Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный театр и миф: проблемы взаимодействия Левина Ася Валерьевна

Современный театр и миф: проблемы взаимодействия
<
Современный театр и миф: проблемы взаимодействия Современный театр и миф: проблемы взаимодействия Современный театр и миф: проблемы взаимодействия Современный театр и миф: проблемы взаимодействия Современный театр и миф: проблемы взаимодействия
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Левина Ася Валерьевна. Современный театр и миф: проблемы взаимодействия : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Левина Ася Валерьевна; [Место защиты: Рос. ин-т истории искусств].- Санкт-Петербург, 2008.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/48

Введение к работе

Настоящее научное исследование посвящено вопросу влияния мифа на театр XX века Данная работа представляет лишь некоторые, наиболее существенные аспекты темы Сама постановка вопроса обусловлена тем, что уже с первых десятилетий нового века миф перестал восприниматься лишь как архаическая форма сознания и стал трактоваться в качестве универсалии мышления

В искусствоведении принято употреблять термин «миф» в двух основных значениях «1) как словесный повествовательный текст, 2) как система представлений о мире (модель мира) В первом случае миф понимается в синтагматическом, а во втором - в парадигматическом плане»1 В искусстве и культуре на протяжении всего столетия не существовало единого определения понятия «миф» Начиная с немецких романтиков XIX века, и далее благодаря Р Вагнеру и А Аппиа миф, как явление в культуре следующего XX века, обрастал множеством самых различных аспектов и толкований В области аналитической психологии, антропологии, этнологии и философии миф трактовался в зависимости не только от реальной исторической потребности и унаследованных современной наукой взглядов и идей, но в такой же степени от объективных и субъективных точек зрения

В то же время широко изучался вопрос о генетической связи мифа и искусства Утверждение Ф Шеллинга о том, что «мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства»2, оказало влияние на многочисленные исследования в этом направлении Очевидно его действие на базовые концепции таких ученых как К Г Юнг, К. Леви-Стросс, Р Барт, А Ф Лосев, О М Фрейденберг и М Элиаде, а также на развитие эстетических направлений в XX веке, в которых мифологичность стала одним из важнейших свойств художественно-конструктивных моделей

В диссертации обращается внимание на то, что повышенный интерес к истокам театра, к его древней, ритуальной обрядности дал возможность по-новому взглянуть на существующие традиционные формы как сценического, так и драматургического искусства Этот интерес затронул театр в целом режиссуру,

' Байбурин А К Миф // Свод этнографических понятий и терминов Народные знания, фольклор, народное

искусство Вып 4 М Наука, 1991 С 75

2 Шеллинг Ф Философия искусства М Мысль, 1966 С 105

сценографию, акгерскую технику, роль и место зрителя в спектакле Наряду с произведениями сознательно мифологизирующих писателей и драматургов И Ф Анненского, М И Цветаевой, Т Манна, Дж Джойса, Ж Кокто, Ж. Жироду, Ж Ануя и др, с начала века и далее в 1920-1930-е годы стали появляться спектакли, обнаруживающие самые прямые связи уже не столько с отдельными мифологическими сюжетами, сколько с философским мироощущением и представлениями о глубинных истоках всего сущего

Идея некоего тотального мифа (у Н Фрая - a total quest-myth) уничтожала границы между прошлым и будущим, утверждая лишь настоящее, фантастическое и мифологическое одновременно Отсутствие устойчивых форм, перевертывание «верха» и «низа», карнавальная, балаганная культура, о которой писал М М Бахтин применительно к Средневековью3, стала насущной темой театра XX века Миф, способный выразить жизнь как фрагмент «трансцендентной реальности», мог принимать самые различные формы сценического воплощения миф-символ, миф-метафора, миф-образ - и обнаруживать свою актуальность не только в ситуации драматического спектакля, но и в новых формах театра масок и театра пантомимы То же справедливо и для поисков нового сценического пространства, во многом связанных с символизмом рубежа веков, который был направлен на выявление своего рода квинтэссенции искусства - искусства синтезов и взаимосвязей Так понятие «миф» прочно вошло в театральную культуру XX века

Степень теоретической изученности темы. Краткий обзор литературы Связь между современным искусством и мифом (мифом как системой представлений о мире) впервые заинтересовала литературоведов и фольклористов. На рубеже XIX-XX веков этим вопросом занимались такие авторы как Э Гроссе, А Н Веселовский, П О Морозов4 Изучая истоки театра, они обращались к его корням, которые, так или иначе, были связаны с синкретическими обрядами и мифологическими верованиями древности Советские ученые продолжили линию, начатую в начале века В разные годы А Ф Лосев, О М Фрейденберг, В Я

' Бахтин М М Творчество Франсуа Рабле и народная Культура средневековья и Ренессанса. М Художественная литература, 1965

' Гроссе Э Происхождение искусства М Изд-воМ и С Сабашниковых, 1899, Морозов П О История Европейской сцены Лекции Пг Изд-вот-ного народного комиссариата по просвещению, 1919, Веселовский А Н Старинный театр в Европе Исторические очерки М Тип А И Мамонтова и К, 1870

Пропп, М М Бахтин 5 и др развивали свои концепции, связанные с осмыслением мифа на материале литературных произведений Немалое значение в этой области имеет труд А Н Всселовского «Историческая поэтика», где ритуально-обрядовые игры рассматриваются как котыбель и синкретический корень всех родов поэзии, в том числе и драматической Особую научную ценность представляет, так же монография Е М Мелетинского «Поэтика мифа» (первое издание вышло в 1976 г), являющая собой фундаментальЕіьш труд по анализу и систематизации наиболее значимых теорий мифа в современной культуре

Попытки найти мифологические реминисценции как в современной, сознательно мифотогизирующей драматургии, так и в гораздо более ранней, были предприняты и в западном литературоведении Самые значительные труды по этому вопросу принадлежат ритуально-мифологической школе, чей расцвет пришется на середину XX века Ее родоначальником и признанным лидером считается Н Фрай Объединяя мифологию и систему, архетип и структуру, он делает их основой нового подхода к истории литературы и значительную часть своих исследований посвящает драматургии Шекспира6

Что касается собственно театроведческих изысканий в этой области, то общие мотивы здесь сводятся к идее генетического, типологического и эстетического родства мифа и театра Большое внимание этому вопросу уделяла русская театроведческая школа 1920-х годов А А Гвоздев, его соратники и ученики изучали рождение театра из ритуальных, игровых, внелитературных форм фольклора и мифа задолго до известных концепций западного литературоведения, получивших развитие и широкое распространение во второй половине столетия На протяжении 1920-х годов А А Гвоздев, А И Пиотровский, В Н Всеволодский-Генгросс, С С Мокульский последовательно разрабатывали теорию самодеятельного театра как выражение массовой народной игры, источниками которой являются культовые обряды и мифологические предания древности

В этот же период ритуально-мифологические основы театра интересовали и Н Н Евреинова Этой теме он посвятил теоретические работы «Театр как таковой»

5 Лосев А Ф Диалектика мифа М, 1930, Фрейденберг О М Поэтика сюжета и жанра Период античной литературы Л Художественная литература, 1936, Пропп В Я Морфология сказки. М Наука, 1969

Frye N Natural Perspective The Development of Shakspearen Comedy and Romances N-Y-London, 1965, FryeN The Anatomy of Citicism Princeton, 1957

(1912 г), «Теагр для себя» (1915-1916 гг), «Происхождение драмы Первобытная трагедия и роль козла в истории ее возникновения» (1921 г), «Первобытная драма германцев» (1922 г), «Азазел и Дионис О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов» (1924 г)

Отражены в исследовании как известная книга голландского ученого И Хейзенги «Homo ludens» (человек играющий), так и работы отечественных ученых А Д Авдеева «Происхождение театра. Элементы театра в первобытном строе», Д М Балашова «Драма и обрядовое действо (К проблеме драматического рода в фольклоре)», М Л Андреев «Средневековая европейская драма Происхождение и становление (Х-ХШ вв)» и др

Важной в методологическом плане оказалась принципиально иная концепция соотношения категорий миф-обряд-игра-театр, которую разрабатывала Л М Ивлева, заложившая теоретические основы нового научного направления -этнотеатроведения Здесь фактически объединяются фольклористический и театроведческий подходы в интерпретации зрелищно-игровых явлений («Ряженье в русской традиционной культуре» (1994 г), «Театрально-игровой язык русского фольклора», (1998 г)

В то же время необходимо заметить, что труды этих авторов, хотя и имеют театроведческий аспект, не содержат выходов в практику современного театрального искусства или драматургии, потому что в основном посвящены либо проблемам происхождения театра, либо специфике отдельных видов фольклора

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что современный театральный процесс, представляя серьезный материал для научного анализа заявленной проблематики, нуждается в ее адекватном осмыслении Между тем, в театроведении здесь «белое пятно» Проблематика взаимодействия мифа и драматической сцены фактически отсутствует даже на уровне постановки вопроса, - что и определяет направленность и актуальность настоящего исследования

Цели и задачи исследования

  1. Заявить проблему актуальности ритуально-мифологических мотивов в практике театра XX века

  2. Ввести в научный обиход основные положения теории Н Фрая, анализирующего литературу в терминах мифа, ритуала и архетипа, и находящего в

них не тоїько истоки, но и внутреннюю сущность искусства, основу поэтической фантазии

  1. Апробировать разработанную в западном ритуально-мифологическом литературоведении методологию анализа художественного текста в отношении драматического спектакля

  2. Проспедить историю возникновения и развития «ремифологизации» в западноевропейском театре XX века

5 Поставить вопрос о бытовании мифа в русском советском театре XX века

6 Аргументировать необходимость разработки в современном
театроведении методики анализа современных спектаклей, обращенных к
мифопозтическим моделям

Объект исследования - ряд европейских и отечественных театральных постановок XX века В диссертации проводится анализ известных спектаклей П Брука, В Э Мейерхотьда, А Я Таирова, А А Васильева и др В аспекте поставленной темы рассмотрены театральные системы А Арто и Е Гротовского

Предмет исследования - мифопоэтические модели, определяющие структуру драматического спектакля

Научная новизна диссертации состоит в следующем

заявлена проблема тесного взаимодействия театра и мифа в теории и
практике искусства XX века

обоснована возможность применения методологии анализа литературных
форм и типов, разработанных мифологизирующим литературоведением к ряду
известных театральных постановок XX века

доказано наличие в советском реалистическом театре мифических
архетипов и мифологем, которые не исчезают под влиянием времени, а только
трансформируются, и театроведческий анализ может и должен их обнаружить

поставлен вопрос о проблематике мифа в отечественном театре рубежа
ХХ-ХХІ в В связи с этим затронута тема современной «новой драмы» и
возникающих на ее основе спектаклей

Методология исследования основывается на методе анализа художественного текста, разработанном ритуально-мифологической школой в литературоведении Этот метод стал для данной работы определяющим Работа

опирается на труды ученого-мифолога Н Фрая и его последователей В диссертации ставится проблема не только исследования традиционных универсальных мотивов в спектаклях XX века, но и принимается попытка их изучения на структурно-методологическом уровне с опорой на уже разработанную научную теорию

Материал исследования. Диссертационное исследование проводилось на основе обширного источниковедческого материала, включающего публикации периодической печати, архивные материалы, научно-исследовательские труды, в том числе и зарубежные

Теоретическая значимость настоящей работы состоит в определении методологических путей к анализу «мифологических реминисценций» в драматическом театре Взгляд на живой театральный процесс в контексте сложившихся представлений о ритуально-мифологической основе театра и должен заполнить пустующую нишу в современном театроведении История и теория литературы обнаруживают очевидные связи эпоса, романа и драматургии с мифологическими образами и сюжетами Прежде всего, это касается литературы XX века, которая в силу сложившейся эстетической, культурно-исторической ситуации в мире сознательно обращалась к праосновам искусства, его вечным, архетипическим образам Теория современного театра перед собой такой задачи пока не ставила Между тем, проблематика мифа, сыграв важную роль в развитии современной филологии и психологии, сделала сам миф методом и языком еще одной области культуры - театра Здесь миф трактовался всеми возможными способами, так или иначе затрагивая все параметры сценического искусства

Практическая значимость работы состоит в том, что намеченные пути анализа мифопоэтических элементов спектакля могут быть применены на практике войти в курс лекций при подготовке театроведов, стать методологическим критерием анализа как пьесы, так и спектакля, расширить профессиональный инструментарий и кругозор историков и практиков театра.

Апробация исследования

Диссертация подготовлена и обсуждена на секторе театра Российского института истории искусств По теме диссертации сделаны доклады на

аспирантских конференциях РИИИ, опубликованы пять статей в научных сборниках

Положения, выносимые на защиту:

при всей разноречивости в определениях миф стал одним из центральных
понятий теории культуры и искусства в XX веке

опыт анализа и толкования текста, возникший в недрах ритуально-
мифологической школы, применен и развит в театроведческом исследовании, взят
за основу критического анализа современного спектакля

обоснована проблема бытования мифа в советском искусстве и театре XX
века

новый угол зрения открывает глубокие содержательные художественные пласты в известных театральных постановках как европейских, так и отечественных режиссеров

анализ современных спектаклей таких режиссеров, как В Фокин, А Галибин, В Рыжаков, Клим и др, демонстрирует актуальность и развитие заявленной пробтематики в новейших явлениях театра

Структура диссертации продиктована задачами исследования Работа состоит из Введения, трех пав, заключения, примечаний к тексту и библиографического списка литературы

Похожие диссертации на Современный театр и миф: проблемы взаимодействия