Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции отечественной юмористики XIX века в творчестве М.М. Зощенко Колева, Ирина Павловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колева, Ирина Павловна. Традиции отечественной юмористики XIX века в творчестве М.М. Зощенко : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Колева Ирина Павловна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2013.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/847

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена исследованию традиций отечественной юмористики XIX века в творчестве М.М. Зощенко – одного из самых «загадочных» русских писателей XX века, несмотря на обманчивую простоту его произведений и их доступность любой читательской аудитории. С самого начала литературной карьеры Зощенко критика справедливо отмечала влияние на прозаика таких авторов, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.П. Чехов. Современное зощенковедение расширило спектр этих влияний – сюда по праву включены традиции А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

Несмотря на многочисленные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных творчеству Зощенко, исследование природы и специфики зощенковского юмора, особенностей его взаимодействия с отечественной юмористикой XIX века представляется задачей скорее поставленной, чем решенной. Важные для нашей концепции мысли мы почерпнули из трудов Ц. Вольпе, М. Чудаковой, М. Крепса, А. Синявского, А. Жолковского, Б. Сарнова, Б.Парамонова, Н. Выгон. Актуальной представляется нам работа Н. Даренской, в которой прослеживается связь игровых форм в произведениях писателя с литературной традицией Серебряного века. Однако игровое начало у Зощенко как концептуальный феномен его творчества, характер его взаимодействия с традициями отечественной юмористики остается мало изученным, поэтому заслуживает дальнейшего систематического изучения – для адекватного понимания художественного наследия писателя. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. М.М. Зощенко – наследник и продолжатель традиций отечественной юмористики, истоки которой берут свое начало в прозе А.С. Пушкина и получают дальнейшее осмысление и развитие в произведениях Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова.

2. Философско-юмористическое мироощущение М.М. Зощенко претерпевает эволюцию, проходит несколько этапов развития; в его юмористических рассказах и повестях находит оригинальное преображение не только классическая, но и модернистская практика.

3. В произведениях М.М. Зощенко превалирует философско-нравственная и экзистенциальная проблематика.

4. Центральное место в поэтическом мире писателя занимает пародия: на уровне языка, системы образов, тем, сюжетов, мотивов. Благодаря пародии произведения М.М. Зощенко – это оригинальный плод переосмысления и регенерации автором предшествующего художественного опыта.

Объектом исследования стала генетическая связь юмора Зощенко с отечественной литературной традицией классической философско-юмористической прозы XIX века, а его предметом – рассказы и повести Зощенко 20-30-х годов и отдельные произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Отбор зощенковских текстов для сравнительного анализа с текстами отечественных классиков производился с учетом выраженной в них (эксплицитно или имплицитно) пародийностью. Сам по себе пародийный характер зощенковских произведений нацелил нас на более внимательное их прочтение, в результате которого нами были обнаружены многочисленные аналогии с претекстами его предшественников.

Цель настоящего исследования – выявить специфику поэтики юмора Зощенко, своеобразие ее литературной «переклички» с избранной прозой А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова и А.П. Чехова.

Данная цель исследования определяет следующие задачи:

– исследовать связи философско-юмористического мироощущения творчества М.М. Зощенко с русской классической литературой XIX века;

– выявить посредством сравнительного анализа особенности взаимодействия художественного мира писателя с предшествующей традицией и его эволюцию;

– проанализировать новаторские приемы зощенковского юмора в области авторского стиля, языка, жанровой формы, создания героя своего времени.

Для достижения поставленных задач нами применены историко-культурный и психобиографический методы, а также интертекстуальный анализ исследуемых текстов, позволяющий рассмотреть существование и рецепцию зощенковских произведений в поле широкой культурной традиции. В качестве главных методологических предпосылок, обеспечивающих адекватность анализа зощенковского юмора, нам послужили труды по теории литературы (Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума, В. Шкловского, В. Виноградова, А. Веселовского, А. Лосева, Ю. Лотмана, Ю. Кристевой, Р. Барта, Ю. Борева, Ю. Манна, М. Ямпольского И. Скоропановой,), вопросам комического (Ф. и А. Шлегелей, Ф. Шеллинга, Жан Поля, В. Белинского, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда, К. Юнга, Л. Пиранделло, М. Бахтина, Д. Лихачева, А. Понырко, Н. Панченко, Ю. Борева, В. Проппа, У. Эко, М. Рюминой и др.), а также литературоведческие работы о творчестве Зощенко (П. Бицилли, Г. Адамовича, А. Бескиной, Ц. Вольпе, К. Чуковского, Л. Ершова, Д. Молдавского, М. Чудаковой, Г. Белой, Ю. Томашевского, А. Эткинда, Ю. Щеглова, А. Жолковского, А. Синявского, Т. Ходжа, Б. Сарнова, Б. Парамонова, Н. Выгон и др).

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринимается попытка, на базе уже имеющегося литературоведческого материала, собственных наблюдений и выводов, сделанных в результате сравнительного анализа текстов Зощенко с текстами его литературных предшественников, взглянуть на писателя как на наследника и продолжателя традиций русской классической философско-юмористической прозы XIX века, в произведениях которого пародия выступает доминирующей формой их интертекстуальности.

Теоретическая и практическая значимость работы связана с тем, что в научный оборот вводится новый аналитический материал, который может использоваться в вузовской практике при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы. Положения и выводы работы могут найти применение также в деятельности специалистов, занимающихся научными исследованиями творчества Михаила Зощенко.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Глава первая включает в себя четыре параграфа; глава вторая – три параграфа, глава третья – два параграфа. В главе первой анализируются преломившиеся в зощенковском творчестве юмористические начала прозы Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина. Главы вторая и третья посвящены традициям писателей-юмористов Н.В. Гоголя и А.П. Чехова в творчестве М. Зощенко. Хронологически непоследовательное расположение параграфов первой главы продиктовано стратегической задачей – необходимостью рассмотрения объекта исследования в его эволюционном развитии.

Основные положения работы были изложены в семи публикациях (пять статей на русском языке и две монографии, одна из которых на итальянском языке), докладах на межвузовских и международных конференциях.

Похожие диссертации на Традиции отечественной юмористики XIX века в творчестве М.М. Зощенко