Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии Бабкинова Лидия Валерьевна

Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии
<
Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабкинова Лидия Валерьевна. Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии : 10.01.09 Бабкинова, Лидия Валерьевна Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии (на материале творчества Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова) : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.09 Иркутск, 2007 129 с. РГБ ОД, 61:07-10/893

Введение к работе

Актуальность исследования. В отечественной фольклористике наряду с выявлением устойчивой фольклорной атрибутики, специфических фольклористических приёмов, которые раскрывали бы «внутренний органический фольклоризм» литературных текстов, с изучением влияния традиционного фольклора с его развёрнутой жанровой системой на художественное произведение, не менее продуктивным является анализ народно-поэтической стихии в языке и стиле художника слова.

В бурятской фольклористике и литературоведении наиболее изучены общеизвестные традиционные мифологические и фольклорные образы в литературе: образы степи, юрты, огня, коня и др. Наш научный интерес к мифопоэтике связан с многообразной контекстуальной интерпретацией образов и сюжетов как шаманской, буддийской мифологии, традиционного фольклора, так и скрытого фольклоризма. Впервые в современной поэзии системно рассмотрены художественные образы в космогонических (архетипы неба, земли, солярные и лунарные, архетип «мирового дерева»), тотемических (образы лебеди, Буха нойона, оленя) и этиологических мифах (микрокосм и макрокосм). Также изучены концепты мифологического времени (циклическое и линейное), поэтика календарно-обрядовой поэзии, эпические образы (культурный герой), маргинальные образы. Актуальным представляется выявление глубинного мифо-фольклорного, социально-прагматического подтекста современной бурятской поэзии в широком евразийском аспекте.

Мифологизм, с одной стороны – характерное явление в литературе XX века и как художественный приём, и как стоящее за этим приёмом мироощущение, но, с другой стороны – это специфическое явление именно для национальной литературы. «Ремифологизация» в бурятской поэзии связана с духовными и творческими поисками поэтов. XX век был отмечен возрождением интереса к архаическому мифу, миф становился не только способом постижения прошлого, настоящего и будущего, но и способом переосмысления и преображения жизни. Подобная «ремифологизация» делает чрезвычайно актуальной проблему мифа, причём как в общем плане, так и в связи с поэтикой отдельных авторов. В современной бурятской поэзии, в первую очередь, можно выделить Намжила Нимбуева, Галину Раднаеву и Баира Дугарова, в творчестве которых наиболее ярко просматриваются мифологические и фольклорные традиции. Этим обусловлен наш выбор исследования современной бурятской поэзии на материале творчества этих трёх поэтов.

Бурятская поэзия неразрывно связана с развитием русской и мировой поэзии. В ней нашли отражение социально-политические, философские, нравственные проблемы современного мира. Современная бурятская поэзия, как и бурятская литература в целом, повторяет процессы развития, характерные для русской литературы, но при этом бурятская поэзия – способ сохранения и трансформации национальной, культурной, мифологической модели. Осмысление современной бурятской поэзии в контексте мифологии, фольклора и этнографии, исследование своеобразия мышления и отображения мира для выявления современного состояния бурятской поэзии представляется своевременным и актуальным.

Объект исследования – поэзия Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова в фольклорном и мифологическом аспектах.

Предмет исследования – фольклорные и мифопоэтические представления в лирике названных авторов.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в бурятской фольклористике предпринята попытка рассмотреть структурную и эстетическую специфику мифологических и фольклорных традиций в поэзии; приёмы трансформации мифоритуальных и фольклорных элементов; закономерности творческого освоения мифологических и фольклорных образов, архетипов, мотивов и сюжетов в поэзии.

Целью диссертационной работы стал системный анализ мифо-фольклорных традиций в поэзии Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– проанализировать художественное осмысление фольклорных представлений в творчестве Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова;

– выделить национальный аспект в осмыслении фольклорных и мифологических образов в творчестве Н. Нимбуева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова;

– выявить особенность поэтического сознания восточного человека в контексте западной культуры.

Методы исследования: художественно-эстетический, культурно-исторический, сравнительно-типологический и герменевтический. Данные методы современной фольклористики позволяют установить общефольклорные архетипы и образы в поэтике художественных текстов.

Степень разработанности темы. Теоретической базой работы стали труды зарубежных и отечественных исследователей по мифологии, культурологии, фольклористике и литературе: Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, К.Г. Юнга, К. Хюбнера, Э. Кассирера, М. Элиаде, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, С.С. Аверинцева, В.Н. Топорова, В.В. Иванова, В.М. Гацака, Д. Банзарова, М.Н. Хангалова, С.П. Балдаева, Н.О. Шаракшиновой, А.И. Уланова, М.И. Тулохонова, Е.В. Баранниковой, С.С. Бардахановой, Д.С. Дугарова, Н.Л. Жуковской, Г.Р. Галдановой, Д.А. Бурчиной, Э.А. Уланова, А.Б. Соктоева, В.Ц. Найдакова, С.Ж. Балданова, Е.Е. Балданмаксаровой, М.М. Хамгушкеевой, Л.С. Дампиловой, М.Д. Данчиновой и др.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в разработке концепции тесной связи фольклора и литературы. Проблемы истоков и генезиса бурятской поэзии рассмотрены на новом методологическом уровне с точки зрения исторической поэтики, сформулированы общие концепции и закономерности развития поэтической традиции. В работе прослежены генетическая связь современной поэзии с фольклорными образами, типологический характер использования мифологических образов и мотивов в литературе. Полученные материалы могут быть использованы для сравнения и анализа истоков бурятской поэзии. Результаты диссертации могут способствовать углублению теоретического анализа традиционных идей фольклористики. Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования ее материалов в исследовании по бурятскому фольклору и литературе, а также в вузовском и школьном преподавании при подготовке факультативных занятий, курсов лекций и спецкурсов, посвящённых фольклору и литературе. Результаты исследования используются в спецкурсах по современной бурятской поэзии, читаемых автором в Иркутском государственном университете, в курсовых и дипломных работах студентов данного вуза.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили освещение в публикациях автора, научных статьях, материалах конференций, текстах лекций. Материалы диссертации апробированы соискателем в непосредственном учебном процессе при чтении лекционного курса «История бурятской литературы» в Иркутском государственном университете.

Основные результаты работы докладывались на научных конференциях Иркутского государственного университета (Иркутск), Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), Бурятского государственного университета (Улан-Удэ), Калмыцкого государственного института гуманитарных исследований (Элиста, 2006), на Первом Всероссийском конгрессе фольклористов (Москва, 2006).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Положения, выносимые на защиту:

– современные бурятские поэты используют мифо-фольклорный контекст и как генетическую память, и на сознательном уровне для создания национально значимого художественного образа;

– современной бурятской поэзии характерен скрытый (латентный) фольклоризм, рождающий соответствующие фольклорные ассоциации. При этом возникает не только определённый поэтический образ, восходящий к мифологическому архетипу, а целый ряд образов в зависимости от «фольклорной памяти» интерпретатора;

– интерпретация фольклорных легенд и преданий показывает неординарность и многоплановость трактовки шаманских и буддийских мифологических образов;

– мифологический архетип (неба, земли, мирового дерева), рассмотренный как традиционный художественный образ, в целом выражает устойчивость национальной модели.