Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Громова Татьяна Юрьевна

Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века
<
Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Громова Татьяна Юрьевна. Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Астрахань, 2004 184 c. РГБ ОД, 61:04-10/1393

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Литературно-критическая деятельность К.А. Полевого 9

1. К. А. Полевой — сотрудник "Московского телеграфа" (1826-1834) 9

2. Литературно-критическая деятельность К.А. Полевого в 40-50-е гг. XIX века 77

ГЛАВА 2. К.А. Полевой - беллетрист 101

1 Книга К.А. Полевого «Михаил Васильевич Ломоносов» как поэтическая проза 101

2. Мемуарная проза К.А. Полевого «Записки о жизни и сочинениях Николая Полевого» 135

Заключение 162

Библиография. 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Знаменитый российский критик В.Г. Белинский' декларировал: «Бедна литература, не блистающая именами: гениальными; но не богата и литература, в которой все - или произведения гениальные, или произведения бездарные и пошлые. Обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы...».1 Историков литературы не раз укоряли за то, что они не отрывают взгляда от вершин, от классики, а неклассические имена и книги остаются за пределами концептуальных построений. Можно возразить: многотомные «истории», труды о «периодах», «эпохах» обычно включают в себя, наряду с главами о классиках, еще и обзорные главы, включающие сведения о деятельности второстепенных писателей, а то и разборы их сочинений; нередкие сегодня переиздания «незаслуженно забытых» авторов снабжают, как правило, предисловиями, тоже не лишенными исторической перспективы. Наконец, в ряде исследований разных лет специально рассматриваются, вопросы бытования «массовой литературы», появления «зачаточных и переходных» форм, а также боковых линий литературного процесса. Тем не менее, упрек в односторонности существующих историко-литературных концепций справедлив,- так как в современной литературоведческой науке отсутствует принципиальное объяснение роли и значения творчества второстепенных писателей как самоценного литературного явления.

В этой связи следует отметить,, что верное, многогранное и. целостное представление об истории русской критики, литературоведения и беллетристики: не может сложится лишь на основе вклада, сделанного самыми выдающимися представителями литературной критики и истории литературы. Немалую роль в развитии литературно-критической мысли и в разработке вопросов теории и истории отечественной словесности сыграли и те литературные критики и литературоведы, чьи имена менее известны, но деятельность которых имеет немаловажное значение для развития идейно-эстетических представлений читательской среды. Многие из критиков и литературоведов, журнальные выступления и книги которых были достаточно популярны в прошлом,, впоследствии как бы скрылись в тени великих имен.

В ряду таких авторов стоит имя Ксенофонта Алексеевича Полевого (1801-1867).. Долгое время этот самобытный критик и публицист, историк литературы, беллетрист,

книгоиздатель был закрыт фигурой своего старшего брата -издателя «Московского телеграфа» Николая Алексеевича Полевого. Исследователи чаще всего судили о К.А. Полевом «методом присоединения», отмечая удивительное единодушие братьев Полевых в решении всех важнейших общественных и эстетических проблем. Попытку некоторого разграничения позиций Николая и Ксенофонта Полевых одной из первых предприняла Е.Н. Куприянова. В ее работе, была обстоятельно освещена борьба К.А. Полевого за «истину изображения» и. идейность искусства, рассмотрены выступления критика против морализаторства, затронут вопрос о своеобразии, его романтических взглядов. По мнению Е.Н. Куприяновой,, взгляды К.А. Полевого отличаются «большей определенностью и прямолинейностью», чем воззрения его брата. Кроме того, «разделяя приверженность своего старшего брата к французскому романтизму, Кс. Полевой непосредственно вопросов его эстетической теории и художественной практики в своих статьях не касался, а ставил и решал, их исключительно на конкретном и подчас даже малозначительном материале текущих явлений русской литературы» 2

В отечественном литературоведении лишь в 1970-е годы авторы коллективного труда «Возникновение русской науки о литературе»3 отметили большие заслуги К. А. Полевого в развитии русской литературоведческой мысли, в частности в определении понятия «литературное направление».

И все же стереотип восприятия братьев Полевых как неких «сиамских близнецов» продолжал довлеть над исследователями, пока, не появилась возможность нового обращения к первоисточникам, благодаря изданию сборника литературно-критических работ Полевых4 Данный сборник, сопровождаемый содержательными вступительными статьями И.Н. Сухих и В.Г., Березиной, включил в себя все основные труды критиков периода издания «Московского телеграфа». В статье В. Г. Березиной дана емкая характеристика эстетических позиций К.А. Полевого, обозначен его вклад в развитие отечественной . критики. Вместе с тем, опубликованные в данном сборнике материалы дают возможность пересмотреть ряд устоявшихся положений, более точно определить эстетические позиции «Московского телеграфа» начала 1830-х гг. '

Настоящая работа посвящена заполнению «белых пятен» в изучении наследия К.А. Полевого, в уточнении его места в

истории русской критики, прозы, публицистики того времени. В работе получили отражение разные стороны жизни и творчества К.А. Полевого: показано своеобразие его гражданской позиции, в литературно-общественном движении 30-50-х гг. XIX вв., анализируются взгляды Ксенофонта. Алексеевича на литературу XVIII и XIX веков,, его суждения о задачах и назначении литературной критики;, рассматриваются проблемы поэтики К. А. Полевого беллетриста; освещаются эстетические позиции «Московского телеграфа» в период редактирования и издания его К. А".. Полевым (1832-1834) .,

Наследие К. А. Полевого (исключая статьи периода «Московского телеграфа») до сих пор не систематизировано и практически не исследовано, а то, что было издано,, малодоступно, вызывает ряд упреков с эдиционной точки зрения. Основная задача настоящего исследования состоит в анализе специфики: творческой эволюции К.А. Полевого и введении в научный оборот ряда его малоизвестных, труднодоступных и практически: забытых, хотя и некогда, напечатанных работ,,. а также сопровождение указанных текстов кратким комментарием.

В нашем исследовании, ориентированном, в первую очередь,, на анализ творческого наследия К. А. Полевого, рассматривается также. специфика решения им литературоведческих и эстетических, проблем, актуальных для развития российского общественно-литературного процесса первой половины XIX в. Среди этих проблем выделяются: становление и изменение нового литературного направления в литературе. и журналистике, эволюция жанровой системы, язык, и стиль, поэтика,, «свое» и «чужое» (европейский опыт и его аккомодация) ,. историко-литературное значение художественного творчества К.А. Полевого и проблема его рецепции, в XIX-XX вв.

Актуальность обращения к творческому наследию К. А. Полевого обусловлена усилившимся в последнее время интересом к второстепенным авторам, на долю которых выпадает «подготовка новых идей»,, а равно апробация новых способов изображения, новых форм, литературой уже востребованных.. Однако и роль К. А.. Полевого в истории отечественной литературы, и: его литературное наследие, оставаясь малоизученными,, обедняют наши представления о литературном процессе первой половины XIX века, многообразии существовавших тогда течений, направлений и «партий».

Объектом- исследования являются литературно-

критические работы и беллетристические произведения К.А. Полевого, созданные на разных этапах его творчества.

Предмет исследования - особенности эстетики и поэтики творчества К.А. Полевого в соотнесении с тенденциями развития русской журналистики,, критики и беллетристики 20-50-х гг.. XIX века.

Цель исследования — раскрыть значение литературно-критической,, теоретико-литературной и историко-литературной, деятельности К.А., Полевого, а также рассмотреть ее в контексте идейно-эстетической борьбы соответствующего периода (20-50-е гг. XIX века) развития русской литературы.

Данная цель предполагает решение следующих задач::

определить подлинную роль К.А. Полевого в редактировании «Московского телеграфа» в 1832-1834 гг.;

выявить своеобразие К.А. Полевого как критика, историка и теоретика литературы и охарактеризовать его вклад в развитие литературоведческой методологии,. в частности,, принципов историзмам и народности;

- проследить эволюцию литературных: и эстетических
взглядов К. А. Полевого после закрытия «Московского
телеграфа»;

- рассмотреть художественное своеобразие
беллетристического произведения К. А. Полевого «Михаил
Васильевич; Ломоносов»;

- проанализировать историко-литературное значение и
художественный потенциал мемуарного жанра; в творчестве
К. А. Полевого («Записки о жизни и сочинениях Николая
Полевого»).

Методологическую. основу, настоящей диссертации составляют:: принципы: функционирования в творчестве писателя категории жанра и стиля (М.М.. Бахтин;: Ю.В. Манн) ,, общий подход к анализу структуры художественного текста (Ю.М. Лотман), а также ряд частных литературоведческих концепций,, посвященных анализу литературно-исторического контекста эпохи (В.Э. Вацуро, В.А. Сахаров), проблемам литературных традиций (Л.Я. Гинзбург) и теории «малых жанров»^ (Н.А. Николина). В работе используются биографический, культурно-исторический,, структурный и сравнительно-исторический методы исследования.

Научная новизна: работы обусловлена постановкой и решением ее задач. Специальные исследования:по творчеству К.А. Полевого как в дореволюционном, в советском,, так и в современном русском литературоведении отсутствуют.. В

исследовании впервые предпринята попытка целостного анализа литературно-критического наследия, данного автора. Нам представляется перспективной идея систематизации творчества К. А. Полевого, при которой его критические, историко-литературные статьи и. мемуарно-биографические произведения предстают в своей внутренней органической связи и единстве. С этой- целью в работе рассматриваются забытые статьи и выступления К.А.. Полевого, ряд отзывов о нём,, затерянных в дореволюционной печати, эпистолярное наследие К.А. Полевого и близких ему людей.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования конкретных наблюдений и выводов для дальнейших исследований, относящихся к проблемам развития русского литературоведения, истории литературы и литературной критики. Результаты диссертации могут быть учтены и использованы при создании учебных пособий, разработке семинаров и специальных вузовских курсов..

На защиту выносятся следующие положения:

1.Рождение К.А.. Полевого как литературного критика, а вместе с тем и историка литературы, происходит в 1829 году, когда в журнале «Московский телеграф» появляется историко-литературное исследование, посвященное творчеству А. С. Пушкина. С этого времени К. А. Полевой становится активным сотрудником этого журнала. С годами роль К.А. Полевого в данном издании возрастает настолько, что с 1831 г. он становится негласным соредактором, а с 1832 года - фактическим редактором «Московского телеграфа».

2. Все статьи К. А. Полевого «телеграфского» периода связаны с кругом вопросов, очень важных для настоящего и будущего русской литературы и критики: художественное направление в литературе и журналистике, писатель и современность, средства художественного отражения действительности, актуальность литературного творчества, своеобразие творческой индивидуальности автора, определение путей и перспектив развития литературной критики. Творчество К.А. Полевого может рассматриваться в качестве одного из источников развития русской литературной критики первой половины XIX века (В.Г.. Белинский, А.И. Герцен ).

3.После закрытия журнала «Московский телеграф» литературно-критическая деятельность К. А. Полевого претерпевает ряд качественных изменений: вынужденная работа в газетах «Северная пчела» и «Санкт-Петербургские ведомости» приводит к консерватизму его мировоззренческих

установок (следование официальной государственной концепции «православие - самодержавие - народность») , обращению писателя к новым для себя темам (критика взглядов представителей «натуральной, школы», изучение личности писателей второго ряда) , а также использованию новых жанровых форм (литературные портреты, театральные рецензии, литературные мемуары и др.).

4. К.А. Полевой не только теоретически, но и художественно отстаивал принципы романтического творчества. На их основе писатель создал книгу «Михаил Васильевич Ломоносов». Своеобразие художественной природы его книги наиболее адекватно передает понятие «поэтическая биография», предложенное Н.А. Полевым и В.Г. Белинским.

5.«Записки о жизни и сочинениях Николая Полевого» представляют собой новый композиционный тип автобиографии, для которого характерна установка на подчеркнуто субъективную манеру изложения, связанную с многочисленными отступлениями, прерывающими рассказ о событиях. прошлого. Данный тип автобиографии характеризуется сопоставлением двух временных планов «теперь - тогда» и частыми временными смещениями. Именно такая композиционно-речевая форма становится ведущей в русской автобиографической прозе, начиная с середины XIX

в.,

Апробация работы. Фрагменты глав исследования представлялись в качестве докладов на научных конференциях в Астраханском государственном педагогическом институте (1987-1996), Астраханском государственном педагогическом университете (1996-2002), Астраханском государственном университете (2002-2004), на заседаниях аспирантского объединения кафедры литературы Московского государственного педагогического института (1987-1989), а также нашли свое отражение в ряде научных публикаций. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр русской литературы Московского государственного педагогического института (1989) и Астраханского государственного университета (2003-2004).

Структура^ работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации - 180 страниц. Список использованной литературы включает 2 69 наименований

К. А. Полевой — сотрудник "Московского телеграфа" (1826-1834)

Лучшие годы жизни и деятельности. Ксенофонта Алексеевича Полевого связаны с работой в "Московском телеграфе". Именно журнальная деятельность позволила раскрыться наиболее сильным» сторонам личности Полевого: широте интересов, редкой восприимчивости ко всему новому, практицизму и сметливости делового человека огромной работоспособности, пониманию потребностей своего времени. "Московский телеграф" был ориентирован на широкого читателя,учитывал самые разнообразные вкусы. Это был журнал энциклопедического характера: на его страницах одинаково широко представлены политическая экономия; и статистика, география, языкознание, история, библиография, новости зарубежной литературы, очерки нравов, моды и т.д. Журнал играл роль посредника между Россией и Западом.

Изначально журнал был задуман как заочный университет, но многообразие содержания вовсе не означало идейной аморфности, беспринципности. В: 1833 году А.А.Бестужев(Марлинский) в статье о романе Н..Полевого "Клятва при гробе господнем" писал: « но я не раскинусь в обзоре ни о Державине, ни о Жуковском, ни о Пушкине; да и зачем бы я стал пересказывать то, что так дельно, так беспристрастно, так увлекательно высказано в "Телеграфе", журнале, которым должна гордиться Россия, который: один стоит за нее на страже- против староверства, один- для нее на ловле европейского просвещения!"5

Одной из наиболее сильных сторон издания было наличие программы, объединяющей разнородный материал, придающей журналу внутреннее единство и цельность. Вот программа, поданная 29-ти летним Николаем Полевым в Министерство народного просвещения: "нижеподписавшийся не поставляет целью своего издания-легкое, поверхностное и забавное чтение... Избирая название "Московского телеграфа» он желает означить сим названием, что внимание его главнейшее будет обращено на следующее: 1-е. Сообщение отечественной публике статей, касающихся до нашей истории, географии, статистики и словесности, которые бы иностранцам показывали отечество наше в истинном его виде. 2-е. Сообщение также всего, что любопытного найдется в лучших иностранных журналах и новейших сочинениях....касательно: наук, искусств, художеств и вообще и словесности древних, и новых народов... В «телеграфе» не будет особенного разделения статей; однако ж, каждая книжка должна заключать сочинения ил и переводы по следующим четырем предметам:. I .науки и искусства(следует перечень наиболее актуальных в смысле общественного самосознания россиян научных дисциплин.-Т.Г.)....11.Словесность(прежде всего "новейшие .произведения известных русских и иностранных писателей,во всех родах прозы»-Т.Г.)...ПГ.Библиография и критика ("Известия о всех книгах в России выходящих, причем не только по части "изящной словесности», но «истории, географии и статистики»-Т.Г.) ІУ.Известия и смесь» .6 .С момента возникновения; «Московский телеграф» становится выразителем определенных социально-политических и эстетических мнений. В первые годы существования "Телеграф" выступает как единый орган дворянской и разночинской оппозиции. Выходивший дважды в месяц журнал осуществлялся усилиями по; существу двух сотрудников-самих братьев Полевых. Помимо них, в редакционний кружок входили Е.А.Баратынский, В.Ф.Одоевский; С.Д.Полторацкий, С.А.Соболевский. Братья Полевые были выразителями интересов "средних классов" русского общества, прежде всего, купечества и промышленников. Они выступали борцами за буржуазно демократический прогресс во всех областях жизни. Журнал выступал против привилегий правящего сословия, начал широкую критику дворянской культуры, осваивал идею внесословной ценности личности. Николай и Ксенофонт Полевые выдвигали идею союза сословий, сотрудничества самодержавия и русской промышленности. Журнал отличал дух критического отношения к жизни и жажда ее обновления. Николай Полевой сделал из критики "постоянную часть журнала, первый обратил критику на все важнейшие современные предметы".7 Статьи литературно-критического характера занимали в "Московском телеграфе" видное место.

В своих статьях и рецензиях Ксенофонт Алексеевич Полевой обращается к различным, литературным явлениям; пытаясь выработать принципы их объективного анализа. Как и его старший брат, он стремился оценить творчество писателя с исторической точки зрения, учитывал влияние на писателя внешних факторов. Современную ему эпоху (т.е.20-30 гг.ХГХвека) К.А.Полевой рассматривал как время "перерождения всех понятий литературных. Особенность данной-эпохи-столкновение классицистического и романтического искусства. Полевой- же по своим убеждениям был романтиком,. иногда даже воинствующим. Основной пафос его литературно-критических выступлений составляет отрицание, классицизма с присущей этому направлению жесткой нормативности, ориентации на признанные образцы и борьба за романтическое искусство, сочетающее в себе, по мысли К.Полевого, национальную самобытность и всемирность. Отличительная особенность К.А.Полевого-критика, трактующего эстетические проблемы,социально-политическое наполнение его статей. Романтизм в концепции Полевого выступал прежде всего как искусство нового социального качества по сравнению с дворянским искусством классицизма. Прежде всего, братья Полевые ориентировались«на французских романтиков. двадцатых-тридцатых годов: Гюго, Гизо, Кузена, активно пропагандировали их творчество в России. Но издателям журнала, были присущи и демократические симпатии, политический либерализм. Так, например, сохранилось свидетельство сочувствия, которое оказывали Полевые национально-освободительному движению в Латинской Америке, Июльской революции во- Франции. Близкие отношения связывали Полевых с деятелями польского освободительного движения: А.Мицкевичем, Ф.Малевским и другими.

Увлечение К.А.Полевого литературой и публицистикой- французской буржуазной оппозиции эпохи: Реставрации, идеями британского конституциализма и современными событиями: национально-освободительного движения в странах Южной Америки; находит отражение в его статьях «телеграфского» периода, а также в письмах.

Литературно-критическая деятельность К.А. Полевого в 40-50-е гг. XIX века

После, закрытия "Московского телеграфа" в 1834 году Ксенофонт Полевой, также как и его старший брат Н.А.Полевой, испытывает большие материальные затруднения, но,обладая значительной практической и деловой хваткой,предпринимает ряд шагов,спасающих семьи братьев Полевых от окончательного разорения. Он так об этом вспоминает в "Записках": «переименовав контору журнала в книжную лавку,мы. продолжали это дело(т.е.торговлю книгами-Т.Г.), даже увеличивая его понемногу, т.е.покупая для продажи все лучшие книги.»107

Осенью 1837 года К.Полевой задумал купить журнал "Московский наблюдатель". Дело о передаче "Наблюдателя" шло через- Московский цензурный комитет. О том, как развивались события, мы узнаем из писем Н.Полевого к брату в Москву. С.С.Уваров, бывший тогда министром просвещения, "упоминал с неудовольствием о предприятии твоем снять "Наблюдателя", сказал,что издаст нарочно запрещение книгопродавцам снимать журналы" и далее:"Попечитель Университета граф Строганов призвал меня и сказал:"Сергей Семенович(Уваров-Т.Г.) не согласен на передачу "Московского наблюдателя".С.С.Уваров; даже не счел необходимым облечь свой произвол ходя бы в законную форму.

Говоря о журналистике 40-50-х гг девятнадцатого столетия, известная исследовательница В.Г.Березина отмечает,что все новые частные издания того периода носили специфический характер: это были промышленно-хозяйст-веннные,медицинские,ветеринарные,педагогические,музыкальные,театральные издания,, а І также издания, посвященные, модам, женскому рукоделию и.т.д. Вообще,с точки зрения типологии,отраслевые издания в 1840-е годы берут вверх над универсальными, т.е.энциклопедическими. Дальнейшее развитие получают иллюстрированные периодические издания. В одном из таких изданий -"Живописном обозрении"(1835-1844), первом русском иллюстрированном еженедельнике, принимают участие братья: Полевые.Опала на братьев Полевых была столь серьезной,что Николай Полевой не мог ставить свое имя, издавая журнал; участие Кс.Полевого также было анонимным.Опала прекратилась только, тогда, когда по докладу благоволившего к Полевым Бенкендорфа,император Николай. 1 велел передать. Полевым свою признательность за статью о Петре Великом в "Живописном обозрении".

В сороковые-пятидесятые годы 19 века одним из излюбленных жанров художественной критики; для. Кс;Полевого становится; жанр литературного портрета. В этом» жанре написаны статьи: "О жизни и сочинениях А.Є.Грибоедова ( напечатана в 1839 году в качестве вступительной ко второму изданию "Горя: от ума");"Все сочинения- В;А .Вонлярлярского"(напечатана в 1853-54 гг.).

Литературный- портрет впервые в русской критике появляется в эпоху сентиментализма.К данному жанру можно отнести, например,статью Н.МіКарамзина "Пантеон русских авторов"(1802),его же статью"0 Богдановиче и его сочинениях"(1803), в которых в свете сентименталистской эстетики и критики вкуса обозреваются и пересматриваются традиционные репутации русских писателей, начиная с мифического Бояна,Нестора и Никона и заканчивая. современниками НМ.Карамзина. Термин "портрет"в литературоведении употребляетсяш двух значениях. Наиболее распространено понимание литературного портрета как словесного изображения физического облика человека-его внешности, мимики,жестов, костюма и пр. В другом смысле термин "портрет"гораздо теснее связан; со спецификой собственно портретного искусства. Портрет -это прежде всего изображение конкретного лица, не вымышленного образа,созданного воображением художника,а единичной, «именованной» личности. С этим связана практическая "иконографическая" ценность портрета. Сходство с натурой , достоверность воспроизведения реального облика современника-прямая задача портрета. Однако существо: портрета его иконографической ролью не исчерпывается. В самой структуре образа; вне зависимости от его соотнесенности с моделью, есть нечто, превращающее изображение данного человека именно в портрет.

Этим "нечто" оказывается интерес: к индивидуальному в человека.В портрете устанавливается особенно напряженная и интимная связь с отдельной личностью, со всем богатством неповторимо личного содержания человеческой жизни.Сравнительная бедность средств при создании- портрета возмещается более глубоким раскрытием индивидуальности,более интенсивным проникновением в духовный мир личности.Эти черты портрета позволяют выдвинуть широкое понятие "портретного мето да",особой1 "портретной" трактовки образа;

Еще Гегель в "Эстетике" говорил:"Среди изобразительных искусств живопись особое значение придает индивидуальному образу и индивидуальному характеру, поэтому она легко переходит к портретносте как таковой... В известном смысле можно заявить, что прогресс живописи, начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том,чтобы доработаться до портрета."

Бесспорно, что в определенные моменты в искусстве возникают такие методы І показа человека, которые ассоциируются с представлением о портрете.

Портретный метод возможен в литературе в той же самой мере, как и в живописи.Вспомним известное письмо А.С. Грибоедова П.А.Катенину по поводу «Горя от ума»: «Характеры портретны».Да! и я, коли не имею таланта Мольера,то, по крайней5 мере,чистосердечнее его, портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии,в них, однако, есть черты,свойственные многим другим лицам,а иные всему роду человеческому настолько,насколько каждый человек похож на своих двуногих особей. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь.Вот моя поэтика...Одно прибавлю о характерах Мольера: Мещанин; во дворянстве, Мнимый больной-портреты и превосходные; Скупец-Антропос собственной фабрики, несносен."109

За этим противопоставлением "портрета" "антропосу собственной фабрики" скрывается различие именно в методах изображения человекаюбразу, широко обобщенному розданному лишь воображением художника, противополагается не просто сколок с натуры, но образ, построенный на живых и единичных приметах отдельной личности:

Книга К.А. Полевого «Михаил Васильевич Ломоносов» как поэтическая проза

В обширном и разнообразном,по составу наследии Ксенофонта Полевого одно из важнейших мест занимает проза. В 1836 году он выпускает книгу "Михаил Васильевич Ломоносов" в двух томах. Более всего соответствует своеобразной- художественной природе его книги: предложенное Н:Полевым и В.Белинским обозначение "поэтическая биография". 139После выхода, книги Николай Полевой» помещает в журнале " Библиотека; для чтения" обстоятельную рецензию,в которой рассуждает о жанре книги. По его мнению, это не роман И; не повестъ,так как"ррман не мог бы охватить всей жизни Ломоносова, а Ломоносов драгоценен именно своей целой жизнью...выхватив что-нибудь отдельно, вы напишете,может быть,прекрасныШроман:но для чего вам тут Ломоносов?"С другош стороны, это не произведение чисто историческое,так как здесь к"внешней жизни героя приставлены рассуждения от себя".НЛолевой считает, что создатель,"М.ВЛомоносова" удачно совместил в одном произведении черты повести, жизнеописания,исторического романа и получилось нечто оригинальное; по жанру-" поэтическая биография".Правда,рецензент полагает , что книге как; раз и недостает "мечтательной поэзии" и желает, чтобы: в книге было "менее системы,более безотчетной:поэзии,менее работы головой,более-думы сердца".Откликнулся на первый; беллетристический опыт К.Полевого и Віїї.Белинский: 141"Доселе; у нас: не было биографии: Ломоносова,все явления его- жизни являлись в разбросанных отрывках,там Иг сям. Господин Полевой: решился пополнить этот важный . недостаток в нашей; литературе и выполнил свое намерение с блеском"."Все создание проникнуто истинною художественностью, достойной сего высокого предмета.Это не роман и не биография в точном смысле этого слова,.но это дело и ума, и фантазии, это поэтическая биография, принадлежащая и к науке, и к искусству-род совершенно новыи,оригинальныи.»

Определение жанра "поэтическая биография" набрано курсивом-верный признак того,что оно не принадлежит-самому В.Г.Белинскому,что это цити-та;Цитирование может относиться только к рецензии, написанной Н:Полевым, в которой содержится это жанровое определение:"Сочинение г.Полевого не повесть,не жизнеописание, не исторический роман,которого так не любит "Библиотека для чтения". Г.Полевой образовал из жизни Ломоносова совершенно новый в нашей литературе род сочинений-поэтическую биографию."143

Как же появилась в статье Белинского цитата из Н.Полевого?Ответ кажет ся до крайности простым;Критик прочитал рецензию Полевого,согласился с предложенной жанровой характеристикой и взял ее, отметив,используя курсив, что это не его определение жанра.Все это было бы так,если бы не одно обстоятельство.Отзыв В:Белинского о сочинении Ксенофонта Полевого напечатан в седьмом;номере "Молвы" за 1836 год. Цензурное разрешение было получено 30 апреля сего года. Рецензия Н.Полевого опубликована в ХУ1 номере "Библиотеки для чтения" за тот же 1836 год. Цензурное разрешение получено также 30 апреля. Совпадение сроков цензурного разрешения полностью опровергает предположение о цитировании Белинским печатного источника. Белинский никак не мог воспользоваться текстом рецензии в "Библиотеке для чтения",чтобы взять оттуда определение жанра-"поэтическая биография". Откуда же взял Белинский слова Полевого?Можно предположить,что ему была хорошо известна: рецензия Полевого еще до опубликования ее в петербургском журнале. Взаимное обсуждение Белинского и Полевого хотя бы некоторых вопросов-факт вполне вероятный, тем более, когда дело касалось оценки труда брата Полевого ив то время довольно близкого Белинскому человека. Следовательно,могли появиться рецензии,написанные в близком к друг другу плане,с анализом одних и тех же вопросов. Белинский,воспользовавшись мыслью Полевого,сделал в своей рецензии принятыми в те времена способами указание,что не ему принадлежит определение книги Кс.Полевого как "поэтическая биография".Внимательные читатели, познакомившись с московской и петербургской рецензией,понимали,где первоисточник, а где цитата. Книга К.Полевого появилась на волне вспыхнувшего интереса к историческому прошлому России. В послесловии Ксенофонт Полевой так объяснял свой замысел:"Желаю,чтобы мои страницы от души писанные,несколько ближе познакомили соотечественников с этим истинным русским гением, бурным и неукротимым, как Север,но и смелым,бестрепетным,как русская душа.Скажут, что я прибавил многое от себя и наряду с истиной поместил и вымысел... Признаюсь, я вообще мало верю истине подробностей в летописных и исторических рассказах,а описывая1 жизнь Ломоносова,имел все права дополнить многое от себя. Я писал не-роман и не историю,а рассказ о жизни. Ломоносова...Я желал, только,чтобы верна была идея...описывал события,подробности так,как могли быть они в действительности."144 Жанр биографии выбран Кс.Полевым не случайно:несмотря на то,что XIX век ознаменовался расцветом беллетристики, все же,пожалуй,не было жанра,который с такой же силой побуждал к деятельности,как биография.В.Г.Белинский говорил о биографии Ломоносова, сочиненной Полевым: "Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелищеюно возвышает душу,мирит с жизнью, возбуждает деятельность."

Если: окинуть взглядом русскую, биографическую литературу,начиная с "Опыта исторического словаря о российских писателях" Н.И.Новикова (1772) и до изданий предреволюционных лет, то представляется весьма пестрая картина. Кроме 8-ми томного "Словаря достопамятных людей русской земли" Д.Бантыш-Каменского (1836-1847) и 25-томного "Русского биографического словаря"(1896-1913),носившего справочный характер,можно найти множество самых разнообразных изданийют верноподданических скучных биографий Шильдера до неприязненных к России сочинений Валишевского,издававшихся сначала в Париже. Очень приметна была "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" Н.Костомарова, выгодно отличавшаяся от многих историко-биографических сочинений свободой, изложения, достаточной критичностью по отношению к описываемым личностям, авторскими отступлениями, в которых выявляется и позиция, и личность самого писателя, и,наконец;эта книга просто интересно написана.

В: начале XIX века в России издавались так называемые "Плутархи", переводы иностранных сборников биографий, к которым русские переводчики добавляли "жизнеописания великих россиян".Надо еще учитывать многочисленные и полновесные труды о полководцах, а также очень содержательные и незаслуженно забытые(как форма публикации)"материалы для биографий" различных деятелей. Таким образом,в XIX веке, русскими биографами была проделана работа,с которой не идет в сравнение объем написанного ни в предшествующий ни в последующий периоды:Анненков о Пушкине,Н.Станкевиче; Н.Страхов о Достоевском; И;Аксаков о Тютчеве; В.Княжнин об Ап.Григорьеве и.т.д.

Мемуарная проза К.А. Полевого «Записки о жизни и сочинениях Николая Полевого»

На склоне лет К.А.Полевой открыл в себе незаурядный талант мемуариста и создал книгу, являющуюся одним из источников для истории русской литературы и журналистики первой половины 19 века. Судьба «Записок» любопытна.Написанные в основной своей части во второй половине 50-х годов 19 века, они тридцать лет дожидались своего полного опубликования.Отдельные фрагменты «Записок» появляются в печати преимущественно в «Северной пчеле» уже с 1856 года; в сокращенной редакции первая часть «Записок» была, в 1859 году роздана подписчикам «Живописной русской библиотеки» (редактором которой с 1856 по 1859 гг. являлся Полевой) «в виде премии». В следующем 1860-ом году эта часть вышла отдельным изданием. В предисловии К.А.Полевой посчитал необходимым пояснить,что во второй половине этой части должен был исключить некоторые подробности и описания, так что в отдельных местах могут быть заметны пропуски и обещал «вознаградить за это во второй части «Записок», где будут приложены также необходимые примечания и пояснительные статьи.» Но второй части «Записок» при жизни Полевого так и не появилось. Изданная им книжка вызвала столь шумную полемическую бурю в журналистике, что Полевой не решился продолжать свое издание. Смерть помешала ему довести свою работу до конца, рукопись обрывается на 6 главе третьей части. Только в конце 80-х годов 19 века сын мемуариста Николай Ксенофонтович Полевой предоставил ее редакции «Исторического вестника», где она и была напечатана в 1887 году .В 1888 году вышло отдельное издание «Записок» под редакцией А.С.Суворина. В советское время переиздание книги было осуществлено в Ленинграде в 1934 году под редакцией. В.Н.Орлова. Ему же принадлежат комментарии и вступительная» статья. Этот исследователь сделал чрезвычайно много для более полного и подробного изучения творчества Н.А.Полевого и журналистики его времени. «Записки» печатались по тексту отдельного издания 1888 года. Но не целиком .Были опущены последние главы, заполненные извлечениями из писем Н.Полевого брату. Эти письма прилагались сыном мемуариста.

Таким образом, в советский период был напечатан собственно мемуарный текст издания 1888 года. Сама рукопись «Записок» К.А.Полевого не сохранилась. Истории и теории жанров мемуарной прозы недостает внимания со стороны литературоведения.Все еще. можно сказать о мемуарной прозе словами исследователя И.О.Шайтанова «непроявленный жанр»І62Правда, в последние, годы к проблемам мемуарного жанра обращаются все новые исследователи:П.В.Куприяновский, Я.ИІЯвчуновский, Д.Жуков и др. На страницах журнала «Вопросы литературы» в разные годы появились, статьи Г.Тамарченко,Ю.Манна,С.Машинского, В.Порудоминского, Г.Елизаветиной, дававшие оценку роли мемуарно-биографических жанров в литературном процессе. Ю.Манн назвал мемуары «жанром больших возможностей.»163Мемуарная проза - составная часть общего литературно-художественного процесса, следовательно и жанр этот необходимо оценивать в контексте истории литературы. Еще В.Г.Белинский, приближаясь.к истинному воззрению на мемуары, утверждал, что развитие мемуарно-автобиографических жанров неотделимо от общего пути развития художественной литературы.ВіГ.Белинский поставил также вопрос об особенностях возникновения, характере развития и роли мемуарного жанра в истории литературы.Он писал:. «К числу самых обыкновенных и самых интересных явлений в умственном мире нашего времени принадлежат записки или Это суть истинные летописи нашего времени, живые, любопытные, писанные не добродушными монахами, но людьми по большей части образованными, бывшими свидетелями, а иногда и участниками этих событий, которые описываются ими со всею откровенностью, какая только возможна в наше время, со всеми подробностями,которые. ищет и романист, и драматург, и философ.» В этом высказывании великого критика указание и на традиции, и на близость к новейшей форме-роману. По мнению критика, в мемуарах есть важнейшее качество романа-жизненная правда.В. Г.Белинский называл мемуары «последней гранью в области романа.» Глубокая историческая необходимость вызывает появление нового жанра или его разновидности. Здесь проявляется не только талант и-его грани, не прихоть автора, но и особенности времени. Жанры. - явление живое, они постоянно видоизменяются, обновляются, и будучи обусловлены идейно-тематическим содержанием, всегда несут на себе печать эпохи. Использование в те или иные, времена отдельных жанров всегда связано с действительными- потребностями национального развития. Можно говорить о законе необходимого соответствия возникающих, формирующихся,изменяющихся видов и жанров общественным, познавательным, нравственным и эстетическим потребностям людей. Время создания «Записок»К.А.Полевого было временем становления русской реалистической прозы, поисков ее новых жанров, новых средств художественного отражения действительности. Произведений в жанре бытовых повестей, физиологических очерков, социально-бытовых романов было недостаточно для полного выражения процессов развития русского общества. Как писал Н.Г. Чернышевский в своей рецензии на «Семейную хронику» С.Т.Аксакова: «одна беллетристика не могла удовлетворить этих потребностей.»1 5В литературе: возникает тяга к мемуарно-автобиографическому жанру .Реализм с его мощными изобразительными средствами, влил, в этот жанр новую жизнь. Одной из, особенностей реалистической литературы стал определенный автобиографизм: в художественном произведении часто использовались автобиографические сведения из жизни писателя, его жизненные наблюдения и переживания. Были использованы и отдельные особенности мемуарно-автобиографического жанра. Это жанр путешествия, записок, дневников, писем. Качественно изменившись в новом, литературном направлении мемуарно-литературный жанр служил цели наиболее всестороннего и полного отображения общественной и внутренней жизни героя.В 50-е годы 19 века почти все литературные журналы печатают записки и воспоминания.В «Отечественных записках» за 1850/51 гг. «Записки» Болотова, в «Современников 1851г.)-«Воспоминания о Захаре Ивановиче» В.Вонлярлярского, в 1855 году-«Воспоминання» В.Окова и «8 месяцев в плену у французов» П.Таторского. Особенно много воспоминаний самого разнообразного характера публикуется на страницах «Биоблиотеки для чтения» в 1854-1855 гг. .В 1857 году здесь были напечатаны «Воспоминания о Гоголе» П;В; Анненкова.

Анализируя возникший интерес к мемуарно-автобиографическому жанру , А.И.Герцен писал: «Лицо существующее имеет какую-то непреложную реальность, свой резкий характер по тому самому, что оно существует.»166

В то же самое время история помогла понять настоящее.Одним из центральных вопросов при рассмотрении художественной структуры мемуарно-автобиографического жанра, как и всякого художественного произведения, является вопрос о способах изображения человеческого характера, о художественных средствах его создания.В эпоху развития биографического жанра в русской литературе 40-50 гг позапрошлого века некоторые критики высказывали мнение,.что герои подобных произведений не имеют типичных черт, так как, они прямо взяты из действительности.

С нашей точки зрения, автобиографический материал может быть выражением типического. И особенная ценность «Записок» К.А.Полевого, как и других автобиографических книг в том, что писатель обращается к изображению жизни своих близких и своей потому, что видит в них типические явления для своей эпохи.

Похожие диссертации на Творчество К. А. Полевого в контексте русской литературы первой половины XIX века