерны привилегии, несвобода и формальное неравенство членов общества. Его общечеловеческая ценность определяет и наши современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России, в других бывших социалистических странах. Процесс формирования правового государства перманентен, ибо непрерывными являются объективные процессы развития общества, общественных отношений, требующих совершенствования форм обеспечения на деле прав, свобод личности в условиях государственной власти.

Можно выделить ряд факторов или предпосылок, обусловливающих необходимость появления правового государства (они же содержат в себе совокупность основных категорий, описывающих социальную, экономическую и политическую платформу правового государства): 1. Достаточно высокая ступень развития частного предпринимательства, стремление к равенству в правах всех граждан и закрепление этого права в юридических формах. 2. Стремление общества установить контроль над государственной властью, ограничить сферу влияния государства: на частную жизнь граждан, обеспечить свободу личности. 3. Принятие массовым сознанием и утверждение в нормах общественной морали высших ценностей и идеалов человека - права на жизнь, свободу, владение и распоряжение собственностью, стремление к счастью s и т.п., при этом свобода не должна ограничиваться ничем, кроме воспринятых обществом законодательных норм. 4. Закрепление в каждом- члене общества; чувства собственной индивидуальности, осознания им свободы духовного и» социально- политического выбора, готовности самому организовывать свою жизнь и нести ответственность за свои«хозяйственные и политические поступки. Это требует рационального восприятия действительности и особо ориентированной системы; ценностей, аналогом которой на Западе служила протестантская традиция. 5: Обращение населения к законодательному закреплению условий обеспечения государством личной и общественной безопасности, порядка, четкого регламентирования действия властей, их предсказуемости и: подконтрольности. Соответственно и общественное мнение, и этика государственной службы должны четко определять основную функцию власти - служение благу общества. Становление теории и практики правового государства имеет долгую историю. Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К. Т. Велькера , Р. фон Моля2. В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом и т.д. При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности, разработанные в трудах Д. Локка, Ш. Л. Монтескье, Д. Адамса3, Д. Мэдисона4, Т. Джефферсона5, И. Канта, Г. В. Гегеля и других исследователей опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции. Значительное влияние в этом плане на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка. Античное влияние на последующую теорию правового государства сказывается применительно тематики правового опосредования и оформления политических отношений: справедливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни при определении взаимоотношений государства и гражданина, взаимосвязь права и государства, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т.д. Светский подход к политико-правовым явлениям в V-IV вв. до н.э. был основательно развит софистами, которые в отличие от своих предшественников стали уделять заметное внимание месту и роли индивида в политической жизни, субъективному началу в политике, правам человека в их соотношении с полисным законодательством, социальной трактовке власти и закона как формам выражения интересов различных слоев и групп общества. Значительный интерес для истории идей правовой государственности представляет анализ древнегреческими мыслителями (прежде всего Сократом, Платоном, Аристотелем и Полибием) различных форм правления с учетом такого критерия, как соблюдение или несоблюдение в них принципа законности.

Правовое государство в либерально-правовой мысли России (конец Х1Х-начало XX веков)

В России теоретические знания о праве начали складываться относительно поздно, в XVIII веке, когда были учреждены Российская Академия наук и университеты, где начали преподавать юридические дисциплины. Русское правоведение первоначально ограничивалось усвоением того, что уже было разработано юридической наукой Запада. Учения Гуго Гроция , Томаса. Гоббса, Самуэля Пуфендорфа , Христиана Вольфа, Шарля Луи Монтескье, Жан-Жака Руссо, Иммануила Канта преподавались с университетских кафедр. Однако собственно теории права тогда еще не было. Все теоретическое знание о праве формировалось в рамках самостоятельной дисциплины - философии права. Последняя исследовала как теоретические основы позитивного права, так и право, каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных критериев, т. е. имело своим предметом то, что исторически получило название естественного права.

С философией права сближалась возникшая позже энциклопедия права -дисциплина, под которой первоначально подразумевался краткий обзор других юридических наук в виде механического сведения воедино разрозненных сведений о праве. Позже энциклопедия права получила значение самостоятельной юридической дисциплины, теоретически обобщающей выводы других юридических наук. В этом своем значении понятие энциклопедии права в XIX в. зачастую отождествлялось с понятием общей теории права, чему способствовали упадок влияния философии права и развитие юридического позитивизма.

В России развитие общей теории права было вызвано практическими потребностями систематизации законодательства вследствие осуществления в 60-е годы XIX в. реформ Александра II. Необходимо было в первую очередь разработать теорию государственного права (права, создаваемого государством), что и обусловило развитие теории права на основе правового этатизма, уделяющего основное внимание изучению правовых норм, как они выражены в нормативных актах государства. Само право понималось как совокупность таких норм, установленных и защищаемых государством. Подобное понимание права называется в литературе также юридическим позитивизмом и юридической догматикой.

Представители юридической догматики, основываясь на позитивистской гносеологии, ограничивались формально-логической обработкой нормативного материала путем его эмпирического обобщения, классификации и систематизации и на этой базе создавали различные юридические конструкции. В общей теории права сторонники данного подхода видели науку, занимающуюся исследованием общих понятий, лежащих в основе всего положительного права.

В конце Х1Х-начале XX вв. в политической и социальной жизни России на фоне либеральной критики общественных отношении возникли объективные предпосылки для осуществления реформ в юридической науке. Существующее положение в юриспруденции подвергалось профессиональной критике за несостоятельность застывшей формы, не отвечающей новым потребностям времени. Юридическая наука, выполняющая функцию истолковательницы действующих законов критиковалась за отсутствие в ней преобразовательных стремлений, в частности подчеркивалось, что она должна из истории права преобразоваться в науку о праве.

Новое движение в юриспруденции не ограничивалось общими заявлениями и лозунгами, а старалось найти для своих начал практическое приложение (создание кодекса законов). Стало очевидно, что гражданское законодательство, должно сконцентрироваться на задачах частного права. В этой связи назрела необходимость в формулировании нового содержания юридической науки, в создании более четкой системы научных понятий и средств, для того чтобы наука вышла за пределы цеховой, ремесленной и стала более актуальной для социальной жизни.

Смысл реформы в юриспруденции, прежде всего, заключался в определении целей и средств для успешного их достижения, т.е. в обновлении приемов исследования, которые должны были восполнить уже существующие. В момент обсуждения кризиса правосознания многие полагали, что результатом ложного направления в юриспруденции является неверное сочетание догматической и научно-исторической точек зрения в применении научного метода к формированию юридического кодекса. Поэтому критика существующего положения в науке в основном была направлена против социологии (в частности, исторического метода исследования) и одностороннего юридического метода, сориентированного на изучение истории права.

Творчеству российских юристов периода второй половины XIX в. -до 1917 года бьши присущи следующие особенности. Во-первых, четкость философских позиций в изучении права, ясная принадлежность к одному из существовавших в то время философско-правовых направлений либо выраженное и обоснованное стремление создать собственное направление философии и теории права. Во-вторых, при резкой порой полемике с другими философско правовыми направлениями большинству отечественных правоведов было присуще уважительное отношение к другим направлениям в том смысле, что они не просто отвергались, а опровергались системой доводов, проверка обоснованности которых доверялась читателю. В-третьих, теоретики-юристы того времени хорошо знали действующее право, критически относились к его недостаткам, обосновывали реформу права в духе принципов гражданского общества.

Б.Н. Чичерин о правовом государстве

Основоположник «государственной школы» в российской историографии. Представитель либерального течения российской философско-юридической мысли. Либерализм как система, сформировавшийся в Новое время в Западной Европе и явившийся ответом на социально-экономическую и политическую реальность эпохи капитализма, становится чрезвычайно актуальным в современной России. В конце XIX - начале XX в. классический западноевропейский либерализм претерпел существенные модификации и на сегодняшний момент либерализм в целом - это «идеология благополучного, условно говоря, общества, выполняющего целый ряд обязательств перед своими гражданами, важнейшим из которых является социальная защита каждого и обеспечение ему минимума благополучия». К сожалению, значительным числом современных российских политиков либерализм, имевший на пути своего становления значительное количество трансформаций, воспринимается и воспроизводится в наиболее упрощенной форме. Кроме того, модернизация в России по пути либерализма совсем не предполагает слепого копирования западного опыта, что также имеет место. Либеральная российская дооктябрьская традиция уже прошла свои этапы эволюции, в процессе которых происходил учет особенностей исторического развития, ментальности и культуры в многонациональной и поликонфессиональной стране. В конечном итоге русский либерализм оформился как «особый тип либерализма, занимающий в «общей семье либерализма» свое собственное место». Для того чтобы ускорить процесс либерализации общества в адекватной ему форме, необходимо сверить его не только с развитыми формами европейского или американского либерализма, как зачастую предлагают, но и с его отечественными моделями, учитывающими специфику российской действительности. Классическим образцом такой модели является концепция либерализма, разработанная Борисом Николаевичем Чичериным. В обосновании концепции русского либерализма Чичерин исходит из четырех методологических принципов: 1) из признания единства человеческой цивилизации; 2) из утверждения абсолютной самоценности личности; 3) из характеристики либерализма как закономерного этапа развития государства от несвободы к свободе и европейского либерализма как наиболее адекватной формы; 4) из критического анализа своеобразия России и признания необходимым либерализацию всех форм ее жизни2. Чичерин идет дальше, и как представляется диссертанту, глубже в понимании либерализма применительно к России. Он являлся основоположником теории консервативного либерализма в России. Переплетение консервативных и либеральных тенденций в русской правовой и политической мысли началось уже в начале 19 века, когда начали формироваться консервативные и протолиберальные течения, а либеральные идеи стали вплетаться в консервативную идеологию. Однако именно Чичерину суждено было соединить эти направления. С консерватизмом Чичерина связывает, прежде всего, культ сильного государства (гегелевская философия права). Чичерин был критиком «нетерпеливых либералов», которые уже в 60-х гг. XIX в. хотели провести конституционные идеи. Он исходил из того, что русские должны усваивать выработанные европейской жизнью идеи, приноравливая их к собственным потребностям «в тех размерах, какие допускаются нашею историей и жизнью». В либеральную же составляющую мировоззрения Чичерина входил его экономический либерализм, согласно которому всю экономическую деятельность он объявлял частным, а не государственным делом, Чичерин -поборник свободы совести, свободы развития науки и искусства; он одним из первых в России стал возрождать теорию естественного права и учение о правах человека как естественных правах; но сам факт, что Чичерин был сторонником естественного права, свидетельствует об умеренности его либерализма и в сфере права. Внимание Чичерина привлекала проблема поиска той политической силы, которая в данную эпоху могла осуществить конструктивное реформирование страны. Характерно, что он отказывал в способности повести общество по пути плодотворных преобразований представителям крайних течений - и приверженцам старого порядка, желавшим сохранить самодержавный строй в том виде, как он оформился в эпоху Николая I, и радикалам, зовущим к революции. Эту роль он отводил сторонникам постепенных, но неуклонных реформ. Во второй половине XIX века Чичериным была выдвинута программа «консервативного либерализма» для общества или либерального консерватизма для правительства. Чичерин решительно отстаивал для России путь общественного согласия, эволюционного развития, дающего простор новым формам жизни и сохраняющего все исторически жизнеспособное, что имелось в строгом укладе социальной ориентации. Чичерин подчеркивал, что консервативное направление «воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку» и приветствует только те изменения, которые вызываются насущными потребностями.

Развитие идей правовой государственности в трудах П.И. Новгородцева

Основоположник «государственной школы» в российской историографии. Представитель либерального течения российской философско-юридической мысли. Либерализм как система, сформировавшийся в Новое время в Западной Европе и явившийся ответом на социально-экономическую и политическую реальность эпохи капитализма, становится чрезвычайно актуальным в современной России. В конце XIX - начале XX в. классический западноевропейский либерализм претерпел существенные модификации и на сегодняшний момент либерализм в целом - это «идеология благополучного, условно говоря, общества, выполняющего целый ряд обязательств перед своими гражданами, важнейшим из которых является социальная защита каждого и обеспечение ему минимума благополучия». К сожалению, значительным числом современных российских политиков либерализм, имевший на пути своего становления значительное количество трансформаций, воспринимается и воспроизводится в наиболее упрощенной форме. Кроме того, модернизация в России по пути либерализма совсем не предполагает слепого копирования западного опыта, что также имеет место. Либеральная российская дооктябрьская традиция уже прошла свои этапы эволюции, в процессе которых происходил учет особенностей исторического развития, ментальности и культуры в многонациональной и поликонфессиональной стране. В конечном итоге русский либерализм оформился как «особый тип либерализма, занимающий в «общей семье либерализма» свое собственное место». Для того чтобы ускорить процесс либерализации общества в адекватной ему форме, необходимо сверить его не только с развитыми формами европейского или американского либерализма, как зачастую предлагают, но и с его отечественными моделями, учитывающими специфику российской действительности. Классическим образцом такой модели является концепция либерализма, разработанная Борисом Николаевичем Чичериным. В обосновании концепции русского либерализма Чичерин исходит из четырех методологических принципов: 1) из признания единства человеческой цивилизации; 2) из утверждения абсолютной самоценности личности; 3) из характеристики либерализма как закономерного этапа развития государства от несвободы к свободе и европейского либерализма как наиболее адекватной формы; 4) из критического анализа своеобразия России и признания необходимым либерализацию всех форм ее жизни2. Чичерин идет дальше, и как представляется диссертанту, глубже в понимании либерализма применительно к России. Он являлся основоположником теории консервативного либерализма в России. Переплетение консервативных и либеральных тенденций в русской правовой и политической мысли началось уже в начале 19 века, когда начали формироваться консервативные и протолиберальные течения, а либеральные идеи стали вплетаться в консервативную идеологию. Однако именно Чичерину суждено было соединить эти направления. С консерватизмом Чичерина связывает, прежде всего, культ сильного государства (гегелевская философия права). Чичерин был критиком «нетерпеливых либералов», которые уже в 60-х гг. XIX в. хотели провести конституционные идеи. Он исходил из того, что русские должны усваивать выработанные европейской жизнью идеи, приноравливая их к собственным потребностям «в тех размерах, какие допускаются нашею историей и жизнью». В либеральную же составляющую мировоззрения Чичерина входил его экономический либерализм, согласно которому всю экономическую деятельность он объявлял частным, а не государственным делом, Чичерин -поборник свободы совести, свободы развития науки и искусства; он одним из первых в России стал возрождать теорию естественного права и учение о правах человека как естественных правах; но сам факт, что Чичерин был сторонником естественного права, свидетельствует об умеренности его либерализма и в сфере права. Внимание Чичерина привлекала проблема поиска той политической силы, которая в данную эпоху могла осуществить конструктивное реформирование страны. Характерно, что он отказывал в способности повести общество по пути плодотворных преобразований представителям крайних течений - и приверженцам старого порядка, желавшим сохранить самодержавный строй в том виде, как он оформился в эпоху Николая I, и радикалам, зовущим к революции. Эту роль он отводил сторонникам постепенных, но неуклонных реформ. Во второй половине XIX века Чичериным была выдвинута программа «консервативного либерализма» для общества или либерального консерватизма для правительства. Чичерин решительно отстаивал для России путь общественного согласия, эволюционного развития, дающего простор новым формам жизни и сохраняющего все исторически жизнеспособное, что имелось в строгом укладе социальной ориентации. Чичерин подчеркивал, что консервативное направление «воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку» и приветствует только те изменения, которые вызываются насущными потребностями.

Похожие диссертации на Идея правового государства в российской либеральной мысли :Конец XIX - начало XX веков