Введение к работе
Актуальность темы. Диссертация посвящена малоизученному периоду деятельности ирландского национального Эбби-театра, одного из самых интересных и своеобразных творческих феноменов, появившихся на стыке XIX и XX веков. Возникший в период, названный ирландским Возрождением, Эбби-театр играл и ныне продолжает играть важнейшую роль в культуре Ирландии. В конце XX – начале XXI века Эбби-театр – это один из величайших театров мира, ежегодно представляющий лучшие произведения ирландского и мирового репертуара и обладающий собственной неповторимой школой актерского искусства. Эта школа соединяет в себе великие традиции русского, французского и английского театра, с богатством национальной ирландской культуры.
Между тем в российском театроведении отражен только первый период деятельности Эбби-театра, связанный с именами его первых директоров, драматургов У. Б Йейтса, И. А. Грегори и Д. М. Синга. В работах же зарубежных исследователей исследуются отдельные проблемы работы театра в последующие годы. Новизна данной диссертации заключается в обращении к мало изученному периоду деятельности Эбби-театра – с 1939 по 1999 год. Данная диссертация является первым комплексным исследованием деятельности Эбби-театра и таких проблем как: традиции ирландского театра, заложенные основателями Эбби-театра и их развитие и эволюция на протяжении истории театра; влияние политических, экономических, социальных и других факторов на деятельность Эбби-театра (в первую очередь на его организацию); отражение в репертуаре Эбби-театра различных направлений, стилей и тем, свойственных ирландской и европейской драматургии того времени, формирование в ирландском театре самобытной драматической школы; рассмотрение деятельности различных режиссеров Эбби-театра, отражающей влияние основных современных театральных направлений в европейском и отчасти американском театральном искусстве; формирование особой актерской школы Эбби-театра, обусловленное особенностями репертуара и особыми условиями развития театра; взаимовлияние общеевропейской и ирландской театральных культур.
Степень разработанности проблемы.
Научное осмысление всех аспектов деятельности Эбби-театра в течение продолжительного малоизученного периода 1939-1999 гг. требует обращения к широкому кругу научной и специальной литературы, посвященной истории и теории ирландского театра, а также теории и истории драмы и театрального искусства в целом.
Для создания комплексного исследования по избранной теме были использованы материалы из источников разного рода, жанра, глубины и широты проблематики. Среди этих работ исследования общего характера, статьи по более узким вопросам избранной темы, статьи и эссе деятелей Эбби-театра, их переписка, мемуарная литература, а также статьи, рецензии, отзывы на спектакли в ирландской, английской, американской и российской прессе.
Специфика темы диссертации, а также необходимость анализа и выявления причин недостаточного освещения в отечественном и зарубежном театроведении рассматриваемого в данной работе периода деятельности Эбби-театра, обусловили хронологический принцип построения научно-библиографического обзора источников и литературы по теме диссертации.
Как основателем, так и главным идеологом Ирландского театра был У.Б. Йейтс. Именно его перу принадлежат первые работы об ирландском национальном театре еще до появления Эбби-театра, а также статьи, анализирующие первые два десятилетия его существования. Помимо того в 1913 году была опубликована первая масштабная работа, посвященная специально Эбби-театру, - книга Августы Грегори «Наш ирландский театр», содержащая множество ценных свидетельств о жизни театра вплоть до поездки Эбби в Америку в 1913 году.
После окончания первого, «золотого» десятилетия работы Эбби были опубликованы общие работы Корнелиуса Уэйгандта и Эрнеста Бойда, посвященные феномену ирландской драматургии. В 1929 году вышла книга ирландского исследователя Мэлоуна «Ирландская драма», рассматривающая пьесы ирландских драматургов в контексте социальной, политической и культурной жизни театра, а также – первый очерк истории Эбби-театра Доусона Бирна. В вышедшей в 1931 году книге Анны Миллер о независимых театрах в Европе Эбби-театру была посвящена отдельная глава. В этой главе говорилось об особой роли Эбби-театра в формировании ирландского театрального искусства и интересном смешении традиций европейских независимых театров с особенностями возрождающейся ирландской культуры. В 1935 году были опубликованы воспоминания Уильяма Фэя, актера и первого режиссера Эбби-театра и одного из его создателей, а в 1939 году - работа Уны Эллис-Фермор «Ирландское драматическое движение», где именно деятельность Йейтса была поставлена во главу всего ирландского театрального движения.
После смерти Йейтса в 1939 году выходили книги, посвященные признанным деятелям Эбби-театра периода его расцвета. В это время появились биография Йейтса, написанная Джозефом Хоуном, книга, посвященная жизни и творчеству драматурга Шона О’Кейси и автобиография Мэри Ник Шиублей – актрисы, проработавшей в Эбби с самого открытия театра, были опубликованы дневники леди Грегори.
Первым специальным исследованием по истории Эбби-театра, появившимся после Второй мировой войны, стала работа Питера Каванэ «История Эбби-театра», опубликованная в 1950 году. Она охватывает период деятельности театра с 1899 года до смерти Йейтса и дальше – до 1949 года. Чрезвычайно ценными могут оказаться приложения к этой книге, которые включают в себя все премьеры театра за указанные годы, финансовые документы театральной ассоциации, информацию о государственных субсидиях, а также текст патента, полученного Эбби-театром в 1904 году. Эти материалы представляют особый интерес для настоящего исследования, рассматривающего как раз организационные формы деятельности театра. Последняя глава этой книги называется «Предательство». П. Каванэ, как и некоторые его последователи, считает, что Эбби-театр умер вместе со своим основателем, и после смерти Йейтса ничего достойного в его театре не происходило.
Цель диссертации как раз и заключается в том, чтобы доказать обратное. Пережив определенные трудности, театр снова нашел свое лицо. Об этом, в частности, свидетельствовало и появление в 1950-х – 1960-х гг. новых работ о нем. Так, в 1951 году вышла книга «Ирландский Эбби-театр: история 1899 - 1951». Автор указанного труда, драматург и режиссер Леннокс Робинсон, работал в Эбби-театре с конца 1900-х годов и до самой смерти. Правда, позиция автора в книге максимально отстраненная: Робинсон обходит все «острые углы» в характеристике описываемых им событий. В книге Л. Робинсона нет ни описания постановок, ни упоминания об интересных актерских работах, ни анализа драматургии. Но главное – что, в отличие от П. Каванэ, Робинсон заявляет «Эбби жив, как всегда».
В 1967 году под редакцией Шона Мак-Кэнна вышел сборник работ, посвященных различным периодам истории Эбби-театра, две из которых («Театр как таковой» и «Драматурги»), захватывают непосредственно период, связанный с темой данной диссертации и содержат ценные материалы, касающиеся новых пьес ирландских авторов и их воплощения на сцене Эбби-театра после 1939 года. В том же году была опубликована часть дневников Джозефа Холлоуэя – «летописца» Эбби-театра. Почти за тридцать лет этот человек не пропустил ни одного события, ни одного спектакля в Эбби, тщательно занося все наблюдения в специальный журнал. Впрочем, материалы этой книги, охватывали период до 1926 г. Раннему периоду деятельности Эбби-театра посвящена и большая часть трудов выдающегося историка ирландского театра Роберта Хогана.
Отечественные работы по тематике диссертации до 1960-х годов носили в основном обзорный характер. Это были статьи в различных литературных и театральных журналах. В качестве примера таких исследований можно привести статьи 1940-го года «Ирландский театр» Б. Гвоздева и «Современная ирландская драма» Р. Фокса. С 1960-х годов повышается интерес к Эбби-театру и у российских исследователей. Первая причина этого интереса – политическая. После расстрела ирландской мирной демонстрации английскими войсками СССР выразил поддержку молодому ирландскому государству. В театральном мире тогда повышается интерес, как к ирландской драматургии, так и к актерскому искусству. В эти годы Мария Осиповна Кнебель, ученица и последовательница Станиславского, ездила в Дублин, в Эбби-театр для постановки чеховских пьес на его сцене. В российской периодике 1960-х вышло около десяти статей, посвященных Эбби-театру. Среди них и статья самой Кнебель с рассказом о ее работе в Эбби.
В начале 1970-х на русском языке был опубликован сборник статей Ш. О’Кейси «За театральным занавесом», значительная часть которых, прямо или косвенно, была посвящена «раннему» Эбби-театру. Тогда же стали появляться работы ученых-филологов, касающиеся собственно ирландской драматургии, которые также представляют интерес для настоящей диссертации. В первую очередь тут следует упомянуть о трудах А.П. Саруханян. В своих работах она вводит ирландскую драматургию в европейский контекст, отмечает свойственную литературе Ирландии «тенденцию к совмещению национального и наднационального, локального и универсального» и говорит о способности ирландских драматургов видеть «язык, традиции, историю, мифологию не только в национальном контексте, но и в ракурсе общечеловеческом». Традиция эта, как известно, началась и особенно ярко проявилась уже в творчестве У.Б. Йейтса. О мифологической основе пьес Йейтса говорится в статьях и книгах Т.М. Кривиной. Необходимо, кроме того, выделить исследование Е.Г. Хайченко «Поэтический театр У.Б. Йитса», ставшее, по словам автора, «первой попыткой собственно театроведческого анализа драматургии Йитса» в российской науке. Говоря о влиянии Йейтса как драматурга на поэтический, трагедийный, мифологический театр, о связи его творчества с восточной и западной театральными культурами, о сближении его театральных исканий с исканиями Крэга, Мейерхольда, Вахтангова, Рейнхардта, автор называет Йейтса «создателем поэтической драмы XX века». Помимо Йейтса в поле зрения отечественных театроведов (А.Я. Ливерганта и др.) попадали и другие ирландские драматурги.
В зарубежном театроведении в 1970-е годы также продолжали появляются работы, представляющие интерес в контексте настоящего исследования. Так, в 1972 году вышла книга «Театр в Ульстере» (Ульстер – область на севере Ирландии), обращенная к театральному движению, возникшему в 1909 году, как ответвление Эбби-театра. На протяжении XX века ульстерское театральное движение, развиваясь параллельно с дублинским театром, подарило Эбби ряд крупных драматургов - таких как Джордж Шилз, Сент-Джон Эрвин (недолгое время бывший главным режиссером Эбби), Джозеф Томелти и Фрэнк Мак-Гиннесс. История Ульстерского театра рассматривается в данной диссертации, как пример развития движения малых театров, начатого Эбби-театром в Ирландии и во всем мире.
В 1976 году появилось исследование Джеймса Фланнери «У.Б. Йейтс и идея театра». В своей книге Фланнери пытается развенчать неверные суждения и непонимания как Йейтса, так и Эбби-театра, и доказать, что драматургия Йейтса – не случайная, неудачная попытка великого поэта, а путь к созданию особой театральной системы. Йейтс рассматривается здесь не только как поэт-драматург, но и как организатор и режиссер, что позволяет проследить влияние основателя Эбби на эти сферы театральной деятельности и в период 1939-1999 гг. Должна быть отмечена и книга Хью Ханта (1979) «Ирландский национальный Эбби-театр, 1904-1979». Это – следующая после работы Робинсона подробная документальная история театра до конца 1970-х., причем включающая свидетельства отсутствующие у других историков Эбби-театра (например, об упомянутой постановке М.О. Кнебель или об открытии в 1967 году актерской школы Эбби). Очень важно также, что Хант, являясь режиссером Эбби-театра, имел представление о многих процессах, происходящих в театре, «изнутри» и мог дать им более глубокую оценку (что, впрочем, не отменяет и недостатки книги, в частности - явно недостаточного внимания исследователя к драматургии и ее влиянию на развитие актерского и режиссерского искусства Эбби).
В 1980-е годы в зарубежном театроведении появились несколько работ, частично обращенных к исследуемой тематике, и нередко полемичных по отношению друг к другу. Так, Кэтрин Ворс в исследовании «Ирландская драма от Йейтса до Беккета» вслед за своей предшественницей Уной Эллис-Фермор, упомянутой выше, утверждала, что поэтическая драма Йейтса установила традицию, нашедшую продолжение у его последователей. С другой стороны, в более позднем исследовании, «Современная ирландская драма 1891-1980» Д-Е-С. Максвелл утверждает, что влияние Йейтса имело меньшее значение в эволюции ирландской драмы, чем указывают Эллис-Фермор или Ворс. По мнению Максвелла, за исключением Йейтса, все крупные драматурги, ассоциируемые с Эбби-театром, изучали и расширяли параметры сценического реализма.
В 1988 году вышел сборник воспоминаний, относящихся непосредственно к периоду, рассматриваемому в диссертации. Это книга «Эбби-театр: Интервью и воспоминания». Благодаря широкому временному охвату и большому количеству разнообразных, подробных, подчас противоречащих друг другу свидетельств различных деятелей Эбби-театра, материалы этой книги – важный источник для данного исследования.
В 1989 году появилась весьма интересная работа Майкла Этертона «Современные ирландские драматурги». Автор этой работы описывает историю роста и развития современных ему драматических тенденций в Ирландии. Исследуя театральное искусство Дублина и Белфаста, он показывает то поразительное соединение новых театральных исканий и современной ирландской мысли, которое в 1960-е годы произвело революцию в ирландской драме. Кроме того, отмечая развитие городской драмы двух ирландских столиц, а также сельской драмы на западе Ирландии в 1970-е – 1980-е годы, автор утверждает, что ирландская драматургия этого периода сильнее выражает ирландский национализм и самосознание, чем произведения Йейтса, Синга, Грегори, Робинсона и даже О’Кейси. Даже не соглашаясь со столь острым утверждением, нельзя не признать, что появление подобной работы – прекрасное подтверждение возрождения Эбби-театра начиная с шестидесятых годов прошлого столетия.
Подобные «частичные соприкосновения» с тематикой диссертации можно обнаружить и у театроведов 1990-х. Интересная тема связи ирландского театра с театральным искусством Нового Света подробно раскрывается в работе М. Кореневой «Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы», вышедшей в 1990 году. В этой работе много говорится об особом пути театров США и Ирландии, сходство между которыми выражается в первую очередь в условиях возникновения этих двух театральных традиций в конце XIX – начале XX века.
Особой полнотой и глубиной отличается работа Н.В. Тишуниной «Театр У.Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма», вышедшая 1994 году. В этом исследовании драматургия Йейтса впервые рассматривается комплексно, при взаимовлиянии различных частей этого вопроса. Несмотря на то, что годы деятельности Йейтса напрямую не входят в тему диссертации, эта и другие работы Тишуниной все же представляют интерес для данного исследования. Их глубина и исчерпывающая подробность позволят проследить связи творчества более поздних ирландских драматургов с творчеством Йейтса, обнаружить пути продолжения его традиции.
Если в работах Тишуниной в центре внимания оказывается Йейтс и его драматургия, то в книгах В.А. Ряполовой основное внимание уделяется самому Эбби-театру. Однако к событиям дальше рубежа 1939 года – года смерти Йейтса – Ряполова обращается лишь в отдельных статьях, посвященных деятельности отдельных драматургов, так как вслед за своим ирландским коллегой Питером Каванэ утверждает, что время славы и европейского значения театра ушло вместе с его последним основателем.
В 1990-е годы появилось еще несколько работ, где внимание заостряется в первую очередь на драматургии и на литературной части театрального производства («Ирландская драма двадцатого века» Кристофера Мюррея и «Ирландский театр» Кристофера Фитцcимона). Немало полезной для данного исследования информации содержится в книге «Ирландские драматурги с 1880 по 1995. Материалы для исследований и постановок», где собраны сведения по тридцати драматургам, трудившимся в Ирландии в течение века. Почти все они, в большей или меньшей степени, имеют отношение к Эбби-театру.
Необходимо отметить и книгу Роберта Грина «Политика в ирландской драме. Пьесы в контексте от Бусико до Фрила» . Во-первых, это одна из самых последних работ по ирландскому театру; во-вторых, автор рассматривает интересную тему взаимодействия и взаимовлияния ирландской драматургии и политики, что позволяет подойти к изучению ирландского театра в контексте исторических событий в Ирландии. Той же тематики касаются работы Деклана Киберда «Изобретение Ирландии» и Люка Гиббонса «Преобразования в ирландской культуре».
Среди новейших работ, связанных с тематикой диссертации, выделяется крайне содержательная книга ирландского ученого Роберта Уэлча, опубликованная в 1999 году. Она обращена к истории Эбби-театра и его пьес, от первых спектаклей Ирландского Литературного театра в 1899 г. до конца ХХ столетия. Однако это скорее собрание материалов: автор не анализирует те факты, которые приводит.
В связи с неполным отражением сценического аспекта деятельности театра в существующей искусствоведческой литературе (как отечественной, так и зарубежной) важную роль в диссертации играют критические отзывы на спектакли Эбби-театра в ирландской прессе, а также - статьи американских, английских и российских периодических изданий, анализирующие гастрольные выступления театра.
Наконец необходимо упомянуть о статьях из российских литературно-художественных и искусствоведческих изданий, среди которых «Искусство и жизнь», «Экран и сцена», «Театральная жизнь», «Театр», «Иностранная литература», а также газет, в которых публиковались отзывы на гастрольные спектакли Эбби-театра: Советская культура», «Новое время», «Вечерний Ленинград», «Ленинградская Правда», «Независимая газета». Статьи эти связаны с тремя очень важными для этой диссертации темами. Первая из них – кризисы в политической обстановке в Ирландии 1960-х – 1970-х годов и отклик на них в спектаклях Эбби-театра. Вторая тема, до настоящего времени никак не освященная в российских исследованиях – постановки А.П. Чехова на сцене Эбби-театра, осуществленные ученицей Станиславского М.О. Кнебель в конце 1960-х годов. И третья тема – гастроли Эбби-театра в Москву и Ленинград в 1980-е гг.
Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной с темой диссертации, существует достаточно обширное число источников, в которых, так или иначе, возникает тема настоящего диссертационного исследования. Однако подавляющее большинство этих источников обращается к первому, раннему периоду существования Эбби-театра, связанному с фигурой У.Б. Йейтса и деятелей «Ирландского возрождения». Комплексного теоретико-театроведческого изучения всех аспектов деятельности Эбби-театра с 1939 по 1999 год, как в российском, так и в зарубежном театроведении не проводилось.
Объект исследования – ирландский национальный Эбби-театр.
Предмет исследования – организационные формы Эбби-театра, пьесы ирландских и иностранных авторов в репертуаре театра и работы актеров и режиссеров театра наиболее полно отражающие особенности деятельности Эбби-театра с 1939 по 1999 год.
Цель диссертационной работы – проанализировать все аспекты деятельности Эбби-театра в исследуемый период, выявить их особенности и доказать жизнеспособность и самобытность ирландского национального театра в малоизученный период.
Основные задачи работы:
- дать характеристику основным организационным формам во второй период деятельности Эбби-театра (1939-1966 гг.), выявить способы выживания театра в период кризиса и вынужденного изгнания;
- исследовать репертуар Эбби-театра во второй период его работы;
- выявить основные тенденции в развитии режиссуры и актерского искусства театра во второй период его существования;
- дать характеристику основным организационным формам в третий период (1966-1999 гг.) деятельности Эбби-театра;
- исследовать репертуар Эбби-театра в третий период его работы;
- выявить основные тенденции в развитии режиссуры и актерского искусства театра в третий период;
- исследовать связи процессов, происходивших в Эбби-театре с европейским театральным контекстом, показать значение Эбби-театре в европейской театральной культуре.
Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются фундаментальные труды по истории и теории театра и по теории драмы А.А. Аникста, Л.И. Гительмана, Е.О. Горфункель, Д.Н. Катышевой, В.И. Максимова, В.Е. Хализева, М. Этертона и Р. Хогана, а также аналитические труды по истории ирландского театра В.А. Ряполовой, Н.В. Тишуниной и Р. Уэлча.
Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление различных аспектов деятельности Эбби-театра с 1939-1999 гг., его организации, репертуара и сценической практики, в том числе:
1. Культурно-исторический метод. Цель – анализ процессов зарождения и развития принципов сценических интерпретаций литературных произведений в контексте культурно-исторической ситуации.
2. Структурно-типологический метод. Цель – выявление и анализ основных модификаций развития сценического и драматического искусства Эбби-театра.
3. Сравнительно-исторический метод. Цель – сопоставление и анализа периодов деятельности Эбби-театра.
4. Метод описания и анализа драматических произведений. Цель – выявление и анализ особенностей пьес ирландских драматургов, представленных в Эбби-театре в изучаемый период; выявление и анализ некоторых особенностей режиссерских опытов в Эбби-театре.
Источники исследования:
- научные труды по теме диссертации (монографии, статьи, диссертации, материалы научных конференций по теории и истории театрального искусства, а также истории и практике Эбби-театра);
- литература биографического и мемуарно-эпистолярного жанров;
- публикации, издания (в т. ч. периодические), статьи и критические эссе, в которых нашла отражение деятельность художественных руководителей, директоров, режиссеров, актеров, художников и драматургов Эбби-театра;
- рецензии на спектакли Эбби-театра в зарубежной и отечественной периодической печати;
- справочно-энциклопедические издания и иная литература, связанная с темой диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается:
-
В анализе особых организационных форм Эбби-театра, определивших его существование в малоизученный период с 1939 по 1999 год;
-
В исследовании деятельности ряда драматургов и режиссеров, получивших известность в Ирландии Европе, но всё еще недостаточно изученных в контексте деятельности Эбби-театра;
-
В теоретическом и историческом обосновании значимости работы Эбби-театра для развития ирландского театра вообще после 1939 года.
-
Во введении в отечественный научный контекст ранее неисследованных материалов: в первую очередь, отзывов на спектакли Эбби-театра, в ирландской, английской, американской и российской прессе.
-
В осмыслении некоторых феноменов ирландской театральной культуры и сценического искусства, в частности ирландских феерий, вечеров рассказов Имона Келли и «театра образа» Патрика Мейсона, до этого времени остававшихся вне поля внимания отечественного искусствоведения.
Практическая значимость. Данное исследование может служить:
-
Как учебно-методический материал для разработки лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей и теорией ирландского театра.
-
Как научно-методическое пособие для ведения специализированного курса «Организационные формы и сценическая деятельность ирландского национального Эбби-театра».
-
Как источниковедческая основа для театроведческих исследований, связанных с изучением различных аспектов деятельности Эбби-театра с 1939 по 1999 год.
Материалы диссертации могут быть полезны как для теоретиков, так и для практиков театрального искусства, режиссеров, актеров, драматургов, интересующихся деятельностью Эбби-театра.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Обоснование самобытности искусства Эбби-театра в малоизученный период его деятельности, избранный для изучения (стилистика).
-
Специфика форм управления Эбби-театра в исследуемый период.
-
Характеристика особенностей репертуарной политики и сценической деятельности Эбби-театра с 1939 по 1999 год.
-
Обоснование исторического значения Эбби-театра в исследуемый период как для ирландской, так и для мировой театральной культуры ХХ века.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в четырех научных публикациях (3 публикации ВАК, 1 монография). Кроме того, некоторые результаты диссертационной работы обсуждались на научно-практической конференции «Школа З. Я. Корогодского в системе театрального образования» (СПб.: СПбГУП, март 2008 года).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения библиографии (более 190 наименований, в основном на иностранных языках).
Общий объем диссертации - 250 страниц.