Введение к работе
Актуальность данного исследования, определяется сложным сочетанием общенационального и регионального, слиянием различных философских и психологических концепций, характеризующих свое -образаэ творчества Р. Прайса и, как .результат, осложнявших его анализ а оценки. Этим подчао обменяется, наличие диаметрально противоположных высказываний в адрес произведений писателя. Многие американские исследователи, рассматривая творчество Прайса в эстетика "веной школы", признают, что oiio занимает значительное место в современной литературе США, подчеркивают гуманистичеокув направленность работ писателя.1
KttiliwM. RevuoUi Рисі ^He-НлЬиуoSou/Іеш LiWvue
Другие, отмечая южный характер мировоззрения Прайса, говорят об идейно-тематической узости его книг и обвиняют писателя в чрезмерном подражании У. Фолкнеру.1 Д. Холман своеобразие художественной манеры художника видит в сочетании реализма с элементами натурализма? Л. Садлер пытается объяснить произведения писателя при помощи религиозной символики, подчеркивая при атоа, что Прайс никогда не теряет органической связи о реальной действительностью,3
Несмотря на то, что творчество Рейнолдса Прайса являотся дискуссионным центром многих выступлений американских критиков, ему посвящена только одна монография, вшедшая в 1983 году. 4 < Автор этой работы Констанция Рук, рассматривая многообразную палитру творческой манеры писателя, выделяет в, ней ведущие компоненты; психологизм, социальную критику, мотивы, характерные для юхной традиции и другие. Рук не решается отнести писателя х какому-либо определенному литературному направлению и делает вывод, что творчество Прайса представляет собой обособленную современную художественную систему.
В советском литературоведении критическая литература о Р. Прайсе представлена, главным образомс рецензиями А. Зверева, М. Тугушевой, И. Лсеидовой, Т. Бенедиктовой на книги писателя в журналах "Современная художественная литература за рубежом"» предисловиями М. Тугушевой и Г. Злобина к произведениям, пере-
І. SulliH'AN W. ШЦшьЫмнг, ^t Sімені*». МА« Ы 4hl ІІЩМІ tOttfUct I SeWANU. ItviEW. - B45-. W>L. 75. - No і.- .ft tl9- «7?
a. UgLwAN D.W. RlYKoltU Mil // Шх Sou HiEW V/lHuv «ftu Woo1 А ЬК> -ьіьііоНаМіісаі ieunk uok .- N.Y., 19B7.
a- fcAdLuL. VhiCE *«l RtU&ioH //Ш SouUEMl OMAfciELV.- 198U. - xxvi w'mitK. - No 2.. - P. 1 -»!.
веденным на русский язык. Л. Татарином, анализируя творчество аисатедей-южан 60-70-х годов XX века, рассматривает романы Прайса как своеобразную модификация южной традиции в условиях послевоенной Америки. А. Мулярчик относит произведения писателя к яанру "семейного" социально-психологического романа.
Проблема творчества Рейнолдса Прайса как для зарубежных, так и для советских литературоведов, на наш взгляд, остается по-преянему открытой. Произведэния писателя читаются критикой зачастую неполно и без достаточного внимания к их художественной структуре. Кроме того, лишь отдельные авторы соотносят творчество Прайса как явление духовной культуры с общими тенденциями эпохи.
Отмечая синтезирующий характер.художественной манеры Рейнолдса Прайса, мы полагаем, что основой идейно-художественной структуры его прозы является южная традиция, получившая свое высшее развитие в произведениях 7. Фолкнера, Т. Вулфа, Р.П. Уоррена. Вопроо о "южной школе" в современном литературоведении решается неоднозначно. Некоторые американские исследователи считают, что "южная литература" полностью исчерпала себя к 80-м годам XX века. Появился даже термин "п'ост'южкая литература". Эту точку зрения разделяют советские американисты: Н.А. А"астасьев а Л.Н. Семенова.1" На наш взгляд, южная литература, развиваясь в общем русле фолкнеровской традиции, обогащается новыми темами, худолественными принципами и приемами. Примером тому может явиться творчество, рассматриваемого писателя.
-
Аиастасьев Н.А. Югный акцент// Проблемы становления амернка-ffiicsaa .литературы. - U., 1981. - С. 113-154.
-
Семенова Л.Н. Проблема "вяной традиции" в американской критг-ка 60-х гг. XX в. : Авгореф. дис.... канд.филол. наук. -.,1973.
- 4 -Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что это-первое целостнее исследование в советской американистике, посвященное творчеству Р. Прайса.
Вше сказанным определяется замысел настоящей диссертации, которая ставит перед собой цель - определить основные направления развитая южной традиции в творчестве Р. Прайса, исследовать индивидуальные особенности художественной манеры писателя, объяснить своеобразие решения главного конфликта в его романах, а также проследить эволюцию его творческого мировоззрения. В связи о данной целью в работе ставятся более конкретные зада» Зи_: исследовать основополагавшую для философской и художественной системы писателя концепцию человека ; выявить определяющие черты художественного мира как отдельных произведений, так и всего творчества. .
Объектом исследования избирается художественная проза Рейнолдса Прайса: сборник новелл. |*Имена и лица героев"ц повесть "Долгая и счастливая жизнь" ; романы "Благородный человек", "Земная оболочка", "Источник света", "Кейт Вейден", "Добрые сердца" ; сборники произведений, включающие публицистические статьи и литературно-критические ессе - "Веии как они есть" и "Общая комната". В процессе работы к анализу привлекаются, помимо названных, и другие художественные произведения Прайса.
Методологической и теоретической основой, диссертации послужили общетеоретические работы советских я зарубежных ученых по проблемам.естетики и отдельным вопросам литературоведения.
Научно-практическая ценность работы заключается в том, что результаты проведенного исследования позволяют расширить знания об историко-литературном процессе американской литературы
»
Я цогут быть использованы в лекционном хурсе по зарубежной литературе, в спецкурсах и спецсеминарах по литературе США второй половины И века.
Дцробшшя работы,- Главы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МОПИ им. Н.К, Крупской. Некоторые положения диссертаций докладывались на Всесоюзной конференции по проблемам литературы США на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова /1989/.