Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества Кузнецов, Валерий Степанович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецов, Валерий Степанович. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1996.- 106 с.: ил. РГБ ОД, 61 97-13/14-9

Введение к работе

Актуальность"темы-исследования.-Кризисные явлений в рос
сийском обществе в период его реформирования обострили "и 'йзме'-"'

нили социально-педагогическую ситуацию в современной школе. Эта ситуация имеет ряд характерных особенностей.

После падения господствовавшей ранее коммунистической идеологии в обществе на фоне так называемой "демократизации" наблюдается явно выраженный мировоззренческий хаос. Ряд исследователей /Братусь B.C., Лишин О.В., Семенюк Л.Т., Сухарев А.В., и другие/ показывают, что общество, а следовательно, и школа не могут существовать без определенной идеологической базы. Из 230 опрошенных классных руководителей сельских школ Псковской области 194 человека / 64,4 / указали на свою растерянность перед неопределенностью духовно-нравственных ориентиров в воспитании подрастающего поколения.

Отсутствует четкий социальный заказ школе. Учителя утверждают, что во многом неясно, какой школьник-выпускник нужен государству, какими качествами личности он должен обладать на пороге зрелости. Определенкая часть педагогической общественности / как ученые, так и учителя / стала сомневаться не только в результативности процесса школьного .воспитания, но даже в самой ого необходимости.

Значительно возросла криминализация социума, в том числе и школы. По сводкам МВД Псковской области за период с 1991 по 1994 годы количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися 9-П-х классов сельских школ, увеличилось на 234,1?«.

Откровенно антипедагогическую /зачастую просто аморальную/ позицию занимают многие средства массовой информации, пропагандирующие наживу, секс, насилие, ориентирующие отнюдь не на национальные ценности, стремящиеся под видом "общечеловеческих ценностей" привить "нечеловеческие". 99,29« опрошенных учителей сельских школ выразили полное неудовлетворение антивоспитательной направленностью телевидения.

Среди учащихся / особенно в ставших классах / значительная часть школьников говорит сегодня о своей религиозности. По дан-

- z -

ным ВНИКа "Сельская малокомплектная школа" при Псковском ИПКРО /руководитель кандидат педагогических наук, доцент Степанов К.Н./, в работе которого принимал участие и диссертант, 46,7% /из опрошенных 972 учащихся сельских школ/ заявили, что они исповедуют или хотели бы исповедовать какую-либо религию.

Для современной социально-педагогической ситуации характерно и ощутимое падение престижа учительской профессии. На протяжении последних 3-4 Лет отсутствуют конкурсы в большинство педагогических учебных заведений. Практически не осталось, особенно в сельских школах, преподавателей-мукчин. ЪЪ% работающих сельских учителей - песионеры.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что резко уменьшилось количество работ по проблемам нравственного воспитания. Большинство же опрошенных учителей-практиков указывают на необходимость обоснования новой парадигмы нравственного воспитания учащихся на. период реформирования общества, период, который нередко называют "постсоветский"; на серьезные затруднения в педагогических коллективах, вызванные необходимостью изменения целей, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Современное развитие общества привело в значительной мере к бездуховности подрастающего поколения. Чрезмерная ориентация на потребление разрушает личность, молодой человек становится своеобразным "экономическим животным", для которого не существуют ни идеалов,ни норм поведения. Данные исследования показывают не только становление среди значительной части сельских старшеклассников потребительской психологии, но и нарастание в их среде кризисных явлений, проявляющихся в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности,- агрессивности, эгоизме, презрении к истории и культуре своего Отечества.^Іега-тивные изменения в Я-концепции личности выпускника, в его духовной сфере, тревожат педагогов. 63: респондентов - классных руководителёй~подчеркнули,' что бе^ду^віГбстьГзначительной час-/Ти~еетодняшних учащихся старших классов волнует их~более всего. Многие педагоги ищут выход в педагогической актуализации традиционных ценностей русской культуры /в том числе, народной фи-

лософии, народной педагогики/.
-'- Анализ,практики убеждает и в том, что в условиях обостре
ния межнациональных противоречий^ сегодняшней-России,на перед
ний план выходит в школе проблема подготовки выпускников к мир-~
ному сотрудничеству с представителями любого народа. Такая же
подготовка немыслима без освоения учащимися определенных навы
ков диалога культур, исследование этнопедагогических и ртнопси-
хологичаских аспектов проблемы показало, что диалог невозможен
без глубинного познания национальных традиций' культуры своего
народа, а также подтвердило мысль о том, что сегодня учителям
для педагогшіоскоіг~актуалйзації!і традиций остро це хватает зна
ний по этнической педагогике и психологии, йце в XIX веке K.j'w
Ушинский, В.Я. Стоянии, С.А. Рачинский отмечали необходимость
опоры воспитания на специфические национальные особенности
личности, детерминированные этнически направленной культурной
средой. Учитывать опыт народной педагогики призывали С.Т.ПЧщ-
кий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко. З.А. Сухомлинский. В исследо
ваниях последних лет фундаментальное обоснование содеркания и
еупрюсти отнопедагогикк как науки осуществлено""в работах Г.Н.Вол
кова. Педагогический потенциал традиционной народной культуры
раскрывают в своих книгах и статьях ;>!.М. Громыко, Т.Л. Пигилова,

Напреваая необходимость выбора учителями пути совершенствования духовной кизни подрастающего поколения, научная и методическая неразработанность проблемы,'потребность педагогической практики в повышении эффективности духовно-нравственного воспитания за счет резервов русской культуры обусловили название т'рыы диссертационного исследования: "Духовно-нравстведаое воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской культура".

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ в новых условиях их функционирования^

Предмет исследования - использование в духовно-нравствен ном воспитании старшеклассников сельских школ педагогического потенциала традиций русской культуры

Цель исследования - раскрыть особенности духовно-нравственного воспитания старшеклассников сельских школ и условия его оптимизации на традициях русской культуры.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута рабочая гипотеза; эффективность духовно-нравственного воспитания сельских школьников старших классов на традициях русской культуры обеспечивается:

- пониканием учителями и старшеклассниками особенностей духов
но-нравственного воспитания, признаков традиций русской куль
туры как психолого-педагогического феномена и механизма влияния
их на формирование личности школьника;

-освоением учителями парадигмы духовно-нравственного воспитания старшеклассников в условиях современной сельской школы;

- реализацией совокупности условий, отражающих его социально-
педагогический, образовательно-содержательный и организацион
но-методический аспекты.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи;

- раскрыть суи(ностные признаки традиций русской культуры как
психолого-педагогического феномена; .

і - выявить особенности парадигмы духовно-нравственного воспита- I ния на традициях русской культуры в современной сельской школе;

определить подходы к психолого-педагогическому механизму влияния традиций на нравственное развитие учащихся старших классов сельской школы;

разработать и обосновать систему критериев и показателей, определяющих уровень духовно-нравственной воспитанности старщеклас ников сельских щкол;

охарактеризовать условия оптимизации духовно-нравственного воспитания старшеклассников на традициях русской культуры, способствующие выработке этического иммунитета, формированию и . развитию личности ейяьского школьника. '

Методологической основой исследования является принципы объективности, историзма, целостного изучения явлений в их раз-витшГТ взаимной связи; этнопедагогическая теория; концептуаль-

ные теоретические изыскания отечественных и зарубежных Философов, педагогов и психологов по вопросам народной'духовной

культуры.

Теоретической основой исследования стали работы:

раскрывающие национальную обусловленность процесса формирования личности: философов /Ильина И.А., Лосева А.Ф..Лосского Н.О., Сорокина П.А., Хомякова А.И./, .педагогов и психологов /Арутюня-на Ю.В., Еаграмова Э.А., Волкова Г.Н., Деркгча А.А., Измьйлова А.Э., Крысько В.Г., Резникова Е.Н./, культурологов Д-ихареви-ча'М.Е., Журавлева В,В., Пигиловой Т.А., Познанского В.В., И'енд-рика А.И. и других/;

обосновывающие сущность нравственного воспитания /Азарова h.fl., Богдановой О.С., Болдырева Н.И.* Бондаревской Е.С., Гаврилова З.А., Иващенко А.В., Иванова В.Д., Марьенко И.С., Солдатекко-

ва А.Д., Черенковой СВ., Сурковой Н.Е. и других/;

рассматривающие общие проблемы развития личности /Абульха-новой-Славскоя К.А., Агапова В»С /Андреева А.А., Выготского Л.С, ГуроЕсй >\Г., Крупнова А.И., Лебединского В.В., Леонтьева А.Н., Лузиной Л.М., Мудрика А.В., Парыгина В.Д., Ходоровс-кой З.А., Фомичевой Л.К. и других/;

раскрывающие особенности системного подхода к организации воспитательного процесса /Вульфова Б.З., Караковского В.А., Новиковой Л.И., Степанова Е.Н.,'Щербаковой Л.Н., и других/;

-определяющие значимость русской к^ гьтуры как педагогического явления /Бахтина М.М., Братуся Б.С, Громыко М.М., Лихачева Д.С, Годорова Л.В. и других/;

- рассматривающие проблемы воспитания в условиях сельской шко
лы /Иванова А.Ф., Леонова A.M., Резника А.Б., Сухомлинского

В.А. и других/;

- разрабатывающие основы критериев, показателей, определяющих
уровень нравственной воспитанности личности /Бокович Л.И.,
Васильевой З.Й,', Ефременяо Н.В., Журавлева В.И., Зосимовского
А.В., Мерлина B.C., Монахова Н.И. и других/.

В соответствии с поставленными задачами были использоваьы следующие методы исследовашш: теоретический, социопедагогичес^ кий, экспериментальный. При выборе методов учитывались задачи

каждого этапа научного поиска. Применялись наблюдения, теоретический анализ, контент-анализ, анкетные опросы, беседа, интервью, экспертные оценки, сочинения, опытно-педагогическая работа. При обработке результатов исследования использовались статистические справки, классификации, схемы, диаграммы.

Базой опытно-педагогической работы"являлись сельские школы Псковской области: Русаковская школа Великолукского района, Писковская школа Псковского района, Скриповская школа Пор-ховского района, Лавровская и йзборская школы Печорского района; кроме того, для сопоставления некоторых данных проводились исследования в Казимовской школе Куньинского района, в Томсинс-кой школе Себежского района, в Тямшанской и Торошинской школах Псковского района, в Крестовской школе Красногородского района. Для пилотажных исследований привлекались и учащиеся городских школ Р 5, 0, 22 г. Пскова, & I, 4, II г. Великих Лук.

В исследовании.использовался анализ собственного двадцатипятилетнего опыта работы в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя, заместителя директора школы по воспитательной работе, директора летнего трудового лагеря старшеклассников, а также заведующего кабинетом воспитательной работы в ИУУ в течение четырех лет и заведующего Педагогическим центром русской культуры ЙПКРО в течение трех лет.

Исследование проводилось диссертантом в рамках программы
и в составе ШШКа "Сельская малономплектная школа" при Псковс
ком ШКРО. ' .

Всего исследованием было охвачено 1250 старшеклассников, более 300 учителей, 85 заместителей директоров школ по воспитательной работе, более 450 родителей, 25 начальников районных управлений образованием, 26 заведующих районными методичес-киии кабинетами, 75 инспекторов по делам несовершеннолетних

Щ. ' <

Обоснованность и достоверность результатам работы диссертанта обеспечивались общкми теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, адекватностью комплекса методов цеди, задачам, объекту и предмету исследования, взаимодополнением и взаимопроверкой данных, полученных с по-

- мощью_разных ыетодик. Полученные данные также сопоставлялись и выверялись с "данными"ВІЇШг"Сельская малокомплектная школа".

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят,в том, что:

1. Раскрыты сущностные признаки традиций русской культуры
как психолого-педагогического феномена, отражающего диЯЛерен-
циацию мировоззрения религиозной не религиозно ориентиро»ан-

. ных людей» особенности национального духовно-психологического склада русских, образа их жизни, быта, народного искусства и ремесел, народную эмпирическую систему духовно-нравственного воспитания.

2. Выявлены особенности новой парадигмы духовно-нравствен-
ного восплгїания на традициях русской культуры в современной

сельской школе, включающей целевой,содерлательный и органиэа-чционно-методический аспекты.

  1. Определены подходы к психолого-педагргическому механизму влияния традиций русской культуры на духовно-нравственное развитие учащихся старших классов, учитывающие индивидуальные личностные свойства, проявляющиеся на сознательном и подсознательном уровнях.

  2. Разработана и обоснована система критериев и показателей, определяющая уровень духовно-нравственной воспитанности старшеклассников сельских школ.

5. Охарактеризованы условия оптимизации духовно-нравствен
ного воспитания старшеїуіассииков на традициях русской культуры,

способствующие выработке у них этического иммунитета против аморализма. Рассмотрена сущность понятия "этический иммунитет".

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная система критериев и.показателей способствовала определению в реальной практике уровней духовно-нравственной воспитанности сельских старшеклассников, выделению соответствующих им типологических групп; обоснованию условий оптимизации духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов средствами русской культуры.

В опытно-экспериментальных школах была успешно апробирована и использована совокупность рекомендаций по духовно-нравст-

венному совершенствованию личности старшеклассников сельских школ с использованием психолого-педагогического потенциала русской культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем их использования в деятельности Педагогического центра русской культуры - подразделения Псковского ШЖРО, в практической деятельности сельских школ Псковской области, школ г. Великие Луки и г. Пскова; материалы исследования использовались в лекционных курсах, с которыми диссертант выступал перед педагогической общественностью Йошкар-Олы, Брянска, Новокузнецка, Казани, Нальчика; в выступлениях на научно-практических конференциях /в 1988, 1990, 1991, 1993, 1995 гг./, в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения исследования: I.Совокупность сущностных признаков традиций русской культуры как психодого-падагогического феномена, отражающая философский, культурологический, этнопсихологический и этнопе-дагогический аспекты.

2. Специфика парадигмы духовно-нравственного воспитания
старшеклассников в современной сельской школе средствами, рус
ской культуры, отражающая:

- в целеполагании - ориентированность на национальную культур
но-историческую систему'ценностей и ее иерархию;

" в содержании - на формирование этнически детерминированной культурной среды, на организацию этнически обусловленной деятельности, на развитие этнически направленного самосознания;

- в формах и методах - на приоритетное использование средств
народной педагогики.

3. Понятие этического иммунитета как одного из стержневых
качеств мировоззренческой и духовно-нравственной структуры Я-
концепции личности, обеспечивающего:

~ устойчивость перед разлагающими духовно-псикологический склад личности безнравственньтві явлениями в микро- и макросреде;

адекватностью духовно-нравственной реакции на быстро меняющуюся, социальную ситуацию в обществе;

мобилизационность внутренних духовно-психологических ресурсов для преодоления негативных мировоззренческих и духовно-

нравственных ориентиров.

4. Основные подходык психолого-педагогическому механиз
му влияния традиций русской культуры на^тоосовно-нравстденное
развитие -содержания Я-концепции учащихся включающие:

принцип учета половозрастных особенностей восприятия учащимися старших классов традиций культуры;

принцип учета взаимодействия сознания и подсознания личности в процессе приобщения учаирссся к народным обычшш, обрядам и ритуалам;

принцип учета индивидных и личностных особенностей учащихся при организации этнически ориентированной деятельности,

5. Система критериев, которая лежит в основе выделения
уровней духовно-нравственной воспитанности сельских старшеклас-
ников и включает четыре блока: интеллектуально-когнитивный,
оценочно-мотивационннй, мировоззренческий и поведенческий.

6. Совокупность условий оптимизации духовно-нравственного
-воспитания старшеклассников сельских школ, включающая комплекс

мер - действий образовательно-содержательного, организационно-методического и социально-педагогического аспектов.

Структура диссертационного, исследования обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глас / I глава -"Теоротико-методологические аспекты изучения традиций русской народной культуры как психолого-педагогического феномена"; II глава - "Выявление и обоснование тенденций и условий оптими-зации духовно-нравственного воспитания старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры"/, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертации на Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества