Введение к работе
Актуальность исследования. Наследие И. А. Гончарова - классика русской литературы - сегодня все больше привлекает внимание отечественных и зарубежных литературоведов. На фоне усиливающегося интереса к изучению национального литературного процесса, места и роли в нем Гончарова, и в связи с 200-летием писателя, исследования его творчества составили в современной науке о литературе одно из постоянно развивающихся направлений. При всем многообразии научных стратегий остается немало нерешенных проблем, предполагающих рассмотрение эстетики и поэтики писателя, и, в частности, вопросов жанровой типологии.
В современных исследованиях наблюдается существенный пересмотр взглядов на жанровую принадлежность романа Гончарова «Обыкновенная история» (1847-1848). Если раньше творчество писателя рассматривалось в контексте социальной проблематики, то в последние десятилетия его романы характеризуются как философские, нравственно-психологические.
Новый взгляд на роман предложила Е. А. Краснощекова, определив форму «романа воспитания» как жанр, близкий творческому сознанию писателя. Эту форму активно использовали европейские писатели, начиная со второй половины XVIII века. В России родоначальником этого жанра был Н. М. Карамзин с его романом «Рыцарь нашего времени». В контексте решения поставленной научной задачи - определения жанровой специфики первого романа И. Л. Гончарова - важны выводы и наблюдения Е. А. Краснощековой, В. И. Мельника, В. А. Недзвецкого, на концепции которых диссертант опирается в своей работе.
В диссертации была поставлена задача выявления типологических черт жанра «романа воспитания» в «Обыкновенной истории». Несмотря на то, что данной проблеме были посвящены труды ряда ученых, определение жанровой природы первого романа И. А. Гончарова нуждается в корректировке.
Целью данного исследования является изучение жанровой специфики романа Гончарова «Обыкновенная история», прежде всего типологических черт, связывающих его с жанром Bildungsroman'a и несходных с ним.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
-
выявить истоки формирования эстетики писателя на начальном этапе его творчества (40-е годы XIX века);
-
изучить нравственно-этические воззрения писателя, его отношение к проблеме воспитания и развития личности;
-
рассмотреть работы отечественных и зарубежных исследователей творчества Гончарова и принципы изучения типологических особенностей жанра «романа воспитания» в аспекте современной теории жанра;
-
систематизировать теоретические наблюдения отечественных и зарубежных литературоведов, связанные с развитием в «Обыкновенной истории» модели «романа становления» (Bildungsroman-модель);
-
дополнить существующие концепции «Обыкновенной истории»
характеристикой жанрового содержания романа на основе его связи с отечественной романной традицией, зарождающейся в первой трети XIX в., и национальными нравственными идеалами.
Объектом исследования является раннее творчество писателя в контексте литературных идей XVIII - первых десятилетий XIX века.
Предмет исследования - преемственность жанра романа о воспитании и его творческая трансформация в «Обыкновенной истории» И. Л. Гончарова.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении жанрового новаторства романа «Обыкновенная история», в контексте идей общественного прогресса, этики позитивизма, и возникающей в русской литературе, отличной от европейской модели линии воспитательного романа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В своем творчестве И. А. Гончаров смог синтезировать традиции
русской и зарубежной литературы, основываясь, прежде всего, на
историческом сознании своего народа, эстетическом опыте Н. М. Карамзина,
B. Т. Нарежного, А. С. Пушкина, творческих достижениях писателей и
мыслителей Европы.
2. Формированию и развитию художественного мировоззрения
Гончарова способствовали усвоенные им философские, политические и
социально-исторические идеи И. И. Давыдова, Н. И. Надеждина и
C. П. Шевырева.
-
Сложившаяся у Гончарова в 1830-е годы система представлений о морали и нравственности, об истории и формах возрастания человеческой личности, обусловила создание писателем произведения в жанре «романа воспитания», ставшего начальным звеном в эволюции его творчества.
-
Специфика жанра «романа воспитания» у Гончарова заключалась в единстве описания быта и нравов, в показе духовного становления молодого героя в сопряжении с естественными началами национальной жизни.
-
Типологические черты романа Гончарова, оригинальные жанрово-конструктивные решения позволяют считать «Обыкновенную историю» модификацией романа о нравственном, социальном и психологическом формировании личности главного героя.
Теоретико-методологической базой исследования являются
фундаментальные труды классиков сравнительно-исторического
литературоведения А. II. Веселовского, В. М. Жирмунского, М. М. Бахтина, М. П. Алексеева, Ю. М. Лотмана, а также работы теоретико-литературного характера (М. М. Бахтин, В. И. Кулешов, В. В. Кожинов, Б. П. Городецкий, Е. И. Семенов, Г. К. Щенников, Э. А. Демченкова и др.)
В диссертации использовались исследования отечественных литературоведов, посвященные изучению жизни и творчества Гончарова, (П. С. Бейсов, Н. И. Пруцков, О. Г. Постнов, В. А. Недзвецкий, М. В. Отрадин, В. И. Мельник), а также работы, связанные с анализом жанра «романа воспитания» в русской и немецкой литературе (Л. И. Рублева, В. Н. Пашигорев, Е. А. Краснощекова).
Работы зарубежных исследователей (В. Сечкарев, В. Бруфорд, Г. Димент, П. Тирген, А. Хувилер), к которым обратился диссертант, также во многом подготовили новую интерпретацию жанровой природы романа.
В ходе исследования были использованы типологический, сравнительно-исторический, дескриптивный и структурный методы исследования.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в возможности ее использования в научно-исследовательской работе, а также в вузовской практике: в лекциях, спецкурсах и семинарах по истории русской литературы XIX века.
Апробация работы. Результаты исследования представлялись на ежегодных отчетных научных конференциях профессорско-преподавательского состава УлГТУ (2007-2012), на Всероссийской научно-практической конференции «Россия и мир: История, культура, регионоведение» (Ульяновск, 2008), Международной научной конференции «Литература и культура в контексте Христианства. Образы, символы, лики России» (Ульяновск, 2008), Международной научной конференции «Образы России в научной литературе. Ог "Слова о Законе и Благодати" митрополита Илариона до "Пирамиды" Л. М. Леонова: движение к многополярному миру» (Ульяновск, 2009), Международной научной конференции «Художественно-философские модели мироздания в творчестве Л. М. Леонова и в русской литературе XIX - начала XXI столетий» (Ульяновск, 2011). Материалы диссертации были опубликованы в 8 научных статьях, в том числе 1 статья представлена в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК РФ.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка, включающего 320 наименования. Общий объем работы 162 страницы.