Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории Бобров, Виталий Андреевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бобров, Виталий Андреевич. Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Бобров Виталий Андреевич; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2012.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/160

Введение к работе

Актуальность исследования

На протяжении последнего столетия экранные искусства прошли несколько революционных периодов развития - от первых кинофильмов (таких как «Прибытие поезда» братьев Люмьер) до цифрового 3D кинематографа («Аватар» Джеймса Кэмерона), сформировав широкий круг почитателей и, таким образом, определив особый характер звукозрительного мышления. В процессе эволюции экранные искусства преобразовывались и усложнялись, в особенности благодаря появлению средств мультимедиа, которые в свою очередь стали оказывать мощное развитие на аудиовизуальные искусства и общественную жизнь.

Искусство мультимедиа представляет собой сложное взаимодействие различных художественных и технологических компонентов. В современном, высокотехнологичном мире средства мультимедиа присутствуют почти повсеместно, формируя и определяя массовое сознание, быт, моду, культуру и мысли людей. Новые поколения все больше продвигаются в понимании функционирования разнообразных мультимедийных средств. Но, являясь, по сути, новшеством в современном мире, средства мультимедиа, с точки зрения влияния на общественное сознание, психологию масс, изучены недостаточно.

Молодежная аудитория оказывается наиболее подготовленной в плане использования мультимедиа средств и технологий, будь то интернет, компьютерные игры или интерактивное телевидение. Мультимедиа в молодежной среде создает особое культурное пространство и источник знаний, оказывая свое влияние на развитие молодых людей. Безусловно, мультимедиа воздействует почти на все общественные и возрастные группы, но если старшие поколения были в меньшей степени подвержены этому влиянию, то новые поколения часто используют мультимедиа технологии исключительно для удовлетворения информационных и развлекательных нужд.

Широкое распространение среди молодежи эти средства получают из-за высокой степени доступности. Помимо этого мультимедиа предоставляет практически неограниченные возможности для общения и развлечений, что автоматически увеличивает их востребованность в молодежной среде. Таким образом, актуальной оказывается проблема исследования влияния художественных средств мультимедиа на современную молодежь.


Степень научной разработанности проблемы

Исследованию мультимедиа посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных ученых, среди них - Н.Дворко, Я.Иоскевич, А.Крапивенко, В.Леонтьев В.Познин, О.Шлыкова, И.Югай, А.Шменк, А.Вэтьен, Р.Кёте, Т.Эглтон, М.Хансен, А.Скаммель, и многие другие. Среди магистральных направлений, связанных с данной сферой, необходимо выделить (1) технологическое, в котором раскрываются программные и аппаратные основы мультимедиа; (2) искусствоведческое, исследующее его как вид творчества (в том числе – конкретные жанры, особенности художественного решения); (3) прикладное, рассматривающее использование средств мультимедиа в различных областях деятельности (ТВ, реклама, интернет, массовое искусство, медицина, образование, маркетинг, индустрия развлечений и т.д.).

Хорошо изучены проблемы, связанные с исследованием восприятия, в том числе – художественного (Д.Абрамян, Р.Арнхейм, Н.Волков, Л.Выготский, Д.Кирнарская, Е.Назайкинский, В.Петрушин, и т.д.), особенностей психологии молодежного социума (И.Кон, В.Лисовский, В.Луков, А.Маршак, Н.Палагина, Б.Парыгин, Е.Рыбалко, В.Шубкин, И.Шаповаленко). Наконец, отдельное положение занимают многочисленные работы, посвященные философско-эстетическому и искусствоведческому осмыслению художественной культуры ХХ века, образующей контекст становления феномена мультимедиа (В.Беньямин, Ю.Борев, В.Дианова, М.Каган, Ю.Лотман, С.Махлина, В.Мириманов, А.Моль, К.Разлогов, В.Руднев, Н.Хренов, Т.Шехтер, Р.Эскотт, А.Юхвид, М.Маклюэн, и т.д.).

Впрочем, работ, детально рассматривающих влияние художественных средств мультимедиа на молодежную аудиторию до сих пор не существует. Некоторые представленные в настоящей диссертации аспекты изучения мультимедиа вовсе не подвергались подробному анализу. Отсутствует и единая методологическая база исследования средств мультимедиа в аспекте их рецепции. Характеризуя же состояние проблемы в целом, можно отметить как плюралистичность существующих позиций, так и открытый характер самих вопросов, ставящихся в работах.

Объект исследования: мультимедиа как область художественного творчества в современном социокультурном контексте.

Предмет исследования: особенности восприятия художественных средств мультимедиа в современной молодежной аудитории.

Цели и задачи исследования: Основная цель - выявление специфики восприятия художественных средств мультимедиа молодежной аудиторией.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

  1. Исследование культурно-исторических, научных и технологических предпосылок возникновения средств мультимедиа и их развития, а также областей их применения.

  2. Раскрытие положения мультимедиа в современном социокультурном пространстве.

  3. Анализ методологических принципов, лежащих в основе существующих исследований по теме диссертации.

  4. Представление общей специфики художественного восприятия и его проявления в контексте рецепции средств мультимедиа.

  5. Анализ объективных предпосылок воздействия мультимедийных средств на сознание с учетом их художественных и коммуникативных возможностей.

  6. Выявление особенностей восприятия художественных средств мультимедиа в современной молодежной аудитории, а также оценка влияния (позитивного и негативного) этих средств на сознание.

Методы исследования: Характер темы обуславливает комплексную методологию работы. Центральный метод исследования – системный подход к исследованию воздействия средств мультимедиа в различных ракурсах. В их числе - изучение мультимедиа как сферы художественного творчества, его технологического решения, исследование психологии восприятия художественных средств мультимедиа. Кроме того, используются методы обобщения, а также исторического анализа новых направлений развития мультимедиа, систематизации существующих научных позиций, посвященных мультимедиа средствам и технологиям. В диссертации также использованы методы, сложившиеся в области искусствознания, философии и эстетики художественного творчества (исследования Ю.Борева, М.Кагана, Н.Хренова, К.Разлогова, Ю.Лотмана, и т.д.), а также социальной психологии и психологии творческой деятельности (работы Л.Выготского, Д.Абрамяна, Н.Волкова, Б.Парыгина, Н.Рождественской, Д.Кирнарской, В Петрушина и т.д.).

Научная новизна работы заключается в (1) проведенном системном исследовании положения художественных средств мультимедиа в социокультурном контексте; (2) впервые осуществленном анализе существующих научных точек зрения в отношении основной проблемы работы; (3) предложенном ракурсе исследования художественного восприятия, раскрывающем воздействие средств мультимедиа на молодежную аудиторию; (4) представлении специфики этого восприятия, учитывающей как художественную организацию средств мультимедиа, так и особенности воспринимающего сознания.

Изучение мультимедийного влияния на конкретных примерах в таком ракурсе до сих пор не производилось. Предложенный в диссертации аналитический аппарат также применен впервые. Комплексный анализ мультимедийных средств, а также произведений, созданных на их основе, в указанном аспекте не осуществлялся. Наконец, новой является попытка осмысления мультимедиа средств как специфической области развития культуры – с позиции ее воздействия на современную молодежную аудиторию.

Теоретическая значимость работы определяется (1) установленными общими механизмами художественного восприятия средств мультимедиа; (2) раскрытием в работе позитивных и негативных факторов, связанных с воздействием художественных средств мультимедиа на сознание; (3) сравнительным анализом средств мультимедиа и традиционных источников информации с точки зрения их восприятия; (4) классификацией видов воздействия художественных средств мультимедиа на молодежь и общество в целом (художественное, информационное и рекламное, нравственное, и т.д.).

Практическая значимость работы. Предложенные в работе анализ, обоснование и выводы, касающиеся рецепции художественных средств мультимедиа, могут найти практическое применение в дальнейших исследованиях по данной теме (в том числе при анализе новых технологий мультимедиа). Отдельную ценность представляет собой произведенный в диссертации критический обзор уже существующих работ по избранной теме. Наконец, аналитические и фактологические сведения работы могут быть использованы в педагогической практике (например, курс изучения восприятия мультимедиа), а также в качестве справочного материала при разработке новых программных средств и в производственной практике.

Основные положения, выносимые на защиту:

В организации художественных средств мультимедиа с позиции их восприятия следует разграничивать активные и пассивные компоненты. Первые оказываются ведущими при формировании в сознании художественного образа, вторые – имеют второстепенный и подчиненный характер.

Технологическое и художественное решение в мультимедийных произведениях имеют взаимозависимый характер, благодаря этому действие художественной функции возможно и в отношении служебных компонентов мультимедийного произведения, призванных выполнять сугубо технические задачи.

Специфика восприятия художественных средств мультимедиа заключается в его комплексном характере, предполагающем взаимосвязанное участие разных модальностей. Сами же средства мультимедиа имеют управляющие и программирующие функции по отношению к восприятию, обладая активными возможностями регуляции внимания, памяти и мышления.

По сравнению с традиционными аудиовизуальными искусствами мультимедиа обладает следующими специфическими чертами, определяющими востребованность средств мультимедиа в молодежной аудитории: высокая степень доступности и индивидуализации процесса использования, максимальная мобильность и оперативность, наконец – возможность интерактивного контакта с авторами информации, а также воздействия на само ее содержание.

В связи с особенностями возрастной психологии молодежной аудитории воздействие на нее художественных средств мультимедиа имеет особенно интенсивный и многомерный характер (по сравнению с другими возрастными группами), в частности, проявляясь в следующих аспектах: эстетический, нравственный, социальный, ценностный. Результаты этого воздействия могут проявляться в изменчивости эстетических ориентиров, их зависимости от системы ценностей, действующей в окружении индивидуума, принципиальной ориентации на новизну, а также гибкости в трансформации сложившихся установок и стереотипов.

Среди особенностей негативного воздействия средств мультимедиа на молодежную аудиторию выделяются: (1) проблемы коммуникации с людьми в реальном мире, вплоть до ее невозможности; (2) деформация представлений о своей собственной личности (обычно – в сторону идеализации), возникающая как следствие воздействия на нее виртуального образа; (3) формирование психологической зависимости от мультимедийной «среды обитания»; (4) трансформация системы социальных связей в сознании человека – вплоть до максимального снижения личностных аспектов во взаимоотношениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения и идеи диссертации отражены в научных и методических публикациях, а также в докладе на конференции «Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа» (г. Санкт-Петербург). Теоретические и практические выводы диссертационного исследования нашли применение в процессе преподавания ряда учебных курсов студентам факультета искусствоведения специальности «Режиссура мультимедиа» Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов: «Программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа» (2009 г.). Материалы диссертационного исследования были представлены на научных семинарах кафедры режиссуры мультимедиа СПбГУП.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертации на Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории