Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии Блашенкова Вера Сергеевна

Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии
<
Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Блашенкова Вера Сергеевна. Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01 / Блашенкова Вера Сергеевна; [Место защиты: Московский государственный университет].- Москва, 2003.- 169 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Подходы к оценке образа политического лидера в светской и религиозной литературе

1. Историография житийной и проповеднической литературы РПЦ XI - XIX вв. 16

2. Политический лидер как творец истории светской и религиозной 27

3. Принципы канонизации святых на Руси 42

Глава II Учение о спасении как основа построения образа святых князей

1. Образ святых князей: «типы» святости 61

2. Добродетели политических лидеров в учении о спасении 81

Глава III. Образ политического лидера и принципы его формирования в прошлом и в современных реалиях

1. Имидж политика и образ святого князя: сходства и различия 108

2. Механизмы построения имиджевых конструкций 123

3. Личность лидера и ее влияние на образ 148

Заключение 155

Библиография 160

Политический лидер как творец истории светской и религиозной

Практически все выдающиеся мыслители затрагивали в своих трудах тему политического лидерства и пытались сформулировать, какова роль и место лидеров в системе социально-политических отношений. Не осталась без внимания эта тема и в богословской мысли: роль личности в истории рассматривалась церковными писателями сквозь призму идеи спасения, точнее, идеи обожения человека. В работах мыслителей были поставлены вопросы о роли конкретного человека в историческом процессе, о смысле истории для конкретной личности, о случайности и о Промысле Божьем, о закономерностях в историческом процессе и их влиянии на общество. В этой связи представляется целесообразным сравнить, что фиксируется в светской истории и в религиозной истории при описании личности, какие факты остаются, а какие отбрасываются, в чем различие интерпретаций.

Динамика политического процесса такова, что со временем видоизменяются ключевые политические институты, схемы управления, методы принятия решений, модели политического руководства и политическое сознание. Тем не менее, существуют по меньшей мере несколько неизменных составляющих, благодаря которым политик вписывает себя в историю, тем самым, формируя образ:

1) Целеполагание

2) Самостоятельный выбор средств воздействия на политический процесс

3) Выработка критериев оценки событий и явлений путем внесения в них смысла (своего рода нравственный суд).

Эти действия и примем за базисные.

Целеполагание представляет собой один из механизмом влияния на историческую действительность. Политический лидер ставит цели, как правило, не только краткосрочные, но и долгосрочные и стремится их реализовать. Вполне понятно, что постановка целей осуществляется в конкретной ситуации, исходя из тех условий, которые существуют. Однако поиск выхода из ситуации и пути ее дальнейшего развития не предопределены однозначно, они лишь намечены, более того, в политике никогда не бывает единственно возможного пути, всегда есть выбор. Поэтому, когда мы говорим о постановке целей, важно признать, что сама постановка цели способна предопределить становление той или иной ситуации. Таким образом, политический лидер, выстраивая стратегию своих действий и ставя перед собой цели, оказывает влияние на естественный ход событий. Кроме того, цель деятельности политика предопределяет его миссию и дает оправдание тем или иным действиям.

В светской истории целеполаганию отводится видное место, но как правило, рассматриваются цели, имеющие коллективную, а не персональную значимость, например, объединение земель, укрепление государства, освобождение крестьян и т.д.. В данном контексте критерием оценки политического деятеля выступает благо общности людей, что, во-первых, далеко не всегда позволяет оценить цель или единичные действия политического лидера и, во-вторых, привносит в оценку данной цели и действий элементы господствующей на современном этапе парадигмы. Например, цели и действия политического лидера могут оцениваться с позиции того, что получил или утратил класс, сословие или государство.

Действия политика, в результате, рассматриваются светскими историками в соответствии с тем, носителями чьих целей он является и чем определяется смысл его деятельности. Советский опыт, да и опыт новейшей России продемонстрировал возможность различных толкований целей одних и тех же политиков, вплоть до прямо противоположных, более того, он показал что с течением времени критерии и эталоны оценки могут изменяться радикально. Так, целью В.Ленина может рассматриваться, как создание первого в мире социалистического государства, так и создание первого в мире тоталитарного государства. Иными словами, через осмысление цели историк выносит ту или иную оценку. В этом смысле говорить об объективности светской истории и о том, что история не ставит плохих или хороших оценок, можно лишь условно: степень объективности определяется мерой соответствия поставленной перед историком цели объективному функционированию и развитию действительности4 .

Отличительная особенность религиозной истории заключается в том, что цель политика, как и обычного человека, остается на протяжении всего времени постоянной - спасении во Христе и обожений человека. Каждый политический лидер рассматривается с позиций стремления к осуществлению данного эталона. Религиозная история особо подчеркивает вклад тех, кто живет по образу Божию, раскрывая его полностью и подкрепляя его делами, т.е. тех, кто стремится стать подобным Богу. Способность человека узреть смысл образа Бога и следовать ему, подчиняя этому смыслу свою жизнь и жизнь общества в целом, и есть творение истории Правители в данном случае наделены большими полномочиями и большей ответственностью, по сравнению с другими людьми: они способны своим собственным примером указать путь к богоподобию или к падению. Поэтому оценка политического лидера в религиозной истории основывается на том, существует ли соответствие целей и действий политика заповедям, провозглашенным Иисусом Христом.

Значимость целеполагания при рассмотрении роли политического лидера в религиозной и светской истории предопределена тем, что история - общественная наука и оказывает непосредственное влияние на процесс социализации личности (через систему образования). Кроме того, любое изложение событий претендует на сравнение, сравнение же всегда предполагает критерий. Отсутствие эталона в исторической перспективе позволяет оценить лишь масштабы воздействия того или иного политика на последующее развитие общества и человечества, не делая выводов о том, являются ли эти действия положительными или отрицательными, нужно ли их воспроизводить или нивелировать4 Из этого вытекает ценностная ориентация исторических обобщений и выводов, как светской истории, претендующей на объективность, так и религиозной. И релятивизм первой (в частности, изменение критериев оценки в зависимости от идеологии) имеет не только положительную сторону разносторонний взгляд на политических деятелей, но и отрицательную - оправдание целей политических лидеров относительными идеалами (построение общества нового типа, истинной демократии и пр.).

Другими словами, изучение целеполагания с позиций религиозной истории расширяет возможности прогнозирования поведения политических лидеров и развития политического процесса в целом. Рассмотрение целей лидеров с позиций религиозной истории позволяет предсказать создание и разрушение политических союзов и коалиций, определить алгоритм действий ключевых фигур и изменение властных институтов, выявить риски и негативные последствия тех или иных действий, выработать средства, предотвращающие возникновение или усложнение кризисных ситуаций.

Добродетели политических лидеров в учении о спасении

В житийной и проповеднической литературе единственной целью, к которой должен стремится политический лидер (равно, как и любой другой человек), является спасение во Христе. Это объясняется тем, что религия не может искать цель человеческого существования в земном его бытии, т.к. она не может ограничиваться временными пределами, и в силу своей абсолютности, она старается связать назначение человеческой жизни с его божественной Первопричиной и конечной Целью. Само Боговоплощение и Богочеловечество есть главное в христианстве, а спасение во Христе - это безусловная идеальная цель, которая связывает человека с вечным, и которую политик должен реализовать в своей жизни, в жизни своего народа или государства. Однако в христианстве нет единого понимания спасения: существуют различия в толковании спасения в Православии, Католичестве, Протестантизме.

Условная схематизация взглядов на спасение в зависимости от господствующего стиля богословских устремлений может быть следующей:

1. Искупление может быть понято юридически, тогда все подвиги человека могут быть направлены на то, чтобы заслужить оправдание, выйти неосужденным из создавшегося греховного положения. (Католичество)

2. Моралистическое понимание Евангелия будет стремится лишь к нравственному усовершенствованию. Спасение будет восприниматься как катарсис, а конечная цель земной жизни, как моральное уподобление Христу. (Протестантизм)

3. Искупление может быть понято как вера в обожение всей полноты человеческого естества, возможность внутреннего очищения и надежда на оправдание на Страшном Суде. (Православие)

Русская православная традиция понимает под обожением не идею, не теорию, не догму, а прежде всего, факт внутренней жизни человека. Обожение рассматривается богословами как максимальное уподобление Богу и приобщение к Богу всего человеческого естества, это преображение души под воздействием божественной силы, благодати, «плототворение Бога в душе любящих Его» Уподобление Богу заложено в самой природе человека как некая онтологическая основа: в человека вдунуто божественное дыхание - дух, духовность, проявляющаяся в его разумности, свободе воли, творческих дарованиях и т.п.. Тем не менее, это необходимое, но не достаточное условие для обожения. Второе условие для обожения - личные усилия человека, свободное осуществление человеком своего образа с помощью божественной благодати. Естественно, что обожение достигается не механически, не в силу одного только внешнего воздействия благодати, но путем долгой борьбы со страстями, очищением себя, приготовлением своего естества к обоживающей энергии Утешителя - благодати.

Благодать - акт любви Бога, верующие получают ее в процессе таинств. Благодать удерживает человека от греховных действий, помогает в приобретении добродетелей Это пища, подкрепляющая духовные силы. Благодать проявляет свое действие только тогда, когда человек откликается на ее призыв. Спасительные призывы благодати проявляются через укорения совести, через слышание слова Божия, через жизненные испытания, т.к. она пробуждает человека от греховного состояния. Благодать не действует на человека принудительным образом и не стесняет его свободу, она лишь побуждает к доброделанию. Спасение зависит от того, как человек откликнется на призывы благодати. Человеческая свобода не может быть пассивной в процессе спасения, она должна отзываться. Просящим дается, ищущие обретают, толкующим отверзается. Духовная косность и нерадение - одна из причин, по которым человек не откликается на благодать..

В православной богословской мысли идея спасения (обожения) может быть сформулирована как абсолютный идеал вне зависимости от того, является ли политик верующим человеком или атеистом. Так, в истории России осуществление путей спасения через обожение происходит и в светской практике. Построение коммунизма стало основой для воплощения в жизнь попытки преобразовать человека, построить Царствие Божие на земле. До этого попытка изменить человека была предпринята Елизаветой в Указе об основании МГУ. Спасение как абсолютный идеал оказывает влияние и на процесс выработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей, на принятие решений. Помимо прочего, идея спасения лежит в основе взаимодействия многих политических и общественных институтов, в т.ч. в основе взаимодействия государства и церкви, что нашло свое отражение в концепции «Симфонии». Стремление к спасению, как абсолютной цели, становится неким эталоном, относительно которого оценивается политический лидер.

Представляется важным рассмотреть, в чем заключается личное участие человека в деле спасения. При этом необходимо отметить, что не существует собственно «политических» путей к спасению, эти пути общечеловеческие, но в то же время из наставлений и проповедей можно выделить пути, которые обусловлены властными полномочиями политических лидеров.

Вера - это сознательное и свободное принятие и усвоение человеком евангельского учения о Боге и о Божественной любви. Источником спасительной веры является благодать. Вера есть посредница спасения, она походит на некую духовную атмосферу, в коей развивается и растет дерево спасения; но самое насаждение и вырастание сего дерева производится действием внутренних сил, возбуждаемых и укрепляемых действием Солнца благодати Только силой веры можно объяснить страдания мучеников за Христа, подвиг распространения христианства, отказ от власти и уход в монастырь. Это единственное средство, которое дает возможность политическим лидерам хотя бы отчасти освободиться от предвзятых оценок, от лицемерия и лжи, она помогает отстаивать свои взгляды и быть верным собственному слову и делу.

Вера делает человека духовно свободным, ибо духа никто не может поработить, пленить, связать. Она укрепляет человека в борьбе со страстями и помогает достойно нести бремя власти, воспринимая переданные полномочия как ответственность, а не как могущество. На этом настаивал Московский митрополит Платон: «Сей венец на главе твоей есть слава наша, но твой подвиг. Сей скипетр - наш покой, но твое бдение. Сия держава - наша безопасность, но твое попечение. Сия порфира - наше ограждение, но твое ополчение. Вся сия утварь царская - есть нам утешение, но тебе бремя. Яви собой пример благочестия, и тем загради нечестивые уста вольнодумства и укроти злой дух суеверия и неверия. С ангелами Божиими предстанут духи злобы. Около престола твоего окажется пресмыкательство, ласкательство, клевета. Се подвиг твои, се брань твоя .

Вера указывает путь спасения, вера, прежде всего, вера в Иисуса Христа, в его слово (Святое Писание), в силу таинств. В то же время вера предполагает знание, она соединена с разумным познанием догматов и учения веры: видящая вера, в отличие от слепой ясно видит, во что верит и почему. Степень оскудения веры определяет степень духовного падения человека, а происходит оскудение от внутренней холодности, равнодушия, нерадения. Именно поэтому властителям вменялось в обязанность всячески способствовать укреплению веры, помогать церкви в борьбе с еретиками, суевериями и отступниками. Так, преподобный Иосиф Волоцкий цитирует в «Слове против ереси новгородских еретиков» Святых Отцов Шестого Вселенского Собора, обращавшихся к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки, да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем» .

Вера одновременно и основание и движущая сила духовной жизни, т.к. она служит источником добрых дел, а добрые дела свидетельствуют о вере. Без живой веры христианин становится ветхим человеком и не способен к богоугодной жизни. Вера -двигатель духовной жизни и потому ею одухотворены все движения человека: она, проявляясь во внешних действиях и поступках, научает сохранять благочестие и быть добродетельным. Важность этих качеств для политических лидеров обусловлена тем, что они являются примером для народа - «верность, утверждаемая благочестием, содержит все высокое, что одобряют и чему удивляются люди». Престол Царя есть такая высота, на которую обращены взоры всего народа. От сей богатой трапезы непрестанно чают пищу себе умы и сердца подданных82. Земные владыки почти ничего не имеют тайного: не столько они наблюдают движения народные, сколько народ наблюдает их движения, повторяет их слова и уподобляется их нраву. Частое уподобление против воли превращается в добровольное подражание. Не пастыри только поставлены на страже Господней, но и блюстители гражданской правды блюдут правду Божию в людях. Величие народа измеряется благочестием, а истинная любовь Царя состоит в покровительстве и возвышении благочестия.

Имидж политика и образ святого князя: сходства и различия

Феномен причисления церковью некоторых политических лидеров к лику святых и их почитание ставит на повестку дня проблему влияния идеальных конструкций, связанных с политическим лидерством, на широкие массы людей. Эти идеальные конструкции чрезвычайно разнообразны, поэтому остановимся на одном из современных способов влияния - имидже политического лидера. Однако сразу встает вопрос, различается ли влияние образа святых правителей от влияния имиджа популярных политических деятелей нашего времени. Для того, чтобы ответить на него, важно понять, что представляет собой имидж, какой смысл вкладывается в это понятие политологами и политическими консультантами.

Имидж (англ.) - многозначное слово - образ, мотив, роль, амплуа, маска, типаж, мода, установка, фасад, репутация, лицедейство101. Само слово «имидж» имеет, на наш взгляд, в русском языке иной аналог - «мнение», т.е. суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь В политической науке имидж политического лидера может быть определен как представление о политике, сложившееся у населения в результате внешнего воздействия и обладающее высокой устойчивостью и сопротивляемостью к изменениям Существуют и иные определения имиджа политика , т.е. в целом, имидж - это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Имидж иногда соотносят с шаблоном, упрощающим восприятие политика широкими массами населения. Тем не менее, задачей данной работы не является выявление терминологических тонкостей и выработка наиболее полного определения имиджа, поэтому остановимся на указанных определениях.

Деятельность святых князей была рассмотрена автором в предыдущих главах. Но для того, чтобы понять, что такое образ святых князей, как и почему он поддерживается Церковью, конкретизируем этот термин. В греческом образ звучит, как «eikon» (слав, «икона») - вид, облик, представление, в литературе как обобщенное художественное отражение, тип, характер, порядок. Образ святых князей как представления о них целенаправленно поддерживается Церковью, с тем чтобы оказать влияние на изменение сознания людей, донести о них идею спасения, а также добиться, чтобы люди стремились к самосовершенствованию и уподоблению Христу.

В этом смысле интерес представляет функционирование идеальных конструкций в прикладной сфере и сравнение функционирования имиджа с культом святых. Иными словами, в результате исследования механизмов влияния идеальных конструкций важно раздробить задачи на подзадачи: 1) Выяснить, существуют ли содержательные и иные различия между сконструированными имиджами политических лидеров и образами святых князей, и если существуют, то в чем они выражаются. 2) Определить, насколько близка по сути технология построения имиджа в современной политической реальности «технологии выстраивания» образа святых князей. 3) Уточнить, в чем и каким образом выражается влияние образа канонизированных политических деятелей и имиджа современных политиков.

В настоящее время споры о том, является ли формирование имиджа достоянием современности или он был актуальным и в далеком прошлом, несколько утихли. С точки зрения автора, однозначного ответа на этот вопрос получено быть не может. Создание конкретным человеком имиджа как образа, направленного на установление определенного, управляемого отношения со стороны иных людей, существовало и в глубокой древности. Так, впереди войск Чингисхана шел слух о них как о жестоких воинах. Известно было, например, что они вырезали всех жителей, если город не сдавался до применения осадных орудий. Такой имидж помогал Чингисхану завоевывать города. Другой пример в отношении военной моды прошлого века, приводит Ю. Лотман: «Представление об узкой талии как о важном признаке мужской красоты держалось еще несколько десятилетий. Николай I туго перетягивался, даже когда в 1840-х годах у него отрос живот». Иными словами, имидж, как средство построения коммуникации, направленной на изменение отношения людей, средство весьма древнее. Но в наше время развитие имиджевых концепций и даже имиджелогии становится всеобъемлющим. С чем это связано? Существует несколько факторов, объясняющих данный процесс:

Во-первых, значительное расширение коммуникативного пространства способствовало появлению новых средств электронной и печатной массовой информации, доносящих до потребителей (избирателей и, вообще, широкой массы людей) огромный массив данных - фактов, событий, эмоций. В результате, лидеры получили большие возможности донести до масс собственные взгляды и убеждения, точку зрения на важные вопросы.

Во-вторых, активными участниками политического процесса стало гораздо большее число людей, по сравнению с прошлым. Это в свою очередь усилило политическую конкуренцию и вынудило потенциальных лидеров задуматься о том, как выделить себя на фоне остальных.

В-третьих, у политиков появились новые средства самореализации, расширились ролевые функции, что напрямую связано с изменением характера взаимодействия между лидером и его последователями. Отношения стали опосредованными. Для политических лидеров стала возможной подмена проявление воли средствами, имитирующими волю.

Все эти факторы способствовали возникновению потребности в создании и поддержании упрощенных символических представлений о людях и товарах, которые позволяли бы в большом потоке информации выделить их характеристики и свойства, сформировать управляемое отношение и растиражировать это отношение. Другими словами, целью политического имиджа являются, главным образом, конъюнктурные соображения (победа на выборах, завоевание поддержки, демонстрация собственной значимости), направленные на создание потоков контролируемой информации.

Иные факторы легли в основу формирования образа святых: это, прежде всего, отражение того факта, что здесь, на земле есть люди, которые способны прославить Бога и жить по Его заповедям, во-вторых, подвиги святых олицетворяли собой веру в Бога и надежду на спасение, в-третьих, святые стали воплощением всемогущества Бога, поскольку их силой люди не только исцелялись от болезней, но и получали востребованную помощь. Обобщая эти факторы, можно говорить о том, что основанием для формирования культа почитания святых стало поддержание среди людей представления о Всемогущем Боге. Но эта позицию нельзя рассматривать с точки зрения меркантильной заинтересованности церкви, поскольку, с одной стороны, прославление Бога деяниями святых - это лишь одна из сторон культа, тем более, что гонения на христиан отвергают мнение о конъюнктурной заинтересованности тех или иных сил в прославлении святых, а с другой стороны, церковью всегда утверждалась самоценность каждого святого. Таким образом, цели формирования имиджа и цели прославления святых изначально разные: имидж создается для решения конкретных задач во времени и пространстве, а канонизация человека как святого необходима для его прославления в вечности и прославления Бога.

Еще одним значимым отличием в понимании образа святого и имиджа политического лидера является такой атрибут, как статичность или динамичность. Имидж обладает динамическими характеристиками - со временем он изменяется: имидж не есть нечто устойчивое, поскольку на него оказывают влияние ситуативные факторы, для минимизации которых он, собственно и выстраивается. Образ святого всегда статичен и призван закрепить неизменное к нему почтительное отношение, динамичным было стремление живого человека, впоследствии канонизированного, к достижению идеала.

Личность лидера и ее влияние на образ

«По делам их узнаете их» - напрямую соотносится с образом, но и имеет отношение к политическому лидеру, стремящемуся остаться в народной памяти, т.к. позитивный имидж не может быть построен в отрыве от человека. Личность, со всеми достоинствами или недостатками, проявляет себя через определенный промежуток времени и все имиджевые корректировки либо приживаются, либо нет. Соответственно, и влияние лидера либо остается очень сильным, либо слабеет. «Фундаментальная разница между обычными товарами и политическими лидерами - в том, что на последних отсутствует ГОСТ Как говорится: «Специалист по политическому маркетингу - кузнец твоего счастья, но многое зависит и от заготовки»135. В чем же проявляется непосредственное влияние личности?

Человек - более сложная система, чем представления о нем, т.к. он проявляет себя в жизни - мыслит, творит, действует. Далеко не всегда политический лидер может действительно реализовать то, что ему приписывается, более того, далеко не всегда действия политического лидера одинаково воспринимаются современниками и потомками. Одним из главных качеств политического лидера, как в прошлом, так и в настоящем, остается особая энергетика, так называемая харизма. Это свойство позволяет ему иметь четкое самостоятельное видение того, для каких реальных изменений ему нужна власть, благодаря этому видению он способен добиваясь власти, производить серьезные перемены, одерживать победы, добиваться успехов в казалось бы провальных делах.

Термин «харизма» заимствован психологами и социологами из религиозного обихода. Изначально так назывались дары Святого Духа, излитые на апостолов в праздник Пятидесятницы. В более широком смысле харизма - это благодать, божественная сила, ниспосланная человеку для преодоления греховности и достижения спасения. В политической науке впервые о феномене харизматического господства написал М.Вебер, характеризующий его как господство, основанное на личной преданности тех, кто подчиняется личному дару - харизме вождя Проявление этого дара может быть весьма разнообразным: способность говорить на иных языках (говорить на родном, а понимать иноязычные), предвидение в результате нисхождения Святого Духа, сверхъестественные способности, толковании текстов, самоощущение избранности, особая техника «общения» со сверхъестественными силами.

Кроме того, существуют и харизматические эффекты137 в отношении воспринимающей аудитории. Эффект фасилитации -возникновение у последователей ощущения увеличения собственной духовной силы, значимости, возможностей. Эффекты, связанные с изменением мотивации, т.е. поступки и действия последователей, совершенные под влиянием воли лидера - харизматика. Эффект «воздействия» - вера последователей в воздействие лидера на ход значимых для него событий. Все эти эффекты связаны с персональным влиянием лидера, с его волей. Поэтому целесообразно разобраться, как происходит передача волевого импульса другому лицу или лицам, почему одни люди наделены этим качеством больше других, что побуждает людей повиноваться чужой воле в одних случаях и сопротивляться ей в других, иногда даже в ущерб себе, почему из уст одних людей идеи воспринимаются как откровения, а другие не могут оказать на последователей сколько-нибудь серьезного влияния.

В религиозной практике вопросы о влиянии божественной энергии на человека были подробно освящены в учении св. Григория Паламы (XIV в.) и его последователей - исихастов (от греч. isichia - покой, безмолвие). Исихазм - учение о вечно сияющих энергиях, изобильно и таинственно льющихся из Божественной сущности, к которым приближает постоянная молитва и через которые каждый может приобщиться к Богу, т.е. обоживаться, если только полюбил Бога чистой любовью, без примеси корысти и эгоизма Символом этих энергий становится нетварный свет Преображения Христова. Приобщение к нему истинно тогда, когда охватит не только тонкий ум, но и душу, и все человеческое тело. Исихасты стремились развернуть учение о Божием действии, о живом познании Бога через Его энергии. Св. Григорий больше всего опасался охлаждения человека к Богу, боялся, что человеческое знание отгородит душу от живой любви. Поэтому он стремился найти согласие между личным откровением и жизнью мира: духовное накопление монахов призвано через энергии создавать очаги всеобщего спасения.

В Русском Православии опыт исихазма был продолжен такими видными деятелями, как преподобные Сергий Радонежский и Нил Сорский. В качестве примера энергетического воздействия можно привести преподобного Сергия Радонежского, воодушевлявшего воинов и князя Димитрия Донского накануне Куликовской битвы:

«И слабые духом воодушевились мужеством, и каждый воин, ободренный надеждою на молитвы великого старца, бесстрашно шел на битву, готовый положить душу свою за святую веру Православную, за своего князя любимого, за дорогое Отечество»139. В данном случае можно говорить о способности личности изливать и воспринимать энергию, направляя ее в нужное русло, например, на достижение победы.

В XX в. русские ученые В.Вернадский, Л.Гумилев и В.Бехтерев развили учение об энергиях. Л.Гумилев, опираясь на труды В.Вернадского о биосфере, в которых обосновывалось энергетическая природа всего сущего140, развил теорию пассионарности, т.е. концепцию об образовании сгустков энергии, провоцирующих зарождение новой культуры и, соответственно, появление ярких лидеров - пассионариев141. Согласно этой теории, качества лидера, также как и само стремление человека властвовать имеет в основе высокий энергетический потенциал индивида. Этот потенциал заставляет личность стремится к зачастую недостижимым целям, проявлять высокую социальную активность, ставящую целью воздействие на общество в целом, т.е. интенсивный энергообмен формирует черты, присущие лидеру. Избыток биохимической энергии заставляет людей стремиться изменить окружающий мир, при этом стремление превышает инстинкт самосохранения. Пассионарии выдвигаются во всех сферах общества. Общие свойства пассионариев следующие: 1. Умение принять на себя ответственность за инициативу политических действий, направление и мобилизацию политической силы. 2. Готовность нести ответственность за своих последователей, за все общество. 3 Обладание определенной политической интуицией, предвидением. 4. Способность убеждать и увлекать людей.

Пассионарии создают вокруг себя некое поле высокого напряжения, оказывающее влияние на людей и действующее по законам индукции. Оно притягивает к себе сподвижников, заставляет их безгранично верить своим лидерам.

В свою очередь В.Бехтерев выдвинул теорию об особой форме энергии, которая лежит в основе нервной деятельности. Утверждая, что в основе процессов нервной деятельности человека лежит энергия142, В.Бехтерев предпринял попытку объяснить феномены массового сознания (например, внушения) посредством законов энергии. На основании этих законов появление лидера, его сопротивление проблемам, борьба и победа могут рассматриваться как попытка восстановления равновесия в нарушенной энергетической системе. В этом отношении политик харизматик делится энергией с массой, давая импульс к действию, он также играет роль перераспределителя энергии, забирая излишки и передавая их тем, у кого недостает энергии. Это приобретает форму большого общегосударственного успеха или победы над врагами.

Похожие диссертации на Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии