Введение к работе
Диссертационная работа посвящена исследованию поэтического и прозаического творчества Новалиса/1772-1801/ в контексте европейской романтичеокой традиции.
Новалис /Фридрих фон Харденберг/ - поэт и прозаик венского романтизмЁ, оригинальный и глубокий мыслитель эпохи европейского идеализма. Находясь в окружении выдавщихся умов рубежа xviii-xix веков, несмотря на непродолжительный жизненный и творческий путь, ему удается создать свой неповторимый художественный мир.
История изучения Новалиса начинается почти два столетия назад. С момента возникновения его творчество привлекает внимание философов, художников, критиков, историков литературы. О нем писали Л.Тик s братья Шлегели, Ж.де Сталь, Г.Гейне, Г. Гессе, М.Метврлшк, Х.фэн Тофмансталь, К.Бадыаонт, А.Блок, Вяч. Иванов.
Значительный вклад в исследование эстетики романтизма и творчества Новалиса внесли отечественные учение НЛ.Берковс-кий, В.Г .Грешных, А.В.Гулнга.А.С. Дмитриев, В.М.Жирмунокий, А.В.Михайяов, С-В.Тураев, Ф.П.Фэдоров, К.Г.Ханмурзаев. Многих из них интересует утопичность мышления художника. Они отдают должное исклэчительной смелости поэта, соединяющего реальность и миф, что дает читателю воз&южность "ощутить волшебную силу подлинного Слова - хотя бы в дальнем отражении".
Подобное мьшеяие романтика- в центре вниманиями западных ученых: В.Дильтея, Г.А.Корфа, Г.Щульца, фДибеля, Г.Ур-лингоа, Ф.Родера и многих других.
Задачей диссертации является не оценка творчества Новалиса. Она давно и аргументированно вынесена. Нет нужды и в определении этапов художественного пути поэта, прослеженного многими неыецгашн и отечественными учеными. Но место между просветителями xviii столетия и европейскими романтиками, восприятие Новалисоы традиций своих великих предшественников в философии и литературе и рецепция новалисовских тем, мотивов
1. Михайлов А.В. Эстетические идеи немецкого.романтизма// Эстетика немецких романтиков. - М.,1987. - С.15
л образов последующими поколениями художников нуждается в уточнении. Трудность подобной работа усугубляется характером аовалисовского наследия, не всегда поддающегося переводу не только потопу, что поэзия вообще сопротивляется интерпретации, но ж вследствие ее особой, принципиальной многозначности. Неадекватность немецкого и русского слова-понятия принуждает постоянно обращаться к подлиннику и прибегать к подстрочнику. А стремление к точности и работа с немецкими источниками обуславливают стилистику диссертации.
Главной задаче 0 работы становится изучение художественного. мира йовалиса в контексте европейской'литературной традиции, преимущественно немецкой; особое внимание уделяется отношению поэта к христианству, обусловившему глубинную символичность его образов.
Новизна и актуальность исследования заключается в том, что впервые в отечественную германистику вводится ряд юношеских и зрелых стихотворений Новалиса; в диссертации делается попытка в более полном объеме рассмотреть лирические циклы "Духовные песни" и "Гимны к Ночи", а такке трактат "Христиане.твб или Европа".
Изучение творчества Новалиса позволяет поставить проблему непрерывности европейского литературного процесса, связи между Просвечзннем и Романтизмом. Религиозная идея оказывается не противорзчащэй этой связи..
Объектом исследования являются ряд юношеских и зрелых стихотворений/! 788-1800/ Новалиса, лирические циклы "духовные песни" и "Гимны к Ночи"/1799/, философская повесть 'Ученики в Саисе"/1798/, роман "Генрих фон 0фтерданген"/1799/, трактат "Христианство или Европа"/!799/. Шдутно привлекаются "Фрагменты" Новалиса.
Вшшание к "христианским" произведениям художника позволяет определить его собственную философию, включающую идею гармонии между Богом и миром, триединство любящего, любимого и Бога, постулат верн, не требующий логических доказательств. Подобная философия оказывается весьма продуктивное для собственно-художественного творчества, в особенности поэтического,.
Органически связанная с эстетической системой немецкого романтизма, она позволяет видеть в Новалисе его предтечу и его яркого выразителя.
Вместе с тем причастность Новалиса к идеям хушвека, культу философии и к восторгу перед возможностями, естественных наук обуславливают наличие в творчестве художника просветительских черт, сближающих автора романа "Генрих фон Офтердин-ген" с традициями Гете,
Все вышесказанное определяет дополнительные дели диссертации, ставяцзй помимо историко-литературных некоторые теоретические проблемы, среди которых
вошощзнже романтической идеи художественной формы христианства в лирическом цикле ж философском трактате і
генезис романтического романа;
влияние романтической поэтики на символистскую поэзии.
Апробация таботы. Основные положения диссертации изложены в докладах на Всесоюзной научной конференции в Даугавголс-ком педагогическом институте им. Я.Э.Калнберзиня/1991г./, на 5-х "Efy-ришевоких чтениях"/ЖЕУ им.В.И.Ленина, 1993г./, на международной конференции "Русская нультура и мяр"/ЙГ11ИИЯ ам.Н.А. Добролюбова, 1993г./, на заседаниях кафедры зарубежной литературы в НГПИИЯ им. Н.А.Добролюбова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Список использованной литературы включает в себя 284 наименования.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке общих курсов лекций по истории зарубежной литературы, а также в спец-куроах н спецсеминарах по проблемам немецкого романтизма.