Введение к работе
Актуальность темы "Новалис в России" заключается в выявлении путей вхождения идей йенского романтика в русскую культуру и литературу в частности, без чего многие явления философи и искусства России не могут быть объяснены достаточно полно.
Новизна работы видится в том, что в научный оборот впервые вводятся не рассматривавшиеся ранее материалы о восприятии Новалиса в России, уточняется место творческого наследия немецкого поэта в контексте русского литературного процесса, что способствует созданию более полной и объективной картины его творческого наследия.
Диссертация базируется на критических работах, статьях из русских журналов и газет, посвященных личности и творчеству Новалиса, переводах, созданных русскими авторами, эстетических трактатах, художественных текстах русских литераторов.
Цель исследования - создать целостную картину рецепции творчества Новалиса в контексте русской литературной и общественной жизни. В процессе работы решались и более частные задачи:
систематизировать фактографический материал, содержащийся в периодической печати, архивных документах, связанных с творчеством Новалиса;
выявить оценку немецкого писателя русской критикой и читательское восприятие немецкого поэта его русскими современниками и более поздними поколениями;
- рассмотреть интерпретацию поэзии Новалиса в
русских переводах;
проанализировать художественное наследие тех русских писателей, которые обращались в своем оригинальном творчестве к темам, идеям, образам Новалиса. Научно-практическая значимость работа заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в лекционных курсах по истории немецкой и русской литератур 19 века , на спецсеминарах, посвященных проблемам литературных взаимосвязей, а также в спецкурсах по истории зарубежной литературы.
Апробация. Основные положения диссертации отражены в публикациях; апробировались на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ и аспирантского объединения. По результатам исследования делались доклады на ежегодных итоговых конференциях преподавателей, студентов и сотрудников АГПИ {1991, 1992); на 23 зональной конференции литературоведов Поволжья "Литература и язык в контексте культуры и общественной жизни" (1992); на ежегодных конференциях по проблемам всемирной литературы "Пуришевские чтения" {1993, 1995, 1996, 1997).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, библиографии и приложения. Общий объем работы - 392 страницы; список использованной литературы включает 287 наименований.