Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Катастрофа как тема и образ в истории изобразительного ис-кусства (на материале живописи и графики немецкого экспрессионизма) Швец Татьяна Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Швец Татьяна Петровна. Катастрофа как тема и образ в истории изобразительного ис-кусства (на материале живописи и графики немецкого экспрессионизма): автореферат дис. ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.09 / Швец Татьяна Петровна;[Место защиты: Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2012.- 25 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Существуют темы, которые неизменно актуальны. Одна из них – тема катастрофы. Обладая высоким онтологическим статусом, катастрофичность неизбежно оказывается одним из «соблазнов» культуры, постоянным тревожащим предметом размышления и, естественно, – вечной темой искусства.

Этимологически восходя к понятию непоправимой чрезвычайной ситуации, чреватой физической и духовной гибелью, понятие катастрофы стремительно увеличивает свое семантическое поле, становясь катастрофически глобальным и тотально агрессивным. Современные классификации катастроф всеобъемлющи и охватывают разномасштабные феномены «картины мира»: вселенские, земные, культурные, социальные, антропологические катастрофы.

Так же обширна, разнообразна и значительна жизнь образов катастрофического в истории искусства. Став художественным творением культуры, катастрофа приобрела лицо, тело, стала предметно опознаваемой.

На разных языках, разными техниками и инструментами искусство создавало портрет катастрофического облика бытия. Разный инструментарий неизбежно деформировал объект, расширяя семантику, лексику, атрибутику художественного образа катастрофы и формируя особую поэтику катастрофического.

Значительное место в формировании этой поэтики занимает немецкий экспрессионизм. В переходные эпохи человечество обладает обостренной чувствительностью к состоянию мира, гиперболизированной болезненностью онтологических переживаний и рефлексий, активной креативностью. Жестокая повседневность начала ХХ в., новый статус мировой войны безжалостно демонстрировали именно онтологию катастрофичности, ее прозаичность, бытовую досягаемость – явленность. Закономерно, что на первый план выдвигается изобразительное искусство, способное стать наиболее ярким выразителем катастрофичности европейской культуры этого времени.

Несмотря на обширный корпус научных работ, написанных об изобразительном искусстве начала ХХ в., тема катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма до сих пор не стала предметом специального исследования. Являясь обязательной темой множества искусствоведческих работ, образы катастрофы в произведениях немецких художников-экспрессионистов не получили полного и всестороннего освещения, что позволяет считать обращение к данной проблематике закономерным и актуальным.

Степень разработанности проблемы. К катастрофе как к объекту социально-философского анализа обращались многие мыслители, среди которых И.Кант, Г.Гегель, позднее З.Фрейд. Философы с различных позиций изучали катастрофу как интегральное начало человеческого бытия, освещая онтологические, гносеологические, исторические аспекты ее бытования.

Внутри искусствознания изучение темы катастрофы началось далеко не сразу, данная тема рассматривалась чаще попутно, больше предчувствовалась, чем исследовалась. Содержание понятий «катастрофа» и «катастрофический» анализируется в рамках искусствоведческих, культурологических, эстетических, философских исследований (А.Ф.Лосев, А.К.Якимович, В.И.Раздольская, М.Ю.Герман, О.А.Кривцун, В.С.Турчин, В.В.Трещев, Т.Я.Радионова, И.И.Плеханова, О.В.Кузнецов и др.). Однако даже в таких глубоких искусствоведческих исследованиях понятие «катастрофа» используется, как правило, в своих синонимах и понятиях, которые составляют некую парадигму катастрофического. Обращение к этим понятиям и категориям прослеживается в искусствоведческих работах Ц.Г.Нессельштраус, Х.Н.Харта, У.Эко, И.Д. Чечота, Н.А.Хренова.

Значительное место занимают исследования, посвященные «переходным эпохам», во время которых актуализируется обращение к образам катастрофы и анализу изменения картины мира (И.Г.Яковенко, К.Б.Соколов).

Среди иностранных источников на данную тему следует выделить труды Дитмара Элгара, Таньи Бернебург, Джил Ллойд, Генриха Клотца, Вернера Хафтмана, Готлиба Ляйнца и Карла Рурберга, монографию Лотара-Гюнтера Буххайма. Так же достойны внимания англоязычная монография Питера Зельца и переведенная на русский язык монография Эшли Басси.

Среди отечественных исследований, посвященных образам и мотивам катастрофы в немецком экспрессионизме, значительное место занимают работы Ю.П.Маркина, В.С.Турчина, Н.В.Пестовой.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных разным составляющим катастрофического, в литературе недостаточно изучен вопрос развития образов катастрофы в истории искусства в целом и в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма в частности. Сложившаяся исследовательская ситуация свидетельствует о потребности изучения темы и образов катастрофы в контексте истории искусства через их единство с культурными процессами того времени, что может способствовать формированию более целостного представления о роли и значении темы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма первой трети ХХ века.

Объект исследования – произведения изобразительного искусства немецкого экспрессионизма 1910-1930-х годов ХХ века.

Предмет исследования – образы катастрофы и поэтика катастрофического в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма первой трети ХХ века.

Цель исследования – выявить основные образы катастрофического и поэтику их художественного воплощения в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма начала ХХ века.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие катастрофы и катастрофического ряда в истории искусства и современном искусствознании;

- проанализировать изобразительное наследие немецкого экспрессионизма в аспекте темы катастрофы;

- выяснить предпосылки появления и этапы развития образов катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма;

- выявить наиболее характерные типы образов катастрофического в искусстве немецкого экспрессионизма;

- определить систему художественных приемов, посредством которых создаются образы катастрофического в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма;

- сформировать целостное представление о роли и значении темы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма.

Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области искусствоведения, культурологии, философии, филологии, эстетики, посвященные широкому кругу проблем развития экспрессионизма и теме катастрофы в истории искусства.

Ключевыми идеями для данного диссертационного исследования послужили:

1) определение понятия катастрофы и анализ составляющих катастрофического ряда (А.К.Якимович, Ц.Г.Нессельштраус, О.В.Кузнецов, А.Я.Гуревич, Ф.Арьес, В.Л.Рабинович, Й.Хейзинга);

2) особая значимость образов катастрофы в немецком искусстве (Ю.П.Маркин, П.Зельц, Д.Элгар);

3) предрасположенность и концентрация образов катастрофы в искусстве немецкого экспрессионизма (Н.В.Пестова, В.С.Турчин);

4) принцип историзма, предполагающий изучение явления в процессе изменений в конкретно-исторических условиях и в связи с другими явлениями истории и культуры (Э.Басси, Н.Вольф, Д.Фризби, Д.В.Сарабьянов);

5) синтетическая интерпретация художественного произведения как продукта культурно-исторической среды (А. Варбург, Э. Панофский, М.А. Аникин, М.Н. Соколов, Н.Н. Рубцов);

6) принципы и историческая обусловленность интерпретации художественного текста (Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, Р. Барт и др.);

7) принцип микроскопического (детализированного) изучения произведения искусства (Э. Гомбрих).

Методы исследования. В работе над диссертацией был использован комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление темы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма, ее типологии и поэтики:

- культурно-исторический, предполагающий рассмотрение художественных произведений в культурном контексте и с учетом их становления и развития;

- структурно-типологический, способствующий выявлению типологии и специфики образов катастрофического в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма начала ХХ века;

- метод исследования художественной формы, позволяющий выявить и определить характерную систему (модель) художественных свойств произведений немецкого экспрессионизма в аспекте образов катастрофического;

- образно-стилистический метод, подразумевающий анализ художественного языка произведения;

- иконологический метод, позволяющий интерпретировать произведения изобразительного искусства и графики в контексте исторической эпохи, рассмотреть сюжетный и образный ряд через призму культурно-исторической среды, событийной подоплёки, идеологических установок и мировоззрения рассматриваемой эпохи;

- герменевтико-интерпретационный, позволяющий реконструировать вложенные авторами идеи, определить смысл и значение каждого, входящего в произведения, элемента.

- метод структурно-семиотического анализа, позволяющий рассмотреть произведения изобразительного искусства как текст, раскрыть его синтаксический (специфика художественного языка), семантический и прагматический (влияние идеологических установок, как при создании, так и при интерпретации произведения) аспекты.

В работе был избран принцип единства искусствоведческого и культурологического анализов.

Источники исследования. Совокупность произведений изобразительного искусства немецких экспрессионистов из коллекций Пинакотеки Современности (Мюнхен), Новой галереи (Берлин), Музея «Брюкке» (Берлин), музея Эмиля Нольде (Берлин), каталоги выставок, классические труды по истории искусства, культурологии, философии, научные статьи и монографии. В работе были использованы издания справочного характера, энциклопедии, важное значение имели профильные периодические издания, каталоги выставок, профессиональные периодические издания, информационно-художественные интернет-порталы и электронные философско-эстетические ресурсы, музейные коллекции Новой галереи Берлина, музея «Брюкке», (Берлин), Новой Пинакотеки и Пинакотеки Современности (Мюнхен).

Научная новизна исследования:

- диссертация является первым монографическим исследованием на заявленную тему;

- образы катастрофического впервые рассмотрены как целостная система, включающая в себя апокалиптические образы, образы войны, образы катастрофы личности в большом городе, мотивы крика и маски, наделенные катастрофическими коннотациями;

- определены характерные черты поэтики катастрофического в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма начала ХХ века: раздвоение, изломанность линий, кричащие цветовые пятна и плоскости, мощная деформация, сместившая нормы прекрасного и безобразного, отказ от светотени, тяготение к агрессивным образам, намеренная гиперболизация;

- выявлены художественные средства, при помощи которых создаются образы катастрофического в искусстве немецкого экспрессионизма.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских курсов по истории изобразительного искусства, спецкурсов по истории немецкого экспрессионизма; в музейной практике и при организации выставок.

На защиту выносятся следующие положения:

- образ катастрофы является одним из универсальных художественных образов в истории искусства, наиболее интенсивно и ярко развиваемый в переходные периоды культуры;

- в немецком изобразительном искусстве образы катастрофы имеют философские, эстетические, социальные, этнопсихологические предпосылки и являются глубокой художественной традицией;

- темы и образы катастрофического являются наиболее всеобъемлющими, характерными и концептуально значимыми в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма;

- типология катастрофического в немецком экспрессионизме представлена образами апокалипсиса, войны и отчуждения личности в пространстве большого города;

- наиболее выразительными визуальными агентами катастрофического в немецком экспрессионизме являются мотивы крика и маски.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования (всего одиннадцать, из них четыре в изданиях, рекомендованных ВАК) и в выступлениях на научно-практических конференциях: «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок», (Санкт-Петербург, 2008-2012), Germanistische Studien (Екатеринбург, 2010); «Филология, искусствоведение и культурология. Актуальные проблемы и тенденции развития» (Новосибирск, 2011).

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, библиографии. Общий объем работы составляет 193 страницы, библиографический список включает 244 наименования. Второй том – альбом иллюстраций.

Похожие диссертации на Катастрофа как тема и образ в истории изобразительного ис-кусства (на материале живописи и графики немецкого экспрессионизма)