Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Петрова Анна Григорьевна

Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов
<
Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петрова Анна Григорьевна. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 : Улан-Удэ, 2004 166 c. РГБ ОД, 61:05-17/59

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Деревянная посуда в традиционной художественной культуре якутов

1. Истоки художественных традиций и мифологические представления якутов 11

2. Общая характеристика типов, назначение и технология изготовления деревянной посуды 40

Глава II Кумысный сосуд чорон XVIII - XIX века. Происхождение и эволюция

1. Характеристика и эволюция видов чоронов 83

2. Орнаментальный комплекс чоронов XVIII - XIX вв 99

Заключение 113

Глоссарий 116

Список сокращений 119

Библиография 120

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы. Народное творчество составляет историческую, сущностную, композиционную и технологическую основу современного декоративно-прикладного искусства.

Художественно-предметный мир, формировавшийся в глубинах этнической истории, источник, который должен рассматриваться с позиций среды бытования, его художественная форма синтетична, ее невозможно рассматривать вне этнографии, семантики, обряда, ритуала и мировоззрения.

Образы народного искусства близки и понятны, они воспринимаются, переживаются, как нечто родное, за каждым произведением стоит родовая память, преемственность творчества поколений народных мастеров. В якутском искусстве отразилось мифологическое восприятие мира, следование архаической традиции, имевшей практически-прикладную направленность и коллективную природу. Традиция в искусстве предстает как постоянно движущийся процесс, обновляющий и перерабатывающий предшествующий опыт.

Произведение народного художественного творчества - как органичное слияние духовного и материального, есть отражение мира, мировоззрения. Это и составляющая быта, выполняющая утилитарную функцию, и средоточие бесконечной множественности смыслов. Являясь выражением сознания в конкретно-чувственной форме, искусство - воспроизведение среды, которой оно рождено.

Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе всех древних народов, в том числе тюркоязычных. Наиболее древние образцы обнаружены в Пазырыкских курганах (V-III вв. до н.э.). У многих современных народов ритуальная посуда из дерева не используется, ее функции перенесены на изделия из других материалов (бронза, серебро).

Рассматриваемая в данной работе самобытная, оригинальная и самостоятельная область народного творчества - посуда из дерева является наиболее характерным образцом, сохранившим неповторимое своеобразие и специфические черты якутской культуры. Проблема изучения народного искусства особо значима для понимания основ традиционной культуры. Восстановление, сохранение и использование художественных традиций остается актуальной задачей наших дней, т.к. является источником для творчества современных мастеров.

Степень разработанности темы. В России научное изучение народного искусства ремесел, определение видов его бытования началось в конце XIX - начале XX вв. (П.Г. Истомин, B.C. Воронов, А.И. Некрасов). В советское время постепенно расширяются и углубляются исследования по художественной культуре, декоративно-прикладному искусству разных народов. В середине XX века проблемы теории и истории народного искусства разрабатываются в трудах П.Г. Богатырева, А.Б.Салтыкова, М.А. Некрасовой, Г.К. Вагнера, А.С. Канцедикаса. Искусству резьбы по дереву посвящены работы С.К. Просвиркиной, В.М. Василенко, А.К.Чекалова и др.

Среди письменных источников, непосредственно относящихся к ремеслу изготовления деревянной утвари якутов, значительна историко-этнографическая литература. Сведения о духовной и материальной культуре, бытовом укладе якутов мы находим в работах исследователей XVIII в., участников второй Камчатской экспедиции (И.Г. Гмелина, Я.И. Линденау). Якутские ремесла, изготовление различной утвари, выделка деревянной посуды рассматриваются в освещаются в трудах А.Ф. Миддендорфа, Р.К.Маака. Интенсивность этнографического изучения Якутии возрастает во второй половине XIX века. Исследования данного периода связаны с именами Э.К. Пекарского, В.Л. Серошевского, В.В. Ливадина и др. Начало прочного разностороннего научного изучения материальной культуры якутов положено Сибиряковской экспедицией ВСОИРГО (1894-1896 гг.). Один из участников данной экспедиции, В.В. Ливадии, посвятил свое исследование изучению кустарных ремесел.

Археологические экспедиции, организованные в 1930-х годах Якутским областным краеведческим музеем им. Е. Ярославского (ЯГОМИ КНС), этнографические экспедиции (НИИЯК), публикация материалов по истории, фольклору внесли огромный вклад в изучение якутской культуры. Ценными источниками этого периода являются работы М.М. Носова (1936-1948 гг.), художника- этнографа, оставившего обширный иллюстративный материал. Используя археологические и музейные материалы, исследователь по оригинальным образцам составил альбомы — атласы (акварельные рисунки), состоящие из пяти разделов по материальной культуре и прикладному искусству якутов XVII-XIX веков, в том числе и по деревянным изделиям. Якутская культура XVIII века освещается в работе И.В. Константинова, в ней деревянной посуде посвящен отдельный раздел. Монография А.И. Гоголева, содержит обширный археологический материал, значительно обогативший представления о материальной культуре якутов XVI - XVIII веков.

Исследователями якутского орнаментального искусства отмечено многообразие форм и сложность его развития (С.В.Иванов, А.И. Гоголев, Т.П. Тишина). Орнаментальные и изобразительные традиции якутов излагаются в фундаментальном обобщающем исследовании СВ. Иванова. Работы СВ. Иванова отличаются глубиной охвата, оставаясь самым всесторонним, широким исследованием орнаментального наследия народов Сибири. Его труды построены на музейных коллекциях XIX -первой четверти XX вв.

Специально изучению якутского орнамента, как элемента изобразительной культуры, посвящены многочисленные статьи Т.П. Тишиной. Представляют научный интерес иллюстрированные альбомы якутских орнаментов, составленные народным мастером Б.Ф. Неустроевым, собранные им орнаментальные мотивы систематизированы по типологическому принципу.

Важным событием для изучения народного искусства стал выход в свет монографии И.А. Потапова «Якутская народная резьба по дереву». Работа стала примером совершенно нового, комплексного изучения данной темы. Обобщающий труд содержит ценный материал о видах деревянных предметов в быту якутов, хронологически охватывает длительный период XVII-XX вв. На обширном сравнительном материале, путем стилистического анализа, автор раскрывает эволюцию видов деревянной посуды, утвари, игрушек, всесторонне анализирует формы изделий, составляет типологию, принципы декорирования, виды резьбы и технику изготовления, дает классификацию чоронов.

Видам якутского декоративно-прикладного искусства, вопросам художественных стилевых характеристик посвящены отдельные статьи искусствоведов И.А. Потапова, В.Х. Иванова, З.И. Ивановой-Унаровой, Р.С. Гаврильевой и др. Публикация в последние годы содержательных монографий по декоративно-прикладному искусству (Гаврильевой Р.С. по традиционной одежде народа саха, В.Х. Иванова о взаимовлиянии декоративно прикладного искусства народов Северо-Востока Сибири, А.И. Саввинова о традиционных ювелирных украшениях якутов), значительно обогатили научную базу историко-этнографических, культурологических, искусствоведческих исследований. Особый интерес представляют работы по семантике традиционного искусства якутов (Р.С. Гаврильева, Л.Л. Габышева, Е.Н. Романова и ДР-) Объект исследования: якутская традиционная деревянная посуда XVIII-XIX веков в коллекциях народного и декоративно-прикладного искусства Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования: художественное своеобразие якутской деревянной посуды, эволюция стиля ритуального кумысного сосуда чорона XVIII-XIX вв.

Цель работы - изучение художественных особенностей изучение художественных особенностей традиционной деревянной посуды и кумысного сосуда чорона как центрального элемента якутской деревянной посуды Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

проанализировать истоки возникновения художественной традиции создания якутской деревянной посуды;

охарактеризовать якутскую деревянную посуду, уточнить ее классификацию;

провести сравнительный анализ образцов кумысных сосудов XVIII и XIX вв;

изучить орнаментальный комплекс кумысных сосудов чоронов XVIII - XIX вв;

на основе анализа форм и орнамента чоронов атрибутировать ряд образцов из коллекций ЯГОМКНС и НХМ PC (Я) Эмпирическую базу исследования составили коллекции деревянной посуды - кытыйа (чаши), чороны (кумысные сосуды), кенкелей (воронки), хамнатар (мутовки), усаайах (кумысные ковши), матаарчах (сосуды для молочных продуктов), кэриэн ымыйа (круговые кумысные сосуды) и маллаах исит (коробки для хранения мелких принадлежностей), хранящиеся в собраниях Якутского Государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера PC (Я) им. Е. Ярославского и Национального художественного музея PC (Я).

Методология исследования основывается на фундаментальных трудах историков и теоретиков народного искусства (В.М. Василенко, М.А. Некрасова, И.А. Потапов и др.)» археологов и этнографов (А.П. Окладников, А.И. Гоголев, и др.) исследователей мифа и символа (К. Леви - Стросс, В.Н. Топоров, М. Элиаде и др.).

Основной метод настоящей работы заключается в описании, сравнительном анализе различных типов источников, из смежных областей научного знания, таких как искусствоведение, археология, этнография, история. Тема исследования обусловливает необходимость использования междисциплинарного подхода, так как предметы народного творчества являются, с одной стороны памятниками материальной культуры, а с другой как любое художественное произведение отражают мировоззрение своих создателей, являясь специфическими носителями идеологической информации. В работе применяются общенаучные методы анализа, сравнения, базовые методы искусствоведческого анализа, семиотический метод.

Научная новизна исследования заключается в анализе истоков возникновения художественной традиции создания якутской деревянной посуды; в общей характеристике якутской деревянной посуды и уточнении ее классификации;

в осуществлении сравнительного анализа образцов кумысных сосудов XVIII - XIX веков;

в исследовании орнаментики кумысных сосудов;

во введении в научный оборот ранее не опубликованных памятников из коллекций крупнейших республиканских музеев ЯГОМИКНС, НХМ PC (Я); Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшем искусствоведческом анализе наследия народного творчества якутов, в музейной практике, в работе по учету и хранению памятников. Материалы исследования могут быть использованы в курсе лекций «Якутское народное искусство» в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства

Апробация работы: основные положения и результаты проведенного исследования отражены в докладах на II международной научно-практической конференции «Диалог: музей и общество» посвященной 75-летию Национального художественного музея PC (Я) (Якутск, 2003);

В Форуме научной молодежи (Якутск, 2003), и II международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004), а также в 4 публикациях общим объемом 1,5 п. л.

Основные положения, выносимые на защиту:

Традиции и особенности изготовления деревянной посуды уходят корнями в раннекочевнический пласт формирования якутской культуры и связаны с традициями тюркоязычных народов Южной Сибири.

Формы деревянной посуды обладают устойчивостью и служат материалом для реконструкции этногенеза якутской культуры.

Изменения форм кумысного сосуда свидетельствуют об изменениях, происходящих в якутской культуре в целом.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, библиографии и приложения (иллюстраций).

Истоки художественных традиций и мифологические представления якутов

Большинство предметов, окружающих человека возникают из необходимости. Проделывая долгий исторический путь и находясь в незримом диалоге с человеком, они меняют свой облик, трансформируются под влиянием среды, совершенствуется их форма, материал.

Предметный мир в своей основе представляет четыре основных типа: укрытия, орудия труда, емкости, оружие (Г. Земпер 1970. - С. ПО). С одной стороны вещь, удовлетворяет первые необходимые нужды человека, с другой - нельзя лишь с этих позиций объяснить существование многих вещей одной лишь полезностью потому, что "человек создавал не только необходимые жизненно вещи, но и то что представляется избыточным, даже лишним с точки зрения жизнеобеспечения — вещи образующие духовный слой культуры - символы, ритуальные вещи, статуэтки и др." (В.Н.Топоров 1994. - С.12).

Отмечая особенности архаичного сознания, В.Н. Топоров пишет что "есть все основания оспаривать распространенную точку, зрения согласно которой следует уже для ранних стадий культуры различать "реально" функциональные вещи (вещи — инструменты, орудия) и "мнимо" функциональные вещи (вещи ритуального назначения, лишенные свойства "реальной полезности" (Там же. - С. 13). С этой точки зрения первоначальным престижем обладают вещи "идеальные" т. е. ритуальная вещь первична, (она больше "действует" чем "используется") ибо "для архаичного сознания высшим престижем обладает то, что сакрально, а сакрально то, что космологично" (Там же. - С. 13).

В традиционной культуре любого народа посуда - это древнейший артефакт, отражающий особенности архаического сознания. Это - универсальная в смысле всеохватности, всеобщности вещь, связанная с жизненной необходимостью. Она непосредственно связана с пищей, с биологической "уязвимостью", первейшей потребностью человека. Пища — это жизнь, ее употребление - это значимый символический обряд. «Еда есть религиозный акт воссоединения человеческой плоти с космосом родной природы, национальным божеством» (Г.Д. Гачев 1998. -С. 107).

Известно, что вся пища, помещенная, в древних погребениях, предназначалась уходящему в иной мир. Это можно интерпретировать как "еда на дорогу", "угощение умерших предков", которые встретят умершего в том мире. Вероятно так же, что разложенная на блюдах еда, напитки разлитые в сосудах могли быть подношением божеству. "Еда и напитки в погребении - это своего рода приглашение к застолью, а любое застолье считалось местом общения с богами" (П.Ю. Уваров 1999. - С. 98), "принятие пищи - акт причащения сакральному (Б. Малиновский 1998, С.45). В этом смысле во всех древнейших культурах для человека с мифологическим сознанием посуда становится сакральным посредником, освящающим пищу, подготавливающим ее к внутреннему употреблению.

Изобразительное искусство и в целом творчество как сугубо индивидуальный, интимный акт — феномен индивидуального сознания и связан с появлением "культурного героя" на рубеже распада мифологического сознания. В свою очередь, народное искусство — это феномен коллективного сознания, когда вещь несет на себе печать "соавторства" многих поколений предшественников. Это искусство целостно - одновременно изобразительное, декоративное и прикладное.

В древних цивилизациях (греческой, индийской) под искусством понималась любая хорошо выполненная искусная работа, будь то керамический сосуд, оружие, изваяние и т.д. В ремесле не разделялись понятия материальной и художественной деятельности. Например на санскрите "shilpa" означает: умение, искусство, ремесло, статуя, здание, рисунок, украшение. В якутском языке слово уус одновременно могло обозначать уус - род, уус -кузнец, уус кики - талантливый человек умеющий создавать прекрасные вещи, уус -уран — художественный. "Простой глиняный кувшин, в котором носили воду из колодца, и изваяние, которому поклонялись, были для индийцев в равной степени "шилпа" (В.Г. Власов, 2002. - С.707), т. е. во всех вещах созданных руками человека органично слиты и материальное, и духовное -утилитарное, и эстетическое, и художественное.

Принято считать, что народное искусство как исторически сложившийся художественный пласт сменяет предшествующее этническое искусство. В этом отношении закономерен вопрос, что значит "этническое в искусстве» и "народное искусство"? Понятию "этническое в искусстве» часто придается значение любого проявления национальной специфики. В определенном смысле "этническое" носит во многом замкнутый и локальный характер, обозначая культуру "почвы" и "крови", оно непосредственно указывает на связь с родовыми отношениями.

Вместе с тем между понятиями «этническое искусство» и «народное искусство» нельзя провести четкой границы. Народное искусство, органично сливаясь и растворяя в себе этническое «становится общим для социумов, идентифицирующих себя как единую «народность» (И. Лисаковский 2002 - С.58). С другой стороны народное искусство шире понятия "этническое", т. к. включает в себя элементы не только этнические, специфические но и общечеловеческие. Народное творчество которые мы понисаем как синоним понятия народное искусство определяется как «тип синтетического искусства изначально связанный с деятельностью человека, представляющий одновременно материальную и духовную культуру». (Изобразительное и декоративное искусство 1999, С.375). В данный термин вкладывается несколько значений. Первое: народное творчество (автохтонное т.е. вернакулярное от лат. vernaculum - местный, туземный, родной) как исконное, изначально присущее какому - либо этносу, народности. Второе значение сближает народное творчество и самодеятельное искусство. Третье значение вытекает из предыдущих, сближает понятие народного творчества или наивного примитивного искусства (В.Г. Власов 2000, С. 708). С данными формулировками следовало бы согласиться, но, в - первых народное и самодеятельное творчество не идентичны, во - вторых, эти формулировки даются в сопоставлении с народного с профессиональным, академическим искусством.

Общая характеристика типов, назначение и технология изготовления деревянной посуды

Этот параграф посвящен характеристике образцов из собрания Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (далее ЯГОМ) и Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) (далее НХМ). В собраниях музеев коллекции деревянной посуды значительны, представленные образцы датированы концом XVIII — XX вв.

Обширную территорию Якутии занимает лесной массив, (около 70%) состоящий главным образом из хвойных пород (лиственница, сосна, ель). Древесина, как материал для изготовления посуды, благодаря доступности, своим прекрасным поделочным качествам, занимала ведущее место. Об этом свидетельствует её обилие представленное в археологическом материале (погребения XVII -XVIII вв.).

Особо следует подчеркнуть, что материалы погребений специфичны. Посуда обнаруживаемая в погребениях, как правило, личная, индивидуальная; практически отсутствует или встречается, но довольно редко посуда коллективного пользования, крупные чаши, кумысные ковши, за исключением чороное. Дерево легко обрабатывается, оно прочно, достаточно твердо и имеет относительную долговечность. Большое значение при художественной обработке древесины имеют ее текстурные качества. Расположение волокон, их плотность, годичные кольца составляющие строения дерева, которые выявляются при распиле. Текстуры различных пород деревьев отличаются богатством и своеобразием природного узора. Наиболее употребляемыми породами дерева были: береза, сосна, лиственница. Береза и лиственница у тюрко - монгольских народов особо почитаемы, у якутов береза была наиболее применяемой, из нее выполнялись большинство необходимых в обиходе вещей, она относится к твердым породам, обладает крепостью, имеет тонкослойное строение. Непосредственный интерес для нас представляют художественные, конструктивно-пластические качества наиболее характерных, широко распространенных видов деревянной посуды. Традиционно якутскую деревянную посуду разделяют по назначению, как наиболее полное и целостное ее представление, внутри видов ее можно подразделить по материалу, технике изготовления, конструктивным качествам, орнаментации. Так, по назначению якутская посуда и утварь разделяется на две категории: повседневную и ритуальную: Повседневная посуда: кытыйа, кытах — долбленые деревянные чаши на низком поддоне; матаарчах - посуда для хранения молочных продуктов; матаар или маплаах uhum — деревянные, берестяные короба с крышками и без - цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов; эт хоторо uhum, тэриэлкэ тарелки; хамыйях - ковши; Ритуальная посуда (кумысная посуда и утварь): Посуда, предназначенная для обслуживания праздника ЫНыах: чороны - сосуды для кумыса; кожаная посуда - симир (кегер), сири исит; кэриэн ымыйа — цилиндрический сосуд для кругового угощения кумысом; кумысные воронки - кенкелей; эбир хамыйах -ритуальные ковши для кропления кумысом и гадания; ковши для разливания кумыса - усаайах, мутовки для сбивания кумыса хамнатар;

По технике изготовления всю деревянную якутскую посуду следует разделить на два вида: - цельную посуду выполненную долблено - резной техникой; - составную посуду со вставными донцами или состоящую частей; Вначале обратимся к предметам, выполненным древнейшим способом, долблено-резной техникой.

Долбленые, со сферическим дном деревянные чашки различных размеров были самой распространенной посудой у тюрко-монгольских народов. У алтайцев - кочевников, например, количество чашек соответствовало численному составу семьи (Е.М. Тощакова, 1976. - С. 192). Небольшие чаши носились за пазухой и были индивидуальной посудой каждого, можно сказать именными.

Наиболее применяемым, излюбленным и широко распространенным видом из круга всей якутской деревянной утвари можно по праву назвать широкую чашу на низком поддоне, кытах или кытыйа. Эти долбленые чаши не имеют принципиальных различий, часто аналогичные по форме и орнаментации, они отличаются лишь своими размерами и функциональным назначением.

Бытовое назначение определило величину сосудов, китах предназначен для общего пользования, т. е. для обслуживания большого количества людей в праздники. Крупные размеры этой приземистой чаши достигают в диаметре до 90 см, параметры небольших кытыйа для личного пользования т.н. малых кытыйа -от 10-30 см. Эти чаши сохранились в неизменном виде до наших дней. Крупные чаши кытах датированы в основном началом XIX-XX вв. (ранними образцами чаш коллективного пользования мы не располагаем), среди них встречаются и безорнаментальные образцы.

И.А. Потаповым на основе анализа конструктивных качеств малой кытыйа выделены два самостоятельных типа: кытыйа с более или менее прямой шейкой; кытыйа, имеющая фигурную шейку с четким трехчастным членением - плечо, начинающееся от энтазиса сосуда, перехват и венчик. В орнаментации кытыйа второго типа присутствуют два принципа: Орнаментирована только шейка (плечико, перехват, венчик); У Орнаментирована вся поверхность сосуда (шейка, тулово) (И.А. Потапов 1971.-С. 41).

Характеристика и эволюция видов чоронов

Одной из главных составляющих пищевого рациона скотоводов является молоко. Молочные сосуды (кожаные, деревянные, костяные) составляли неотъемлемую часть кочевнического быта. У скотоводческих племен Евразии было особое отношение к дереву, ритуальная утварь создавалась именно из этого материала. Например, индоиранцы при проведении ритуалов пользовались только деревянной посудой. "Ведийские арии умели изготовлять каменную, металлическую и керамическую посуду, для ритуала использовали только деревянную, вероятно как наиболее древнюю, освященную традицией" (Т.Я. Елизаренкова, 1989.-С. 449).

Возможно, материал для молочных сосудов предопределен отражением символической общности в ритуально мифологическом контексте, как сосудов, наполненных молоком, и образа священного дерева как центра универсальной космической структуры (Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская и др., 1988 С. 127). С другой стороны, играет немаловажную роль и то, что дерево один из самых "чистых" материалов, т. е., если говорить современным языком его экологическая чистота способность сохранять содержимое на длительное время его запах, вкус.

Скифы чрезвычайно почитали дерево и готовили кумыс только в деревянных емкостях. В свое время Геродот отмечал, что, "выдоенное молоко скифы сливают в глубокие деревянные сосуды..." (цит. по Полосьмак, 2001. - С. 199). В эпических сказаниях Олонхо имеется очень много сведений, характеризующих важное значение кумыса как напитка. Это был любимый напиток божеств Айыы, в цикле преданий о прародителях якутов Омогое и Эллэе указывается, что кумыс служил не только пищей для людей, но и напитком для богов - покровителей (А.А. Саввин, 1948, С. 118)

Якуты не использовали керамическую, металлическую и другую посуду для молочных продуктов, отдавая предпочтение деревянным, затем кожаным и берестяным емкостям. Это безусловно связано не только тем что это один из самых доступных, прочных материалов, для создания посуды, но и обусловлено древнейшей традицией. "В представлениях многих скотоводческих племен молоко и молочные напитки должны разливаться и храниться только в специальной посуде, поскольку вещество, из которого изготовлены емкости, может оказать вредное влияние на скот". (Н.В. Полосьмак 2001. - С. 200)

Интересно, что исследователи отмечают, что и у иранских, и у тюрко-монгольских народов не существовало особой культовой посуды для жертвоприношений божествам. Посуда становилась сакральной в ходе ритуального действия, в котором она выступала лишь как набор разнообразных емкостей для сакральных напитков или другой пищи-приношения. "Все сосуды, используемые иранцами при богослужении, сначала очищали, а затем освящали. Но они не считались священными по своей природе" (М. Бойс, 1994. - С. 16). Сосуд (или вообще - посуду) часто делал сакральным помещенный в него напиток (или другая еда), имевший в конкретном ритуале значение подношения божествам. «Вся посуда обнаруженная в пазырыкских погребениях, - бытовая и ритуальная одновременно. Она имеет следы неоднократной починки. Не во всякую посуду, используемую в быту, могли наливаться сакральные напитки. Существовала особая группа сосудов, отличающаяся от остальных, вероятно, формой, иногда - материалом и уже конечно орнаментом, украшениями. Такого рода сосуды (в которые могли наливаться сакральные напитки) имели в традиционных культурах высокий семиотический статус, что нашло отражение в их местоположении в жилищах тюрко-монгольских народов в зонах максимальной сакральности» (Н.В.Полосьмак 2001. - С. 200).

Кумыс представляя собой ценнейший напиток, считался наиболее желанной жертвой Небу и духам предков у монголов (Н.Л. Жуковская, 1989. - С. 234, 250). У индоиранцев молоко считалось сакральным напитком, котелок с горячим молоком приносился в ведийской ритуальной практике в жертву Ашвинам (Т.Я. Елизаренкова, 1989. - С. 617). Для обозначения молочной пищи у якутов имеется термин урун ас - белая пища. Белый цвет маркирует мир небожителей. Это цвет чистоты, непорочности, идеала. Также эпитетом урун наделено солнце. Как и у пазырыкцев у якутов «молоко выступает носителем качественных характеристик верхнего мира» (Н.В.Полосьмак 2001. - С. 192). Таким образом, белая пища - молоко - скотоводческими народами осознавалось как культурная ценность.

Кумысный сосуд чорон существует в двух видах: на ножке-поддоне, и трех ножках. Наиболее распространенной является первая конструктивная форма, появление трехногих чоронов исследователи относят к XVIII веку. Наиболее ранние чороны на поддоне обнаруженные в погребениях, датированы XVII веком. Размеры сосудов разные, начиная от небольших, до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра. Отсутствие еще более ранних памятников затрудняет анализ, мы лишь можем предполагать.

Анализ чоронов необходимо предварить вопросом о происхождении чоронов. Существуют две основные линии генезиса чоронов. Одной из гипотез является предположение, высказанное А.П. Окладниковым о связи чорона с древними бронзовыми котлами, имевшим распространение в бронзовом веке. Один из образцов котла «скифского» типа находится в собрании ЯГОМ. Он представляет собой крупный чашевидный сосуд на высоком поддоне с парными ручками - ушками с гвоздевидными отростками.

Исследователями отмечаются широкие культурные связи племен бронзового века Якутии с племенами синхронных культур Южной Сибири, Забайкалья, Китая. В Якутии скифские котлы имели довольно широкое распространение, что неоднократно подтверждалось археологическими находками этого времени. (Важнейшим центром распространения котлов подобного типа являются Минусинские степи, на территории которых найдено большинство таких котлов)

А.П. Окладников полагает, что форма «скифских» котлов определенным образом сказалась на сложении конструкции и формы чоронов. Он видит в них близкое сходство с круглодонными удлиненно-яйцевидными глиняными сосудами раннего железного и бронзового веков и на основе этого предполагает, что «якутские чороны возникли в результате своеобразного скрещения местных форм круглодонных сосудов, покрытых зональным орнаментом из выпуклых валиков, и заимствованной формы скифского котла с его высоким коническим поддоном». (А.П Окладников 1963. - С. 290) По А.П. Окладникову скрещивание форм произошло в бронзовом или начале местного железного века, "то есть задолго до образования собственно якутской народности и ее культуры (А.П. Окладников 1959. - С. 290)

И.В. Константинов пишет, что значение, которое сосуды древнего происхождения приобрели у якутов, появилось гораздо позже - с появлением скотоводческого народа на средней Лене", и предполагает, что "южные предки якутов, связанные со скотоводческим хозяйством, имели какую - то посуду, значение которой вероятно перешло к чоронам". (И.В. Константинов 1971. -С. 100) Анализируя характер орнаментации чоронов и сосудов цилиндрической формы - матаарчах И.В. Константинов отмечает сходство проявляющееся не только в мотивах орнамента и технике, но и в стиле украшения отдельными поясами всей поверхности стенок. Сходство манеры орнаментирования, расположение на двух разных деревянных сосудах автор связывает с назначением и связью с ритуалом кумысного праздника. "После этого становиться понятным, почему деревянные чаши, несмотря на тщательность работы и иногда даже изящество форм, так подчеркнуто бедны орнаментом" (Там же - С. 100).

Исходя из анализа архаичного котелкообразного чорона Чаган Этюка из погребения XVIII века, было выдвинуто предположение о подражании бронзовым котлам в более доступном и дешевом материале таком как дерево, что могло также привести к трансформации древнейшей разновидности якутской деревянной посуды — долбленой чаши-айах. «Именно подобный тип котелкообразного сосуда, служивший предметом личного пользования, мог в дальнейшем послужить одним из ближайших прототипов собственно чорона функция которого дифференцировалась со временем на общественную и индивидуальную» (И.А. Потапов 1971 - С. 56). Далее А.И. Потаповым выдвинута версия об истоках чорона, которые, связаны с древнейшей местной деревянной и берестяной якутской посудой.

Орнаментальный комплекс чоронов XVIII - XIX вв

Орнаментальность, как один из существенных признаков якутского народного искусства отмечается многими исследователями. Эта характерность ярко воплотилась в народной резьбе по дереву. В посудной пластике орнамент всегда подчиняется законам архитектоники предметов. «...Искусство, разносторонне выразившее себя в орнаменте, обладало сильным чувством ритма, выражавшееся в любви к повторению узоров, в желании подчеркнуть равновесие форм, симметричность в построении предмета, так и в орнаментации». (В.М. Василенко 1960. - С. 15) Вся деревянная посуда имеет поясной принцип композиционного построения орнамента, в котором преобладают геометрические мотивы. Геометрический стиль в якутском орнаментальном искусстве в целом занимает ведущее место.

Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. «На поверхности керамических сосудов появляется основной (ведущий) орнаментальный пояс и сопутствующие пояса, что подчеркивается, не только композиционно, но и техникой нанесения орнамента» (Т.П. Тишина 1986. - С. 67). «Совершенствование форм, усложнение орнамента идет параллельно с усложнением пластической проработки поверхности несущего его предмета». (Т.П. Тишина 1988. - С. 99). Орнамент, один из наиболее устойчивых элементов художественной культуры, сохраняющийся в течение длительного исторического периода.

Вместе с тем немало еще не решенных вопросов, связанных с происхождением и традициями орнаментальной культуры якутов. Особый интерес представляет исследование орнаментальных форм, характерных для отдельных видов декоративно-прикладного искусства.

Орнамент не только надежный признак принадлежности предмета к определенному времени, но и некий код консервирующий информацию. Трансформируясь, развиваясь, орнамент обогащается под влиянием художественной культуры, искусства и традиций народов, с которыми соприкасался этнос- В этом смысле справедливо замечание СВ. Иванова «изучение орнамента показывает, что он видоизменяется, что в нем происходит творческая переработка полученного народом художественного наследия, в орнаменте появляются новые элементы и новые композиции, он предстает перед нами как весьма сложный и разносторонний процесс» (СВ. Иванов 1963. - С. 42).

Вопрос о происхождении геометрических орнаментов остается открытым, и здесь вероятно, стоит согласиться с тем, что геометрические формы человеку подсказаны природой. Восприятие порядка, ритма и симметрии присущей природе, форм и пропорций, происходило задолго до появления художественно-изобразительной деятельности человека, в процессе познания мира. «...Каким бы путем ни появились отдельные, повторяющиеся фигуры, имеющие геометрические очертания, какой бы смысл им первоначально ни предавался, возникший геометрический орнамент представлял собой не только серию семантизированных знаков, но приобретал и качественно новое значение: он становился элементом художественной культуры народа и подчинялся закономерностям ее развития».

Некоторые из древних геометрических узоров, в своем изначальном виде живут и по сей день, а другие, графически усложнились в различные варианты, заново осмыслены и переработаны.

Якутское орнаментальное искусство, отличающееся сложностью развития и многообразием форм, имеет древние истоки. Вопросы генезиса, композиционных, пластических, конструктивных особенностей, структуры, содержательного смысла орнаментального искусства якутов в целом сложны в силу присутствия многих компонентов: автохтонной северной художественной культуры, культуры кочевников Центральной Азии, Южной Сибири.

Основоположник метода исследования орнамента как исторического источника СВ. Иванов, отмечая сложность характера и разнообразие форм якутского орнамента XIX века, выявляет в нем пять типов (геометрический, растительный, зооморфный, орнитоморфный, криволинейный). Ведущим, по его мнению, является криволинейный орнамент, известный в различных вариантах и у Других тюрко-монгольских народов. По определению СВ. Иванова, сложнокриволинейный орнамент характеризует южно-сибирский тип, который включает в себя, многосложные композиции, состоящие как из геометрических, так и из мотивов растительного характера. В статье «К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов» СВ. Иванов, опираясь на археологические данные, рассматривает происхождение одного из характерных типов якутского орнамента - арочных мотивов. Автор через керамический орнамент уйгуров и курыкан VI-IX вв. -древних предков якутов - в якутском арочном мотиве находит преемственность орнамента хуннского времени.

Такую Группу орнаментов как треугольники, зигзаги, наклонные параллельные линии, ромбовидные фигуры, косые кресты, характерные для орнаментов якутской деревянной посуды СВ. Иванов относит к устойчивому комплексу присутствующему в искусстве многих народов Сибири, и уходящими корнями в эпоху бронзы (андроноидный комплекс) (СВ. Иванов 1955. - С. 3).

Похожие диссертации на Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. (По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов