Введение к работе
Паратекст является одним из ведущих средств конструирования художественного пространства в драме. Любое драматическое произведение может существовать в двух ипостасях. Оно может найти свое воплощение в пространстве сцены – в этом случае литературный текст превращается в текст театральный. В то же время драматический текст остается и образцом «книжной» литературы, текстом для чтения; и тогда произведение, которое предназначалось для постановки на сцене, обретает жизнь исключительно в сознании читателя, который в своем воображении может реконструировать несостоявшуюся постановку, а может и не реконструировать, подойдя к чтению и интерпретации драматического текста так же, как и в случае с обычным текстом книжного «формата». Но в обоих случаях паратекст (список и характеристика действующих лиц, указания на место и время действия, описание костюмов, ремарки, организующие действие), «управляющий» процессом чтения или постановки текста драмы, станет одним из важных средств создания художественного мира драматического произведения, а также его интерпретации.
Паратекст не может быть отнесен к исключительно техническим, факультативным элементам драматического текста; он прямо и непосредственно участвует в формировании семантики драматического произведения, вступая с его прочими уровнями в системные отношения, изучение которых и позволило бы пролить свет на все механизмы формирования художественного мира драмы, в том числе и в его базовых параметрах, к которым относится пространство и время.
Именно поэтому работа, посвященная поэтике драматического паратекста, вписывается в актуальные на сегодняшний день исследования, обращенные к системным связям текста и его внетекстовых компонентов. С другой стороны, исследование обращено к проблемам изучения пространства в драме – одной из наиболее актуальных на сегодняшний момент проблем теории и истории последней.
Современная наука показала: то, что традиционно считалось второстепенным элементом художественного произведения, – технические, вспомогательные элементы текста (комментарии, примечания, ремарки, заглавия и т. д., одним словом, паратекст) может не просто играть определенную роль в смыслообразовании. Эти элементы могут нести основную художественную нагрузку, иногда фактически становясь главным и единственным текстом произведения – современная литература (литература постмодернизма, в частности) активно использует «затекстовые» элементы: последние не только вступают с основным текстом в причудливые связи, мобилизуя новые способы смыслообразования, крайне интересные современному литературоведению, но иногда образуют и основной корпус текста.
Необходимостью дальнейшего изучения системных отношений текста и затекстовых элементов в формировании художественной семантики литературного произведения, а также построения единой гипотезы функциониования драматического паратекста продиктована актуальность настоящей работы.
Проблемы паратекстуальной поэтики (в общелитературном контексте) освоены достаточно полно как западными, так и отечественными литературоведами и лингвистами. Если же говорить о специфике именно драматического паратекста и его влиянии на создание художественного пространства, то эта проблема разрабатывалась только применительно к конкретным авторам (например работы О.В. Журчевой и Т.Г. Ивлевой) или произведениям. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые представлена системная картина взаимодействия драматического паратекста и драматического текста как в широком историческом диапазоне, так и в его наиболее «тонких» механизмах на примере конкретных произведений отечественной и мировой драматургии. Сочетание принципов исследования, принятых в исторической (диахронный подход) и теоретической (синхронный подход) поэтике позволило представить проблему паратекста на широком репрезентативном материале и построить теоретическую модель формирования драматического пространства в паратексте на основе его взаимодействия с основным текстом драматического произведения.
Помимо методик, традиционных для исследования литературного текста и драматического текста, в частности, в диссертации используются методики смежных с литературоведением дисциплин, и, прежде всего – лингвистики (лингвосемиотики и лингвистической семантики). В этом, наряду с разработкой принципов анализа взаимодействия основного текста драмы и его затекстовых элементов, состоит теоретическая значимость работы.
Объектом работы являются реализованные в рамках системных отношений текста и паратекста пространственно-временные параметры художественного мира драматического произведения. Поскольку отношения текста и паратекста в формировании драматического хронотопа исторически изменчивы, предметом исследования являются паратекстуальные системы наиболее репрезентативных произведений мировой и отечественной драматургии, взятые в широком историческом диапазоне, от античности до современности. Эти произведения – от трагедий Эсхила до современных монопьес Е. Гришковца – и являются материалом диссертации.
Терминология описания художественного пространства в драматическом тексте в настоящем исследовании базируется на определениях, данных П. Пави: пространство «изображенное» и пространство «изображаемое». При этом «изображенное» пространство, по Пави, есть пространство, зафиксированное в тексте драмы (и сценографии, если вести речь о спектакле, преобразующем текст литературный в текст драматургический, сценический); «изображаемое» же пространство есть пространство, создаваемое читателем или зрителем пьесы в рамках акта рецепции с помощью воображения.
Цель работы – анализ и описание поэтики драматического паратекста в синхроническом и диахроническом аспектах, построение ее теоретической модели на основе анализа широкого круга драматических произведений, как отечественных, так и зарубежных. Данная цель предполагает постановку и решение ряда исследовательских задач:
- анализ научного состояния проблемы паратекста как элемента драмы;
- уточнение принципов системного анализа текста и его внетекстовых (паратекстуальных) компонентов;
- разработка литературоведческих и лингво-семиотических принципов анализа взаимоотношений «изображенного» и «изображаемого» пространства;
- построение теоретической гипотезы взаимоотношений паратекста и текста в драматическом произведении в плане формирования на основе этих взаимоотношений различных типов драматического хронотопа;
- рассмотрение различных исторических и национальных модификаций данных взаимоотношений, направленное на верификацию и уточнение построенной теоретической гипотезы.
Методологической и теоретической базой исследования стали работы Ю. Кристевой, Ж. Женнетта, Р. Барта, П. Рикёра и других исследователей, благодаря которым в филологический обиход вошли такие дериваты термина «текст» как «интертекст», «метатекст», «паратекст». Кроме того, работа основывается и на отечественных исследованиях по изучению транстекстуальной коммуникации. Во-первых, это исследования М.М. Бахтина о «двуголосом» слове и о диалогизме, который является принципом организации любого дискурса культуры. Во-вторых, это работы Ю.М. Лотмана, И.П. Смирнова, В.И. Тюпы, С.Н. Бройтмана, Б.А. Успенского. Вместе с этим, в работе широко используются идеи иностранных и отечественных специалистов по теории и истории драмы: П. Пави, А.А. Аникста, С.С. Мокульского, Н.И. Ищук-Фадеевой и др., а также исследования по лингвистике и семиотике Г.П. Щедровицкого, И.М.Кобозевой, А.А. Залевской и др. И, конечно, в диссертации учтен опыт исследователей, которые, основываясь на трудах С. Кржижановского, в течение последних десятилетий ведут плодотворную работу по изучению заголовочно-финального комплекса художественного произведения.
Научное наследие М.М.Бахтина реализовано в настоящей работе не только в упомянутом аспекте. Любое литературное произведение – вне зависимости от принадлежности к тому или иному роду и жанру – может интерпретироваться через такую категорию поэтики, как сюжет. Базовым же «сюжетогенным» фактором в литературном произведении является хронотоп, феномен которого теоретически, применительно к литературному творчеству, был разработан именно М.М. Бахтиным. Составляющие хронотоп художественное время и художественное пространство – фундаментальные поэтические категории, базовые, опорные конструкции художественного мира. Описав пространственно-временные параметры художественного мира, исследование, по сути, выйдет на его базовые характеристики, даст его наиболее полную интерпретацию, построив максимально адекватную модель. Именно поэтому поэтические функции драматического паратекста рассматриваются в настоящей работе преимущественно в аспекте формирования на его основе пространственно-временных характеристик художественного мира драматического произведения. В известном смысле паратекст есть тот «ключ», с помощью которого можно открыть самые сокровенные «тайны» мира художественного (драматического) произведения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Паратекст системно связан с текстом драматического произведения; художественная семантика драматического произведения есть реализация системных отношений текста и паратекста.
2) Паратекст пьесы определяет логику взаимодействия пространственно-временных компонентов драматического произведения – пространства «изображенного» и «изображаемого»;
3) Принципы взаимодействия пространства «изображенного» и пространства «изображаемого», зафиксированные в паратексте и реализованные на его основе, исторически изменчивы и предопределяются как принадлежностью драматурга к определенной художественной системе, так и индивидуальной эстетической позицией автора.
4) Паратекст является затекстовым компонентом пьесы, в котором наиболее полно явлена авторская точка зрения на характер пространственно-временных параметров ее художественного мира.
5) Пространство «изображаемое» (художественный мир драматического произведения), которое формируется в рамках рецепции драматического текста, есть функция взаимодействия читателя/зрителя с текстом и паратекстом драмы.
6) В «изображенном» хронотопе драматического произведения доминирует, как правило, пространственный компонент; в «изображаемом» – хронологический;
7) Паратекст, который изначально, в истории драмы, выполнял вспомогательную функцию по отношению к основному тексту, в литературе Нового времени обретает относительную художественную самостоятельность, становясь средством эпизации и лиризации драмы как литературного рода.
Практическая значимость положений, выводов и материалов диссертации состоит в возможности их использования в процессе разработки курсов истории и теории литературы, спецкурсов по теории и истории драмы, в исследованиях, направленных на изучение заголовочно-финального комплекса литературного произведения и т.д.
Апробация работы: диссертация и ее основные положения обсуждались на аспирантских семинарах кафедры теории литературы Тверского государственного университета, а также на международных и всероссийских конференциях: «Молодые исследователи Чехова» (Мелихово, 2008), «Драма и театр» (г. Тверь, 2008), «Чеховские чтения в Ялте, пространство и время» (г. Ялта, 2009), «Чеховские чтения в Ялте, Чехов и XX – XXI век» (г. Ялта, 2010), «Чеховские чтения в Твери» (г. Тверь, 2010).
Основные положения диссертации изложены в 6 публикациях по теме диссертации (в том числе одна публикация в ведущем научном журнале, рецензируемом ВАК РФ).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.