Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата) Вахобов Рустам Ильесович

Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата)
<
Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата) Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата) Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата) Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата) Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вахобов Рустам Ильесович. Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата) : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Вахобов Рустам Ильесович; [Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2007.- 188 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Во все периоды развития персидско-таджикской поэзии уникальные особенности классической системы поэтической метрики - аруз были одним из важнейших аспектов литературоведческих исследований. После возникновения новой поэзии («шеъри нав») и ее формирования в качестве нового литературного явления в начале 60-х годов прошлого столетия, тема трансформации классической системы аруз, а также определение степени приемлемости и успешности новаторских попыток для введения других видов поэтической метрики помимо аруза, приобрели актуальное звучание Поэзия Мумина Каноата, выдающегося современного таджикского поэта, наилучшим образом определяет основные свойства трансформации метрики и ритмики таджикской поэзии в рассматриваемом периоде Новаторство в поэзии Мумина Каноата прослеживается в неразрывной связи с традиционной системой метрики и поэтических форм Одновременно, поэт, не ограничиваясь опытом таджикской поэзии и активно используя в своей творческой лаборатории новаторские идеи мировой и современной персидской поэзии, формирует новую школу современного таджикского стихосложения, во многом определяющуюся новаторской системой поэтической метрики Наряду с учетом того, что среди поколении поэтов 60-х гг он первым начал вводить интересные нововедения в традиционную систему стихосложения, непосредственное признание М ЬСаноата в качестве устода (учителя), а его творчество в качестве объекта подражания со стороны более молодых его современников, талантливых таджикских поэтов Лоика Шерали, Бозора Собира, Гулрухсор Сафисвой и др. дают все основания выбрать его поэзию в качестве основного объекта изучения и исследования процесса трансформации метрики и ритмики в современной таджикской поэзии

Новаторские стремления в современной таджикской поэзии, особенно в области более широкого и свободного применения возможностей метрики и ритмики стиха, усиливают и подкрепляют актуальность настоящего исследования

Степень научной разработанности темы. Вопросы трансформации метрики и ритмики современной таджикской поэзии в процессе непосредственной творческой деятельности стали объектом изучения со стороны двух широко признанных основоположников новой таджикской поэзии Садрид-дина Айни и Абулькасыма Лахути Поскольку этот литературный процесс и формирование «новой поэзии», особенно после 60-х годов прошлого столетия, имеют непосредственную связь с общим развитием персоязычной поэзии, исходной точкой изучения данной темы в этом периоде можно считать «Международный симпозиум персидской поэзии», состоявшийся в городе

Душанбе в 1967 году Основной темой дискуссий и обмена мнениями на этом симпозиуме стала тема нового стиха (шеъри нав), по которой высказали свои точки зрения самые выдающиеся литераторы из Ирана, Афганистана и Таджикистана, такие, как Сайд Нафиси, Парвиз Нател Хонлари, Надер На-дерпур, Моил Хирави, Мирзо Турсун-заде, Абдулгани Мирзоев, Насерджон Масуми, Бахром Сирус и др В результате были выявлены определяющие позиции дальнейших научных дискуссий по данному вопросу. Впоследствии исследования по данной тематике получили свое развитие в научных публикациях Шарифджона Хусейнзода, Сохиба Табарова, Рахима Мусульманку-лова, Худой Шарифова, Абдунаби Сатторзода, Бахрома Сируса, Аскара Хакима, Юсу фа Акбарова, Атахона Сайфуллоева, Маджида Яктаи, Али Ас-гара Шеърдустаи Али Асгара Буванди Шахриёри.

В настоящем исследовании в качестве фундаментальных теоретических источников использованы произведения основоположников современной таджикской литературы Садриддина Айни и новой поэзии («падари шеъри нав») в Иране Нимо Юшидж, автора фундаментального труда «Вазни шеъри форси» («Размер персидского стиха») Парвез Нател Хонлари, а также новый и обобщенный труд иранского поэта и литературоведа Шамси Лан-груди «Торихи тахлилии шеъри нав» («Хронологический анализ нового стиха») в 4-х томах, отдельные статьи и монографии таджикских литературоведов Рахима Мусулманкулова и Худой Шарифова В научных статьях и монографиях Рахима Мусулманкулова и Худой Шарифова в качестве аналитического материала в основном использована поэзия Мумина Каноата Благодаря соответствующим научно-теоретическим трудам двух вышеназванных ученых, а также статьям и монографиям таджикских литературоведов Юсу-фа Акбарова, и, в особенности, Аскара Хакима, специализирующихся по аналитическому исследованию творческого подхода Мумина Каноата и других таджикских поэтов - новаторов, формируется возможность более детального и конкретного анализа процесса трансформации метрики и ритмики таджикской поэзии на основе творчества Мумина Каноата, определяются основные вопросы, позиции и ориентиры по данной тематике.

Также следует отметить общетеоретическую значимость работ русских поэтов и исследователей В В. Маяковского, Александра Блока, А В Луначарского, Е Э Бертельса, С В Калачевой и П А. Руднева.

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является поэтапное изучение процесса трансформации метрики и ритмики и интонационных особенностей современной таджикской поэзии на примере творчества Мумина Каноата, определение основных черт литературного явления «шеъри нав» («новый стих»), его места и перспектив в современной

таджикской поэзии Для достижения указанной цели определены следующие задачи

научно-теоретическое обоснование и конкретизация изучаемого литературного явления, названного разными терминами, такими как «шеъри нав» («новый стих»), «шеъри озод» («свободный стих»), и «арузи озод» («свободный аруз»),

определение элемента и критериев данного литературного явления,

хронологическое уточнение начала возникновения «нового стиха» в таджикской литературе и последующая его периодизация на примере творчества Мумина Каноата,

степень соответствия персидско-таджикской классической системы стихосложения с вновь возникшим литературным явлением,

раскрытие роли формы и содержания и их соответствие «новому стиху» («новому арузу»),

выявление новых возможностей классической системы метрики -«аруз»,

определение особенностей «новою аруза» в творчестве Мумина Каноата,

рассмотрение возможностей дальнейшего развития «нового аруза» в современной таджикской поэзии

Методология и методика исследования. В диссертации предпочтение отдано хронологическому методу исследования, но в отдельных случаях использован сравнительно - исторический и сопоставительные методы

Предмет исследования. Предметом изысканий диссертанта являются образцы новой поэзии в современной таджикской литературе

Материалом исследования явились сборники стихов М Каноата и других современных таджикских поэтов, а также публикаций относительно трансформации метрики и ритмики в современной таджикской поэзии

Научная новизна диссертации. В настоящей диссертации впервые в таджикском литературоведении принимается попытка на основе творчества отдельного представителя современной таджикской поэзии проанализировать и обобщить основные черты нового широкого литературного явления -«шеъри нав» («новый стих») или же «арузи нав», систематизировать периоды трансформации метрики и ритмики таджикской поэзии, определить роль и место каждого из элементов системы стихосложения в новом арузе, сравнительным методом утвердить относительную самостоятельность таджикской поэзии в этом процессе В таком же аспекте уточнение некоторых терминов, таких, как «арузи нав» (новый аруз), выявление критериев определения «нового аруза» - «рукн» и введение новых терминов, наподобие «бахрхои мундамид» и «бахрх,ои мутахаррик» («непротяжные» и «протяж-

ные» размеры), можно оценить как составляющие элементы научной новизны настоящего исследования

Теоретическая значимость работы определяется попыткой теоретического обоснования и осмысления творческого процесса объекта исследования, выявления особенностей творческой лаборатории и прогнозирование дальнейшего направления творческой деятельности поэта

Практическая ценность работы заключается в том, что ее можно использовать при чтении курса лекций по теории литературы, а также при специальных курсах по поэтике

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы (протокол №8, 10 апреля 2007 года) Основные результаты исследования отражены в опубликованных работах, список которых прилагается в конце автореферата

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, примечаний и библиографии, метрической таблицы Общий объем диссертации составляет 187 страниц компьютерного набора

Похожие диссертации на Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата)