Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Бессонова Лариса Петровна

Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского
<
Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бессонова Лариса Петровна. Фольклорные традиции в эпической поэзии А.Т. Твардовского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09, 10.01.01.- Майкоп, 2006.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/303

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Поэтический эпос о народных исканиях счастья и смысла жизни (поэма А.Т.Твардовского «Страна Муравия») 17

1.1 Эволюция замысла и его воплощение 17

1.2 Традиции фольклоризма Н.А. Некрасова в поэме А.Т.Твардовского «Страна Муравия» 26

ГЛАВА 2. Особенности структуры народно-эпического образа в поэмах А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и «Тёркин на том свете» 53

2.1 Героическая эпопея о Великой Отечественной войне и её народный герой (поэма А.Твардовского «Василий Тёркин») 53

2.2 Поэма «Тёркин на том свете», её философский аспект и традиции народной смеховой культуры 105

ГЛАВА 3. Лиро-эпическое повествование о народной судьбе в поэме А.Т.Твардовского «Дом у дороги» 125

3.1 Народный плач- ведущий жанр поэмы А.Т.Твардовского «Дом у дороги» 125

3.2 Образно-поэтический мир русского фольклора в поэме «Дом у дороги» 143

Заключение 154

Библиография 162

Введение к работе

Темой настоящей работы является рассмотрение народно-поэтических традиций в эпической поэзии А.Т.Твардовского.

Фольклор и литература «... образуют некую общность - словесность, словесное искусство»,1 хотя нельзя не учитывать и существующие между ними различия, главными из которых являются разное восприятие мира и отражение действительности. Но, несмотря на эти различия, они не только не вытесняют друг друга, а напротив, способны сосуществовать, образуя два взаимно связанных вида словесного творчества. По мнению С.Жукас, «проблема отношений между фольклором и литературой должна ...рассматриваться в двух планах: исторической последовательности (фольклор предшествовал литературе) и принципиального соотношения двух способов творчества».2

Проблема связей поэзии с устным народным творчеством является одной из самых актуальных и интересных. Научное исследование таких связей имеет давнюю традицию. Начало её было положено ещё А.Востоковым в его «опыте русского стихосложения». В XIX веке появилась знаменитая «мифологическая школа» (основатели братья В. и Я.Гримм), нашедшая последователей среди западноевропейских ученых (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер, А.Пикте, Т.Бенфеи и др.) и русских (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, В.Ф. Миллер), стремившихся постичь истоки поэтического мышления народа. Особое значение в изучении этого вопроса имели работы А.Н.Веселовского, Н.Костомарова, А.А.Потебни, П.В.Киреевского, А.Н.Пыпина.

  1. Медриш Д.Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема. // Русская литература и фольклорная традиция. - Волгоград, -1983.- С.З.

  2. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы//Фольклор. Поэтика и традиция. -М., 1982. -С. 8.

  3. Веселовский А.И. Историческая поэтика. -М., І989., Потебня А.А. Эстетика и поэтика.-М„ 1976.

В советский период вопросу взаимодействия литературы и фольклора были посвящены исследования1 М.К.Азадовского, Т.М.Акимовой, Е.Александровой, Н.П.Андреева, В.П.Адриановой-Перетц, А.М.Астаховой, В.Г.Базажша, М.М.Бахтина, П.Г.Богатырёва, А.А.Горелова, Н.Колпаковой, С.Лазутина, А.Новиковой, Э.В.Померанцевой, В.Я.Проппа, Н.И.Савушкина, О.И.Федотова. В статье Н.П.Андреева «Фольклор и литература», опубликованной в 1936 году, была впервые в теоретическом плане освещена проблема фольклоршма писателей. Сущность её заключалась в том, что у разных авторов функция привлекаемого ими материала совершенно различна и зависит от их идеологической позиции, поэтому при изучении фольклорных традиций писателя, считает исследователь, «необходимо исходить из конкретной характеристики автора, из понимания направленности его творчества; необходимо установить, какой именно материал ...берёт из фольклора данный автор; необходимо выяснить далее, как он обращается с данным материалом».2

Таким образом, статья Н.П.Андреева теоретически обосновала переход к более глубокому изучению процесса воздействия фольклора на литературу, намечавшийся в эти годы. Исследователь коснулся теоретического вопроса вхождения литературы в народно-поэтическое творчество, а затем, в полном соответствии с выдвинутыми своими теоретическими принципами, провёл конкретные исследования в некоторых своих работах.3

  1. Азадовекий М. К, История русской фольклористики: В 2т. -М, .; Акимова T.M.О фольклоризме русских писателей/Сост. и отв. ред. Ю.Н, Борисов, - Саратов, 200 L; Андреев Н.П. Фольклор и литература // Литературная учеба. - 1936. - №2. - С.67.; Адриапова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974.; Астахова А.М, Вопросы поэтического стиля //Былины. Итоги и проблемы изучения.-М.-Л., 1966.; БазановВ.П От фольклора к народной книге.-Л., 1973.; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/Прим. С.С.Аверинцева и др. -М., 1979.; Богатырёв П.Г. Изображение переживаний действующих лиц в русской народной волшебной сказке // Фольклор как искусство слова.-М., 1969.-Выл. 2.; Горелов А.А. К истолкованию понятия «фольклоризм литературы» // Русский фольклор. -Л,, 1979. -T.12. - С.З1- 48.; Померанцева Э.В. О русском фольклоре. - М., 1977.; Пропп В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1998.; Савушкин Н.И. Русская советская поэзия 20-х годов и фольклор, - М., 1971.; Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русского стиха. - Владимир, 1981.

  2. Андреев Н.П. Фольклор и литература//Литературная учеба. - 1936. - №2. -С.67,

  3. Андреев Н.П. «Слово о полку Игореве» и народное творчество // Народное творчество. -1938. - №5.; Произведения Пушкина в фольклоре //Литер. Критик.- 1937.-№!.; Пушкин и народное творчество// Учёные записки ЛГПИ. Т. XIV,- 1938.; Фольклор в поэзии Некрасова //Литер, учеба, - 1936.- №7.

Тема «литература и фольклор» является главной в работах У.Б.Далгат, С.Ф.Елеонского, В.Е.Гусева, С.Жукас, ДЛІ.Медриша, А.Ф.Лосева, И.А.Оссовецкого, В.М.Сидельникова.

В течение почти трёх десятилетий вёлся методологический спор по этой проблеме между двумя учеными П.С.Выходцевым и Л.И.Емельяновым. Так, Л.И.Емельянов считал, что фольклор - это не идеальный образец народности для писателя, что «вопрос о влиянии фольклора на литературу может стоять лишь как вопрос теоретический».1 По его словам, фольклор - традиция, и как традицию его надо и понимать, а не как «особое удостоверение особых качеств». Другими словами, Л.И.Емельянов обвинял П.С.Выходцева в отождествлении фольклоризма и народности. В ответ на такие, по мнению П.С.Выходцева, неоправданные и необоснованные обвинения, он находит недостатки и в выдвинутой гипотезе Л.И.Емельянова: «Боясь «фетишизации» фольклора среди «любого из фактов культуры», критик пытается доказать, что фольклор «всего лишь источник эстетического образования». Но в таком случае, - заключает Выходцев, - проблема фольклоризма размывается среди других проблем и сводится, по существу, к нулю».

Несмотря на различные точки зрения этих критиков по поводу степени влияния фольклора на литературу сомнению не подлежит сам процесс взаимодействия фольклора и литературы.

Но взаимодействие литературы и фольклора не односторонний процесс, которым, к сожалению, часто ограничиваются исследователи этого вопроса, используя лишь «фольклорные мотивы», образы и приёмы. Заслуживает внимания, на наш взгляд, определение термина «фольклоризм художника» И.А.Оссовецкого: «...под фольклоризмом художника слова понимается использование как в отдельном его произведении, так и в творчестве в целом структурно-художественных элементов, восходящих или к сюжетам фольклора, или к образной системе, или к его поэтике, или к лексике и

  1. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л., 1978 - С. 194.

  2. Там же. - С. 197.

  3. Выходцев П.С. и др. История рус. сов. лит-ры. - М., 1986. - С.4.

6 поэтической фразеологии. Таким образом, в определяемое понятие входят и образно-поэтические, и языковые категории...». При этом нельзя забывать, что после перехода в литературу тот или иной фольклорный образ теряет своё первоначальное содержание, - он становится уже элементом нового художественного строя. Поэтому для «его нового смысла и функции, -считает С.Жукас, - необходимо «реставрировать фольклорное содержание, смысл фольклорного образа в сферах его собственного функционирования».2 Другими словами, фольклорный материал должен быть использован в качестве базы для развития литературы, особенно для ряда национальных литератур. Фольклор, как основную черту духовных истоков национальных литератур, рассматривают такие исследователи литературы, как С.Аутлева, Л.Бекизова, А.Гадагатль, М.Кунижев. Эта же мысль нашла отклик в работах3 литературоведов В.И. Абаева, Е.М. Дроздовича, З.Т. Кардангушева, Д. Костанова, Р.Г. Мамия, У.М. Панеша, А.А.Схаляхо, Т.М.Степановой, И.Трескова, К.Г. Шаззо и других. Так, по мнению профессора К.Г. Шаззо, «народный опыт питает и будет питать письменные традиции, что возможно через изображение внутренней жизни личности».4 Ведь во многих произведениях литературы авторы и их герои наряду с миром реальности живут в идеальном мире мечты, и этот другой, внутренний их мир, соприкасается с народным творчеством как нельзя ближе.

Таким образом, тексты устной традиции должны восприниматься как равноправные письменным текстам, обладать теми же необходимыми качественными характеристиками или близкими к ним признаками, а

  1. ОссовецкиЙ И.А. Язык современной русской поэзии и традиционный фольклор // Языковые процессы современной русской худож, л ит-ры, - М., 1977. - С. 129.

  2. Жукас С. О соотношении фольклора и лит-ры // Фольклор. Поэтика и традиция. - М„ 19S2. — C.S.

  3. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М. - Л., 1959.; Дроздович Є.М. Легенды кавказских горцев. -Пятигорск, 1908.; Кардангушев З.Т. Адыгский фольклор. - Нальчик, 1970.; ПанешУ. М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских лите-ратур / [Отв. ред. Цицишвили Г. Ш., Шаззо К. Г,].-Майкоп, 1990.-277 с.;Схаляхо А.А. Всем своим трудом (О литературоведении и фольклористике)// Адыг.правда. -1979,- 17 октября.; Тресков И.Ф. Фольклорные связи Северного Кавказа, -Нальчик, 1963.; Литература и фольклор/Научн.ред. Д.Костанов, А.Схаляхо.-Краснодар, 1968.

  4. Шаззо К.Г. Новые рубежи. О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы. -Майкоп, 1988.-С.3-25.

изучение сферы их соприкосновения требует особых методологических подходов.

Важным вопросом на современном этапе изучения проблемы взаимодействия фольклора и литературы, по мнению У.Б.Далгат, является «установление самого типа фольклоризма, характера связей, логики отношений между литературой и фольклором».1 В своё время в работе А. Лазарева2 была сделана попытка выделить типологические «группы переработки фольклорного материала»: 1) использование фольклорных элементов в литературном произведении в «бессознательном» обращении к фольклору; 2) использование фольклорных элементов в сознательном обращении к фольклору и модернизации его материала. Проведенная исследователем А.А.Гореловым3 классификация общих типов фольклоризма, безусловно, не является абсолютной, тем не менее, мы в своем исследовании будем придерживаться намеченных им модификаций: «Первый состоит из цитирования, а второй подразделяется на несколько групп: а)стилизация органическая (в жанре литературного сказа), неорганическая (псевдостилизация) и книжная (по мотивам Библий, летописей); б)поэтический фольклоризм (использование всех элементов фольклорной поэтики в стилистических и других целях); в)пссенный фольклоризм (использование особого лирического эмоционального потенциала фольклорной песни, методики фольклорного стиха); г)жапровый фольклоризм (обращение к жанрам фольклора); д)мифологический фольклоризм (разработка в форме какого-либо жанра литературы мифологического сюжета, использование мифологической символики, особенностей мифологического мышления); е)мировоззренческий фольклоризм (использование особенностей мировоззрения народа, его взглядов на мироустройство и т.п.»

  1. ДалгатУ.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты.-М., 1981.-С.26.

  2. Лазарев А.И. Проблема изучения фольклоризма рус. лит-ры. 1870-1890.-Северодвинск, 1985.-С. 18-19.

  3. Горелов А. А. К истолкованию понятия «фольклоризм литературы»// Русский фольклор.-Л., 1979-Т. 12. -С.ЗІ-48.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, и точка зрения Трыковой 0.10. по вопросу классификации способов взаимодействия русской литературы XX века с фольклором. В своей статье1 она выделяет несколько типов фольклорного заимствования;

  1. Структурное заимствование из фольклора имеет место, когда писатель (осознанно или неосознанно) применяет в своем произведении ту или иную структурную модель фольклора.

  2. Мотивное заимствование предполагает использование в художественной литературе отдельных мотивов фольклора.

  3. Образное заимствование выражается в двух основных формах. Первая -это явственное перенесение фольклорного образа в художественное произведение, например, Смерть. Вторая форма образного заимствования -более сложный путь ассоциативно-образного наследования, когда создаваемый писателем образ лишь ассоциируется с народным, имея фольклорный подтекст.

  4. Особо следует отметить заимствование художественных приемов и средств устного народного творчества. Тропы фольклора ныне стали традиционными для литературы и чаще всего не осознаются как фольклорные в контексте художественного произведения. Тем не менее необходимо подчеркнуть фольклорное происхождение таких приёмов, как постоянный эпитет и инверсия, анафора и антитеза, синтаксический и психологический параллелизмы и других.

Такой подход к использованию фольклорного материала, на наш взгляд, поможет более глубоко раскрыть процесс взаимодействия литературы и фольклора и выделить доминирующий тип фольклоризма в каждом из произведений писателя.

Нравственно-философский и художественно-эстетический потенциал народного искусства привлекал внимание многих писателей и поэтов России на протяжении всего существования и становления литературы, а также

1 ТрыковаО.Ю. О классификации способов взаимодействия русской литературы XX века с фольклором // Педагогический вестник.-2003.-К1.

служил важным материалом, который использовали они в своих произведениях. В разные исторические периоды фольклорное наследие было востребовано русской литературой по-разному. Так, известный исследователь древнерусской литературы В.П.Адрианова-Перетц отмечает, что «проблема взаимоотношения в Древней Руси литературы и фольклора -это проблема соотношения двух мировоззрений и двух художественных методов, то сближающихся до полного совпадения, то расходившихся по своей принципиальной непримиримости».1 Эта же мысль нашла отражение в работе Д.С.Лихачёва «Поэтика древнерусской литературы», в которой взаимодействие литературы и фольклора представляется как процесс взаимодополняющих друг друга эстетических систем.2 Исследователь считает, что система жанров фольклора в то время была цельной и законченной, а система жанров литературы Древней Руси была неполной и дополнялась фольклором. При этом жанровая система русского фольклора (относительная чёткость границ между жанрами, преобладание монологизма над диалогизмом) отличалась от фольклора других европейских народов, что объясняется историческими причинами.

Творчество В.А.Жуковского и А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и
Н.В.Гоголя, А.В.Кольцова и Н.А.Некрасова, И.С.Никитина и С.Н.Дрожжина
- это художественное воспроизведение явлений действительности с
народной точки зрения, слияние содержания произведения с

фольклорностью формы. Такой творческий принцип предполагал использование структурно-художественных элементов народной поэтической культуры, восходящих к определенным жанрам, образно-тематическим рядам, поэтике, языку.

Творчество А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова - лучший образец взаимодействия фольклора и литературы XIX века. В статье «Пушкин и народное творчество» Н.И.Андреев проводит наблюдение, касающееся методов освоения поэтом народных традиций; «Проникшие в фольклорный

  1. Адрианова-Перетц В.П, Очерки поэтического стиля Древней Руси,-М-Л., 1947. -С.24.

  2. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -М., 1979.-С.47.

обиход произведения Пушкина по большей части либо опираются на фольклорный материал, либо близки к этому материалу тематически. В ряде произведений остро поставлена социальная тема. Фольклорные переработки подхватывают эти социальные темы и ещё усиливают их».' Так, в поэме «Медный всадник» Пушкин, используя фантастический образ медного всадника, преследующего главного героя поэмы Евгения, затрагивает проблему человека и власти, выразившуюся в своеобразном бунте против «мощного властелина судьбы». А в результате анализа элементов народнопоэтической речи в произведениях Н.А.Некрасова Андреев приходит к следующему заключению: «У пего нет слепого преклонения перед фольклором вообще. Поэтому он свободно изменяет фольклорный материал и свои произведения делает несравненно более сложными: мастер-художник вносит свои улучшения в материал». Это отражено и в работе К.И.Чуковского «Мастерство Н.А.Некрасова». Определяя основные принципы подхода поэта к наследию своего народа, К.И.Чуковский выделяет один из самых, на наш взгляд, важных: «Он брал те фольклорные тексты ... переделывал их так, чтобы они правдиво отображали реальность».3

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что основа обращения А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова к фольклору - в подлинной народности мировоззрения, в оценке ими явлений жизни с народной точки зрения. Именно таким образом достигается настоящее слияние самого содержания с фольклорностью формы.

Выявление роли народного словесного творчества в истории литературы, разработка проблем фольклоризма в ней, по мнению Б.Н.Путилова, относится «к безусловно позитивным последствиям» развития теоретической мысли и на современном этапе.

Говоря о воплощении народных традиций в русской поэзии XX века, можно выделить несколько тенденций постижения фольклора. Первая идёт

  1. Андреев Н.П. Призведеиия Пушкина в фольклоре//Литер, критик.- 1937.- №1.- С. 167-168.

  2. Андреев H.П. Фольклор в поэзии Некрасова//Литературная учёба,- 1936. - №7.-С.85.

  3. Чуковский К.И. Мастерство H.A. Некрасова.-М., 1962. -САМ.

  4. Путилов Б.Н. Принципы текстологического изучения фольклора. -М., 1966.-С.232-236.

11 от А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова (и естественно от его предшественника А.В.Кольцова) - это творческое обращение к фольклору, его приближение к современной действительности (С.Есенин, Д.Бедный, А.Прокофьев, М.Исаковский, А.Твардовский). Вторая - противоположная - уход от действительности, романтическая идеализация прошлого, обращение к наиболее архаичным формам народного творчества (А.Ремизов, Н.Клюев, С.Клычков).

В нашем исследовании мы берём за основу в качестве методологического подхода первую - рассмотрение фольклоризма как творческого подхода к народной эстетике.

Такое понимание роли фольклора лежит и в основе творчества крупнейшего поэта XX века, который по праву стоит в ряду с классиками отечественной и мировой литературы - Александра Трифоновича Твардовского. Продолжая и обновляя достижения отечественной классики, разнообразные традиции народно-поэтического творчества, опираясь на опыт видных поэтов XX века, он стал истинно народным поэтом, а его поэзия тем живым и неиссякаемым источником правды, любви и добра. «Не лгать, не трусить, верным быть народу, любить родную землю-мать, чтоб за неё в огонь и в воду, а если - то и жизнь отдать» - такова жизненная позиция поэта Твардовского. И он был верен ей до последних дней, пережив страшные и жестокие 30-е годы, пройдя ужасы и тяготы Великой Отечественной войны, не всегда вписываясь в современную ему послевоенную жизнь, борясь с цензурой, считая её пережиточным органом нашей литературы. Научная биография Твардовского не написана до сих пор. А между тем, по замечанию В.С.Баевского, «Твардовский - классик советской литературы XX века, а 1960-ые годы по праву должны быть названы десятилетием Твардовского, здесь он - ключевая фигура ... как атлант, держал он на своих плечах всю нашу литературу...»

1 Твардовский А.Т. Собрание сочинений: В б т. -М., 1976.-Т.З.-С. 187.

2Баевский B.C. Кулацкий подголосок и враг народа: двойной портрет//Вопросы литературы.-2001.- №5.

-С.29.

Ретроспективный взгляд на творчество А.Т.Твардовского позволяет сделать вывод, что произведения поэта очень близки по своему духу народному творчеству. И это не случайно. По мнению А.М.Туркова, «родство произведений таких писателей с устными, народными правильнее объяснять тем, что они порождены одной и той же благодатной почвой».1

Прослеживая творческий путь поэта А.Т.Твардовского как
продолжателя фольклорной эстетики, можно отметить, что, несмотря на
кажущееся обилие критической литературы по этому вопросу, этот пласт его
поэзии изучен всё же недостаточно. Среди существующих литературных
исследований можно особо выделить работы П.С.Выходцева, в которых он
даёт представление о стиле поэта, иллюстрирующем близость стихов
Твардовского к русскому фольклору. Заслуживают внимания работы
Е.П.Любаревой, В.Александрова, Р.М.Романовой, П.Ф.Рощина,

А.М.Абрамова, В.М.Акаткина, А.М.Туркова, А.П.Гришунина, В.Я.Лакшина, А.В.Македоіюва, А.И.Кондратовича, в особенности работы последнего десятилетия - Н.Л.Лейдермана, В.А.Редькина, а также диссертации Ю.Г.Буртина, С.Л.Страшнова, Т.А.Снигирёвой, Р.В.Шалдиной.

Ряд ценных наблюдений о лирике и поэмах Твардовского 30-50-х годов содержится в статьях В.Асмуса, Л.Озерова, К.Ваншенкипа, В.Гусева, В.Дементьева, М.Пьяных, Н.Ремизовой и др. Они дают представление о

  1. ТурковА.М. А,Твардовский.-М., 1970.-С.166.

  2. Любарева Е.П. Эпос А.Твардовского. - М., 1982.-95с, Александров В. Люди и книги.-М., 1950.-298с, Романова P.M. А.Твардовский. Страницы жизни и творчества. - М., І9Є9. - 159с, Рощин П.Ф. А.Твардовский. - M., 1966. - 176с, Абрамов A.M. «Василий Тёркин» А.Твардовского - народная эпопея. -Воронеж, 1981. - 191с, Акаткин В.М. В поисках главного слова // Вопросы литературы. - 1974. - №3., Турков A.M. Секреты "простого стиля" // Знамя. - I960. - № 7., Гришупии А.П. «Василий Тёркин» АТвардовского. - М., 1987. - 142с, Лакшин В.Я. Не прячь глаза // Юность. - 1989. - №2. - С.89-91., Македонов А.В. Очерки советской поэзии. - Смоленск, 1960., Кондратович А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. - М., 1978. - С.350., Буртин ЮГ. Нестареющая правда: Заметки о поэме Твардовского "Василий Тёркин" // Живая память поколений: Сборник статей. - М., 1965. - C.I36-I53., Лейдерман Н.Л. Творческая драма советского классика. А.Твардовский в 50-60 годы. - Екатеринбург, 2001., Редькин В.А. Творчество А.Твардовского. -Л., 1989. -382с, Страшнов С.Л. Творческая эволюция А.Т.Твардовского (в аспекте поэтич. жанров): Диссертация на соискание.... докт. филол. наук. - Иваново, 1993., Спигирёва Т.А. А.Т, Твар до вс кий. Поэт и его эпоха: Диссертация на соискание.... докт. филол. наук. - Воронеж, 1997., Шалдина Р.В. Творчество Твардовского: природа смеха: Дис на соиск. учен. степ, кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 2002.

  3. Гусев В.Е. Об истинах старых и новых // Вопросы лит-ры. - 1962. - №6., Дементьев А.О. О традициях и народности // Новый мир. - 1969. - №4., Пьяных М.Ф. От эпоса - к постижению народной трагедии // Свободная мысль. - 1993. -№14.

движении и обновлении круга исследований по Творчеству Твардовского. В некоторых из них просматривается попытка соотнести биографические факты поэта с художественным миром, созданным в его произведениях. Сформированное критикой тех лет представление о поэте, на наш взгляд, нуждается все же в более широком осмыслении.

В последние годы в ряде исследований уделено внимание неоднозначности мироощущения Твардовского, а появляющиеся журнальные статьи больше уделяют внимания сенсационным материалам биографического характера2. Поэтика, художественная система опускается, художественный анализ заменяется выявлением политической позиции автора. А ведь истинно народный поэт Твардовский в первую очередь близок читателю своим творчеством, тесно связанным с жизнью и судьбой народа, с его традициями. Не претендуя на исчерпывающий анализ фольклоризма поэта, мы выдвигаем для рассмотрения ряд проблем, позволяющих с новых позиций и на более глубокой основе (включающей в себя как достижения твардовсковедения, так и фольклористики) уточнить и пересмотреть обращение А.Твардовского к устному народному творчеству.

Следовательно, актуальность предлагаемой работы видится в возможности и необходимости углубления и значительного расширения исследования проблемы фольклорных традиций в творчестве Твардовского с учётом новых публикаций из творческого наследия поэта («Рабочие тетради», письма), воспоминаний родственников и друзей поэта, современных концепций изучения поэзии советской эпохи, а также дальнейшего развития проблемы взаимодействия фольклора и литературы как двух эстетических систем.

1 Кублановский Ю. Этюа о Твардовском // Новый мир. - 2000. - №6. - С.131,
Снигирева Т. А. Творчество А.Твардовского в отечественной критике. - Екатеринбург, 1994.

Разводова О.В. Наследие А.Твардовского и современная концепция «нового реализма» // А.Т.Твардовский и русская литература XX века. - Воронеж, 2000.

2 Баевский B.C. Кулацкий подголосок и враг народа: двойной портрет// Вопросы литературы. -2001.-№5.
Лакшин В.Я. Не прячь глаза// Юность. - 1989.-№2. -С.89-91.

Дементьев В.В. Память сердца: Над страницами творческого наследия А.Твардовского //Лит. Россия. -1987. - 24 апреля.

Объектом исследовании выступают поэмы А.Т.Твардовского «Страна Муравия» (1936), «Василий Тёркин» (1941-1945), «Дом у дороги» (1946), «Тёркин на том свете» (1954-1963), которые являются ярким примером художественного синтеза фольклорной и литературной традиций.

Научная новизна работы состоит в теоретической разработке вопроса фольклоризма Твардовского путем комплексного подхода к его изучению, опираясь как на известные типы фольклорного заимствования, так и на новые; а также тематическим отбором сюжетов вышеназванных поэм, не получивших сколько-нибудь обстоятельного анализа в исследованиях по данной проблеме. В исследуемых поэмах соотносится образность жанров устного народного творчества, не привлекавших внимания историков литературы в контексте проблемы связей литературы с фольклором: песня-плач, эпический плач о Родине, причитание, частушки; выявляются также новые аспекты изучения традиций, бытование которых в сюжетах поэм уже отмечалось.

Целью исследования является системный анализ связей творчества Твардовского с фольклорными традициями на примере поэм «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «Тёркин на том свете».

Конкретными задачами диссертации стали:

  1. Выявление фольклорных истоков творчества Твардовского, исследуя духовную жизнь, культуру эпохи и окружение поэта, оказавших влияние на его творчество;

  2. Анализ соотнесённости фольклоризма Твардовского с историзмом, учитывая как фольклористические взгляды поэта, так и исторические и историко-философские, а также своеобразие подхода Твардовского к различным источникам: фольклорным, документально-историческим и литературным;

  3. Выяснение основных функций и характера использования фольклорного материала Твардовским в вышеназванных поэмах для понимания направленности его творчества;

4) Определение основных типов фольклоризма в произведениях Твардовского, опираясь на классификацию А.А.Горелова и О.Ю.Трыковой. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Фольклоризм творчества А.Т.Твардовского представляет собой сложный и многоплановый информационно-эстетический комплекс. Сочетание в его произведениях фольклорной и литературной традиции с собственным поэтическим осмыслением процессов истории и человеческой судьбы создало феномен в отечественной культуре XX века. Некрасовское наследие открыло Твардовскому широкие возможности связи с народно-поэтическими традициями, которые особенно ярко проявились в жанре эпопеи.

  2. Художественный мир, проблематика и структура образов ноэ.м «Страна Муравия» «Василий Тёркин», «Тёркин на том свете» близки структуре эпических образов народного творчества, то есть воспроизводят особенности создания героев былин и сказок как в плане характерологии, так и в плане поэтической образности.

  3. В поэме «Дом у дороги» для Твардовского ведущим типом лирического сознания, ведущим жанром становится народный плач, проявляющийся в многообразии его видов. Прямое следование народно-поэтическим истокам дополняется опосредованным воспроизведением и литературной традиции («Плач Ярославны», «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского и др.).

  4. Творчество Твардовского - яркий пример тесной связи фольклора и поэзии в литературе XX века. При этом поэт не выбирает простой путь освоения фольклора, а глубоко осваивает эстетику народного творчества, особенности народного художественного мышления, обогащая лексику, фразеологию, стилистику своих произведений.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды известных литературоведов и фольклористов: В.Я.Проппа,

16 М.К.Азадовского, Н.И.Андреева, В.Адриановой-Перетц, П.С.Выходцева, Л.И.Емельянова, А.А.Горелова, А.А.Лазарева, У.Б.Далгат, Д.Н.Медриша, И.А.Оссовецкого, С.Жукас, У.М. Панеша, Р.Г. Мамия, А.А. Схаляхо, И.Ф.Трескова, К.Г.Шаззо.

Апробация основных положений работы осуществлялась на Всероссийской научной конференции «Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры» (Майкоп, 2006) путем обсуждения выступления автора с последующей публикацией тезисов, а также на заседании кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета. По материалам диссертации опубликовано две статьи в Филологическом вестнике АГУ в г.Майкопе в 2004, 2005 годах, две статьи в Ежегодном сборнике научных статей молодых учёных и аспирантов Адыгейского государственного университета в 2005, 2006 годах, одна статья в журнале ВАК «Культурная жизнь Юга России» в 2006 году.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, включающей 316 наименований.

Объём диссертации 180 страниц.

Эволюция замысла и его воплощение

А.Т.Твардовский был поэтом широко открытым для восприятия фольклорных и литературных традиций. В своем творчестве он испытывал влияние самых разных писателей и их произведений. Некрасовское наследие открыло Твардовскому широкие возможности связи с народнопоэтическими традициями, которые особенно ярко преломились в его эпопеях. Именно этот жанр помог поэту со всей своей широтой охватить страницы жизни русского народа на различных исторических этапах. В каждом из его эпических произведений мы наблюдаем, как ярко проступает в них народная мысль во всём своём разнообразии. По мнению П.С.Выходцева, такое «проникновение в основы художественной системы народного творчества позволяет выразить как бы народную точку зрения на развивающуюся действительность. И не случайно и Н.Некрасов и Т.Твардовский обращаются к наиболее распространённым в народной поэзии темам, сюжетам, образам»1. Но всё же основное, что связывает поэзию Н.Некрасова и А.Твардовского, - это принцип изображения человека. Герои некрасовских поэм («Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, красный нос» и др.) всегда показаны в своём отношении к народу, а чаще всего это и есть сам народ. Вспомним хотя бы Дарью, Матрёну Тимофеевну. Их судьбы - это горькая судьба всех женщин дореформенной России. Поэтому так убедительно звучат заключительные строки из главы «Крестьянка» поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Ключи от счастья женского, Заброшены, потеряны У бога самого

В них выражена авторская мысль именно с народной точки зрения: в условиях, где женщина порабощена, она не может быть счастлива. Так поэт отражает в поэме народную психологию, её взгляды и мораль, что придаёт всему произведению черты публицистичности.

А.Т.Твардовский продолжил все эти традиции Н.А. Некрасова, наполняя их новой художественной силой, учитывая особенности своего времени -эпохи социализма. Следует также отметить, что, ещё будучи подростком, юный Александр восхищался поэзией Некрасова. В его семье стихи поэта были настольной книгой, заучивались наизусть, перечитывались неоднократно. Будущий поэт видел в них упоительную поэзию, трогающую душу и сердце, разливающуюся и обжигающую своим ярким огнем.

Став поэтом, А.Т.Твардовский ещё глубже осознал ценность поэзии Некрасова. Не случайно он так высоко оценивал его мастерство, называя Некрасова продолжателем пушкинских традиций: «Некрасов нёс свою благородную службу певца народного горя и гнева, говоря с народом на том языке, который был создан для нашей поэзии Пушкиным, и вслед за Пушкиным наполнил своё искусство жизнью и страстью сердца»2. Но всякая традиция не зачёркивает новаторства, а предполагает его. Поэтому дальше Твардовский заключает: «Некрасов стоял на иных, более передовых идейных позициях, чем Пушкин, но он его прямой наследник» .

Таким образом, вопрос о традиции не равнозначен вопросу о влиянии. Традиция - это не только следование за образцами, но и продолжение их на новой основе, в условиях новой эпохи. Это прямым образом относится и к творчеству Твардовского. При всей внешней близости к некрасовской поэзии стихи Твардовского наполнены своим особым лиризмом, своим видением действительности. При этом нельзя отрицать, что поэт также вобрал в себя и опыт последующих поэтов - от А. Блока до Б. Пастернака.

Признавая «бесспорное и огромное» влияние на него Некрасова, Твардовский всё же указывал, что «... влияние это не нужно понимать в слишком прямом смысле, то есть так, будто для меня нс существует поэзии посленекрасовской, поэзии 20-го века, ... а также западной»1. О своём преклонении перед талантом выдающихся поэтов старшего поколения -А. Ахматовой, М. Исаковского, С. Маршака - он писал в статьях, письмах. С большим уважением А. Твардовский относился к творчеству Н. Асеева, Н. Тихонова, В. Инбер, М. Светлова, В исследованиях Е.П. Любаревой отмечается, что Твардовский использовал в своем творчестве и толстовские традиции, «которые обогатили героев Твардовского психологическим анализом, диалектикой души, её сложностью»2. Наряду с образцами русской классической литературы с детства неотъемлемой частью духовной жизни будущего поэта были также произведения устного народного творчества. Под их очень сильным влиянием складывался Твардовский как человек и поэт. Смоленщина, где вырос он, всегда славилась своими народными песнями, легендами, сказками, обрядовым фольклором. Будущий поэт часто слышал это живое народное слово, которое оставило в его душе неизгладимый след, как и сам край, где он вырос: лесная смоленская сторона, родной хуторок и деревня Загорье.

Традиции фольклоризма Н.А. Некрасова в поэме А.Т.Твардовского «Страна Муравия»

Критическая литература о «Стране Муравии» обширна. Наиболее известные - это книги В.Александрова (1950), Е.П.Любаревой (1957), П.С.Выходцева (1958), А.М.Туркова (1960), Ю.М.Буртина (1970), А.И. Кондратовича (1985), С.Л.Страшнова (1990), В.А.Редькипа (1992) и др. Их оценки поэмы Твардовского различны, но почти все они подчёркивают, что «Страна Муравия» восходит к некрасовской традиции («Кому на Руси жить хорошо»).

Что же даёт право так утверждать?

В первую очередь умение А.Т.Твардовского осмыслить те явления действительности, которые были важными в то время для страны. А это был сложный и драматичный процесс коллективизации, охвативший в 30-е годы народные массы. Здесь можно провести параллель с тем, как Некрасов отображал сложные процессы жизни крестьянства после отмены крепостного права в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Во-вторых, работая над «Страной Муравией», Твардовский основательно изучил поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Эта работа помогла ему освободиться от прежнего понимания изображения реальной действительности. Можно предположить, что условно-фантастический сюжет реалистической поэмы Н.Некрасова вывел Твардовского к необходимой поэтической форме. Именно Н.А.Некрасову обязан Твардовский умением объединить в произведении реальное и фантастическое, т.е. подчинить народную сказочную фантастику раскрытию его идейного замысла, отчего сюжет приобретает реалистический характер.

В-третьих, роднит эти две поэмы живой разговорный язык, лишённый сложных синтаксических конструкций, а обогащенный элементами народного творчества; пословицами, поговорками, прибаутками и т.д. В названиях двух поэм также можно заметить сходство: в них заключён общий смысл - человеческое счастье. У Некрасова оно выражается в высказывании «жить хорошо», а у Твардовского символом этого счастья является Муравия — обетованная земля.

Сближают Твардовского с Некрасовым и принципы создания героев: проникновение в сущность русского национального характера, используя народные традиции; наличие авторского голоса, комментирующего мысли и поступки своих героев, сопереживающего им, а иногда, в особо волнующие моменты, органически сливающегося с народным многоголосьем.

И всё же, несмотря на близость поэм, нельзя утверждать, что Твардовский только слепо подражал некрасовским традициям. Об этом пишет П.Выходцев: «Используя классический опыт Некрасова в освоении этих народно- поэтических мотивов, Твардовский создал совершенно оригинальное произведение со своеобразным сюжетом, композицией и характерами» . Эту же мысль высказывает и П.Ф. Рощин: «Говоря о некрасовских традициях в композиционном построении поэмы (условность сюжета, близкая к сказочной), мы имеем в виду только схему построения, но не внутреннее развитие действия, глубоко различное в сопоставляемых нами поэмах Н.Некрасова и Т.Твардовского. Семь правдоискателей Некрасова лишь свидетели беспросветно- тяжёлой жизни народа в крепостнической России... Другое дело - Моргунок. Это живой, реальный человек, который у во имя своей мечты готов пойти на самые трудные испытания» . А А.И.Кондратович отмечает, что «Твардовский создал свой народный характер, своего Моргунка в тот период истории нашего крестьянства, о каком никто в прошлом не мог бы помыслить и тем более предсказать его...» Как же достигает поэт этого мастерства? Создавая образ своего героя, Твардовский как бы высказывает народную точку зрения на те преобразования в деревне, которые возникли с процессом коллективизации.

Ведь сам поэт принадлежал к этому народу и близок был ему своим крестьянским происхождением. Поэт стремился понять, каким в новой обстановке будет сознание людей, будут ли они счастливы, вступив в колхозы, отдав свой скот в общее пользование? «Если писать на народные мотивы, - считал В.Г.Короленко, - если вы продолжаете жить этой жизнью и питаетесь её впечатлениями, то старайтесь подмечать в ней то, что нарождается, что врывается в дух миросозерцания народа, что его изменяет и преображает» . К этому стремился и А.Твардовский в своей поэме, понимая важность поставленной перед ним задачи. Поэтому главное, что больше всего интересует автора в своём герое - это его отношение к колхозному строительству, а также формирование его сознания от мелкого собственника к убеждённому колхознику. Замысел поэмы вызвал у поэта необходимость обратиться к истокам народного творчества, к богатому его опыту. Поэтому принципы подачи главного героя поэмы Твардовского, Никиты Моргунка, его пребывания в мире, структура сюжетостроения, язык, стиль - всё это поэтика народных сказок и сказаний, не мешающая поэту отобразить реальные картины жизни России 30-х годов в эпоху её переломного этапа. Герой вместе с автором проходит сложный путь раздумий о том, принесёт ли колхозное хозяйство желанное счастье крестьянину. При этом авторское осмысление идёт несколько дальше - в нём прослеживается трагический элемент, проступающий сквозь строки поэмы. Видимо, таким образом поэт выражает и свою собственную неуверенность в победе процесса коллективизации и правильности методов его осуществления.

Героическая эпопея о Великой Отечественной войне и её народный герой (поэма А.Твардовского «Василий Тёркин»)

Жизнь народа на различных исторических этапах - таково основное содержание творчества Н.Твардовского. И, как точно заметил А.Л.Гришунин: «Всюду поэт идёт по горячим следам событий...»1

Народные страдания в годы Великой отечественной войны глубоко ранили его сердце и отозвались в поэзии с небывалой силой. С первых дней войны он, как и многие писатели и поэты, находился в строю. Горькую правду той войны А.Твардовский увидел с присущим ему бесстрашием, не отвращая взора своего ни от чего, что могло бы другого смутить и испугать. «Сжималось сердце при виде своих убитых, - вспоминал он. - Причём особенно это грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит...»

Всё увиденное и пережитое на фронтовых дорогах не могло не оставить след в душе поэта. С трагического лета 1941 года начался качественно новый этап творчества Твардовского, для него это было время «второго рождения». Появляются стихотворения и баллады, отмеченные «глубиной чувства и возмужавшей мысли»: «Партизанам Смоленщины», «Немые», «В поле, ручьями изрытом», «Баллада о товарище» и др. Такой содержательной и художественной силы и такого разнообразия интонаций поэзия его еще не знала. Но жило в душе поэта огромное желание создать такое эпическое произведение о войне, героем которого станет солдат, воплотивший в себе лучшие черты русского человека: широту натуры, мужество, скромность, готовность к самопожертвованию во имя Родины. Таким произведением и стала поэма Твардовского «Василий Тёркин», которая по праву считается героической эпопеей, отразившей высокий патриотический дух советского народа в эти грозные годы испытаний.

Но на первых порах у Твардовского не всё выходило так, как хотелось. Война обожгла и потрясла сразу: на то она и война. Но увидеть её художническим взглядом, найти в ней не только своего героя, но и дать этому герою реальную жизнь в литературе было непросто. А.Кондратович отмечает, что «история «Василия Тёркина» столь же уникальна, как и уникально само это произведение. Поразительно, - пишет он, - как быстро поэт пришел к пониманию, каким должен быть Тёркин, и как долго он не видел, что именно эта работа и есть то главное, чем он должен заниматься. Не видел, уже работая над поэмой, написав чуть ли не треть её!»1

До того, как у поэта родилась идея создать большое эпическое произведение о солдате Василии Тёркине, герой с такой фамилией уже был. Он родился еще в Финскую войну в 1939-1940 годах на страницах газеты «На страже Родины», в которой были напечатаны стихотворения нескольких фронтовых поэтов, среди которых был и А.Твардовский. Это были своеобразные стихотворные подписи к картинкам художников В.Брискина и В.Фомичева, а «лубочный герой этих весёлых картинок - Вася Тёркин -медведеподобный великан с тяжелым квадратным подбородком, совершал несчётное количество необыкновенных фантастических «подвигов».2 Вася Тёркин? Кто такой? Скажем откровенно: Человек он сам собой Необыкновенный. Но зато не бережёт Богатырской силы. И врагов на штык берёт

Как снопы на вилы. Герой с удивительной лёгкостью брал в плен вражеских солдат, накрывая их пустыми дубовыми бочками, доставлял донесения, пролетая «леса выше, над бурливою рекой». А помогает ему в этом ловкость и народная смекалка - типичные черты русского человека. Против них оказывается бессилен любой враг, каким бы поначалу грозным и сильным он не казался. Фельетон «Как Тёркин языка добыл» - яркое тому подтверждение. Использование простой разговорной лексики, при этом близкой по своей структуре народному языку, свидетельствует о наличии фольклорных элементов в этих литературных формах. 1) Снег глубок, а сосны редки Вася Тёркин на разведке. Белоснежен, без заплат Маскировочный халат. 2) Тёркин видит, Тёркин слышит -Белофинн бежит на лыжах. Знать, беды не чуя, он Лезет прямо на рожон.. 3) Тёркин, взвесив обстановку, Применяет маскировку. Он уткнулся в снег ничком -Стал похож па снежный ком. 4) Вид заманчивый «трамплина» Привлекает белофинна, Мчит он с маху на «сугроб»,.. Дальше ходу нету, стоп!!! 5) Так в разведке очень ловко, Применивши маскировку, Добыл Тёркин «языка» И доставил в штаб полка.

Таким образом, родившиеся на страницах фронтовых газет герои Вася Тёркин, Иван Гвоздев, Гриша Танкин, Пров Саблин, Иван Хватов, Максим Зениткшг, Егор Наводчиков поддерживали дух воинов непритязательной шуткой, весёлой выдумкой, содействовали распространению боевого опыта. Воспитательная роль этих «бывалых солдат» несомненна. Однако уж очень неправдоподобно легко им всё давалось, трудности и трагизм войны им были непонятны, поэтому образы этих героев воспринимались читателем схематично, лишь в малой степени обладая качествами народных характеров.

Народный плач- ведущий жанр поэмы А.Т.Твардовского «Дом у дороги»

В мае 1945 года была опубликована последняя глава поэмы «Василий Тёркин» «От автора», в которой Твардовский, подводя итог всему написанному о своём герое, приходит к выводу: Тёркин, Тёркин, в самом деле, Час настал, войне отбой. И как будто устарели

Тотчас оба мы с тобой.2 Поэт считает, что главную свою задачу он выполнил - «от выдумки» его людям на войне действительно было «теплей», а Вася Тёркин стал одним из самых популярных военных персонажей. Многие из них обращались к поэту с благодарностью: «Мало знают, сколько Теркин помогал нам на войне» (Д.П.Ротай); «С Васей мы не унывали,/ не скучали никогда» (С.Хмурый); «Своей шуткой, своим словом / помогал солдату жить. / И с тобой, нам спору нету, / было легче немцев бить.» (В.А.Стельмахович).3 Чего еще желать автору? Можно подумать и о новых произведениях: «Песня новая нужна...». Но читатели не хотели расставаться со своим любимым героем. В адрес Твардовского шли письма с просьбами написать продолжение поэмы о Тёркине, показав жизнь его уже в мирное время. Вот, например, строфы, взятые из послания в стихах к герою книги от имени людей Советской Армии:

Где ж ты, наш Василий Тёркин, Вася Тёркин, наш герой? Или ты теперь не Тёркин, Или стал совсем другой? И уверены мы в том, Что ты с нами будешь вместе После всей войны большой В нашей армии трудиться, Как в семье своей родной, Ты ей можешь пригодиться, У тебя ведь опыт свой...

Н.Матвеев1 Читатель В.Литаврин из Читы, также озабоченный послевоенной судьбой Тёркина, размышлял:

Может, он сейчас в забое Выполняет норму втрое, Чем дают ему по плану? Может быть, подходит к стану, И с весёлой поговоркой, Всем известный Вася Тёркин, В прошлом доблестный солдат, Он даёт стальной прокат?... А вот читатель А.И.Макаров считал, что Тёркин должен трудиться на фронте сельского хозяйства... Казалось, Твардовский прислушается к пожеланиям своих читателей и сразу возьмётся за продолжение поэмы. Но этого не произошло, несмотря на непрекращающиеся письма... Поэт почему-то отвергал эту мысль. В 195! году на страницах «Нового мира» он писал:

«Тёркин» - это книга, родившаяся в особой, неповторимой атмосфере военных лет, и что завершённая в этом своем особом качестве, книга не может быть продолжена на ином материале, требующем иного героя, иных мотивов...». В это время поэт уже работает над новой своей поэмой «За далью - даль», задумывает поэму «Пан» о своём отце, о чём свидетельствуют его записи в Рабочих тетрадях: «В течение лета, помимо прочего («Дали», «Дневник», лирика), буду набрасывать набело вчерне «Пана», ведя дело покамест в прямом автобиографическом плане.»1

Но, видимо, не всё идёт у него по задуманному плану, о чём свидетельствуют следующие строки:«Дали» могут остаться и незавершённой штукой, хоть в последней, сталинской главе есть обещание. Что-то отошло, что-то необратимо уже, хотя с прерванным путешествием можно было бы сладить. Не всё ль равно, куда я еду И сколько времени в пути...»2 Что же отошло в душе поэта и мешало ему дальше работать над поэмой «За далью - даль»? Думается, причины крылись в мировоззрении Твардовского, в тех сомнениях и размышлениях, которые проступали уже тогда, в 30-е годы, когда он работал над поэмой «Страна Муравия» и хотел верить, что его Никита Моргунок станет сознательным крестьянином и заживёт счастливо в колхозе...

Годы войны заглушили эти сомнения, стёрли обиды за раскулаченную семью, за ярлык «кулацкий подголосок», за предательство друзей. Тогда Твардовский вместе со своим народом жил под другим лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!» и все эти годы войны был в строго как военный корреспондент, журналист, поэт, писатель.