Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художесвтенное творчество А.С. Суворина в контексте историко-литературного процесса второй половины XIX – начала XX века Меньщикова Татьяна Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Меньщикова Татьяна Сергеевна. Художесвтенное творчество А.С. Суворина в контексте историко-литературного процесса второй половины XIX – начала XX века: дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Меньщикова Татьяна Сергеевна;[Место защиты: Московском педагогическом государственном университете].- Москва, 2012.- 247 с.

Введение к работе

В центре диссертационного исследования находится художественное творчество А.С. Суворина, яркого представителя своего времени, оставившего заметный след в истории русской культуры как журналист, писатель, редактор, издатель и театральный деятель.

Литературная деятельность А.С. Суворина охватывает период с 1860-х по 1900-е гг. За это время писатель успел попробовать себя в разных жанрах: очерки, рассказы, повести, романы, пьесы. Художественные произведения А.С. Суворина были заметным явлением в литературном процессе второй половины XIX века. Они порождали полемику на страницах газет и журналов, как столичных, так и провинциальных, или сами являлись следствием этой полемики. Архив писателя хранит письма и записки с откликами на его произведения как известных современников, так и простых читателей «Нового времени», посетителей театра Литературно-художественного общества. Тот факт, что на протяжении многих лет Суворин хранил вырезки из газет и письма, в которых оценивается его литературно-художественная деятельность, дает нам основание полагать, что она имела для него большое значение.

Литературное наследие А.С. Суворина стало объектом работы. Предмет исследования - особенности авторского стиля А.С. Суворина в его художественных произведениях.

Материал исследования - литературные и публицистические произведения А.С. Суворина, которые в настоящей работе представлены по газетным и журнальным публикациям. Некоторые из них затем были переизданы в сборниках. Часть литературного наследия Суворина цитируется по архивным документам. Рукописи и гранки многих литературных произведений, критических статей и писем к А.С. Суворину хранятся в Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Определить литературные взгляды А.С. Суворина, воссоздать историю появления его произведений и сопоставить их различные трактовки помогают дневники, воспоминания, статьи и письма его современников. Также при исследовании привлекались современные научные работы, посвященные творческой деятельности А.С. Суворина. Для того чтобы рассмотреть литературное наследие А.С. Суворина в контексте общественно-политических и культурных движений его эпохи, в работе использовались историко-литературные и историко-культурные научные труды.

До сих пор художественные произведения А.С. Суворина не изучались комплексно. И до настоящего времени в поле зрения ученых попала только малая часть литературного наследия А.С. Суворина. В этих работах рассматривались лишь некоторые художественные произведения Суворина вне контекста всего его творчества и, как правило, в связи с произведениями писателей «первого ряда»: Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и т.д.

На современном этапе изучения истории русской литературы все еще остаются «белые пятна» в изучении второстепенных литераторов, беллетристов, писателей «второго» и «третьего» ряда, составлявших тот фон, на котором существовала и формировалась литература ряда «первого».

В конце XX – начале XXI века активизируется внимание исследователей к личности А.С. Суворина. В первую очередь ученых интересует позиция А.С. Суворина в общественно-политических вопросах его времени, этой теме посвящаются многие научные статьи и диссертационные исследования. Анализу формирования общественно-политических взглядов А.С. Суворина посвящена вторая глава диссертационного исследования С.М. Саньковой.

Знаменательным событием для начала этапа переосмысления личности А.С. Суворина стал выход сборника «Телохранители России. А.С. Суворин в воспоминаниях современников» (2001), а также появление в 2004 году двухтомного собрания «Маленьких писем» (2004), сборников избранных его статей, фельетонов и рассказов «Труды и дни» (2004), «Очерки и картинки» (2009) и «Россия превыше всего» (2012). Возрастающий интерес к личности А.С. Суворина подтверждают также переиздания его дневника в 1999 и в 2000 году, которые также вызвали новый всплеск публикаций о журналисте.

Последнее, наиболее полное издание дневника А.С. Суворина, использует Ю.В. Чимирис в своей диссертационной работе, посвященной анализу проблематики и жанровых особенностей суворинского дневника. Литературно-критические суждения А.С. Суворина стали предметом диссертационного исследования Л.Е. Азариной. По мнению Л.Е. Азариной, хотя имя Суворина и не стало ведущим в русской критике, его критические выступления оказали существенное влияние на литературную жизнь его времени. До работы Л.Е. Азариной литературно-критическое творчество Суворина не было предметом специального исследования.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к личности А.С. Суворина и различным аспектам его многосторонней деятельности, в том числе литературной.

Цель работы - составить полноценный портрет Суворина-писателя, провести комплексный анализ его литературного наследия.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть и проанализировать основной корпус литературных произведений А.С. Суворина с привлечением его дневниковых записей, критических отзывов и воспоминаний его современников, а также научных исследований последних десятилетий.

  2. Рассмотреть литературное наследие А.С. Суворина в контексте общественно-политических и культурных движений его эпохи. Будучи журналистом, Суворин пристально следил за изменениями в общественно-политической и культурной жизни своего времени, что находило отражение не только в его статьях, но и в художественных произведениях.

  3. Основываясь на анализе литературных и критических выступлений А.С. Суворина, определить его литературно-эстетическую концепцию.

  4. Выявить особенности авторского стиля А.С. Суворина в его художественных произведениях, что позволит точнее определить место писателя в историко-литературном процессе второй половины XIX - начала XХ вв.

Итак, научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что данная работа является первой попыткой комплексного изучения литературного наследия А.С. Суворина. Многие художественные произведения Суворина вводятся в научный оборот впервые, а в ряде случаев устанавливается место и время первой публикации текстов, цитируемых ранее по сборникам; проведен текстологический анализ произведений, большинство из которых исследователями прежде никогда не рассматривались.

Методология исследования. Основным методом исследования является культурно-исторический метод, поскольку одной из центральных задач работы стало выявление места А.С. Суворина в историко-литературном процессе второй половины XIX - начала XХ вв. Данное исследование является первой научной работой, в которой столь полно анализируется литературное наследие А.С. Суворина. Кроме того, творческий путь писателя рассматривается на фоне общественно-политических и культурных движений его эпохи, вследствие чего в работе используются элементы биографического и сравнительно-исторического методов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Художественное творчество А.С. Суворина (очерки, рассказы, повести, романы, пьесы) неотделимо от его журналистской деятельности и должно рассматриваться в контексте его публицистических выступлений.

2. Характерными чертами авторского стиля А.С. Суворина, которые формируются уже в ранних художественных произведениях писателя, являются публицистичность, автобиографизм и документальность, драматизация повествования, стремление к индивидуализации речи персонажей, а также такие композиционные и сюжетные приемы как смена точек зрения и сказовость повествования. Писатель вводит в литературу новых, необычных персонажей.

3. Важное место в литературно-эстетической позиции А.С. Суворина занимала категория «искренности», которую он считал неотъемлемой частью таланта. Принципы своей литературно-эстетической позиции «искреннего творчества» А.С. Суворин распространял на любой вид творческой деятельности: будь то работа журналиста, редактора, издателя, или критическая и литературная деятельность.

4. Работа А.С. Суворина преимущественно в жанре фельетона повлияла на поэтику его художественных произведений, тем более что большинство из них появлялось на страницах газет, что неизбежно накладывало отпечаток на их тематику, композиционное построение и сюжетные решения. В свою очередь, фельетоны А.С. Суворина обогащались приемами и литературными ходами, присущими художественному произведению.

5. А.С. Суворин является беллетристом, представителем писателей «второго ряда». Еще в период работы в газете «Санкт-Петербургские ведомости» он стал разрабатывать «особый полулитературный журналистский стиль» (по выражению Д.С. Мирского), став таким образом одним из его создателей и оказав существенное влияние на дальнейшее развитие российской беллетристики.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что сделанные в ее процессе наблюдения и полученные результаты могут быть использованы в преподавании курсов по истории русской литературы и литературной критики второй половины XIX – начала XX века, а также в курсе по истории русской журналистики XIX – XX века.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в ряде выступлений: на XVII, XVIII и XIX Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва 2010, 2011, 2012), Всероссийском научно-практическом форуме, посвященном 150-летнему юбилею А.П. Чехова «А.П. Чехов и русская культура» (Москва, 2010), научной конференции «Студенты – А.С. Пушкину» (Москва 2010), XI научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва 2011), X межвузовской научной конференции молодых ученых «Поэтика и компаративистика» (Коломна 2011), Всероссийской научной конференции «Встречи и диалоги в смысловом поле культуры: диалектика отношений самобытного и заимствованного», посвященной 70-летию доктора филол. наук, проф. Арама Айковича Асояна (Омск 2011), IV Всероссийской с международным участием научной конференции «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе», посвященной 110-летию со дня рождения Николая Робертовича Эрдмана (Томск 2011). Результаты работы обсуждались на заседании кафедры русской литературы МПГУ. По теме диссертации опубликовано 11 статей общим объемом 2,54 п. л., 4 из которых представлены в изданиях, реферируемых ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертации на Художесвтенное творчество А.С. Суворина в контексте историко-литературного процесса второй половины XIX – начала XX века