Введение к работе
Актуальность темы исследования. Творчество Лескова долгое время рассматривалось главным образом с точки прения ярко выраженной оригинальности, самобытности, резко выделяющих его на фоне русской литературы XIX в. Преобладало мнение о его обособленном положении в русской литературе '. Однако существовала п другая, более плодотворная тенденция. Некоторые ученые пытались хотя бы эскизно наметить связи и переклички Лескова с писателями, его предшественниками, современниками и темп, кто вступил в литературу много позже его. Так, Л. П. Гроссман называл среди литературных учителей Лескова Гоголя, Герцена, Мельникова-Печорского, Даля, Вельтмана, Сепковского, а среди его последователей Чехова и Горького2. В. Гебель коснулась перекличек творчества Лескова с творчеством Гоголя, Островского, Чернышевского, Л. Толстого3. Среди самых первых работ, специально посвященных взаимодействию Лескова с его современниками, — статьи П. К. Гудзия и И. II. Апостолова (Арденса) па тему «Толстой и Лесков»4 н статья В. В. Виноградова «Достоевский и Лесков»5. С конца 1960-х годов проблемы взаимодействия творчества Лескова с творчеством других русских писателей стали все больше привлекать внимание исследователей. Появились статьи, посвященные творческим связям Лескова с отдельными писателями: Гоголем (W. В. Edgcrton «Leskov and Gogol»6), Тургеневым (И. В. Столярова «Н. С. Лесков н „Запк-
1 Об этом писали М. О. Меньшиков («Книжки Подели». 1894. Л» 2.
С. 103), Л. Л. Волынский (<'Н. С. Лесков». И-г, «Эпоха», 1923. С. 84),
Л. Гуревич («Литература и эстетика. Критические статьи и этюды».
М., «Русская мысль», 1912. С. 299). Б. Эпхопбаудг («Блоха». Игра в
4 действиях Евг. Замятина. Сб. статей. Л., 1927. С. 13).
2 Гроссман Л. II. С. Лесков. Жили, — творчество — поэтика. М.,
,194"). С. 7, 23. 56. 57, 201—20.3, 260, 262—263, 307 и др.
3 Гебель В. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории. М., 1945.
С. 17—24.
4 Первая — в журнале «Искусство». 1928. Л 1—2. С. 95—128; вто
рая — в книге Н. Н. Апостолова «Лев Толстой и его спутники». М.,
1928. С. 218—225.
5 Русская литература. 1901. Л» 1. С. 63—84; Л« 2. С. 65—97.
6 American Contributions to the Ninth International Congress of
Slavists. Kiev, September, 1983. Vol. II. Literature, Poetics, History.
P. 135-147.
скіі охотника" И. С. Тургенева»7, II. Л. Афошш «Тургенев п Лесков»8, Н. 10. Филимонова «И. С. Тургенев и Н. С. Лесков. (Аспекты сопоставительного изучения народной темы)»9, В. Л. Громов «„Записки охотника"' И. С. Тургенева в оценках PL С. Лескова»10, Г. Б. Курляндская «Лесков и Тургенев»11), Л. Толстым (W. В. Edgerton «Leskov and Tolstoy: Two Literary Heretics»12, II. 10. Филимонова «II. С. Лесков и Л. II. Тол-стон»13, Г. Курляндская «Толстовскис мотивы в „Захудалом роде" Лескова»14, В. А. Тупимапов «Лесков и Л. Толстой»15), Достоевским (Е. М. Пульхрптудова «Достоевский и Лесков (К истории творческих взаимоотношений)»16, К. П. Богаев-ская «Лесков о Достоевском (1880-е годы)»17, Е. В. Тюхова «Структура характера у Лескова и Достоевского»18, 10. Селезнев «Лесков и Достоевский»19, разиочшщамп-демократамп 60-х годов и народниками (II. В. Столярова «П. С. Лесков п Г. И. Успенский»20, II. 10. Филимонова «Лесков и ппсателп-на-родппки»21 и «Лесков и Глеб Успенский (1891 —1892годы)»22, Е. М. Копышев «Тема „праведника" в творчестве А. И. Левп-това п II. С. Лескова»23), Чернышевским (Г. Е. Тамарченко «„Что делать?"' Чернышевского п „Некуда" Лескова»г,(), Некрасовым (две статьи А. А. Горелова: «Н. С. Лесков и II. А. Некрасов»25 и «Некрасов и II. С. Лесков»26), Чеховым (С. Ф. Дмпт-репко «Чехов п Лесков. (Творческие взаимоотношения в связи с проблемой художественного метода)»27, А. II. Турков
7 Филологические пауки. 1908. № 2. С. 10—28.
8 Уч. зап. Курского под. ші-та. Орел, 1971. С. 133—,147.
9 IV Межвузовская студенческая научная конференция. Л., 1971.
С. 85—80.
10 Творчество Н. С. Лескова. Курск, 1977. С. 120—138.
11 Творчество Н. С. Лескова. Курск. ;1980. С. 3—24.
12 The American Slavic and Easl European Review. 1953. Vol. 12.
P. 524-534.
13 Язык и стиль. Типология и поэтика жанра. Волгоград, 1970.
С. 148-157.
14 Проблемы изучения культурного наследия. М., 1983. С. 273—279.
15 Лесков п русская литература. М., ,1983. С. 181—200.
18 Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 87—138. 17 Литературное наследство. Т. 86. М., 1973. С. 006—620. 13 Творчество II. С. Лескова. Курск, 1980. С. 41—05. ^9 В мире Лескова. М., 1983. С. 123—,'148.
20 Русская литература. 1974. Л: 3. С. 76—93.
21 Русские писатели и народничество. Вып. I. Горький, 1975. С. 38—
51.
22 Русские писатели и народничество. Вып. II. Горький, 1977. С. 75—
83.
23 Творчество II. С. Лескова. Курск, 198S. С. 123—132.
Ц Вопросы литературы. 1972. Ла 9. С. 93—110.
25 Русская литература. 1980. № 3. С. 55—70.
26 Некрасовский сборник. Л., 1988. С. 53—08.
27 Л. П. Чехов. (Проблемы жанра и стиля). Ростов н/Д, 1980. С. 69—
78.
«Лесков и Чехов»28), Горьким (Н. Н. Жегалоп «Идейно-художественные традиция Лескова и творчество Горького»20), а также работы более широкого профиля, рассматривающие вва-шшдействпе творчества Лескова с разными пластами русской: лпте[)атуры XIX в. (В. Ю. Троицкий «Творчество Лескова и поэтика русской романтической прозы 20—30-х годов XIX в.»30, В. Богданов «Н. С. Лесков в русской литературе»31, Е. Пуль-хрптудова «Творчество II. С. Лескова и русская массовая беллетристика»32, В. 10. Троицкий «Лесков п пути развития русской литературы»33 и «Творчество Лескова я русский романтизм»34).
В настоящее время назрела необходимость создания обобщающего труда о месте Лескова в русской литературе XIX в. Авторы существующих книг п диссертаций о творчестве Лескова по ставили перед собой подобной задачи, хотя некоторые из них, особенно Л. П. Гроссман в своей монографии «П.С.Лесков. Шизнь — творчество — поэтика» (М., 1945), наметили весьма обширную программу исследований п этом направлении. Книги о Лескове посвящены или анализу творческого пути писателя30 пли одной, хотя и очень важной проблеме36.
Значительны]"! вклад в пауку внесли кандидатские и докторские диссертации, посвященные творчеству Лескова. В них исследовались особенности идейной позиции писателя37, от-
2S Чеховские чтении и Ялте. М.. 1987. С. 85—00.
: Лесков и русская литература. М., 1988. С. 218-211
30 Филологические науки. 198:1. Л» 2. С. 24—30.
31 Г. мире Лескова. МІ, 1983. С. 8—57.
3- Та.ч же. С. 149—1S5.
33 Revue des t'ludes slaves. Paris. VIII/3, 1986. S. 401-112.
3! Лесков и русская литература. M., 1988. G. ІЛ'.І—Ui'i.
3J См.: і;. ЛІ, Другої) «II. С. Лесков. Очерк творчества». І-о и 2-е изд., М., 1957, 1961; W. Sclschkareff «N. S. Leskov. Sein Lebeu und sein Work». Wiesbaden, 1959; D. Cavaion «N. S. Leskov. Saggio crilieo». Fircnze, 1974; H. McLean «Nikolai Leskov. The Man and His Arl>>. London, 1077; 11. 15. Столярова «В поисках идеала. Творчество Н. С. Лескова». Л.. 1978; К. Л. Lanlz «Nikolay Leskov». Boston, 1979.
36 См.: В. Гепель «Н. С. Лесков. В тиорческоіі лт'ораторпи». М., 19'";
М. С. Горячкина «Сатира Лескова». М., 1963; II. С. ІІлещунов «Романы
Лескова „Некуда" и „Соборяне"». Баку, 19G3; В. Zclinsky «Roman mid
Romanclirom'k. Slilislisclio Untersuchungen zur Erziihlkunsl Nikolay
Leskov». Kohi, 1970; B. 10. Троицкий «Лесков-художник». M., 1974;
I. Muckle «Nikolai Leskov and the Spirit of Protestantism». Birmingham,
1978; А. Л. Горелов «H. С. Лесков и народная культура». Л., 1988 (за
щищена в качество докторской диссертации); I. Mullcr de Morogucs
«..Le ргоЫёшс feminin-' el les portraits de temmes dans l'oeuvre de Ni
kolay Leskov». Born, 1991 (защищена в качестве диссертации); Е. В.Тю-
хопа «О психологизме II. С. Лескова». Саратов. 1993.
37 W. В. Edgerlon «Nikolai Leskov: Tlio Intellectual Development of a
Literary Nonconformist». 1954; О. В. Ликудішова «Пдеиио-творческпе ис
кания II. С. Лескова 90-х годов». Харьков, 1975; Л. Г. Чудиова
«Н. С. Лесков-пуГшщнст (1890—1895 гг.)». Л., 1979.
дельные периоды его творчества'50, отдельные жанры", произведения и группы произведений40. Ряд диссертаций посвящен проблемам метода и стиля в творчестве Лескова41.
Назревшая необходимость перехода к новому этапу изучения творчества Лескова, к рассмотрению его в более тесной связи с творчеством других писателей и с литературным процессом в целом определяет актуальность темы исследования.
Цель її задачи исследования. Опираясь на работы ученых, которые пытались наметить п проанализировать идейно-художественные связи Лескова с писателями, его предшественниками и современниками, мы ставим перед собой цель, не упуская яз виду яркую оригинальность н самобытность творчества писателя, показать укорененность его творчества в русской литературной традиции, его важную роль в решении идейных н художественных задач, стоявших перед русской литературой 60-90-х годов XIX в.
В задачи работы входит:
33 Кандидатская диссертация II. В. Столяровой «Творчество Н. С. Лескова 1860-х — середины 1870-х годов». Л., '1963 и ее же докторская диссертации в форме научного доклада «II. С. Лесков и русское литературно-общественное движение 1880— 1890-х годов». С.-Пб., 1992; II. С. Русина «Становление реализма в творчестве Лескова 1800-х годов». М., 1971.
39 S. S. Lotlridge «Nikolaj Semenovic Leskov's Prologue Tales». Co
lumbia University, ,1970; VB. Л. Лебедев «Хроникальный жанр и пробле
ма личности в творчестве II. С. Лескова». Якутск, 1971; Л. Е. Кулумбс-
това «Рассказы о .,праведниках" II. С. Лескова 70—80-х годов». Казань,
1979; J.-C. Marcade «L'oeuvre do N. S. Leskov (1831—1895): Les romans
et les chroniques». Paris, 1988; Т. H. Усольцева «Жанровое своеобразно
романов Ы. С. Лескова 1860-х годов». М., 1990; Л. А. Крстова «Святоч
ные рассказы И. С. Лескова в контексте русской литературы XIX в.».
М., ІІ992; В. О. Пашни «Легенды и „апокрифы'' в художественной си
стеме II. С. Лескова». С.-Иб., ,199-4.
40 Л. 15. Лужановский «Рассказы II. С. Лескова о народе (вторая
половина 70-х if 80-е годы)». Л., 1967; Тії. L. Aman «Structural Features
of Leskov's Sobcrjane and his Stories of the 1800's». University of Toron
to, 1908; I. Gollert «N. S. Lcskovs Romanchroink Die Klerisci». Free
University of Berlin, 1969; M. П. Чередникова «Поэтика повести II. С. Ле
скова ,,Очарованный странник" и устное народное творчество». Л., 197-4;
A. Burago «Leskov's „Cathedral Folk": A Russian Apocalypse». The Uni
versity of Texas at Austin. 1970; А. А. Шеллева «Творческая история
романа Н. С. Лескова „Чертовы куклы"». Л., 1982.
41 В. 10. Троицкий «Реализм Лескова». 51., 1904; Т. С. Сальникова
«О формировании метода в раннем творчестве II. С. Лескова (1860—
,"1805 гг.)». Львов, 1973; О. Е. Майорова «Литературная традиция в твор
чество писателя (на материале произведении 11. С. Лескова)». М., 1985;
С. Ф. Дмитренко «Идейно-эстетические функции вымысла в творчестве
II. С. Лескова». М., 1986; докторская диссертация Б. С. Дыхановоп «Эво
люция повествовательных форм в прозе Н. С. Лескова (динамика на
родного самосознания и ее стилевое воплощение)». Воронеж, 1992.
На основе малоизученных статей Лескова в газете «Северная пчела»42 дать анализ мировоззрения писателя в момент его вступления в литературу, пролить новый свет па идейную позицию Лескова в сложные 1860-е годы, которые определили во многом проблематику всего его творчества.
Протянуть нити преемственности, связывающие Лескова с предшествующими этапами развитля русской литературы XIX в. Показать, как в его творчестве сложно переплелись традиции Пушкина, Герцена, Гоголя, писателей «натуральной школы».
Проследить, как в процессе литературной борьбы, творческой полемики и взаимодействия с современниками — Чернышевским, разночинцами-демократами 60-х годов, Достоевским, Салтыковым-Щедриным, Островским, Писемским, Л. Толстым, Меховым — Лесков вырабатывал свои принципы художественного отражения действительности, пробовал своп силы в самых разнообразных жанрах в поисках наиболее соответствующих тому жизненному материалу и тому мироощущению, с которыми он пришел в литературу.
Дать представление о наиболее характерных особенностях лесковской концепции русской жизни и русского человека, по возможности соотнеся их с концепциями других писателей, игравших наиболее видную роль в литературном процессе XIX в.
Попытаться определить основы поэтики Лескова на фоне художественных исканий русской литературы 1860—1890-х годов.
Новизна работы заключается в попытке, обобщив результаты существующих исследований, представить творчество Лескова в разнообразных идейных п художественных связях с современной ему русской литературой и как ее органическую часть, опирающуюся па традиции предшествующего этапа развития литературы, в особенности на творчество Гоголя и Гер-цепа. ^Оригинальность жанра и стиля Лескова на фоне русской литературы второй половины XIX в. рассматривается во многом как результат обращения писателя к старым забытым европейским традициям. В этом смысле Лесков действительно шел «против течений», сохраняя п развивая технику новеллы, сказа, просветительского романа XVIII в., в то время как магистральная линия развития русской литературы шла через совершенствование психологизма, техники «точки зрения», сокрытия литературного приема, что нашло наивысшее выражение в поэтике Чехова.
В работе использован новый, не входивший рапсе в научный оборот материал ранней публицистики Лескова, а также
42 Выполнится автором настоящей работы атрибуция около 100 анонимных статен, печатавшихся в «Северной пчеле» в 186,2—1803 гг., будет опубликована в I томе Полного собрания сочинений Лескова я 30 томах (изд-во «Терра»).
предпринята попытка сопоставления пуолицнстического стиля Лескова со стилем Горцена н Достоевского путем сравнительного анализа очерков Лескова «Русское общество в Париже» с циклом Герцена «Письма из Франции п Италии» и «Зимними заметками о летних впечатлениях» Достоевского.
Романы Лескова «Некуда» и «Обойденные», вопреки сложившейся традиции, рассматриваются не как аптнпигилпетп-ческие произведения, а как одна из ветвей разночинного рома-па о «иовых людях».
При анализе поэтики Лескова ставится вопрос об особой новеллистической атмосфере созданного им художественного мира, в котором на равных правах царят сказка п анекдот.
Практическое значение. Материалы н результаты исследования творчества Лескова с точки зрения его места в русской литературе- XIX в. могут быть использованы при написании общих трудов по истории русской литературы этого периода, при построении вузовских курсов по истории литературы, спецкурсов по творчеству Лескова, при комментировании произведении писателя. Намеченная в диссертации проблематика может явиться основой для дальнейших, более подробных п углубленных исследований ряда важных аспектов творчества Лескова.
Апробацию основные положения диссертации получили в статьях автора «Жанр рассказа в творчестве Лескова» (19G1), «Достоевский и Лесков» (1975), «Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX в.» (1981), в разделах, статьях и главах коллективных трудов, создававшихся в Институте мировой литературы РАН, таких, как «Развитие реализма в -русской литературе» (1973), чеховские сборники (1974, 1977, 1980), серия трудов о русских писателях п литературах народов Советского Союза, издававшихся совместно с Ереванским университетом (статьи о творческих связях Лескова с Л. Толстым, Чеховым, Гоголем, Чернышевским), а также в докладах на научных конференциях, посвященных творчеству Достоевского (ІШЛИ, 1971), Салтыкова-Щедрина (ІШЛИ, 1975), Лескова (Орловский педагогический институт н Музей II. С. Лестива в Орле, 1979 и 1991; ИМЛИ, 1980 и 1991; Киевский университет, 1981), Герцена (М., Музей А. И. Герцена, 1982), Гоголя (Полтавский педагогический институт, 1984).
Объектом исследования являются художественные и публицистические произведения Лескова GO—90-х годов, а также произведения тех писателен, с творчеством которых взаимодействие Лескова было наиболее интенсивным (Гоголя, Герцена, писателен разпочпшю-демократпческого течения 60-х годов, Чернышевского, Достоевского, Л. Толстого, Островского, Чехова).
Исследование проводилось па основе сравнительно-исторического п типологического методов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух частей, каждая из которых содержит три главы, и заключения. В першії части «Лесков в ндейно-художествештой борьбе эпохи» рассматривается живое, конкретное взаимодействие Лескова с другими писателями. В главах, посвященных публицистике начала 60-х годов, поискам Лесковым своего жанра, правст-вешю-филоеофскіш исканиям в России последней трети XIX в. и связанному с ними усилению роли «дидактических» жанров в русской литературе, прослеживается перекличка идеи, художественных образов, проблематики отдельных произведении Лескова с произведениями его современников, его полемика с теми или иными решениями идейно-художественных задач, встающих перед литературой, в творчестве других писателей или солидарность с ними.
Во второй части «Художественный мир Лескова как одна из моделей русской жизни в прозе писателей второй половины XIX в.» сделана попытка дать цельное представление о своеобразии созданной Лесковым картины русской жшшп и о тенденциях ее развития, о его понимании русского человека п возможностей его духовного роста, о вкладе писателя в развитие художественных средств литературы. Концепция русской жизни п русского человека в творчестве Лескова рассматривается в сопоставлении с концепциями, воплощенными в творчестве писателей, определивших лицо русской литературы XIX в. Здесь же идет речь об основных особенностях поэтики писателя. Не ставя перед собой задачу анализа всей системы художественных средств Лескова, автор диссертации стремился выявить те ее черты, которые определили яркую оригинальность стиля Лескова в русской литературе второй половины XIX в.