Введение к работе
Одной из основных характеристик русской литературы всегда был неподдельный интерес писателей к историческому прошлому своей страны, тесно связанному с судьбами человечества. В 2012 году Россия отмечает 200-летний юбилей героических событий Отечественной войны 1812 года. Подвиг предков, восхитивший мир два века тому назад, нашел широкое отражение в русском искусстве, в частности в художественной и публицистической литературе.
Обращение к истории страны является важной составляющей творчества Н.С. Лескова. Об истории России, особенностях и путях ее развития писатель, как и многие его современники, размышлял неоднократно, понимая необходимость экономических и политических преобразований страны. Интерес к истории писатель сохранил на протяжении всего творческого пути.
Лесков был обеспокоен отсутствием у современников интереса к изучению прошлого, о чем писал: «…особенно скорбим о недостатке в нашем обществе знакомства с историей человечества. История учит многому, она дает талисман, с которым можно узнать волка в одежде овечьей». К какому бы периоду истории ни обращался писатель, духовность и нравственность всегда были теми критериями, по которым он оценивал людей и события исторической эпохи. Прошлое и настоящее в творчестве писателя тесно взаимосвязаны. Сравнивая две исторические эпохи: дореформенную и современную ему Россию 1860-1890-х гг., Лесков стремился ответить на главный вопрос времени – какой путь развития для страны наиболее оптимален.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью художественных и публицистических произведений Н.С. Лескова с учетом принципов, приемов и способов изображения исторических событий, ситуаций и персонажей I половины XIX века.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в лескововедении была предпринята попытка обобщающего исследования художественного воплощения исторических реалий I половины XIX века в произведениях писателя, изучения особенностей восприятия Лесковым так называемого «наполеоновского мифа», а также анализа участия писателя в формировании «николаевского мифа». Исследование дало возможность дополнить сложившееся в науке представление об историзме Лескова.
Хронологические рамки рассматриваемых в исследовании исторических событий ограничиваются периодом с 1812 по 1855 гг. Этот промежуток характеризуется существенными изменениями в умонастроении русского общества: от подъема общественного самосознания в период Отечественной войны 1812 года до разочарования и осознания кризисного состояния государства в период Крымской войны 1853-1856 гг.
Объект исследования: публицистические и художественные произведения Лескова, написанные в период с 1862 по 1894 гг. Предметом исследования является художественное изображение исторических событий и персонажей эпохи 1812-1855 гг. в творчестве Н.С. Лескова.
Цель диссертационной работы – изучение своеобразия художественного историзма Лескова, определяющего поэтику многих его произведений, как художественных, так и публицистических.
Поставленная цель требует решения следующих задач исследования:
определить круг художественных и публицистических произведений Н.С. Лескова, в которых изображены или упомянуты события и участники Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов 1825 года, Крымской войны 1853-1856 гг.;
обозначить конкретные исторические события и героев, привлекающих наибольшее внимание писателя;
выявить и систематизировать причины обращения Лескова к эпохальным и частным событиям и ситуациям русской истории I половины XIX века;
охарактеризовать авторское восприятие обозначенных событий;
показать традиционное и новаторское в изображении Н.С. Лесковым исторических реалий;
систематизировать и охарактеризовать средства и приемы изображения исторических событий и персонажей в лесковских текстах;
исследовать особенности историзма Н.С. Лескова, выделить наиболее значимые для писателя историософские проблемы;
рассмотреть творчество писателя в контексте мировой и русской литературы, роль Н.С. Лескова в развитии и формировании исторических мифов;
наметить перспективы дальнейшего исследования исторических реалий в художественных и публицистических текстах Н.С. Лескова и русских писателей XIX века.
На защиту выносятся следующие положения:
-
интерес Н.С. Лескова к прошлому был стимулирован рядом причин, повлиявших и на формирование исторических взглядов писателя (интерес общественности к истории, вызванный празднованиями годовщин победы; стремление осмыслить «узловые» события русской истории, современной литератору; воцарение нового императора; участие в литературной полемике 1860-х годов; сближение с Л.Н. Толстым и др.);
-
в творчестве Н.С. Лескова тема Отечественной войны 1812 года является сквозной, и Наполеон Бонапарт воспринимается в контексте данной темы. Лесков по-своему воспринял «наполеоновский миф», демонстрируя ироничное отношение к его романтическому варианту;
-
изображая Отечественную войну 1812 года, восстание декабристов, Крымскую войну, писатель раскрывает свое понимание важных историософских проблем: роль личности и народа в истории, особенности менталитета русского человека, преемственность в историческом процессе и др.;
-
Н.С. Лесков участвует в мифологизации образа Николая I, акцентируя внимание исключительно на знаковых характеристиках императора;
-
внимание писателя привлекают не только эпохальные события I половины XIX века, но и частные случаи, в совокупности дающие представление о духовном климате, нравах и быте исторической эпохи;
-
великое и малое, трагическое и смешное, героическое и обыденное – все это многообразие характеризует в произведениях Лескова жизнь выдающихся деятелей и самых обыкновенных людей исторической эпохи;
-
историзм является одним из ведущих принципов поэтики Н.С. Лескова, проявляющимся в изображении частных ситуаций из жизни великих людей эпохи, в использовании исторических анекдотов, в изображении вымышленных персонажей как активных участников исторического процесса, в сочетании разновеликих эстетических и нравственных характеристик, в использовании сложившихся историко-литературных символов с целью их развенчания или обытовления и др.
Методологической и теоретической основой исследования стали труды М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Ю.А. Бельчикова, Е.Ю. Геймбух, В.И Забурдяевой, Ю.Н. Ковалёва, Д.С. Лихачёва, Ю.В. Манна, А.С. Орлова, Н.С. Плещунова, Г.В Сепик, В.Ю. Троицкого, А.В. Чичерина, Б.М. Эйхенбаума и др.
Важными для нашего исследования являются работы по мифу и мифопоэтике Я.Э. Голосковер, Л.И. Вольперт, М.М. Бахтина, М.С. Телегина, Е.Н. Цимбаевой. Учтены результаты изучения лесковского творчества, полученные И.П. Видуэцкой, А.А. Гореловым, Б.М. Друговым, Б.С. Дыхановой, О.В. Евдокимовой, О.Н. Осмоловским, 3.С. Семеновым, Н.Н. Старыгиной, И.В. Столяровой, В.Ю. Троицким, Е.В. Тюховой, А.А. Шелаевой, М.Г. Уртминцевой, Г.А. Шкута и другими.
События российской и мировой истории рассматриваются в исследовании по трудам Н.Ф. Дубровина, А.А. Корнилова, С.Ф. Платонова, М.А. Рахматуллина, Е.В.Тарле, С.С. Татищева, Н. Шильдера и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, анализе и обобщении объемного материала по истории формирования и развития «наполеоновского мифа» в западноевропейской и русской литературе, выявлении основных причин обращения Н.С. Лескова к истории России, в характеристике его художественного историзма и роли в формировании «наполеоновского» и «николаевского» мифов в русской литературе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут найти применение при изучении русского классического реализма, в практике издания и комментирования сочинений Н.С. Лескова; методология и методика анализа исторических реалий и персоналий, апробированные в данном исследовании, могут быть применены при изучении творчества других писателей. Выводы, полученные в ходе исследования, могут использоваться при разработке вузовских учебных курсов по русской литературе XIX века, в школьной практике преподавания, спецкурсах, семинарах, посвященных творчеству Лескова.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 17 публикациях, 3 из которых - в реферируемых ВАК научных журналах (Вестник Чувашского университета. – 2011; Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение – Киров, 2011.). Результаты исследования были представлены в докладах на научных конференциях в Йошкар-Оле, Одессе, Орле, Москве, Чебоксарах, Челябинске.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Общий объем - 186 страниц, библиография включает 260 наименований.