Введение к работе
Работа посвящена исследованию творчества выдающегося аргентинского писателя, публициста, общественного деятеля Лео-польдо Лугонеса ЦЄ74-І938) в контексте развития национальной аргентинской художественной традиции конца XIX - первой половины XX века.
Актуальность работы. Леопольдо Лугонес вошел в историю аргентинской и латиноамериканской культуры прежде всего как поэт континентального масштаба, прошедший сложную эволюцию от испа-ноамериканского модернизма1 к фольклорному традиционализму,поискам "национальной сущности". На континентальном уровне динамика развития его творчества отражает основные вехи движения латиноамериканской поэзии конца XIX - первой половины XX в.; в контексте аргентинской литературы его искания концентрируют основные идейные и художественные проблемы, вызванные к жизни специфическими социальными и культурно-историческими условиями развития Аргентины на рубеже веков, воздействуют на аргентинскую художественную мысль пергой половины столетия.
Предмет исследования. Творческая эеолюция Л.Лугонеса; соотношение его художественных и мировоззренческих^принципов с общеамериканскими и аргентинскими идейно-эстетическими течениями указанного периода, влияние на формирование аргентинской национальной художественной традиции.
Б качестве материала исследования использованы поэтические сборники Л.Лугонеса, эссеистика и художественная проза, а также поэзия, художественная и философская проза латиноамериканских и аргентинских писателей XX в.
Научная новизна исследования. Б работах советских исследователей латиноамериканской литературы затрагиваются лишь част-
I. Испанеамериканский модернизм - литературное течение 1880-1900-х гг., для которого характерна идеалистическая, антипозитивистская направленность, стремление к обновлению эстетики и философии искусства на основе синтеза различных неоромантических течений второй половины XIX века.
ные аспекты творчества Леопольдо Лугонеса либо даны краткие би ографические справки о нем . В зарубежных работах, посвященных его художественному и публицистйческоиу творчеству, как правило отсутствует общая концепция; фиксация идейных и стилевых изменений чередуется с библиографическими сведениями, не складываясь в целостную картину. Комплексное исследование поэтического творчества Л.Лугонеса и основных тенденций развития аргентинской поэзии первой половины XX века впервые предпринимается на русском языке.
Основной целью настоящего исследования является рассмотрение общих закономерностей творчества Лугонеса в его взаимодействии с латиноамериканский и аргентинским историко-культурным контекстом.
В связи с этим в диссертации поставлены следующие задачи:
определить основные этапы творческой эволюции Л.Лугонеса;
дать характеристику каждого этапа с точки зрения его идейно-стилевого единства;
проанализировать существенные особенности художественной системы Л.Лугонеса и их взаимосвязь с такими течениями разного уровня, как испаноамериканский модернизм и постмодернизмавангардизм, традиционализм, с одной стороны, и с общими проблемами становления аргентинской литературы и национальной художественно-философской мысли, с другой стороны.
Метод исследования. Специфика изучаемого материала, цели и задачи исследования предполагают совмещение историко-литератур ного, типологического анализа и культурологического подхода при рассмотрении общих аспектов формирования национальной худо жественной традиции, стилистического анализа поэтики.
Теоретическое значение работы состоит е изучении на конкретном материале общих и частных признаков индивидуального хз
-
См., например: Земсков В.Б. Аргентинская поэзия гаучо. У.: 197?.
-
Мамонтов СіП. йспаноязычная литература стран Латинской Америки XX века. - М.: 1983; Субичус Б.Ю. Из истории аргентинской литературы ХУІ-ХІХ ев. - В кн.: Культура Аргентины. - М. 1977; "Латинская Америка". Энциклопедический справочник в 2-х томах. Т.2. - М.: 1982.
дожественного стиля; проблемы типологии идейно-художественных движений (модернизм, постмодернизм, авангардизм, традиционализм); вопросов творческой эеолюции; формирования национальной художественно-философской традиции.
Практическое значение исследования. Материалы диссертации
могут быть использованы в историко-теоретических работах по ис-
паноаиериканской литературе, по истории аргентинской поэзии
первой половины XX в., а также войти составной частью в лекци
онные и специальные вузовские курсы. г
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Тертеряновских чтениях, проводимых ЙМЛЙ (1990), обсуждались на заседаниях Отдела литератур Европы и Америки новейшего времени Института мировой литературы им.А.М.Горького АН СССР. По теме диссертации опубликованы две работы и одна депонирована.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографии.
Во Введении обосновывается выбор темы диссертации и ее актуальность, формулируются цели и задачи исследования, определяются особенности материала и структура работы. Приводятся биобиблиографические сведения о Леопольдо Лугонесе, анализируется посвященная ему критическая литература. Во Введении дана также характеристика общественно-политической ситуации в Аргентине на. рубеже ХІХ-ХХ вв. (ускоренное экономическое развитие, приток иммигрантов, распыление традиционного этноса); на ее основе определена общая культурологическая схема эпохи, следующие ее основные аспекты: I) зарождение ноеой национальной мифологии, появление идей "Великой Аргентины", господство позитивистских концепций научно-технического и социального прогресса (Г880-. 1890-е гг.); 2) кульминация этих умонастроений - торжества по случаю Столетия со дня провозглашения Аргентинской республики (1910). Праздничная дата*явилась символической точкой Пересе-, чения различных концепций национальной истории, художественно-, философское осмысление которой становится доминантой аргентинской культурологии, а также литературного процесса начала XX века; 3) конец этой эпохи связан с первой мировой войной.след-стЕиеы которой были экономическая депрессия, переоценка либе-
ральных и демократических ценностей, ощущение исчерпанности культурного развития.
Эта схема охватывает в т.ч. и динамику движения аргентинской литературы, для которой конец XIX столетия также был временем перелома, переоценки всего литературного процесса предшествующих десятилетий: обе основные линии его (которые с большой долей условности можно было бы обозначить как "автохтонная" и "европеизированная") представлялись исчерпанными, неадекватными новой социально-исторической реальности как с точки зрения философской глубины ее осмысления, так и художественных средств воссоздания. Преемственность с идейно-эстетическим наследием XIX вена не осознавалась большинством деятелей культуры, вступивших, подобно Лугонесу, на это поприще е 1890-е гг.; в их представлении новый этап развития общества требовал радикального обновления искусства, резкого разрыва со всей предшествующей художественной традицией.
Во Введении прослеживается и анализируется идейная эволюция Лугонеса от анархо-социализма к крайнему консерватизму националистического толка. Общественно-политические взгляды позднего Лугонеса поныне остаются предметом дискуссий. В то же время очевидно, что нельзя объяснить его эволюцию, исходя только из политических категорий. Националистические установки Лугонеса имели очевидную связь со специфической ситуацией в национальной культуре. Его эволюция - неотъемлемая часть эпохи, обозначенной хронологически концом 90-х гг. XIX века - концом 30-х гг. XX века - определена характерной для эпохи частой сменой идейно-эстетических ориентации, социально-философских концепций и подчинена задаче укрепления национальной традиции, "расшатанной" европейской иммиграцией,создания новой системы идейно-эстетических ценностей в аргентинской культуре, восстановления "связи времен".
Следствием культуртрегерской установки Лугонеса была его многосторонность, осознание "поэтического долга" перед "молодой страной", ее культурой. В лугонесовской поэзии пересеклись все идейные линии, стилевые течения его художественного творчества, нашли отражение все его эстетические искания. Поэзия - центр его художественного универсума, по отношению к ней эссеистика и рассказы занимают периферийное место и игра-
ют подчас вспомогательную (чаще всего иллюстративную, дидактическую) роль в разработке им новых идей и художественных приемов. В центре настоящего исследования находится прежде всего поэтическое творчество Лугонеса, поскольку, с одной стороны, именно поэзия наиболее полно отражает его идейно-эстетическую эволюцию, а с другой, анализ поэтического творчества Лугонеса позволяет еыяеить основные закономерности и особенности процесса формирования национальной художественной традиции на рубеже ХГХ-ХХ веков.
Рассмотрение общих закономерностей творчества Лугонеса в его взаимодействии с аргентинским и латиноамериканским историко-культурным контекстом позволило определить следующие основные этапы его эеолюции: I) "модернистский" - 90-е гг. XIX в. -1900-е гг.; 2) "постмодернистский"1 - 1900-е - нач.20-х гг.; 3) "национальный" - конец 1920-х - 1938 г. Выделенные хронологические рамки заключают в себе не только видимые изменения стиля, тематики; каждый рассматриваемый период представляет собой этап как понятие мировоззренческое. Его характеризуют, во-первых, относительная завершенность: книги, образующие .тот или иной этап, создают своего рода цикл - со своей поэтикой, со овоей системой ценностей, литературной і"цитатной") и философской ориентацией; во-вторых, наличие определенной высшей точки смыслового и стилевого развития внутри этого этапа, после которой, собственно, и начинается уже следующий этап или подготовка к нему.
Внутренняя структура работы - двухчастное построение глав -соответствует двуединой задаче диссертации и позволяет не только выявить суть каждого из таких "циклов", но и исследовать участие Лугонеса в формировании аргентинской национальной художественной традиции на каждом из этапов его эволюции.