Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Резникова Екатерина Ильинична

Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство
<
Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Резникова Екатерина Ильинична. Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09.- Санкт-Петербург, 2006.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/78

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Фестиваль искусств как инновационное синтетическое явление современной художественной культуры 17

1.1. Теория синтеза в современном искусствознании 17

1.2. Понятие «фестиваль искусств» 31

1.3. Синтез искусств в пространстве фестиваля 47

ГЛАВА 2. Основные периоды становления и типология фестивалей современного искусства 65

2.1. История фестивалей современного искусства 65

2.2. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе 95

ГЛАВА 3. Специфика фестивального движения в странах Центральной Азии и Казахстана 112

3.1. Особенности фестивалей искусств в центральноазиатском регионе на рубеже XX - XXI веков 112

3.2. Новые технологии в искусстве в контексте фестивального движения Казахстана 141

3.3. Участие художников стран Центральной Азии и Казахстана в международных фестивалях искусств 155

Заключение . 175

Библиография 181

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию фестивалей современного искусства как особого типа синтетического художественного пространства, выявлению его места и роли в современной мировой художественной культуре.

Актуальность исследования

В условиях современной культуры актуальными становятся синтетические формы художественной практики, в числе которых одно из лидирующих положений сегодня занимает фестиваль современного искусства. Активизация фестивального движения на современном этапе развития общества обусловлена тем, что эта инновационная форма представления современного искусства обладает более широкими возможностями в создании условий для массовой коммуникации, в отличие от других форм экспонирования, например, от традиционных художественных выставок. Проведение международных фестивалей искусств способствует не только творческому обмену между художниками и кураторами, но и позволяет осуществлять диалог и интеграцию различных культур в едином художественном процессе. Острая социальная проблематика, неограниченность заявленных тем, осуществление международного диалога, демонстрация самобытности регионального искусства, чуткое реагирование на появление новых технологий в искусстве, осуществление в рамках проекта кураторской стратегии, и, наконец, взаимодействие различных видов искусств в едином художественном пространстве, - аспекты, присущие фестивалю искусств как художественному явлению. Эти особенности являются основными причинами, объясняющими постоянно возрастающую потребность в осуществлении подобного типа художественных проектов в различных регионах.

Зрительская востребованность в проведении фестивалей искусств продиктована рядом культурных и социо-экономических факторов, общественный и политический резонанс этих проектов распространяется также на сферы туризма и дипломатии. Фестивали искусств оказывают существенное влияние на развитие мирового арт-рынка, представляя круг наиболее востребованных художников и их произведений, формируя спрос и предложение на те или иные художественные проекты. За последние десять лет по своему культурному влиянию и общественному резонансу художественные фестивали если и не превзошли музеи и выставочные центры, то, по меньшей мере, стали с ними вполне сопоставимы.

Проблема репрезентации реальности в современном искусстве наиболее остро проявлена в пространстве художественных фестивалей, отражающих важнейшие процессы общественной жизни и общественного сознания: всеобщая глобализация, международные экономические и политические отношения, взаимосвязь индивидуума и социума и прочие важнейшие аспекты человеческого существования в современном мире. Осмысление реальности во всех ее проявлениях посредством метаязыка искусства является общей глобальной целью всех ныне существующих фестивалей современного искусства. Результатом глобализационных процессов, проявившихся в крупных художественных проектах, является стремительное расширение художественной географии, рост количества художников и художественных институций. В связи с этим, фестиваль современного искусства правомерно рассматривать как модель мегавыставки, где посредством пересечения различных индивидуальных авторских проявлений, возникает экспозиционная метафора глобального мира.

Несмотря на очевидную значимость фестивалей искусств, это художественное явление по-прежнему остается малоизученным. Анализ особенностей функционирования и определение типологии современных

.5 фестивалей искусств, выявление принципов взаимодействия различных видов искусства в едином художественном пространстве позволит систематизировать и расширить имеющиеся знания об этом художественном процессе в современном искусствоведении.

Фестиваль современного искусства как многосоставная структура, в которой осуществляется взаимопроникновение и синтез различных видов искусства, требует глубокого исследования в рамках теории синтеза. Изучение феномена фестиваля искусств как уникального синтетического художественного явления может способствовать расширению теоретической базы и дальнейшему распространению этого типа репрезентации современного искусства. Исследование фестиваля искусств как важной составляющей художественной жизни современного общества позволит выявить существенные закономерности развития художественной культуры конца XX - начала ХХГвека.

Существующая в искусствознании теория синтеза может пополниться благодаря исследованию фестивалей искусства как сложного полифункционального явления, в основе которого лежит синтез искусств. Потребность в общетеоретическом подходе к изучению изобразительного искусства, стремление проанализировать принципы взаимодействия различных видов искусств, определение условий, необходимых для создания их органичного взаимоотношения, объясняет необходимость обращения историков искусства к теории синтеза. Фестиваль современного искусства как многосоставная структура, в которой осуществляется взаимопроникновение и синтез как традиционных, так и инновационных видов искусства, требует глубокого исследования в рамках этой теории.

Актуальность исследования продиктована активным

распространением и возрастающим значением художественных фестивалей (в том числе и на территории постсоветского пространства) как

неотъемлемой части современного художественного процесса, способствующего интеграции региональной культуры в международный контекст. Подробный анализ взаимопроникновения искусств в едином художественном пространстве фестиваля на конкретных исторических примерах позволит выявить признаки, закономерности и условия рождения синтеза из простого взаимодействия. Изучение феномена фестиваля искусств как уникального синтетического художественного явления может способствовать расширению теоретической базы и дальнейшему распространению этого типа репрезентации современного искусства. Исследование фестиваля искусств как важной составляющей художественной жизни современного общества позволит выявить существенные закономерности развития художественной культуры конца XX - начала XXI века.

Комплексное научное исследование феномена фестивалей современного искусства как синтетического художественного пространства ранее не проводилось, тема недостаточно разработана в контексте развития художественной жизни. Отчетливо высветилась актуальность проблемы изучения фестивалей искусств, его специфики, возможностей и механизмов. Дополнительным стимулом для выбора данной темы явилось непосредственное участие диссертанта в организации и осуществлении одного из первых казахстанских международных фестивалей искусств «Мастер Класс Казахстан 2000» в г. Алматы.

Практическая значимость этой проблемы и ее недостаточная теоретическая разработанность определили актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы

Как уже отмечалось, фестивали искусств, как широкомасштабное художественное явление, при всей их востребованности и

7 распространенности, недостаточно исследованы и не имеют солидной теоретической базы. Практически, при организации любого фестиваля показателем престижности является издание каталога, сопутствующего данному проекту, но при этом, нередко, подача материала в этих изданиях имеет не научный, а скорее описательно-ознакомительный характер. Публикации по истории и типологии фестивалей, по синтезу искусств в рамках данных проектов не носят обобщающего характера.

В литературе не предпринималось попыток системного анализа фестиваля искусств как синтетического художественного явления, связанных с ним терминов и понятий, выделения основных этапов и особенностей его развития. Отдельные вопросы, касающиеся истории, концепции и специфики фестивалей современного искусства, затрагиваются в периодической печати («Художественный журнал», «Арт-Хроника»1, «Новый мир искусства», «Арт-менедежер»), освещающих эти события, и в каталогах, сопутствующих этим художественным проектам, а также в теоретических исследованиях, анализирующих современную художественную ситуацию в целом. Отображая специфику фестиваля современного искусства, авторы статей, как правило, концентрируются на анализе отдельного фестиваля или даже его раздела, освещают определенные аспекты этого явления, не ставя перед собой задачу представить полную картину этого сложного художественного явления.

Важным источником при анализе кураторской стратегии, определении типологии фестивалей современного искусства и изучении их истории стал сборник материалов симпозиума «Большой проект для России»2, который проводился в период подготовки Первой Московской биеннале современного искусства, куда вошли статьи ведущих

1 Венецианская биеннале: триумфы и проблемы / Арт-хроника. 2001. № 6. С. 26-33; Арт-полит-
корректность / Арт-хроника. 2002. № 4. С. 18-37; Искусство для биеннале / Арт-хроника. 2002. № 3. С. 50-
69; Русский десант в Сан-Паулу / Арт-хроника. 2002. № 2. С. 18-23; Хьюстонские хроники / Арт-хроника.
2002. № 2. С. 88-99.

2 Большой проект для России: Материалы симпозиума. - М.: Художественный журнал, 2005. - 66 с.

8 искусствоведов-кураторов известнейших фестивалей искусств: Рене Блока, Харальда Зеемана, Джермано Челанта, Роберта Сторра, Ханса-Ульриха Обриста и Франческо Бонами. Авторы, обладающие многолетним опытом в проведении известнейших мировых фестивалей современного искусства, отражают в своих статьях теоретические знания об этом явлении, опираясь на практические навыки. Эти разработки явились опорными в исследовании фестиваля искусств как сложного полифункционального художественного явления.

Немаловажное значение для диссертации имели статьи и исследования западных и российских кураторов, искусствоведов и художников непосредственно по современным фестивалям искусств, исследующих актуальные тенденции современного культурного процесса: Б. Гройса3, В. Мизиано4, Е. Деготь5, Н. Маньковской6, Д. Виленского7, Г.

Литичевского и многих других авторов, которые обращаются к этому актуальному художественному явлению.

При анализе центрально-азиатских фестивалей современного искусства и исследовании участия художников данного региона в крупных международных арт-форумах опорными явились монографии и статьи искусствоведов и художников Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана: В.

Гройс Б. Комментарии к искусству. - М.: Художественный журнал, 2003. - 342 с.

4 Мизиано В. «Другой» и разные. М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 304 с; Мизиано В.
Средство без целей, или как нельзя дважды войти в 90-е годы: 51 Венецианская биеннале, 12.06.05-
06.11.05 // Художественный журнал. 2005. № 58/59. С.101-108; Мизиано В. Германия: год 2002.
Манифеста 4. Документа 11 // Художественный журнал. 2002. № 46. С.58-65; Мизиано В. Манифества-3:
Больше этики - меньше эстетики // Художественный журнал. 2002. № 33; Мизиано В. Обозревая «Плато
человечества»: 49 Венецианская биеннале, июнь-октябрь 2001 // Художественный журнал. 2001. № 39.
С.72-77; Мизиано В. Искусство Центральной Азии: актуальный архив // Каталог 51 Венецианской
биеннале. - Бишкек, 2005. - С.10-11; Кураторство: апология любви и дружбы / Художественный журнал.
2003.№55.с.37-42.

5 Деготь Е. Дважды девяностые: катастрофа и гедонизм // Художественный журнал. М., 2000. № 28-29.
С.11-13; Деготь Е. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 225 с.

6 Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

7 Виленский Д. Искусство и демократические ценности // Художественный журнал. № 47. С. 28-32;
Виленский Д. Опыт Манифесты-4 // Художественный журнал. № 46. С. 54-55.

8 Лигачевский Г. К вопросу о пятилетках в современном искусстве // Художественный журнал. № 46. С.
66-69; Литичевский Г. Третье дано // Художественный журнал. № 53. С. 38-39.

9 Ибраевой9, И. Юферовой10, Н. Ахмедовой11 и др. Немаловажное значение для данного исследования имели сборники статей и материалы научных конференций, исследующих современную культурную ситуацию и актуальное искусство Казахстана и Центральной Азии12. При этом авторы, как правило, не углубляются в анализ процесса художественного взаимодействия искусств в пространстве фестиваля, либо затрагивают эту тему поверхностно.

Рассмотрение синтетических взаимодействий различных искусств в художественном пространстве фестиваля невозможно без обращения к существующей в искусствознании теории синтеза. В современной эстетике многие авторы в разные периоды обращались к проблеме синтеза в современной художественной культуре: А. Зись13, М. Каган14, Ю. Борев15, В. Михалев16, Е. Мурина17, М. Алпатов18, этой же проблеме посвящены диссертационные исследования19, а также сборники научных статей20. Эти

9 Ибраева В. Информация к размышлению // Организация. 2003. №.4. С.3-5; Ибраева В. Казахстан: новые
технологии в искусстве и управлении культурой // Организация. 2002. № 9. С. 18-24; Ибраева В. Этажи
современного искусства // Книголюб. 10 октября 2002. № 20 (38). С.18-19; Ибраева В. В ожидании Годо
//51 Венецианская биеннале. Искусство Центральной Азии: актуальный архив: Каталог. - Бишкек, 2005.
-С.22-31.

10 Юферова И. Девяностые. Сладкое время надежд /51 Венецианская биеннале. Искусство Центральной
Азии: актуальный архив: Каталог. - Бишкек, 2005. - С. 73-78; Юферова И. Изобразительное искусство
Казахстана. Валеры и динамика международных отношений // Организация. 2002. № 9. С.25-33.

11 Ахмедова Н. Живопись Центральной Азии XX века: традиции, самобытность, диалог. - Ташкент, 2004.
-226 с.

12 Художественная жизнь Казахстана: Сборник статей. - Алматы, 2002 г. - 78 с; Актуально об
актуальном: Сборник статей о современном искусстве / Сост. Е. Малиновская. - Алматы, 2000. - 176 с;
Традиционное и современное искусство Казахстана и Центральной Азии: Материалы международной
научно-практической конференции. - Алматы, 2004. - 688 с.

13 Зись А. Виды искусства. - М., 1979. - 128 с; Зись А. Конфронтации в эстетике. - М.,1980. - 239 с.

14 Каган М. Морфология искусства. - Л., 1972. - 440 с.

15 Борев Ю. Эстетика. - М., 1981. - 400 с; Борев Ю. Эстетика: в 2 т. - 5-е изд., допол. - Смоленск: Русич,
1997.

16 Михалев В. Видовая специфика и синтез искусств. - Киев, 1984. - 100 с.

17 Мурина Е. Проблема синтеза пространственных искусств: Очерки теории. - М., 1982. - 192 с.

18 Алпатов М. Проблема синтеза в художественном наследстве / Сб.: Материалы первого творческого
совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. - М., 1936. - С. 22-33.

19 Власова Р. Русское театрально-декорационное искусства начала XX века. Наследие петербургских
мастеров и проблема синтеза искусств// Дисс.... доктора искусствоведения. - Л., 1985; Дедич Б.
Изобразительная взаимосвязь киноискусства, телевидения и видео // Дисс.... кандидата
искусствоведения. - М., 1991 г.; Золотова Н. Французская скульптура середины XVIII века и проблема
синтеза искусств // Дисс.... кандидата искусствоведения. - М., 1990; Малюкова Л. Взаимодействие
искусств, влияние кинематографа на театр 20-х годов // Дисс.... кандидата искусствоведения. - М., 1991.
- 175 с; Цукерштейн-Горницкая Н. Основные закономерности проблемы взаимодействия киноискусства
и литературы // Дисс.... доктора искусствоведения. - Л., 1986. - 365 с.

10 авторы, изучая проблему синтеза в различных художественных явлениях, не рассматривают, каким способом осуществляется взаимодействие искусств непосредственно в пространстве художественных фестивалей современного искусства, сосредотачиваясь на других художественных процессах и явлениях. Тем не менее, определение типологии синтеза в трудах Ю. Борева и В. Михалева явилось опорным в анализе специфики взаимодействия традиционных и инновационных художественных форм в пространстве фестиваля искусств в научной работе.

Важнейшими опорными источниками в данном исследовании стали каталоги международных фестивалей современного искусства. Особенностью любого фестиваля искусств является ограниченная протяженность во времени, кратковременность его «материального» воплощения, в связи с чем именно каталог является своего рода предметной фиксацией событий и произведений, представленных в рамках того или иного крупного художественного проекта, даже после его пространственно-временного завершения. Теоретические статьи и визуальные образы художественных произведений, вошедшие в каталоги ведущих мировых арт-фестивалей , отображают основные события того или иного фестиваля искусств, отражают концепцию и особенности кураторской стратегии. Ознакомление с материалами каталогов, их сравнение и сопоставление позволяет составить общее представление о развитии фестивального движения на современном этапе в международном контексте.

20 Проблема синтеза в художественной культуре. - М, 1985; Синтез в искусстве стран Азии. - М., 1993. -
224 с.

21 Documenta 11 _ platform 5: EXIBITION. Kassel, June 8 - September 15,20021 Catalogue; 51 International
Biennale di Venezia. Always a little further. 20051 Catalogue; Manifesta 4. European Biennial of contemporary
art I Catalogue; 8th International Istanbul biennale. September 20-November 16,2003 / Catalogue;
Международный фестиваль искусств «Мастер Класс Казахстан» / Каталог. - Алматы, 2000. - 98 с;
Международный художественный фестиваль «Тенгри-Умай»: Открытый город / Каталог. - Алматы,
2002. - 274 с; Art from Central Asia: a Contmporary Archive. Искусство Центральной Азии: актуальный
архив /51 Международная Венецианская биеннале. Павильон стран Центральной Азии / Каталог. -
Бишкек, 2005. - 138 с; Кино молодых. III Алматинский Международный кинофестиваль «Звезды
Шакена» / Каталог. - Алматы, 2005. - 114 с; Видеоидентичность: Сакральные места Центральной Азии.
Фестиваль видеоарта стран Центральной Азии и Казахстана / Программа. - СЦСИ-Алматы, 2004. - 18 с.

В заключение, следует отметить, что для полного освещения наиболее значимых фестивалей искусств диссертант использовал материалы Интернет-сайтов различных фестивалей современного искусства, где отражены программы, тематика, история фестивалей искусств, но, как правило, не затрагивается проблема синтеза искусств в художественном пространстве фестивалей, а форма подачи материала имеет, скорее, ознакомительно-информационный характер.

В целом, анализ научной литературы по теме диссертации показал, что указанные работы освещают лишь отдельные стороны или аспекты фестивалей современного искусства, практически не затрагивая проблему синтеза искусств в пространстве фестиваля. Комплексного исследования, посвященного фестивалям современного искусства и взаимодействию искусств в художественном пространстве фестиваля с выявлением специфических особенностей развития этого художественного явления в различных регионах на рубеже XX - XXI веков, автор диссертации не обнаружил.

Цель диссертационной работы - осмысление фестивалей искусства как синтетического явления современной художественной культуры и особого типа художественного пространства.

Задачи исследования:

  1. определение понятия «фестиваль искусств»;

  2. раскрытие синтетической природы фестиваля через анализ специфики взаимодействия различных видов искусств в едином художественном пространстве;

  3. определение типологии фестивалей искусств на современном этапе с приведением конкретных примеров;

  4. анализ исторического развития фестивального движения (возникновение, распространение, география, масштабность, хронология и т.д.);

  1. осуществление сравнительного анализа фестивалей искусств в различных регионах;

  2. рассмотрение кураторской стратегии как идейно-концептуальной основы крупных художественных проектов;

  3. обоснование влияния новых технологий на формирование новых видов фестивалей искусств;

  4. выявление специфики фестивального движения Центральной Азии в международном контексте.

Объект исследования - фестивальное движение в пространстве европейского и центральноазиатского регионов.

Предмет исследования - синтез искусств в художественном пространстве фестиваля современного искусства.

Границы исследования обусловлены логикой развития фестивального движения, возникшего в конце XIX века, в период апогея волны всемирных выставок, и постепенно завоевавшего практически все страны и континенты. Первоначальная попытка рассматривать только российские и казахстанские фестивали искусств оказалась несостоятельной, поскольку изучение их локально, не затрагивая Западную Европу и прочие регионы, не позволила бы осуществить полноценный и адекватный анализ фестивалей искусств как общемирового художественного явления. Анализируя наиболее известные и крупные фестивали современного искусства Западной Европы, Турции и России, автор диссертации также уделяет особое внимание исследованию специфики этого явления в Центральной Азии. Рамки диссертации не позволили рассмотреть всю историю фестивалей искусства с момента их возникновения, в связи с чем автор концентрируется на периоде 90-х годов XX - начала XXI столетий, когда фестивальное движение достигло своего максимального развития, и художественный фестиваль стал

13 востребованной формой репрезентации искусства в современной культурной ситуации.

Методология исследования. Методологической базой данного диссертационного исследования являются труды по теории искусства, философии, эстетики, психологии искусства и проблемам синтеза искусств. Ключевыми идеями для данной научной работы стали:

- осмысление пространства, в том числе и художественного, с
точки зрения философско-эстетических категорий (М.

11 1"\ 24

Хайдеггер , Т. Е. Шехтер , И. П. Никитина );

понимание зрелища как социального, эстетического, художественно-коммуникационного феномена культуры (Я. Ратнер25, Н. Хренов26, А. Мазаев27, К. Жигульский28, Й. Хейзинга29);

обоснование видовой обособленности искусств и исследование структур синтетического образования (Ю. Борев, А. Зись, М. Каган, В. Михалев, Г. Степанов и др.);

понимание фестиваля современного искусства как мегавыставки с определенной структурой, историей, концепцией и принципами функционирования (Р.Блок, X. Зееман, Дж.Челант, Р. Сторр, Х.-У. Обрист, Ф. Бонами30);

Хайдеггер М. Искусство и пространство // В кн.: Самосознание культуры и искусства XX века.

Западная Европа и США. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - с. 105-113. 23 Шехтер Т. Художественное пространство как сфера бытования искусства; Шехтер Т. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного. - СПб.: Астерион, 2005. - 258 с. 4 Никитина И.П. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа // Автореф. дисс.... доктора философских наук. - М., 2003.

25 Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. - М.: Искусство, 1980.

26 Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М.: Наука,
1981; Хренов Н. А. Место зрелищных искусств в художественной культуре. - М., 1977; Хренов Н. А.
Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности // Дисс.... доктора
философских наук. - М., 1992.

27 Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. - М.: Наука, 1978.

28 Жигульский К. Праздник и культура. - М.:Прогресс, 1985.

29 Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // В кн.: Самосознание
культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - с.77-
104.

30 Большой проект для России: Материалы симпозиума. - М.: Художественный журнал, 2005. - 66 с.

- осмысление современного искусства как метасистемы,
отражающей наиболее актуальные тенденции мирового
сообщества (В. Мизиано, Е. Деготь, Т. Шехтер, Н
Маньковская, Б. Гройс и др.).

Методы исследования. В качестве основной теоретической парадигмы в исследовании использован системный подход, в рамках которого были применены следующие методы:

сравнительно-исторический позволил выявить общее и особенное в историческом развитии фестивального движения различных регионов на рубеже XX - XXI веков;

типологический позволил определить основные типы фестивалей современного искусства и типы взаимодействия и взаимовлияния различных видов искусств в едином художественном пространстве фестиваля;

аналитический способствовал выявлению характерных особенностей фестивалей современного искусства, механизмов их осуществления, специфику их стратегии, концепций и направленности деятельности;

метод интервью позволил рассмотреть деятельность художников и кураторов, которые вносят значительный вклад в художественную жизнь и современное изобразительное искусство Казахстана и Центральной Азии.

Источники исследования:

1) научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций и др.), связанные с темой диссертационного исследования (теория и история искусства, теория синтеза искусств, психология искусства, теория зрелища, теория праздника, культурология);

  1. профессиональные периодические издания, в которых публикуются рецензии, статьи, интервью о художественных фестивалях и произведениях современного искусства («Художественный журнал», «Арт-хроника», «Новый мир искусства», «Организация» и др.);

  2. материалы, сопровождающие фестивали современного искусства в различных регионах: каталоги, программы, информационные буклеты, материалы пресс-конференций и научных симпозиумов, проводимых в рамках подобных проектов;

  3. Интервью с организаторами и художниками -непосредственными участниками художественных фестивалей современного искусства стран Центральной Азии;

  4. Экспозиционный материал казахстанских фестивалей искусств (международные фестивали современного искусства «Мастер Класс Казахстан 2000: Шелковый путь искусства», г. Алматы, и «Тенгри-Умай: Открытый город», 2002, Алматы; фестиваль видеоарта стран Центральной Азии и Казахстана «Видеоидентичность: Сакральные места Центральной Азии», 2004, Алматы; Алматинский международный кинофестиваль «Звезды Шакена», 2005, Алматы; общий симпозиум художников современного искусства Великобритании и Центральной Азии, 2006, Алматы);

  5. Материалы Интернет-сайтов, посвященных фестивалям искусств и анализу современного искусства.

Научная новизна исследования:

- диссертация является первым монографическим исследованием на данную тему;

впервые определяется типология современных художественных фестивалей с учетом их характерных особенностей;

раскрывается динамика видообразования и синтеза искусств в художественном пространстве фестиваля современного искусства;

проводится сравнительный анализ международных художественных фестивалей, в том числе в странах Центральной Азии и Казахстана;

выявляется место и роль фестивалей современного искусства как уникального художественного явления в мировой художественной культуре.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут способствовать лучшему пониманию действующих механизмов функционирования фестивалей современного искусства для применения их в выставочной практике, а также в возможности ее использования при подготовке учебных программ и лекционных курсов по дисциплинам «Теория искусств» и «Современное искусство» в учебных заведениях гуманитарного профиля.

Теория синтеза в современном искусствознании

Потребность в общетеоретическом подходе к изучению изобразительного искусства, стремления разобраться в принципах взаимодействия, определить условия, необходимые для создания органичного взаимоотношения художественных форм, заставляет историков искусства все чаще обращаться к проблеме синтеза искусства. Это позволяет анализировать не отдельно взятые произведения и факты, а многосоставные структуры, сложные явления искусства в их взаимосвязи и в контексте художественного процесса. Примером такого художественного явления становится фестиваль искусств, представляющий собой особый тип синтетического художественного пространства, где объединяются различные виды искусств, а их синтез осуществляется на разных уровнях.

Виды искусства - исторически подвижная система. В современной художественной ситуации происходит возникновение новых видов искусства (в связи с развитием новых технологий и возрастанием роли масс-медиа), существует потребность в новых художественных формах, отражающих усложнившиеся представления о мире, о ходе истории, а так же необходимость художественного освоения действительности новыми средствами. Эти художественные достижения могут осуществиться в результате необходимого синтезирования. Анализ данной ситуации приобретает особую важность в контексте исследования фестиваля искусств как художественного явления.

Многоплановость и многогранность синтеза искусств заключается в возможности этого явления проявлять себя в разных отношениях - «и в развитии синтетических искусств, и в соединении различных искусств в общей композиции, и в переводе одного художественного ряда в другой, и в использовании отдельными искусствами выразительных средств, художественного языка и материала других искусств, и во взаимоотношениях искусства с другими явлениями культуры и материального бытия» . Важно отметить существование идеи синтеза в самой природе искусства.

В теории синтеза искусств ставятся и решаются важные вопросы, касающиеся принципов классификации искусства, возникновения новых возможностей и путей художественного освоения действительности, развития художественного языка разных искусств. Для историков искусства исследование этой проблемы традиционно предстает в виде подробного исторического анализа конкретных примеров взаимодействия искусств с целью выявления закономерностей и условий рождения художественного синтеза. Рассмотрим основные положения теории синтеза через анализ источников, авторы которых занимались исследованием данной проблемы: А. Зись, Ю.Борев, М. Каган, И.Иоффе, В.Михалев, Г. Степанов и др.

Видовая специфика и синтез в искусстве - взаимосвязанные проблемы в эстетике. Без анализа понятия «вид искусства», изучения факторов динамики видов трудно подойти к исследованию синтеза и, напротив, рассмотрение синтеза искусств позволяет лучше понять динамику и функционирование видов искусства в обществе. «В ходе исторического развития художественной культуры под влиянием разного рода скрещивавшихся факторов ... многообразные способы художественного освоения мира приобретали самостоятельное существование, становились видами искусства или разновидностями этих видов» . Виды искусства различаются прежде всего по способам материального воплощения художественного содержания. Разнообразие видов искусства объясняется природой человеческого восприятия, типологизацией человеческих чувств, возникающих в процессе деятельности, а так же отбором искусственного материала для выражения этих чувств. Каждое «произведение искусства создается, существует и предстает перед восприятием как некая материальная конструкция - как сопряжение звуков, объемов, цветовых пятен, слов, движений, т.е. как предмет, имеющий пространственную или временную или пространственно-временную характеристику»33. Именно это разделение лежит в основе онтологического принципа классификации видов искусства.

Таким образом, отличие видов искусства друг от друга обуславливается отражением различных явлений и использованием различных изобразительных средств в соответствии с природой человеческого восприятия. Разнообразные виды искусств образуют сложную, исторически подвижную систему, которая меняется под воздействием разнообразных факторов. Видообразование и специфика видов, их динамика и синтез теснейшим образом связываются нами не только со способом производства, но и с культурно-историческими формами общения, коллективными представлениями, особенностями становления типологических форм эстетической чувственности, свойственных конкретному культурно-историческому миру. Среди форм переживания от которых зависит динамика видов, особое место занимают общественные представления, составляющие почву, на которой формируются мировоззрение, мировосприятие, типологические формы человеческой чувственности.

Многие исследователи отмечают две тенденции во взаимодействии различных видов искусств: первая состоит в тяготении к синтезу отмечается стремление к взаимопроникновению и интеграции искусств, вторая заключается в сохранении суверенности каждого искусства, склонность искусства к дифференциации и обособлению видов. Эти две тенденции являются характерными свойствами искусства. Как правило, интенсификация синтеза углубляет обособление искусств. Обособление и синтез в самом широком смысле этих понятий, находятся в единстве и противоречии, обеспечивая, с одной стороны, сохранение видовой специфики искусства, с другой - преодоление жесткой типологизации человеческой чувственности. «Ориентируясь на существующее в науке представление о развитии искусств от синкретического состояния до системы видов, важно установить, что, выйдя из синкретического состояния и обособляясь в стремлении к видовому самоопределению, искусство, как бы сохраняя «генетическую память», снова стремится к взаимодействию. Такова диалектика процесса»34, который лежит в основе синтеза искусств.

Синтез искусств в пространстве фестиваля

XX век - эпоха повышенной инновационности искусства - в связи с чем возникает конфликт между сложившимися традиционными институциями и современной художественной практикой. Фестиваль современного искусства являет собой особый тип художественного пространства, где осуществляется взаимосвязь различных искусств, где одновременно предстают традиционные виды искусства и экспериментальные формы современной художественной практики. В частности, Документа 11 «5 платформ» (г. Кассель, Германия, 2002) представила в пространстве своей экспозиции чрезвычайное формальное разнообразие: от наиновейшего хай-тека до традиционных живописи и графики, от сверхпрофессиональнх ноу-хау до маргинально-кустарного рукоделия. Множество форм осуществления пяти платформ -конференции, семинары, мастерские, лекции, презентации, фильмы, концерты, материалы в печати, кино, радио, Интернет, - сделали Документу доступной во многих форматах, в отличие от других традиционных форм экспонирования. «Но какова бы ни была форма, произведение должно было соответствовать главной внеэстетической проблематике, которая имела отношение и к политике, и к истории, и к процессам модернизации, но суммировалась в конце концов в одном понятии - постколониализм»77, - теме, ставшей центральной в контексте данной выставки.

Анализируя фестиваль искусств как сложное полифункциональное синтетическое явление, необходимо подчеркнуть, что синтез проявляется здесь на разных уровнях: можно рассматривать синтетичность отдельно взятого произведения, синтез искусства с другими феноменами культуры, формами общественного сознания, синтетический характер восприятия и т.д. Важно отметить, что различные типы синтеза, рассмотренные выше, проявляются не только в пространстве отдельно взятого произведения, но во всем многоуровневом контексте целого фестиваля, представленного в рамках определенной, единой концепции. В целом современная художественная ситуация стирает различия между изобразительным искусством, дизайном, модой и архитектурой, меняя традиционное представление о разделении искусств на высокое («изящное») и прикладное, «...деятели художественного сообщества начинают функционировать в сфере архитектуры, дизайна, шоу-бизнеса, журналистики, политики и т.д.» . Сегодня происходит неизбежное размывание границ видов искусства, вследствие чего результаты художественных поисков перетекают из одного вида искусства и тем самым становятся неотъемлемой частью другого. «Симптоматично, что художники стали часто посещать архитектурные биеннале, которые еще десять лет назад были чем-то неслыханно далеким. ... Художники, принимающие участие в крупных биеннале, проявляют серьезный интерес к междисциплинарному диалогу - к совместной работе с архитекторами, литераторами, композиторами и философами» . В связи с этим важным моментом в проблематике больших выставок является требование междисциплинарное. Говоря о Документе 11, ее куратор Окви Энвезор отмечает, что «основные события Документы: обсуждения, конференции, книги, воркшопы, кино- и видеопрограммы стремятся к объединению и пересечению культуры сегодня и пересечению территорий комплексных глобальных знаний»80. Необходимость совмещения в едином экспозиционном пространстве бесконечного разнообразия порой противоречивых художественных форм диктуют необходимость отказа от традиционных и потребность в выработке совершенно новых методов экспонирования, инновационных принципов презентации произведений современного искусства, что отличает фестиваль современного искусства от привычных выставок и презентаций. Характеризуя экспозицию Документы 11, куратор рассматривает ее «как разновидность мета-языка медитации, конструирующего тавтологическую систему, в которой произведения искусства тесно связаны с их само-целостностью через отношения, установленные между условиями, объектами и системами» . Междисциплинарность является одним из многочисленных примеров проявления тяготения различных сфер человеческой деятельности к диалогу и взаимопроникновению, что нередко приводит к стиранию границ между ними.

По определению Роберта Сторра, одного из ведущих кураторов современных фестивалей искусств, «...мы живем в мире, который разговаривает на языке неона, видео и других техногенных медиа» и это является характерной реалией времени, определяющей лицо современного искусства. В эстетике постмодернизма возникает неологизм «технообразы» (введен французской исследовательницей Анной Коклен), с развитием новейших технологий возникает «технологическое искусство» (дигитальное, синтезированное, виртуальное). Особенностью современной культурной ситуации является значительное развитие мультимедийных искусств, воздействующих одновременно на все чувства зрителя. Характеризуя это свойство современной художественной жизни, Борис Гройс вводит понятие «мультимедиальность», означающее использование разных медиа в пространстве одного произведения.

История фестивалей современного искусства

Возникнув во второй половине XIX столетия, фестивали искусств превращаются в масштабное явление, охватывая практически все сферы культуры: фестивали изобразительного искусства, музыкальные фестивали и фестивали театрального искусства, кинофестивали и фестивали фотоискусства, «...фестивали искусств, первоначально посвященные музыке, родились в Германии в XIX веке. Первый такой фестиваль -праздник Вюртембергских хоров, с участием зарубежных певческих ансамблей - состоялся в 1827 г. В 1826-1846 гг. в Германии прошло 355 фестивалей. В 40-е годы XIX века фестивали начали проводить во Франции. Первое большое мероприятие этого рода, на котором присутствовали Наполеон III, состоялось в Париже, во Дворце ремесел в 1857 г. В нем приняли участие 3 тысячи певцов, представлявших 172 певческих общества»106.

Идея художественного фестиваля восходит ко второй половине XIX века, когда на волне националистических настроений правительства ряда европейских стран оказались втянуты в гонку вооружений, которой сопутствовало не только экономическое, но и культурное соперничество. Тогда же возникли Всемирные торгово-промышленные выставки -«Экспо». Отсюда было уже совсем недалеко до организации культурных и спортивных форумов - и действительно, именно в это время возрождаются Олимпийские игры и основывается Венецианская биеннале - старейшая международная выставка-форум, которая сохраняет лидирующее положение среди арт-фестивалей и по сей день. В рамках биеннале, так же как и торгово-промышленных выставок, каждая страна сооружала на территории венецианского парка, получившего название Сады Биеннале, свой павильон, архитектурные формы которого должны были воплощать национальную идею того или иного государства.

В современной ситуации локальное восприятие сменилось глобальным. Сегодня, в начале XXI века, диалог строится на основе взаимного признания и уважения. Если до сих пор главным событием в мировой художественной жизни считалась Венецианская биеннале, то теперь конкуренцию ей составляют аналогичные форумы в Сиднее и в Сан-Паулу, Кванжду и Йоханнесбурге, где устанавливаются новые стандарты межкультурного обмена. Повсеместное появление новых биеннале как особой формы репрезентации современного искусства - одна из тенденций нового времени. Одним из важнейших преимуществ подобных арт-форумов является создание благоприятных условий для культурного диалога, обмена художественными идеями. Биеннале современного искусства поднимают одну из важнейших проблем 90-х годов как эпохи глобализации - проблему межэтнической и межцивилизационной коммуникации. «Во многом глобализация обернулась единообразием и стандартизацией, навязываемыми центром (Западом) остальному миру - периферии» . Современное искусство апеллирует понятиями «центр» и «периферия», «маргинальность», «пограничность», фокусируясь на диалоге и взаимопроникновении культур. Поколение, появившееся на художественной сцене в 1990-х, когда представление о глобальности художественного языка сочетается с вниманием к «национальным», «территориальным» различиям. «Этот процесс связан с очередным политико-экономическим переделом мира, начавшимся в конце 1980-х, с победой коропративного капитала над противостоянием идеологических систем. Когда одновременно с экономическим завоеванием новых территорий возникает мода не современное турецкое, китайское, мексиканское, южноафриканское, кубинское, балканское, русское искусство» . Николя Буррио отмечает характерную тенденцию современной художественной ситуации: «Универсальный художественный язык Запада доминирует над национальными культурами, которые наделяются значимостью лишь при условии, что они выступают как типические, т. е. несущие в себе «отличие», ассимилируемое этим международным языком... Художник незападного происхождения чувствует себя обязанным предъявлять свою «культурную идентичность» как несводимую татуировку на теле»109. Фестиваль современного искусства - идеальное место, где может выражаться состояние пограничное, промежуточности, где собственная национальная, культурная идентичность выявляется в сравнении и сопоставлении. Эти масштабные художественные выставки способствуют выработке общего мирового языка, на котором осуществляется обмен эстетической информацией. Роль биеннале в жизни современного общества отмечает Ханс Ульрих Обрист110, уподобляя такие большие проекты архипелагу, состоящему из отдельных междисциплинарных лабораторных экспериментов. Именно на фестивале искусств, по его мнению, может реализоваться идея «глобального диалога» как средства преодоления всеобщей унификации, которую навязывает сегодня процесс глобализации. Фестивали современного искусства прочно обосновались на всех континентах мира, перестав быть только лишь художественными проектами, будучи также и политическими.

Особенности фестивалей искусств в центральноазиатском регионе на рубеже XX - XXI веков

Фестиваль искусств является универсальной инновационной формой презентации современного искусства, получившей значительное развитие в Центральной Азии. Возникнув на рубеже 90-х годов XX - начала XXI столетия, фестивали искусства активно распространялись в этом регионе, в связи с возникшей потребностью в освоении новых принципов экспонирования и взаимодействия в сфере искусства. Именно форма фестивалей искусств является сегодня особенно востребованной, в отличие от традиционных выставок или концертов, поскольку обладает неограниченными возможностями в создании условий для глобальной коммуникации, а также способностью объединить многообразие существующих художественных форм и видов искусства в едином художественном пространстве.

Сегодня, анализируя современные фестивали искусств Центральной Азии, правомерно рассматривать их уже не как единичные образования, а постоянно развивающееся художественное явление, активно функционирующую систему, составляющую неотъемлемую часть современной культуры Центральной Азии.

Важно отметить, что автор данного исследования не ставит перед собой задачу охватить все существующие на сегодняшний день фестивали искусства на территории центрально-азиатских постсоветских республик. На примере нескольких фестивалей искусств, действующих на территории Казахстана и Узбекистана, попытаемся проанализировать и выявить характерные особенности этого художественного явления в целом, и отличительные признаки каждого описываемого проекта в частности. Каждый из рассматриваемых фестивалей искусств имеет свою концепцию, историю, специфические особенности функционирования, а организаторы этих проектов, опираясь на опыт ведущих мировых художественных фестивалей, стремятся при этом выработать собственную индивидуальную стратегию.

Художественные фестивали представляют срез современного искусства, наиболее актуальные его проявления и характерные особенности, при этом развитие фестивального движения на Востоке происходит по особому, индивидуальному пути. Специфика искусства Азии состоит в неразрывной связи с древней этнической культурой, в сохранении многовековых национальных традиций и любые новации понимаются только в связи с ними. В связи с обострением проблем глобализации в современном обществе - это один из вариантов сохранения своей идентичности. «Ведь за возвращением пиетета и уважения к своему прошлому, к ранее утраченным ценностям и исконным идеалам стоят кардинальные для самосознания этносов Центральной Азии идеи восстановления полноты бытия человека Востока, важнейшей особенностью которого является связь с прошлым, определившая многие, глубоко укорененные в ментальности черты мировосприятия человека» . В пространстве фестивалей искусств Центральной Азии и Казахстана прослеживается философско-эстетический подход, ориентированный на углубленное и новаторское постижение этнокультурного наследия.

Ташкентская биеннале имеет свою, пусть пока небольшую историю, но уже успела стать значительным событием в культурной жизни Узбекистана и всей Центральной Азии. Фестиваль искусств в Ташкенте изначально задумывался в форме биеннале, проводимой с периодичностью раз в два года, и был осуществлен в 2005 году уже в третий раз. По определению Виктора Мизиано, авторитетного критика и куратора международных выставок, «...состоятельность любого периодического проекта оценивается по его третьему номеру»172. В связи с этим можно говорить о достижении Ташкентской биеннале порога зрелости. У Ташкентской биеннале очень важная цель - поддержание новых идей и перспективных тенденций, которые оказывают влияние на весь регион. Культура Восточного региона, ориентируясь на общемировые тенденции развития искусства, стремится, при этом, к сохранению традиций. Максут Фаткуллин, член жюри, председатель исполкома Международной Конфедерации союзов художников (г. Москва, Россия) так говорит об этом: «Сегодня весь мир охватило движение антиглобализации, каждый народ хочет сберечь свои корни, свою культуру. Развитие науки, техники ведет к унификации общества, жизненным стандартам, на фоне этой унификации нельзя не заметить стремление каждого народа к сохранению культурного своеобразия, традиций, искусства...»173. Ташкентская биеннале является примером проекта, который стремится сохранить равновесие в представлении различных художественных форм, ориентируясь одновременно на актуальное и традиционное искусство.

Похожие диссертации на Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство