Введение к работе
Актуальность темы исследования. Договорные теории происхождения и функционирования государства и права эпохи XVII-XVIII вв. в науке нередко рассматривается как принадлежность прошлого. «Школа естественного права и прав лиц», концепции ее последователей из числа философов Просвещения на рубеже XVIII-XIX вв. пережили кризис и были подвергнуты критике консервативной католической мыслью за отрицание «происхождения государственной власти от Бога», немецкой классической философией - за формализм в трактовке общественного соглашения. В свою очередь, Огюст Конт доказывал, что эти концепции зижделись на метафизическом представлении об обществе и природе человека, а «историческая школа права» видела в концепции общественного договора игнорирование преемственности в развитии права. Несмотря на эту критику, в ХХ в. полемика Карла Шмитта и Эрнста Блоха о значимости и роли «естественного права» неизбежно затрагивала проблему договорного происхождения государства и права: только общественный договор гарантирует соблюдение «естественных прав» и уважение к ним. В трудах современных теоретиков права, в частности Дж. Роулза, снова ставится вопрос о необходимости возрождения идей общественного договора.
Сегодня к договорным концепциям происхождения государства и права все чаще обращаются политики (речь Б. Н. Ельцина, произнесенная 20 апреля 1994 г.). Вопросы, связанные с общественным договором, в полной мере были затронуты в период споров о необходимости подписания так называемого «союзного договора» в форме договоров о разграничении компетенции между органами центральной власти и органами субъектов федерации РФ и применении части 3 статьи 11 Конституции РФ. И, наконец, проблема договора, лежащего в основе государственного суверенитета РФ, была поднята Президентом РФ Д. А. Медведевым в ряде выступлений, посвященных совершенствованию институтов гражданского общества.
Актуальность темы настоящего исследования видится: 1) в аспекте истории политических и правовых учений как важнейшее направление в развитии теоретических доктрин прошлого и настоящего; 2) в аспекте теории государства и права как одна из базовых концепций, которая ее составляет сегодня; 3) концепция общественного договора востребована в политическом и гражданском сознании современной России.
Степень изученности темы в научной литературе. Изучение наследия «школы естественного права» и ее последователей началось в рамках самой «школы», представители которой стремились представить его как единое и непротиворечивое целое.
Критика концепций «школы» и ее последователей в XVII-XVIII вв. носила характер философский и методологический, а также политический. Таким образом, договорная теория происхождения государства и права входила в более широкий контекст развития не только юридической, но и политической мысли Европы XIX в. Этот период критики концепции общественного договора следует считать первым этапом в ее восприятии в политической культуре Нового и Новейшего времени.
С возникновением позитивизма, идеи договорной теории происхождения государства и права утрачивают популярность в науке. Этот период временного «отсутствия» следует считать вторым этапом в восприятии договорной теории происхождения государства и права в эпоху Нового и Новейшего времени. Думается, что объяснение данного «отсутствия» заключается в природе самого позитивизма: понятие суверенной власти трактуется как наследие «метафизических» политических теорий XVII-XVIII вв, идея общественного договора считается «абсурдной и внутренне противоречивой», а само это понятие часто вообще не упоминается. «Изгнанная» из правоведения, договорная теория происхождения государства и права рассматривалась как способ обоснования социального бытия нравственных и этических представленийе. В рассматриваемый период договорные концепции часто изучались лишь в сфере международного права. Однако, «исчезновение» понятия «общественный договор» в теории государства и в науке конституционного права оказалось не столь уж абсолютным. Оно снова появляется в трудах французских «солидаристов», полагавших, что «солидарность» вытекает из «квази-общественного договора». Эта концепция осталась в политической культуре конца XIX-начала ХХ вв., а отчасти и в науке конституционного права.
В восприятии идей «общественного договора» в политико-правовой мысли Европы и Америки можно выделить, последний, современный этап, который характеризуется реабилитацией понятия «общественный договор». Сторонником этой идеи был Дж. Роулз, который мыслил общественный договор как идеальную гипотетическую ситуацию, в которую как бы помещают себя люди, выбирающие принципы справедливого социального устройства, заключая между собой «сделку» ради защиты «прав народа». Общественный договор рассматривается как концепция, позволяющая объяснить сущность социального сознания и политической культуры общества.
Присутствие идей общественного договора в юридической науке и политической культуре европейских государств обусловило повышенный интерес к ним в истории в науки. Первой попыткой изучения истории этой концепции стала диссертация французского исследователя Ф. Атже. Однако, работа Ф. Атже, написанная в позитивистском ключе страдает весьма серьезными недостатками. Договорные концепции нередко рассматриваются в контексте идеологии и с позиций позитивизма. По мнению автора, она «бессмысленна и смешна»..
Значительную роль в изучении договорных концепций эпохи Нового времени сыграли труды видного германского юриста и теоретика Отто фон Гирке. В своей известной работе, посвященной политической мысли Средневековья, он впервые доказал, что договорная концепция происхождения государства и права берет свое начало в трудах Марсилия Падуанского, Николая Кузанского и развивается у Иоанна Альтузия. Во-первых, по мнению Гирке, политические и правовые учения XVII-XVIII вв. отличаются единством проблематики, стержнем которой является договорная теория происхождения государства и права. Во-вторых, указать, что настоящей предпосылкой для возникновения этой теории стали труды «тираноборцев». К сожалению, работа Гирке страдает существенным недостатком: ее автор настолько преувеличивает роль Альтузия, что невольно возникает вопрос, насколько оригинальны были сочинения мыслителей XVII-XVIII вв.?
Заметное место занимает диссертация видного французского исследователя Р. Дератэ. Написанная в 1949 г. Сосредоточившись на внутренней структуре учения Руссо, автор указал на отношение мыслителя к политическим идеям его современников, но совершенно не исследовал вопрос, на каком этапе развития идей «школы естественного права» и политических мыслителей XVII в., возникли идеи автора трактата «Об общественном договоре»?
Привлекают внимание исследования французской исследовательницы Симоны Гойар-Фабр. Однако, во-первых, автор так и не ответила на вопрос, когда же возникли договорные концепции в Европе. Во-вторых, ее анализ, будучи анализом специалиста в области политической философии, практически не касается юридических аспектов договора, его формы и элементов. В третьих, в работе не прослежены теоретические источники договорных теорий XVII-XVIII в. в традиции европейской политической и правовой мысли.
Фундаментальная, академическая «История политических и правовых учений», изданная в 1996 г. Оксфордским университетом, подробно на характеризуя основных тенденций в развитии теорий государства и права XVII-XVIII вв, изучает в основном по персоналиям. В результате интересующий нас предмет - теория договора – оказался «размытым» Изложение истории политических учений эпохи Нового времени и Возрождения обрывается на 1700 г. В результате преемственность в анализе договорных теорий в XVII и в XVIII вв. оказалась нарушенной.
Подводя итог, отметим, что в науке не существует сравнительно-сопоставительного анализа учений об общественном договоре как юридической теории. Превалируют исследования в рамках политической философии, чисто исторические исследовании по персоналиям. Договорная концепция государства и права рассматривается в трудах большинства зарубежных теоретиков как принадлежность прошлого. С нашей точки зрения, необходима новая, исторически достоверная и теоретически корректная интерпретация договорной теории в целом и договорных теорий эпохи Нового времени в частности.
Объект исследования. Договорные теории происхождения государства и права в их историческом развитии в рамках западной традиции политико-правовой мысли.
Хронологические рамки. Первая четверть XVIII в. (появление трактата «О праве войны и мира» в 1625 г. Г. Гроция, родоначальника «школы естественного права»). Систематически критика договорной теории государства и права предпринимается видным венецианским юристом Финетти, затем И. Кантом и, наконец, завершается в сочинениях И.-Г. Фихте, Г.-В.-Ф. Гегеля. Таким образом, верхная граница исследования - 1 четверть XVII в., а нижняя – 70-е и 80-е гг. XVIII в. Большинство представителей «школы» и примыкавших в ней политических мыслителей XVII-XVIII вв. во многом переосмысливали концепции, созданные в эпоху Античности и Средних веков. Поэтому рамки исследования расширены за счет анализа элементов договорных концепций в эпоху Античности и Средних веков.
Предмет исследования: теоретические источники и основные элементы концепции договорной теории происхождения государства и права в учениях основных представителей «школы естественного права и прав лиц» и их последователей в XVII-XVIII вв. Традиционно в историографии выделяются «основные представители школы». Это, прежде всего, Г. Гроций, С. Пуфендорф, Ж. Бюрламаки, Ж. Барбейрак, К. Томазий (как историк «школы»), а также философы, которые внесли существенный вклад в разработку проблематики «школы»: Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо.
Цель исследования – проанализировать концептуальные особенности и теоретические основания договорной теории происхождения государства и права.
Задачи исследования :
- доказать, что развитие договорной теории происхождения государства и права у мыслителей «школы естественного права» и их последователей в XVII-XVIII вв. представляла собой особый этап в ее развитии;
- проанализировать структуру и основные компоненты договорной теории в их произведениях;
- исследовать методологические основания договорной теории в концепции «естественного состояния»;
- обосновать эвристические возможности договорной теории у юристов «школы естественного права и прав лиц» для современной теории государства и права.
Методы исследования.
-
Историко-сравнительный метод анализа в его приложении к изучению политико-правовых доктрин прошлого следует охарактеризовать как метод сравнительно-понятийный, позволяющий выявить содержание, логическую структуру основных концепций, развитых в трудах изученных мыслителей, а также методологические основания, на которых они были сформулированы.
-
При изучении внутренней структуры и логического содержания концепций общественного договора в трудах отдельных мыслителей целесообразно воспользоваться структурно-понятийным методом, рассматривая различные политические концепции как логическое целое, возникшее в результате последовательного ряда построений из выработанных понятий.
-
В работе необходимо проанализировать особенности терминологии, употреблявшейся изученными авторами, ее семантику особенности контекстуального употребления. Поэтому целесообразно провести терминологический и семантический анализ текстов избранных мыслителей XVII-XVIII вв.
-
Ноативный метод, который заключается в анализе того нового, что дает изучение тех или иных источников с точки зрения их содержания, структуры, логической конструкции, в выявлении специфики этапов в развитии концепций общественного договора у разных мыслителей и в различные эпохи.
Научные результаты, выносимые на защиту.
-
Договорную теорию происхождения государства и права является исторически первым обоснованием идеи происхождения государственной власти и политического авторитета из гражданской ассоциации, отношения в которой основаны на особых публично-правовых отношениях, природа которых отлична от частно-правовых соглашений.
-
Концепция договорного происхождения государства и права не могла возникнуть в Античности в силу этического характера представлений о сфере публично-правовых отношений: нравственная связь между членами полиса исключала концепцию согласования личных интересов граждан на основе договора.
-
Договорная концепция начала формироваться в эпоху Средних веков, когда когда возникло представление об обществе («народе») как едином организме, связь между элементами (частями) которого, то есть гражданами, является преимущественно правовой связью.
-
Принципиальной новизной учений юристов «школы естественного права» и их последователей в эпоху XVII-XVIII вв. явилась идея выделения гражданского (политического) обязательства из сферы частноправовых обязательств, обоснование примата первого над последними.
-
В диссертации доказано, что в политических учениях изученного периода отчетливо просматривается эволюция представлений о сущности общественного договора. Мыслители времени отказываются от идеи общественного договора как договора о подчинении народа (или граждан) государственной власти в пользу концепции договора, в силу которого возникает свободная ассоциация (ассоциативный договор). Тем самым, природа подчинения власти заключается ни в чем ином, как в свободном участии в ассоциации и обязанности каждого ее члена следовать правилам установленным при его участии правилам, которые не могут противоречить его благу (индивидуалистическое представление об ассоциативном соглашении). Дальнейшая эволюция договорной теории в трудах Руссо привела к обоснованию идеи «агрегативного» (соединительного) соглашения, в котором индивид реализует и совершенствует свои качества (и, следовательно, права) через совершенствование гражданской ассоциации.
-
В диссертации обосновано, что общественный договор в сочинениях юристов «школы естественного права» и их последователей, будучи договором ассоциативного характера, состоит из особого соглашения, в силу которого государственная власть возникает одновременно с возникновением гражданского общества, имеет свой источник в нем. При этом, она исчезает вместе с распадом гражданского общества.
-
В диссертации установлено, что методологической основой концепций договора было учение о «естественном состоянии», которое переставало рассматриваться как метафизическая реальность или квази-историческая данность. В учении Руссо, в силу особого, «агрегативного» характера общественного договора, эта концепция выражала базовые ценности гражданского общежития как продукта развития гражданской ассоциации, ее политической культуры.
Научная новизна. В работе впервые в отечественной историко-правовой науке исследованы источники, понятийный аппарат и логический каркас договорных концепций происхождения государства и права в эпоху XVII-XVIII в. и выяснены основные направления их трансформации в политической мысли от эпохи Античности до эпохи Нового времени. Впервые изучены термины, обозначающие понятие «общественный договор» в древнегреческом, латинском, французском языках и раскрыто их содержание. В диссертации доказано, что договорная концепция, сложившаяся в трудах мыслителей Нового времени, послужила обоснованием концепции происхождения государственной власти из гражданского общества, в котором они видели ее источник. В диссертации впервые предпринят сравнительно-сопоставительный анализ учений ведущих представителей «школы естественного права» и ее последователей, что позволило комплексно изучить одну из основных тенденций в развитии политико-правовой мысли времени. В диссертации впервые прослежены этапы критики договорной теории в XIX и ХХ вв. и доказано, что позитивистская критика не привела к устранению договорной теории происхождения государства и права в политической мысли современности. В диссератации впервые введен в научный оборот широкий круг источников на русском и 4х иностранных языках, привлечены малоизученные и редкие издания сочинений И. Буддея, Х. Томазия, Ж. Бюрламаки.
Общая характеристика источников. Привлекаемые источники целесообразно сгруппировать по хронологическому признаку.
Античность. Произведения главнейших представителей политической мысли эпохи: Платона, Аристотеля Цицерона. Однако анализ терминологии, принятой в их трудах, заставляет обратить внимание на мыслителей - их предшественников, прежде всего, софистов, в сочинениях которых впервые используется термин «договор» («сюнтекэ»). Отдельные положения договорной теории высказывались в трудах Эпикура и его последователей. Для правильного понимания тенденций в развитии позднеантичной политической мысли привлечены труды Диона Хризостома и Иоанна Стобея.
Средние века. В развитии политико-правовой мысли эпохи позднего средневековья огромную роль сыграли сочинения Бл. Августина, Иоанна Солсберийского, св. Фомы Аквинского и Птолемея де Лукки. Существенный вклад в понимание роли и места общественного договора в эпоху Средних веков сыграли труды Марсилия Падуанского и Уильяма Оккама. Во многом оригинальное понимание в развитие договорных концепций внесли Ж. Виклифа и Дж. Фортескью. Для изучения предпосылок возникновения договорных концепций в XVII-XVIII вв. следует привлечь сочинения «тираноборцев» XVI в.
Третью группу источников составляют труды представителей «школы естественного права» и их последователей. Это, прежде всего, ведущее направление «школы» и ее продолжателей. Контекст развития этого направления политической и правовой мысли, ее оригинальность и внутреннюю целостность нельзя понять без сопоставления с сочинениями ее критиков в лице защитников абсолютной власти монарха, к числу которых относятся, прежде всего Р. Филмер, А. Рамсей, Ж.-Б. де Боссюэ.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы для изучения истоков и основных направлений развития политической мысли эпохи Нового времени, формирования концепций немецкой классической философии права, а также «исторической школы права». Основные особенности и модификации договорной концепции, изученные в диссертации, позволяют более полно охарактеризовать теорию общественного договора как конструкт, занимающий заметное место в современной теории права как одного из возможных обоснований необходимости существования гражданской ассоциации как основания государства. Изученные материалы, произведения мыслителей, малоизвестных в российской науке, могут быть использованы при подготовки общих и специальных курсов по истории политических и правовых учений, теории права, при написании общих и специальных работ по истории политико-правовых учений.
Апробация диссертации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ, в том числе 1 монография, а также 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК для защиты кандидатской диссертации. Результаты научных исследований автора докладывались на конференциях молодых ученых, организованных в НОУ «Самарская гуманитарная академия», Самарский государственный областной университет (Наяновой), Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина. Диссертация обсуждалась на кафедре Теории и истории государства и права СГОА (Наяновой) и на кафедре истории государства и права МГЮА им. О. Е. Кутафина.
В соответствии с поставленными в работе задачами, избрана следующая ее структура. В первой главе проанализированы теоретические истоки договорной теории в эпоху Античности и Средних веков, во второй главе – модели общественных соглашений в трудах мыслителей XVII-XVIII вв. и, наконец, в третьей – изучена методологическая основа договорных теорий этого времени.