Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды Нестерова Мария Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестерова Мария Александровна. Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Нестерова Мария Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2008.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/65

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время чрезвычайно вырос интерес к образному строю костюма. Такое внимание к костюмному образу прослеживается в истории моды, однако, в конце ХХ – начале XXI века понимание костюмного образа расширяется и усложняется. Взамен заданному эстетикой эпохи тому или иному идеальному типу внешности, соответствующему представлениям данной эпохи о красоте, все большее внимание уделяется неповторимости личности и анатомического строения человека. Костюм становится чрезвычайно разнообразным по жанрам. Это и образцы, представленные Высокой модой и «готовая» одежда prt-a-porte, а также костюмы для киноиндустрии и шоу-бизнеса.

Главной темой современной Высокой моды является «индивидуальный» костюм, выявляющий пластику и красоту человеческого тела и подчеркивающий особенности личности. Исследования «индивидуального» костюма и его проектирование – сложнейшая на сегодняшний день задача для дизайнеров. Для того чтобы разобраться в современном состоянии проблемы необходимо отчетливо представлять себе основные этапы формирования и тенденции развития костюма в истории человека и общества. В связи с этим, одной из главных задач исследования становится изучение двух способов отношений к человеку и человеческому телу в истории костюма, получившим выражение в формообразующем (деформировавшем фигуру человека в соответствии с господствовашим идеалом) и телоподобном (выявлявшем естественные контуры и природную пластику фигуры) костюмах.

Интересно, что телоподобный костюм всегда развивался параллельно с костюмом формообразующим. Оба этих типа костюма являлись важнейшими средствами формирования облика и образа человека на протяжении веков, вплоть до настоящего времени. Исследования формообразующего и телоподобного костюмов является отдельными направлениями диссертации и в тоже время позволяют органично перейти к размышлениям о современном костюме, разнообразие которого поражает, а отдельные тенденции которого возможно гораздо отчетливее чем другие жанры художественного творчества отражают отношение к современному человеческому телу, переоценку ценностей, осуществляемую в нашем постантропологическом обществе.

Учитывая все вышесказанное нетрудно заметить, что одной из актуальных задач изучения костюма исторического и современного является систематическое осмысление развития телоподобного и формообразующего костюмов в европейской культуре, что создает условия для оценки и анализа современного дизайна костюма, унаследовавшего эти тенденции, но радикально преобразившего их в условиях современности.

Степень теоретической разработанности проблемы. Хотя сфера костюма вызывает устойчивый интерес у исследователей, нельзя не отметить, что серьезные исследования истории и теории, посвященные этой теме, как отечественные, так и переведенные на русский язык, весьма немногочисленны. Более того, на протяжении нескольких десятилетий (1920-е – 1960-е гг.) глубокие научные исследования в области костюма отечественными авторами не предпринимались. В истории изучения костюма можно выделить несколько относительно разработанных направлений, на которые опирается настоящая диссертационная работа:

-Понимание костюма как части материальной культуры позволило в разные годы Ф. Готтенроту, Г. Вейсу, Э. Фуксу, В.Н. Володину, М.В. Коротковой собрать свод интереснейших сведений об обычаях и нравственных представлениях, костюмах и прическах, обычаях и традициях европейского общества; описать костюмы, оружие, мебель, посуду и архитектурные сооружения различных народов с IV тысячелетия до н.э. и вплоть до XIX века.

-Изучение социальных проблем происхождения и развития одежды оказало существенное влияние на развитие социологии моды и костюма. Из наиболее значительных попыток концептуального социологического анализа моды в ХХ веке можно отметить работы Г. Блумера, Р. Барта и др. В России интерес к теме костюма и истории моды становится актуальным в последние десятилетия ХХ века. В это время создаются теоретические, эмпирические и прикладные исследования в различных контекстах: экономическом (Н.Т. Фролова, Л.Н. Жилина); культурном (Т.В. Козлова, И.А. Андреева, Р.Б. Фишман, др.); политическом (А.Б. Гофман); психологическом (Л.В. Петров, Б.Ф. Поршнев, М.И. Парыгин, др.), межличностной коммуникации (В.Ю. Борев, А.В. Коваленко); семиотическом (Ю.М. Лотман); комплексном (З.Б. Элькина).

-Исследования истории европейского костюма и моды объединяются в большой блок, охватывающий значительный временной период с конца XIX до конца ХХ века. Ф.Ф. Коммисаржевский, А. Дзеконска-Козловска, М.Н. Мерцалова, Л. Кибалова - О. Гербенова, А. Васильев, Л.М. Горбачева, Ш. Зелинг, Е.А. Косарева прибегают к системному изложению и богатому иллюстративному материалу, наглядно показывающего в исторической последовательности развитие европейского костюма, смену его художественного образа, силуэта и композиционного решения под влиянием стилей искусства. Всех этих авторов объединяет стремление упомянуть желание человека «подчеркнуть» фигуру одеждой или же деформировать ее для достижения идеала красоты эпохи, не стремясь при этом к критическому анализу истоков явления и сути телоподобного костюма в европейской моде и не давая характеристики методам и способам деформации тела костюмом. Особый интерес в этом разделе представляет исследование М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов», которое стало, по сути, первым серьезным исследованием истории европейского костюма в отечественном искусствознании ХХ века. Мерцалова М.Н. представляет историю костюма западноевропейских стран как развитие одного из видов декоративно-прикладного искусства. Поэтому в нем уделено большое внимание анализу композиции костюма, влиянию художественных стилей эпох на развитие форм костюма, изменение художественного образа и идеального облика человека.

-В теоретических исследованиях по моделированию и проектированию костюма Р.В. Захаржевская, К.В Градова - Е.А. Гутина, Г.С. Горина, Ф.М. Пармон обобщают практический опыт специалистов-создателей костюма от эскиза до законченной модели одежды. Обращение авторов к историческим архивным материалам театральных музеев, образцам костюмов, хранящихся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, акцентирование образной компоненты как важнейшей составляющей костюма, указание основных методов и технологии изготовления одежды и театральных нарядов являются существенным этапом изучения исторического наследия костюма. Понимание костюма как средства эстетического формирования человека выводит эти исследования на качественно новый уровень, фактически определяющий современное искусствознание.

В настоящее время, в связи с интересом современной культуры к человеческому телу, проблемы изучения телоподобного костюма пользуются пристальным вниманием исследователей. Однако они получили разработку преимущественно у зарубежных авторов, поскольку внимание отечественных исследователей эта тема еще редко привлекает и их труды немногочисленны. В результате внимательного изучения существующей литературы удалось выделить несколько основных направлений исследований. Эти исследования могут быть классифицированы следующим образом:

- изучение преображения человеческого облика (трансформации, деформации и пр.). Такие труды затрагивают проблемы адаптации тела к существующим модным практикам в моде, спорте, медицине и т. п. В. Стил, Х. Кода, Б. Фонтанел и др. рассматривают историю европейской моды как историю деформации человеческой фигуры костюмом с целью достижения социально-культурного идеала эпохи. Предметом их исследований являются различные «техники тела» - детали костюма, которые придавали отдельным частям человеческого тела желаемую форму, приближая его тем самым к господствующему идеалу красоты.

- изучение телесности в ее историческом понимании, включающее в себя классификации идеалов красоты в моде и культуре, норм гигиены и пр. Методологические основы этого направления были заложены в трудах М. Фуко, Н. Элиаса, М. Мосса и др. Изучение телесности и телесных дискурсов К. Кларком, А. Холландер, У. Эко, К. Янгом позволило им основании художественных произведений, воспоминаний современников выявить и проанализировать социально-культурные идеалы красоты, сопоставить его с телом, сформированным костюмом.

На основании исследованной литературы, можно сделать вывод, что существует значительное количество работ, посвященных вопросам костюма как вида художественного творчества и сложного социально-культурного феномена. В этих исследованиях изучаются важные вопросы, связанные с историей моды, классификацией костюмных форм и силуэтов, развитием костюма в историческом контексте европейской и мировой культуры в их различных аспектах. Все эти работы очень близко подходят к теме телоподобного и формообразующего костюмов, но не касаются ее прямо. В западноевропейском искусствознании эти костюмы изучается с 60-х гг. ХХ века, однако отечественные авторы до сих пор не уделяют ей серьезного внимания. Анализ литературы подтверждает, что проблематика телоподобного и формообразующего костюмов в костюме до настоящего времени не стала в нашей стране предметом серьезного исследования.

Цель диссертационной работы – систематизация телоподобной и формообразующей тенденции в истории европейского костюма и исследование этих тенденций в современной Высокой моде.

Объект исследования – телоподобная и формообразующая тенденции в истории европейского костюма.

Предмет исследования – телоподобный и формообразующий костюм как способ выражения индивидуальных качеств внешности человека и личности.

Основные задачи работы:

  1. Выявление и определение двух ведущих тенденций в истории европейской моды: телоподобного и формообразующего костюмов.

  2. Определение сущностных особенностей и специфических функций телоподобного и формообразующего костюмов.

  3. Анализ развития этих двух тенденций в историческом контексте европейской моды с момента его появления до настоящего времени.

  4. Определение «идеального образа» человека в культуре той или иной эпохи и исследование его роли как эстетической для модного костюма.

  5. Выявление этапов становления телоподобного и формообразующего костюмов в истории европейской культуры.

  6. Определение основных специфических функций, конструктивных особенностей и принципов каждого вида костюма.

  7. Определение основных тенденций развития телоподобного и формообразующего костюмов на рубеже XX-XXI вв.

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии, эстетике, теории истории искусства и костюма. Кроме того, столь же важное значение для определения стратегии исследования имели труды Мерцаловой М.Н., Кибаловой Л, Гербеновой О., Холландер А., Стил В., Кода Х, в которых отмечается зависимость формы европейского костюма от формы человеческого тела, и предлагается понимание костюма как специфического способа выражения личности, социально-культурного идеала своей эпохи. Эти авторы выдвигают идею существования двух основных характеров взаимоотношений человеческого тела и костюма: насильственного формирования человеческой фигуры костюмом (формообразующий костюм) и следования естественным линиях человеческого тела в костюме (телоподобный костюм).

Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление развития телоподобного костюма с момента его появления до настоящего времени.

  1. Типологический метод. Цель – выявить, структурировать и типологизировать основные виды костюма в аспекте взаимоотношений с человеческим телом.

  2. Сравнительно-исторический метод. Цель – выделить и определить особенности телоподобного и формообразующих костюмов в европейской традиции.

  3. Метод описания и анализа исторического костюма. Цель проанализировать изменение образа и формообразующего костюма на каждом отдельном этапе развития европейской моды, в связи с изменением представления об идеальном человеческом облике.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Обоснование новой классификации видов костюма, представляющее соотношение человеческого тела и костюма: телоподобного и формообразующего.

  2. Выявление и определение телоподобного и формообразующего костюмов, как самостоятельных тенденций в истории моды;

  3. Определение сущности и функции телоподобного и формообразующего костюмов, их принципиальных различий;

  4. Рассмотрение истории развития европейской моды с точки зрения взаимоотношений человеческого тела и костюма;

  5. Определение влияния телоподобного и формообразующего костюмов на образ человека в ту или иную эпоху;

  6. Определение основных тенденций развития современного телоподобного и формообразующего костюмов;

Источники исследования:

  1. Каталоги осуществленных за последние годы в музеях и выставочных залах выставок исторического и современного костюма: «Костюм в России XVIII-начала ХХ вв.» (1974 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, куратор Коршунова Т.Т.); «Видение тела: мода или невидимый корсет» (Институт костюма Киото, 1999 г.- Музей Искусства г. Сеул (Ю.Корея) 2005 г., куратор А. Фукай); «Экстремальная красота» (2001 г, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, куратор Х. Кода); «Ломая моду» (2006 г., Нью-Йорк, ЛАКМА); «Гардероб королевы Мод» (2005 г. Национальная галерея, Осло);

  2. Живописные художественные произведения, находящиеся в европейских музеях, галереях и частных собраниях;

  3. Научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций «Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии» 2001-2007 гг., авторефераты диссертаций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теории и история искусств, теория и история костюма и моды, современная Высокая мода);

  4. Информационно-художественные Интернет-порталы, представляющие творчество европейских художников, дизайнеров, освещающие выставки, посвященные костюму и моде в институте костюма музея Метрополитен (Нью-Йорк), музее Виктории и Альберта (Лондон); музея института Киото (Япония) и др.

Практическая значимость работы. Данное исследование может служить:

1). Как учебно-методический материал для лекционных курсов, семинарских занятий, связанный с историей костюма и моды, а также специальных курсов, которые могут быть включены в курсы культурологии и истории костюма;

2). Как источниковедческая и методологическая основа для научных исследований, связанных с изучением исторического и современного костюма, современной Высокой моды;

3). Как пособие для организаторов художественных и выставочно-экспозиционных проектов, посвященных современному и историческому костюму и моде;

4). Для атрибуции современного костюма Высокой моды.

На защиту выносятся следующие положения:

    1. Обоснование новой классификации одежды, учитывающей отношение к человеческому телу: телоподобный и формообразующий костюм;

    2. Характеристика двух тенденций – телоподобной и формообразующей в их историческом развитии;

    3. Обоснование функций телоподобного и формообразующего костюмов;

    4. Обоснование периодизации развития телоподобного и формообразующих костюмов в европейской моде, начиная с крито-микенской эпохи и до нашего времени;

    5. Характеристика новейших тенденций в развитии телоподобного костюма на рубеже XX-XXI вв.

    Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 10 научных публикациях и докладывались на международных и научно-практических конференциях: «Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии», Санкт-Петербург, СПГУТД в 2003-2007 гг., «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок», Санкт-Петербург, СПбГУП, 25 января 2008 г.

    Структура диссертации: Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. К работе прилагается иллюстративный материал. Общий объем диссертации составляет 200 страниц.

    Похожие диссертации на Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды