Введение к работе
С' :#
Актуальность темы. Диссертация посвящена исследованию , tt.i < древних поэтических произведений на корейском языке — хянга. Хянга — «песни родной стороны»—возникли" в государстве Силла (IV—VII вв.) и расцвели в эпоху Объединенного Силла (VII—X вв.). Они записывались при помощи хянчхаля — одной из разновидностей иду. (Иду — способ записи корейских текстов при помощи китайских иероглифов путем комбинированного использования их значений и звучания.) До наших дней сохранилось двадцать пять текстов этих поэтических произведений. Четырнадцать из них содержатся в историческом сочинении «Самгук юса» («События, оставшиеся от времен Трех государств»—1285 г.) и датируются его автором Ирёиом VI—IX столетиями. Одиннадцать хянга, принадлежащих известному деятелю корейского буддизма Кюнё (917—973 гг.), включены в «Житие Кюнё», составленное в 1075 г. Хек НёнМ^оном.
Более лолувека хянга являются объектом пристального внимания науки. В силу'трудностей расшифровки их текстов, связанных со способом записи, хянга в первое время изучались преимущественно с текстологической и лингвинистиче-ской точек зрения. В 60—70 гг. интерес к ним резко возрос. При этом заметное место стали занимать работы, посвященные культуроведческой и литературоведческой проблематике. Корейские исследователи (основные исследования хянга ведутся в Корее), осваивая современную литературоведческую методику, используя подход к древним культурам, предлагаемый в работах М. Элиаде, Ж. Дюмезиля и др., предпринимают настойчивые попытки проникнуть в глубинный семантический слой тех или иных хянга, который, по-существу, до настоящего времени остается нераскрытым. Объектом внимания в основном являются поэтические произведения, помещенные в «Самгук юса», поскольку хянга Кюнё как специфически буддийские обеспечивают возможность недвусмысленной трактовки. Создается впечатление, что именно хянга из «Самгук юса» порождают у корейских исследователей ощущение нераскрытое текстов хянга, не-познапности их в целом как явления, то есть ощущение того, что «распалась связь времен» и ключ к пониманию своей древней культуры утрачен.
Возросшее внимание к хянга отражает общую тенденцию современной науки — повышенный интерес к проблемам сло-
жеиия национальных, литератур и культур стран Азии. Проблемы генезиса национальных литератур и культур находятся в центре внимания отечественного востоковедения. В связи с этим тема данной работы, посвященной исследованию v ' древних поэтических текстов, лежащих у истоков корейской .%.-'' культуры и государственности, может быть определена как # » актуальная.
Основные научные положения работы. Своего рода штурм^ хяпга, предпринятый в последние десятилетня, пока не"тГрн-нес ощутимых результатов: .не удается проникнуть в глубинный семантический слой отдельных хянга, не получают объягяения "хянга выделом исходя из требований современной науки. Как нам представляется, основная причина это-^ 4 го кроется в определенной «дискретности» подхода к хянга: v'- каждое из произведений (или небольшие группы в две-три хянга) рассматривается как изолированное явление, замкнутое в сфере буддизма, тлггм'анизма и т. д. Не последнюю роль в этом, по всей вероятности, играет ставшее традиционным в корееведении,_гфедставление о духовной культуре %. .. Объединенного Силла. Считается, что эта культура в ндео-»; ''.\-' , логическом плане являет собой некий конгломерат из конфузі .'.-'' цианеких положений, буддийских и даоских воззрений, пред-S' ; ставлений, связанных с культом предков, шаманизмом и т. д.
Между тем сопоставление ряда факторов, а именно: а) расцвет хянга в период--.сложения и укрепления единой корейской государственности, б) их письменная фиксация,
в) их связь со специфической организацией хвараи, постав
лявшей специально обученных управлению люден — чинов
ников, одновременно выполнявших функции жрецов-поэтов,
г) особое отношение к поэтическому тексту в это время (ко
торое выяснилось в ходе наших предварительных исследо
ваний) — дало нам основание сделать следующие предполо
жения: *
. 1) несмотря на кажущееся несходство хянга, в них. по
крайней мере в большинстве хянга из «Самгук юса», отра
жена некая общая ка„ртина_мира;
.-. *' д 2)~Он^1ідТйт~мнфо-позтический .характер;
... $* 3) она являет собой систему представлений о мире, ори-
ентированную на воссоздание и поддержание космического порядка, что на Дальнем Востоке очень часто оказывалось "НІ почти тождественным созданию и поддержанию государственности.
Цель и задачи исследования. Предположение о единой системе представлений о мире, лежащей в основе хянга, может быть весьма плодотворным. В связи с этим цель работы
формулируется следующим образом: учитывая логику мифо-
поэтического творчества, раскрыть единый семантический *
слой отобранных поэтических текстов и выявить стоящую за / ,/ ,<4
ними систему представлений о мире. ./
Наши предварительные исследования некоторых хянга
обнаружили их ...связь с неизвестным ритуалом, оперировав
шим особым кругом категорий и отражавшим специфические
представления о взаимоотношениях личности, социума и кос
моса. Это позволяет поставить следующие задачи, направлен
ные на достижение цели работы: ' 5'J 'У г
реконструировать процедуру ритуала, с которым связаны хянга-; *
выяснить характер и функции поэтического текста (хянга) в ритуале;
выявить круг основных категорий поэтического текста и ритуала;
выяснить роль в ритуале поэта — создателя хянга.
Методология и методика работы. Методологической основой работы является марксистско-ленинское положение об историзме в подходе к любым явлениям жизни общества, а также — оценка классиками марксизма-ленинизма мнфоло-' гкческого творчества как закономерного на определенном этапе развития человечества.
Количествеиная ограниченность исходного поэтического
материала потребовала привлечения широкого круга допол
нительных текстов, поэтических и прозаических, на корей
ском, китайском, японском и других языках, взятыхjj3L&- . "-:;
мых различных,источников — исторических, этнографических, '
литературных", фольклорных. Это обусловило применение в
ходе исследования системного анализа и статистических ме
тодов. Необходимость выявления общих структур в текстах
(исходных и дополнительных), в основном носящих мифо-
поэтический характер, побудила нас опираться на подход
к текстам и методику обращения с ними, которые разраба
тываются в трудах отечественных исследователей, прежде /
всего А. А. Потебни, В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, І
В. Н. Топорова '. \
Научная новизна результатов работы и их основная характеристика заключаются в следующем:
I) вскрыт единый семантический^ слой рассмотренных хяпга, отражакшіий особую*" систем у представлений о мире,
1 Потебня Л. А. Переправа через воду как представление брака. М., 1867, и др.; Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969, и др.: Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1936, и др.; Топоров В. Н. Славянские комментарии к нескольким латинским архаизмам.— «Этимология 1972». М., 1974, и др.
которая определена в работе как «система облика» (все категории по мере их ввода берутся в кавычкнГвДальней-шем же — употребляются без кавычек);
2) выявлены и описаны основные категории системы об-
лика^^—которые являются одТтовртаенно категориями .рвду-
альш*м44--^_ліо_зтинес.кіііш. Показано, что в системе облика
центральное место отводится «облику» социально значимого
лица —«старшего», который полагался тождественным со
циуму и космосу. Облик старшего—категория, подразумевав
ющая как совокупность определенных качеств личности стар
шего, так и единство старшего с социально зависимыми от
него людьми —«младшими», не имеющими своего облика.
Облик старшего динамичен: он меняется в зависимости от тех или иных действий самого старшего, младшего или «врага», имеющего свой облик, подобный облику старшего. В случае нарушений облик старшего может быть возвращен в нормальное состояние с помощью ритуала;
3) .ритуал — способ воздействия на облик старшего, а
отсюда — на социум и космос. В процессе ритуала позна
ется состояние облика старшего и создается хянга — сред
ство воздействия на облик. Познание облика осуществляется
путем сравнения различных его воплощений.
Ритуал, призванный воздействовать на облик, в зависимости от адресата хянга подразделяется на несколько типов, различающихся п-росіраїьством^временем. Три типа ритуала реконструированы в работе. Это а) ритуал воздействия на облик отсутствующего старшего, б) ритуал изгнания врага, в) ритуал воздействия на облик присутствующего старшего. В работе рассмотрен и четвертый тип ритуала, объединяющий креолизованные варианты, возникшие на основе первых трех типов ритуала, в котором адресатом выступает буддийское бо>кество;
4) хянга — средство управления, магического воздейст
вия на облик старшего и, соответственно, на социум и космос.
Хянг'а сочинялись и исполнялись (иногда записывались) в
процессе ритуала. По окончании ритуального акта текст
хянга вручался (устно или письменно) адресату, чьи дей
ствия были причиной того или иного состояния облика стар
шего.
Текст хянга содержит описание состояния облика в момент отпраадения~т>дауала. Воспроизведение в тексте хянга облика старшего, как представлялось, вело к восстановлению его нормального состояния, если оно было нарушено к моменту ритуала, или обеспечивало сохранение облика в идеальном виде, если оно было таковым к началу ритуального акта.
Авторами _хя_дга. ш жреаамлг, творящими ритуал, были главным образом хвараны;
V/
система облика — историческое,, явление. Она возникла как синтез основных слагаемых древнекорейской духовной культуры: погребального комплекса, в недрах которого зародилось само понятие облика,, шаманских преставлений, солярных^ мифов и др. В работе установлено, что ритуал воздействия на облик ртсутствуюгдегр старшего базируется на шаманской ритуальной основе; ритуал воздействия на облик "Присутствующего Старшего — на ритуале, воспроизводящем ^миф "о -Женщине-Солнце и ее родителях; основой ритуала изгнания врага в некоторых случаях служил ритуал, в котором воссоздавался миф о Стрелте^-Со^нще и <. двух, хозяевах Стихий (в работе выполнена "реконструкция». обоих мифов н соответствующих ритуалов); ц к**
система облика сложилась в период становления государственности Силла b^VI—VII вв. в ответ на потребность централизованного государства с сильными тхбЩинны-ми традициями в единой мировоззренческой системе, обеспечивающей четкое функционирование механизма государства, а также функционирование самого института хваран как носителя этого мировоззрения. "Система облика достигла расцвета в Объединенном Силла, в котором, очевидно, выполняла роль государственной системы воззрений по крайней мере до середины. VIII в. Ритуал, отражающий систему облика, сохранился в корейской культуре вплоть до XX в.
Система^.облика во многом обусловила характер духов-нон"культуры Кореи в древний и последующие периоды и определила восприятие конфуцианства, даосизма, буддизма, китайской императорской идеологии:
7) при достаточной специфичности система облика вполне
вписывается в общедальневосточный культурный контекст, і
В ряде аспектов ей находятся параллели в культурах стран/
Юго-Восточной Азии и Океании. " V
Практическая ценность работы заключается в том, что ее основные положения и методика могут быть использованы при выполнении аналогичных исследований литератур и культур других стран и народов, при создании истории древней корейской поэзии, истории корейской 'литературы, истории древней и средневековой культуры Кореи, истории идеологии раннефеодального государства, ^мифология Кореи и стран Дальнего Востока, а также для совершенствования университетских курсов и семинаров по соответствующим дисциплинам.
Апробация работы. Основные результаты работы обсуждались и получили одобрение на II, XII, XIII и XIV годич-
ных научных сессиях Ленинградского отделения института Востоковедения АН СССР «Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока» (1966, 1977— 1979 гг.), на заседании Ученого Совета того же института 3 октября 1977 г. (доклад «Некоторые вопросы методики исследования средневековой корейской поэзии»), на VII и VIII всесоюзных научных конференциях «Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока» (Ленинград, 1976 и 1978 гг.). на I международном симпозиуме «Теоретические проблемы восточных литератур» (Москва, 1966 г), на III международном симпозиуме по теоретическим проблемам литератур Азии и Африки (ГДР, 1976 г.), на IV международном симпозиуме «Теоретические проблемы литератур Азии и Африки» (ЧССР, 1980 г.).
Структура работы определяется ее целью и задачами, а также характером материала и степенью его изученности. Работа состоит из предисловия, трех частей, первая и вторая из кот6р"ых~дёлятся на главы, заключения, приложений, примечаний и списка использованной литературы.
В предисловии и первой части —«Поэзия на корейском языке в период Силла (VII—X вв.) в связи с ритуалом и мифом» формулируется ,цель и ставятся задачи работы, дается их решение: вскрывается единый семантический слой хянга, отражающий особую систему представлений о мире— систему облика, выделяются основные категории этой системы, выясняются функции текста хянга с точки зрения дайной системы, определяется г^оль жреца-поэта. Во второй части —«Традиции ритуала Силла в поэзии периода Коре (X—XIV вв.)^'пропзнпДится проверка, и уточнение выводов, полученных в первой части работы. В третьей части —«Местные истоки_^^1сте^^ш_обллка->>. Взаимоотношения погре-(талктюг'о-ритуала, шаманских представлений и солярного мнф.а., П^^]^д^те^г2^^»'У^^і^гриваются корни системы облика в корейской культуре и производится дополнительная проверка основных выводов работы. В заключении подводятся итоги работы. Приложения отведены, в основном, реконструкции двух срля,рГОЗХ"**"ифов. Список использованной литературы вКлТочаст около 200 названий.