Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвориторические средства конструирования тоталитарных идеологий : на материале русских прецедентных текстов первой половины XX в. Кегеян Светлана Эриховна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кегеян Светлана Эриховна. Лингвориторические средства конструирования тоталитарных идеологий : на материале русских прецедентных текстов первой половины XX в. : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Кегеян Светлана Эриховна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2007.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-7/1783

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования обусловлена пристальным вниманием современного языкознания к политическому дискурсу, который чрезвычайно важен в плане проблематики отражения идеологических и мировоззренческих аспектов жизнедеятельности человека в языке При этом в последние десятилетия в «политлингвистике» (А П Чудинов) важное место занимают исследования так называемого «тоталитарного языка» (Н А Купина) Тоталитаризм (от лат totalis - весь, целый, всеобщий, totahtas - целое, полнота) — «понятие, обозначающее политический режим, основанный на всеобъемлющем контроле государства над жизнью общества и его отдельных индивидов» Согласно основоположнику данного политического учения Дж Джентиле, тоталитарное государство есть «воплощение нравственного духа», а «личность должна раствориться в политической истории и государственном целом» В многочисленных антиутопиях (Замятин, Хаксли, Мильро, Оруэлл) и политической эссеи-стике тоталитаризм осмысляется «как практика консциентального воздействия, психофизиологическая инженерия, направленная на деиндивидуализацию человека, превращение его в винтик тотальной государственной машины», «рационально-технократической замкнутой и безличной системы власти, опирающейся на аппарат непрерывного террора и слежки и основанной, с одной стороны, на сверхполномочиях вождя и партии, а с другой стороны, осуществляемой внутри самого общества и индивидов» (Словарь философских терминов М , 2005 С 593) В качестве идеологической системы тоталитаризм определяется как «совокупность взглядов на государство как на высшее благо, гипотеза о пользе тотального государственного вмешательства (в экономику, культуру, образование и тд), смыкается с этатизмом' и авторитаризмом (Новейший словарь иностранных слов и выражений Мн , 2006 С 806), тоталитарный — все-подчиняющий и всеподавляющий (Там же)

Идеологические системы тоталитарного типа целенаправленно создавались партийными идеологами для революционного преобразования мира как некие умозрительные философско-политические конструкты, транслировались через массивы соответствующих текстов и активно внедрялись в сознание коллективной языковой личности В свете неразрывной взаимосвязи идей и концептов, идеологий и концептосфер как сущности и явления, смысла и экспонента, мысли и языковых средств ее «совершения», по Л С Выготскому, в данном случае мы считаем правомерным говорить именно о «конструировании» идеологии в ее вербальном выражении, в форме прецедентных политических текстов «Идеология есть не что иное, как дискурс, и она, конечно, конструируется языком В этом смысле между идеологией и дискурсом можно поставить знак равенства» (Э Лассан) Лингвориторические (ЛР) средства такого конструирования - это языковые элементы, прежде всего опорные лексемы, которые ре-

' Этатизм (от фр Etat - государство) - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития [Новейший словарь иностранных слов и выражений, 2006 с 556]

презентируют частотные концепты данной мировоззренческой картины мира Они включены в риторические структуры - иерархию ценностных суждений, образующую аргументативное пространство продуцентов тоталитарной идеологии, ее инвентивно-диспозитивный каркас, а также в тропы и фигуры, изобразительно-выразительные средства, более частные элокутивные приемы речевого воздействия на реципиента

В идеологии и практике тоталитаризма особую роль играет харизматическая фигура вождя, наделяемого всей мыслимой совокупностью положительных качеств и способностей вплоть до сверхъестественных В связи с этим большой научный интерес представляет анализ особенностей дискурсивной самореализации «языковой личности-концептоносителя» (А А Ворожбитова) — вождя-идеолога, продуцирующего тексты с изложением основ того или иного революционного учения, призванного формировать систему мировоззренческих установок, ценностно-эмоциональную сферу и в целом менталитет коллективной языковой личности Этим обусловлен выбор для анализа в данном исследовании идиодискурсов В И Ленина и И В Сталина, авторов прецедентных текстов, заложивших основы большевистского дискурса — идеологического ядра феномена «советского языка» (М Геллер, М Кронгауз и др )

К двум разновидностям тоталитарных идеологий, центральным для XX века, относят большевизм и фашизм Полемизируя с попытками уравнять их фило-софско-этическое содержание, мы, тем не менее, можем увидеть некоторую близость в практике дискурсивного бытования, в использовании лингвистических средств и риторических приемов, что позволяет выделить общие доминанты тоталитарного дискурса в целом как феномена лингвориторической природы Идеология так называемого «русского фашизма» в первой половине века формировалась в эмигрантских кругах в противопоставлении сталинскому режиму, лицемерно открещиваясь от немецкого фашизма как «неправильного», исповедующего расизм. Комплексная социокультурная актуализация в постперестроечной России «Азбуки коммунизма» (1919) и «Азбуки фашизма» (1934) в книге «Звезда и свастика» (М , 1994) послужила для нас основанием для объединения в одном исследовании данных русскоязычных образцов «учебного жанра» тоталитарного дискурса как «прототипических текстов» (Э Лассан)

Рассмотрение концептуального пространства текстов большевистских вождей и «Азбуки коммунизма» как образцов «коммунистического дискурса» (термин французской школы дискурсивного анализа), их сопоставление с текстом «Азбуки фашизма» имеет значение не только для собственно гуманитарных наук - лингвистической философии, социолингвистики, «политлингвисти-ки», теории текста, психолингвистики, теории коммуникации и др, НО и для широкой социокультурной практики, повседневной воспитательной работы с молодежью, склонной сегодня к проявлению «реликтов тоталитарного сознания в виде разного рода нетерпимости к Другому» (Э Лассан)

С учетом объективно существующих различий в «масштабах прецедентно-сти», которая может иметь место на уровне прагматикона как коллективной языковой личности (последнее зафиксировано в известной трактовке прецедентных текстов Ю Н Караулова), так и отдельных носителей определенной

культуры, под прецедентными текстами в данной работе нами понимаются «дискурсивно обусловленные факты, имевшие ранее место в лингвокогнитив-ной деятельности членов определенного культурно-языкового сообщества и служащие образцом для последующих подобных фактов» (Н Ф Алефиренко -Курсив наш - С К) Прецедентные феномены рассматриваются лингвистами как эталоны национальной культуры, которые «с одной стороны отражают, а с другой - задают определенную ценностную парадигму и те модели поведения, которым рекомендуется / запрещается следовать» (Д Б Гудков, Л П Клобуко-ва, И В Михалкина) При этом существуют «тексты, прецедентность которых значима не для всей лингвокультуры, а только для субкультуры, для отдельного политического течения» (В Б Кашкин), к которым в данном случае мы считаем правомерным отнести исследуемые тексты первой половины XX века, репрезентирующие разные типы тоталитарных идеологий и служащие образцами для современных версий политического дискурса данных идейных течений

Объект исследования — дискурс тоталитарных идеологий первой половины XX в, предмет - особенности функционирования корпуса лингвориториче-ских средств, конструирующих ментальные пространства данных идеологий как образцов «политлингвистической технологии»

Материалом исследования послужили труды В И Ленина, И В Сталина и тексты издания «Звезда и свастика Большевизм и русский фашизм» (Н Бухарин, Е Преображенский Азбука коммунизма, Г Тараданов, В Кибардин Азбука фашизма / Под ред и с доп К Родзаевского) / Общ ред , сост и послесл С Кулешова М Терра, 1994 320 с

Цель исследования — выявить лингвориторические средства конструирования дискурсов, репрезентирующих центральные тоталитарные идеологии XX в , на материале русских текстов, прецедентных для современного политического дискурса, наследующего их дух Данной целью обусловлены задачи:

  1. охарактеризовать современные теоретико-методологические основы анализа политического дискурса и его тоталитарных разновидностей, осветить лингвистические, риторические и интегративные ЛР аспекты отражения мировоззренческого и идеологического планов жизнедеятельности человека в языке,

  2. проанализировать в качестве ЛР конструктов тексты, репрезентирующие идиодискурсы В И Ленина, И В Сталина, заложивших идеологические основы большевистского, позднее - советского официального дискурса,

  3. выполнить ЛР анализ «Азбуки коммунизма» и «Азбуки фашизма» как прецедентных текстов двух тоталитарных идеологий первой половины XX века, альтернативных по идейной сути, но свидетельствующих о некоторых общих закономерностях вербального конструирования тоталитарного дискурса

  4. рассмотреть современные социокультурные факторы, способствующие проникновению фашистской идеологии в молодежную среду, выявить особенности репрезентации в языковом сознании студентов идеи фашизма и движений фашистского толка, по возможности предложить рекомендации воспитательного характера

Гипотеза исследования ЛР анализ русскоязычных текстов-прецедентов первой половины XX века, репрезентирующих тоталитарные идеологии, позво-

лит выявить типологические особенности тоталитарного дискурса как системы средств целенаправленного воздействия на языковое сознание коллективной языковой личности В то же время сопоставительный анализ позволит выявить коренное отличие дискурса большевизма, абсолютизирующего социальный фактор в целях достижения коммунизма как светлого будущего для всего человечества (этосно обеспеченная инвенция), от фашистского дискурса, зиждущегося на биологическом критерии расового подхода, т е изначально бесчеловечном (антиэтосная база риторического изобретения) Выявление системы и структуры ЛР конструктов тоталитарных идеологий по принципу «как это сделано» позволит разработать рекомендации, актуальные для воспитания современной молодежи

Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектическая логика, системный подход, теория речевого воздействия, философия языка (М М Бахтин, О Розеншток-Хюсси, М Фуко и др ), труды в области политического дискурса и «советского языка» (Э Лассан, Э Маркштейн, П Серио, Ю С Степанов, М Кронгауз, Н А Купина, В М Мокиенко, Т Г Никитина, А П Ро-маненко, А П Чудинов и др), антропоцентрического языкознания (Ю Н Караулов и др ), теории коммуникации, когнитивной лингвистики, психолингвистики (Н Ф Алефиренко, Н Д Арутюнова, В П Белянин, В Б Кашкин, Е С Кубрякова, А А Леонтьев, И Ю Черепанова и др), классической риторики и неориторики (Н А Безменова, Ю В Рождественский, А К Михальская и др ), лингвориторическая парадигма как интегративное направление в филологии (А А Ворожбитова)

Конкретными методами исследования явились описательный, стилистический, лингвориторический, методы количественного анализа, направленного психолингвистического эксперимента, использовались методики наблюдения, сопоставления, речевой дистрибуции, внеязыкового соотнесения

Научная новизна исследования заключается в том, что прецедентные тексты русскоязычных тоталитарных дискурсов исследуются на пересечении терминологических координат антропоцентрической лингвистики и неориторики, в аспекте способов ЛР конструирования тоталитарной идеологии как специфической иерархии ценностных суждений, целенаправленно внедряемой в сознание коллективной языковой личности Осуществлена реконструкция концептуального пространства рассматриваемых тоталитарных дискурсов на материале текстов «учебного жанра» первой половины XX в как прецедентных для различных современных модификаций

Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием правомерности применения понятия «прецедентный текст» к исторически первичным текстам, излагающим основы той или иной идеологии, с учетом объективной возможности ограниченных масштабов прецедентности, в том числе в рамках того или иного политического течения, выявлением ЛР средств конструирования тоталитарных дискурсов, деформирующих картину мира, сложившуюся в сознании коллективной языковой личности естественно-историческим путем, анализом иерархии ценностных суждений как ЛР основы того или иного тоталитарного дискурса, определяющей его инвеніивно-диспозитивньїй каркас

и элокутивное наполнение, моделирующей соответствующую картину мира, выявлением на примере «учебного жанра» тоталитарного дискурса идеологической асимметрии плана содержания и плана выражения в аспекте соотношения иерархии семантически актуализированных концептов и частотности опорных лексем

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать его результаты в процессе преподавания теории языка, теории текста, психолингвистики, социолингвистики, риторики, политологии, философии, в спецкурсах и спецсеминарах, обеспечивающих исследовательскую направленность образовательного процесса, в воспитательной работе в школе и вузе

Положения, выносимые на защиту:

  1. Тоталитарная идеология, будучи объективирована в политическом дискурсе особого типа, представляет собой лингвориторический (ЛР) конструкт, систему идей, навязывающую реципиенту жестко иерархизированную совокупность мировоззренческих установок, идеологических стереотипов, стратегию и тактику речемыслительной деятельности, нормы поведения Средствами ЛР конструирования тоталитарной идеологии выступают концепты, получающие в условиях данного типа политического дискурса особое наполнение, а также лингвистические и риторические средства манипулирования языковым сознанием коллективной языковой личности, обеспечивающие убедительность и подобие истинности выдвигаемых положений

  2. Идиодискурс ВИ Ленина базируется на концептах партия, социализм, коммунизм, революция, класс, пролетариат, диктатура, политика, типичны языковые средства, манифестирующие бинарную картину мира на уровне оппозиции «свои - чужие» рабочие // капиталисты, партийцы // уклонисты, верные товарищи // предатели и др , разъяснение как ведущий прием репрезентации транслируемых идей, изобилие средств речевого воздействия, тропов и фигур фразеологизмы, крылатые выражения, включающие библейские цитаты и образы античной мифологии, градация, антитеза, повтор разных типов, параллелизм, вопросно-ответный ход, ирония, сарказм, четкое структурирование мысли, цитация, апеллирование к основоположникам марксизма, спор с невидимым оппонентом и др Тоталитарный идеологический компонент в ленинских текстах, служащих орудиями борьбы за чистоту большевистской идеологии путем подавления в корне каких-либо «партийных уклонов», представлен на всех уровнях реализации языковой личности ассоциативно-вербальной сети, тезауруса и прагматикона

  3. Идиодискурс И В Сталина последовательно углубляет тоталитарную направленность идеологии ленинизма с помощью соответствующего арсенала ЛР средств, организуемого концептами партия, революция, власть, диктатура пролетариата и др , ведущим принципом руководства государством становится коренная чистка Для сталинского идиодискурса характерны смена убеждающей тональности прямым диктованием своей позиции, персонификация как проецирование идей на отдельного человека - носителя истины, гипертрофиро-ванность средств, используемых в текстах Ленина (ирония доводится до прямой инвективы и т п), его инвентивно-диспозитивный каркас и элокутивное

наполнение репрезентируют идеи тоталитарной стабильности и всеобъемлющего государственного контроля

  1. В основе текста «Азбуки коммунизма» лежит иерархия ценностных суждений классового подхода как инструмента уничтожения существующего общественного строя во имя построения в будущем бесклассового общества Данный тип тоталитарного дискурса формируется на базе концептуальной триады власть пролетариат партия, названные концепты находятся в позиции семантической актуализации на общем фоне количественно доминирующей триады лексем труд — класс - коммунизм (с учетом производных) Концепт класс как гипероним, будучи идеологически связанным с понятием партия, играет ведущую роль, классовый подход лексически конкретизирует базовую оппозицию «коммунисты (и все, с ними связанные) - не коммунисты» пролетариат II буржуазия (контекстуальные синонимы рабочие, рабочий класс, трудящиеся II капиталисты, эксплуататоры и др )

  2. Продуценты «Азбуки фашизма» декларируют иерархию ценностных суждений в лозунге «Бог, Нация, Труд», определяющем сущность фашизма как «религиозного, национального, трудового движения», враждебного и капитализму, и социализму Однако концептуальное пространство генерируется не тремя соответствующими лексико-семантическими полями, а наиболее частотными лексемами фашизм - нация - партия С учетом того, что нацизм и фашизм - синонимы, именно нация становится краеугольным камнем, на котором зиждется данный тип тоталитарного дискурса, оппозиция «свои - чужие» эксплицирована лексемами фашисты // социалисты, коммунисты, капиталисты, иудо-масоны

6 Явление несовпадения семантически актуализированных концептов и
наиболее частотных лексем в обоих типах тоталитарного учебного дискурса
правомерно квалифицировать как своего рода идеологическую асимметрию
плана содержания (власть пролетариат - партия // Бог (религия) - нация —
труд)
и плана выражения (труд - класс - коммунизм // фашизм - нация - пар
тия)
на дискурсивном уровне В то же время класс (пролетариат) и нация как
абсолютные ценностные приоритеты, «критерии отбора «человеческого мате
риала» данных альтернативных типов тоталитарного дискурса занимают посто
янные ключевые позиции Если постановка во главу угла концепта класс объек
тивно открывает массам социокультурную перспективу, не закрывая ее для
представителей любого класса, разделяющих идею борьбы за «коммунистиче
ское будущее», то взятие на вооружение концепта нация автоматически приво
дит к селекции на биологических основаниях, борьбе за порабощение «низ
ших» народов и рас и оправдание геноцида

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и полученные результаты обсуждались на научных семинарах кафедры русского языка Социально-педагогического института СГУ-ТиКД, отражены в докладах на Международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2005), на Всероссийской научно-методической

конференции «Гуманитарные науки исследования и методика преподавания в высшей школе» (Сочи, 2006), в ряде межвузовских сборников научных трудов

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения

Похожие диссертации на Лингвориторические средства конструирования тоталитарных идеологий : на материале русских прецедентных текстов первой половины XX в.