Введение к работе
Настоящее диссертационное исследование посвящено жанру метаро-мана, установлению его единой смысловой основы, структурного инварианта и границ варьирования его структуры, а также созданию типологии жанра.
Актуальность темы подтверждается читательским и научным интересом к метароману и появлением большого числа новых произведений в этом жанре. Метароман, сложившийся в европейской литературе в XVI веке, в XX столетии получил особенно широкое распространение. В наши дни интерес к нему становится все заметнее, но, несмотря на обширную литературу вопроса, его жанровая сущность остается нерешенной проблемой.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - ряд образцов метаромана в русской, французской и английской литературах, а его предмет - инвариантная структура жанра и типологическое соотношение жанровых структур названных в диссертации романов
Цели и задачи исследования. Цель работы- прояснить сущность метаромана, установить «внутреннюю меру» этого жанра и охарактеризовать его основные разновидности (типы). Для достижения этой цели необходимо решить несколько частных задач 1) сформулировать определение жанра метаромана, сравнив разные подходы к его изучению, и проверить адекватность этого определения в ходе анализа текстов; 2) сопоставить различные варианты реализации структурного потенциала жанра, т. е. создать типологию его разновидностей; 3) проследить некоторые закономерности трансформации метаромана в истории национальных литератур России, Франции и Великобритании.
Источники. Основные источники - два вершинных и, на наш взгляд, наиболее репрезентативных образца жанра метаромана в русской и французской литературах XX века: «Дар» В. Набокова (1938) и «Фальшивомонетчики» А. Жида (1925).
Анализ этих романов, принадлежащих к одной и той же фазе развития жанра, но к разным типам его структуры, позволяет, с одной стороны, поставить вопрос о типологии метаромана и попытаться разрешить его, привлекая тексты, сопоставимые с ними в разных отношениях. Всё это составляет синхронический аспект исследования
С другой стороны, такой анализ может выявить структурные особенности двух названных романов, общие для них и характерные именно для литературы XX века. Сравнение каждого из них с более ранними текстами, которые принадлежат (либо примыкают) к традиции метаромана и с которыми генетически связаны «Дар», с одной стороны, и «Фальшивомонетчики», с другой, создает диахронический аспект данной работы. В качестве таковых рассматриваются, во-первых, «Евгений Онегин»
АС Пушкина и «Мертвые души» НВ.Гоголя, а во-вторых, «Бесы» Ф.М. Достоевского, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна и «Жак-Фаталист» Д. Дидро.
В «Даре» и «Фальшивомонетчиках» выявляется разветвленная система аллюзий и отсылок к названным романам. Анализ вырисовывающейся литературной традиции дает возможность высказать предположения об исторической изменчивости жанра метаромана, а также о национальном своеобразии этой традиции в русской, французской и английской литературах.
Методологические и теоретические принципы. Избранный нами подход сочетает принципы теоретической, исторической поэтики и компаративного исследования литератур. В основу методологии сопоставительного анализа перечисленных произведений положена общая теория жанра и теория романа, созданные М.М. Бахтиным, изученные и подробно развернутые в трудах Н Д Тамарченко В рамках данного исследования особенно важным оказывается положение Бахтина о том, что всякое эстетическое событие есть взаимодействие автора и героя. Герой выступает соучастником эстетической деятельности автора, которая включает в себя не только созерцание вымышленного мира и его обитателей, но и рассказ о них читателям посредством определенных повествовательных приемов Основополагающим методологическим принципом данной работы становится различение «события, о котором рассказывается» (сюжетного события) и «события рассказывания»: на исследовании нарушения границ между миром героев и миром творческого процесса строятся и определение жанра метаромана, и установление его инварианта, и классификация его разновидностей.
Научная новизна исследования. В современном литературоведении чрезвычайно популярен термин «метароман» (или «роман о романе»). Тем не менее различные исследователи, используя один и тот же термин, имеют в виду далеко не одно и то же. Поэтому жанровая сущность метаромана до сих пор четко не определена. И не только в связи с указанной разноречивостью представлений о предмете, но и потому, что вопрос об инварианте жанра пока еще должным образом даже не ставился
В настоящем исследовании впервые выявляется инвариант жанра метаромана, т е. создается теоретическая модель жанровой структуры. Она реконструируется на основе сравнительного анализа ряда произведений и, в свою очередь, является критерием для сравнения различных структурных вариантов. Образец такой методологии- исследование В Я. Проппа о сюжете волшебной сказки1. Инвариантная структура неканонического жанра метаромана понимается нами не как застывшая норма (таковой является канон), а как логика изменения жанра, движение его
1 См Пропп В Я Морфология сказки Л, 1928
форм (вариантов) между противоположными пределами. Определение устойчивой структуры позволяет уточнить термин «метароман», выявить его различные типы и проследить динамику его бытования в западноевропейской и русской литературах Кроме того, в диссертации впервые проводится разграничение «романа с авторскими вторжениями» и собственно метаромана, на основе которого за последним термином закрепляется четко определенное содержание. Положения, выносимые на защиту:
«Метароман» - двуплановая художественная структура, где предметом для читателя становится не только «роман героев», но и мир литературного творчества, процесс создания этого «романа героев».
Необходимо различать собственно метароман и пограничное явление - роман с «авторскими вторжениями» Роман становится метарома-ном лишь в том случае, если читаемое нами произведение обсуждается как целое, как особый мир
В зависимости от типа отношений Автора и героя друг к другу и к границе между двумя действительностями - миром героев и миром творческого процесса - строится типология жанра. Существует четыре основных типа метаромана, причем первый из них имеет два варианта реализации- «монологический» и «диалогический». Кроме того, в конкретном произведении могут синтезироваться разные типы метаромана.
«Дар» В. Набокова и «Фальшивомонетчики» А. Жида относятся к одной и той же фазе развития жанра, но при этом являют собой разные его типы.
«Дар» связан с «Евгением Онегиным» А С. Пушкина и «Мертвыми душами» Н.В. Гоголя не только генетически (благодаря разветвленной системе аллюзий и отсылок), но и типологически. Все три произведения относятся к первому типу метаромана. При этом пушкинский и гоголевский романы принадлежат к диалогическому варианту первого типа, а «Дар» - к монологическому, где герой в финале оказывается одновременно и Автором. В «Даре» осуществляется синтез классического и гротескного изобразительных канонов, первый из которых реализован в «Онегине», а второй - в «Мертвых душах»
«Фальшивомонетчики» - двойной метароман, синтезирующий четвертый и первый диалогический типы названного жанра. Внешний мета-план этого произведения организует фигура «экстрадиегетического» повествователя, а внутренний построен вокруг героя-романиста Эдуара. В противоположность «Дару », «Фальшивомонетчики» - это роман о невозможности написать роман. Автор и герой так и не сливаются друг с другом.
7 Как изображенная действительность, так и метаплан «Фальшивомонетчиков» приобретают незамкнутый характер в результате сочетания двух литературных традиций, внутренне противостоящих друг другу
Идеи, темы и мотивы Достоевского французский писатель «переводит» на язык метаромана, сдвигающего этические проблемы в область эстетического. Литературная игра и унаследованный от Л. Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена») и Д. Дидро («Жак-Фаталист и его Хозяин») дух комизма смягчают напряженность философского и нравственного поиска, позволяя оставить «последние вопросы» без ответов. Внутренние противоречия повествовательной ситуации «Фальшивомонетчиков» в значительной степени объясняются колебаниями между двумя разными типами жанра, представленными «Тристрамом Шенди» и «Жаком-Фаталистом».
8. Главное различие «Фальшивомонетчиков» и «Дара»- статус главного героя. Федор Годунов-Чердынцев становится творцом романа, сумев обрести «внежизненно активную позицию», Эдуар же остается в пределах «геройного» существования. Переход границы между двумя мирами осуществляется героем лишь в «Даре», а в «Фальшивомонетчиках» эту функцию принимает на себя Автор.
Научно-практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов, а также учебно-методических пособий по теории литературы в целом, по теории жанров, по компаративистике, а также по истории зарубежной и русской литератур XVIII-XX веков. Результаты обзора научной литературы и анализа текстов на темы «жанр метаромана» и «метаповестование» могут лечь в основу соответствующих словарных статей при составлении литературоведческих справочников
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации излагались в докладах на следующих конференциях:
1 «Поэтика русской литературы: проблемы сюжетологии» (Москва, РГГУ, 2006);
2. «Донецкая филологическая школа: итоги и перспективы» (Донецк, ДонНУ, 2006),
«Память литературного творчества» (Москва, ИМЛИ РАН, 2007);
«Поэтика русской литературы. Проблемы изучения жанров» (Москва, РГГУ, 2008)
По теме диссертации опубликованы 13 статей. Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии