Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная выставка в условиях современной культуры Богородский Сергей Витальевич

Художественная выставка в условиях современной культуры
<
Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры Художественная выставка в условиях современной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богородский Сергей Витальевич. Художественная выставка в условиях современной культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Богородский Сергей Витальевич; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2007.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/188

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Пространственные аспекты изучения феномена выставки

1.1 Понятие художественного пространства 12

1.2 Понятие художественного пространства в отечественной философии XX века 17

1.3 Пространство выставки как вид художественного пространства. Его структура и основные компоненты 29

ГЛАВА 2. Средства и приемы организации экспозиции в пространстве выставки

2.1 Типы выставочных пространств 41

2.2 Экспозиционность как принцип организации художественной выставки 63

2.3 Принцип экспозиционности как условие адаптации непрофильных выставочных помещений. Особенности петербургской выставочной топографии 91

ГЛАВА 3. Художественная выставка как один из основных факторов формирования современного арт-рынка

3.1 Выставка как разновидность новых художественных технологий в условиях современного культурного контекста 105

3.2 Кураторство как особая форма создания выставки 121

3.2 Специфические приемы и способы осуществления художественных проектов посредством выставочной деятельности 131

Заключение 149

Библиография 151

Введение к работе

Актуальность темы. Художественная выставка является одним из самых интересных феноменов современной культуры. Представляя собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических, и материальных компонентов, художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвуя в становлении и развитии общечеловеческих ценностей общества. Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.

Прообразы выставочной деятельности в современном понимании появляются еще в глубокой древности, когда для достижения необходимого результата та или иная форма организации наглядной демонстрации основных ценностей общества - государственных и религиозных идей и, кроме того, торговых отношений. С этой целью привлекаются объекты искусства, для чего вырабатываются принципы их актуализации.

История художественной выставки имеет давнюю историю существования и развития и ведет свое начало от коллекций, принадлежащих лицам, наделенными либо светской или духовной властью, либо обладающими значительными денежными средствами. Возникновение института музея в России, как собрания искусства в современном понимании, в большинстве случаев относится к концу XIX, началу XX веков. Именно в этот период были организованы музеи, известные ныне как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Петербурге. Объекты искусства, составляющие коллекции этих и других музеев, актуализируют свои эстетические качества с помощью феномена выставки, которая предстает перед зрителем в виде особого художественного пространства, существующего в соответствии со своей внутренней организацией, подчи-

ненной воздействию конкретной архитектурной среды музея, экспонируемых объектов, их носителей и концептуального замысла.

За время своего существования художественная выставка значительно изменила и расширила свои репрезентативные формы. Отмечается, что «еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и выставки <...> становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска»1.

В условиях современной культуры отмечается неослабевающий общественный интерес к художественной выставке как к форме международного культурного обмена, приобщения к непреходящим гуманитарным ценностям, встрече с признанными шедеврами мирового искусства или творческими экспериментами начинающих мастеров. Кроме того, роль художественной выставки в наши дни значительно возрастает в связи с появлением такого гуманитарного направления как «цивилизация досуга», которому в концепциях постиндустриального общества отводится особая роль. Досуг рассматривается как пространство развития и творческой самореализации личности. Т.М. Пчелянская отмечает по этому поводу: «Исходя из этого положения, мы можем с полной уверенностью рассматривать экспозиционное проектирование как одну из важнейших составляющих постиндустриального социального пространства. А в качестве одной из самых действенных коммуникационных систем этого пространства - музейную экспозицию» .

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная выставка, являясь заметным явлением культурной жизни современного общества имея давнюю историю своего существования, представляет чрезвычайно интерес-

1 Мастеница Е.Н. Новые тенденции развития музея и музейной деятельности // Триумф
музея? СПб., 2005. С. 139.

2 Пчелянская Т.М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций.
Там же, С 152.

ный феномен искусствоведческого интереса, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, затрагивающие те или иные аспекты феномена художественной выставки, относятся к одному из наиболее активно развивающихся и потому остро актуальных направлений современного искусствознания. Тема художественной выставки и проблемы, связанные с ее развитием, активно привлекают внимание исследователей со второй половины XX века. Ее разработке посвящены серьезные исследования. Среди них наибольший интерес представляют работы М.Т. Майстров-ской, посвященные осмыслению широкого круга вопросов, касающихся феномена художественной выставки. В них ведется поиск закономерностей и факторов, лежащих в основе процессов, определяющих облик и содержание музейной выставки в ее ретроспекции3, а также анализируются наиболее интересные явления экспозиционной деятельности ведущих российских музеев4, что является чрезвычайно важным для данного диссертационного исследования.

Кроме того, теме художественной выставки посвящен ряд статей и публикаций в периодических изданиях. Прежде всего следует отметить труды Т.П. Калугиной, отразившиеся в ее диссертациях на соискание ученых степеней кандидата и доктора искусствоведения и ряде публикаций В одной из них5 дается типология экспозиционных форм, использованных в настоящем исследовании. Вопросы семантики музейного материала, актуализиро-ваного в экспозиции-«тексте», состоящего из экспонатов-«знаков» и семиотики этих знаков, отражены в публикациях Н.А. Никишина6. Не только теоретики, но и практики музейной экспозиции внесли свой вклад в методику

3 Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития. Музейная экспозиция: тенденции развитияУ/Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств).//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989.

5 Калугина Т.П. Художественная экспозиция как феномен культуры.//Сборник. Вып.9/М.: Советский художник 1988.

6 изучения феномена выставки. К.И. Рождественский обобщает в книге «Ан-

самбль и экспозиция» свою творческую деятельность по созданию экспозиций павильонов СССР на всемирных выставках, а известный специалист в области дизайна выставочной среды В.В. Литвинов издал практическое руководство по вопросам формирования экспозиционного пространства с помощью разнообразных элементов выставочной инфраструктуры и оборудования, особенности применения которых обусловлены теоретическим осмыслением методов упорядочения этого пространства.8

Приведенные примеры показывают, что художественная выставка получила квалифицированное и широкое освещение в отечественной литературе и благодаря этому может быть поставлена задача теоретического осмысления художественной выставки как феномена современной культуры конца XX -начала XXI века. Это представляется своевременным, учитывая качественные изменения выставочной экспозиции в указанный период. Поэтому доминантой данного исследования является принцип экспозиционности, который в новых условиях проявился в огромном многообразии своих свойств и качеств.

Объект исследования. Феномен художественной выставки как зрелищной акции, осуществленной в последние десятилетия в музеях и выставочных залах Петербурга.

Предмет исследования - принцип экспозиционности и его роль в организации художественной выставки. Основное внимание в настоящем диссертационном исследовании уделено рассмотрению и осмыслению принципа экспозиционности, определяющего смысловую содержательность выставки через визуальное восприятие рационально организованной экспозиционной среды, аспектов этой рациональности, а также прикладных

6 Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символыУ/Музееведение. На пути к музею
XXI века. М, 1997.

7 Рождественский К.И. Ансамбль и экспозиция. Л., 1970.

8 Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. М. 2005.

вопросов, связанных со специальными методами создания выставки (кураторство, концептуальность, выставочные стратегии).

Цель настоящей работы заключается в теоретическом осмыслении основных аспектов формирования и функционирования художественной выставки и выявлении ее основных типов.

Задачами работы, в связи с этим, являются:

  1. Экспликация понятия «пространство художественной выставки»;

  2. Теоретическое осмысление выставочного пространства как разновидности пространства художественного;

  3. Выделение и анализ основных типов выставочного пространства на примере наиболее крупных петербургских художественных музеев и выставочных залов;

  4. Определение основных экспозиционных форм художественной выставки и роль принципа экспозиционности в их актуализации;

  1. Оценка роли художественной выставки как специальной технологии в формировании современного культурного процесса.

Теоретико-методологическим обоснованием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии, теории и истории искусства. Исходным методологическим положением настоящего диссертационного исследования является принцип материального и образно-смыслового единства выразительного языка феномена художественной выставки. Ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

- понимание пространства как основополагающей смысловой категории
(М. Хайдеггер, Р. Арнхейм9),

- понимание художественной выставки как семантко-семиотической
структуры (В.П. Арзамасцев, Н. Никишин10),

9 См. напр.: Хайдеггер М. Бытие и время. М, ACT, 2003; Арнхейм Р. Искусство и визуаль ное восприятие. М., Прогресс, 1974.

- принципы анализа типологии современной экспозиции, представленные в работах М.Т. Майстровской,11, Н.В. Мазного, Т.П. Полякова, Э.А. Шулепо-

- осмысление феномена художественной выставки как составной части

1

современного арт-рынка (А.В. Карпов, Т.М. Милюкова, Т.Е. Шехтер ).

Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление пространственно-смысловых тенденций актуализации современной художественной выставки, в том числе:

  1. Метод художественно-стилистического анализа наиболее актуальных примеров экспозиционного творчества с целью выявления и теоретического обоснования основных тенденций выставочной деятельности музеев и выставочных залов;

  2. Типологический метод с целью выявления и анализа основных экспозиционных форм современной выставочной деятельности, выявления основных принципов организации экспозиции;

  3. Метод художественно-психологического анализа выставочной деятельности с целью выявления особенностей зрительского восприятия в пространстве художественной выставки;

10 Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции/Музееведение. На
пути к музею XXI века. М., 1989; Никишин Н. Музейные средства: знаки и симво-
лы//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

11 Майстровская М.Т Музейная экспозиция: тенденции развития//Музееведение. На пути
к музею XXI века. М., 1997.

12 Мазный КВ., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы,
перспективы/ Рос. ин-т культурологии. М., 1997.

13 Карпов А.В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках//
Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межву
зовской научно-практической конференции, 21 - 23 января 2004 года., СПб., СПбГУП,
2004: Милюкова Т.М. Галерея в системе художественного рынка. Там же; Шехтер Т.Е.
Современное искусство и арт-рынок. Там же.

4) Сравнительно-описательный метод для сопоставления и анализа образно-выразительного облика выставки для решения различных экспозиционных задач.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

во-первых, в теоретическом обосновании наиболее принципиального, по мнению автора, фактора визуально-смыслового восприятия современной выставки - экспозиционности;

во-вторых, в выявлении и рассмотрении основных видов выставочных пространств и типологии наиболее характерных экспозиционных форм;

в-третьих, в осуществлении комплексного анализа различных аспектов выставочной деятельности.

Источники исследования:

1) осуществленные за последние годы в музеях и выставочных залах Петербурга художественные выставки: «Агитация за счастье», «Красный цвет в русском искусстве», «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан», «Фаберже: утраченный и обретенный» и др.;

2)научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций, и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история и методология экспозиции, эстетика, практика выставочной деятельности);

3) научные каталоги музейных экспозиций и выставок, посвященных разнообразным явлениям отечественной и мировой художественной культуры;

  1. профессиональные периодические издания, в которых освещаются события современной художественной жизни, анализируется творчество художников различных периодов, рецензируются художественные и выставочные проекты («Художественный журнал», «Новый мир искусства», «Искусство», «Артхроника» и др.);

  2. информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, представляющие наиболее

заметные явления экспозиционной деятельности, а также персональные сайты художников.

Практическая значимость работы. Данное исследование может служить:

  1. как научно-методическое пособие для организации художественных и выставочных проектов, посвященных наиболее актуальным явлениям современного культурного процесса;

  2. как учебно-методический материал для семинарских занятий и практических дисциплин, связанных с преподаванием в области организации художественных выставок;

  3. как методологическая основа для теоретического и исторического осмысления мировой и отечественной экспозиционной практики;

  4. как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучением феномена художественной выставки.

На защиту выносятся следующие положения:

1) пространственная концепция существования художественной выстав
ки как формы организации экспозиционной среды;

2) многоаспектная типология выставочного пространства наиболее
крупных петербургских музеев и выставочных залов на основе анализа
стилевых и функциональных особенностей их архитектурно-планировочной
структуры;

3) определение и анализ основных форм презентационной деятельности музеев как фактора пространственной организации музейной среды;

  1. выявление, обоснование и анализ принципа экспозиционности как фактора образного восприятии выставки, обеспечивающего адекватное прочтение ее концептуального замысла;

  2. обоснование художественной выставки как целостного феномена и самостоятельного вида профессиональной деятельности, направленной на формирование культурных ценностей и предпочтений общества.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 5 научных публикациях и кроме того, докладывались на научно-практических конференциях. Разработанные в ходе подготовки диссертационного исследования положения пространственной организации выставочной среды, были использованы в ряде учебных студенческих проектов. К ним относятся концептуальные выставки, проводимые кафедрой искусствоведения СПбГУП в рамках учебных дисциплин специализации «А рт-бизнес» и практическое осуществление разработки концепции оформления театрального молодежного фестиваля «Время летать». Многие теоретически обоснованные положения диссертации нашли свое место в преподавании учебной дисциплины «Дизайн выставок и презентаций».

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из Введения, трех глав (девять параграфов), Заключения, Библиографии. Общий объем диссертации - 163 страницы.

Понятие художественного пространства

Выставка является материальным, существующим в пространстве объектом, где она актуализируется в конкретной тематике, визуально воспринимается и осмысляется зрителем. Первым и возможно главным фактором существования выставки является, таким образом, ее связь с пространством. Это понятие следует рассмотреть во многих аспектах, ввиду его значимости для раскрытия некоторых принципиальных положений настоящего исследования.

Пространство выставки является двуединым по своей сущности: физическим по способу существования, имеющим конкретные параметры (длину, ширину и глубину) и художественным, образным по смысловому содержанию. Далее будет рассматриваться именно художественная выставка, определяющая такое качество пространства. Размышляя о специфике выставочного пространства, нельзя не обратиться к существующим представлениям о феномене самого пространства, сложившимся в физической, философской и искусствоведческой литературе.

Пространство как физический феномен представлено в научной литературе, прежде всего, двумя фундаментальными концепциями. Автор одной из них - И. Ньютон, другая, сформулированная в начале XX в. принадлежит А. Эйнштейну.

Пространство в представлении И. Ньютона14 однородно, абстрактно, лишено качественной определенности. Это некая первоначальная субстанция, предшествующая вещам, пустое вместилище тел, бесконечный «ящик без стенок», чистая протяженность как таковая.

А. Эйнштейн не принимает ньютоновской идеи об абсолютном пространстве. Согласно сформулированной ученым специальной теории относительности, пустого пространства, имеющего собственные размеры, не существует. Эйнштейн доказал, что пространство находится в неразрывной связи со временем и, самое главное, с системой материальных тел, и поэтому пространственные характеристики зависят от системы объектов как предмета физического исследования15.

Примерно в тот же период, когда складывалась пространственная концепция Эйнштейна, начало формироваться и представление о своеобразном художественном пространстве, не обязательно являющемся простым воспроизведением пространства физического. Формируется особая философская позиция, согласно которой художественное пространство представляет собой многослойную и сложно организованную энергетическую (психологическую) структуру, проявляющую себя феноменально, то есть имеющую предметную (объектную) представленность, своего рода сложившийся организм, способный взаимодействовать с другими, ему подобными

Здесь, как отступление напрашивается предположение, что в случае с выставочным пространством такая представленность является целью и смыслом собственного самовыражения, преобразующего свое изначально лишь физическое бытование. Тот факт, что теперь можно говорить о предметной наполненности уже качественно иного вида пространства, позволяет поставить вопрос о взаимодействии объектов, с ним самим и друг с другом внутри этого пространства. Соответственно и сами объекты, составляющие предметную наполненность пространства, предстают теперь в своем новом качестве, что требует их нового философского осмысления.

Методологической основой для подобных размышлений стала точка зрения немецкого философа М. Хайдеггера, который впервые развивает идею пространства как особого рода энергетической структуры, системы «мест» и «областей» и впервые дает особое образно-пластическое видение художественного пространства.

Размышления о пространстве Хайдеггер начинает с его физического качества. Физическое пространство Хайдеггер определяет как однородную, ни в одной из возможных точек ничем не выделяющуюся, но по всем своим направлениям равноценную, чувственно не воспринимаемую разъятость17. В физическом пространстве находят свое место произведения искусства. Но здесь они нам лишь представляются, показываются, пребывают. Для их действительного существования, рождения и бытия, требуется иначе устроенное пространство. По Хайдеггеру, художественное пространство как результат эстетического переосмысления пространства должно пониматься не на основе физического, или технически организованного, пространства, а как взаимодействие мест и области, как ограниченная рамками произведения искусства «игра мест».

В качестве главного признака пространства Хайдеггер выделяет «простор», выходя, таким образом, в размышлениях о пространстве с чисто физического уровня. В просторе таится событие, пишет он. Другими словами, пространство таит в себе возможность действия. Простор - «высвобож дение мест» ; он «дает царить открытости», позволяющей присутствовать вещам, связям и отношениям между ними. Он допускает и обеспечивает их присутствие. «Место» же, по Хайдеггеру, - область пространства, в которой вещи собираются и образуют предметную среду. Таким образом, простор не изначальное вместилище мест, а система их отношений, результат их собирающей действенности. При этом вещи, как говорит Хайдеггер, сами являются местами, а не просто находятся в определенном месте.

Пространство выставки как вид художественного пространства. Его структура и основные компоненты

Рассмотрев в предыдущем параграфе ретроспекцию основных научно-философских концепций осмысления феномена пространства как пространства «вообще», так и художественного, следует остановиться на его конкретной разновидности, представляющей интерес для настоящего исследования -пространства выставочного. При попытке определения его характеристик собственно пространственная природа оказывается не единственной, тем более не доминирующей, хотя и предопределяющей присутствие прочих важных составляющих.

Можно схематически представить выставочное пространство в виде системы концентрических окружностей (рис. 1), где внешнее - самое большое кольцо (1) или оболочка будет отображать физическую природу выставочного пространства (пространства «вообще»), внутреннее меньшее кольцо (2) будет означать архитектурное пространство - интерьер, либо другие места проведения выставок, наконец окружность в центре (3) показывает местоположение собственно выставки со своими материальными компонентами -экспонатурой и оборудованием. В рассмотренной схеме количество окружностей может быть и большим, однако, уже отмеченные выше, в основном соответствуют главным компонентам выставки.

Составляющие в совокупности единое целое, концентрические окружности (с принадлежащими им смысловыми «привязками») находятся во внутреннем взаимодействии и соподчинении. Например, внутреннее кольцо (2) может увеличиваться до границ внешнего (1), но, не выходить за его пределы, что поясняет фактическое тождество пространства архитектурного, занимаемого выставкой, пространству физическому. Центральная окружность (3), не смотря на наименьшие размеры (указание на подчиненность предметного наполнения выставки месту своего размещения), тем не менее, может увеличиваться и выходить за внешние границы всей системы, так как возникающее здесь смысловое пространство выставки может значительно превышать свои физические пределы.

Помимо приведенных составляющих выставочного пространства, непосредственно связанных с собственно пространственными категориями, существует и временной аспект, определяющий реальное бытование выставки, актуализацию ее концепции, визуальную репрезентативность и т.д. в своей среде. Выставочное пространство в полной мере реализует себя в момент функционирования выставки. В то же время выставочное пространство может быть и средой только лишь потенциально готовой принять какую-либо выставку, что может иметь место в случае временно пустующих музейных залов (среды, изначально предназначенной для функционирования в таком качестве) или в случае вообще любого пространства (открытого, замкнутого, «случайного»).

Обозначенные составляющие выставочного пространства - пространственная, предметная, смысловая и временная, обладая собственными характеристиками, взаимодействуя и дополняя друг друга, составляют неразрывное целое. Следует более подробно остановиться на каждой из них в отдельности. Пространство выставки - пространство соприкосновения многих видов искусства, обладающих собственными особенностями. Пространство выставки - это прежде всего художественное пространство, включающее в себя в том числе пространство архитектурное, обладающее масштабом, размерами, стилевыми особенностями. Пространство выставки можно рассматривать как частный случай, одну из форм выражения окружающего нас пространства, которое в своем выставочном проявлении приобретает конкретные смысловые и эмоциональные характеристики, сохраняя все свойства и качества пространства, как физического явления.

Экспозиционность как принцип организации художественной выставки

Одним из основных свойств пространства, рассмотренных в предыдущем параграфе, является его способность заключать в себе возможность проявления события, которое мы можем фиксировать, быть его очевидцем. Событие предстает перед нами в наглядности, позволяющей воспринимать его как определенный феномен, например, художественный. Выставка относится к таким феноменам, который проявляется в определенной форме организации, обусловленной теми или иными принципами. Таким принципом организации выставки можно считать «экспозиционность», который тесно связан с наглядностью, что следует рассмотреть более подробно как фактор, весьма важный для настоящего исследования. Специалисты в области выставочной деятельности, как теоретики, так и практики выделяют и сам принцип экспозиционности и способы его реализации как основной метод создания визуальной ткани выставки, ее содержательной сущности.

Так, М.Т. Майстровская, рассматривая процесс создания выставки отмечает, что « ... экспозиция наших дней все более тяготея к динамике, харак теризуется многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью своего пластического выражения, сближая экспозиционный жанр со спецификой театрального действа, с неким сценографическим построением музейной среды, которая все в большей степени становится «игровой»61. В.В. Литвинов, являясь в большей степени экспозиционером-практиком, делает еще более широкое обобщение: «Область применения экспозиционных приемов выходит далеко за рамки выставочной деятельности. Весь наш предметный мир организован с учетом практик экспонирования - публичной или локальной демонстрации объектов или событий»62.

В музейной практике осуществлено множество самых различных экспозиций, каждую из которых будет отличать собственная внутренняя организация, - особый визуальный облик, та или иная пространственная локализация, концептуальная основа и т.д. Здесь и проявляется тот отмеченный выше принцип, в той или иной степени присущий каждой выставке.

Важным фактором возникновения смыслового пространства выставки, как ее содержательной основы, относящимся к визуальному облику - «лицу» экспозиции, будет являться система порядка внутри составляющих ее компонентов. Применительно к пространству выставки «порядок» можно понимать как реально воспринимаемую в объяснимом сопоставлении последовательность актуализированных в экспозиции художественных образов. Эта последовательность обусловлена «режиссурой» выставки и несет в себе художественный замысел, согласно которому и осуществляется процесс актуализации «экспозиционности» как художественного принципа.

Принцип «экспозиционность» как понятие определяется некоторыми исследователями «проблемной группировкой», «академическим рядом», «экспонатом в фокусе» . Под этими понятиями подразумеваются различные виды экспозиционных решений. Для настоящего исследования представляется допустимым применение такой терминологии с последующим подробным рассмотрением каждого понятия.

Так, «проблемная группировка» имеет место при создании выставок монографического характера, когда, например, творчество достаточно хорошо известного художника вновь предстает перед зрителем в новой визуальной аранжировке, заостряющей внимание на новых аспектах рассмотрения художественного языка, содержательных особенностях, ранее либо ускользавших от исследователей, либо считавшихся второстепенными. «Академический ряд» представляет собой хронологически последовательную картину какого-либо периода развития искусства в достаточно длительном существовании. Здесь находит место широкий круг имен, определяющий художественное своеобразие представляемого периода, стилистически однородный, либо изобилующий проявлениями острой творческой индивидуальности. В обоих случаях все произведения «встроены» в единый визуальный и смысловой ряд, подчеркивающий главенство временного аспекта над остальными (формально-изобразительными, идейно-содержательными и т.д.). «Экспонат в фокусе» как отдельное проявление феномена экспозиционности характерен для особых форм презентации, таких как, например, «выставка одной картины», когда какое-либо единичное произведение искусства выставляется в своей уникальности и самодостаточности. Как правило, такой единичный экспонат сопровождается поддержкой материала информационно-дидактического характера и занимает акцентированно обособленное положение в структуре зрительного ряда.

Выставка как разновидность новых художественных технологий в условиях современного культурного контекста

Картина современной культуры складывается из ее традиционных компонентов. Само понятие культурного общества подразумевает такое его состояние, когда посещение концертов, театров, выставок является неотъемлемой частью жизни. В данном случае мы рассматриваем ту особую территорию, на которой происходит соприкосновение человека с изобразительным искусством - музей, выставочный зал, галерею. Здесь изобразительное искусство предстает, как самодостаточный феномен, носитель определенных идейно-нравственных качеств, будучи оформленной в виде выставки той или иной тематики.

В условиях современной культурной ситуации можно отметить особую притягательность выставки, ее способность с одной стороны служить способом отвлечься от повседневности, быть досугом, развлечением, с другой -концентрировать на своем пространстве наиболее волнующие проблемы действительности. Комплексные выставки используют экспонаты из других музеев - не только находящихся в пределах одного города или страны, но и привезенных из-за рубежа. Выставка стала одним из основных инструментов международного культурного обмена, когда в условиях глобализации она становится важнейшим средством в решении проблем дипломатического характера.

Многие из осуществленных в прежние годы выставок до сих пор остаются непревзойденными по силе своего эстетического и эмоционального воздействия на людей, запомнивших их как соприкосновение с ни с чем не сравнимой красотой и гармонией, ранее неизвестными явлениями мировой художественной культуры. Это выставки «Возвращенные шедевры Дрезденской галереи» (1956), «Сокровища Тутанхомона» (1967), «Москва-Париж» (1980) и многие другие.

Во всех случаях прослеживается высокое предназначение выставки быть не только нравственным и эстетическим ориентиром, но и становиться на конкретный период во всех смыслах «рыночной площадью». Здесь находит свое место и зрелище и коммерция и врачевание. Крупнейшие художественные музеи уже используют в специальных программах методики по лечебному воздействию на человека «эстетической энергетики» произведений искусства (арт-терапия).

Несмотря на относительную скоротечность своего существования, выставка обладает способностью аккумулировать значительный духовный заряд и возвращать его в окружающую культурную среду, оказывая влияние на ее формирование даже спустя долгое время после прекращения экспонирования. Такой длящийся эффект духовного воздействия делает выставку специальной технологией современного культурного процесса. Этому способствует и изменившиеся средства достижения выставкой своего духовного потенциала.

М.Т. Майстровская отмечает: «Если выставки прежних лет по характеру своих построений тяготели к статическому типу, то последние годы привнесли в музей или на выставку динамику, выразившуюся не столько в привлечении современных технических средств, сколько в большей степени в динамизме авторской интерпретации экспозиционной темы. Кроме того, экспозиция наших дней, все более тяготея к динамике, характеризуется многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью своего пластического выражения, сближая экспозиционный жанр со спецификой театрального действа, с неким сценографическим построением музейной среды, которая все в большей степени становится «игровой»94.

Изобразительное искусство, представляя собой один из наиболее показательных (в самом прямом смысле) его видов, имеет собственные сугубо индивидуальные формы репрезентации, обусловленные историко-культурным наследием, духовным потенциалом, эстетическими традициями своей среды. Перечисленные факторы, находясь в том или ином проявлении, взаимодействуя друг с другом, дают возможность существования самого феномена искусства, поддерживают его общественный статус на необходимом уровне, влияют на формирование художественного процесса.

Художественная выставка, являясь зрелищным мероприятием, несет в себе многие элементы такого массового действа, как ярмарка с ее состязательностью и представленностью многими материальными объектами. Размещенные в пределах одного экспозиционного поля объекты вовлечены в перекрестные взаимоотношения, которые образуют содержательную суть выставки. Становится актуальным попытаться определить понятие выставки в ее визуально воспринимаемом проявлении как совокупность экспонатов и их носителей, способствующих рациональному размещению предметов на определенном пространстве и участвующих в создании смыслового поля и заданного автором экспозиции эстетического и чувственно-эмоционального воздействия.

Похожие диссертации на Художественная выставка в условиях современной культуры