Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды Нестерова Мария Александровна

автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды
<
автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестерова Мария Александровна. Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Нестерова Мария Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2008. - 23 с. РГБ ОД,

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время чрезвычайно вырос интерес к образному строю костюма Такое внимание к костюмному образу прослеживается в истории моды, однако, в конце XX - начале XXI пека понимание костюмного образа расширяется и усложняется Взамен задан ному эстетикой эпохи тому или иному идеальному типу внешности, соот ветствующему представлениям данной эпохи о красоте, все большее внимание уделяется неповторимости личности и анатомического строения человека Костюм становится чрезвычайно разнообразным по жанрам Это и образцы, представленные Высокой модой и «готовая» одежда pret-a-porte, а также костюмы для киноиндустрии и шоу-бизнеса

Главной темой современной Высокой моды является «индивидуальный» костюм, выявляющий пластику и красоту человеческого тела и подчеркивающий особенности личности Исследования «индивидуального» костюма и его проектирование - сложнейшая на сегодняшний день задача для дизайнеров Для того чтобы разобраться в современном состоянии проблемы необходимо огчетливо представлять себе основные этапы формирования и тенденции развития костюма в истории человека и общества В связи с этим, одной из главных задач исследования становится изучение двух способов отношений к человеку и человеческому телу в истории костюма, получившим выражение в формообразующем (деформировавшем фигуру человека в соответствии с господствовавшим идеалом) и телоподобном (выявлявшем естественные контуры и природную пластику фигуры) костюмах

Интересно, что телоиодобный костюм всегда развивался параллельно с костюмом формообразующим Оба этих типа костюма являлись важнейшими средствами формирования облика и образа человека на протяжении веков, вплоть до настоящего времени Исследования формообразующего и телоподобного костюмов является отдельными направлениями диссертации и в тоже время позволяют органично перейти к размышлениям о современном костюме, разнообразие которого поражает, а отдельные тенденции которого возможно гораздо отчетливее чем другие жанры художественного творчества отражают отношение к современному человеческому телу, переоценку ценностей, осуществляемую в нашем постантропологическом обществе

Учитывая все вышесказанное нетрудно заметить, что одной из актуальных задач изучения костюма исторического и современного являете систематическое осмысление развития телоподобного и формообразующего костюмов в европейской культуре, что создает условия для оценки и анализа современного дизайна костюма, унаследовавшего эти тенденции, но радикально преобразившего их в условиях современности

Степень теоретической разработанности проблемы Хотя сфера костюма вызывает устойчивый интерес у исследователей, нельзя не отметить, что серьезные исследования истории и теории, посвященные этой теме, как отечественные, так и переведенные на русский язык, весьма немногочисленны Более того, на протяжении нескольких десятилетий (1920-е - 1960-е гг) глубокие научные исследования в области костюма отечественными авторами не предпринимались В настоящее время в России интерес к проблеме человеческого тела в костюме возрос, что подтверждается изданием пока единственного международного научного журнала «Теория моды Одежда Тело Культура», начавшего выпускаться в 2006 г В истории изучения костюма можно выделить несколько относительно разработанных направлений, на которые опирается настоящая диссертационная работа.

Понимание костюма как части материальной культуры позволило в разные годы Ф Готтенроту, Г Вейсу, Э Фуксу, В Н Володину, М В Ко-ротковой собрать свод интереснейших сведений об обычаях и нравственных представлениях, костюмах и прическах, обычаях и традициях европейского общества, описать костюмы, оружие, мебель, посуду и архитектурные сооружения различных народов с IV тысячелетия до н э. и вплоть до XIX века

Изучение социальных проблем происхождения и развития одежды оказало существенное влияние на развитие социологии моды и костюма Из наиболее значительных попыток концептуального социологического анализа моды в XX веке можно отметить работы Г Блумера, Р Барта и др В России интерес к теме костюма и истории моды становится актуальным в последние десятилетия XX века В это время создаются теоретические, эмпирические и прикладные исследования в различных контекстах экономическом (Н Т Фролова, Л Н Жилина), культурном (Т В Козлова, И А Андреева, Р Б Фишман, др), политическом (А Б Гофман), психологическом (Л В Петров, Б Ф Поршнев, М И Парыгин, др), межличностной коммуникации (В Ю Борев, А В Коваленко), семиотическом (Ю М Лот-май), комплексном (З Б Элькина).

Исследования истории европейского костюма и моды объединяются в большой блок, охватывающий значительный временной период с конца XIX до конца XX века Ф Ф Коммисаржевский, А Дзеконска-Козловска, МН. Мерцалова, Л Кибалова - О Гербенова, А Васильев, Л М Горбачева, Ш Зелинг, Е А Косарева прибегают к системному изложению и богатому иллюстративному материалу, наглядно показывающего в исторической последовательности развитие европейского костюма, смену его художественного образа, силуэта и композиционного решения под влиянием стилей искусства Всех этих авторов объединяет стремление упомянуть желание человека «подчеркнуть» фигуру одеждой или же де 1 См Ванькович С М К проблеме костюма (аналитический обзор литературы) //Мода и дизайн исторический опыт новые технологии материалы 6-й международной научной конференции СПб из-во СПГУТД 2003 С 9-14 формировать ее для достижения идеала красоты эпохи, не стремясь при этом к критическому анализу истоков явления и сути телоподобного костюма в европейской моде и не давая характеристики методам и способам деформации тела костюмом Особый интерес в этом разделе представляет исследование М Н Мерцаловой «Костюм разных времен и народов», которое стало, по сути, первым серьезным исследованием истории европейского костюма в отечественном искусствознании XX века Мерцалова М Н представляет историю костюма западноевропейских стран как развитие одного из видов декоративно-прикладного искусства Поэтому в нем уделено большое внимание анализу композиции костюма, влиянию художественных стилей эпох на развитие форм костюма, изменение художественного образа и идеального облика человека.

Международный научный журнал «Теория моды Одежда Тело Культура» - первый в России гуманитарный журнал, посвященный моде как феномену культуры, истории костюма и дизайна, телесным практикам, историческим представлениям о красоте и модной фигуре На страницах журнала представлены аналитические материалы по современной моде, творчество известных дизайнеров, проблемы потребления и изучения моды, переводы статей западных ученых из ведущего международного журнала по моде «Теория моды», работы российских историков костюма (Р Кирсанова, Ю Демиденко и др ), классические тексты по теории моды.

В теоретических исследованиях по моделированию и проектированию костюма Р В Захаржевская, К В Градова - Е А Гутина, Г С Горина, Ф М Пармон обобщают практический опыт специалистов-создателей костюма от эскиза до законченной модели одежды Обращение авторов к историческим архивным материалам театральных музеев, образцам костюмов, хранящихся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, акцентирование образной компоненты как важнейшей составляющей костюма, указание основных методов и технологии изготовления одежды и театральных нарядов являются существенным этапом изучения исторического наследия костюма Понимание костюма как средства эстетического формирования человека выводит эти исследования на качественно новый уровень, фактически определяющий современное искусствознание.

В настоящее время, в связи с интересом современной культуры к человеческому телу, проблемы изучения телоподобного костюма пользуются пристальным вниманием исследователей Однако они получили разработку преимущественно у зарубежных авторов, поскольку внимание отечественных исследователей эта тема еще редко привлекает и их труды немногочисленны В результате внимательного изучения существующей литературы удалось выделить несколько основных направлений исследований Эти исследования могут быть классифицированы следующим образом.

Изучение преображения человеческого облика (трансформации, деформации и пр) Такие труды затрагивают проблемы адаптации тела к существующим модным практикам в моде, спорте, медицине и т п В Стил, X Кода, Б Фонтанел и др рассматривают историю европейской моды как историю деформации человеческой фигуры костюмом с целью достижения социально-культурного идеала эпохи Предметом их исследований являются различные «техники тела» - детали костюма, которые придавали отдельным частям человеческого тела желаемую форму, приближая его тем самым к господствующему идеалу красоты1 - изучение телесности е ее историческом понимании, включающее в себя классификации идеалов красоты в моде и культуре, норм гигиены и пр Методологические основы этого направления были заложены в трудах М Фуко, Н Элиаса, М Мосса и др Изучение телесности и телесных дискурсов К Кларком, А Холландер, У Эко, К Янгом позволило им на основании художественных произведений, воспоминаний современников выявить и проанализировать социально-культурные идеалы красоты, сопоставить его с телом, сформированным костюмом.

На основании исследованной литературы, можно сделать вывод, что существует значительное количество работ, посвященных вопросам костюма как вида художественного творчества и сложного социально-культурного феномена В этих исследованиях изучаются важные вопросы, связанные с историей моды, классификацией костюмных форм и силуэтов, развитием костюма в историческом контексте европейской и мировой культуры в их различных аспектах Все эти работы очень близко подходят к теме телоподобного и формообразующего костюмов, но не касаются ее прямо В западноевропейском искусствознании эти костюмы изучается с 60-х гг XX века, однако отечественные авторы до сих пор не уделяют ей серьезного внимания Анализ литературы подтверждает, что проблематика телоподобного и формообразующего костюмов в костюме до настоящего времени не стала в нашей стране предметом серьезного исследования.

Цель диссертационной работы - систематизация телоподобной и формообразующей тенденции в истории европейского костюма и исследование этих тенденций в современной Высокой моде. 

Объект исследования - телоподобная и формообразующая тенденции в истории европейского костюма

Предмет исследования - телоподобный и формообразующий костюм как способ выражения индивидуальных качеств внешности человека и личности

Основные задачи работы.

1 Выявление и определение двух ведущих тенденций в истории европейской моды телоподобного и формообразующего костюмов.

Корсеты, бодисы, кринолины, турнюры и

2 Определение сущностных особенностей и специфических функций телоподобиого и формообразующего костюмов

3 Анализ развития этих двух тенденций в историческом контексте европейской моды с момента его появления до настоящего времени

4 Определение «идеального образа» человека в культуре той или иной эпохи и исследование его роли как эстетической для модного костюма

5 Выявление этапов становления телоподобиого и формообразующего костюмов в истории европейской культуры

6 Определение основных специфических функций, конструктивных особенностей и принципов каждого вида костюма

7 Определение основных тенденций развития телоподобиого и формообразующего костюмов на рубеже XX-XXI вв

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии, эстетике, теории истории искусства и костюма Кроме того, столь же важное значение для определения стратегии исследования имели труды М Н Мерцаловои, Л Кибаловой, О Гербеновой, А Холландер, В Стал, X Кода, в которых отмечается зависимость формы европейского костюма от формы человеческого тела, и предлагается понимание костюма как специфического способа выражения личности, социально-культурного идеала своей эпохи Эти авторы выдвигают идею существования двух основных характеров взаимоотношений человеческого тела и костюма насильственного формирования человеческой фигуры костюмом (формообразующий костюм) и следования естественным линиях человеческого тела в костюме (телоподобный костюм).

Методы диссертационного исследования В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление развития телоподобиого костюма с момента его появления до настоящего времени

1 Типологический метод Цель - выявить, структурировать и типо-логизировать основные виды костюма в аспекте взаимоотношений с человеческим телом

2 Сравнительно-исторический метод Цель - выделить и определить особенности телоподобиого и формообразующих костюмов в европейской традиции

3 Метод описания и анализа исторического костюма Цель проанализировать изменение образа и формообразующего костюма на каждом отдельном этапе развития европейской моды, в связи с изменением представления об идеальном человеческом облике Научная новизна диссертационного исследования заключается в

следующем

1 Обоснование новой классификации видов костюма, представляющее соотношение человеческого тела и костюма телоподобного и формообразующего

2 Выявление и определение телоподобного и формообразующего костюмов, как самостоятельных тенденций в истории моды,

3 Определение сущности и функции телоподобного и формообразующего костюмов, их принципиальных различий,

4 Рассмотрение истории развития европейской моды с точки зрения взаимоотношений человеческого тела и костюма,

5 Определение влияния телоподобного и формообразующего костюмов на образ человека в ту или иную эпоху,

6 Определение основных тенденций развития современного телоподобного и формообразующего костюмов,

Источники исследования

1 Каталоги осуществленных за последние годы в музеях и выставочных залах выставок исторического и современного костюма «Коспом в России ХУШ-начала XX вв» (1974 г, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, куратор Коршунова Т Т), «Видение тела, мода или невидимый корсет» (Институт костюма Киото, 1999 г- Музей Искусства г Сеул (Ю Корея) 2005 г, куратор А Фукай), «Экстремальная красота» (2001 г, Музей Метрополитен, Нью-Иорк, куратор X Кода), «Ломая моду» (2006 г, Нью-Йорк, ЛАКМА), «Гардероб королевы Мод» (2005 г Национальная галерея, Осло),

2 Живописные художественные произведения, находящиеся в европейских музеях, галереях и частных собраниях,

3 Научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций «Мода и дизайн исторический опыт новые технологии» 2001-2007 гг, авторефераты диссертаций и др)5 соответствующие теме диссертационного исследования (теории и история искусств, теория и история костюма и моды, современная Высокая мода),

4 Информационно-художественные Интернет-порталы, представляющие творчество европейских художников, дизайнеров, освещающие выставки, посвященные костюму и моде в институте костюма музея Метрополитен (Нью-Йорк), музее Виктории и Альберта (Лондон), музея института Киото (Япония) и др

Практическая значимость работы Данное исследование может служить

1) Как учебно-методический материал для лекционных курсов, семинарских занятий, связанный с историей костюма и моды, а также специальных курсов, которые могут быть включены в курсы культурологии и истории костюма,

2) Как источниковедческая и методологическая основа для научных исследований, связанных с изучением исторического и современного костюма, современной Высокой моды,

3) Как пособие для организаторов художественных и выставочно-экспозиционных проектов, посвященных современному и историческому костюму и моде,

4) Для атрибуции современного костюма Высокой моды

На защиту выносятся следующие положения

1 Обоснование новой классификации одежды, учитывающей отношение к человеческому телу телоподобный и формообразующий костюм,

2 Характеристика двух тенденций - телоподобной и формообразующей в их историческом развитии,

3 Обоснование функций телоподобного и формообразующего костюмов,

4 Обоснование периодизации развития телоподобного и формообразующих костюмов в европейской моде, начиная с крито-микенской эпохи и до нашего времени,

5 Характеристика новейших тенденций в развитии телоподобного костюма на рубеже ХХ-ХХІ вв

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 10 научных публикациях и докладывались на международных и научно-практических конференциях «Мода и дизайн исторический опыт новые технологии», Санкт-Петербург, СПГУТД в 2003 2007 гг, «Современное искусство з контексте глобализации наука, образование, художественный рынок», Санкт-Петербург, СПбГУП, 25 января 2008 г

Структура диссертации: Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии К работе прилагается иллюстративный материал Общий объем диссертации составляет 161 страницу 

Похожие диссертации на автореф Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды