Введение к работе
J Si' ''*1
Актуальность темы исследования. 80-90-е годы XIX века -один из важнейших периодов в истории русской литературы, привлекавший и привлекающий внимание как советских, так и зарубежных исследователей. В это время наметились серьезные изменения, затронувшие практически все литературные жанры, но особенно сильно сказавшиеся на романе - ведущей жанровой форме на протяжении всего девятнадцатого столетия. Хотя в 80-е годы появляется не меньше романов, чем в предыдущее десятилетие, "удельный вес" романа в эту эпоху действительно падает. С одной стороны, он теряет свой приоритет в сравнении с другими жанрами, с другой, - изменения происходят внутри самой романной формы, что влияет и на сложившиеся ранее представления о его жанровой специфике.
В связи с этим особый интерес вызывает творчество А.И.Эр-теля /1855-1908/ и в первую очередь его роман "Гарденинн, их дворня, г..иверженцы и враги", заслуживший восторженный отзив Л.Н.Толстого, написавшего к нему предисловие. Талант Эртеля высоко ценили также А.П.Чехов, В.Г.Короленко, И.А.Бунин. Роман занимает центральное место'в художественной прозе Эртеля, кроме того, в нем в полной мере отразились важнейшие проблемы русской романистики конца XIX века.
К изучению "Гардениных" обращались как дореволюционные исследователи, так и советские литературоведы. В работах Н.Л.Бродского, А.П.Спасибенко, Г.А.Костина, Н.К.Байбулатова, В.Л.Бессонова, Т.В.Артемьевой, В.В.Никифорова, в статьях К.Ф.Бикбулатовой, К.Й.Ломунова, В.М.Кузнецова были расмотрены
- г -
различные аспекты проблематики, идейного содержания, художественных особенностей романа, его связи с произведениями других писателей, в частности, "позднего" Толстого. Однако при том серьезном внимании, которое уделялось исследователями Тарденшшм", многое осталось вне их поля зрения. Тале, безусловно, более детального анализа требует процесс становления творческого стиля Эртеля, его пути к роману, взаимосвязи Тар-дениннх" с ранним творчеством писателя, особенностей поэтики Тардениншс" в контексте общих проблем русского романа конца XIX века. Актуальность темы исследования и заключается в том, что уже накопленный литературоведческий материал делает необходимым более углубленное изучение "Гарденшіьгс" с учетом жанрового развития русского романа 80-90-х годов XIX вена. Это позволит прояснить общие закономерности литературного процесса указанного времени и по достоинству оценить оригинальный эстетический феномен худокественной прозы А.И.Эртеля.
Цели и задачи неслеповатая. Очерченная выше постановка проблемы в значительной мере определяет цели и задачи исследования, заключающиеся в первую очередь в необходимости, опираясь на опыт предшественников, проследить путь Эртеля к роману, выявить черти, определяющие ьмровоззрение и творческую манеру писателя и повлиявшие на художественный шр и жанро-выэ особенности "Гардешных", ояаршстериэовать место романа в ряду друпк произведений писателя и русской романистики последних десятилетий минувшего века.
Решение основных задач, стоящих перед исследователем, кеглыслимо было без проведения многообразных параллелей с про-изведемшяі других романистов эпохи и писателей более раннего
периода. Это прежде всего Д.Н.Мамин-Сибиряк, писатели-народники Н.Златовратский, П.В.Засодимский, Н.Е.Каронин-Петропав-ловский, К.М.Станюкович, а также П.Д.Боборыкин, П.И.Мельни-ков-Печерский, В.И.Немирович-Данчонко, И.ІЇ.Потапенко и некоторые другие. Наконец, для того чтобы понять своеобразие романа конца XIX вегсг. требовалось рассмотреть влияние на него других жанровых форм, главным образом очерка, доминирующего жанра в русской литературе этого времени. Такая комплексность задач, решаемых в диссертации, вызвана характером самого объекта изучения.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что это в сущности первая работа, в которой роман А.И.Эр-теля Тарденинн" анализируется в контексте общих проблем русской романистики конца XIX века. В диссертации впервые рассмотрено раннее творчество А.И.Эртеля с учетом главной задачи, которую ставил перед собой писатель: создание романа. 3 этом аспекте принципиально иное освещение получает первое значитель ioq произведение Эртеля "Записки Степняка". Исходя из специфики жанра "Записок Степняка" осуществлен типологический анализ этих очерков в сопоставлении .. с "Записками охотника" И.С.Тургенева. При этом выявлены те черты мировоззрения и поэтики Эртеля, которые при создании "Записок Степняка" не позволяли ему организовать романное действие. Обнаруженные таким образом закономерности позволили иначе взглянуть на проблему "очеркового романа", центральную для русского романа этого периода, народнического романа в частности, и на особенности поэтики "Гардениных". В диссертации прослежена связь философеко-этичееких взглядов Эртеля с художест-
венным миром "Гардениных", проанализированы принципиальные для Эртеля положения его философской системы и их образное воплощение в романс.
Автором диссертации был проведен обширный сопоставительный анализ "Гардениных" с произведениями других писателей. Полученные в ходе исследования выводы не только позволили уточнить основополагающие черты романа 80-90-х годов XIX века, но и отметить некоторые важные особенности русского романа в целом.
Нчучно-практическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ней выводы и наблюдения могут быть использованы при дальнейшем изучении русского романа, при изданиях и переизданиях произведений А.И.Эртеля, Д.Н.Мамина-Сибиряка, П.В.Засодимского, П.Д.Боборыкина, при подготовке соответствующих курсов лекций, в учебных пособиях, в программах университетских спецкурсов по истории русской литературы XIX века. Хотелось бы надеяться также, что диссертация, подобно другим исследованиям в этой области, может способствовать дальнейшему повышению интереса к прошлому русской культуры, более глубокому и детальному пониманию такого важного периода в истории русской литературы, как конец XIX века.
Апробация. Основные положения диссертации отражены в публикациях, апробировались на конференции молодых ученых "Человек: перспективы исследования" в Пермском государственном университете им. А.М.Горького /март 1989 г./, на заседаниях отдела по истории русской литературы в Институте мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.